Деревья в мифологии
Деревья мира играют важную роль во многих мифологиях , и на протяжении веков им придавалось глубокое и священное значение. Люди, наблюдая за ростом и гибелью деревьев , а также за ежегодным отмиранием и возрождением их листвы, [1] [2] часто видели в них мощные символы роста, смерти и возрождения. Вечнозеленые деревья, которые в основном остаются зелеными на протяжении всех этих циклов, иногда считаются символами вечности, бессмертия или плодородия . Образ Древа жизни или мирового древа встречается во многих мифологиях. [3]
Примеры включают баньян и священный инжир ( Ficus religiosa ) в индуизме , буддизме и джайнизме , дерево познания добра и зла в иудаизме и христианстве . В народной религии и фольклоре деревья часто считаются домом древесных духов . Германская мифология , как и кельтский политеизм, похоже, включали культовую практику в священных рощах , особенно в дубовых рощах . [ нужна ссылка ] Сам термин «друид», возможно, происходит от кельтского слова «дуб». В египетской «Книге мертвых» упоминаются платаны как часть пейзажа, где душа умершего находит блаженный покой. [4]
Присутствие деревьев в мифах иногда связано с представлениями о священном дереве и священной роще . Деревья являются атрибутом архетипического локуса amoenus . [5]
Деревья желаний
[ редактировать ]Во многих частях мира путешественники наблюдали обычай вешать предметы на деревья, чтобы установить некую связь между собой и деревом. По всей Европе деревья известны как места паломничества, ритуальных прогулок и чтения ( христианских ) молитв. Венки, ленты или тряпки подвешивают, чтобы заслужить благосклонность больных людей или домашнего скота или просто на удачу. Популярное мнение связывает эти места с исцелением, колдовством или просто желанием. [1]
В Южной Америке Дарвин зафиксировал дерево, почитаемое многочисленными подношениями (тряпки, мясо, сигары и т. д.); Ему совершались возлияния и приносились в жертву лошади. [1] [6]
Мировое дерево
[ редактировать ]Мировое древо, чьи ветви достигают неба, а корни глубоко уходят в землю, можно увидеть обитающим в трех мирах — связующем звене между небом, землей и подземным миром, объединяющим верх и низ. Это великое дерево действует как ось мира , поддерживая космос и обеспечивая связь между небом, землей и подземным миром. В европейской мифологии самым известным примером является дерево Иггдрасиль из скандинавской мифологии . [7]
Религия и фольклор
[ редактировать ]Многочисленные популярные истории по всему миру отражают прочно укоренившуюся веру в интимную связь между человеком и деревом , растением или цветком . Иногда жизнь человека зависит от дерева и страдает, когда оно засыхает или повреждается, и мы сталкиваемся с идеей внешней души, уже встречающейся в древнеегипетской «Сказке о двух братьях», написанной по крайней мере 3000 лет назад. Здесь один из братьев оставляет свое сердце на верхушке цветка акации и падает замертво, когда его срубают. Однако иногда дерево является таинственным знаком, который показывает свою симпатию к отсутствующему герою, ослабляясь или умирая, когда человек заболевает или теряет жизнь. Эти две черты очень легко сочетаются, и они вместе представляют нам таинственную симпатию между деревом и человеческой жизнью. [1]
Иногда новорожденный ребенок ассоциируется с только что посаженным деревом, с которым предположительно связана его жизнь; или, в церемониальных случаях (помолвка, брак, восхождение на престол), личные отношения такого рода устанавливаются путем посадки деревьев, от удачи которых зависит карьера человека. Иногда выбираются ветки или растения, и человек рисует предзнаменования жизни и смерти. Опять же, человек вступает в отношения с деревом, кладя на него что-то, что находилось с ним в тесном контакте, например, волосы или одежду. [1]
Часто дерево ассоциируется с оракулами . За дубом Додоны ухаживали жрецы, которые спали на земле. Формы высоких дубов древних пруссов были населены богами, которые давали ответы, и примеры настолько многочисленны, что древний еврейский терпентин учителя и терпентин прорицателей вполне можно отнести к этой категории. В греческих мифах говорится, что дубы населены духами или нимфами, называемыми гамадриадами , и если их срубали смертные, боги наказывали их, поскольку считалось, что существа на деревьях умирают. [8] Важные священные деревья также являются объектом паломничества, одним из наиболее примечательных из которых является ветвь дерева Бо на Шри-Ланке, привезенная туда еще до христианской эры. Духи деревьев будут господствовать над окружающим лесом или районом, а животные в этой местности часто являются священными, и им нельзя причинять вред. [1]
Хорошо известен обычай переносить болезнь или немощь от человека на деревья. Иногда волосы, ногти, одежду и т. д. больного человека прикрепляют к дереву, или насильно вставляют в отверстие ствола, или дерево раскалывают и больной проходит через отверстие. Если дерево было повреждено таким образом, его выздоровление и выздоровление пациента часто связаны. Можно найти разные объяснения таким обычаям, которые, естественно, принимают совершенно разные формы у народов разных степеней. [1]
В арабском фольклоре священные деревья населены джиннами ; приносятся жертвы, и больные, спящие под ними, получают во сне рецепты. Здесь, как и везде, опасно дернуть за ветку. Этот страх повредить особые деревья знаком: Катон велел леснику принести жертву мужскому или женскому божеству, прежде чем прореживать рощу, а в гомеровской поэме Афродите древесная нимфа получает ранение, когда дерево повреждается, и умирает, когда ствол падает. . [1]
Ранний буддизм считал, что деревья не имеют ни разума, ни чувств и их можно законно рубить; но он признавал, что в них могут обитать определенные духи, такие как Нанг Такиан в Таиланде . Умилостивление совершается перед тем, как возложить топор на священные деревья; Если их бессмысленно срезать, можно опасаться гибели людей или богатства, а также отсутствия дождя; есть даже деревья, на которые опасно лазить. Талейн из Бирмы молится дереву, прежде чем срубить его, и африканский лесник кладет на дерево свежую ветку. [1] В гавайской традиции дерево, расположенное либо в конце долины, либо на скале у моря, используется душой как врата в подземный мир (также известное как Яма Милу ). [9] Некоторые древнеиндийские древесные божества , такие как Пулиидайвалайамман, тамильское божество тамариндового дерева , или Кадамбариямман, связанное с деревом кадамба , рассматривались как проявления богини, которая предлагает свои благословения, раздавая плоды в изобилии. [10]
В литературе
[ редактировать ]- В литературе мифологию разработал Дж. Р. Р. Толкин , его «Два дерева Валинора» сыграли центральную роль в его мифопоэтической космогонии. Книга Толкина «Дерево и лист» 1964 года сочетает в себе аллегорический рассказ Ниггла «Лист» и его эссе «О сказках» . Во «Властелине колец » Белое Древо Гондора стоит как символ Гондора во Дворе Фонтана в Минас Тирите .
- У.Б. Йейтс описывает «священное дерево» в своем стихотворении «Два дерева» (1893).
- В серии книг Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и огня» одна из основных религий, религия «старых богов» или «богов Севера», включает в себя священные рощи деревьев («бородни») с белым деревом с красным листья в центре известны как «сердечное дерево».
- В «Шестерке ворон» Ли Бардуго фьерданцы поклоняются богу по имени Джель, символом которого является белый ясень.
В кино и на телевидении
[ редактировать ]- В третьем (шестом по хронологии) «Звездные войны» фильме «Возвращение джедая» поклоняются эвоки деревьям на лесистой луне Эндора .
- В вымышленной вселенной фильма «Аватар» обитают в биосфере Пандоры деревья, имеющие фундаментальное значение для народа На'ви , такие как Домашние деревья, Древо душ и Древо голосов, а также Вудспрайты.
- В сериале « Волчонок » элементом сюжета является Неметон — священное дерево, из которого друиды черпают силу посредством человеческих жертвоприношений и которое позже действует как маяк, привлекая сверхъестественных существ в близлежащий город Бикон-Хиллз.
См. также
[ редактировать ]- Ось мира
- Кельтские священные деревья
- Церемониальный столб
- Рождественская елка
- Зачарованный лес
- Пять деревьев
- Придворная липа
- Карам (фестиваль)
- Список древесных божеств
- Мезоамериканское мировое древо
- Поклонение природе
- Новогодняя елка
- Растительная душа
- Священные деревья и рощи в германском язычестве и мифологии
- Священный сад
- Священная роща
- Священные травы
- Сфирот
- Сидрат аль-Мунтаха
- Говорящее дерево
- Тропа деревьев
- Древо познания добра и зла
- Дерево жизни
- Древо жизни (библейское)
- Древо жизни (Каббала)
- Дерево желаний
- Мировое дерево
- Zapis
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я свободном доступе : Кук, Стэнли Артур (1911). « Поклонение деревьям ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 235. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 685.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Голлвитцер 1984:13.
- ^ «локус амёнус» . Оксфордский справочник . Проверено 23 июня 2016 г.
- ^ «Путешествие «Бигля»» , Глава IV.
- ^ Маунтфорт 2003: 41, 279.
- ^ Джон Белл (1790). Новый Пантеон Белла; Или «Исторический словарь богов, полубогов, героев и сказочных персонажей древности: также изображений и идолов, которым поклонялись в языческом мире»; Вместе с их храмами, жрецами, алтарями, оракулами, постами, праздниками, играми... Дж. Белл. стр. 366–7 .
- ^ Марта Беквит (1976). Гавайская мифология . Издательство Гавайского университета . п. 155. ИСБН 9780824805142 .
- ^ «Деревья» . www.kandro.net .
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, Лор (2002). Мифология деревьев , Папирус 1-2.
- Кисть, Жак (1989). Мифология деревьев , ISBN 978-2-228-88711-3 .
- Форлонг, Джеймс (1883). Реки жизни , Лондон и Эдинбург. Том I, глава 2. Поклонение деревьям.
- Форсайт, Джеймс (1992). История народов Сибири: российская североазиатская колония 1581-1990 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-47771-9 .
- Гольвитцер, Герда (1984). «Послание деревьев» , DuMont Buchverlag, Кёльн.
- Хагенедер, Фред (2005). Значение деревьев: ботаника, история, исцеление, знания . Книги летописи. ISBN 0-8118-4823-Х .
- Малла, Банси Лал (2000). Деревья в индийском искусстве, мифологии и фольклоре . ISBN 81-7305-179-8 .
- Маунтфорт, Пол Рис (2003). Скандинавские руны: понимание, составление и интерпретация древнего оракула викингов . Внутренние традиции / Медведь и компания. ISBN 0-89281-093-9 .
- Портеус, Александр (2002). Лес в фольклоре и мифологии . Публикации Курьера Дувра. ISBN 0-486-42010-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зиффер, Ирит. «ЗАПАДНО-АЗИАТСКИЕ ДЕРЕВО-БОГИНИ». В: Ägypten Und Levante [Египет и Левант] 20 (2010): 411–30. По состоянию на 8 мая 2021 г. http://www.jstor.org/stable/23789949 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американская энциклопедия . 1920. .