Шакья
Шакья | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 7 век до н.э. – ок. V век до нашей эры | |||||||||
Капитал | Капилавасту | ||||||||
Общие языки | Пракриты Языки мунда [1] | ||||||||
Религия | шрамана Религии , поклонение Солнцу , поклонение деревьям , поклонение змеям. | ||||||||
Правительство | Республика | ||||||||
Историческая эпоха | Железный век | ||||||||
• Учредил | в. 7 век до нашей эры | ||||||||
• Завоёван Видудабхой из Косалы. | в. V век до нашей эры | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Индия Непал |
Шакья ( пани : Сакья ; санскрит : शाक्य , латинизированный : Шакья ) был древним кланом северо-восточного региона Южной Азии , существование которого засвидетельствовано во время железного века . Семья Шакья была организована в Ганасангху ( аристократическую олигархическую республику ), также известную как Республика Шакья . [2] Шакья находились на периферии, как географически, так и культурно, восточной Индо-Гангской равнины в культурном регионе Большой Магадхи . [1] [3]
Расположение
[ редактировать ]Шакья жили в Тераи — области к югу от предгорий Гималаев и к северу от Индо-Гангской равнины , где их соседи на западе и юге были королевством Косала , а их соседи на востоке, за рекой Рохни , были родственными им соседями. Племя колия на северо-востоке граничило с маллаками Кушинагара , а . На севере территория шакьев простиралась от Гималаев до лесистых районов гор, образующих их северную границу. [2]
Столицей Шакьев был город Капилавасту . [2] [4]
Этимология
[ редактировать ]Имя Шакья засвидетельствовано прежде всего в палийских формах Сакья и Сакка и в санскритской форме Шакья . [5]
Имя Шакья произошло от санскритского корня шак ( शक् ) ( шакноти ( शक्नोति ), реже шакьяти ( शक्यति ) или шакьяте ( शक्यते ) «быть в состоянии», «достойным», «возможным» или «практически осуществимым». ." [2] [6]
Название Шакья также произошло от названия дерева шака или сака . [7] [6] которое Брайан Левман отождествил либо с тиком , либо с деревом сала , [6] [1] что в конечном итоге связано со словом Шакха ( शाखा ), означающим «ветвь». [8] был связан с практикой поклонения шакьям и или дереву сака . [1]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Шакья были восточной субгималайской этнической группой, находившейся на периферии, как в географическом, так и в культурном отношении, восточной части Гангской равнины в культурном регионе Большая Магадха . [9] [3] Шакья имели «смешанное происхождение» ( saṃkirna-yonayaḥ ) индоарийского и мунда происхождения , причем первая группа составляла меньшинство. [9] Шакья были тесно связаны со своими восточными соседями, племенем Колия , с которым они вступали в брак. [10]
Гипотеза альтернативного происхождения
[ редактировать ]Такие ученые, как Майкл Витцель и Кристофер И. Беквит, приравняли шакьев к кочевникам Центральной Азии, которых называли скифами греки - индоарии , персами-ахеменидами - саками, а . саками Эти ученые предположили, что людьми Будды были сакские воины, прибывшие в Южную Азию в составе армии Дария Великого во время завоевания Ахеменидами долины Инда , и видели в скифо-сакском кочевничестве истоки странствующего аскетизма Будды. . [11] [12]
Ученые критикуют скифскую гипотезу из-за отсутствия доказательств, при этом Брайан Левман утверждает, что шакья были коренными жителями северо-восточной равнины Ганга и не имели никакого отношения к иранским сакам. [13]
Государственность
[ редактировать ]К шестому веку до нашей эры Шакья, Колия , Мория и Маллаки жили между территориями Каушальев на западе и Личавиков и Вайдехов на востоке, таким образом отделяя Лигу Ваджика от королевства Косала. [2] К тому времени республика Шакья стала вассальным государством более крупного королевства Косала . [14] [15]
В самом пятом веке одним из членов правящей аристократической олигархии Шакья был Суддходана . Суддходана был женат на принцессе Майе , которая была дочерью знатного колия, а сыном Суддходаны и Майи был Сиддхартха Гаутама , исторический Будда и основатель буддизма . [2]
При жизни Будды вспыхнула вооруженная вражда между Шакьями и Колиями из-за вод реки Рохини, которая образовывала границу между двумя государствами и вода которой была необходима им обоим для орошения своих посевов. Вмешательство Будды наконец положило конец этим военным действиям. [2]
После смерти Будды Шакья потребовали часть его реликвий у Маллаков Кусинары на том основании, что он был Шакья. [2]
Завоевание Косалы
[ редактировать ]Вскоре после смерти Будды Каушальи царь Видудабха , свергнувший своего отца Пасенади , вторгся в республики Шакья и Колия, стремясь завоевать их территории, поскольку они когда-то были частью Косалы . Видудабха наконец одержал победу над шакьями и колиями и аннексировал их государство после долгой войны с огромными человеческими жертвами с обеих сторон. Подробности этой войны были преувеличены в более поздних буддийских отчетах, в которых утверждалось, что Видудабха истребил шакьев в отместку за то, что он выдал замуж за своего отца рабыню, которая стала матерью Видудабхи. В действительности вторжение Видудабхи в Шакью могло иметь мотивы, аналогичные завоеванию Лиги Ваджика родственником Видудабхи, Магадхи царем Аджатасатту , который, поскольку он был сыном принцессы Ваджики, поэтому интересовался территорией своей матери. Родина. Результатом вторжения Каушальи стало то, что Шакья и Колия просто потеряли политическое значение после того, как были присоединены к королевству Видудабхи. Тем не менее, шакья вскоре исчезли как этническая группа после их аннексии, впитавшись в население Косалы, и лишь несколько перемещенных семей позже сохранили идентичность шакья. Колия также исчезли как государство и как племя вскоре после их аннексии. [2] [10]
Огромные человеческие потери, понесенные Косалой во время завоевания Шакьи и Колии, настолько ослабили ее, что она сама вскоре была аннексирована своим восточным соседом, королевством Магадха , а ее король Видудабха был побежден и убит царем Магадхи Аджатасатту . [2]
Наследие
[ редактировать ]В буддизме
[ редактировать ]Его последователи дали Будде эпитет «Мудрец Шакьев», Сакка-муни на пали и Шакья-муни на санскрите. [17]
Функционирование процессов на небесах Траястримша, которыми управляет Сакка , повелитель дэвов в буддийской космологии , построено по образцу Шакья -сантхагары или зала общих собраний. [2]
Заявления о происхождении
[ редактировать ]Народ тару из региона Тараи в Индии и Непале заявляет о своем происхождении от народа Сакья. [18] Значительная часть населения неваров в долины Катманду Непале использует фамилию Шакья, а также утверждает, что является потомками клана Шакья с такими титулами, как Шакьявамса (линия Шакья), которые использовались в прошлом. [19]
Согласно Хманнану Язавину , впервые опубликованному в 1823 году, легендарный король Абхияза , основавший королевство Тагаунг и бирманскую монархию, принадлежал к тому же клану Шакья Будды. [20] Он мигрировал в современную Бирму после аннексии королевства Шакья Косалой. В более ранних бирманских источниках говорилось, что он был потомком Пьюсавти , сына солнечного духа и принцессы драконов. [21]
Культура и общество
[ редактировать ]Этническая принадлежность
[ редактировать ]Шакья жили в том месте, которое ученые сейчас называют культурной зоной Большой Магадхи , которая располагалась на восточной равнине Ганги к востоку от слияния рек Ганги и Ямуны. Как и другие восточные группы региона Большой Магадхи, шакья были -йонайах («смешанного происхождения») и поэтому не принадлежали к организации чатурварна, из брахманов , состоящей кхаттий и , вессов санкирна судд социальной . В то время как неиндоарийские коренные кланы получали статус шудда , то есть рабов или слуг, коренные кланы, сотрудничавшие с индоарийскими кланами, имели статус хаттия . Буддийские сутты неоднозначно оценивают статус Будды, иногда называя его кшатрием, но в основном игнорируя систему варн. Кроме того, население Большой Магадхи не признавало верховенства брахманов народов Арьяварты , а кхаттии считались высшими в обществах Большой Магадхи. [1]
Поэтому ведическая литература рассматривала население Большой Магадхи как существующее за пределами Арьяварты , а Манусмрити группировала вайдехов, магадхи, личчавиков и маллаков, которые были соседями шакья, как «неарийских» и рожденных от смешанные кастовые браки, а Баудхаяна-Дхармашастра требует от посетителей этих земель совершать очистительные жертвоприношения в качестве искупления. [1]
Этот негативный взгляд ведических народов на народы региона Большой Магадхи распространился и на шакьев, как записано в Амбаттха-сутте , согласно которой брахманы описывали шакьев как «свирепых, грубо говорящих, обидчивых и жестоких» и обвинил их в том, что они не чтят, не уважают, не уважают, не почитают и не воздают должного брахманам из -за их «прислужного происхождения». [1]
Язык
[ редактировать ]Шакья были австроазиатским народом, говорящим на языках мунда , о чем свидетельствуют многие из их деревень, носивших названия мундари, а также имя основателя их клана, которое было записано в санскритской форме Икшваку и палийской форме Оккака , будучи происхождения Мунда . [9]
Социальная организация
[ редактировать ]Система классов
[ редактировать ]Общество Шакьев и Колий было стратифицированным, которое не принадлежало к организации чатурварны, из брахманов , состоящей кхаттий . , вессов социальной и судд слуги , а вместо этого состояло из аристократического класса кхаттий и раба или класс судды s, [1] Сами они состояли, по крайней мере, из аристократии, а также из землевладельцев, обслуживающего персонала, рабочих и крепостных. [2] [10]
Землевладельцы носили титул бходжака , что буквально означает «обладатели (права на владение землей)» и используется в значении «главы». [2] [10]
Низшие классы общества шакья состояли из слуг, которых на пали называли каммакарами ( букв. « рабочие » ) и севаками ( букв. « крепостные » ), которые выполняли работу на фермах. [1] [10]
Административная структура
[ редактировать ]Сакья были организованы в ганасангху ( аристократическую олигархическую республику ), подобно Личчавикам . [2] [1]
Ассамблея
[ редактировать ]Главы кланов Сакьяхаттия Готамы должны были сформировать Ассамблею и носить титул раджа . Положение раджи передавалось по наследству и после смерти раджи переходило к его старшему сыну, который при его жизни носил титул упараджа («наместник»). [2] [6]
Политическая система Сакья была идентична системе Колия, и, как Колия и другие Ганасангхи , Ассамблея собиралась в сантхагаре , главный из которых находился в Капилаваттху, хотя по крайней мере еще один сантхагар Сакья существовал также в Катума. Судебные и законодательные функции Собрания Сакья не были четко разделены, и оно собиралось для обсуждения важных вопросов, касающихся государственных дел, таких как война, мир и союзы. Ассамблея Сакья обсуждала важные вопросы и имела простую систему голосования: либо поднимали руки, либо использовали деревянные щепки. [2]
Совет
[ редактировать ]Подобно другим Ганасангхам , Ассамблея Сакья собиралась редко и вместо этого имела внутренний и меньший по размеру Совет, который собирался чаще для управления республикой от имени Ассамблеи. Члены Совета, называемые амакками , образовали коллегию, которая непосредственно ведала общественными делами республики. [2]
Махараджа ) (Консул
[ редактировать ]Главой республики Сакья был выборный вождь, который занимал первое место среди равных, подобно римским консулам и греческим архонтам , и чей президент имел титул махараджи . Махараджа . отвечал за управление республикой с помощью Совета [2] [10]
Функционирование Ассамблеи
[ редактировать ]Когда проводились сессии Ассамблеи, раджи собирались в сантхагаре; в то время как четыре амакки были расставлены в четырех углах или сторонах зала, чтобы ясно и легко слышать речи раджей ; и консул раджа занял назначенное ему место и предложил вопросы для обсуждения, как только Ассамблея будет готова. [2]
В ходе заседания члены Ассамблеи выразили свои мнения, которые четыре амакки зафиксировали . Затем собрание было прервано, после чего протоколисты сверили свои записи, и все амакки вернулись и стали ждать решения протоколистов. [2]
Образ жизни
[ редактировать ]Аристократические брачные обычаи
[ редактировать ]Другим отражением неиндоарийских культурных практик шакьев была практика браков между братьями и сестрами среди их правящих кланов, которая была запрещена среди народов вайдика и представляла собой практику социального разграничения и сохранения власти внутри меньшей подгруппы шакьев. Клан Шакья, и поэтому не был разрешен среди низших классов Шакья. [1]
Религия
[ редактировать ]Поскольку шакья жили в культурной зоне Большой Магадхи , они следовали неведическим религиозным обычаям, которые резко отличались от брахманической традиции. [1] и даже ко времени Будды брахманизм и брахманы не приобрели религиозного или культурного перевеса в районе Большой Магадхи, к которому принадлежал Шакья. [22]
Именно в этой неведической культурной среде существовали движения Шраманы , одно из которых, буддизм , было основано Шакья Сиддхартхой Гаутамой, историческим Буддой . [1]
Поклонение Солнцу
[ редактировать ]Шакья поклонялись богу Солнца , которого считали своим предком. [23] вот почему клан Шакьяхаттия что принадлежит к Адикче ( Адитья на санскрите) утверждал , , [24] [25] и Сурьявамша ( «Солнечная династия»). [6]
Миф о происхождении
[ редактировать ]Клан Шакьяхаттия ), и чьи восемь сыновей и дочерей-близнецов, состоявших в браке друг с другом , заявлял о своем происхождении от бога Солнца через его потомка по имени Оккака (на пали ) и Икшваку (на санскрите основали столицу Шакья и были предками племени. Это был миф о происхождении правящего статуса семей кхаттия клана Шакья, которые имели право быть представленными в сантагаре , часто были связаны друг с другом и владели прилегающими участками земли, таким образом устанавливая родство, что само по себе помогало. образуют права землевладения и, следовательно, политической власти. [6]
Этот миф был также основополагающим мифом о городе, который, как резиденция правящих семей клана, город, являвшийся центром политической и экономической деятельности, был связан с джанападой (территорией) этого клана и приравнивался к вся сама джанапада . [6]
Миф о том, что предками шакья были четыре пары женатых братьев-близнецов, был мифом, который прослеживал происхождение правящих семей шакья до общего предка, а также был мифом о ранней человеческой утопии, где люди рождались парами. [6]
Поклонение дереву
[ редактировать ]Важная роль дерева Сал в жизни Будды согласно буддийским текстам, а также его изображение в виде дерева Бодхи и его Просветление, произошедшее под одним из таких деревьев, позволяют предположить, что Шакья практиковали поклонение деревьям, обычай, вероятно, возникший из Религиозные обычаи мунда поклонения священным рощам и важная роль в их традициях дерева Сал, цветение которого знаменует начало их фестивалей Нового года и Праздника цветов: племя Сантал поклоняется дереву Сал и собирается для принятия общинных решений под своим началом Сал. деревья. [1]
Важность древесных духов, называемых и якхи на якха пали ( якша и якши является свидетельством поклонения этим существам, совершаемого в yakkha cetiyas . на санскрите) в ранних буддийских текстах , Поклонение якхам и якхи , имевшее доиндоарийское автохтонное происхождение, было распространено в регионе Большой Магадхи. [1]
Поклонение змеям
[ редактировать ]Царь нагов , который Мукалинда в буддийской мифологии защищал Будду во время бури под деревом мукалинда, был одновременно змеиным и древесным божеством, намекая таким образом на практику поклонения змеям среди шакьев, которая возникла у до- Индоарийское тибето-бирманское население севера Южной Азии. [1]
Погребальные обычаи
[ редактировать ]Ритуалы кремации шакьев, проводившиеся на похоронах Будды, как описано в буддийских текстах, включали в себя обертывание его тела в 500 слоев ткани, помещение его в железный чан, полный масла, в знак почета, а затем покрытие его еще один железный горшок перед кремацией. Эти обряды произошли от доиндоарийского автохтонного населения восточных равнин Ганга, как и такие практики, как почитание тела Будды пением, танцами и музыкой, а также помещение его костей в золотую урну, почитание эти останки и их захоронение в круглой ступе с центральной мачтой, флагами, вымпелами и зонтиками на общественном перекрестке - ритуалы, которые доиндоарийское население совершало для своих великих правителей. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Левман 2014 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шарма 1968 , с. 182-206.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бронкхорст 2007 , с. 6.
- ^ Трейнор, К. (2010). «Капилавасту». В Киоуне, Д; Пребиш, К.С. (ред.). Энциклопедия буддизма . Милтон-Парк, Великобритания: Рутледж. стр. 436–7. ISBN 978-0-415-55624-8 .
- ^ Шарма 1968 , стр. 182–206.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Тапар 2013 , с. 392-399.
- ^ Флит, JF (1906). «Надпись на вазе Пиправа» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 38 (1): 149–180. дои : 10.1017/S0035869X00034079 . JSTOR 2521022 . S2CID 161625116 .
мы обнаруживаем лишь причудливое желание объяснить имя Сакья, отождествляя его со словом сакья , шакья , в смысле «способный, способный, умный». Но, заглянув глубже, мы обнаруживаем в намеке на сакасанду , сакаванасанду , тиковую рощу, истинное происхождение другого имени — Сакия, Шакия, Шакья.
- ^ Дуглас К., Адамс ; Мэллори, JP (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Великобритания: Рутледж. п. 208. ИСБН 978-1-884-96498-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Левман 2014 : «Основатель клана Сакья, царь Икшваку (пали: Оккака) носит имя Мунда, что позволяет предположить, что сакья были, по крайней мере, двуязычными (Kuiper 1991, 7; Mayrhofer 1992, vol. 1, 185). Многие из Считается, что названия деревень сакья по происхождению не относятся к IA (Thomas 1960, 23), а само слово, обозначающее город или город (nagara; ср. деревню сакья Нагакара, местонахождение Cūḷasuññata Sutta), имеет дравидийское происхождение (Mayrhofer). 1963, т. 2, 125).»
------------------------------------------------------------------------------------------
«Клан Сакья ведет свое происхождение от царя Икшваку, чье имя имеет австро-азиатское происхождение Мунда (см. Выше, стр. 148). Хотя грубая речь сакьев и предки Мунда не доказывают, что они говорили на языке, не принадлежащем ИА, существует есть много других свидетельств того, что они действительно были отдельной этнической (и, вероятно, языковой) группой».
------------------------------------------------------------------------------------------
«Оккака был легендарным прародителем Сакья и носит имя предков Мунда» - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шарма 1968 , с. 207-217.
- ^ Эттвуд, Джаярава (2012). «Возможное иранское происхождение шакьев и аспекты буддизма» . Журнал Оксфордского центра буддийских исследований . 3 : 47–69 . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии . Принстон, Нью-Джерси , США: Издательство Принстонского университета . стр. 1–21. ISBN 978-0-691-17632-1 .
- ^ Левман 2014 : «Однако свидетельств этой последней волны очень мало, и в ведических текстах нет никаких доказательств; что касается их западного происхождения, Витцель опирается на ссылку в Панини (4.2.131, madravrjyoḥ) на Вриджджи. в двойственном отношении с мадрасами, пришедшими с северо-запада, и с маллами в « Джайминия Брахамана» (§198), возникшими из праха Раджастхана . Ни сакья, ни какое-либо другое восточное племя не упоминается, и, конечно, не упоминается. нет доказательств того, что какая-либо из этих групп является индоарийской . Я рассматриваю сакьев и более поздних шаков как две отдельные группы, первая из которых является аборигеном».
- ^ Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи (PDF) . Публикации мудрости. п. 409. ИСБН 0-86171-103-3 .
- ^ Batchelor 2015 , Глава 2, Раздел 2, 7-й абзац.
- ^ Леошко, Дженис (2017). Священные следы: британские исследования буддизма в Южной Азии . Рутледж. п. 64. ИСБН 9781351550307 .
- ^ Шарма 1968 , с. 159-168.
- ^ Скар, Х.О. (1995). «Мифы о происхождении: движение Джанаджати, местные традиции, национализм и идентичность в Непале» (PDF) . Вклад в непальские исследования . 22 (1): 31–42.
- ^ Геллнер, Дэвид (1989). «Буддийские монахи или родственники Будды? Размышления о титулах, традиционно используемых сакьями в долине Катманду» (PDF) . Кайлас – Журнал гималайских исследований . 15 :5–20.
- ^ Хла Пе, У (1985). Бирма: литература, историография, наука, язык, жизнь и буддизм . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 57. ИСБН 978-9971-98-800-5 .
- ^ Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. п. 196. ИСБН 978-0-521-80496-7 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес (2011). Буддизм в тени брахманизма . Лейден , Нидерланды; Бостон , США: Брилл . п. 1. ISBN 978-9-004-20140-8 .
- ^ Бэтчелор 2015 , стр. 32-33.
- ^ Бэтчелор 2015 , стр. 36.
- ^ Накамура, Хадзиме (2000). Готама Будда: Биография, основанная на наиболее достоверных текстах . Том. 1. Токио , Япония: Издательство Косей. п. 124. ИСБН 978-4-333-01893-2 .
Источники
[ редактировать ]- Бэтчелор, Стивен (2015). После буддизма: переосмысление Дхармы для светской эпохи . Нью-Хейвен, Коннектикут , США: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-21622-6 .
- Бронкхорст, Джон (2007). Большая Магадха, Исследования культуры ранней Индии . doi : 10.1163/eg.9789004157194.i-416 . ISBN 978-9-047-41965-5 .
- Левман, Брайан Г. (2014). «Культурные пережитки коренных народов в буддийских писаниях» . Обзор буддийских исследований . 30 (2): 145–180. дои : 10.1558/bsrv.v30i2.145 . Проверено 4 июня 2022 г.
- Шарма, JP (1968). Республики в Древней Индии, ок. 1500 г. до н. э. – 500 г. до н. э . Лейден , Нидерланды: Э.Дж. Брилл . ISBN 978-9-004-02015-3 .
- Тапар, Ромила (2013). Прошлое перед нами . Кембридж , Массачусетс , США : Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-72651-2 .