О сказках
Эссе Дж . Р. Р. Толкина | |
Страна | Великобритания |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Эссе |
Опубликовано в | Эссе, представленные Чарльзу Уильямсу |
Издатель | Издательство Оксфордского университета |
Страницы | в. 60, в зависимости от издания |
Паб. дата | 4 декабря 1947 г. [1] |
Хронология | |
< > | |
Лист от Ниггла Фермера Джайлза из Хэма |
« О сказках » — эссе Дж. Р. Р. Толкина , в котором сказка рассматривается как литературная форма. Она была написана как лекция под названием «Сказочные истории» для лекции Эндрю Ланга в Университете Сент-Эндрюс , Шотландия, 8 марта 1939 года. [2]
Эссе важно, потому что оно содержит объяснение Толкином его философии фэнтези и мыслей о мифопее . Более того, эссе представляет собой ранний анализ спекулятивной фантастики одного из самых важных авторов этого жанра. Наряду с его эссе 1936 года « Беовульф : Монстры и критики », это его самая влиятельная научная работа. [3]
Литературный контекст [ править ]
Дж. Р. Р. Толкин был профессиональным филологом , а также автором художественной литературы, начиная с детской книги «Хоббит» в 1937 году; он не собирался писать продолжение. Лекция Эндрю Ланга была важна, поскольку она позволила ему прояснить для себя свой взгляд на сказки как на законный литературный жанр, а не на что-то предназначенное исключительно для детей. [4] К моменту лекции «Хоббит» стал чрезвычайно популярен, и Толкин начал работу над продолжением. [3]
Толкин был одним из пионеров жанра, который сейчас называется фэнтези . Его рассказы – вместе с рассказами К.С. Льюиса – были одними из первых, в которых условность альтернативного мира или вселенной стала местом действия спекулятивной фантастики . Действие большинства ранних произведений фантастической литературы, таких как научная фантастика Герберта Уэллса или готические романы Мэри Шелли , происходило в мире, который узнаваемо принадлежит автору, и вводило лишь один фантастический элемент – или, в лучшем случае, фантастическую среду внутри него. мир автора, как у Г. Ф. Лавкрафта или Роберта Э. Говарда . Толкин отошел от этого; его работа номинально была частью истории нашего мира, [5] но не имел той тесной связи с историей или современностью, как его предшественники.
История [ править ]
Толкин создал материал в виде лекции под названием «Сказки»; он прочитал ее как лекцию Эндрю Ланга в Университете Сент-Эндрюс , Шотландия, 8 марта 1939 года. [2]
«О сказках» впервые появилось в печати, с некоторыми улучшениями, в 1947 году в сборнике « Опыты , представленные Чарльзу Уильямсу» , составленном К.С. Льюисом . [6] Чарльз Уильямс , друг Льюиса, был переведен вместе с сотрудниками издательства Оксфордского университета из Лондона в Оксфорд во время лондонского блиц-арта во время Второй мировой войны . Это позволило ему участвовать в собраниях Инклингов вместе с Льюисом и Толкином. Том эссе предполагалось передать Уильямсу по возвращении сотрудников Oxford University Press в Лондон после окончания войны. Однако 15 мая 1945 года Уильямс внезапно скончался, и книга была опубликована как мемориальный том. [7] Эссе, представленные Чарльзу Уильямсу, не получили большого внимания. [8] и был распродан к 1955 году. [9]
Гораздо больше внимания «О сказках» стало уделяться в 1964 году, когда оно было опубликовано в журнале « Дерево и лист» . [10] [8] С тех пор «Дерево и лист» переиздавалось несколько раз. [11] а «О сказках» было переиздано в других сборниках произведений Толкина, таких как «Чтец Толкина» в 1966 году, хотя это издание было испорчено плохой корректурой. [4] [12] [13] Оно снова появилось в « Стихах и рассказах» 1980 года . [14] и в книге 1983 года «Монстры, критики и другие очерки» . [15] «О сказках» вышла самостоятельно в расширенном издании в 2008 году. [16]
Краткое содержание [ править ]

В лекции Толкин решил сосредоточиться на творчестве Эндрю Лэнга как фольклориста и собирателя сказок. Он не согласился с широким включением Лэнгом в его сборник «Книг сказок» (1889–1910) сказок путешественников, басен о зверях и других типов историй. Толкин придерживался более узкой точки зрения, рассматривая сказки как те, которые происходили в Фейри , заколдованном мире, с феями в качестве персонажей или без них. Он не соглашался как с Лангом, так и с Максом Мюллером в их теориях развития сказок, которые он рассматривал как естественное развитие взаимодействия человеческого воображения и человеческого языка. [3]
Сочинение «О сказках» представляет собой попытку объяснить и защитить жанр сказки или Märchen . Это отличает Märchen от «сказок путешественника» (таких как « Путешествия Гулливера Уэллса »), научной фантастики (таких как «Машина времени» Герберта ), сказок о зверях (таких как «Басни Эзопа» и «Кролик Питер» ) и историй снов (таких как «Алиса в стране чудес »). В эссе Толкин утверждает, что одним из критериев подлинной сказки является то, что она представлена как полностью правдоподобная: «В любом случае это важно для настоящей сказки, в отличие от использования этой формы для меньших или униженных целей». , что это должно быть представлено как «правдивое» ... Но поскольку сказка рассказывает о «чудесах», она не может терпеть никаких рамок или механизмов, предполагающих, что вся структура, в которой они происходят, является вымыслом или иллюзией». [17]
Толкин подчеркивает, что с помощью фантазии, которую он приравнивает к воображению, автор может позволить читателю испытать последовательный и рациональный мир, подчиняющийся правилам, отличным от правил нормального мира. [18] Он называет это «редким достижением искусства» и отмечает, что это было важно для него как читателя: «Именно в сказках я впервые угадал силу слов и чудо вещей, таких как камень, и дерево и железо, дерево и трава, дом и огонь, и вино».
Толкин предполагает, что сказки позволяют читателю рассмотреть свой мир с «перспективы» другого мира. Толкин называет это «восстановлением» в том смысле, что неоспоримые предположения могут быть восстановлены и изменены с помощью внешней точки зрения. Во-вторых, он защищает сказки как предлагающие читателю удовольствие от побега от реальности, оправдывая эту аналогию: заключенный не обязан думать ни о чем, кроме камер и надзирателей. И в-третьих, Толкин предполагает, что сказки могут обеспечить моральное или эмоциональное утешение благодаря счастливому концу, который он называет « эвкатастрофой ».
В заключение, подробно изложенное в эпилоге, Толкин утверждает, что по-настоящему хорошая и репрезентативная сказка отмечена радостью: «Гораздо более сильным и острым является эффект [радости] в серьезной сказке о Фейри. В таких историях, когда наступает внезапный «поворот», и мы видим пронзительный проблеск радости и сердечного желания, которое на мгновение выходит за рамки, действительно разрывает саму паутину истории и пропускает свет». Толкин рассматривает христианство как участие и исполнение всеобъемлющей мифологической природы космоса:
Я бы рискнул сказать, что, подходя к христианской истории с этой стороны, я уже давно чувствую (радостное чувство), что Бог искупил развращенные творящие создания, людей, способом, соответствующим этому аспекту, как и другим, их странная природа. В Евангелиях содержится сказка или история более широкого рода, охватывающая всю суть сказок. В них много чудес... и среди чудес есть величайшая и наиболее полная эвкатастрофа, какую только можно себе представить. Рождение Христа – это эвкатастрофа истории человечества. Воскресение . это эвкатастрофа истории Воплощения —
Анализ [ править ]
Исследователь Толкина Верлин Флигер заявил, что «О сказках» будет в центре исследований Толкина просто потому, что это собственное объяснение Толкина его искусства, «подтворения » (в его терминологии) вторичного мира. Она сразу же добавляет, что это нечто гораздо большее, поскольку это «глубоко проницательный комментарий о взаимозависимости языка и человеческого сознания», полезный обзор изучения фольклора того времени и «убедительный» анализ мифа. , сказка и «ремесло поэта». [3] Это также, как пишет Флигер, важный текст для изучения «многозначного мифа, эпоса и романтической сказки, которым является «Властелин колец ». [3] По ее мнению, наряду с его эссе 1936 года « Беовульф : монстры и критики », это эссе является его самой влиятельной научной работой. [3]
Фольклорист Джульетта Вуд в книге « Спутник Дж. Р. Р. Толкина » комментирует, что образ Галадриэли , создающей свое волшебное зеркало , лья воду, иллюстрирует, насколько центральным было «творческое переделывание реальности» в теории фэнтези, изложенной Толкином в «Толкине». эссе. [19] Карл Фелстед, также пишущий в « Companion» , отмечает, что в эссе делается попытка ответить на три вопроса, а именно: что такое сказки, их происхождение и их ценность, последний из которых связан с концепцией мифопеи Толкина. [20]
Клайд Нортрап утверждает, что посредством эссе Толкин создает основу из четырех необходимых качеств для интерпретации «толкиновского фэнтези», или, как он его называл, «сказок-сказок». Это фантазия (контраст волшебства и обыденности), выздоровление (каким читатель видит «волшебство» простых вещей повседневной жизни), бегство (из первичного мира) и утешение («счастливый конец»). Он предполагает, что их можно применить как к собственным фантазиям Толкина о Средиземье, «Хоббиту» и «Властелину колец» , так и к произведениям более поздних авторов фэнтези, включая Дэвида Эддингса , Роджера Желязны , Стивена Р. Дональдсона и Дж. К. Роулинг . [21]
Ссылки на другие работы [ править ]
В своем эссе Толкин цитирует самые разнообразные художественные, мифологические и академические произведения. Художественная литература и мифология включают:
- Сон в летнюю ночь Уильям Шекспир
- Басни Эзопа
- Алиса в стране чудес ( Льюиса Кэрролла 1865)
- Арабские ночи
- Артур
- Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях барона Рассказ Рудольфа Распе (1785)
- Красавица и чудовище
- Беовульф
- Братец Кролик
- Брют от Лайамона (около 1200 г.)
- Кельтская мифология
- Золушка
- Признание любовника Джона Гауэра (1390)
- Эрос и Психея
- Греческая мифология
- Сказки братьев Гримм (1812)
- Путешествия Гулливера Джонатана Свифта (1726)
- Шалтай-Болтай
- Наличные
- Ясон и Медея
- Король Лир Уильяма Шекспира
- Красная Шапочка
- Макбет Уильяма Шекспира
- Муреффок
- Скандинавская мифология
- Нимфидия ( Майкла Дрейтона 1627 г.)
- Олимп
- «Питер Пэн» ( Дж. М. Барри 1904) и его менее известная пьеса «Мэри Роуз» (1920).
- Кролик Питер , автор Беатрикс Поттер (1901–1902)
- Кот в сапогах
- Рейнард Лис
- Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь (конец 1300-х годов)
- Сказки Матушки Гусыни ( Шарля Перро 1697)
- Баллада о Томасе Рифме
- Битва птиц
- Черный Бык Норроуэя
- Синяя птица Метерлинка ) (1908
- Цветные книги сказок Эндрю Ланга (1889–1910)
- Королева фей Эдмунда Спенсера (1590)
- «Первые люди на Луне» , Герберт Уэллс (1900–01).
- Король-лягушка
- Золотой ключик Джорджа Макдональда (1867 г.)
- Сердце обезьяны (родом из традиции суахили )
- монахини-священника» « Рассказ Джеффри Чосера (около 1343–1400 гг.)
- Роза и кольцо Уильяма Теккерея (1854 г.)
- Сказка о двух братьях Древнего Египта
- Три поросенка
- Машина времени Герберта Уэллса (1895)
- Ветер в ивах» « Кеннет Грэм (1908)
- Тримсквита из Старшей Эдды
- Жаба из Жабьего зала А. А. Милна (1929)
- Остров сокровищ Роберта Луи Стивенсона (1883)
Толкин также цитирует свое стихотворение «Мифопея» .
Ссылки [ править ]
- ^ Скалл, Кристина ; Хаммонд, Уэйн Г. (2006). Товарищ и путеводитель JRR Tolkien . Том. 1. Хаммерсмит, Лондон: Издательство HarperCollins. п. 326. ИСБН 0-261-10381-4 . OCLC 82367707 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «В сознании Толкина» . Университет Сент-Эндрюс. 4 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2007 г. Проверено 24 ноября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Флигер, Верлин . « О сказках» – очерк» . Поместье Толкина . Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майкельсон, Пол Э. (2012). «Развитие идей Дж. Р. Р. Толкина о сказках» (PDF) . Инклинги навсегда . 8 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2016 года.
- ^ Carpenter 2023 , #165, #183, #211, #294
- ^ Льюис, CS , изд. (1966) [1947]. Эссе, представленные Чарльзу Уильямсу . Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс . ISBN 0-8028-1117-5 .
- ^ Шакель, Питер Дж. (2005). «Повествование: сказка, фантазия и миф». Путь в Нарнию: Путеводитель для читателя . Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс . п. 27. ISBN 0-8028-2984-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2006). Товарищ и путеводитель JRR Tolkien . Лондон: ХарперКоллинз . п. 688. ИСБН 978-0-00-714918-6 . OCLC 82367707 .
- ^ Carpenter 2023 , # 163, WH Auden, 7 июня 1955 г.
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. (2001) [1964]. Дерево и лист . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 0-00-710504-5 .
- ^ Толкин, JRR (1975). Дерево и лист; Смит из Вуттон-Мейджора; Возвращение Беортнота, сына Беортхельма . Лондон: Книги Анвина. ISBN 0-04-820015-8 . ОСЛК 3204954 .
- ^ «О сказках» . Толкиен-online.com . 2007. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. (1986) [1966]. Читатель Толкина (переиздание). Нью-Йорк: Дель Рей . ISBN 0-345-34506-1 .
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Стихи и рассказы . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-68999-6 . ОСЛК 29600487 .
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. (1984). Монстры и критики и другие очерки . Кристофер Толкин. Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-35635-0 . OCLC 9944655 .
- ^ Толкин, JRR (2008). Толкин о сказках . Верлин Флигер , Дуглас А. Андерсон (Расширенное издание, с комментариями и примечаниями под ред.). Лондон. ISBN 978-0-00-724466-9 . OCLC 430437033 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Толкин, Дж. Р. Р. (2001). Дерево и лист, Мифопея, Возвращение Беортнота, сына Беортхельма . Лондон: ХарперКоллинз. п. 14. ISBN 978-0-007-10504-5 .
- ^ Ститт, Дж. Майкл. «О сказках Толкина» . Университет Невады, Лас-Вегас . Архивировано из оригинала 5 ноября 2015 года.
- ^ Вуд, Джульетта (2022) [2014]. «17. «О сказках» и сказочных исследованиях». В Ли, Стюарт Д. (ред.). Компаньон Дж. Р. Р. Толкина . Уайли Блэквелл . ISBN 978-1119691457 .
- ^ Фелстед, Карл (2020) [2014]. «5. Мифотворчество и субтворчество». В Ли, Стюарт Д. (ред.). Компаньон Дж. Р. Р. Толкина . Уайли Блэквелл . стр. 86–88. ISBN 978-1119656029 .
- ^ Нортруп, Клайд Брайан (2004). Лекция Дж.Р.Р. Толкина «О сказках»: особенности толкиеновской фантазии . Университет Невады в Лас-Вегасе (докторская диссертация). стр. iii–iv.
Источники [ править ]
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .