Королевство Ава
Королевство Ава Ава период | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1365–1555 | |||||||||||||
![]() Ава с. 1450 | |||||||||||||
Статус | Королевство | ||||||||||||
Капитал | Сагаинг Пиня Ава | ||||||||||||
Общие языки | Старый бирманский Старый Шан | ||||||||||||
Религия | Тхеравада Буддизм | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
• 1364–1367 | Тадо Минбья | ||||||||||||
• 1367–1400 | Сва Сав Ке | ||||||||||||
• 1400–1421 | Минхаунг I | ||||||||||||
• 1426–1439 | Мохньин Тадо | ||||||||||||
• 1527–1542 | Тоханбва | ||||||||||||
Законодательная власть | Законодательное собрание | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Тадо Минбья захватил Сагайнг | к 30 мая 1364 г. | ||||||||||||
• Основано Королевство Ава | 26 февраля 1365 г. | ||||||||||||
Сентябрь 1367 г. | |||||||||||||
1385–1424 | |||||||||||||
• Начало Дома Мохньин. | 16 мая 1426 г. | ||||||||||||
• Таунгу Отделение | 16 октября 1510 г. | ||||||||||||
• Начало периода Шан | 14 марта 1527 г. | ||||||||||||
• Завоевание Таунгу | 22 января 1555 г. | ||||||||||||
Валюта | кьят | ||||||||||||
|
Королевство Ава ( : အင်းဝခေတ် произносится [ʔɪ́ɰ̃wa̰ kʰɪʔ] ) было доминирующим королевством, которое управляло верхней Бирмой ( Мьянмой ) с 1365 по 1555 год. Основанное в 1365 году, королевство было государством-преемником мелких королевств Мьинсаинг , , Пинья и Сагаинг которые правили центральной Бирмой после распада. Языческой империи в конце 13 века.
Как и предшествовавшие ему небольшие королевства , Аву, возможно, возглавляли короли Бамариз- Шан , заявлявшие о своем происхождении от королей Пагана . [1] [2] Ученые спорят о том, что шанская этническая принадлежность аванских королей возникла в результате неправильного перевода, особенно из записей о предках аванских королей, управлявших шанской деревней в центральной Бирме до их возвышения или известности. [3]
История
[ редактировать ]Королевство было основано Тадо Минбья в 1364 году. [4] после распада королевств Сагаинг и Пинья из-за набегов Шанских государств на север.
В первые годы своего существования Ава, которая считала себя законным преемником Языческого королевства, пыталась воссоздать бывшую империю, ведя постоянные войны против Королевства Мон Хантавади на юге, Шанских государств на севере и востоке и Штат Ракхайн на западе. [1]
Хотя ему удалось удержать Таунгу и некоторые периферийные государства Шан ( Калаймё , Мохньин , Могаунг и Сипау ) в пределах своей власти на пике своего могущества, Ава не смогла отвоевать остальные. Сорокалетняя война (1385–1424) с Хантавади истощила Аву. С 1420-х по начало 1480-х годов Ава регулярно сталкивалась с восстаниями в своих вассальных регионах всякий раз, когда к власти приходил новый король. В 1480-х и 1490-х годах Королевство Пром на юге и государства Шан, находившиеся под властью Авы на севере, отделились, и династия Таунгу стала такой же могущественной, как и ее номинальный повелитель Ава. В 1510 году откололся и Таунгу. [1]
В первой четверти 16 века Ава подвергалась интенсивным набегам Шан. В 1527 году Конфедерация Шанских государств во главе с государством Мохньин в союзе с Промом разграбила Аву. Конфедерация поместила номинальных королей на трон Ава и управляла большей частью Верхней Бирмы. Поскольку Пром был в союзе с Конфедерацией, только крошечный Таунгу в юго-восточном углу, к востоку от горного хребта Баго Йома, оставался последним оплотом независимого королевства.
Неспособность Конфедерации уничтожить Таунгу дорого обошлась. Окруженный враждебными королевствами, Таунгу взял на себя инициативу по укреплению своих позиций и победил гораздо более сильного Хантавади в 1534–1541 годах. Когда Таунгу восстал против Прома, шаны с опозданием послали свои армии. Таунгу взял Пром в 1542 году, а Баган , чуть ниже Авы, в 1544 году. [5] В январе 1555 года король Байиннаунг из династии Таунгу завоевал Аву, положив конец роли города как столицы Верхней Бирмы на почти два столетия.

Капитал
[ редактировать ]Тадо Минбья основал город Ава (современный Инва) и освятил его как Ратанапура, Город драгоценных камней, который более или менее непрерывно оставался столицей Мьянмы до середины 19 века. [6] Город был спроектирован в соответствии с традиционными принципами бирманского городского дизайна, существовавшими, по крайней мере, с периода Пью . Ава была первым бирманским городом, полностью обнесенным стеной, с внутренней цитаделью и внешним гражданским городом. Цитадель Авы, пожалуй, единственный город в мире бочкообразной формы. Согласно легенде, очертания городских стен были призваны имитировать внешний вид мифического бирманского льва Кинтэ . [7] [8] Не вызывает сомнений то, что Ава, или, по крайней мере, ее внутренняя цитадель, спроектирована так, чтобы копировать буддийскую вселенную в миниатюре. Дворец был построен в самом центре цитадели, которая согласно традиционным принципам бирманского городского планирования соответствует местонахождению Будды, поэтому напрямую ассоциирует короля с самим Буддой. Это придало королю божественный статус, а дворец стал религиозным центром. [7] Дворец был специально спроектирован так, чтобы имитировать чрезвычайно благоприятную гору Меру в индуистско - буддийской вере. Царство и его сила исходили непосредственно из города в виде мандалы, окружающей весь мир (теоретически), и поэтому город был космологическим центром божественно установленного царства. [6]
Во время правления Сва Со Ке в Аве был созван совет, на котором присутствовали король, члены Сангхи , сингальские монахи и брахманы . [6] В одной из надписей говорилось, что город так же приятен, как Таватимса , самый важный из буддийских небес, который также служил образцом земного царства бирманских королевств. [6] Сва Со Ке был известен как интеллектуальный король, поощрявший научные начинания, а город, как говорили, был полон интеллектуальных бесед. [6]
Наследие
[ редактировать ]Самым заметным наследием Авы был ее вклад в бирманскую народную литературу , которая процветала в этот период. Литература перешла от написания преимущественно на пали к использованию народного бирманского языка . Ава была высокограмотным обществом, где стихи сочиняли люди всех слоев общества, например, деревенский староста Палаунга в 1355 году, который писал стихи на камне. [9] Надписи на классическом бирманском языке как в периоды Баган, так и в период Ава, написанные простолюдинами и знатью, появляются в соотношении 3: 1 в пользу простолюдинов. [9]
Тщательно продуманное использование сравнений, метафор и других литературных приемов изобилует бирманскими стихами, особенно в произведениях Шина Махараттахары. [9] Одна из этих работ отвергает удобства брака и светской жизни ради жизни лесного подвижника. Ниже приводится перевод доктора Хла Пе, Джона Окелла и Анны Аллотт:
Девушка, на которой я женюсь, будет жилищем в лесу, достойным отшельника, вдали от людей; она позаботится обо всех моих нуждах и всегда будет кормить меня лесными ягодами вместо риса и лесными ягодами для карри. У меня будет Мудрость в качестве воды для мытья, ибо она очищает грязь жадности, ненависти и невежества; и когда я аккуратно завяжу в волосы свои подвижнический узел, то украшу их Верой для гирлянды; ароматом медитации будет мой сандал, и я умащу себя сладко пахнущим и охлаждающим соком алоэ. ... Я буду носить бесценную и дорогую одежду Закона. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хтин Аунг 1967: 84–103.
- ^ Файр 1883: 63–75.
- ^ Аунг-Твин 2010: 881–901.
- ^ Коэдес 1968: 227.
- ^ Файр 1883: 100–101.
- ^ Jump up to: а б с д и Аунг-Твин, Майкл (2017). Мьянма в пятнадцатом веке: история двух королевств . Гонолулу. стр. 53–70. ISBN 978-0-8248-7411-7 . OCLC 990802695 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Хла, У Кан (1978). «Традиционное градостроительство в Бирме» . Журнал Общества историков архитектуры . 37 (2): 92–104. дои : 10.2307/989177 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 989177 . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Кулер, Ричард М. (2002). «Постязыческий период – 14-20 века. Часть I» . Университет Северного Иллинойса. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Аунг-Твин, Майкл А. (2017). Мьянма в пятнадцатом веке: повесть о двух королевствах . Гавайский университет Press. стр. 166–183. ISBN 978-0-8248-6783-6 . JSTOR j.ctvvn2pv . Архивировано из оригинала 19 мая 2019 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл (2010). «Миф о «трех братьях Шан» и периоде Ава в истории Бирмы» . Журнал азиатских исследований . 55 (4). Издательство Кембриджского университета: 881–901. дои : 10.2307/2646527 . JSTOR 2646527 . S2CID 162150555 .
- Коэдес, Джордж (1968). Индианизированные штаты Юго-Восточной Азии (изд. 1967 г.). Издательство Гавайского университета.
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1967) [1883]. История Бирмы . Лондон: Сюсил Гупта.
- Династия Ава
- 1364 заведения в Азии
- 14 век в Бирме.
- Заведения XIV века в Бирме
- Застой 1550-х годов в Азии
- 15 век в Бирме.
- 16 век в Бирме.
- бирманская монархия
- Бывшие страны Юго-Восточной Азии
- Бывшие монархии Азии
- Бывшие монархии Юго-Восточной Азии
- Штаты и территории упразднены в 1555 г.
- Штаты и территории, основанные в 1364 году.