Веселин Чайканович
Веселин Чайканович | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Веселин Чайканович 9 апреля 1881 г. |
Умер | 6 августа 1946 г. Белград, Югославия | ( 65 лет
Национальность | сербский |
Род занятий | ученый-классик, философ, этнолог, исследователь истории религии |
Веселин Чайканович ( сербская кириллица : Веселин Чайканович ; 1881 в Белграде — 1946) — сербский учёный-классик , филолог , философ , этнолог , востоковед , исследователь истории религии , с греческого и латинского языков переводчик .
Биография
[ редактировать ]Чайканович изучал классическую филологию в Grandes écoles Белграда ( Velika škola ) и получил международную стипендию по рекомендации профессора Павле Поповича для обучения в аспирантуре Лейпцигского и Мюнхенского университетов (где он получил степень магистра гуманитарных наук). степень ) и получил докторскую степень под руководством Карла Крумбахера . В 1908 году он стал преподавателем латыни на философском факультете Белградского университета и опубликовал свою магистерскую диссертацию Quaestionum paroemiographicarum capita selecta в Тюбингене .
Чайканович участвовал как в Балканских войнах , так и в Первой мировой войне . Он отступил с сербской армией через Албанию перед лицом антисербского наступления центральных держав в 1915 году . он заразился дифтерией В последние два дня ретрита через Албанию и был переведен в больницу в Бизерте. Позже он был на Салоникском фронте описал свою деятельность , где в своей «Автобиографии» как «защиту вместе с другими балканскими христианами своей страны от иностранных завоевателей». Чайканович был награжден орденом Белого Орла с мечами и орденом Почетного легиона . Незадолго до окончания войны Чайкановича отправили в Париж и Лондон с миссией «показать, что такое Сербия и кто такие сербы». Там он участвовал в подготовке лекций, организованных сербской миссией, а в свободное время читал и учился в Национальной библиотеке в Париже и библиотеке Британского музея в Лондоне.
В 1919 году он вернулся в Белград, чтобы возобновить работу в качестве профессора (доцента), доцента, а в 1922 году ему было присвоено звание профессора. С 1921 года он преподавал сравнительную историю религии на богословском факультете в Белграде . В 1923 году он был профессором классических языков, заведующим кафедрой классической литературы Белградского университета и активным сотрудником «Сербского литературного вестника».
Как сказал Марко Живкович в «Обзоре антропологии Восточной Европы», «Чайканович был тем, кто применил новейшие философские, исторические, этнографические и сравнительные методологии межвоенной Европы для реализации своего жизненного проекта реконструкции на основе дохристианской языческой сербской мифологии и религий. Большую часть своей работы между войнами Чайканович провёл в Белграде, где он был профессором университета и членом Сербской партии. Академия наук и искусств .
«Он не оставил после себя ряд преемников, как мог бы, будучи во многих отношениях фигурой, сравнимой с тем, чем был Мирча Элиаде в Румынии».
Дело Веселина Чайкановича
[ редактировать ]В глазах коммунистического режима «доктор Веселин Чайканович, декан философского факультета Белградского университета во время немецкой оккупации, представлял университет как член Консультативного совета Министерства образования и веры по созданию Сербской гражданский план, инициатором и организатором которого был Владимир Велмар-Янкович, помощник министра образования и веры».
Коммунисты, пришедшие к власти после войны, не одобряли стипендию Чайкановича, и даже по сей день большая часть его работ все еще находится в рукописной форме. Веселин Чайканович преподавал на теологическом факультете Белградского университета во время немецкой оккупации Югославии, и когда временное правительство так называемой Демократической Федеративной Югославии пришло к власти коммунистов, он был настолько поглощен своей работой, что не заметил того, что произошло. обошел его. Возможно, его самого не беспокоила стрельба на улицах, но он начал опасаться за безопасность своей семьи в таких неопределенных условиях.
Прежде всего, профессор, относительно не интересующийся политикой и делами, Чайканович, конечно, это осознавал, как и его соотечественники и коллеги-профессора Владимир Велмар-Янкович , Слободан Йованович , Дмитрий Найданович , Милош Младенович , Джоко Слиепчевич и многие другие, покинувшие страну. со временем, что среда оккупация, революция и гражданская война были, как выразился Чайканович, «вряд ли временем для преподавания». Тем не менее, он все равно преподавал в частном порядке, поскольку Белградский университет был вынужден закрыться в 1941 году. И вскоре коммунисты уволили его как «нежелательного военного преступника» за преподавание в период нацистской оккупации. Для такого чувствительного ученого, как он сам, это стало невыносимым потрясением. Он заболел и больше никогда не поправился. Он умер год спустя, в 1946 году.
Избранные работы
[ редактировать ]Он является автором нескольких книг, а многочисленные исследования и статьи остались разбросанными по различным изданиям. Его тексты были опубликованы в основном на сербском , латинском и немецком языках и включают:
- Фольклор и религиоведение (1924)
- Вергилий и его современники (1930)
- Обзор римской литературы (1932)
- Florilegium latinum используется schoiarfum (1940)
- О сербском высшем божестве (1941)
Собрание сочинений Чайкановича под редакцией Воислава Джурича было опубликовано в пяти томах в 1994 году в Белграде .
Ссылки
[ редактировать ]- Марко Живкович, переводчик, Чикагский университет, «Серия классики восточноевропейской этнографии: «Волшебное сидение» Веселина Чайкановича», Информационный бюллетень Восточноевропейской антропологической группы, весна 1996 г., Vol. 14, № 1, Роберт Ротенберг, редактор факультета социологии Университета ДеПола, Чикаго, Иллинойс. 60614.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Волшебное сидение Веселина Чайкановича (на английском языке)
- Миф и религия среди сербов Веселина Чайкановича (на сербском языке)