Абан
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Апас ( / ˈ ɑː p ə s , æ p -/ , авестийский : āpas ) — авестийский языковой термин, обозначающий «воды», которые в своих бесчисленных совокупных состояниях представлены Апасами, ипостасями вод.
Аб (множественное число Абан ) — форма среднеперсидского языка.
Введение
[ редактировать ]«По сей день почтение к воде глубоко укоренилось у зороастрийцев , и в ортодоксальных общинах регулярно делаются подношения домашнему колодцу или близлежащему ручью». [1] Церемония обезьяньей заотры — кульминационный обряд службы Ясны (которая, в свою очередь, является основным актом поклонения) — буквально предназначена для «укрепления вод».
Авестийский апас (от единственного числа апо ) грамматически женского рода, а апас — женского рода. Среднеперсидскими . эквивалентами являются ābān /Ābān (альт. āvān /Avān), от которого происходит парси-гуджаратское ava /Avā (только в религиозном использовании)
Авестийское общее существительное āpas в точности соответствует ведическому санскритскому āpas , и оба происходят от одного и того же протоиндоиранского слова, основы *ap- «вода», родственного британской реке Эйвон . Как в авестийских, так и в ведических санскритских текстах воды — будь то волны или капли или все вместе — ручьи, заводи, реки или колодцы — представлены Апасами, группой божеств воды. Отождествление божественности со стихией является полным в обеих культурах: в Ригведе божества полезно пить, в Авесте божества полезны для купания. [2]
Как и в индийских религиозных текстах, воды считаются первоэлементом. В зороастрийской космогонии воды — второе творение после неба. [3] Помимо самого Апаса, с водами отождествляются не менее семи зороастрийских божеств: все три Ахура ( Мазда , Митра , Апам Напат ), две Амеша Спенты ( Хаурватат , Армаити ) и два меньших Язаты ( Аредви Сура Анахита и Ахурани ). .
Абанс, кратер на Ариэле , одном из спутников Урана , назван в честь Абана .
В Священном Писании
[ редактировать ]В семиглавной Ясне Хаптангаити , прерывающей последовательный порядок Гат и лингвистически столь же старой, как и сами Гаты, воды почитаются как Ахурани , жены Ахуры ( Ясна 38.3 ). Хотя и не назван иначе, Бойс [4] связывает этого Ахуру с Апамом Напатом (среднеперсидский: Бурз Язад ), другим божеством вод.
В Ясне 38, посвященной «земле и священным водам », апас /Апас не только необходим для питания, но и считается источником жизни («вы, рождающие», «матери нашей жизни»). В Ясне 2.5 и 6.11 апас / Апас означает «созданный Маздой и святой».
В Абан Яште ( Яшт 5), номинально посвященном водам, почитание направлено конкретно на Аредви Суру Анахиту , другое божество, отождествляемое с водами, но первоначально представляющее «мировую реку», опоясывающую землю (см. В традиции , ниже). Слияние двух понятий «наверное» [4] Возникло из-за выдающегося положения, уделяемого Аредви Суре во время правления Артаксеркса II ( годы правления 404–358 гг. До н.э.) и последующих императоров Ахеменидов. Хотя (по мнению Ломмеля [5] и Бойс [2] Аредви имеет индоиранское происхождение и родственна ведическому Сарасвати . В V веке до нашей эры Аредви отождествляли с семитским божеством со схожими атрибутами, от которого она затем унаследовала дополнительные свойства. [6]
В других текстах Авесты воды имплицитно связаны со [Спента] Армаити (среднеперсидский Спендармад ), Амеша Спента земли (эта ассоциация правильно развита в Бундахишн 3.17). В Ясне 3.1 возвышение Абана подкрепляется дополнительным назначением опеки другому Амеше Спента Хаурватат (среднеперсидский: (K)hordad ).
По традиции
[ редактировать ]Согласно « Бундахишну » («Первоначальное творение», текст XI или XII веков), абан был вторым из семи творений материальной вселенной, нижней половиной всего сущего.
В развитии космогонической точки зрения, уже упомянутой в Вендидаде (21.15), абан представляет собой сущность «великого места сбора вод» (авестийское: Ворукаша , среднеперсидское: Варкаш ), на котором в конечном итоге покоился мир. Великое море питалось могучей рекой (праиндоиранский: *harahvati , авестийский: Аредви Сура , среднеперсидский: Ардвисур ). Две реки, одна на востоке и одна на западе, вытекали из него и окружали землю ( Бундахишн 11.100.2, 28.8), где их затем очищала Пуитика (авестийский, среднеперсидский: Путик ), приливное море, прежде течет обратно в Вурукашу .
В зороастрийском календаре десятый день месяца посвящен (божеству) вод ( Сироза 1.10), под защитой которых тогда находится этот день. Кроме того, Абан также является названием восьмого месяца года зороастрийского календаря ( Бундахишн 1а.23-24), а также названия иранского календаря 1925 года, который следует зороастрийским соглашениям о названиях месяцев. Возможно, это предшественник священного месяца Шаабан в календаре Хиджры .смысл шаабанЗороастрийский именинник Абанаган , известный также как Абан Ардвисур Джашан индийскими зороастрийцами (см.: Парсы ), отмечается в день пересечения посвящений дня месяца и месяца года, то есть в день пересечения посвящений дня месяца и месяца года. десятый день восьмого месяца. Праздник сопровождается практикой подношения сладостей и цветов реке или морю.
Среди цветов, связанных с язатами , абаном является кувшинка ( Бундахишн 27.24).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойс 1975 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 71.
- ^ Бойс 1975 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1983 , с. 58.
- ^ Ломмель 1954 , стр. 405–413.
- ^ Бойс 1982 , стр. 29 и далее.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1975). История зороастризма, Vol. Я. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-10474-7 .
- Бойс, Мэри (1982). История зороастризма, Vol. II . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-06506-2 .
- Бойс, Мэри (1983). «Абан». Энциклопедия Ираника . Том. Я. Нью-Йорк: Паб Mazda. п. 58.
- Ломмель, Герман (1927). Яшты Авесты . Геттинген – Лейпциг: Ванденхук и Рупрехт / Дж. К. Хинрихс.
- Ломмель, Герман (1954). «Анахита Сарасвати». Asiatica: Festschrift Фридриха Веллера к его 65-летию . Лейпциг: Отто Харрасовиц. стр. 405–413.
- Гиршман, Роман (1962). Персидское искусство, Парфянская и Сасанидская династии . Лондон: Голден Пресс.
- Абан Яшт переводе Джеймса Дарместетера в
Мюллер, Фридрих Макс , изд. (1883). СБЭ, Том. 23 . Оксфорд: ОУП. - Ясна 38 (земле и священным водам) в переводе Лоуренса Хейворта Миллса в
Мюллер, Фридрих Макс , изд. (1887). СБЭ, Том. 31 . Оксфорд: ОУП. - Анклесария, Бехрамгор Техмурас (1956). Большой Бундахишн .