Сраоша
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Соруш ( персидский : سروش ) или Сраоша ( авестийский : 𐬯𐬭𐬀𐬊𐬴𐬀 или 𐬯𐬆𐬭𐬀𐬊𐬴𐬀 IPA: ['sroː.ʃa] ), авестийское имя зороастрийского язата , означающего «Совесть» и «Соблюдение», что также является буквальным значением его имени.
В среднеперсидских комментариях 9-12 веков божество фигурирует как 𐭮𐭫𐭥𐭱 , С(а)рош . Эта форма встречается во многих вариантах и в новоперсидском языке , например سروش , Соруш . В отличие от многих других язат (концепций, которые «достойны обожания»), Соруша также часто называют «Ангелом совести» или «Голосом совести», что совпадает с его ролью «Учителя Даэны». «, Даэна является ипостасью как «Совести», так и «Религии», а также Хранителя/Спутника над Мостом Чинват .
В Священном Писании
[ редактировать ]В откровении Зороастра
[ редактировать ]Соруш уже засвидетельствован в Гатах , старейших текстах зороастризма и, как полагают, был составлен самим Зороастром . В этих самых ранних текстах Соруш обычно ассоциируется с Амеша Спентас , шестью «Щедрыми Бессмертными», посредством которых Ахура Мазда реализовал («созданный Его мыслью») творение.
В Гатах основная функция Соруша - пропагандировать совесть и красоту жизни, во-вторых, религию Ахура Мазды человечеству, поскольку сам Соруш научился ей от Ахура Мазды. В этих старых стихах об этом упоминается лишь косвенно, но правильное развитие он получил лишь в более поздних текстах ( Ясна 57.24, Яшт 11.14 и т. д.). В Гатах прямо очевидно описание самого сильного, самого выносливого, самого активного, самого быстрого и самого внушающего трепет юношей (Ясна 57.13), а также фигуры, к которой бедняки обращаются за поддержкой (57.10).
В этических целях зороастризма («добрые мысли, добрые слова, добрые дела»), выраженных в Ясне 33.14, Соруш отождествляется с добрыми делами. Это меняется в зороастрийской традиции ( Денкард 3.13-14), где Соруш отождествляется с хорошими словами. В Ясне 33.5 поэт говорит о Соруше как о величайшем из всех (лиц, принимающих решения) при окончательном обновлении мира.
В 50.4-5 поэт видит путь Соруша (намек на мост Чинват) как
В 43.46 Зороастру напоминают о необходимости поторопиться с распространением послания Мазды до смерти пророка (до того, как он встретит Соруша и Аши ). Говорят, что в 44.16 Соруш и Воху Манах («Совесть» и «Добрая мысль») стали доступны всему человечеству.
В младшей Авесте
[ редактировать ]Сорушу посвящены две яшты. Одним из них является Ясна 56–57, которая является частью основного зороастрийского акта поклонения. Ясна 56-57 представляет собой «скрытый» яшт, поскольку эти стихи описывают отношения преданного с Сорушем, но не обращаются к нему напрямую. Другой гимн божеству - Яшт 11, который является прямым обращением к Сорушу и носит его имя в названии. Яшт 11, как и другие прямые Яшты, не является частью литургии собственно Авесты . Яшт 11 сохранился во фрагменте Хадохт Наск, который сегодня является частью Хорде Авесты , «маленькой Авесты».
В Ясне 56–57 Соруш по-разному описывается как могущественное, воплощенное слово разума, чье тело является священным заклинанием (57.1). Соруш «обладает Истиной» ( ашаванем ) и «величественен» (57.2, 57.5, 57.7, 57.9, 57.11, 57.15 и т. д.). Говорят, что он был первым во всем творении, кто поклонялся Ахура Мазде и Амеша Спентасу. (57,2 и 57,6). Он прочитал пять священных стихов, чтобы оказать благосклонность великому секстету (57.8), а призыв Ахуна Вайрьи и другие священные формулы являются оружием Соруша (57.22). Он вернулся победителем из своих битв со злом (57.12), что позволило различным аспектам творения заселить мир (57.23). Соруш странствует по миру, обучая религии Мазды (57.24). Соруша часто называют «повелителем ритуала» (57.2, 57.5, 57.7, 57.9, 57.11 и т. д.), и он умилостивляет хаому жертвоприношением (57.19).
В Яште 11 человечество живет под постоянной опекой Соруша (11.7). Его не прерывает сон в его постоянном бдении (11.14), во время которого он направляет свое оружие против дружей ( 11.0). Соруш учит человечество слову Ахура Мазды (11.14). Бедняки обращаются к нему за поддержкой (11.3), и ему рады во всех домах, которые он защищает (11.20).
В других текстах Соруш снова является защитником ритуала, но здесь священнослужитель получает эпитет Сорушварес (Яшт 24.15; Вендидад 5.25, 7.17 и др.). В Вендидаде 18.22 Соруша призывают на помощь против демона-змея Ази Дахаки , который угрожает погасить огонь очага (ср. Атар ).
Соруш — главный противник Аешмы , даэва гнева, ибо Аешма отвлекает от правильного поклонения, искажая «намерение и смысл жертвоприношения посредством жестокости по отношению к скоту, насилия на войне и пьянства». [1] В то время как стандартный эпитет Эшмы — xrvi.dru — «кровавой булавы», стандартный эпитет Соруша — дарши.dru — «сильной ( ахурической ) булавы». Соруш свергнет Аешму при обновлении мира (Яшт 19.95).
В зороастрийской традиции
[ редактировать ]В зороастрийской традиции Соруш — один из трёх стражей моста Чинват , «моста суда», по которому должны перейти все души умерших. Хотя Соруш — лишь одно из трех божеств, выносящих приговор (два других — Рашну и Митра ), Соруш один сопровождает душу в ее путешествии по мосту.
Как и два других стража моста, Соруш тесно отождествляется с Аши , «Возмездием». В Яште 17.15 и 17.17 Соруш назван «братом» Аши. Один из стандартных эпитетов Соруша — ашья , что может означать либо «товарищ воздаяния», либо просто «товарищ Аши».
В посвящениях зороастрийского календаря семнадцатый день месяца посвящен Сорушу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ассмуссен 1983 , с. 479 . [ нужна полная цитата ]
Источники
[ редактировать ]- Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП , стр. 182.
- Маландра, Уильям В. (2014). «Сраоша» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Минарди, Микеле (2021). «Образ зороастрийского бога Сроша: новые элементы». Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 27 (1). Брилл : 154–173. дои : 10.1163/15700577-12341389 . S2CID 237733753 .