Jump to content

Мода

Зам ( авестийский : 𐬰𐬆𐬨 ) [ произношение? ] — это авестийский языковой термин, обозначающий зороастрийское понятие «земля» как в смысле земли и почвы, так и в смысле мира. Земля рассматривается как изначальный элемент в зороастрийской традиции и представлена ​​второстепенным божеством Замом, которое является ипостасью «земли». Само слово, измененное на Замин в современном персидском языке , родственно балтийскому Земесу , славянскому Зему , сербской Земле, греко -фракийскому Семеле , что означает планету Земля , а также почву.

Элемент зам с тем же значением существует в среднеперсидском языке , языке текстов зороастрийской традиции. Божественность Зам, однако, появляется в более позднем языке как Замьяд , что является сокращением от Зам Язад , то есть язата Зам .

Зам земли не имеет отношения к Зам Шахнаме . Этот Зам — Заххак-э-Маар-Душ ( Ази-Дахака по-авестийски, Аждшак по-среднеперсидски) — царь драконов, убивший Джамшида .

В Священном Писании

[ редактировать ]

Элемент зам — это владения Армаити , Амеша Спента земли и одной из изначальных «божественных искр» Ахура Мазды , из которых происходит все остальное творение. Именно через землю имманентна Армаити. Эта близкая идентификация элемента Зам с Армаити также приводит к тому, что божество Зам соединяется с Армаити до такой степени, что в некоторых стихах Армаити появляется там, где ожидается «земля». [1] Редкое выражение двандвы Зам-Армаити встречается в Яште 1.16, 16.6 и 42.3.

Замьяд каваем Яшт , гимн Авесты , номинально посвященный Зам, имеет мало общего с «землей»: первые восемь глав этого гимна просто перечисляют географические ориентиры, тогда как остальная часть гимна восхваляет тех, кто обладает харено. «царская слава». Остальные стихи начинаются с сотворения земли, то есть стихом Ахура Мазде (глава 10), и завершаются стихом Саошьянта (89). Между ними есть стихи, в которых упоминаются Амеша Спента (15), Митра (35). В число призванных смертных входят Йима (31), Траэтаона (36), династии Каянов (66–72), Заратуштра (79) и Виштаспа (84). По словам Дарместетера , «этот Яшт послужит краткой историей иранской монархии, сокращенным [Шахнаме]». [2]

Замьяд Яшт считается примером простой концепции, возведенной в ранг ангела. [3] Для Зама это, вероятно, произошло как лингвистическое примирение между Замом и Армаити. Но несмотря на посвящение 28-го дня месяца и проявление в качестве одного из первоэлементов, Зам не является особо значимым божеством. Дхалла заходит так далеко, что говорит: «Ее личность очень безвкусна по сравнению с Армаити, которая, как мы видели, держит землю под своей опекой и фактически является более активным гением-хранителем». [4]

По традиции

[ редактировать ]

Основным источником информации о зороастрийских представлениях о земле (и, соответственно, о ее божественности) является « Бундахишн» , отчет о космогонии и космологии религии, завершенный примерно в XII веке. Согласно этому тексту, [5] Земля была третьим из первичных творений после неба и вод и до растений и огня. Создание земли описывается в три этапа: Сначала поверхность земли представляла собой круглый плоский диск, плавающий в центре вод, заполнявших нижнюю половину «неба». Затем на его поверхности выросли горы, самой высокой из которых была Хара Березайти, чьи отдаленные хребты окружали землю, а за ней протекала мировая река Аредви Сура . Наконец, во время четвертого творения (растений) выросло изначальное дерево и стало прототипом всех растений (это дерево уже упоминается в Священных Писаниях как дерево Саена; в Яшт 12.17 оно далее описывается как «дерево Саена») . «Древо всех лекарств», потому что оно несет семена всех целебных трав). Пятое творение — это творение изначальной бычьей Гаваеводаты, из семени, костного мозга, органов и души которого земля населена животной жизнью и прародителями человеческой расы.

В Шайест на-Шайест («[что] правильное и неправильное») перечисление качеств, которые олицетворяет каждое божество, связывает Зам с «убедительностью». Напротив, Армаити отождествляется с «плодотворностью». [6]

В «Советах Адарбада Махраспандана» автор советует своим читателям не принимать лекарства в день месяца, посвященного Зам. [7]

В «Пазенд Африн-и хафт Амшеспанд » («Благословение семи Амеша Спента») к Заму присоединяются Амардад, Рашн и Аштад ( Амеретат , Рашну и Арштат ) в противостоянии демонам голода и жажды. [8]

Последний гимн, читаемый при создании храма Огня, — это Замьяд Яшт . Это сделано потому, что необходимые 91 чтение в честь Язатов в принципе потребуют, чтобы каждый из 30 гимнов, связанных с божествами 30 дней, был прочитан трижды с одним дополнительным. Однако первые три произнесенных посвящены Ахура Мазде , оставляя 88, а 88 по модулю 30 равно 28, посвящению числа дней Зам. [9]

Среди цветов, связанных с язатами , у Зама есть базилик ( Бундахишн 27). [10]

По словам Ксенофонта ( «Киропедия» , 8.24), Кир приносил в жертву земле животных по указанию магов . [4]

Ссылки и библиография

[ редактировать ]
  • Анклесария, Бехрамгор Техмурас, изд., пер. (1956), Занд-Акасих: Иранский или Большой Бундахишн , Бомбей: Рахнумае Маздаясан Сабха {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Антия, Э.Э. Керсаспджи, изд., пер. (1909), «Африн-и хафт Амшеспанд», Пазендские тексты собраны и сопоставлены , Бомбей: Восточный институт КР Кама, стр. 86–88. {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. Я, Лейден: Брилл .
  • Бойс, Мэри (1987), «Армаити», Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 413–415 .
  • Дарместетер, Джеймс, изд. пер. (1882), «Замьяд Яст», Зенд Авеста, Часть II , Священные Книги Востока , Том. 23, Оксфорд: ОУП, стр. 206–309. {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: OUP
  • Джамасп-Аса, доктор медицинских наук, изд., пер. (1897), «Советы Адарбада Махраспандана», Тексты Пехлеви , Бомбей: Восточный институт КР Кама {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Моди, Дживанджи Джамшеджи (1922), Религиозные церемонии и обычаи парсов , Бомбей: British India Press .
  • Уэст, Эдвард Уильям, пер. ред. (1880), «Шаяст ла-Шаяст», Тексты Пехлеви, Часть 1 , Священные книги Востока, Том. 5, Оксфорд: ОУП {{citation}}: |first= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .

См. также

[ редактировать ]

Полные тексты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65d86b48f0a43afe0c5b0cc1b817a177__1708180680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/77/65d86b48f0a43afe0c5b0cc1b817a177.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)