Ранняя греческая космология
Ранняя греческая космология относится к верованиям о структуре ( космографии ) и происхождении ( космогонии ) космоса ( греч. kosmos ) преимущественно с 8-го по 5-й века до нашей эры, прежде чем она была вытеснена древнегреческой астрономией , которая была демифологизирована и включала систематизацию мир. Основные черты ранней греческой космографии схожи с чертами древней ближневосточной космологии . К основным элементам космоса относятся ( плоская ) земля, небо, море и преисподняя ( Тартар ), первые три из которых соответствовали богам Гее , Урану и Океану (или Понту ). [1]
Некоторые первоисточники ранней греческой космологии включают поэзию Гомера и (« Илиада» « Одиссея» ), Гесиода (« Теогония» и « Труды и дни ») и сохранившиеся фрагменты из «Мимнермуса» .
В V веке до нашей эры греческие мыслители начали добавлять в эту космологию новые черты. Один из них, которого защищали такие деятели, как Ксенофан , Парменид и Эмпедокл, отстаивал точку зрения, согласно которой космос в целом (а не Земля в частности) имеет сферическую форму. Эмпедокл и Анаксагор выступали за понятие «вихрь», которое описывает вращение космоса и объясняет видимое вращение звезд. [2] Когда была предложена сферическая модель Земли, ранняя греческая космология в целом начала заменяться, хотя это произошло не сразу. Такие географы, как Ктесий и Эфор, отвергли сферическую форму Земли в 4 веке до нашей эры. Среди авторов ранней империи Римской Страбон , Тацит и эпикурейцы продолжали признавать плоскую Землю. Последним греческим автором, который, как известно, придерживался этой позиции, был Косма Индикоплевст, живший в VI веке нашей эры. [3]
Обзор
[ редактировать ]Все модели ранней греческой космологии разделяли следующие пять элементов: [4]
- Твердое небо ( твердь )
- Высокие хребты на краю (плоской) земли
- Солнце находится близко к Земле, когда оно заходит и восходит
- Солнце питается милостями земли
- Солнце и Луна маленькие по сравнению с Землей
Другим важным элементом раннегреческой космологии, который отличал ее от древнегреческой астрономии , которая стала доминировать в последующие века, был акцент на роли богов в прошлой и текущей истории человека и мифологической природе окружающего мира. [5]
Земля, Океан и Аид
[ редактировать ]На краю земли находится регион, населенный фантастическими существами, монстрами и квазилюдьми. [6] Достигнув края земли, он обнаруживает, что она окружена и ограничена океаном ( Oceanus ). [7] [8] как это видно на вавилонской карте мира , хотя между вавилонской и раннегреческой точками зрения есть одно главное различие: Океан — это река и поэтому имеет внешний берег, тогда как на вавилонской карте нет внешней ступени, за которой мир география расширяется. Но для Гесиода за Океаном лежат и Гесперида , дочь Ночи ( Никс ), и Горгоны . Единственный человек или герой, прошедший мимо Океана, — это Геракл в своем путешествии, где он находит скот Эвритиона . [9] Солнце не освещает область за речным океаном, так как его круговое обращение не распространяется на эти области. [10] Вместо этого, по словам Мимнерма , он лежит ночью в золотой камере на берегу океана или, возможно, в барке , построенной Гефестом . [11] Океан также покрыт краем щита, который был вылеплен Гефестом для Ахилла . С Океаном, как его сестра и жена, связана Тефия , которая ассоциировалась с пресной водой , реками и источниками . [1] За океаном находится царство Аида : как таковой, океан разделяет владения живых и мёртвых. Это пространственное разделение задумано на горизонтальной равнине, а не на вертикальной, и отражено в путешествии Одиссея в загробный мир (в этой системе загробный мир/Аид отличается от подземного мира/Тартара). Одиссей пересекает реку Океан, совершает долгий путь по берегам океана, а затем прибывает к месту слияния рек Кокитос и Пирифлегетон , образующих Ахерон . [12] Гадес также пространственно характеризуется такими терминами, как эреб и зофос , которые обозначают область тьмы, недоступную для Солнца. [13] центре Земли, оси мира Наконец, часто говорят, что в , находится космическая гора или космическое дерево, подобное горе Машу в месопотамской космологии. В «Илиаде» Гомера гора Олимп достигает небес. [14]
Остров Цирцеи — это своего рода ворота, регулирующие проход в Аид, через которые нужно пройти, если желает войти в Аид из обитаемой области или вернуться в обитаемую область из Аида. Остров, который в начале 12-й книги «Одиссеи» назван «обителью ранней зари, ее танцующих лужаек и восходов солнца», расположен недалеко как от мест, где восходит, так и заходит солнце. Это приводит к описанию нелогичной топографии, в которой и восток, и запад в конечном итоге сливаются в одну точку. Это приводит к тому, что Одиссей дезориентируется на острове, где он говорит: «Мы не знаем, где находится Восток и где яркое солнце опускается под землю»: Одиссей не может отличить восток от запада. Как и в египетской литературе, выход и вход Солнца в обитаемый мир, ограниченный Океаном, лежат рядом друг с другом, как двойные врата. Точно так же в «Теогонии» Гесиода (строки 750–756) пути Солнца и Луны смежны. [15]
Небеса
[ редактировать ]Небо — это плоская и твердая твердь, поддерживаемая колоннами. [7] В небесный свод были включены солнце, луна и звезды. Эти астральные тела персонифицировались как боги, которым можно было поклоняться или которым можно было молиться. Согласно «Теогонии» Гесиода, 116–133 гг. [16] :
Прежде всего возник Хаос, затем широкогрудая Земля (Гея), твердое место всего сущего навеки, и туманный Тартар, глубоко в широких тропах земли, и Эрос, прекраснейший из бессмертных богов, тот, кто ослабляет наши члены и подчиняет разум и вдумчивые советы всех богов и людей. Из Хаоса возникли Эреб и черная Ночь, а из Ночи снова произошли Эфир и День, которых она зачала и родила после того, как слилась с Эребом в любви. Теперь Земля прежде всего породила звездного Урана, равного себе, чтобы он покрыл ее со всех сторон, чтобы быть твердым местом для блаженных богов навеки. Она также создала большие горы, прекрасное жилище божественных нимф, обитающих в лесистых горах. Она также родила нетронутое море, кипящее своими волнами, Понтос, без акта восхитительной любви. Потом она переспала с Ураном и родила Океана с его глубокими водоворотами [...]
Небеса описаны один раз как бронза и дважды как железо. [1] Один отрывок из «Илиады», где Зевс представляет космическую угрозу любому богу, осмелившемуся вмешаться в Троянскую войну , дает больше информации о том, как небеса связаны с остальной вселенной:
Я схвачу его и швырну в Тартар, окутанный туманом,
далеко, место, где яма глубже любой другой,
где железные ворота и медный порог,
так же далеко от Аида, как небо от земли.
Зевс угрожает космически, что любой такой актер будет отброшен вниз на огромное расстояние, расстояние которого вниз аналогично расстоянию вверх, к небесам. Позже в строках 721–725 повторяется, что этот регион находится так же далеко от земли, как земля от неба: точно так же, как наковальне требуется десять дней, чтобы упасть с неба на землю, так и десять дней требуется, чтобы упасть с земли в подземный мир. Это говорит о том, что греки в этот период представляли космос на вертикальной оси, где плоскости космоса от Тартара, земли и неба последовательно расположены друг над другом. Более того, эквивалентность необъятности направлений вверх и вниз может также указывать на то, что люди лежат в центральной плоскости этой вертикальной оси. [17] [18]
Преисподняя (Тартар)
[ редактировать ]Подземный мир в трудах Гесиода представляет собой огромную, темную и замкнутую область, называемую «Тартар». Тартар — это не часть подземного мира, а его целое. В зависимости от наблюдателя также можно нарисовать три разных изображения Тартара. Титаны, запечатанные Зевсом в Тартаре во время Титаномахии , рассматривают его как неизбежное ограждение, обнесенное стеной. Сущности Ночи, Дня, Сна и Смерти фактически воспринимают его как дом: в него можно войти и выйти по своему желанию. (Все эти сущности проживают в Тартаре, и поэтому можно сказать, что Тартар является домом для циклических явлений ночи, дня, сна и смерти. [19] ) Наконец, с точки зрения человеческой топографии, его можно понимать как великое ущелье. Эти образы также не являются взаимоисключающими: у Титанов повышенная трудность побега из Тартара, например на землю, из-за глубины ущелья. [20] Гесиод предлагает множественные описания особенностей подземного мира, и порой они вступают в противоречие друг с другом. По мнению Джонсона, правильный способ читать Гесиода, чтобы избежать столкновения с такими противоречиями, согласно собственным намерениям Гесиода, состоит в том, чтобы понимать, что «Гесиод не пытается предоставить карту различных структур подземного мира, но дает отдельные описания подземный мир в целом». [21]
Гесиод имеет в виду забор, окружающий Тартар, а также двери Посейдона и связанную с ними стену; Джонсон считает, что эти термины относятся к одному и тому же барьеру. [22] Тартар — это великая ветреная пропасть. Некоторые отрывки помещают Атлас в Тартар, но другие помещают его на крайнем западе вместе с Гесперидами , за Океаном. Другие свидетельства также указывают на то, что Тартар расположен не только под землей, но и на ее краях. Таким образом, Тартар простирается так, что некоторые его области можно найти вертикально под землей, тогда как другие можно найти горизонтально, окружая его. [23] [24] Гесиод также помещает в Тартаре дом Сна и Смерти. Наконец, в подземный мир впадает река и богиня Стикс , являющаяся потомком Океана и Тефии. Непосредственным источником воды реки Стикс является Океан: как только Стикс отделяется от Океана, Стикс впадает в большую часть подземного мира как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Стикс можно представить как единый поток, начинающийся у горизонта и затем разделяющийся на несколько отдельных потоков вниз. [25]
Космогония и боги
[ редактировать ]Космография связана с космогонией , первоначальным образованием космоса, поскольку последняя обеспечивает этиологию первой. Хаос существовал всегда и является изначальной материей, и из него возникает творение. [26] Космические стражи следят за тем, чтобы творение не скатилось обратно в состояние хаоса, например: «Солнце не выйдет за рамки своих мер; иначе Эринии, стражи Дике, обнаружат его». [27] Хаос порождает Урана, Гею и Понтоса (небо, землю, море), которые посредством ассоциации или сексуального союза порождают остальных богов. Космическая борьба между Зевсом и Титанами угрожает порядку вселенной в так называемой Титаномахии : Зевс и Сторукий в конечном итоге загоняют Титанов, ранее привязанных к Земле, в преисподнюю, Тартар. Вокруг Тартара также построена стена и забор с гигантскими бронзовыми дверями. [28]
Одной из важных особенностей космогонии является смешение или спаривание Океана, бога соленой воды, с Тефией, богом всех форм пресной воды (включая реки, источники и т. д.). Это имитирует более раннее месопотамское разделение богов соли и пресной воды, Тиамат и Абзу . И, как и в более ранней месопотамской космологии, у Гомера и Гесиода, а еще позже у Платона ( Тимей 40e), боги соли и пресной воды смешиваются (или спариваются), создавая последующие поколения богов. Идеи о смешении соленой и пресной воды, олицетворяемые этими божествами, могут возникнуть в результате гидрологических наблюдений за этими явлениями. Название островной страны Бахрейн и сегодня означает «Два моря», имея в виду встречу и смешение пресных и соленых морей. [29]
Связь с другими космологиями
[ редактировать ]Ранние греческие космогонии могут быть связаны с более ранней индоевропейской космогонией . [30] Трио богов Зевс (царь богов), Посейдон (бог моря) и Аид (бог преисподней) были описаны как «совершенный» эквивалент тройки богов в древних ближневосточных космологиях, например в трио богов угаритской космологии: Ваал , Ям и Мот . [31] «Теогония» Гесиода также тесно связана с более ранним хеттским космологическим текстом « Песнь о Кумарби» . [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Клей 1992 , с. 132.
- ^ Кейзер 2020 , с. 45–47.
- ^ Кейзер 2020 , с. 47–54.
- ^ Кейзер 2020 , с. 38–43.
- ^ Линдберг 2010 , с. 21–25.
- ^ Кейзер 2020 , с. 22–24.
- ^ Перейти обратно: а б Саймон-Шошан 2008 , с. 70–71.
- ^ Клэй 1992 , с. 136–137.
- ^ Клэй 1992 , с. 152.
- ^ Маринатос 2010 .
- ^ Маринатос 2010 , с. 196–197.
- ^ Маринатос 2010 , с. 193–195.
- ^ Маринатос 2010 , с. 198–199.
- ^ Кейзер 2020 , с. 29–30.
- ^ Маринатос 2010 , с. 196
- ^ Алгра 1999 , с. 45–46.
- ^ Клэй 1992 , с. 134–136, 143.
- ^ Гордон 2022 , с. 4.
- ^ Джонсон 1999 , с. 27.
- ^ Джонсон 1999 , с. 12.
- ^ Джонсон 1999 , с. 25.
- ^ Джонсон 1999 , с. 15.
- ^ Джонсон 1999 , с. 18–22.
- ^ Маринатос 2010 , с. 197–198.
- ^ Джонсон 1999 , с. 24.
- ^ Кейзер 2020 , с. 24–26.
- ^ Кейзер 2020 , с. 26–28.
- ^ Клэй 1992 , с. 140–143.
- ^ Ирби 2021 , с. 13–15.
- ^ Аллен 2004 .
- ^ Вятт 2022 , с. 248.
- ^ Келли 2021 .
Источники
[ редактировать ]- Альгра, Кеймпе (1999). «Начала космологии». В Лонг, А.А. (ред.). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Издательство Кембриджского университета. стр. 45–65.
- Аллен, Николас Дж. (2004). «Миф о преемственности Бхишмы и Гесиода» . Международный журнал индуистских исследований . 8 (1/3): 57–79.
- Клей, Дискин (1992). «Мир Гесиода» . Рамус . 21 (2): 131–155.
- Гордон, Джоэл А. (2022). «Переосмысление татарской географии «Илиады»: следы далекого Тартара и повествовательное значение локализации» . Антихтон . 56 : 1–19.
- Ирби, Джорджия Л. (2021). Представления о водном мире в греко-римской античности . Издательство Блумсбери.
- Джонсон, Дэвид М. (1999). «Описания Тартара Гесиодом («Теогония» 721-819)» . Феникс . 53 (1): 8–28. дои : 10.2307/1088120 . JSTOR 1088120 .
- Келли, Адриан (2021). «Пол и гендер мифа о преемственности у Гесиода и Древнего Ближнего Востока» . В Келли, Адриан; Меткалф, Кристофер (ред.). Боги и смертные в раннегреческой и ближневосточной мифологии . Издательство Кембриджского университета. стр. 276–291.
- Кейзер, Пол (2020). «Уютный космос ранней космологии» . В Роллере, Дуэйн В. (ред.). Новые направления в изучении античной географии . Айзенбрауны. стр. 5–55.
- Линдберг, Дэвид К. (2010). Начало западной науки: европейская научная традиция в философском, религиозном и институциональном контексте, 600 г. до н.э. - 1450 г. н.э. (2-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-48204-0 .
- Маринатос, Нанно (2010). «Свет и тьма и архаическая греческая космография» . У Христопулоса Менелай; Караканца, Ефимия Д.; Леванюк, Ольга (ред.). Свет и тьма в древнегреческих мифах и религиях . Лексингтонские книги. стр. 193–200.
- Симон-Шошан, Моше (2008). « Небеса провозглашают славу Божию...» Исследование раввинистической космологии» (PDF) . Бехол Дерахеха Даеху – Журнал Торы и науки . 20 : 67–96.
- Вятт, Николас (2022). «Различение дерева и деревьев в воде: сотворение в библейской мысли» . В Уотсоне, Ребекка С.; Кертис, Адриан Х.В. (ред.). Беседы на ханаанские и библейские темы Сотворения, Хаоса и Единобожия . Де Грюйтер. стр. 203–252.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Остин, Норман. «Один и многие в гомеровском космосе», Арион (1973), 219–274.
- Купри, Дирк Л. Небо и Земля в древнегреческой космологии: от Фалеса до Гераклида Понтийского . Спрингер 2011.
- Финкельберг А. «О космогонии и эйпирозе у Гераклита». AJPh (1998), 195–222.
- Харди, Филип Р. «Imago Mundi: космологические и идеологические аспекты щита Ахилла». JHS (1985), 11–31.
- Лопес-Руис, Каролина (2010). Когда родились боги: греческие космогонии и Ближний Восток . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04946-8 .
- Маринатос, Нанно. «Так называемый ад и грешники в «Одиссее» и гомеровской космологии», Numen (2009), стр. 185–197.
- Маринатос, Нанно. «Космическое путешествие Одиссея», Нумен (2001), стр. 381–416.
- Тибодо, Филипп. «Модель Анаксимандра и меры Солнца и Луны». JHS (2017), 92–111.