Растительная душа
Душа растения — это религиозно-философская концепция, согласно которой растения содержат душу . Религии, признающие существование душ растений, включают джайнизм и манихейство .
В джайнизме
[ редактировать ]Джайны верят, что у растений есть душа ( джива ), которая испытывает только одно чувство — осязание.
Ачаранга -сутра утверждает, что «растения… и все остальное творение (испытывает) индивидуально удовольствие или неудовольствие, боль, великий ужас и несчастье» (1.1.6). В другом отрывке из Ачаранга-сутры (1.1.5): [1]
Как людям свойственно рождаться и стареть, так и растениям свойственно рождаться и стареть;
как у людей есть разум, так и у растений есть разум;
как люди болеют, когда их срезают, так и растения болеют, когда их срезают;
Как люди нуждаются в пище, так и растения нуждаются в пище;
как люди разлагаются, так и растения разлагаются;
как люди не вечны, так и растения не вечны;
как люди получают прирост, так и растения прибавляют;
Как меняются люди, так меняются и растения.
Повреждающий растения не постигает и не отрекается от греховных поступков;
тот, кто не вредит растениям, постигает и отрекается от греховных поступков.
Зная их, мудрый человек не должен поступать греховно по отношению к растениям, ни заставлять так поступать других, ни позволять другим так поступать.
Тот, кто знает причины греха, связанные с растениями, называется мудрецом, знающим награду.
(Обратите внимание, что местоимения «этот» и «этот» в оригинальном переводе Германа Якоби 1884 года были заменены словами «мужчины» и «растения».)
В манихействе
[ редактировать ]Кельнский кодекс Мани содержит истории, показывающие, что манихеи верили в существование разумных душ растений. [2]
В Гиппопотама » « Исповеди (4.10) Августин писал, что, будучи манихеем, он верил, что «смоковница плакала, когда ее сорвали, и дерево, ее мать, проливало молочные слезы». [3]
Влияние джайнизма на манихейство
[ редактировать ]Файнс (1996) утверждает, что джайнские идеи о существовании душ растений были переданы с территорий западных кшатрапов в Месопотамию , а затем интегрированы в манихейские верования. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якоби, Герман (1884). Джайна-сутры, часть I: Акаранга-сутра, Кальпа-сутра . Священные книги Востока . Том. 22 . Проверено 30 мая 2024 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б Файнс, Ричард CC (1996). «Души растений в джайнизме и манихействе: аргумент в пользу культурной передачи» . Восток и Запад . 46 (1/2). Итальянский институт Африки и Востока (IsIAO): 21–44. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757253 .
- ^ «Исповедь святого Августина» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 30 мая 2024 г.