Камадену
Камадену | |
---|---|
Мать-корова Богиня коров | |
![]() Скульптура Камадену в пещерах Бату , Малайзия. | |
Другие имена | Сурабхи |
Деванагари | Камадхену |
Санскритская транслитерация | Камадену |
Принадлежность | Деви |
Обитель | Голока , Патала или обители мудрецов Джамадагни и Вашишты |
Генеалогия | |
Супруга | Кашьяп |
Дети | Нандини, Дхену, Харчика и Субхадра |
Камадхену ( санскрит : कामदेनु , [ , Камадхену известный также ) ] , kaːmɐˈdʱeːnʊ सुरभीСурабхи как [ 1 ] ), божественная богиня-бык, описанная в индуизме как мать всех коров. Это чудесная изобильная корова, которая дает своему хозяину все, что он пожелает, и ее часто изображают матерью другого скота. В иконографии ее обычно изображают в виде белой коровы с женской головой и грудью, птичьими крыльями и хвостом павлина или в виде белой коровы, содержащей в своем теле различные божества. Камадену не поклоняются отдельно как богине. Скорее, она почитается индуистским почитанием коров , которые считаются ее земными воплощениями.
Индуистские писания содержат различные рассказы о рождении Камадхену. В то время как некоторые рассказывают, что она возникла из пахтанья космического океана , другие описывают ее как дочь бога-творца Дакши и жену мудреца Кашьяпы . Другие писания повествуют, что Камадену принадлежала либо Джамадагни , либо Вашиште (оба древние мудрецы), и что цари, которые пытались украсть ее у мудреца, в конечном итоге столкнулись с ужасными последствиями своих действий. Камадхену играет важную роль в обеспечении молока и молочных продуктов для использования в жертвоприношениях своего мудреца-учителя; она также способна создать свирепых воинов, чтобы защитить его. Помимо проживания в обители мудреца, она также описана как обитательница Голоки — царства коров — и Паталы , преисподней.
Этимология
[ редактировать ]К Камадхену часто обращаются по имени собственному Сурабхи или Шурбхи , которое также используется как синоним обычной коровы. [ 2 ] Профессор Якоби считает, что название Сурабхи — «ароматный» — произошло от специфического запаха коров. [ 3 ] Согласно санскритско-английскому словарю Монье Уильямса (1899 г.), Сурабхи означает ароматный, очаровательный, приятный, а также корову и землю. В частности, это может относиться к божественной корове Камадхену, матери скота, которую также иногда называют богиней Матрика («мать»). [ 4 ] Другие имена собственные, приписываемые Камадхену, - это Сабала («пятнистый») и Капила («красный»). [ 5 ]
Эпитеты «Камадхену» ( कामधेनु ), «Камадух» ( कामदुह् ) и «Камадуха» ( कामदुहा ) буквально означают корову, «из которой извлекается все желаемое» — «корову изобилия». [ 5 ] [ 6 ] В «Махабхарате» и «Деви Бхагавата-пуране» в контексте рождения Бхишмы корове Нандини дается эпитет Камадхену. [ 7 ] В других случаях Нандини описывается как дочь-корова Сурабхи-Камадхену. Ученый Веттам Мани считает Нандини и Сурабхи синонимами Камадхену. [ 2 ]
Иконография и символика
[ редактировать ]
По мнению индолога Мадлен Биардо , Камадену или Камадух — это родовое имя священной коровы , которая считается источником всего процветания в индуизме. [ 5 ] Камадхену считается формой Деви (индуистской Божественной Матери). [ 8 ] и тесно связан с плодородной Матерью-Землей ( Притхви ), которую на санскрите часто называют коровой. [ 5 ] [ 8 ] Священная корова означает «чистоту и неэротическое плодородие, ... жертвенность и материнскую природу, [и] поддержание человеческой жизни». [ 8 ]
Фредерик М. Смит описывает Камадену как «популярный и устойчивый образ в индийском искусстве». [ 9 ] Считается, что все боги обитают в теле Камадхену — типичной коровы. Ее четыре ноги — это священные Веды ; ее рога — триединые боги Брахма (кончик), Вишну (средний) и Шива (основание); ее глаза — боги солнца и луны, ее плечи — бог огня Агни и бог ветра Ваю , а ее ноги — Гималаи . Камадхену часто изображают в таком виде на плакатах. [ 9 ] [ 10 ]
Другое изображение Камадену изображает ее с телом белой коровы Зебу , головой женщины в короне, яркими орлиными крыльями и павлиньим хвостом. По данным Художественного музея Филадельфии , на эту форму повлияла иконография исламского Бурака , который изображается с телом лошади, крыльями и женским лицом. Современный плакат также изображает Камадену в этой форме. [ 9 ] [ 11 ]
Корова, отождествляемая с Камадхену, часто изображается сопровождающей бога Даттатрею . Что касается иконографии божества, она обозначает брахманический аспект и вайшнавскую связь божества, контрастируя с сопровождающими его собаками, символизирующими небрахманический аспект. Она также символизирует Панч Бхуту (пять классических элементов) на иконе. Даттатрейю иногда изображают держащим в одной руке божественную корову. [ 8 ]
Рождение и дети
[ редактировать ]
В Махабхарате ( Ади Парва ) записано, что Камадхену-Сурабхи восстал из пахтанья космического океана ( Самудра Мантана ) богами и демонами, чтобы обрести амриту (амброзию, эликсир жизни). [ 2 ] Таким образом, она считается потомком богов и демонов, созданным, когда они пахтали космический молочный океан, а затем переданным Саптариши , семи великим провидцам. [ 9 ] приказал ей Бог-творец Брахма давать молоко и снабжать его и топленое масло («топленое масло») для ритуальных огненных жертвоприношений. [ 10 ]
Книга эпоса Анушасана Парва повествует, что Сурабхи родился из отрыжки «творца» ( Праджапати ) Дакши после того, как он выпил амриту , поднявшуюся из Самудра Мантханы. Далее Сурабхи родила множество золотых коров, называемых коровами Капилы , которых называли матерями мира. [ 3 ] [ 12 ] Сатапатха -брахман также рассказывает похожую историю: Праджапати создал Сурабхи из своего дыхания. [ 3 ] Книга Удьога Парва Махабхараты , повествует, что бог-создатель Брахма выпил так много амриты что его вырвало часть ее, из которой появился Сурабхи. [ 2 ] [ 13 ]
Согласно Рамаяне , Сурабхи — дочь мудреца Кашьяпы и его жены Кродхаваши , дочери Дакши . Ее дочери Рохини и Гандхарви — матери крупного рогатого скота и лошадей соответственно. Тем не менее, именно Сурабхи описывается в тексте как мать всех коров. [ 14 ] Однако в Пуранах , таких как «Вишну-пурана» и «Бхагавата-пурана» , Сурабхи описывается как дочь Дакши и жена Кашьяпы, а также мать коров и буйволов. [ 2 ] [ 15 ]
Матсья Пурана отмечает два противоречивых описания Сурабхи. В одной из глав Сурабхи описывается как супруга Брахмы, и их союз произвел на свет корову Йогишвари. Затем она описывается как мать коров и четвероногих. В другом случае она описывается как дочь Дакши, жена Кашьяпы и мать коров. [ 16 ] Харивамса браминов , приложение к Махабхарате , называет Сурабхи матерью амриты, , коров и Рудр . [ 17 ]

« Деви Бхагавата Пурана» повествует, что Кришна и его возлюбленная Радха наслаждались игрой, когда им хотелось молока. Итак, Кришна создал корову по имени Сурабхи и теленка по имени Манората из левой стороны своего тела и доил корову. Когда он пил молоко, молочный горшок упал на землю и разбился, пролив молоко, которое стало Кшира Сагара , космическим молочным океаном. Затем из пор кожи Сурабхи вышли многочисленные коровы, которые он подарил товарищам-пастухам (гопам) Кришны. Затем Кришна поклонился Сурабхи и постановил, чтобы ей — корове, дающей молоко и процветание — поклонялись в Дивали в день Бали Пратипады . [ 2 ] [ 18 ]
Различные другие библейские ссылки описывают Сурабхи как мать Рудр, включая Ниррти (отцом является Кашьяпа), корову Нандини и даже нагов- змеелюдей . [ 19 ] Махабхарата также мимолетно упоминает Сурабхи как мать Нандини (буквально «дочь») в контексте рождения Бхишмы , воплощения Васу . Нандини, как и ее мать, является «коровой изобилия» или Камадхену и проживает с мудрецом Вашиштхой . Нандини украдена божественным Васу и поэтому проклята мудрецом за то, что она родилась на земле. [ 20 ] В «Рагхувамсе Калидасы » упоминается, что царь Дилипа — предок бога Рамы — однажды проходил мимо Камадхену-Сурабхи, но не оказал ей почтения, тем самым навлек на себя гнев божественной коровы, которая прокляла царя, сделав его бездетным. Поскольку Камадхену ушел к Патале, гуру Дилипы, Васиштха посоветовал царю служить Нандини, дочери Камадхену, которая находилась в обители. Король и его жена умилостивили Нандини, которая нейтрализовала проклятие своей матери и благословила короля на рождение сына, которого назвали Рагху . [ 21 ]
В «Рамаяне» Сурабхи описывается как огорченная обращением с ее сыновьями — волами — на полях. считает плохим предзнаменованием для богов . Ее слезы Индра , бог-царь небес, [ 14 ] Книга Вана Парва Махабхараты также повествует о похожем случае: Сурабхи плачет о тяжелом положении своего сына — быка, которого перегружает работа и избивает его крестьянин-хозяин. Индра, тронутый слезами Сурабхи, проливает дождь, чтобы остановить пахоту измученного быка. [ 22 ]
Богатство и защитник брахманов
[ редактировать ]Камадхену часто ассоциируется с браминами (классом жрецов, особенно мудрецами), чье богатство она символизирует. Коровье молоко и его производные, такие как топленое масло (топленое масло), являются неотъемлемой частью ведических огненных жертвоприношений, которые проводятся жрецами-браминами; поэтому ее иногда также называют Хомадхену — коровой, от которой приносят подношения. Более того, корова также предлагает браминам, которым запрещено сражаться, защиту от жестоких королей, которые пытаются причинить им вред. Как богиня, она становится воином, создавая армии, чтобы защитить своего хозяина и себя. [ 5 ]
Корова Джамадагни
[ редактировать ]
Легенда повествует, что священная корова Камадхену жила у мудреца Джамадагни . Самая ранняя версия легенды, которая появляется в эпосе «Махабхарата» , повествует, что тысячерукий царь Хайхая , Картавирья Арджуна , разрушил обитель Джамадагни и захватил теленка Камадхену. Чтобы вернуть теленка, сын Джамадагни Парашурама убил короля, сыновья которого, в свою очередь, убили Джамадагни. Затем Парашурама 21 раз уничтожил расу кшатриев («воинов»), и его отец воскрес по божественной милости. [ 23 ] Подобные рассказы о похищении небесной коровы или ее теленка, убийстве Джамадагни Картавирьей Арджуной и мести Парашурамы, приведшей к смерти Картавирьи Арджуны, существуют и в других текстах. В «Бхагавата-пуране» упоминается, что царь похитил Камадхену, а также ее теленка, а Парашурама победил царя и вернул коров своему отцу. [ 23 ] В «Падма-пуране» упоминается, что, когда Картавирья Арджуна попытался схватить ее, Камадхену своей силой победила его и его армию и улетела на небеса; затем разъяренный король убил Джамадагни. [ 23 ]
В «Брахманда-пуране» Камадхену своей силой создает великий город для размещения армии Картавирьи Арджуны, когда они посещают обитель Джамадагни. По возвращении в свое королевство министр Картавирья Арджуны Чандрагупта убеждает его поймать божественную корову. Министр возвращается в обитель и пытается убедить мудреца отдать корову, но безуспешно, поэтому он пытается силой схватить Камадхену. В завязавшейся битве мудрец убит, но Камадену убегает в небо, а Чандрагупта вместо этого берет с собой своего теленка. [ 23 ] «Брахманда-пурана» повествует, что Камадхену Сушила была подарена Джамадагни Камадхену-Сурабхи, который правит на Голоке . [ 2 ]
Брахма Вайварта Пурана повествует, что небесная корова, называемая здесь Капилой, производит различное оружие и армию, чтобы помочь Джамадагни победить армию царя, пришедшую схватить ее. Когда сам король вызвал Джамадагни на битву, Капила обучила своего мастера боевым искусствам. Джамадагни возглавил армию, созданную Капилой, и несколько раз разгромил короля и его армию; каждый раз сохраняя жизнь королю. Наконец, с помощью божественного копья, подаренного ему богом Даттатрейей , царь убил Джамадагни. [ 23 ]
Корова Васиштхи
[ редактировать ]В Рамаяне представлено аналогичное повествование о Камадхену, однако здесь мудрец — Васиштха , а царь — Вишвамитра . Однажды царь Вишвамитра со своим войском прибыл в обитель мудреца Васиштхи. Мудрец приветствовал его и предложил огромный пир для армии, который устроил Сабала, как Камадхену называется в тексте. Изумленный король попросил мудреца расстаться с Сабалой и взамен предложил взамен тысячи обычных коров, слонов, лошадей и драгоценности. Однако мудрец отказался расстаться с Сабалой, которая была необходима мудрецу для совершения священных ритуалов и благотворительности. Взволнованный Вишвамитра силой схватил Сабалу, но она вернулась к своему хозяину, сражаясь с царскими людьми. Она намекнула Васиштхе приказать ей уничтожить армию короля, и мудрец последовал ее желанию. Интенсивно она вырастила воинов -пахлавов , которые были убиты армией Вишвамитры. Поэтому она произвела воинов линии Шака - Явана . Из ее рта вышли Камбоджи , из ее вымени — Барвары, из ее задних ног — Яваны и Шаки, а из пор ее кожи — Харитас. Кираты и другие иностранные воины. Вместе армия Сабалы убила армию Вишвамитры и всех его сыновей. Это событие привело к великому соперничеству между Васиштхой и Вишвамитрой, который отказался от своего царства и стал великим мудрецом, чтобы победить Васиштху. [ 24 ]
Обители
[ редактировать ]Место жительства Камадхену-Сурабхи варьируется в зависимости от разных писаний. Анушасана Парва Махабхараты рассказывает , как ей была передана во владение Голока , коровий рай, расположенный над тремя мирами (небом, землей и преисподней): дочь Дакши Сурабхи отправилась на гору Кайлас и поклонялась Брахме в течение 10 000 лет. Довольный бог даровал корове божественность и постановил, что все люди будут поклоняться ей и ее детям – коровам. Он также подарил ей мир под названием Голока, а ее дочери будут жить на земле среди людей. [ 2 ] [ 3 ] [ 25 ]
В одном случае в Рамаяне Сурабхи описывается живущим в городе Варуны – Повелителя океанов – который расположен под землей в Патале (преисподней). Говорят, что ее текущее сладкое молоко образует Кшироду или Кширасагару, космический молочный океан. [ 14 ] В Удьога Парва книге Махабхараты . говорится, что это молоко имеет шесть вкусов и содержит в себе сущность всех лучших вещей на земле [ 13 ] [ 26 ] Удйога Парва уточняет, что Сурабхи обитает в самом нижнем царстве Паталы , известном как Расатала , и имеет четырех дочерей – Дикпали – богинь-коров-хранительниц райских кварталов: Саурабхи на востоке, Хархшику на юге, Субхадру на западе и Дхену на севере. [ 3 ] [ 13 ]
Помимо Голоки и Паталы, Камадхену также описывается как обитатель в обителях мудрецов Джамадагни и Вашишты. Ученый Мани объясняет противоречивые истории о рождении Камадхену и его присутствии в процессиях многих богов и мудрецов, заявляя, что, хотя Камадхену может быть более одного, все они являются воплощениями первоначального Камадхену, матери коров. [ 2 ]
Бхагавад Гита , беседа бога Кришны в Махабхарате , дважды называет Камадхену Камадхуком . В стихе 3.10 Кришна ссылается на Камадхука, говоря, что за выполнение своего долга человек получит молоко своих желаний. В стихе 10.28, когда Кришна обращается к источнику вселенной, он заявляет, что среди коров он — Камадхук. [ 27 ]
В Анушасана Парве Махабхараты Шива бог описывается как наложивший проклятие на Сурабхи. Это проклятие интерпретируется как отсылка к следующей легенде: [ 28 ] Однажды, когда боги Брахма и Вишну боролись за то, кто выше, перед ними возник огненный столб — лингам (символ Шивы). Было решено, что тот, кто найдет конец этой колонны, будет выше. Брахма взлетел в небо, чтобы попытаться найти вершину столба, но потерпел неудачу. Итак, Брахма вынудил Сурабхи (в некоторых версиях Сурабхи вместо этого предлагал, чтобы Брахма солгал) ложно засвидетельствовать Вишну, что Брахма видел верхнюю часть лингама; Шива наказал Сурабхи, наложив на нее проклятие, чтобы ее бычье потомство питалось нечестивыми веществами. Эта история появляется в «Сканда-пуране» . [ 29 ]
Поклонение
[ редактировать ]В некоторых храмах и домах есть изображения Камадену, которому поклоняются. [ 30 ] Однако у нее никогда не было посвященного ей культа поклонения и нет храмов, где ей поклонялись как главному божеству. [ 30 ] [ 31 ] Ей посвящен недавний храм под названием Камадхену Деви, КР Пурам, Бангалор. По словам Монье-Вильямса : «Это скорее живое животное [корова], которое является вечным объектом обожания». [ 30 ] Коров часто кормят возле храмов, и им регулярно поклоняются по пятницам и в особых случаях. Каждая корова для «благочестивого индуса» рассматривается как аватар (земное воплощение) божественного Камадхену. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь санскритского наследия - सुरभी surabhi (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Руки пп. 379–81
- ^ Jump up to: а б с д и Якоби, Х. (1908–1927). «Корова (индуистская)» . В Джеймсе Гастингсе (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. 4. С. 225–6.
- ^ Монье-Вильямс, Монье (2008) [1899]. «Санскритско-английский словарь Монье Уильямса» . Кёльнский университет . п. 1232.
- ^ Jump up to: а б с д и Биардо, Мадлен (1993). «Камадхену: религиозная корова, символ процветания». В Иве Боннефуа (ред.). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 99. ИСБН 978-0-226-06456-7 .
- ^ Монье-Вильямс, Монье (2008) [1899]. «Санскритско-английский словарь Монье Уильямса» . Кёльнский университет . п. 272.
- ^ Виджнянананда, Свами (1921–1922). «Шримад Деви Бхагаватам: Книга 2: Глава 3» . Архив сакральных текстов . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ригопулос, Антонио (1998). Даттатрея: бессмертный гуру, йогин и аватара . СУНИ Пресс. стр. 231, 233, 243. ISBN. 978-0-7914-3695-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Фредерик М. (2006). Одержимый собой: Божество и одержимость духом в южноазиатской литературе и цивилизации . Издательство Колумбийского университета. стр. 404 , стр. 402–3 (таблички 5 и 6 для двух изображений Камадхену). ISBN 978-0-231-13748-5 .
- ^ Jump up to: а б Венугопалам, Р. (2003). «Животные божества». Ритуалы и культура Индии . Б. Джайн Паблишерс. стр. 119–120. ISBN 978-81-8056-373-7 .
- ^ «Камадхену, Корова, исполняющая желания» . Художественный музей Филадельфии. 2010 . Проверено 14 ноября 2010 г.
- ^ Гангули, Кисари Мохан (1883–1896). «РАЗДЕЛ LXXVII» . Махабхарата: Книга 13: Анусасана Парва . Архив сакральных текстов.
- ^ Jump up to: а б с Гангули, Кисари Мохан (1883–1896). «РАЗДЕЛ CII» . Махабхарата: Книга 5: Удьога Парва . Архив сакральных текстов.
- ^ Jump up to: а б с Шарма, Рамашрайя (1971). Социально-политическое исследование Валмики Рамаяны . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 220. ИСБН 978-81-208-0078-6 .
- ^ Аадхар, Ананд. «Бхагавата Пурана: Песнь 6: Глава 6: Потомство дочерей Дакши» . Проверено 7 ноября 2010 г.
- ^ Талукдар из Ауда (2008). Матсья Пуранам . Священные книги индусов. Том. 2. Публикации Cosmo для Genesis Publishing Pvt Ltd., стр. 52, 137. ISBN. 978-81-307-0533-0 .
- ^ Хопкинс с. 173
- ^ Виджнянананда, Свами (1921–1922). «Шримад Деви Бхагаватам: Об анекдоте о Сурабхи» . Архив сакральных текстов . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ Даниэлу, Ален (1991). Истории богов Индии . Внутренние традиции Интернешнл. стр. 102, 127, 308, 320 . ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Ван Бьютенен, Дж. А. (1975). Махабхарата: Книга начала . Том. 1. Издательство Чикагского университета. стр. 220–1 . ISBN 978-0-226-84663-7 .
- ^ Кале, М. (1991). «Песни I и II». Рагхувамса Калидасы: Песни I – V. Мотилал Банарсидасс Publ. стр. xv, xvi, 1–27. ISBN 978-81-208-0861-4 .
- ^ Ван Бьютенен, Дж. А. (1975). Махабхарата: Книга 2: Книга собрания; Книга 3: Книга Леса . Том. 2. Издательство Чикагского университета. п. 237. ИСБН 978-0-226-84664-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дональдсон, Томас Юджин (1995). «Культ Парашурамы и его популярность в Оррисе». В Вяс, RT (ред.). Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов . Директор Восточного института от имени регистратора, магистра, Университета Бароды. стр. 163–7. ISBN 978-81-7017-316-8 .
- ^ Венкатесананда, Свами (1988). Краткая Рамаяна Валмики . СУНИ Пресс. стр. 31–2. ISBN 978-0-88706-862-1 .
- ^ Гангули, Кисари Мохан (1883–1896). «РАЗДЕЛ LXXXIII» . Махабхарата: Книга 13: Анусасана Парва . Архив сакральных текстов.
- ^ Хопкинс, стр. 16, 119.
- ^ Радхакришан, С. (1977). «Стихи 3.10, 10.28». Бхагавадгита . Blackie & Son (India) Ltd., стр. 135, 264.
- ^ Гангули, Кисари Мохан. «РАЗДЕЛ XVII». Махабхарата: Книга 13: Архив Анусасана Парвы .
- ^ Джа, Д.Н. (2004). Миф о священной корове . Книги Версо. п. 137. ИСБН 978-1-85984-424-3 .
- ^ Jump up to: а б с Монье-Вильямс, Монье (1887). Брахманизм и индуизм: религиозная мысль и жизнь в Индии . Лондон Мюррей.
- ^ Уайт, Дэвид Гордон (2003). «Сурабхи, Мать коров». Поцелуй йогини: «тантрический секс» в контексте Южной Азии . Издательство Чикагского университета. п. 54 . ISBN 978-0-226-89483-6 .
- ^ Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. п. 13.
Ссылки
[ редактировать ]- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Страсбург К. Я. Трюбнер. ISBN 978-0-8426-0560-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Камадену , на Викискладе?