Пьюсавти
Пьюсавти Пю Со Хои | |
---|---|
![]() | |
Король Пагана | |
Царствование | в. 167–242/243 г. н.э. или конец 8 века н.э. |
Предшественник | Ятекьяунг |
Преемник | Хти Мин Инь |
Рожденный | 133? Тагальский ? |
Умер | 242 или 243? (109 лет) Языческий (Диаграмма) |
Супруга | Тири Санда Деви |
Дом | Тагаунг |
Пьюсавти ( бирманский : Pyusawhti , произносится [pjù sɔ́ tʰí] ; также Пюминхти , ပျူမင်းထီး [pjù mɪ́ɴ tʰí] ) — легендарный король языческой династии Бирмы (Мьянмы), который , согласно бирманским хроникам, предположительно правил с 167 по 242 год нашей эры. В хрониках вплоть до 18-го века сообщалось, что Пьюсавти, потомок солнечного духа и принцессы-дракона, был основателем языческой, а значит, и бирманской монархии . Однако Хманнан Язавин , «Королевские хроники династии Конбаунг» , провозгласил в 1832 году, что он на самом деле был отпрыском королевства Тагаунг , и проследил его родословную вплоть до Маха Самматы , первого короля мира в буддийской мифологии . [ 1 ] [ 2 ]
Ученые предполагают, что историческая фигура Пьюсаути, вероятно, существовала в середине-конце 8-го века и, возможно, прибыла из Королевства Наньчжао в рамках набегов Наньчжао на долину Иравади в тот период. [ 3 ]
Легенда
[ редактировать ]В бирманских хрониках до Хманана утверждается, что Пьюсаути, потомок солнечного духа ( ស្រ្រ្រ ) и принцессы драконов ( ស្រ្រ្សា្ស្រ្រ្រ ), основал Паган в 167/168 г. отсюда и бирманская монархия. [ 1 ] [ 4 ] Принцесса драконов, внучка Императора Драконов Кала Наги, была оплодотворена солнечным духом, посетившим землю. От этого союза принцесса драконов снесла три яйца, все из которых забрал охотник. Охотник случайно разбил золотое яйцо из троих в Могоке , и разбитое золотое яйцо превратилось в многочисленные рубины и драгоценные камни (которыми регион Могока известен до наших дней). Затем охотник потерял оставшиеся два яйца во время одного сильного шторма. Одно яйцо коричневого цвета оказалось в небольшом королевстве на севере Бирмы (Тиндве или Тагаунг) или в Юньнани, и из него вышла человеческая принцесса женского пола, которая позже стала королевой этого королевства. Оставшееся яйцо белого цвета доплыло по Иравади до Ньянг-У , где его подобрала пожилая бездетная крестьянская пара Пью. Когда яйцо вылупилось, родился Пьюсавти. Супруги Пью воспитали его как собственного сына. Затем он получил образование у местного монаха по имени Ятекьяунг . [ 5 ]
Однако в 1832 году летописцы Хманнана отвергли эту добуддийскую историю происхождения. Вместо этого они представили новую историю происхождения, которая прослеживает происхождение монархии от Сакья принца Абхиязы, который основал Королевство Тагаунг . Хманнан утверждает, что Пьюсаути на самом деле был отпрыском королевской семьи Тагаунгов. Его родители теперь были людьми - Тадо Адица Яза (букв. «Король-Солнце» на пали) тагаунгского происхождения и его жена, которая мечтала о сыне в местном святилище в честь принцессы драконов. [ 6 ]

Хманнан продолжает, что юный Пьюсаути начал свое образование в семь лет в местном монастыре, которым руководил монах по имени Ятекьяунг. Он получил образование в области искусств, религии и боевых искусств. Он преуспел в стрельбе из лука. В 16 лет, гр. В 149 году нашей эры он уехал в недавно основанный город Паган (Баган) со своим любимым луком и был принят пожилой крестьянской парой Пью, которая относилась к нему как к сыну. Вскоре он узнал, что окрестности города терроризировали четыре гигантских диких монстра: Гигантская Птица, Гигантский Кабан, Гигантский Тигр и Гигантский Большой Планер. Гигантскую птицу боялись больше всего; его дарили девственной девушке каждую неделю в течение предыдущих 12 лет. С помощью лука и стрел он победил монстров и был замечен королем Тамоддаритом . Затем король выдал свою дочь замуж за Пьюсавти и сделал его своим наследником. [ 7 ]
Когда Тамоддарит умер в 152/153 году н. э., Пьюсавти вместо этого передал трон своему наставнику Ятекьяунгу, который правил еще 15 лет. Пьюсаути взошел на трон в 167/168 году нашей эры после смерти Ятекьяунга. Он распространил свои владения на верхнюю часть Иравади, вернув себе территорию, которая была потеряна китайцами в предыдущие годы. Его правление длилось более 75 лет. Он умер в 109 лет (на 110-м году жизни). [ 8 ] [ 9 ]
Историчность
[ редактировать ]Несмотря на легендарный характер как добуддийских, так и вдохновленных буддизмом историй Хманнана , исторический Пьюсаути, вероятно, существовал. Историки предполагают, что исторический Пьюсаути, вероятно, был второстепенным вождем королевства Наньчжао , который был в авангарде вторжений Наньчжао в верхнюю долину Иравади, которые начались в 754 году (и продолжались до 830-х годов). Наньчжаоское происхождение Пьюсаути подтверждается тем фактом, что система именования ранних языческих царей - Пьюсаути и его потомков на протяжении шести поколений - была идентична системе именования царей Наньчжао, где фамилия отца становилась именем сына. [ 10 ] Победа Пьюсаути над китайцами, вероятно, относится к победе Наньчжао над китайцами в ту же эпоху, в которой, возможно, участвовали Пьюсаути и его отряды. [ 3 ]
Языческое «королевство», которым руководил Пьюсавти, вероятно, было небольшим поселением среди многих других небольших поселений в этом районе. (В летописях насчитывается 19 поселений.) В VIII веке Паган еще не был ни городом, ни даже городом-государством, не говоря уже о «царстве». Хотя самое раннее человеческое поселение в Пэгане датировано радиоуглеродом ок. 650 г. н.э., [ 11 ] Основные ученые считают, что Пэган был основан только в середине-конце 9 века недавно прибывшими бирманскими воинами и их семьями из Наньчжао. [ 12 ] Более того, 38 царей языческой династии - от Пьюсавхти до Соккате, до исторически подтвержденного царя Анаврахты - вероятно, были современными главами поселений языческой территории. По словам британского историка колониальной эпохи Дж. Э. Харви, бирманские летописцы, вероятно, составили списки правителей ранних бирманских государств последовательно, «желая изобразить непрерывную родословную, восходящую к божественной древности». [ 13 ] (Последовательный порядок летописного списка не совсем соответствует вероятному историческому периоду в 290 лет (754–1044 гг.), поскольку это означает, что 38 царей правили в среднем только 7,63 года. В летописях перечислены цари более 850 лет (167 г.). –1017 г. н.э.), в среднем 22,37 года на одного короля.)
Наследие
[ редактировать ]В 1956 году бирманское правительство под руководством У Ну разработало схему защиты местных деревень и городов, в которой использовались военизированные формирования под названием «Пьюсаути» для помощи бирманским военным в операциях по борьбе с повстанцами. [ 14 ] Армия попыталась распустить и разоружить их после переворота 1958 года с переменным успехом. [ 15 ]
Термин « Пьюсаути » вновь появился в 2000-х годах и использовался бирманскими СМИ для обозначения провоенных сетей и групп. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тан Тун 1964: ix – x
- ^ Либерман 2003: 196.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 1925: 308.
- ^ Используется в Vol. 1 2003 : 193
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 193–196
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 189
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 190–192
- ^ Используется в Vol. 1 2003:
- ^ Фэйр 1883: 20
- ^ Мьинт-У 2006: 56–57.
- ^ Аунг-Твин 2005: 185
- ^ Либерман 2003: 90.
- ^ Харви 1925: 364.
- ^ «По мере обострения конфликта хунта Мьянмы вооружает население» . Дипломат . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сопротивление сопротивлению: провоенные формирования Пьюсаути в Мьянме» . Кризисная группа . 06.04.2022 . Проверено 15 марта 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824828868 .
- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883 г.). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.