Хара Березаити
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Хара Березаити ( авестийский : 𐬵𐬀𐬭𐬁⸱𐬠𐬆𐬭𐬆𐬰𐬀𐬌𐬙𐬍 , букв. «Высокий Дозор») — мифическая гора или горный массив в зороастрийской традиции. Со временем его стали ассоциировать с рядом реальных гор в Иране и соседних регионах. [ 1 ]
В Авесте гора Хара является домом Митры . В более поздних текстах, таких как « Бундахишн» , он появляется как центр мира, вокруг которого вращаются звезды и планеты. [ 2 ] Это также врата в загробную жизнь. По иранской легенде, именно на Хара Березаити герой Ферейдун сковал Заххака . Современная версия его названия встречается во многих горах и горных хребтах иранского мира .
Этимология
[ редактировать ]Хара Березаити ( авестийский : 𐬵𐬀𐬭𐬁⸱𐬠𐬆𐬭𐬆𐬰𐬀𐬌𐬙𐬍 , harā.bərəzaitī ) — термин, используемый в Авесте , тогда как в текстах сасанидской эпохи , таких как Бундахишн, используется Харборз ( среднеперсидский : hlb). ВЛК ). [ 3 ] Обычно их интерпретируют как Высшую стражу или Высшую стражу . [ 1 ]
первый термин ( авестийский : 𐬀𐬌𐬙𐬍 , hara ; среднеперсидский : hl Предполагается, что ) происходит от протоиндоевропейского (PIE) *ser- со значением «сторожить» или «охранять» (сравните, например, с английским «сохранять» или «наблюдать» ). . [ 4 ] Второй термин ( авестийский : 𐬠𐬆𐬭𐬆𐬰𐬀𐬧𐬙 , bərəzat ; среднеперсидский : bwlč ) происходит от PIE *bʰérǵʰonts и PIE *bʰerǵʰ- , соответственно, оба имеют значение высокий или высокий (сравните, например, английский курган или городок ). [ 5 ] Оно продолжается в персидском борзе ( برز ), что означает «высокий».
Авестийский Хара Березаити и среднеперсидский Харборз являются источником персидского Альборза ( البرز ) и его производных, таких как Эльбрус . Они появляются как топонимы ряда реальных гор и горных хребтов Ирана (см. Ниже).
В Авесте
[ редактировать ]
Авеста представляет собой собрание канонических писаний зороастризма и представляет мировоззрение иранцев в древнеиранский период . [ 1 ] В этих текстах гора Хара упоминается несколько раз в Ясне и ряде Яшт .
олицетворение Хаомы, В стихе Y.57.19 упоминается подносящее зороастрийскому божеству Сраошу на горе Хара. То же самое говорится в Михр Яште относительно Митры (см. ниже), и также сообщается, что такие фигуры, как Хушанг и Йима, приносили там жертвы Анахите , Дрваспе и Ваю в Яштах, посвященных этим божествам. Стих Y. 42.3 также показывает, что Хару иногда называли Хукаирья (доброй деятельности). [ 6 ]
Гора Хара чаще всего упоминается в Михр Яште, посвященном Митре . Стихи Ют. 10.12-14 описывают, как Митра достигает горы Хара и обозревает земли иранцев, где «судоходные реки мчатся с широкими волнами». в сторону Парутийской Ишкаты, Хараивской Маргу , Согдийской Гавы и Хорезмии ». В стихах Ют. 10.50-51 говорится, как его обитель над горой Хара была построена Ахура Маздой и Амешой Спентами , а в стихах Ют. 10.88-94 описывается, как ему поклоняются на самая высокая вершина Хары возле Хаомы. [ 7 ]
В зороастрийской традиции
[ редактировать ]Дополнительные материалы о зороастрийском взгляде на гору Хара приведены в « Бундахишне» , энциклопедии зороастрийских знаний, составленной во Сасанидов времена и написанной на среднеперсидском языке . Согласно «Бундахишну», земля изначально была создана плоской. Из этой плоской земли гора Хара будет расти в течение 800 лет, пока, наконец, не достигнет самой высокой точки неба. [ 8 ]
Считалось, что Хара расположена в центре семи климатов , образующих мир. Это источник всех вод, и с его вершины Аредви Сура Анахита впадает в мировой океан Ворукаша. Ночь и день были вызваны тем, что гора закрывала солнце во время дневного цикла. Его вершина должна была стать местом первозданной чистоты, не затронутой творениями Ангра-Майнью, такими как тьма, болезни или загрязнение. Это также было место, откуда мертвые могли пройти по мосту суда либо в Дом Лжи , либо в Дом Песни. [ 1 ] Из-за своего центрального положения в космическом мировом порядке гору Хара сравнивают с горой Меру, найденной в тесно связанных древнеиндийских текстах . [ 9 ]
В иранской эпической традиции
[ редактировать ]Гора Хара также появляется в Фирдоуси » «Шахнаме под названием Альборз, расположенная в Эранвее . Это место убежища Ферейдуна , когда его разыскивают шпионы Заххака . Это жилище Симорга , где он воспитывает младенца Зала . Это также регион, где жил Кай Кобад призвал его на трон Ирана до того, как Ростам . [ 10 ]
Современная идентификация
[ редактировать ]Хотя гора Хара появляется в зороастрийских текстах как мифологическая гора, на протяжении всей иранской истории ее по-разному отождествляли с реальными горами и горными хребтами. [ 11 ] [ 12 ] Одним из примеров является горный массив Альборз , в котором находится Ирана самая высокая вершина — гора Дамавенд . Другой пример — гора Эльбрус, самая высокая гора Кавказских гор . Помимо этих выдающихся примеров, в честь горы Хара было названо множество небольших гор. Одним из примеров является гора Альборз, расположенная в округе Джахром провинции Фарс . [ 13 ]
-
Гора Эльбрус в Кавказских горах , вид с севера
-
Гора Альборз в округе Джахром , провинция Фарс
-
Шах Альборз , вершина Альборз. горного хребта
См. также
[ редактировать ]- Гора Меру
- *Харахвати Аредви Сура Анахита , источник всех вод в мире, нисходящий с мифической горы Хара.
- Айрианем Ваеджа , первая из земель, созданных Ахура Маздой .
- Авестийская география
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бойс 2011 , стр. 811–813.
- ^ Хоутсма 1987 , с. 616.
- ^ Маккензи 1971 , с. 43.
- ^ Pokorny 1959 , p. 910.
- ^ Маккензи 1971 , с. 19.
- ^ Хинтце 2014 .
- ^ Гершевич 1967 .
- ^ Шварц 1985 , с. 643.
- ^ Бэйли 1961 , с. 12.
- ^ Шахбази 2009 .
- ^ Бойс 1996 , с. 144: «Но так же, как имя Хара используется как для мифической горы (дома Митры и Аредви Суры и сторонника моста Цинват), так и для различных местных хребтов, так и имя Айрианем Ваеджа, по-видимому, использовалось как мифическая земля в центре мира, а также там, где жили «айрьи» или авестийцы».
- ^ Эйлерс 2014 , с. 810: «В какой момент название этого мифического первобытного хребта стало применяться к горам, которые мы сегодня знаем как Альборз, остается открытым вопросом. Начнем с того, что любая огромная горная цепь, вероятно, получила имя Альборз».
- ^ Эйлерс 2014 , с. 810: «Явно вторичное происхождение обнаружено в названии горы Альборз, близ села Пазнуя[.]».
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Гарольд Уолтер (1961). Индо-скифоведение: Хотанские тексты . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521040808 .
- Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл.
- Бойс, Мэри (2011). «Альборз II. В мифах и легендах» . Энциклопедия Ираника . Том. II. Фонд Ираника.
- Эйлерс, Вильгельм (2014). «АЛБОРЗ и. Имя» . Энциклопедия Ираника . Том. I. Фонд Ираника.
- Гершевич, Илья (1967). Авестийский гимн Митре . Издательство Кембриджского университета.
- Хинтце, Альмут (2014). «МИГР ЯШТ» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
- Хоутсма, Мартин Теодор (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Э. Дж. Брилл. п. 616. ИСБН 9004097961 . Проверено 6 декабря 2022 г.
- Маккензи, Дэвид Нил (1971). Краткий словарь Пехлеви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-713559-4 .
- Покорный, Юлий (1959). Индоевропейский этимологический словарь .
- Шварц, Мартин (1985). «Старое восточноиранское мировоззрение согласно Авесте». В Гершевич И. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 2: Медианный и ахеменидский периоды . Издательство Кембриджского университета. стр. 640–663. дои : 10.1017/CHOL9780521200912.014 . ISBN 9781139054935 .
- Шахбази, Алиреза Шапур (2009). "ЗАЛ " Энциклопедия Ираника Фонд Ираника.