Гаваеводата
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Гаваеводата ( gav-aēvō.dātā ) — авестийское название изначального быка в зороастрийской космогонии и космологии, одного из шести первичных материальных творений Ахура Мазды и мифологического прародителя всей благотворной животной жизни.
Первобытный зверь убит в мифе о творении, но из его костного мозга, органов и цитры , [а] мир вновь населен животной жизнью. Душа первобытного быка – геуш урван – вернулась в мир душой домашнего скота. Хотя геуш урван является аспектом изначального крупного рогатого скота в зороастрийской традиции, а также, возможно, таковым в Младшей Авесте, отношения между ними неясны в древнейших текстах.
В Священном Писании
[ редактировать ]Хотя авестийский gav- «корова» грамматически женского рода, это слово также используется в единственном числе для собирательного слова «скот». В переводах на английский язык Гаваеводата часто упоминается в гендерно-нейтральных терминах как «первозданный бык». В других переводах Гаваеводата называется быком . [1] и подобен египетскому богу Апису . -aevo.data . в имени буквально означает «созданный как единое целое», «единственно созданный» или «единственно созданный»
Гаваеводата упоминается только в сохранившихся текстах Авесты , а по имени упоминается только в двух гимнах. В других случаях, например в Яшт 13.85, первобытный зверь упоминается среди шести материальных творений, но не по имени. В других местах, например, в Гатской авестийской Ясне Хаптангхаити , возносятся молитвы от имени души коровы ( геуш урван [2] ), или поклоняются «душе коровы и ее сотворенному телу», [3] но ни в одном случае Гаваэводата не упоминается по имени, и не ясно (в отличие от зороастрийской традиции), является ли душа коровы душой Гаваеводаты.
То же самое относится и к «Коровьему плачу» . [4] [б] В этом аллегорическом тексте душа коровы ( геуш урван силы обмана ( друдж ) отчаивается из-за несчастного состояния, в котором ее подвергли ) (см. миф ниже ), и из-за отсутствия у нее защиты со стороны адекватного пастуха. Божества проводят совет и решают, что Зороастр — единственный, кто может облегчить ее состояние. Сначала она сокрушается еще больше, считая Зороастра некомпетентным, но в конце концов принимает его помощь.
Из этого текста можно вывести по крайней мере два уровня значения ( Маландра 2001b , стр. 577): существо, с которым плохо обращаются, символизирует тяжелое положение сообщества Зороастра, а душа первобытного зверя является метафорой послания, которое Зороастр получил от Мазды. . В третьем стихе ектении луне: [5] Гаваеводата упоминается как (или вместе с) «бык многих видов», находящийся под опекой луны Мах , в частности, моха-гаочира — «луны, которая хранит в себе цитру». [а] скота», что является распространённым эпитетом Маха . [6]
В 30 гимнах божествам зороастрийского календарного месяца Гаваеводата снова упоминается в стихах, номинально посвященных Луне. Мах снова упоминается как «Луна, содержащая цитру крупного рогатого скота», а Гаваеводата снова упоминается (или в компании) как «Бык многих видов». [7]
По традиции
[ редактировать ]Мифология «уникально созданного быка», о которой лишь упоминается в дошедшей до нас Авесте, кажется, полностью развитой в среднеперсидских текстах зороастрийской традиции 9–11 веков. В этих текстах авестийское гаваеводата появляется как среднеперсидское gaw i ew-dad или ewazdad или evagdad и сохраняет то же буквальное значение, что и авестийская языковая форма.
Как и для всех других зороастрийских космологических верований, основным источником информации о изначальном быке является Бундахишн , текст 9-го века. В этом тексте первобытный бык — гермафродит , имеющий как молоко, так и молоко. [8] и сперма. [9] Оно «белое, яркое, как луна, и три мерных полюса в высоту». [10] Уникально созданный бык прожил свою жизнь на реке Вех. Дайти, [11] а на противоположном берегу жил Гайомарт/д (авестийский Гайо маретан ), мифический первый человек.
Роль Гави эвдада в мифе о сотворении мира такова: в течение первого трехтысячелетнего периода Ахура Мазда ( Ормузд ) создал быка в качестве Своего четвертого или пятого [с] из шести первичных материальных творений. В начале второго трехтысячелетнего периода Ангра-Майнью ( Ариман ) напал на мир, и Творец ответил, поместив первобытное растение, быка и человека в соответствующие небесные сферы звезд, луны и солнца. [12] Но Ариман напал на небо, и Ормузд накормил быка «лечебным мангом » ( mang bešaz). [д] ), чтобы уменьшить его страдания. [13] Скот сразу ослабел, а затем умер. [и]
Но пока он умирал, его чихр [а] был спасен и доставлен на «лунную станцию». [ф] На попечении Луны, чир [а] зверя очистились и стали парами мужского и женского пола животных «многих видов». После смерти быка из его костного мозга выросли пятьдесят пять видов зерна и двенадцать видов лекарственных растений. [14] В другом отрывке [15] Бундахишн говорит о кунжуте, чечевице, луке - порее, винограде, горчице и майоране, исходящих из различных других частей его тела. Например, чечевица из печени, а горчица из легких. [16] [г] [час] .
Госорун (от авестийского «геуш урван» ), душа первобытного быка, сбежала на звездную, лунную и солнечную станции, где она оплакивала разрушение мира. Она не успокоилась до тех пор, пока Ормузд не показал ей фраваши еще не родившегося Зороастра (чью защиту она получит). Удовлетворенный обещанием защиты, Гошорун согласился «вернуться в мир в качестве домашнего скота». [17]
См. также
[ редактировать ]- Гоу Мата
- Аудумбла — первобытная корова в скандинавской мифологии.
- Священный бык
- Тавроктония
- Божество Дема
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Точное значение этого слова в данном контексте неизвестно. Традиционно оно переводится как «семя», которое в смысле «прототип» несет в себе оттенок определенной физической формы или внешнего вида. Но это слово также может означать «семя» в смысле «расы, поголовья», апикальным предком которого является Гаваеводата – как первобытное животное.
- ^ Ясна — одна из Гат , приписываемых самому Зороастру; таким образом, это предмет множества интерпретаций.
- ^ Изначальный бык — это либо пятое, либо четвертое творение, в зависимости от того, какое перечисление следует. Число материальных творений также варьируется и составляет шесть или семь, в зависимости от того, включен ли огонь в качестве седьмого и последнего материального творения. В Большом Бундахишне Гави эвдад является пятым из семи творений.
- ^ Среднеперсидский манг относится либо к белене ( Hyoscyamus ), либо к дурману ( Datura ), либо к конопле ( Cannabis ).
- ^ Хеннинг. Зороастр: Политик или знахарь? . п. 32. предполагает, что автор имел в виду применение эвтаназии. О «против» см. Boyce 1975 , с. 231, н. 11.
- ↑ «Лунная станция», о которой идет речь, — это станция Луны, известная на среднеперсидском языке как пеш Парвез «перед (перед) Парвезом», причем Парвез — это среднеперсидский эквивалент авестийских паойряейньяс , Плеяд . Намек в Дадестан-и Дениг 37.46 предполагает, что Плеяды, возможно, когда-то мифологически идентифицировались как чихр первобытного быка.
- ^ О реконструкции авестийского слова, обозначающего горчицу (отождествляемого в зороастрийской традиции со здоровыми легкими), и его гомофонном сходстве со среднеперсидским словом, обозначающим легкие, см. Хеннинг, Уолтер Бруно (1965), «Горчичное зерно», Annali Dell 'Istituto Orientale di Napoli , Лингвистический раздел, 6 : 29–31 ( Избранные статьи II , стр. 597–599).
- ^ (например, Анклесария или Западный Бундахишн В нескольких переводах среднеперсидских текстов ) среднеперсидское сипандан «горчица» неправильно переводится как «(дикая) рута». Это происходит из-за путаницы горчицы (среднеперсидский сипандан ) с с(и)пандом , который с ботанической точки зрения не является рутой , но тем не менее называется «сирийской рутой».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ см . Бойс 1975 , с. 139
- ^ Яшт 35
- ^ Яшт 39
- ^ Yasna 29b
- ^ Мах Нияеш 3
- ^ Акты 7.3, 7.5, 7.6, Gbd VIe.2-3, VII.5-6 и т. д.
- ^ Siroza 1.12, 2.12
- ^ Там же 43.15
- ^ Там же 94.4
- ^ ГБД Ia.12
- ^ ГБД Ia.12
- ^ Там же 7
- ^ ГБД IV.20
- ^ Там же 10
- ^ Там же 93.11, см. аналогичный отрывок в Задспраме .
- ^ Там же 14.1, ГБД XIII.2
- ^ Gbd IVa.2ff, Ibd 46.3ff., Денкард стр.9
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. 1, Лейден: Брилл, стр. 138–139 .
- Маландра, Уильям (2001a), «Гави Эвдад», Энциклопедия Ираника , том. 10, Коста Меса, Калифорния: Mazda, с. 340 .
- Маландра, Уильям (2001b), «Gə̄uš Uruuan», Энциклопедия Ираника , том. 10, Коста Меса, Калифорния: Mazda, с. 577 .