Jump to content

Zapis

Крест, вписанный в кору записа ( в данном случае бука ), недалеко от деревни Црна Трава , юго-восток Сербии.

A zapis ( Serbian Cyrillic : запис , Сербское произношение: [zώːpis] , буквально «надпись»; множественное число: записи (записи)) — священное дерево в сербской традиции, защищающее деревню, в пределах которой оно расположено. [ 1 ] вписан крест В кору каждой записи . Большинство этих деревьев — большие дубы . Молитвы возносятся Богу под венцом записи , где церковные службы также могут проводиться , особенно во время деревенских праздников, на которых молятся Богу о защите от разрушительных погодных условий. В поселениях без церкви когда-то под елкой проводились такие церемонии, как свадьбы и крещения. Народная традиция гласит, что большое несчастье постигнет того, кто осмелится бросить запись . По мнению сербского ученого Чайкановича , запис унаследован от славянского язычества , дохристианской религии сербов Веселина , в которой он использовался как храм.

Религиозные практики

[ редактировать ]

Выбранное дерево становится записом в результате обряда освящения, совершаемого сербским православным священником, при котором в его кору вписывается крест. Запись , выбирают из крупных деревьев, в первую очередь дубов , а также вязов , ясеней , конских каштанов , крупнолистной орешника деревьев , ореховых моруса , бука , яблони , груши и липы . Рядом с записью может быть установлен большой крест, часто сделанный из камня, а прилегающая территория может быть огорожена. Запись . неприкосновенна: считается, что того, кто осмелится ее нарушить, постигнет великая беда Забираться на него, спать под ним и собирать плоды и ветки также запрещено. Даже ветки и плоды, упавшие с дерева, собирать нельзя. [ 1 ] В деревне может быть несколько записей : главная в поселке или вблизи него и несколько других на полях села. [ 2 ] обычно выбираются так, чтобы они окружали поселение. [ 1 ]

Религиозная церемония в Крагуеваце

Запис , что означает «несущие крест», который играет важную роль в обрядах, связанных с праздником, известным как кристоноше публично отмечается в деревне, чтобы молить Бога о защите от разрушительных погодных условий, а также для обеспечения хорошего урожая. Не все деревни празднуют кристоноше в один и тот же день, но обычно он приходится на период между Пасхой и кануном Петрова поста . Некоторые деревни отказались от этого фестиваля. Крстоноше начинается с того, что жители деревни собираются у церкви и образуют процессию, возглавляемую крестом, иконой и церковными хоругвями. Процессия проходит замкнутой линией вокруг села, огибая как можно большую территорию села, а затем возвращается к церкви. [ 3 ] Девочки и мальчики в процессии поют: [ 2 ]

Од два класа шиник жита.
Од две гиџе чабар вина.

Из двух колосьев — клюшка зерна.
Из двух лоз — бочонок вина.
Молодой дуб в деревне недалеко от Крагуеваца.

По пути процессия останавливается у каждой записи и на каком-нибудь перекрестке, где священник читает молитвы. [ 3 ] Крест, вписанный в кору записи , обновляется, и дерево кадится . В восточной Сербии в сундуке просверливают небольшое отверстие и наполняют его растительным маслом и благовониями . [ 2 ] Служба в этот праздник проводится под венцом главной записи или в церкви после возвращения крестного хода. [ 3 ] Во время службы священник и человек, избранный хозяином крстоноше , скрепляют круглую буханку хлеба, трижды поворачивают ее против часовой стрелки и разламывают на две половинки. Одна половина отдается священнику, а другая – человеку, который будет устраивать кристоноше в следующем году . можно устроить пир для участников шествия Под главным записем , там же они могут станцевать коло . [ 3 ] Под деревом приносили в жертву овцу, чтобы ее кровь проливалась на ствол и корни. [ 1 ]

В некоторых деревнях и деревнях Сербии также отмечают праздник, посвященный стихийному бедствию, постигшему поселение, например, наводнению, пожару или удару молнии. Праздник называется заветина , название происходит от существительного завет , что означает обет. Служба по заветине может проводиться в приюте записи . [ 3 ] В поселениях без церкви такие обряды, как свадьбы и крещения, проводились под венцом записи . Люди с проблемами со здоровьем оставляли на ночь свою одежду на дереве, полагая, что это поможет восстановить здоровье. [ 1 ] под деревом разводили костер В районах Пека и Звижда, что на востоке Сербии, накануне Великого поста . В Груже деньги давали в долг под записи . [ 2 ]

Происхождение и подобные традиции

[ редактировать ]

В своем исследовании культа деревьев у древних сербов этнолог Веселин Чайканович утверждает, что запис унаследован от славянского язычества , в котором он использовался как храм. [ 4 ] Молитвы и жертвоприношения совершались под венцом записи , как в храме. Запись в основном выбирают из дубов, деревьев, связанных с Перуном богом-громовержцем древней славянской религии. Сербская легенда повествует о короле, который всегда молился Богу под грушевым деревом, а не в церкви, говоря: «Грушевое дерево — моя церковь». Его молитвы были настолько эффективны, что в конце концов он стал святым. [ 4 ]

Почитание деревьев, подобное тому, которое распространялось на запис , также было зафиксировано в Северной Македонии . Во время Пасхи в районе Гевгелии над однажды была совершена Евхаристия избранными грушевыми деревьями. Каждый был окружен иконами, после чего священник читал Евангелие, стоя перед деревом, окропил его святой водой , а затем положил под его кору освященный хлеб. В других местностях существовал обычай ставить крест, камин и каменный стол у дерева на пригорке возле реки или озера. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Бадняк — полено, торжественно сжигаемое сербскими семьями в домашних очагах в канун Рождества.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Агапкина Т.А. (2001). "Записывать". У Светланы Михайловны Толстой и Любинко Раденкович (ред.). Славянская мифология: Энциклопедический словарь (на сербском языке). Белград: Книжный мир Zepter. стр. 189–90. ISBN  86-7494-025-0 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Чайканович, Веселин (1994). "Записывать". Словарь сербских народных поверий о растениях [ Словарь сербских народных поверий о растениях ] (на сербском языке). Белград: Сербская литературная гильдия . стр. 271–2.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Вукович, Милан Т. (2004). «Литиусы – крестоносцы». Народные обычаи, поверья и пословицы среди сербов [ Сербские народные обычаи, поверья и поговорки ] (на сербском языке) (12-е изд.). Белград: Сазвежда. стр. 136–7. ISBN  86-83699-08-0 .
  4. ^ Jump up to: а б Чайканович, Веселин (1973). «Культ дерева и растений у древних сербов». Миф и религия у сербов: избранные исследования [ Миф и религия сербов: избранные исследования ] (на сербском языке). Белград: Сербская литературная гильдия .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d66d2149bc18acfa3247c0f9fc844b9a__1695249420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/9a/d66d2149bc18acfa3247c0f9fc844b9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zapis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)