Jump to content

Божественное Чтение

В западном христианстве Lectio Divina ( лат. «Божественное чтение») — это традиционная монашеская практика чтения Священных Писаний, медитации и молитвы, предназначенная для содействия общению с Богом и увеличения познания Слова Божьего . [1] По мнению одного комментатора, Писание рассматривается не как текст для изучения, а как живое слово. [2]

Традиционно Lectio Divina состоит из четырех отдельных этапов: чтение; медитировать; молиться; созерцать. Сначала читается отрывок из Священного Писания, затем размышляется над его смыслом. За этим следует молитва и размышление над Словом Божьим. [3]

В центре внимания Lectio Divina не богословский анализ библейских отрывков, а рассмотрение их с участием Христа как ключа к их значению. Например, учитывая заявление Иисуса в Иоанна 14:27 : «Мир оставляю вам; мир Мой даю вам», аналитический подход будет сосредоточен на причине заявления во время Тайной вечери , библейском контексте и т. д. Однако в Lectio Divina практикующий «входит» и разделяет мир Христа, а не «рассекает» его. [4] В некоторых христианских учениях эта форма медитативной молитвы понимается как ведущая к расширению познания Христа . [5]

Корни размышлений и толкований Священных Писаний уходят к Оригену в III веке, после которого Амвросий научил им Августина Гиппопотама . [6] [7] Монашеская практика Lectio Divina была впервые основана в VI веке Бенедиктом Нурсийским , а затем была официально оформлена как четырехэтапный процесс картезианским монахом Гиго II в XII веке. [3] В 20 веке конституция Dei verbum Второго Ватиканского Собора рекомендовала Lectio Divina . широкой публике [ нужна ссылка ] [8] и его важность была подтверждена Папой Бенедиктом XVI в начале 21 века.

История и развитие

[ редактировать ]

Раннее начало

[ редактировать ]
Ориген считал сосредоточенность на Христе ключом к толкованию Священного Писания.

До возникновения западных монашеских общин ключевой вклад в основание Lectio Divina был внесен Оригеном в III веке с его взглядом на «Писание как таинство». [9] В письме к Григорию Неокесарийскому Ориген писал: «[Когда] посвящаешь себя божественному чтению… ищи смысл божественных слов, который сокрыт от большинства людей». [9] Ориген верил, что Слово (то есть Логос ) было воплощено в Священном Писании и поэтому могло касаться и учить читателей и слушателей. Ориген учил, что чтение Священного Писания может помочь выйти за рамки элементарных мыслей и открыть высшую мудрость, сокрытую в «Слове Божьем». [9]

В подходе Оригена главным интерпретативным элементом Священного Писания является Христос . По его мнению, все библейские тексты вторичны по отношению к Христу и являются лишь откровениями в той мере, в какой они относятся к Христу как к Слову Божьему . С этой точки зрения, использование Христа в качестве «ключа для толкования» открывает послание в библейских текстах. [9]

«Первородная роль» Оригена в толковании Священного Писания была признана Папой Бенедиктом XVI . [6] Методы Оригена затем изучил Амвросий Миланский , который в конце IV века научил им святого Августина , тем самым введя их впоследствии в монашеские традиции Западной Церкви . [7]

В IV веке, когда отцы-пустынники начали искать Бога в пустынях Палестины и Египта, они создали ранние модели христианской монашеской жизни , которые сохранились в Восточной Церкви. Эти ранние общины породили традицию христианской жизни «постоянной молитвы» в монашеской среде. [10] Хотя монахи пустыни собирались, чтобы послушать публичное чтение Священного Писания, а затем читали эти слова конфиденциально в своих кельях, это была не та практика, которая позже стала Lectio Divina, поскольку она не включала никаких медитативных шагов. [11]

Монашество VI-XII веков.

[ редактировать ]
Святой Бенедикт

После Оригена отцы церкви , такие как святой Амвросий , святой Августин и святой Иларий Пуатье, использовали термины Lectio Divina и Lectio Sacra для обозначения чтения Священного Писания. [12]

По мнению Жана Леклера, OSB , основателями средневековой традиции Lectio Divina были святой Бенедикт и папа Григорий I. Однако методы, которые они использовали, имели прецеденты в библейский период как на иврите, так и на греческом языке. Текст, сочетающий в себе эти традиции, - это Послание к Римлянам 10: 8–10 , где Апостол Павел говорит о присутствии слова Божьего в «усах или сердце» верующего. Именно чтение библейского текста послужило основанием для Lectio Divina . [13]

Под девизом Ora et Labora («Молись и трудись») повседневная жизнь в бенедиктинском монастыре состояла из трёх элементов: литургической молитвы, ручного труда и Lectio Divina — тихого молитвенного чтения Библии. [14] Это медленное и вдумчивое чтение Священного Писания и последующее обдумывание его смысла было их медитацией . Эта духовная практика называется «божественным чтением» или «духовным чтением» – т.е. lectio divina .

Бенедикт писал: «Праздность — враг души. Поэтому братия должна иметь определенные периоды для физического труда, а также для молитвенного чтения [ lectio divina ]». [15] Правило святого Бенедикта (глава № 48) предусматривало определенное время и порядок проведения Lectio Divina . В воскресных чтениях должна была принимать участие вся община монастыря, за исключением тех, у кого были другие задачи. [16]

В начале XII века святой Бернар Клервоский сыграл важную роль в повторном подчеркивании важности Lectio Divina в цистерцианском ордене. Бернар считал Lectio Divina и созерцание, направляемое Святым Духом, ключами к питанию христианской духовности. [17]

Формализация в конце 12 века.

[ редактировать ]
Часовня в Гранд-Шартрез , где «Лестницу монаха». написал Гиго II

Ищите в чтении , и вы найдете в медитации ; постучите в молитве , и она откроется вам в созерцании — Четыре стадии Lectio Divina, как учил Иоанн Креста .

Переход от чтения Библии к медитации, молитве и любви к Богу был впервые официально описан Гиго II , картезианским монахом и настоятелем Гранд-Шартреза, который умер в конце XII века. Картезианский орден следует своему собственному Правилу, называемому Статутом, а не Правилу Святого Бенедикта. [3]

Книга Гиго II «Лестница монахов» имеет подзаголовок «Письмо о созерцательной жизни» и считается первым описанием методической молитвы в западной мистической традиции. [18] В четырех стадиях Гвиго сначала читают, что заставляет задуматься (т. е. размышлять ) о значении текста; этот процесс, в свою очередь, приводит человека к ответу в молитве, что является третьим этапом. Четвертая стадия – когда молитва, в свою очередь, указывает на дар тихого безмолвия в присутствии Божием, называемый созерцанием . [3] [19]

Гвиго назвал четыре ступени этой «лестницы» молитвы латинскими терминами lectio , meditatio , oratio и contemplatio . [3] В XIII веке кармелитское Правило св. Альберта предписывало кармелитам ежедневное молитвенное размышление над Словом Божьим, а именно размышление днем ​​и ночью над Божественным Законом. Lectio Divina наряду с ежедневным совершением литургии по сей день является столпом молитвы в Кармиле.

Lectio Divina практиковал святой Доминик де Гусман , основатель доминиканского ордена . [20]

В 14 веке Герард Зютфен построил «Лестницу Гвиго», чтобы написать свой главный труд « О духовных восхождениях» . Зютфен предостерег от обдуманной медитации без чтения Священного Писания и учил, что чтение подготавливает ум, поэтому медитация не впадет в ошибку. Точно так же он учил, что медитация готовит ум к созерцанию. [21]

К началу XVI века методы «методической молитвы» достигли Испании, и св . Иоанн Креста четырем стадиям Гвиго II . научил своих монахов [11] В течение столетия протестантские реформаторы, такие как Жан Кальвин, продолжали защищать Lectio Divina . [1] Реформатская также была версия Lectio Divina популярна среди пуритан : Ричард Бакстер , пуританский богослов, защищал эту практику. [1]

Возрождение 20-го и 21-го веков

[ редактировать ]
Папа Павел VI , обнародовавший конституцию Второго Ватиканского Собора Dei ​​verbum.

К середине XIX века историко-критический подход к библейскому анализу, начавшийся более века назад и сосредоточенный на определении историчности евангельских эпизодов, отчасти отвлек внимание от распространения Lectio Divina за пределами монашеских общин. Однако в начале 20-го века эта практика возродилась, а книги и статьи о Lectio Divina, предназначенные для широкой публики. к середине века начали появляться [22]

В 1965 году в одном из основных документов Второго Ватиканского Собора , догматической конституции Dei verbum («Слово Божие»), подчеркивалось использование Lectio Divina . К 40-летию Dei verbum в 2005 году Папа Бенедикт XVI подтвердил его важность и заявил:

Особо хотелось бы напомнить и порекомендовать древнюю традицию Lectio Divina : усердное чтение Священного Писания, сопровождаемое молитвой, приводит к тому интимному диалогу, в котором читающий слышит говорящего Бога, а молясь, отвечает Ему с доверием. открытость сердца [ср. Dei verbum , сущ. 25]. Если эта практика будет эффективно пропагандироваться, эта практика принесет в Церковь – я в этом убежден – новую духовную весну. [23]

от 6 ноября 2005 года В своем обращении к Ангелусу Бенедикт XVI подчеркнул роль Святого Духа в Lectio Divina : [24] В своих ежегодных постных обращениях к священникам Римской епархии Папа Бенедикт – в основном после Синода епископов 2008 года по вопросам Библии – подчеркивал важность Lectio Divina , как и в 2012 году, когда он использовал Ефесянам 4:1–16 на Речь об определенных проблемах, стоящих перед Церковью. До этого он и Папа Иоанн Павел II использовали формат вопросов и ответов. «Одним из условий Lectio Divina является то, чтобы разум и сердце были освещены Святым Духом, то есть тем же Духом, который вдохновил Священное Писание, и чтобы к ним относились с отношением «благоговейного слушания».

Со второй половины 20-го века популярность Lectio Divina возросла за пределами монашеских кругов, и многие католики-миряне, а также некоторые протестанты практикуют его, иногда ведя «дневник Lectio», в котором они записывают свои мысли и размышления после каждый сеанс. [25] Важность Lectio Divina подчеркивается в англиканской общине . и [26]

Четыре части Lectio Divina.

[ редактировать ]

Исторически Lectio Divina была «общинной практикой», выполняемой монахами в монастырях. Хотя его можно рассматривать индивидуально, не следует забывать о его общинном элементе. [15]

Lectio Divina сравнивают с «напитком Словом»: сначала откусывают кусочек ( lectio ); затем пережевываю его ( meditatio ); смакуя его сущность ( oratio ) и, наконец, «переваривая» его и делая частью тела ( contemplatio ). [19] В христианском учении эта форма медитативной молитвы ведет к расширению познания Христа . [27]

В отличие от медитативных практик в восточном христианстве – например, исихазма , где Иисусова молитва повторяется много раз – Lectio Divina в разное время использует разные отрывки из Священного Писания. Хотя отрывок может повторяться несколько раз, Lectio Divina по своей природе не является повторяющимся. [10] [28]

Лекцио («чтение»)

[ редактировать ]
Руки на Библии, Альбрехт Дюрер , 16 век.

это то, что Бог открыл нам Своим Духом. Дух все проницает, даже глубины Божии

Первый шаг – это чтение Священного Писания. Чтобы достичь спокойного и умиротворенного состояния ума, подготовиться к Lectio Divina рекомендуется . Библейской ссылкой на подготовку через тишину является Псалом 45:10 : «Умолкни и познай, что Я Бог». [2] Примером может служить тихое и молчаливое сидение и чтение молитвы, призывающей Святого Духа руководить последующим чтением Священного Писания. [15]

Библейская основа подготовки восходит к 1 Коринфянам 2:9–10 , где подчеркивается роль Святого Духа в раскрытии Слова Божьего. [29] Как и в утверждении Иоанна Крестителя в Иоанна 1:26 о том, что «среди вас стоит Тот, кого вы не знаете», подготовительный шаг должен открыть разум для поиска Христа в читаемом отрывке. [30]

После подготовки первая часть Lectio Divina представляет собой медленное и постепенное чтение отрывка из Священных Писаний, возможно, несколько раз. [2] Библейская основа для чтения восходит к Римлянам 10: 8–10 и присутствию слова Божьего в «усах или сердце» верующего. Внимательное чтение начинает процесс, посредством которого можно достичь более высокого уровня понимания. [15] В традиционном бенедиктинском подходе отрывок медленно читается четыре раза, каждый раз с разной направленностью.

медитация («медитация»)

[ редактировать ]

Хотя Lectio Divina включает в себя чтение, это не столько практика чтения, сколько слушание внутреннего послания Священного Писания, передаваемого через Святого Духа . Lectio Divina ищет не информацию или мотивацию, а общение с Богом. Он рассматривает Священное Писание не как текст, который нужно изучать, а как « Живое Слово ». [2]

Монахиня -кармелитка в своей келье размышляет над Библией.

Таким образом, вторая часть Lectio Divina включает в себя размышление и размышление над отрывком из Священных Писаний. Когда этот отрывок читается, обычно советуют сначала не пытаться придать ему смысл, а ждать, пока действие Святого Духа осветит разум во время размышления над этим отрывком. [2]

Английское слово ponder происходит от латинского pondus , которое означает умственную деятельность по взвешиванию или обдумыванию. Для размышления над прочитанным отрывком следует отнестись легко и осторожно, рассматривая его с разных сторон. Опять же, акцент делается не на анализе отрывка, а на том, чтобы держать разум открытым и позволить Святому Духу внушить ему смысл. [2]

Примером отрывка может быть заявление Иисуса во время Тайной Вечери в Иоанна 14:27 : «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». [4]

Аналитический подход сосредоточится на том, почему Иисус сказал это, на том факте, что это было сказано на Тайной вечере, и на контексте библейского эпизода. За этим может последовать и другой богословский анализ, например, цена, которой Иисус, Агнец Божий, обеспечил мир своим послушанием воле Отца и т. д. [4]

такого богословского анализа обычно избегают Однако в Lectio Divina , где основное внимание уделяется Христу как ключу, который интерпретирует отрывок и связывает его с медитирующим. Таким образом, вместо того, чтобы «расчленять мир» аналитическим способом, практикующий Lectio Divina «входит в мир» и разделяет мир Христа. Таким образом, основное внимание будет сосредоточено на достижении мира посредством более тесного общения с Богом, а не на библейском анализе отрывка. Другие подобные отрывки могут быть такими: «Пребудьте в любви Моей», «Я пастырь добрый» и т. д. [4]

Орацио («молитва»)

[ редактировать ]
«Руки в молитве», Отто Грейнер , ок. 1900 г.

В христианской традиции молитва понимается как диалог с Богом, то есть любовная беседа с Богом, пригласившим нас в свои объятия. В конституции Dei verbum , которая одобряла Lectio Divina для широкой публики, а также в монашеских учреждениях, цитировалось святое Амвросий о важности молитвы в сочетании с чтением Священного Писания и говорилось: [31] [32]

И пусть они помнят, что молитва должна сопровождать чтение Священного Писания, чтобы Бог и человек могли говорить вместе; ибо «мы говорим с Ним, когда молимся, мы слышим Его, когда читаем божественное изречение».

Папа Бенедикт XVI подчеркнул важность использования Lectio Divina и молитв к Священному Писанию в качестве путеводного света и источника направления и заявил: «Никогда не следует забывать, что Слово Божье — это светильник для наших ног и свет для нашего пути». [23]

Созерцание («созерцание»)

[ редактировать ]
Витраж с изображением Святого Духа в виде голубя, ок. 1660 г.

Созерцание происходит в форме молчаливой молитвы, выражающей любовь к Богу. Катехизис Католической Церкви определяет созерцательную молитву как «слушание Слова Божьего» во внимательном состоянии. В нем говорится: «Созерцательная молитва — это молчание , «символ будущего мира» или «безмолвной любви». Слова в такой молитве не являются речами, они подобны зажжению, питающему огонь любви. В этой невыносимой для «внешнего» человека тишине Отец говорит нам Свое воплощенное Слово, пострадавшее, умершее и воскресшее; в этом молчании Дух усыновления позволяет нам участвовать в молитве Иисуса». [33]

Роль Святого Духа в созерцательной молитве на протяжении веков подчеркивалась христианскими духовными писателями. В XII веке святой Бернар Клервоский сравнил Святой Дух с поцелуем Вечного Отца, который позволяет практикующему созерцательную молитву испытать единение с Богом. [34] В 14 веке Ришар Ролль рассматривал созерцание как путь, ведущий душу к союзу с Богом в любви, и считал Святого Духа центром созерцания. [35]

С богословской точки зрения благодать Божия считается принципом или причиной созерцания, польза которой достигается через дары Святого Духа . [36]

Другие христианские методы

[ редактировать ]
Таблица 1
Гиго II Клер Ассизи
Read (lectioЧитать Взгляд на крест ( intueri )
Медитировать ( медитация ) Я считаю ( рассмотрение )
Pray (oratioМолитесь Contemplate (созерцать )
Contemplate (contemplatioСозерцать Подражать ( подражание )

Хотя Lectio Divina был ключевым методом медитации и созерцания в бенедиктинских , цистерцианских и картезианских орденах, другие католические религиозные ордена использовали другие методы.

Примером может служить еще один четырехступенчатый подход, предложенный святой Кларой Ассизской, показанный в Таблице 1, который используется францисканским орденом . [37] Метод Сен-Клары более нагляден, чем метод Гийго II , который по сравнению с ним кажется более интеллектуальным. [37]

Святой Терезы Авильской Метод «воспоминания» , в котором используются отрывки из книг для сосредоточения внимания во время медитации, имеет сходство с тем, как Lectio Divina использует конкретный отрывок из Священного Писания в качестве центрального элемента сеанса медитации и созерцания. [38] Вполне вероятно, что Тереза ​​изначально не знала о методах Гуиго ​​II, хотя, возможно, на нее косвенно повлияли эти учения через работы Франсиско де Осуна , которые она подробно изучала. [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Томпсон, Марджори Дж.; Ховард, Эван Б. (19 апреля 2005 г.). Праздник души: приглашение к христианской духовной жизни . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 24. ISBN  9780664229474 . Проверено 24 ноября 2012 г. В бенедиктинской традиции духовное чтение обозначается латинским названием Lectio Divina . И католики, и протестанты во многом обязаны Бенедикту своим пониманием и практикой размышления над Священными Писаниями. Однако немногие протестанты знают, что такие деятели, как великий реформатор Джон Кальвин и пуританский пастор Ричард Бакстер, пропагандировали метод рефлексивной медитации над Священными Писаниями, который напрямую заимствован из практики бенедиктинцев. Реформаторские адаптации Лекцио были распространены среди пуритан.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Беннер, 2010 , стр. 47–53.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Каннингем и Иган 1996 , с. 38.
  4. ^ Jump up to: а б с д Медитативная молитва Ричарда Дж. Фостера, 1983 Intervarsity Press ISBN   0-87784-197-7 страницы 24–25
  5. ^ Преподавание мировой цивилизации с радостью и энтузиазмом Бенджамин Ли Рен, 2004 г. ISBN   0-7618-2747-1 стр. 236
  6. ^ Jump up to: а б Веб-сайт Ватикана: Бенедикт XVI, Общая аудиенция 2 мая 2007 г.
  7. ^ Jump up to: а б Отцы церкви: от Климента Римского до Августина Гиппона , Папа Бенедикт XVI, 2009 г. ISBN   0-8028-6459-7 стр. 100
  8. ^ «Dei Verbum и Lectio Divina — Бенедикт XVI» . Инициатива «Перекресток» . 28 января 2016 года . Проверено 22 января 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Студзинский 2010 , с. 26.
  10. ^ Jump up to: а б Глобализация исихазма и Иисусовой молитвы: оспаривание созерцания Кристофера Д.Л. Джонсона, 2010 г. ISBN   978-1-4411-2547-7 страницы 31–38
  11. ^ Jump up to: а б Каннингем и Иган 1996 , стр. 88–94.
  12. Распятый со Христом: размышление о страстях Даниэля Меркура, 2007 г. ISBN   0-7914-7105-5 стр. 34
  13. ^ После Августина: медитативный читатель и текст , Брайана Стока 2001 г. ISBN   0-8122-3602-5 стр. 105
  14. ^ Христианская духовность: исторический очерк Джорджа Лейна, 2005 г. ISBN   0-8294-2081-9 стр. 20
  15. ^ Jump up to: а б с д Священная беседа: Духовность для поклонения Джонатана Линмана, 2010 г. ISBN   0-8006-2130-1, страницы 32–37.
  16. ^ Каннингем и Иган 1996 , стр. 38–39.
  17. ^ Каннингем и Иган 1996 , стр. 91–92.
  18. ^ Антология христианского мистицизма Харви Д. Игана, 1991 г. ISBN   0-8146-6012-6 страниц 207–208.
  19. ^ Jump up to: а б Сжатая жизнь Джерваза Холдэуэя, 2008 г. ISBN   0-8146-3176-2 стр. 109
  20. ^ http://laydominicanswest.org/formation/formation---first-year-/first-year-lesson-4.pdf [ нужна полная цитата ]
  21. ^ Христианская духовность: введение Алистера Э. МакГрата, 1999 г. ISBN   978-0-631-21281-2 страницы 84–87
  22. ^ Студзинский 2010 , стр. 188–195.
  23. ^ Jump up to: а б Веб-сайт Ватикана Обращение к 40-летию DEI VERBUM, пятница, 16 сентября 2005 г.
  24. ^ Веб-сайт Ватикана: Ангелус , 6 ноября 2005 г.
  25. Традиция католической молитвы Кристиана Рааба, Гарри Хагана, 2007 г. ISBN   0-8146-3184-3 страницы 79–80
  26. ^ Уилхойт, Джеймс С.; Ховард, Эван Б. (10 мая 2012 г.). Открытие Lectio Divina: привнесение Священного Писания в повседневную жизнь . Межвузовская пресса. п. 138. ИСБН  9780830835706 . Проверено 24 ноября 2012 г. В англиканских и епископальных церквях произносится молитва: «Благословенный Господь, повелевший написать все Священные Писания для нашего обучения: Даруй нам слышать их, читать, отмечать, изучать и внутренне переваривать их, чтобы мы могли принять и всегда удерживать их». поститесь благословенной надеждой вечной жизни, которую вы дали нам в Спасителе нашем Иисусе Христе, живущем и царствующем с вами и Духом Святым, единым Богом, во веки веков. Это lectio divina.
  27. ^ Путь к совершенству Терезы Авильской, 2007 г. ISBN   1-4209-2847-3 стр. 145
  28. Чтение с Богом: Lectio Divina Дэвида Фостера, 2006 г. ISBN   0-8264-6084-4 стр. 44
  29. ^ Jump up to: а б Ганс Урс фон Бальтазар, 1989 г. Христианская медитация Ignatius Press ISBN   0-89870-235-6 страницы 27–30
  30. ^ Беннер 2010 , с. 39.
  31. Традиция католической молитвы Кристиана Рааба, Гарри Хагана, 2007 г. ISBN   0-8146-3184-3 стр. 202
  32. ^ Сайт Ватикана Божье слово
  33. ^ Веб-сайт Ватикана, пункты Катехизиса 2716–2717.
  34. Святой Дух Ф. Лерона Шульца, Андреа Холлингсворт, 2008 г. ISBN   0-8028-2464-1 стр. 103
  35. Христианская духовность в католической традиции , Джордан Ауманн, 1985, Ignatius Press. ISBN   0-89870-068-X стр. 157
  36. ^ Католическая энциклопедия мистического богословия
  37. ^ Jump up to: а б Францисканцы за молитвой , Тимоти Дж. Джонсон, 2007 г. ISBN   90-04-15699-2 страницы 43–44 [1]
  38. ^ Мистика: опыт, реакция и расширение прав и возможностей , Джесс Холленбек, 1996 г. ISBN   0-271-03002-X стр. 522
  39. ^ Автобиография Терезы Авилы Елены Карреры, 2004 г. ISBN   1-900755-96-3 стр. 28

Источники

[ редактировать ]
  • Беннер, Дэвид Г. (2010). Открытие Богу: Lectio Divina и жизнь как молитва . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-3542-3 .
  • Каннингем, Лоуренс С.; Иган, Кейт Дж. (1996). Христианская духовность: темы из традиции . Паулист Пресс. ISBN  0-8091-3660-0 .
  • Студзински, Раймонд (2010). Читать, чтобы жить: развивающаяся практика Lectio divina . Цистерцианские публикации. ISBN  978-0-87907-231-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэзил Пеннингтон (1998), Lectio Divina: Обновление древней практики молитвы по Священному Писанию ( ISBN   0-8245-1736-9 ).
  • Джефф Нью, «Творческая проповедь: молитесь Священным Писаниям, чтобы Бог мог говорить через вас» , Глобальная библиотека Лэнгэма, ( ISBN   9781783688999 ).
  • Сэр Паскаль-Доминик Нау, Когда говорит Бог: Lectio Divina в Иоанне Креста, Лестница монахов и правило Кармиля (Рим, 2012). ( ISBN   978-1291037029 ) [2]
  • Гиго II Картезианец, «Лестница монахов», перевод сэра Паскаля-Доминика Нау, ОП, Рим, 2013 г. [3] .
  • Жан Хури, Lectio Divina в Школе Марии (2018), ( ISBN   978-1976811722 ) [4] .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cf74725593ac72db913426dc3aff89f__1720465740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/9f/8cf74725593ac72db913426dc3aff89f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lectio Divina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)