Айрьяман Ишья
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Airyaman ishya ( / ˈ ɛər i ˌ æ m ə n ˈ ɪ ʃ i ə / ; airyaman išya , airyə̄mā išyō ) — зороастризма четвертая из четырех гатических авестийских мантр и одна из самых важных молитв в зороастризме . Предполагается, что это призыв к общине или ее ипостаси Айрьяман . [1]
Имя
[ редактировать ]Молитва названа в честь ее вступительных слов: ā airyə̄mā išyō . В современном зороастрийском использовании айяма этих вступительных слов считается обращением к божеству Айрьяман , язате исцеления. Однако вступительные слова могли изначально быть обращением к «сообществу» (или «племени»). [1] что отражало бы этимологически полученное значение слова airyaman. [2]
По отношению к другим мантрам
[ редактировать ]Как и остальные три мантры ( Ахуна Вайрья , Ашем Воху , Йенгхе Хатам ), айрьяман Ишья находится на Гатском авестийском языке . В то время как первые три мантры помещаются в Ясну 27.13-27.15, непосредственно предшествующую Гатам , айрьяман ишья - в Ясну 54.1 - обеспечивает закрытие. Кроме того, в отличие от первых трех, богословское толкование айрьяман ишьи не встроено в Ясны саму литургию . Подобно йенге хатам , третьей из четырех мантр, айрьяман ишья является молитвой. [3] И он, и йенхэ хатам лишены загадочного «выраженного магического характера». [4] из первых двух формул.
В другом писании
[ редактировать ]В Яште 3.8, 11 и 15 айрьяман ишья описывается как оружие, с помощью которого можно обратить даэва Таромаити («ересь») в бегство. [5] Подобно призыву ахуна вайрьи (первой из четырех великих мантр), аирьяман ишья является «самой превосходной, самой могущественной, самой действенной, самой поразительной, самой победоносной, самой исцеляющей, величайшей» из мантр. . ( Яшт 1.1-1.3, 3.5-3.6 и 11.3 [6] ) Также, как и ахуна вайрья , айрьяман ишья обладает способностью вызывать хорошие мысли, слова и дела, и, таким образом, еще больше аша и ослаблять друджа . ( Висперад 24.0-2).
Поскольку его заклинание считалось наиболее эффективной формой исцеления ( Яшт 3.6), айрьяман ишья получил в религии особый статус. [1] Вендидад 20.12 отмечает его эффективность против «всех болезней и смерти, всех колдунов и ведьм, всех соблазнителей, принадлежащих Лжи». В стихе Ясны , следующем за молитвой, айрьяман ишья рассматривается как «величайшее произнесение аши ». ( Ясна 54.2)
В зороастрийской традиции
[ редактировать ]В среднеперсидской литературе 9-12 веков айрьяман ишья описывается как молитва, которую будут читать саошьяны, чтобы добиться окончательного обновления мира . Эта эсхатологическая роль уже упоминается в авестийских текстах, а понятия аша («Истина»), аши («Награда»/«Возмездие») и айрьяман (см. перевод ниже, эти три слова также этимологически связаны) имеют эсхатологический аспект.
Помимо того, что молитва читается (четыре раза) во время церемонии Ясны , она также является частью Аширвада , благословения, произнесенного во время зороастрийской свадебной церемонии.
Структура и содержание
[ редактировать ]Транслитерация по изданию Карла Ф. Гельднера , Авеста, Священные книги парсов, Штутгарт , 1896 г .:
|
Как и все гатские авестийские стихи, молитва в целом неоднозначна, а переводы существенно различаются.
Перевод
[ редактировать ]Перевод доктора Ираха Дж. С. Тарапоревалы ниже.
- Пусть желанное Братство придет сюда на нашу радость,
- Для мужчин и для девушек Заратуштры,
- для исполнения Воху Мано (доброго ума);
- Всякий, кто Внутреннее Я, заслужит драгоценную награду.
- Я помолюсь Аше (праведности) о благословении,
- То, что было весьма желанным, предназначил для нас Ахура Мазда. [7]
Литургический перевод Васкеса гласит:
- Пусть Айрьяман принесет помощь всем людям Заратуштры,
- И держи просвещенное духовное учение,
- Которые заслуживают завидной похвалы.
- Я прошу о расширении прав и возможностей,
- Который Аши предоставляет через Ашу,
- Как предписал Ахура Мазда.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бруннер 1984 , с. 695.
- ^ Бойс 1984 , стр. 694–695.
- ^ Виндфур 2001 , с. 563.
- ^ Хумбах, Эльфенбейн и Скьярво 1991 , стр. 1.
- ^ Далла 1938 , с. 270.
- ^ Далла 1938 , с. 200.
- ^ Тарапоревала, доктор. Ирач Дж.С. (1951). Божественные песни Заратустры (PDF ) Юнион Пресс. п. 858. ИСБН 978-0-9826871-4-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1984), «Айриаман», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 694–695 .
- Бруннер, Кристофер Дж. (1984), «Айрьяман ишья» , Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, с. 695 .
- Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП .
- Хумбах, Гельмут; Эльфенбайн, Йозеф; Скьярво, Prods Oktor (1991), Гаты Заратуштры и другие древнеавестийские тексты, Часть II, Комментарий , Гейдельберг: Зима .
- Виндфюр, Гернот (2001), «Космическая нумерология в зороастризме: четыре священные формулы», Philologica et Linguistica (Фестиваль Гельмута Хумбаха по случаю его 80-летия) , Трир: WVT, стр. 562–571 .
- Хумбах, Гельмут; Ичапория, Паллан (1994), «Ясна 54,1. Заключение», Наследие Заратуштры. Новый перевод его Гат , Гейдельберг: Зима .
- Хумбах, Гельмут; Файс, Клаус (2010), «Ясна 54,1. Заключение», Заратуштра и его антагонисты , Висбаден: Людвиг Райхерт .