Jump to content

Зороастризм в Азербайджане

Зороастризм в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры или раньше и был преобладающей религией Большого Ирана до обращения в ислам . [1]

Сегодня религия, культура и традиции зороастризма по-прежнему пользуются большим уважением в Азербайджане, а новый год Навруз продолжает оставаться одним из главных праздников в стране. Зороастризм оставил глубокий след в истории Азербайджана. Следы религии до сих пор видны в Сураханах . [2] Хыналыг и Янар Даг . [ нужна ссылка ]

Иранские зороастрийцы молятся в Атешгях в Баку .

также практиковалась одна из древнейших религий мира – зороастризм На территории Азербайджана в древние времена . Зороастризм , получивший свое название от своего основателя иранского пророка Зороастра (также известного как Заратустра), был одним из первых монотеистических верований в мире и официальной религией в Персии с 600 г. до н.э. по 650 г. н.э.

Зороастрийцы верят в единого Бога, которого они называют Ахура Мазда, создавшего вселенную. Авеста , включающие , священная книга зороастризма, состоит из двух основных разделов: самый старый раздел содержит Гаты семнадцать гимнов, и младшую Авесту, содержащую комментарии к старшей. Он также включает мифы , истории и детали ритуальных обрядов. Огонь – важнейший символ чистоты в зороастризме. [3] Зороастрийцы ошибочно полагают, что они поклоняются огню, но они считают, что огонь представляет собой символ Ахура Мазды . [4]

Что касается даты рождения Зороастра, историки в основном сходятся во мнении о датах 660–583 гг. до н.э.

Около 550 г. до н. э. Кир II включил территорию южного Азербайджана в состав Империи Ахеменидов . Во время его правления зороастризм был доминирующей религией в Империи, но он не предпринимал никаких попыток навязать зороастризм людям на подвластных ему территориях.

Во время правления Дария I зороастризм был официальной религией империи Ахеменидов, включая Азербайджан. Дарий I также разрешил умеренную религиозную свободу в сатрапиях .

Александр Македонский победил Дария III в 331 г. до н.э. В этот период зороастризм начал ослабевать. Многие священники были убиты, а многие священные тексты зороастризма уничтожены и потеряны навсегда. [5]

Древние государства на территории Азербайджана

[ редактировать ]

Адурбадаган (греч. Атропатена)

[ редактировать ]

Около 328 г. до н.э. Атропат , сатрап Мидии, образовал независимое образование Атропатена . Государство располагалось на территории Иранского Азербайджана , а также включало незначительную часть нынешней Азербайджанской Республики (т.е. Арран ). Поскольку зороастризм был доминирующей религией в Атропатене, ее столица Ганзак стала религиозным центром. Зороастрийские храмы питались богатыми месторождениями нефти в регионе. Согласно многим историческим источникам, название «Азербайджан» связано с персидским словом «Азар», обозначающим огонь, из-за популярности зороастризма в регионе. [6]

Арран (латиница: Албания)

[ редактировать ]

В четвертом веке до нашей эры на севере современной Азербайджанской Республики и частично на юге Дагестана образование Кавказская Албания образовалось . Под влиянием Ахеменидов , Парфии и особенно Сасанидов зороастризм был доминирующей религией в стране.

Армянский историк Мовсес Каганкатваци , исследующий политическую линию Йездигерда II (438-457) в Албании, отмечал, что «Во время правления грешника Йездегирда дьявол подстрекал его к уничтожению христианской религии», поэтому он приказал отвергнуть христианство в Албании и подчиниться огнепоклонникам. -маги (зороастризм).

В результате раскопок на территории Кавказской Албании было обнаружено множество культурных находок, свидетельствующих о распространении зороастризма в регионе. [7]

Зороастрийская архитектура

[ редактировать ]

Следы зороастризма можно найти в Баку, Шамахе , Нахчыване , Мингечауре , Талыш-Муганской области. Апшеронский полуостров и Баку в древние времена были центрами зороастризма. Апшеронский полуостров был богат естественными незатухающими факелами природного газа на берегу и в море. В эпоху Сасанидов (III-VII вв.), когда зороастризм поднялся до уровня государственной религии, Баку вступил в новый этап своего городского развития. Самым популярным архитектурным памятником города является Девичья башня, а также старинные городские стены и башни, сохранившиеся как исторические памятники того времени. [8]

Атешгях–Баку

[ редактировать ]
Храм Огня Аташгях

Атешгях, один из популярных древних памятников Азербайджана, относящийся к семнадцатому веку нашей эры, расположен в селе Сураханы, в пятнадцати километрах к западу от столицы Баку, на побережье Каспийского моря . В некоторых источниках этот памятник называют храмом огнепоклонников. Памятник Атешгях берет свое начало от зороастризма, который был доминирующей религией в древнем Азербайджане. Храм Атешгях был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Храм не используется с 1883 года н. э. [ нужна ссылка ]

Село Хиналыг ( Хиналуг , Хиналыг), расположенное на западе Губинского района Азербайджана, также славится своими зороастрийскими храмами.Святилище Бурдж, отражающее зороастрийские следы, было построено в VII веке в древнейшей части Хыналыга. В районе много пещер-пиров («святое место» или «святыня» по-азербайджански). [9] [10]

Зороастризм после прихода ислама в Азербайджан

[ редактировать ]

В VII веке арабы завоевали Персию, в том числе и Азербайджан. В этот период многие зороастрийские храмы и библиотеки были разрушены и сожжены. [11] [12] и многие зороастрийские тексты были утеряны. [11] [12] относились к зороастрийцам как к зимми ( людям Книги а также к евреям и христианам Арабы ) , . [11] Это означает, что они могли сохранить свою религиозную практику и были защищены правительством в обмен на уплату джизьи . Несмотря на все трудности, иранцы приняли христианство, и зороастризм стал религией меньшинства в Иране. [7]

Шесть фестивалей Гахамбар и Новруз — семь важных зороастрийских праздников. Все традиции Новруза берут начало в зороастризме. Эти фестивали происходят в день весеннего равноденствия. По словам Мэри Бойс , «кажется разумным предположение, что Новруз, самый святой из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, был основан самим Зороастром».

Персидский историк Гардизи в своей работе «Зайн аль-Ахбар» упоминает Новруз среди зороастрийских праздников и указывает, что Зороастр придавал большое значение празднованию Новруза .

Обычно подготовка начинается за месяц до праздника Новруз в Азербайджане. Люди отмечают последние четыре вторника перед фестивалем как день одной из четырех стихий – воды, огня, земли и ветра. В знак уважения к верованиям зороастризма каждый вторник в течение четырех недель дети прыгают через небольшие костры . [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харц, Паула (1 января 2009 г.). Зороастризм . Издательство информационной базы. п. 102. ИСБН  978-1-4381-1780-5 .
  2. ^ «Атешги и зороастрийцы в Азербайджане: Добрые мысли, добрые слова, добрые дела» . Проверено 20 июля 2012 г.
  3. ^ «BBC – Религии – Зороастрийцы: поклонение» . www.bbc.co.uk.
  4. ^ «BBC – Религии – Зороастрийцы: Поклонение» .
  5. ^ «BBC – Религии – Зороастрийцы: под властью Персии» . www.bbc.co.uk.
  6. ^ Зардабли, Исмаил бек (2 августа 2014 г.). ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА: С древнейших времен до наших дней . ISBN  978-1-291-97131-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Бабак Владимир; Вайсман, Демьян; Вассерман, Арье (23 ноября 2004 г.). Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы . ISBN  978-1-135-77681-7 .
  8. ^ «Зороастрийские культовые места. Ранние храмы огня Чахар-Таки» .
  9. ^ «220 — Об утверждении уставов Государственного историко-архитектурного и этнографического заповедника «Хыналыг», Государственного историко-культурного заповедника «Кешикчидаг» и Государственного историко-архитектурного заповедника Азербайджанской Республики «Храм Атешгях» . e-law.az .
  10. ^ «Хиналыг (Хиналыг, Хиналуг) Азербайджан Аташгях / Атешгях, стр. 1: Предыстория села, Люди, Аташгях / Атешгях» .
  11. ^ Jump up to: а б с Хоутсма, Мартин Теодор (1936). Первая энциклопедия ислама 1913–1936: Э. Дж. Брилла . Том. 2. БРИЛЛ. п. 100. ИСБН  90-04-09796-1 . 9789004097964.
  12. ^ Jump up to: а б Шахмардан, Рашид, История зороастрийцев прошлого сасанидов , с. 125
  13. ^ Журнал "Видения Азербайджана" ::: Азербайджанский Новруз" .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16e17d706b774fde1017ccc5c06bef3f__1720649760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/3f/16e17d706b774fde1017ccc5c06bef3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoroastrianism in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)