Мантра (зороастризм)
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Мантра мантра или считается ( авестийское : 𐬨𐬄𐬚𐬭𐬀 , mąθra ) — это молитва , священная формула или вдохновенное высказывание, которое в зороастризме обладающим духовной силой. [ 1 ] Их использование восходит к Заратустре , который описал себя в своих Гатах как знатока мантр. [ 2 ]
Зороастрийские мантры этимологически и функционально родственны мантрам , известным из индийской традиции . Однако они не произошли от ведических мантр, а представляют собой независимое, параллельное развитие. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]И авестийское 𐬨𐬄𐬚𐬭𐬀 ( mąθra ), и ведическое मन्त्र ( mántra ) восходят к общему, протоиндоиранскому *mantram , который, в свою очередь, происходит от реконструированного протоиндоевропейского глагола *men (думать) и инструментального суффикса. *-тром . [ 4 ] Таким образом, соединяя глагол и суффикс, слово *mantram приобретает значение орудия мышления . [ примечание 1 ]
В контексте зороастризма авестийский термин обычно транслитерируется латиницей . как мантра или мантра [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] в то время как некоторые используют фонетическую транслитерацию mąθra . [ 9 ] Однако это не применяется повсеместно, и другие переводят авестийскую mąθra, используя общие термины, такие как священное заклинание, [ 10 ] религиозное высказывание [ 3 ] или формула. [ 11 ]
Использование
[ редактировать ]В зороастрийской традиции мантра — это обычно более короткое, вдохновенное высказывание, читаемое во время религиозных ритуалов, таких как молитвы. [ 12 ] Их можно отличить от более длинных, обычно восьмисложных гимнов хвалы (называемых Яшт в Авесте ), а также от типично одиннадцатисложных песен (называемых Гатхами в Авесте, а также в Ведах ). [ 2 ] Использование мантр в зороастризме восходит к Заратустре, который описывает в Гатах (Y. 50.5-50.6) свою функцию пророка Ахура Мазды явно как знатока мантр ( авестийский : mąθran ; санскрит : mántrin ). [ 6 ] [ 11 ]
Авеста связывает мантры с широким спектром положительных качеств. Например, в Вархаран Яште они воспеваются как «ужасные и могущественные, ужасные и властные, ужасные и победоносные, ужасные и целебные» (Йт. 14. 46). [ 13 ] Однако наибольшая похвала достается Ахуна Вайрье , Ашем Воху , Йенхэ хатам и Айрьяман Ишья , которые считаются наиболее важными мантрами в зороастризме. Зороастрийская традиция считает, что сила мантры зависит от ее правильного произнесения. [ 14 ] В результате они сохранились практически в первозданном виде до наших дней, хотя долгое время их передача была исключительно устной. [ 15 ]
В более поздних авестийских текстах мантры иногда персонифицировались через зороастрийское божество Мантра Спента ( авестийский : 𐬨𐬄𐬚𐬭𐬀 𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 , mąθra spəṇta ), мантра (которая является) святой/щедрой/благоприятствующей. [ 1 ] Авеста описывает Мантру Спенту как исходящую непосредственно от Ахура Мазды и возвращающуюся к нему через мантры, произносимые священниками и поэтами. [ 16 ] В зороастрийском календаре этому божеству посвящен 29-й день месяца.
Сравнение с ведическими мантрами
[ редактировать ]Использование мантр в зороастризме представляет собой параллельное развитие ведической традиции и, следовательно, должно восходить к общему индоиранскому периоду, когда люди Авесты и люди Вед образовали единый народ . [ 3 ] Поэтому исследование их общих черт важно для понимания поэтических и религиозных традиций ранних индоиранцев. [ 17 ] [ 18 ] Эти сходства обнаруживаются в социальной, экономической и религиозной сфере авестийских и ведических народов. [ 3 ]
Такие сходства обнаруживаются, например, в таких устойчивых выражениях, как «истинная мантра» ( авестийский : haiθiia mąθra ; санскрит : сатья мантра ) или «создать мантру» ( авестийский : mąθrəm taš ; санскрит : mántram takṣ ). [ 19 ] Более того, как ведические, так и авестийские мантры имеют ряд функциональных сходств. Одно из них заключается в том, что если истина правильно выражена в мантре, она может заставить божество подчиниться просьбе говорящего. [ 20 ] Еще одним сходством является ведийская и авестийская связь мантр с путями, так что правильно сформулированная мантра может открыть путь к божеству, к которому обращаются. [ 12 ] Более того, обе традиции считают, что мантры исходят из сердца, поскольку оно считалось местом мысли. [ 21 ] Таким образом, мантры в протоиндоиранский период могли олицетворять силу речи в «создании, передаче, концентрации и реализации намеренной и эффективной мысли [для] отождествления себя с сущностью божества [.]» [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Аналогичным существительным может быть латинское monstrum (плохое предзнаменование, предзнаменование, чудовище). Он сочетает в себе глагол «moneō» (предупреждать) с суффиксом «-trum», чтобы создать смысловой инструмент предупреждения .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Слепой 1938 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б с Бойс 1996 , стр. 8-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шмитт 2011 .
- ^ Хоффманн 1996 , с. 66.
- ^ Бойс 2001 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Витцель 2001 , с. 4.
- ^ Мартинес и де Ваан 2014 , с. 128.
- ^ Хумбах 2015 , с. 43.
- ^ Маландра 2018 .
- ^ Дарместетер 1882 , стр. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Келленс 2015 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Котвал и Креенбрук 2015 , с. 335.
- ^ Дарместетер 1882 , стр. 243.
- ^ Далла 1938 , с. 235.
- ^ Хумбах 1991 , стр. 56-58.
- ^ Гонда 1963 , стр. 254.
- ^ Брайант 2001 , с. 131.
- ^ Шпигель 1887 , с. 230.
- ^ Шмитт 2017 .
- ^ Людерс 2001 , стр. 505-509.
- ^ Бойс 1996 , с. 8.
- ^ Гонда 1963 , стр. 255.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Библиотека религиозных верований и практик. Рутледж. ISBN 9780415239035 .
- Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл. ISBN 9789004088474 .
- Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 131.
- Дарместетер, Джеймс (1882). Зенд-Авеста Часть 2 . Оксфорд в Clarendon Press.
- Дхалла, Манекджи Н. (1938). История зороастризма . Издательство Нью-Йоркского Оксфордского университета.
- Гонда, Ян (1963). «Индийская мантра» . Ориенс . 16 : 244–297. дои : 10.2307/1580265 . JSTOR 1580265 .
- Хоффманн, Карл (1996). Авестийская теория звука и флексии . Инсбрук: Институт лингвистики Инсбрукского университета.
- Хумбах, Хельмут (1991). Гаты Заратустры и другие древнеавестийские тексты . Карл Винтер Universitätsverlag.
- Хумбах, Хельмут (2015). «Гаты». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли Блэквелл.
- Келленс, Джин М. (2015). «Гаты, которые, как говорят, принадлежат Заратустре». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли Блэквелл.
- Котвал, Фирозе М.; Креенбрук, Филип Г. (2015). «Молитва». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли Блэквелл.
- Людерс, Генрих (2001). «Сатьякрия в Ведах и Авесте». Варуна Том 2: Варуна и Рита . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525260043 .
- Маландра, Уильям В. (2018). Фравардин Яшт - Введение, перевод, текст, комментарий, глоссарий . Брилл. ISBN 978-1-949743-03-6 .
- Мартинес, Хавьер; де Ваан, Мишель (2014). Ваан, Майкл ; Лубоцкий, Александр (ред.). Введение в авестийский язык (PDF) . Брилль «Введение в индоевропейские языки». Брилл.
- Шмитт, Рюдигер (2011). «АРИИ» . Энциклопедия Ираника . Том. II. Фонд Ираника. стр. 684–687.
- Шмитт, Рюдигер (2017). «ПРОСОДИЯ i. Остатки протоиндоевропейского поэтического ремесла в иранском языке» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
- Шпигель, Фридрих (1887). Арийский период и его условия . Издатель Вильгельм Фридрих. п. 230.
- Витцель, Майкл (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов» . Электронный журнал ведических исследований . 7 (3): 1–115. дои : 10.11588/ejvs.2001.3.830 .