Jump to content

Амеша Спента

В зороастризме Амеша Спента ( авестийский : 𐬀𐬨𐬆𐬱𐬀⸱𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 , латинизированное: Aməša Spəṇta — буквально «Бессмертный (то есть) святой/щедрый/дающий») представляет собой класс семи божественных сущностей, исходящих от Ахуры. Мазда , высшее божество религии . [1] [а] Более поздние среднеперсидские варианты этого термина включают сокращение «Амешаспанд», а также специфически зороастрийские «Махраспанд» и «Амахраспанд».

Как божественные сущности

[ редактировать ]

Значительно более распространенным, чем неспецифическое значение Амеша Спента (см. ниже ), является ограничительное использование этого термина для обозначения семи великих божественных сущностей, исходящих от Ахура Мазды . [1] В зороастрийской традиции это первые семь эманаций нетварного творца, посредством которых совершалось все последующее творение. Это фундаментальное учение лишь упоминается в Авесте , но систематически описывается в более поздних текстах на среднеперсидском языке, в частности в « Бундахишне» , [2] произведение XI или XII веков, описывающее зороастрийскую космологию. [ сломанный якорь ] .

Выражение Амеша Спента не встречается в Гатах , но «вероятно, оно было придумано самим Зороастром . Спента — характерное слово его откровения, означающее содействие, усиление, щедрость, святость ». [1] [а] Самый старый засвидетельствованный [3] использование этого термина находится в части Ясны Хаптангаити. [4] и в котором два элемента имени встречаются в обратном порядке, то есть как Спента Амеша . Как и все другие стихи « Ясны Хаптангаити» , Ясна 39.3 также написана на гатском авестийском языке и примерно того же возраста, что и гимны, приписываемые самому Зороастру.

Амеша Спента в Гатах [5]        
Гатское имя  Примерное значение 
Спəṇта Майню (𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎) [6] Святой/Творческий Дух/Менталитет
[ Воху ] Манах ([𐬬𐬊𐬵𐬎] 𐬨𐬀𐬥𐬀𐬵) [Хорошая] Цель
Аша [ Вахишта ] (𐬀𐬴𐬀 [𐬬𐬀𐬵𐬌𐬱𐬙𐬀]) [Лучшее] Истина/Праведность
Xšaθra [ Ваирья ] (𐬑𐬱𐬀𐬚𐬭𐬀 [𐬬𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀]) [Желательно] Доминион
[ Spəṇta ] Ārmaiti ([𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀] 𐬁𐬭𐬨𐬀𐬌𐬙𐬌) [Святое] Преданность
Хаурватат (𐬵𐬀𐬎𐬭𐬬𐬀𐬙𐬁𐬙) Целостность
Амерат (𐬀𐬨𐬆𐬭𐬆𐬙𐬁𐬙) Бессмертие

Атрибуты воху «хороший», вахишта «лучший», вайрья «желательный» и седда «святой» не всегда присутствуют в древнейших текстах. Если они вообще появляются, то не обязательно появляются непосредственно рядом с существительным. [б] Но в более поздней традиции эти прилагательные являются неотъемлемой частью самих имен.

В то время как Воху Манах , Аша Вахишта и Xšaθra Vairya всегда имеют средний род в авестийской грамматике; в традиции они считаются мужскими. Армаити , Хаурватат и Амэрэтат неизменно женского рода.

В Гатах каждая Амеша Спента представляет собой хорошее моральное качество, к обретению которого должны стремиться смертные. Таким образом, доктрина великой семерки заключается в том, что посредством хороших мыслей, слов и дел каждый человек должен стремиться ассимилировать в себе качества Амеша Спенты.

У каждого из семи есть противоположный аналог, а пяти из семи уже присвоен один в Гатах: [7] аша/арта- (истина) противопоставляется друдж- (обману, лжи), спанта-майнью - ангра-майнью, воху-манах противопоставляется ака-манах- , xšaθra- - душее-xšaθra- , а армаити- - тарамаити- . Не очевидно в Гатах и ​​впервые появляется в Младшей Авесте. [8] являются оппозициями хаурватат- (целостности) таршна- (жажде) и амəрəтат- (жизни) шуд- (голоду). Эти последние назначения отражают отождествление Хаурватата с водой и отождествление Амеретата с растениями.

В Гатах аша/арта является наиболее очевидным из семи, а также наиболее часто ассоциируется с мудростью ( мазда- ). В 238 стихах этих гимнов аша-/арта- встречается 157 раз. Из других понятий почти так же часто встречается только вохуманах- (136 раз). Для сравнения, остальные четыре великого секстета появляются всего 121 раз: xšaθra- : 56 раз; Армаити- : 40; amərətāt- : 14; хаурватат- : 11 раз. [7]

В контексте зороастрийской космологии группа Амеша Спента расширена за счет включения Ахура Мазды , представленного (или вместе с) Спента Майнью , который является инструментом или «активным принципом» акта творения. [9] [10] Именно через эту «Щедрую Силу», «Творческую Эманацию» или «Святой Дух» Ахура Мазда имманентно присущ человечеству. [11] и как Творец взаимодействует с миром. [12]

Доктрина также имеет физическое измерение: каждая гептада связана с одним из семи творений, которые в древней философии были основой вселенной. Систематическая ассоциация присутствует только в более поздних среднеперсидских текстах, где каждый из семи указан со своим «особым доменом»: [1] [9]

Систематические ассоциации в более поздних персидских текстах        
Гатское имя  Среднеперсидский  Новый персидский  Систематическая ассоциация 
Spəṇta Mainyu людей и хранитель всего
Воху Манах Вахман Бахман крупного рогатого скота (и всех животных)
Аша Вахиста Ардвахист Урдибихишт огня (и всех других светил)
Xšaθra Вайрья Шахревар Шахривар металлов (и минералов)
Спэнта Армаити Пролет вооружен Эсфанд/Эспан земли
Хаурватат Хордад Хурдад воды
Эмирейтс Сегодня Мурдад растений

В Гатах Кшаора [ Вайрья ] не имеет ассоциации с конкретным творением, и только в более поздних текстах этот Амеша Спента считается хранителем металлов. Эта аномалия объясняется в современной науке тем, что в космогонии каменного века небо считалось первым из творений (и считалось, что оно сделано из камня), а металлу среди творений нет места ( Бронзовые и Железные Века были еще впереди). Это также отражено в откровении Зороастра, где небо «из самого твердого камня». [13] Позже, с появлением бронзовых, а затем и железных инструментов, это небо превратилось в кристалл, который считался одновременно каменным и металлическим. [14] Со временем ассоциация Xšaθra с каменным небосводом затмилась ассоциацией с металлическим небом, а затем и с металлами вообще.

В неспецифическом использовании

[ редактировать ]

В неспецифическом использовании термин Амеша Спента обозначает всех божеств, которые способствовали или укрепляли творение, а также всех щедрых и святых. Сюда входят не только Ахура Гатах (термин, который в также используется во множественном числе, но включает только Ахура Мазды имя ), но также и все другие божества, о которых упоминаются в этих текстах. В этом неспецифическом смысле слова Амеша Спента эквивалентен термину язата .

Неспецифическое использование встречается значительно реже, чем использование этого термина для обозначения великих божественных сущностей (см. Выше ). Неспецифическое использование особенно очевидно в текстах зороастрийской традиции 9-14 веков, но в самой Авесте есть также случаи, когда оно используется таким образом. в Ясне Например, 1.2 язата Атар объявлен «самым активным из Амеша Спентас». Даже в современном зороастризме этот термин часто используется для обозначения тридцати трех божеств, которым либо посвящено имя дня в зороастрийском календаре , либо есть Яшт посвященный им (или и то, и другое).

Это общее, неспецифическое значение термина Амеша Спента также имеет эквивалент в ведическом санскрите Вишве Амритас , который является собирательным термином для всех сверхъестественных существ (буквально: «все бессмертные»).

Доктрина

[ редактировать ]

Доктрина Амеша Спента через их связь с творением объединяет эфирные и духовные концепции с материальными и проявленными объектами в «уникально зороастрийском» учении. [1] образом: не только как абстрактные «аспекты» Ахура Мазды, но и сами достойные почтения и персонифицированные или представленные во всех материальных вещах.

Отношения между Ахура Маздой и Амеша Спентой весьма тонкие. В Ясне 31.11 Гат говорится, что Ахура Мазда создал вселенную своей «мыслью». В других отрывках, таких как Ясна 45.4, он описывается как метафорический «отец» личности Амеша Спента, что, хотя и образно, предполагает семейную близость. В частности, отношения между Ахура Маздой и Спента-Майнью многогранны и сложны, и «так же трудно поддаются определению, как отношения Яхве и Святого Духа в иудаизме и христианстве». [15]

Почитание Амеша Спента в живом мире все еще присутствует в современной зороастрийской традиции и проявляется в каждой религиозной церемонии, когда каждый из Амеша Спента явно представлен предметами, хранителями которых они являются. Кроме того, первые семь дней месяца зороастрийского календаря посвящены великой гептаде и творению, признавая превосходство Амеша Спента и тем самым обеспечивая внедрение их доктрины.

Этический и онтологический дуализм в одной и той же сущности «объясняет трудности, которые некоторые аспекты доктрины представляют для западных ученых». [1] Почитание Амеша Спента и Язатов часто подвергалось нападкам со стороны незороастрийских источников из-за его многобожия не только в наше время, но и в эпоху Сасанидов . Хотя «поклонение элементам» неоднократно обвинялось в IV и V веках, [16] Христианские миссионеры (такие как Джон Уилсон [17] ) в 19-м веке Индия специально нацеливалась на имманентность Амеша Спента как на свидетельство (по их мнению) зороастрийской политеистической традиции, достойной нападок. [18] [19]

Частой мишенью критики было зороастрийское кредо, в котором его приверженец заявляет: «Я исповедую себя поклонником Мазды, последователем учения Зороастра, ... тем, кто восхваляет и почитает Амешу Спенту» (Фраваране , Ясна 12.1 ) . ). Некоторые современные зороастрийские богословы, особенно те, кто принадлежит к реформистской школе мысли, полагают, что эфирный дух и физическое проявление неотделимы ни в каком смысле и что почитание творений Ахура Мазды в конечном итоге является поклонением Создателю. [16]

Во второй половине XIX века Мартин Хауг предложил [20] что сам Зороастр рассматривал Амеша Спенту как просто философские абстракции и что персонификация гептады на самом деле была более поздним искажением. Парсы Бомбея с благодарностью приняли предпосылку Хауга в качестве защиты от христианских миссионеров и впоследствии распространили эту идею как парсийскую интерпретацию, которая подтвердила теорию Хауга. Принцип «продолжающегося монотеизма» со временем стал настолько популярным, что теперь почти повсеместно принят в качестве доктрины. [15] [18] [19]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Существительное - амеша , «бессмертный», от отрицательного префикса а + *мер (протоиндоевропейский: «смерть»), а прилагательное, « содействующее , укрепляющее, щедрое, святое», является его определителем.
  2. ^ Это также верно для всех других соединений, включая [Ахура] Мазду; только в Младшей Авесте они однозначно идентифицируются как имена собственные.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Бойс, Мэри (1983). «Амəша Спэнта». Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 933–936.
  2. ^ Бундахишн 3.12
  3. ^ Бойс, 1983:933
  4. ^ Yasna 39.3
  5. ^ Yasna 47.1
  6. ^ «Спента-Майнью | Зороастрийское божество» . Британская энциклопедия . Проверено 14 июля 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б Шлерат, Бернфрид (1987). «Аша: Авестийская Аша». Энциклопедия Ираника . Том. 2. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 694–696. .
  8. ^ Яшт 19.96
  9. ^ Jump up to: а б КРЕЙЕНБРУК, ФИЛИПП Г. (1993). «О роли Спента-Майнью в зороастрийской космогонии». Бюллетень Азиатского института . 7 : 97–103. ISSN   0890-4464 . JSTOR   24048432 .
  10. ^ Ясна 44.7, 31.3 и 51.7.
  11. ^ Yasna 33.6
  12. ^ Yasna 43.6
  13. ^ Yasna 30.5
  14. ^ Яшт 13.2
  15. ^ Jump up to: а б Бойс, Мэри (1983), «Ахура Мазда», Иранская энциклопедия , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 684–687 .
  16. ^ Jump up to: а б Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: OUP
  17. ^ Уилсон, Джон (1843), Религия парсов: развернутая, опровергнутая и противопоставленная христианству , Бомбей: American Mission Press
  18. ^ Jump up to: а б Манек, Сьюзен Стайлз (1997), Смерть Аримана: культура, идентичность и теологические изменения среди парсов Индии , Бомбей: Восточный институт KR Cama, стр. 182 и далее.
  19. ^ Jump up to: а б Васкес III, Пабло (2019). « О Мудрый и вы, другие Ахуры»: ошибочное применение монотеизма к зороастризму» . Академия.edu .
  20. ^ Хауг, Мартин; Уэст, Эдвард В., ред. (1884), Очерки священного языка, сочинений и религии парсов , Лондон: Трубнер

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3cc3e2db28703f454acafecda03f3ecf__1713567660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/cf/3cc3e2db28703f454acafecda03f3ecf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amesha Spenta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)