Апаоша
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Апаоша ( Апаоша , Апауша ) — авестийское языковое имя зороастрийского демона засухи. Он — воплощенная противоположность Тиштрии , божества звезды Сириус и хранителя осадков. В зороастрийской традиции Апаоша появляется как Апош или Апауш.
, что авестийское нарицательное существительное апаоша На протяжении многих десятилетий считалось — «засуха» происходит либо от * апа-уша — «сжигание», либо от * апа-врит(а) — «остановка воды». [ 1 ] В конце 1960-х годов было высказано предположение, что apaoša- является антонимом непроверенной производной от * pausa- «процветающий». Это объяснение, которое также поддерживается древнеиндийской пошей с тем же значением, сегодня широко принято. Авестийская апаоша - первоначально означало «не процветающий». [ 1 ]
В Священном Писании
[ редактировать ]В мифологии Яшта 8.21-29 [ 1 ] [ 2 ] Тиштрия, как могучий белый конь с золотыми ушами и золотым хвостом, мчится к космическому морю Вурухаша. По пути он сталкивается с Апаошей в виде ужасной черной лошади с черными ушами и черным хвостом. Они сражаются три дня и ночи, пока Апаоша не прогоняет Тиштрю. Затем Тиштрия жалуется Ахура Мазде , что он был ослаблен, потому что человечество не воздало ему должного в виде надлежащих молитв и жертвоприношений. Затем Ахура Мазда сам приносит жертву Тиштре, который теперь окреп, снова вступает в бой с Апаошей в полдень и побеждает демона засухи. Затем Тиштрия заставляет дожди свободно падать на землю, и все снова становится хорошо.
легенда была интерпретирована как мифологическое сочетание сезонного и астрономического события: гелиакический восход Сириуса Эта (с которым связана Тиштрия) произошел в июле, [а] незадолго до самого жаркого и засушливого времени года. В течение следующих нескольких дней Сириус будет виден на рассвете как мерцающая звезда (сражающаяся с Апаошей). В жаркие летние месяцы, когда Сириус становится более видимым, свет звезды, кажется, становится сильнее (Тиштра набирает силу), пока он не станет устойчиво виден на небосводе (Апаоша побеждена). С поражением Апаоши начинается сезон дождей (поздней осенью).
Мифологическое объяснение гелиакического положения Сириуса лишь упоминается в Авесте: В Яште 18.5-6: [ 3 ] Апаоше противопоставляются носители процветания, то есть Тиштрия и его помощники Вата и Хварра . В этих стихах демон засухи описывается как «ошеломляющий мороз».
По традиции
[ редактировать ]Описание битвы Апаоши и Тиштрии воспроизведено в текстах зороастрийской традиции IX-XII веков, где Апаоша теперь выступает как среднеперсидский Апош ( apōš ), а Тиштрия теперь Тиштар или Тиштер.
В «Бундахишне» , космологической басне, завершенной в XII веке, противостояние устанавливается во время творения: вторая фаза войны между творением (с его хранителями) и Ангра-Майнью ( МП → Ариман) — за контроль над водами и дожди. В этой войне ( Бундахишн 7.8-10, [ 3 ] [ 4 ] и Задспрам 6.9-11. [ 4 ] ), Апаоше помогает Спеньягр, которого, однако, терпит поражение от удара молнии. На противоположном фронте Тиштрю поддерживают Веретрагна (→ Вахман), Хаома (→ Хом), Апам Напат (→ Бурз), орды фраваши и Ваю ( → Вех). В « Бундахишне » Апаоша отождествляется с планетой Меркурий , астрологическая оппозиция Сириусу является продуктом контакта с Халдеей и может быть сохраняющимся следом зурванитской доктрины, которая помещает звезды в оппозицию к планетам.
«Дадистан и день 93» повторяет попытку Апаоши предотвратить дождь. Потерпев поражение от Тиштрии, Апаоша затем пытается заставить дожди нанести ущерб (93.12 [ 5 ] ). Дадистан и день 93 дает народную этимологию Апоша как среднеперсидского ab osh «(имеющий) разрушение воды». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гелиакический восход Сириуса в настоящее время происходит в начале августа. Но 2500 лет назад это произошло примерно на две недели раньше. См. прецессию равноденствий .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бруннер 1987 , с. 161.
- ^ Ломмель 1927 , стр. 46–57.
- ^ Перейти обратно: а б с Бруннер 1987 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Слепой 1938 , с. 404–405.
- ^ Холл 1938 , стр. 405.
Ссылки
[ редактировать ]- Бруннер, Кристофер Дж. (1987), «Апош», Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 161–162.
- Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 107–101. 374/Тиштря, 404–405/Рев.
- Ломмель, Герман (1927), Яшты Авесты , Геттинген-Лейпциг: Ванденхук и Рупрехт / Дж. К. Хинрихс