Армаити выключен
В зороастризме авестийское Спəнта Армаити ( 𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 𐬁𐬭𐬨𐬀𐬌𐬙𐬌 означает «Святая Преданность») — одно из Амеша Спентас , семи божественных проявлений Мудрости и Ахура Мазды . В то время как более старые источники представляют Амеша Спентас скорее как абстрактные сущности, в более поздних источниках Спента Армаити олицетворяется как женское божество с оттенками гармонии и преданности. [1]
Имя
[ редактировать ]Спента Армаити известна на более поздних иранских языках как Спандармад (на среднеперсидском языке ) и Исфандармад (на современном персидском языке ). [2]
Иногда Армаити сочетается с другим зороастрийским божеством Замом («земля»), еще одним существом, связанным с Землей. [3] образуя таким образом соединение Зам-Армаити или Зам-Арматай . [4]
Культовая роль
[ редактировать ]Как и любой другой член Гептады, Армаити разделяет близкую связь с Ахура Маздой, связь, метафорически описанную Зороастром как связь с его «дочерью». [5]
Она связана с землей [6] [7] [8] и священная литература описывает ее роль как персонажа Матери-природы . Таким образом, она связана с плодородием и фермерами. [9] [а] [б]
Она также связана с мертвыми и подземным миром. [12] [13]
Религиозное наследие
[ редактировать ]В зороастрийском календаре она связана с двенадцатым месяцем ( персидский : سپندارمذ Spendārmad ) и пятым днем месяца. Таким образом, пятый день двенадцатого месяца является ее священным днем Сепандармазганом . Сепандармазган – древний праздник, посвященный вечной любви. В этот день иранские влюбленные дарят друг другу подарки. [14]
Параллели
[ редактировать ]Стипендия утверждает, что Армаити эквивалентен Ригведической сущности по имени Арамати . [15] [16]
В армянской мифологии ее имя фигурирует как Сандарамет ( арм . Сандарамет ). [17] [18]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Она - « древнеиранская богиня возделываемой земли, растительности и плодородия, имеющая связь с обрядом погребения (...)» и которой «принадлежит материальная земля». [10]
- ^ «В царстве материального мира Спента Армаити является духом-хранителем земли (Вендидад 3.35), символом щедрости (...), а также защитником пастухов и фермеров. Однако часто о ней говорят как сама земля, а не как гений земли (Ясна 16.10; Яшт 24.50; Вендидад 2.10, 2.14, 2.18, 18.51, 18.64... в физическом мире она представляет землю, а позже становится ею». [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиминг, Дэвид. Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. 2005. с. 29. ISBN 0-19-515669-2
- ^ Сафаи Ю. (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити». В: Никнами К.А., Хожабри А. (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Спрингер, Чам. п. 65. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41776-5_6 .
- ^ де Йонг, Альберт Ф. (1997). Традиции волхвов: зороастризм в греческой и латинской литературе . Лейден; Нью-Йорк; Кёльн: Брилл. п. 100. ИСБН 90-04-10844-0 .
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (2012). Энциклопедия древних божеств . МакФарланд/Рутледж. п. 520. ISBN 1-57958-270-2
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. п. 323. ИСБН 978-0674968509 .
- ^ Скьярво, Prods Oktor. «Ахура Мазда и Армаити, Небо и Земля, в Старой Авесте». В: Журнал Американского восточного общества 122, вып. 2 (2002): 404-409. дои: 10.2307/3087636.
- ^ Сафаи, Яздан (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити». В: Никнами К.А., Хожабри А. (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Спрингер, Чам. стр. 65-66. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41776-5_6
- ^ «[Армаити] была рогом изобилия плодов земли (...) олицетворением самой земли, и земля, таким образом, была ее собственным царством (...) [Она также несла] ответственность за ее рост ". Декстер, Мириам Роббинс. Откуда богини: первоисточник . Серия «Афина». Нью-Йорк и Лондон: Издательство Педагогического колледжа , Педагогический колледж, Колумбийский университет. 1990. с. 72. ISBN 0-8077-6234-2 .
- ^ Асатрян, Гарник С.; Аракелова, Виктория. Религия ангела-павлина: езиды и их духовный мир . Рутледж. 2014. с. 90. ISBN 978-1-84465-761-2
- ^ Нигосян, Соломон Александр. Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . Монреаль и Кингстон; Лондон; Буффало: Издательство Университета Макгилла-Куина. 1993. с. 79. ISBN 0-7735-1133-4
- ^ Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. стр. 323–324. ISBN 978-0674968509 .
- ^ Бойс, Мэри. История зороастризма . Том первый: Ранний период. Третье впечатление с исправлениями. Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Э. Дж. Брилл. 1996. с. 206. ISBN 90-04-10474-7 .
- ^ Тахери, Садреддин (2014). Богини в иранской культуре и мифологии Тегеран: Просвещение и публикации Motale'at-e Zanan. ISBN 9789641940821 .
- ^ Сафаи, Яздан (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити». В: Никнами К.А., Хожабри А. (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Спрингер, Чам. п. 66. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41776-5_6 .
- ^ Пино, Жорж-Жан. «Язык скифов и имя Аримаспа». В: Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности , 152-й год, № 1, 2008. С. 133-134. [DOI: https://doi.org/10.3406/crai.2008.92104 ]; www.persee.fr/doc/crai_0065-0536_2008_num_152_1_92104
- ^ Гастингс, Джеймс , изд. (1908). Энциклопедия религии и этики, Том 1 . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 795 .
- ^ Куркджян, Ваан М. (2008). История Армении . Лос-Анджелес, Калифорния: Индоевропейское издательство. п. 249 . ISBN 9781604440126 .