Zapis
A zapis ( Serbian Cyrillic : запис , Сербское произношение: [zώːpis] , буквально «надпись»; множественное число: записи (записи)) — священное дерево в сербской традиции, защищающее деревню, в пределах которой оно расположено. [ 1 ] вписан крест В кору каждой записи . Большинство этих деревьев — большие дубы . Молитвы возносятся Богу под венцом записи , где церковные службы также могут проводиться , особенно во время деревенских праздников, на которых молятся Богу о защите от разрушительных погодных условий. В поселениях без церкви когда-то под елкой проводились такие церемонии, как свадьбы и крещения. Народная традиция гласит, что большое несчастье постигнет того, кто осмелится бросить запись . По мнению сербского ученого Чайкановича , запис унаследован от славянского язычества , дохристианской религии сербов Веселина , в которой он использовался как храм.
Религиозные практики
[ редактировать ]Выбранное дерево становится записом в результате обряда освящения, совершаемого сербским православным священником, при котором в его кору вписывается крест. Запись , выбирают из крупных деревьев, в первую очередь дубов , а также вязов , ясеней , конских каштанов , крупнолистной орешника деревьев , ореховых моруса , бука , яблони , груши и липы . Рядом с записью может быть установлен большой крест, часто сделанный из камня, а прилегающая территория может быть огорожена. Запись . неприкосновенна: считается, что того, кто осмелится ее нарушить, постигнет великая беда Забираться на него, спать под ним и собирать плоды и ветки также запрещено. Даже ветки и плоды, упавшие с дерева, собирать нельзя. [ 1 ] В деревне может быть несколько записей : главная в поселке или вблизи него и несколько других на полях села. [ 2 ] обычно выбираются так, чтобы они окружали поселение. [ 1 ]
Запис , что означает «несущие крест», который играет важную роль в обрядах, связанных с праздником, известным как кристоноше публично отмечается в деревне, чтобы молить Бога о защите от разрушительных погодных условий, а также для обеспечения хорошего урожая. Не все деревни празднуют кристоноше в один и тот же день, но обычно он приходится на период между Пасхой и кануном Петрова поста . Некоторые деревни отказались от этого фестиваля. Крстоноше начинается с того, что жители деревни собираются у церкви и образуют процессию, возглавляемую крестом, иконой и церковными хоругвями. Процессия проходит замкнутой линией вокруг села, огибая как можно большую территорию села, а затем возвращается к церкви. [ 3 ] Девочки и мальчики в процессии поют: [ 2 ]
Од два класа шиник жита. |
|
По пути процессия останавливается у каждой записи и на каком-нибудь перекрестке, где священник читает молитвы. [ 3 ] Крест, вписанный в кору записи , обновляется, и дерево кадится . В восточной Сербии в сундуке просверливают небольшое отверстие и наполняют его растительным маслом и благовониями . [ 2 ] Служба в этот праздник проводится под венцом главной записи или в церкви после возвращения крестного хода. [ 3 ] Во время службы священник и человек, избранный хозяином крстоноше , скрепляют круглую буханку хлеба, трижды поворачивают ее против часовой стрелки и разламывают на две половинки. Одна половина отдается священнику, а другая – человеку, который будет устраивать кристоноше в следующем году . можно устроить пир для участников шествия Под главным записем , там же они могут станцевать коло . [ 3 ] Под деревом приносили в жертву овцу, чтобы ее кровь проливалась на ствол и корни. [ 1 ]
В некоторых деревнях и деревнях Сербии также отмечают праздник, посвященный стихийному бедствию, постигшему поселение, например, наводнению, пожару или удару молнии. Праздник называется заветина , название происходит от существительного завет , что означает обет. Служба по заветине может проводиться в приюте записи . [ 3 ] В поселениях без церкви такие обряды, как свадьбы и крещения, проводились под венцом записи . Люди с проблемами со здоровьем оставляли на ночь свою одежду на дереве, полагая, что это поможет восстановить здоровье. [ 1 ] под деревом разводили костер В районах Пека и Звижда, что на востоке Сербии, накануне Великого поста . В Груже деньги давали в долг под записи . [ 2 ]
Происхождение и подобные традиции
[ редактировать ]В своем исследовании культа деревьев у древних сербов этнолог Веселин Чайканович утверждает, что запис унаследован от славянского язычества , в котором он использовался как храм. [ 4 ] Молитвы и жертвоприношения совершались под венцом записи , как в храме. Запись в основном выбирают из дубов, деревьев, связанных с Перуном — богом-громовержцем древней славянской религии. Сербская легенда повествует о короле, который всегда молился Богу под грушевым деревом, а не в церкви, говоря: «Грушевое дерево — моя церковь». Его молитвы были настолько эффективны, что в конце концов он стал святым. [ 4 ]
Почитание деревьев, подобное тому, которое распространялось на запис , также было зафиксировано в Северной Македонии . Во время Пасхи в районе Гевгелии над однажды была совершена Евхаристия избранными грушевыми деревьями. Каждый был окружен иконами, после чего священник читал Евангелие, стоя перед деревом, окропил его святой водой , а затем положил под его кору освященный хлеб. В других местностях существовал обычай ставить крест, камин и каменный стол у дерева на пригорке возле реки или озера. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Бадняк — полено, торжественно сжигаемое сербскими семьями в домашних очагах в канун Рождества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Агапкина Т.А. (2001). "Записывать". У Светланы Михайловны Толстой и Любинко Раденкович (ред.). Славянская мифология: Энциклопедический словарь (на сербском языке). Белград: Книжный мир Zepter. стр. 189–90. ISBN 86-7494-025-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Чайканович, Веселин (1994). "Записывать". Словарь сербских народных поверий о растениях [ Словарь сербских народных поверий о растениях ] (на сербском языке). Белград: Сербская литературная гильдия . стр. 271–2.
- ^ Jump up to: а б с д и Вукович, Милан Т. (2004). «Литиусы – крестоносцы». Народные обычаи, поверья и пословицы среди сербов [ Сербские народные обычаи, поверья и поговорки ] (на сербском языке) (12-е изд.). Белград: Сазвежда. стр. 136–7. ISBN 86-83699-08-0 .
- ^ Jump up to: а б Чайканович, Веселин (1973). «Культ дерева и растений у древних сербов». Миф и религия у сербов: избранные исследования [ Миф и религия сербов: избранные исследования ] (на сербском языке). Белград: Сербская литературная гильдия .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Растения и травы в традиционной сербской культуре - Справочник по народной ботанике , Зоя Каранович и Ясмина Йокич.
- Фотографии Записа и процессии в деревне Седларе, Центральная Сербия (сделаны 6 мая 2005 г.)
- Сербия: строительство автомагистрали с историческими дубовыми киосками BBC News, 30 июня 2015 г.