Jump to content

Мантра (зороастризм)

Мантра мантра или считается ( авестийское : 𐬨𐬄𐬚𐬭𐬀 , mąθra ) — это молитва , священная формула или вдохновенное высказывание, которое в зороастризме обладающим духовной силой. [ 1 ] Их использование восходит к Заратустре , который описал себя в своих Гатах как знатока мантр. [ 2 ]

Зороастрийские мантры этимологически и функционально родственны мантрам , известным из индийской традиции . Однако они не произошли от ведических мантр, а представляют собой независимое, параллельное развитие. [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

И авестийское 𐬨𐬄𐬚𐬭𐬀 ( mąθra ), и ведическое मन्त्र ( mántra ) восходят к общему, протоиндоиранскому *mantram , который, в свою очередь, происходит от реконструированного протоиндоевропейского глагола *men (думать) и инструментального суффикса. *-тром . [ 4 ] Таким образом, соединяя глагол и суффикс, слово *mantram приобретает значение орудия мышления . [ примечание 1 ]

В контексте зороастризма авестийский термин обычно транслитерируется латиницей . как мантра или мантра [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] в то время как некоторые используют фонетическую транслитерацию mąθra . [ 9 ] Однако это не применяется повсеместно, и другие переводят авестийскую mąθra, используя общие термины, такие как священное заклинание, [ 10 ] религиозное высказывание [ 3 ] или формула. [ 11 ]

Использование

[ редактировать ]

В зороастрийской традиции мантра — это обычно более короткое, вдохновенное высказывание, читаемое во время религиозных ритуалов, таких как молитвы. [ 12 ] Их можно отличить от более длинных, обычно восьмисложных гимнов хвалы (называемых Яшт в Авесте ), а также от типично одиннадцатисложных песен (называемых Гатхами в Авесте, а также в Ведах ). [ 2 ] Использование мантр в зороастризме восходит к Заратустре, который описывает в Гатах (Y. 50.5-50.6) свою функцию пророка Ахура Мазды явно как знатока мантр ( авестийский : mąθran ; санскрит : mántrin ). [ 6 ] [ 11 ]

Авеста связывает мантры с широким спектром положительных качеств. Например, в Вархаран Яште они воспеваются как «ужасные и могущественные, ужасные и властные, ужасные и победоносные, ужасные и целебные» (Йт. 14. 46). [ 13 ] Однако наибольшая похвала достается Ахуна Вайрье , Ашем Воху , Йенхэ хатам и Айрьяман Ишья , которые считаются наиболее важными мантрами в зороастризме. Зороастрийская традиция считает, что сила мантры зависит от ее правильного произнесения. [ 14 ] В результате они сохранились практически в первозданном виде до наших дней, хотя долгое время их передача была исключительно устной. [ 15 ]

В более поздних авестийских текстах мантры иногда персонифицировались через зороастрийское божество Мантра Спента ( авестийский : 𐬨𐬄𐬚𐬭𐬀 𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 , mąθra spəṇta ), мантра (которая является) святой/щедрой/благоприятствующей. [ 1 ] Авеста описывает Мантру Спенту как исходящую непосредственно от Ахура Мазды и возвращающуюся к нему через мантры, произносимые священниками и поэтами. [ 16 ] В зороастрийском календаре этому божеству посвящен 29-й день месяца.

Сравнение с ведическими мантрами

[ редактировать ]

Использование мантр в зороастризме представляет собой параллельное развитие ведической традиции и, следовательно, должно восходить к общему индоиранскому периоду, когда люди Авесты и люди Вед образовали единый народ . [ 3 ] Поэтому исследование их общих черт важно для понимания поэтических и религиозных традиций ранних индоиранцев. [ 17 ] [ 18 ] Эти сходства обнаруживаются в социальной, экономической и религиозной сфере авестийских и ведических народов. [ 3 ]

Такие сходства обнаруживаются, например, в таких устойчивых выражениях, как «истинная мантра» ( авестийский : haiθiia mąθra ; санскрит : сатья мантра ) или «создать мантру» ( авестийский : mąθrəm taš ; санскрит : mántram takṣ ). [ 19 ] Более того, как ведические, так и авестийские мантры имеют ряд функциональных сходств. Одно из них заключается в том, что если истина правильно выражена в мантре, она может заставить божество подчиниться просьбе говорящего. [ 20 ] Еще одним сходством является ведийская и авестийская связь мантр с путями, так что правильно сформулированная мантра может открыть путь к божеству, к которому обращаются. [ 12 ] Более того, обе традиции считают, что мантры исходят из сердца, поскольку оно считалось местом мысли. [ 21 ] Таким образом, мантры в протоиндоиранский период могли олицетворять силу речи в «создании, передаче, концентрации и реализации намеренной и эффективной мысли [для] отождествления себя с сущностью божества [.]» [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аналогичным существительным может быть латинское monstrum (плохое предзнаменование, предзнаменование, чудовище). Он сочетает в себе глагол «moneō» (предупреждать) с суффиксом «-trum», чтобы создать смысловой инструмент предупреждения .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Библиотека религиозных верований и практик. Рутледж. ISBN  9780415239035 .
  • Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл. ISBN  9789004088474 .
  • Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 131.
  • Дарместетер, Джеймс (1882). Зенд-Авеста Часть 2 . Оксфорд в Clarendon Press.
  • Дхалла, Манекджи Н. (1938). История зороастризма . Издательство Нью-Йоркского Оксфордского университета.
  • Гонда, Ян (1963). «Индийская мантра» . Ориенс . 16 : 244–297. дои : 10.2307/1580265 . JSTOR   1580265 .
  • Хоффманн, Карл (1996). Авестийская теория звука и флексии . Инсбрук: Институт лингвистики Инсбрукского университета.
  • Хумбах, Хельмут (1991). Гаты Заратустры и другие древнеавестийские тексты . Карл Винтер Universitätsverlag.
  • Хумбах, Хельмут (2015). «Гаты». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли Блэквелл.
  • Келленс, Джин М. (2015). «Гаты, которые, как говорят, принадлежат Заратустре». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли Блэквелл.
  • Котвал, Фирозе М.; Креенбрук, Филип Г. (2015). «Молитва». В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли Блэквелл.
  • Людерс, Генрих (2001). «Сатьякрия в Ведах и Авесте». Варуна Том 2: Варуна и Рита . Ванденхук и Рупрехт. ISBN  9783525260043 .
  • Маландра, Уильям В. (2018). Фравардин Яшт - Введение, перевод, текст, комментарий, глоссарий . Брилл. ISBN  978-1-949743-03-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 972846850255509c0687b16d23c28690__1710510120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/90/972846850255509c0687b16d23c28690.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mantra (Zoroastrianism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)