Зороастризм в Азербайджане
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Часть серии о |
азербайджанцы |
---|
Культура |
Традиционные места расселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2009 г. ) |
Зороастризм в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры или раньше и был преобладающей религией Большого Ирана до обращения в ислам . [1]
Сегодня религия, культура и традиции зороастризма по-прежнему пользуются большим уважением в Азербайджане, а новый год Навруз продолжает оставаться одним из главных праздников в стране. Зороастризм оставил глубокий след в истории Азербайджана. Следы религии до сих пор видны в Сураханах . [2] Хыналыг и Янар Даг . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]также практиковалась одна из древнейших религий мира – зороастризм На территории Азербайджана в древние времена . Зороастризм , получивший свое название от своего основателя иранского пророка Зороастра (также известного как Заратустра), был одним из первых монотеистических верований в мире и официальной религией в Персии с 600 г. до н.э. по 650 г. н.э.
Зороастрийцы верят в единого Бога, которого они называют Ахура Мазда, создавшего вселенную. Авеста , включающие , священная книга зороастризма, состоит из двух основных разделов: самый старый раздел содержит Гаты семнадцать гимнов, и младшую Авесту, содержащую комментарии к старшей. Он также включает мифы , истории и детали ритуальных обрядов. Огонь – важнейший символ чистоты в зороастризме. [3] Зороастрийцы ошибочно полагают, что они поклоняются огню, но они считают, что огонь представляет собой символ Ахура Мазды . [4]
Что касается даты рождения Зороастра, историки в основном сходятся во мнении о датах 660–583 гг. до н.э.
Около 550 г. до н. э. Кир II включил территорию южного Азербайджана в состав Империи Ахеменидов . Во время его правления зороастризм был доминирующей религией в Империи, но он не предпринимал никаких попыток навязать зороастризм людям на подвластных ему территориях.
Во время правления Дария I зороастризм был официальной религией империи Ахеменидов, включая Азербайджан. Дарий I также разрешил умеренную религиозную свободу в сатрапиях .
Александр Македонский победил Дария III в 331 г. до н.э. В этот период зороастризм начал ослабевать. Многие священники были убиты, а многие священные тексты зороастризма уничтожены и потеряны навсегда. [5]
Древние государства на территории Азербайджана
[ редактировать ]Адурбадаган (греч. Атропатена)
[ редактировать ]Около 328 г. до н.э. Атропат , сатрап Мидии, образовал независимое образование Атропатена . Государство располагалось на территории Иранского Азербайджана , а также включало незначительную часть нынешней Азербайджанской Республики (т.е. Арран ). Поскольку зороастризм был доминирующей религией в Атропатене, ее столица Ганзак стала религиозным центром. Зороастрийские храмы питались богатыми месторождениями нефти в регионе. Согласно многим историческим источникам, название «Азербайджан» связано с персидским словом «Азар», обозначающим огонь, из-за популярности зороастризма в регионе. [6]
Арран (латиница: Албания)
[ редактировать ]В четвертом веке до нашей эры на севере современной Азербайджанской Республики и частично на юге Дагестана образование Кавказская Албания образовалось . Под влиянием Ахеменидов , Парфии и особенно Сасанидов зороастризм был доминирующей религией в стране.
Армянский историк Мовсес Каганкатваци , исследующий политическую линию Йездигерда II (438-457) в Албании, отмечал, что «Во время правления грешника Йездегирда дьявол подстрекал его к уничтожению христианской религии», поэтому он приказал отвергнуть христианство в Албании и подчиниться огнепоклонникам. -маги (зороастризм).
В результате раскопок на территории Кавказской Албании было обнаружено множество культурных находок, свидетельствующих о распространении зороастризма в регионе. [7]
Зороастрийская архитектура
[ редактировать ]Следы зороастризма можно найти в Баку, Шамахе , Нахчыване , Мингечауре , Талыш-Муганской области. Апшеронский полуостров и Баку в древние времена были центрами зороастризма. Апшеронский полуостров был богат естественными незатухающими факелами природного газа на берегу и в море. В эпоху Сасанидов (III-VII вв.), когда зороастризм поднялся до уровня государственной религии, Баку вступил в новый этап своего городского развития. Самым популярным архитектурным памятником города является Девичья башня, а также старинные городские стены и башни, сохранившиеся как исторические памятники того времени. [8]
Атешгях–Баку
[ редактировать ]Атешгях, один из популярных древних памятников Азербайджана, относящийся к семнадцатому веку нашей эры, расположен в селе Сураханы, в пятнадцати километрах к западу от столицы Баку, на побережье Каспийского моря . В некоторых источниках этот памятник называют храмом огнепоклонников. Памятник Атешгях берет свое начало от зороастризма, который был доминирующей религией в древнем Азербайджане. Храм Атешгях был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Храм не используется с 1883 года н. э. [ нужна ссылка ]
Хыналыг
[ редактировать ]Село Хиналыг ( Хиналуг , Хиналыг), расположенное на западе Губинского района Азербайджана, также славится своими зороастрийскими храмами.Святилище Бурдж, отражающее зороастрийские следы, было построено в VII веке в древнейшей части Хыналыга. В районе много пещер-пиров («святое место» или «святыня» по-азербайджански). [9] [10]
Зороастризм после прихода ислама в Азербайджан
[ редактировать ]В VII веке арабы завоевали Персию, в том числе и Азербайджан. В этот период многие зороастрийские храмы и библиотеки были разрушены и сожжены. [11] [12] и многие зороастрийские тексты были утеряны. [11] [12] относились к зороастрийцам как к зимми ( людям Книги а также к евреям и христианам Арабы ) , . [11] Это означает, что они могли сохранить свою религиозную практику и были защищены правительством в обмен на уплату джизьи . Несмотря на все трудности, иранцы приняли христианство, и зороастризм стал религией меньшинства в Иране. [7]
Навруз
[ редактировать ]Шесть фестивалей Гахамбар и Новруз — семь важных зороастрийских праздников. Все традиции Новруза берут начало в зороастризме. Эти фестивали происходят в день весеннего равноденствия. По словам Мэри Бойс , «кажется разумным предположение, что Новруз, самый святой из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, был основан самим Зороастром».
Персидский историк Гардизи в своей работе «Зайн аль-Ахбар» упоминает Новруз среди зороастрийских праздников и указывает, что Зороастр придавал большое значение празднованию Новруза .
Обычно подготовка начинается за месяц до праздника Новруз в Азербайджане. Люди отмечают последние четыре вторника перед фестивалем как день одной из четырех стихий – воды, огня, земли и ветра. В знак уважения к верованиям зороастризма каждый вторник в течение четырех недель дети прыгают через небольшие костры . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харц, Паула (1 января 2009 г.). Зороастризм . Издательство информационной базы. п. 102. ИСБН 978-1-4381-1780-5 .
- ^ «Атешги и зороастрийцы в Азербайджане: Добрые мысли, добрые слова, добрые дела» . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ «BBC – Религии – Зороастрийцы: поклонение» . www.bbc.co.uk.
- ^ «BBC – Религии – Зороастрийцы: Поклонение» .
- ^ «BBC – Религии – Зороастрийцы: под властью Персии» . www.bbc.co.uk.
- ^ Зардабли, Исмаил бек (2 августа 2014 г.). ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА: С древнейших времен до наших дней . ISBN 978-1-291-97131-6 .
- ^ Jump up to: а б Бабак Владимир; Вайсман, Демьян; Вассерман, Арье (23 ноября 2004 г.). Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы . ISBN 978-1-135-77681-7 .
- ^ «Зороастрийские культовые места. Ранние храмы огня Чахар-Таки» .
- ^ «220 — Об утверждении уставов Государственного историко-архитектурного и этнографического заповедника «Хыналыг», Государственного историко-культурного заповедника «Кешикчидаг» и Государственного историко-архитектурного заповедника Азербайджанской Республики «Храм Атешгях» . e-law.az .
- ^ «Хиналыг (Хиналыг, Хиналуг) Азербайджан Аташгях / Атешгях, стр. 1: Предыстория села, Люди, Аташгях / Атешгях» .
- ^ Jump up to: а б с Хоутсма, Мартин Теодор (1936). Первая энциклопедия ислама 1913–1936: Э. Дж. Брилла . Том. 2. БРИЛЛ. п. 100. ИСБН 90-04-09796-1 . 9789004097964.
- ^ Jump up to: а б Шахмардан, Рашид, История зороастрийцев прошлого сасанидов , с. 125
- ^ Журнал "Видения Азербайджана" ::: Азербайджанский Новруз" .