Мода
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Зам ( авестийский : 𐬰𐬆𐬨 ) [ произношение? ] — это авестийский языковой термин, обозначающий зороастрийское понятие «земля» как в смысле земли и почвы, так и в смысле мира. Земля рассматривается как изначальный элемент в зороастрийской традиции и представлена второстепенным божеством Замом, которое является ипостасью «земли». Само слово, измененное на Замин в современном персидском языке , родственно балтийскому Земесу , славянскому Зему , сербской Земле, греко -фракийскому Семеле , что означает планету Земля , а также почву.
Элемент зам с тем же значением существует в среднеперсидском языке , языке текстов зороастрийской традиции. Божественность Зам, однако, появляется в более позднем языке как Замьяд , что является сокращением от Зам Язад , то есть язата Зам .
Зам земли не имеет отношения к Зам Шахнаме . Этот Зам — Заххак-э-Маар-Душ ( Ази-Дахака по-авестийски, Аждшак по-среднеперсидски) — царь драконов, убивший Джамшида .
В Священном Писании
[ редактировать ]Элемент зам — это владения Армаити , Амеша Спента земли и одной из изначальных «божественных искр» Ахура Мазды , из которых происходит все остальное творение. Именно через землю имманентна Армаити. Эта близкая идентификация элемента Зам с Армаити также приводит к тому, что божество Зам соединяется с Армаити до такой степени, что в некоторых стихах Армаити появляется там, где ожидается «земля». [1] Редкое выражение двандвы Зам-Армаити встречается в Яште 1.16, 16.6 и 42.3.
Замьяд каваем Яшт , гимн Авесты , номинально посвященный Зам, имеет мало общего с «землей»: первые восемь глав этого гимна просто перечисляют географические ориентиры, тогда как остальная часть гимна восхваляет тех, кто обладает харено. «царская слава». Остальные стихи начинаются с сотворения земли, то есть стихом Ахура Мазде (глава 10), и завершаются стихом Саошьянта (89). Между ними есть стихи, в которых упоминаются Амеша Спента (15), Митра (35). В число призванных смертных входят Йима (31), Траэтаона (36), династии Каянов (66–72), Заратуштра (79) и Виштаспа (84). По словам Дарместетера , «этот Яшт послужит краткой историей иранской монархии, сокращенным [Шахнаме]». [2]
Замьяд Яшт считается примером простой концепции, возведенной в ранг ангела. [3] Для Зама это, вероятно, произошло как лингвистическое примирение между Замом и Армаити. Но несмотря на посвящение 28-го дня месяца и проявление в качестве одного из первоэлементов, Зам не является особо значимым божеством. Дхалла заходит так далеко, что говорит: «Ее личность очень безвкусна по сравнению с Армаити, которая, как мы видели, держит землю под своей опекой и фактически является более активным гением-хранителем». [4]
По традиции
[ редактировать ]Основным источником информации о зороастрийских представлениях о земле (и, соответственно, о ее божественности) является « Бундахишн» , отчет о космогонии и космологии религии, завершенный примерно в XII веке. Согласно этому тексту, [5] Земля была третьим из первичных творений после неба и вод и до растений и огня. Создание земли описывается в три этапа: Сначала поверхность земли представляла собой круглый плоский диск, плавающий в центре вод, заполнявших нижнюю половину «неба». Затем на его поверхности выросли горы, самой высокой из которых была Хара Березайти, чьи отдаленные хребты окружали землю, а за ней протекала мировая река Аредви Сура . Наконец, во время четвертого творения (растений) выросло изначальное дерево и стало прототипом всех растений (это дерево уже упоминается в Священных Писаниях как дерево Саена; в Яшт 12.17 оно далее описывается как «дерево Саена») . «Древо всех лекарств», потому что оно несет семена всех целебных трав). Пятое творение — это творение изначальной бычьей Гаваеводаты, из семени, костного мозга, органов и души которого земля населена животной жизнью и прародителями человеческой расы.
В Шайест на-Шайест («[что] правильное и неправильное») перечисление качеств, которые олицетворяет каждое божество, связывает Зам с «убедительностью». Напротив, Армаити отождествляется с «плодотворностью». [6]
В «Советах Адарбада Махраспандана» автор советует своим читателям не принимать лекарства в день месяца, посвященного Зам. [7]
В «Пазенд Африн-и хафт Амшеспанд » («Благословение семи Амеша Спента») к Заму присоединяются Амардад, Рашн и Аштад ( Амеретат , Рашну и Арштат ) в противостоянии демонам голода и жажды. [8]
Последний гимн, читаемый при создании храма Огня, — это Замьяд Яшт . Это сделано потому, что необходимые 91 чтение в честь Язатов в принципе потребуют, чтобы каждый из 30 гимнов, связанных с божествами 30 дней, был прочитан трижды с одним дополнительным. Однако первые три произнесенных посвящены Ахура Мазде , оставляя 88, а 88 по модулю 30 равно 28, посвящению числа дней Зам. [9]
Среди цветов, связанных с язатами , у Зама есть базилик ( Бундахишн 27). [10]
По словам Ксенофонта ( «Киропедия» , 8.24), Кир приносил в жертву земле животных по указанию магов . [4]
Ссылки и библиография
[ редактировать ]
|
|
См. также
[ редактировать ]Полные тексты
[ редактировать ]- Перевод Дарместетера (издание 1898 г.) Замьяд Яшт