Истории или рассказы о прошедших временах
моралью или Матушки Гусыни прошлых времен Истории или сказки из сказки с [ 2 ] — сборник литературных сказок , изданный Шарля Перро в Париже в 1697 году. Произведение стало популярным, поскольку было написано в то время, когда сказки были модны среди аристократов в парижских литературных салонах . [ 3 ] Перро написал эту работу, когда ушел из двора с должности секретаря Жана-Батиста Кольбера , министра Людовика XIV во Франции . Смерть Кольбера, возможно, вынудила Перро уйти на пенсию, после чего он занялся писательством. Ученые спорят о происхождении его сказок и о том, являются ли они оригинальными литературными сказками, модифицированными на основе общеизвестных рассказов, или основаны на рассказах, написанных более ранними средневековыми писателями, такими как Боккаччо .
Сложные украшения были предпочтительным стилем при французском дворе. Простые сюжеты, с которых начал Перро, были изменены, язык усовершенствован и переписан для аудитории аристократов и знатных придворных. Тематически рассказы поддерживают веру Перро в то, что дворянство превосходит крестьянский класс, и многие из рассказов демонстрируют приверженность католическим верованиям, например тем, в которых женщина проходит очищение от греха и покаяние перед реинтеграцией в общество. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Шарль Перро происходил из большой, известной и уважаемой буржуазной семьи. Его отец был юристом и членом парламента. В молодости Перро начал писать, получив королевское внимание благодаря серии почетных стихотворений, написанных для Людовика XIV Франции в 1660 году, что, возможно, послужило катализатором его двухдесятилетнего поста секретаря министра Жана-Батиста Кольбера . [ 5 ] В те годы Перро основал и руководил академиями искусств, такими как Академия живописи и скульптуры (Академия живописи и скульптуры) и Академия архитектуры (Академия архитектуры). [ 6 ] Он ушел с государственной службы и вернулся к написанию статей после смерти Кольбера. [ 6 ]
Исследователь детской литературы Джек Зипес предполагает, что сказки Перро, возможно, были написаны для того, чтобы стать последним словом в десятилетней литературной ссоре. Находясь на государственной службе, он становился все более прогрессивным, полагая, что Франция и церковь нуждаются в модернизации, кульминацией которой стала Ссора древних и современников , которая началась в 1687 году и закончилась десять лет спустя решением Людовика XIV в пользу «древних». В этот момент Перро написал свои сказки, основанные на древних, но переписанные в современном виде. [ 5 ] Кроме того, сказки могли быть написаны для того, чтобы он мог вернуть себе место в обществе, особенно в посещаемых литературных салонах. [ 6 ]
Французский литературный стиль preciosité , характеризующийся остроумными беседами, литературными салонами и рассказыванием сказок, был модным («в моде») в высших эшелонах общества и аристократических кругах, и особенно при дворе. Preciosité находил свое отражение в моде, разговорах, искусстве и литературе, которые были возвышенными и украшенными большими украшениями и должны были быть блестящими в попытке отделить высшие слои общества от вульгарности и грубости буржуазии. Игра в рассказывание сказок среди драгоценностей модных тогда женских литературных салонов стала популярной в конце 17 века. [ 6 ] Зипес говорит, что Перро публиковал в Contes рассказы, написанные специально для его «коллег по литературным салонам». [ 5 ] тогда как Хамфри Карпентер считает, что он писал и для аудитории аристократических детей. [ 7 ] Писательство для детей само по себе было тенденцией, о чем свидетельствуют рассказы, которые жена Людовика XIV писала для девочек в монастырях. [ 3 ]
История публикаций
[ редактировать ]Между 1691 и 1694 годами Перро написал три рассказа в стихах: «Гризелидис» (новелла , первоначально озаглавленная «Маркиза де Салюсс или терпение де Гризелидис» и прочитанная во Французской академии ), « Смешные желания » (опубликованная в Mercure galant) . в 1693 году [ 6 ] [ 8 ] ), и « Ослиная шкура », вышедшие в одном томе в 1694 году и переизданные годом позже в томе с предисловием. [ 3 ] Эти три стихотворных рассказа составляют лишь предысторию «Историй или сказок прошлого» . Только в конце 18 века эти рассказы были включены в издания, названные по-разному: Contes de fées , Contes des fées или просто Contes . [ 9 ]
В 1695 году вышло рукописное издание « Contes de ma mère l'Oye» ( «Истории Матушки Гусыни »), содержащее пять из опубликованных позже прозаических сказок. [ 1 ] первый рассказ в прозе « Спящая красавица В феврале 1696 года Перро опубликовал в «Меркурий галант» » . [ 6 ] Другие материалы, возможно, были опубликованы в других литературных журналах; однако неизвестно, появлялись ли они в журналах до публикации книги или это были более поздние пиратские издания. [ 10 ] В 1697 году Клод Барбен опубликовал восемь классических рассказов под названием Histoires ou Contes du temps passé, avec des Moralitez ( «Истории или сказки из прошлых времен с моралью »). После двух переизданий в том же году этот том вскоре стал известен под неофициальным названием Contes de ma mère l'Oye , которое уже использовалось в рукописи 1695 года. Это название также фигурировало на иллюстрированном фронтисписе печатного издания (скопированном с рукописного издания), на котором изображена старуха, ткачащая, рассказывающая истории детям, одетым в одежду высших сословий. Выше на стене висит мемориальная доска с надписью Contes de ma mère l'Oye . [ 10 ]
В издание 1697 года вошли следующие рассказы: «Спящая красавица», « Красная шапочка », « Синяя борода », « Хозяин-кот, или Кот в сапогах », « Бриллианты и жабы » ( Les Fées ), « Золушка », « Рикет с хохолком » и « Хоп мой большой палец ». Каждая история заканчивалась рифмованной, четко определенной и циничной моралью ( moralité ). [ 7 ] Автором тома было указано «П. Дарманкур», намекая на 19-летнего сына Перро Пьера, который долгое время считался автором этих рассказов. [ 2 ] Однако Зипес утверждает, что современные исследования не дают доказательств того, что эти рассказы были написаны Пьером или что этот том стал результатом сотрудничества отца и сына. Почти наверняка автором был Перро-старший. [ 5 ] Возможно, что имя Пьера и посвящение племяннице короля Елизавете Шарлотте Орлеанской были задуманы как средство познакомить сына с обществом. [ 2 ] В книге есть вступительное письмо к «Мадемуазель», в котором говорится: «Никому не покажется странным, что ребенок нашел удовольствие в сочинении сказок в этом томе, но некоторые удивятся, что он осмелился посвятить их вам. " [ 7 ]
Том добился значительного успеха: при жизни Перро его переиздавали восемь раз. Со смертью Людовика XIV в начале 18 века образ жизни прецизиек угас , равно как и популярность литературных салонов и сказок в начале эпохи Просвещения . Однако сказки Перро продолжали пользоваться спросом: в том столетии было опубликовано четыре издания. [ 6 ]
Происхождение и стиль
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения сказок; некоторые предполагают, что они были оригинальными, тогда как другие говорят, что Перро взял из более ранних версий. [ 11 ] Исследователь детской литературы Рут Боттигхаймер считает мифом историю, в которой Перро рассказывал истории, которые он слышал от домашней медсестры . [ 3 ] Современная точка зрения заключалась в том, что эти истории возникли в популярной традиции, но Карпентер отмечает, что ни одна из историй не существовала в современных книжках, что наводит его на мысль, что Перро взял и изменил их из более ранних (вероятно, литературных) версий. [ 11 ]
Хотя некоторые из сказок Перро имели фольклорное происхождение, он видоизменил их, добавив в них тщательно продуманные детали, написанные намеренно блестящим языком для искушённой взрослой аудитории, ожидавшей приукрашивания. Некоторые рассказы, такие как «Спящая красавица», были оригинальными литературными сказками, лишенными своих (возможных) фольклорных корней. Намерение состояло в том, чтобы представить пресье современные пересказы историй, из которых были удалены базовые, общие и деревенские черты. [ 6 ] Карпентер говорит о «Спящей красавице», что «она читается скорее как модный роман, чем как народная сказка». [ 7 ] «Красная Шапочка» почти наверняка была оригинальной, поскольку более ранние версии не были записаны или, по-видимому, не существуют, а в старой литературе невозможно найти ничего отдаленно похожего. [ 10 ] В первом издании тома есть пометки на полях для «Красной Шапочки», в которых говорится, что последние строки следует читать громким голосом, чтобы напугать ребенка, что заставляет Карпентера поверить, что это было написано как детская игра, хотя он говорит: о том, что сексуальный подтекст невозможно игнорировать. [ 12 ]
Рассказы не предназначались для детей, поскольку в конце 17 века не существовало детской литературы. [ 5 ] и, скорее всего, были взяты из более ранних литературных рассказов. [ 11 ] Так уже было с «Гризелидисом», задуманным как «современная новелла», хотя и основанным на современном сборнике книг (или bibliotheque bleue ) и, в конечном счете, на версии « Боккаччо XIV века Декамерона» , которая позже была переведена на латынь Петрарка . В версии для сборника был простой язык, предназначенный для необразованной и неискушенной аудитории, тогда как Перро приукрасил историю, чтобы привлечь искушенных людей, часто посещавших литературные салоны. [ 13 ] Сборник рассказов Джамбаттисты Базиля, опубликованный в Неаполе ранее в этом столетии, около 1634 года, содержит рассказы, очень похожие на четыре рассказа Перро, включая «Кот в сапогах». [ 14 ]
В других историях присутствуют элементы из более ранних произведений, часто скрытых в средневековых или более ранних текстах. В « Ослиной шкуре » есть элементы, найденные в произведении Апулея « » второго века Амур и Психея , в котором Психея, одетая в ослиную шкуру, брошена на склоне холма. [ 15 ] «Спящая красавица», предположительно написанная Перро как оригинальная литературная повесть, имеет сходство с тремя более ранними рассказами: Жан-Пьером Камю «Жалузная принцесса», «Солнце, луна и Талия» Базиля. [ 16 ] и рассказ, написанный Страпаролой . [ 6 ] «Les Souhaits» основан на Жана де Лафонтена «Les Souhaits Ridicules» ; однако Перро сделал сказку более интересной для салонной публики, добавив грубую комедию. [ 17 ]
Зипес утверждает, что сказки Перро «выдержали испытание временем», потому что он был «величайшим стилистом» и что в « Конте» он привнес «современный подход к литературе». [ 18 ] Сказки были написаны, чтобы произвести впечатление на драгоценностей , в стиле, который нравился литературной элите и покровительствовал низшим классам. Боттигхаймер считает, что стиль Перро творческий и очаровательный, скорее всего, это результат написания произведений для требовательной аудитории. [ 3 ]
Темы
[ редактировать ]Сказки Перро носят преимущественно моралистический или дидактический характер , с элементами христианского учения. [ 19 ] о которых ученый Лидия Жан говорит, что они были написаны «чтобы укрепить королевский абсолютизм; [Перро] защищал главенство католической веры». [ 6 ] Например, главная героиня первой сказки Гриселидис достигает добра по благословению Божьему, хотя она и не благородного происхождения; мораль в том, что через свои испытания она становится достойна быть женой дворянина. С другой стороны, «Les Souhaits», вероятно, написанная для того, чтобы шокировать чувства аристократической аудитории, повествует о обычном дровосеке, который не знает, что делать с даром трех желаний, и не заслуживает небесного дара — из-за своего низкого происхождения и по глупости он растрачивает желания. [ 17 ]
Перро находился под влиянием таких церковных писателей, как Жан-Пьер Камю и Тертуллиан , и Падение человека является основной темой его рассказов. Энн Дагган пишет об историях в книге «Покоренные женщины: отречение и очищение женских персонажей в сказках Перро», в которых говорится, что мужчины страстны, а женские страсти наказываются. Далее она объясняет, что Гризелидис и Ослиная Шкура принимают на себя первородный грех всех женщин и, как Мария Магдалина , переживают опыт покаяния и раскаяния в своем грехе. Таким образом, мужские персонажи освобождаются от грехов женщиной. Дагган пишет, что в рассказах обычно женские персонажи начинаются с состояния греха: их опыт или испытания очищают и освобождают их, одновременно делая бессильными. [ 4 ]
Например, Спящая Красавица, рожденная с чувством вины, страдает от греха любопытства, наказывается столетним сном в качестве покаяния, прежде чем ей разрешат вернуться, чтобы жить в мире. После возвращения она находится в подчинении у будящего ее принца. Женщин, страдающих от греха гордыни, наказывают, а некоторые женщины, например мать Спящей Красавицы, изображаются злыми. [ 4 ] которая, описанная как людоед и завидующая жене и детям своего сына, приказывает приготовить их и подать на ужин. В конце концов, Спящая Красавица выживает, а свекровь постигает участь, которую она уготовила невестке и внукам, и умирает в котле. [ 20 ] Кроме того, Перро подчеркивает опасность, которую представляют для женщин мужчины, как в его морали, написанной для «Красной Шапочки», — волки ждут в лесу (или в гостиных) les jeunes demoiselles (молодых девиц). [ 12 ]
Так же, как и классовые границы, мораль распространяется и на гендерные линии. Например, «Красная Шапочка» учит детей опасности непослушания, а «Кот в сапогах» учит мальчиков быть героическим и остроумными, несмотря на низкий социальный статус и малый рост. По словам Зипса, девушки и женщины должны быть пассивными и в то же время проявлять желательные женские качества, такие как «терпение, грация, милосердие», по мнению Зипса. [ 2 ] Другие ученые, однако, не согласны с Зипсом, например Хансйорг Хор, который считает, что Перро показывает в образе Золушки жизнестойкую молодую женщину, разбирающуюся в моде, остроумную и умную, щедрую и, прежде всего, опытную. [ 21 ]
Многократно вдовец, убивший всех своих жен, и бездетный, характер Синей Бороды не обязательно был необычным в то время, когда женщины часто умирали при родах, а мужчины вступали в повторный брак. [ 22 ]
Перро в мельчайших деталях описал такие обстановки, как Версаль , современную моду и кухню, как средство изображения современного общества. [ 5 ] Он разрабатывал простые истории, индивидуализируя персонажей, а затем добавляя темы и мораль, актуальные для его времени, например, писал об овдовевших женщинах, столкнувшихся с проблемой дочерей без приданого , или о жизни крестьян во времена голода. [ 2 ] Например, последняя жена Синей Бороды, которая выжила, использует свое состояние, чтобы раздать приданое своим сестрам. [ 23 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]В 1729 году Роберт Сэмбер перевел на английский том « Истории или повести прошлого» , который популяризировал в Англии, а затем и в Америке термин «Сказки матушки гусыни». [ 11 ]
В 19 веке, отчасти из-за подъема романтизма , возродился интерес к сказкам. В Германии братья Гримм , полагая, что традиции, фольклор и простые люди необходимы для национальной идентичности, собрали и опубликовали сказки в публикации 1812 года « Сказки братьев Гримм» , которые они определили как традиционно немецкие, хотя они включали сказки Перро. в их коллекции. В то время был создан миф о том, что сказки Перро являются «точным отражением фольклора», как описывает это Жан: [ 24 ] хотя многие из его сказок не имели никакой основы в традиционном фольклоре. Тем не менее, в XIX веке сказки Перро были переоценены и признаны вдохновленными простыми людьми и основанными на фольклорной традиции. В это время сказки стали популярны как примеры демонстрации традиционных фольклорных ценностей. [ 24 ]
Гюстава Доре Издание сказок , опубликованное с 36 гравюрами в 1864 году, вызвало новый интерес к Перро. [ 2 ] Эндрю Ланг опубликовал аннотированный точный перевод оригинального французского текста в 1888 году. [ 10 ]
В 20 веке ученые обнаружили, что сказки возникли из средневековых текстов; но они претерпевали частые адаптации и модификации. Хотя структура сохранилась, оригинальные сказки Перро иногда трудно отличить от измененных версий, но теперь сказки считаются частью фольклорной традиции. [ 24 ] Сегодня вышли сотни изданий на сотнях языков. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сказки Матушки Гусыни на сайте библиотеки и музея Моргана.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Зипес (2000), 236 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и Боттигхаймер (2008), 187 сл.
- ^ Jump up to: а б с Дагган (2008), 222 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зипес (2000), 379 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Жан (2007), 276 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д Карпентер (1984), 129.
- ^ Боттигхаймер (2008), 178.
- ^ Сравните Перро, Шарль (1781). Сказки, в которых есть Красная Шапочка, Феи, Синяя Борода, Спящая красавица, Кот в сапогах, Золушка, Рике с хохолком, Том с пальчиком, Умная принцесса, Гризелидис, Ослик, Нелепые пожелания. Три тома. Париж: Лами ( онлайн-версия издания 1812 года).
- ^ Jump up to: а б с д Карпентер (1984), 128.
- ^ Jump up to: а б с д Карпентер (1984), 126.
- ^ Jump up to: а б Карпентер (1984), 319.
- ^ Боттигхаймер (2008), с. 176.
- ^ Карпентер (1984), с. 127.
- ^ Боттигхаймер (2008), с. 179.
- ^ Дагган (2008), с. 220 ф.
- ^ Jump up to: а б Боттигхаймер (2008), с. 177 ф.
- ^ Зипес (2000), с. 282.
- ^ Боттигхаймер (2008), с. 176 ф.
- ^ Уорнер (1995), 221.
- ^ Хор, Ханьорг (2011). «Динамические аспекты сказки: социальная и эмоциональная компетентность через сказки». Скандинавский журнал исследований в области образования , том. 44, номер 1.
- ^ Уорнер (1995), 260–265.
- ^ Уорнер (1995), 251.
- ^ Jump up to: а б с Жан (2007), 280 и далее.
Источники
[ редактировать ]- Боттигхаймер, Рут (2008). «До Contes du temps passé (1697): «Гризелидис» Шарля Перро (1691), «Souhaits Ridicules» (1693) и «Peau d'asne» (1694)». Романическое обозрение , том. 99, номера 3–4, стр. 175–189 ( онлайн-версия, заархивировано 3 апреля 2019 г. на Wayback Machine ).
- Карпентер, Хамфри и Мари Причард (1984). Оксфордский справочник детской литературы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-211582-0 .
- Дагган, Энн Э. (2008). «Покоренные женщины: унижение и очищение женских персонажей в сказках Перро». Романическое обозрение , том. 99, номер 2, стр. 211–226.
- Джин, Лиди (2007). «Парадокс Шарля Перро: как аристократические сказки стали синонимом сохранения фольклора». Трамес . 11.61. 276–283.
- Уорнер, Марина (1995). От зверя до блондинки: О сказках и их рассказчиках . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-15901-6 .
- Зипес, Джек (редактор) (2000). Оксфордский спутник сказок . Нью-Йорк: Оксфорд UP. ISBN 978-0-19-860115-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с «Сказками Матушки Гусыни» , в Wikisource
- Во французском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: « Сказки или истории прошлых времен».