Хыналуг
![]() | Эта статья написана как путеводитель . ( апрель 2016 г. ) |
Хыналуг
Катш | |
---|---|
Муниципалитет | |
Координаты: 41 ° 10'41 "N 48 ° 07'36" E / 41,17806 ° N 48,12667 ° E | |
Страна | ![]() |
Округ | Губа |
Высота | 2180 м (7150 футов) |
Население [ нужна ссылка ] | |
• Общий | 2,075 |
Часовой пояс | UTC+4 ( AZT ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+5 ( АЗТ ) |
Официальное название | Культурный ландшафт народа хиналыг и отгонный маршрут «Коч Йолу» |
Тип | Культурный |
Критерии | iii, v |
Назначен | 2023 г. (45-я сессия ) |
Справочный номер. | 1696 [ 1 ] |
Хиналуг или Хиналыг ( азербайджанский : Xınalıq ; Хиналуг : Кэтш ) — муниципалитет и древняя кавказская деревня, берущая свое начало еще в период кавказских албанцев . высоко в горах Кубинского района Азербайджана Он расположен . Муниципалитет Хиналуг входит в состав Кубинского района и состоит из сел Хыналуг и Галайхудат . В 2023 году деревня была включена в Культурный ландшафт народа Хиналыг и ЮНЕСКО в список Всемирного наследия «Маршрут отгонного животноводства Кёч Йолу» . [ 2 ]
Расположение
[ редактировать ]Хыналуг расположен к юго-западу от Кубы , посреди гор Большого Кавказа , которые отделяют Северный Кавказ в России от Южного Кавказа . Хыналуг также является самым высокогорным, самым отдаленным и изолированным селом в Азербайджане и одним из самых высокогорных на Кавказе. Погода резко меняется летом и зимой: от −20 ° C до 18 ° C. В Хиналуге проживает около 2000 человек. [ 3 ] Эта небольшая группа людей говорит на хиналугском языке , который является изолированным в языковой семье Северо-Восточного Кавказа , хотя многие также говорят на азербайджанском языке. [ 4 ]
История
[ редактировать ]7 октября 2006 года президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил о планах модернизации учебных зданий, инфраструктуры, правительственных зданий и других ресурсов Хыналуга. [ 5 ]
В 2007 году указом президента Алиев создал Государственный историко-архитектурный и этнографический заповедник «Хиналуг», чтобы сохранить уникальный облик, язык и обычаи села. [ 6 ]
Хыналуг был включен в Всемирного фонда памятников за 2008 год. список 100 наиболее уязвимых мест [ 7 ] из-за опасений по поводу строительства дороги между Хыналугом и Губой. Внесение в список не преследует цели критиковать потенциальную туристическую и коммерческую деятельность в Хиналуге, а является предупреждением о том, что новое развитие не должно осуществляться в ущерб важнейшему историческому характеру этого места.
В 2011 году Министерство культуры и туризма восстановило крыши почти сотни домов в Хиналыке, а в 2012–2014 годах была восстановлена мечеть IX века. [ 6 ] Деревня и окружающий ее ландшафт отгонного маршрута «Кёч Йолу» были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 2 ]

24 марта 2024 года процитировали историка Беттани Хьюз , связавшую женщин Хиналуга с древними сообщениями об амазонках , женщинах-воинах на краю известного мира. [ 8 ]
Архитектура
[ редактировать ]



«В центре местных домов видны колонны, поддерживающие крыши. У них нет мебели. Однако есть много подушек, одеял и мутакках (длинных подушек продолговатой формы), а также больших и маленьких матрасов. Столов в них нет, и по обычаю жители сидят на полу. [ 9 ]
Культура и обычаи
[ редактировать ]
Жители Хыналыка сохранили свой традиционный уклад жизни. Свадьбы и другие церемонии проводятся в строгом соответствии с обрядами, передаваемыми из поколения в поколение. Эта местность изобилует богатейшими традициями, связанными с дождем и земледелием в сочетании с особым отношением к домашним животным, свадьбам и похоронам, а также к небесным светилам. Обряды и традиции, ставшие неотъемлемой частью жизни, тесно связаны с природными явлениями. Жители села в основном занимаются овцеводством. Здесь хорошо известна другая техника плетения. Платки, сотканные из шерсти в Хыналыке, известны во всем Губинском районе. Соседние жители деревни покупали это сырье для изготовления верхней одежды. В прошлом чуха — шерстяная шаль — была национальным костюмом, который носили богатые люди в деревнях. Шерстяные носки, похожие на разноцветный мини-коврик, широко носят, потому что зимой невозможно представить жителей Хиналыка. Одним из основных занятий местных жителей является сбор и заготовка лечебных трав. Их собирают и сушат для последующего использования в приготовлении пищи и продают туристам.
Август знаменует собой начало сезона меда в Хыналыке. Местный мед отличается незабываемым вкусом и ароматом. Местные жители говорят, что мед – лекарство от семидесяти болезней. Осенью отмечают сезон козлятины, которая также отличается особым вкусом.
Справедливости ради надо сказать, что такое экологически чистое топливо встречается редко. Находясь в Хыналыке, часто можно увидеть кучу кубиков или кирпичей, называемых по-азербайджански тезек , сделанных из навоза. В прошлом этот вид биотоплива широко использовался в Азербайджане. Навоз скапливается и смешивается с сеном, ему придают специальные формы, а затем прессуют. Образовавшиеся кирпичи сушат на солнце, а затем используют для строительства высоких стен. Кирпичи — основное топливо, которым пользуются жители Хыналыга: они являются качественным материалом и не несут никаких дополнительных затрат. [ 9 ]
Этническое происхождение
[ редактировать ]Народ Хыналыг относится к северо-восточному кавказскому этносу. В основном они шатены, с карими или голубыми глазами, невысокого роста и довольно тучные.
Они определенно входили в число 26 племен, живших в Кавказской Албании, о которых греческий философ Страбон упомянул в «Географии» .
Деревню окружают восемь древних кладбищ, занимающих площадь в несколько раз большую, чем сама деревня. Большинство могил скрывают три-четыре погребальных слоя. Надписи на надгробиях написаны разными алфавитами. Для защиты в Хыналыге от различных кочевых племен в Хыналыге были построены специальные оборонительные сооружения, в том числе крепость: в состав главной сторожевой башни входил и зороастрийский храм. Местные старейшины рассказывают, что священника, жившего в этом храме, звали «Пьяжомар» и что он наблюдал, как там горит вечный огонь. [ 9 ]
Язык
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2016 г. ) |
Народ Хиналуг говорит на отдельном языке , который является изолированным среди языков Северо-Восточного Кавказа ; возможно, он более тесно связан с лезгинскими языками , чем с другими группами Северо-Восточного Кавказа, но эта связь не доказана. Первое описание хиналугского языка содержится в трудах Р.Ф. фон Эркерта. В своей книге «Языки кавказского происхождения», изданной на немецком языке в Вене в 1895 году, он описывает грамматику и фразеологию хиналугского языка. Для изучения хиналугского языка в 20 веке в селе был создан специальный филиал Института языкознания СССР. Работавшие там лингвисты составили весь алфавит этого языка латинской графики, содержащий семьдесят две буквы. Жители Хиналуга называют свое село Кетш , себя Кеттидами , а свой язык Кетшмитами . Название «Хиналуг» начало использоваться в 1950-х и 1960-х годах. Оно происходит либо от цвета хны окружающих скал, либо от названия племени гуннов. Прическа, которая в прошлом была популярна среди гуннских и тюркских воинов, остается модной. Подобного никогда не увидишь ни в одном другом месте Азербайджана. Подобные стили сегодня сохранились только в Сибири и Монголии, хотя их также можно увидеть в исторических фильмах. В этих фильмах показаны молодые мальчики с полностью выбритыми головами, за исключением длинной заплетенной одинарной пряди, свисающей с макушки. Молодые мальчики жили с этой косой до подросткового возраста, когда им приходилось отрезать ее, когда их призывали в армию. [ 9 ]

Религия
[ редактировать ]Население села исповедует шафиитский суннитский ислам . [ 10 ] [ 11 ] Жители Хыналыга очень религиозны и до принятия ислама были последователями зороастризма . В настоящее время в селе действует почти десять мечетей. В XII веке Абу Муслим начал проповедовать ислам в регионе, поэтому построенная в то время мечеть Джума названа в его честь. Это святое место, расположенное на холме в центре села, считается предшественником всех местных мечетей. Две скалы высотой два метра справа от входа в эту мечеть имеют рунические надписи. На мемориальной доске, расположенной на стене другой мечети под названием Пиржомард, указана дата ее постройки - 1388 год нашей эры.
В самой старой части деревни с зороастрийскими следами расположено святилище Бурдж, построенное в VII веке и посещаемое только во время мусульманских религиозных праздников.
Хыналыг окружен пещерами, пирами («святое место» или «святыня» по-азербайджански), храмами и атешгяхами («зороастрийскими молитвенными местами» по-азербайджански). Пирсов можно увидеть повсюду. В каждом из них есть могила, где похоронен святой человек – евлия. Почти у каждого пира на стене изображена сцена, где Ибрагим своего сына Исмаила приносит в жертву . Самый известный пир этого села называется Хыдыр Наби . Каждый пир считается средством от сглаза. Например, Пир Хыдыр Наби посещают те, у кого болят зубы: его еще называют Пиром зубной боли. Люди говорят, что если вы возьмете один из маленьких круглых камней, найденных в этом Пире, ваша зубная боль прекратится.
Другой известный пир называется 40 Аббал . Здесь молились сорок дервишей ( дервиш – странствующий святой по-азербайджански). Он расположен в пещере в двух километрах от села, где из-под земли бьет родник. Этот источник также считается святым. Трубопровод подает воду из источника в дома жителей села и на центральную площадь. Во время самых важных событий и праздников на этой площади собираются все жители Хыналыга.
На самом деле это «горящая» гора, расположенная на высоте 2600 метров над уровнем моря и в пяти километрах от Хыналыга. Эта горная территория богата месторождениями природного газа. По словам местных жителей, в окрестностях Хыналыга таких мест больше. Хорошо отполированные скалы, охваченные пламенем, а также разбросанная повсюду галька создают впечатление упавшей башни. Тем, кто приезжает сюда не помолиться, а устроить пикник, нравится готовить шашлыки прямо на этих камнях, а потом, загорать под солнечными лучами, любуясь красотами высокогорья. Конная прогулка от Хыналыга до Атешгяха занимает тридцать минут, тогда как пешая прогулка может занять до двух-трех часов. Легенда об Атешгях рассказывает, что пастух, пришедший сюда в морозный день со своим стадом, собрал много дров, чтобы разжечь костер. Однако, пока он это делал, вся местность внезапно загорелась: перепуганный пастух поцеловал камни и начал молиться Всевышнему. С того времени пламя ни разу не угасло, а место считается святым и впоследствии стало Храмом. Действительно, из этих мест можно понять, почему Азербайджан известен как «Земля Огня» . И вода, и земля горят огнем по всему региону.
Гора Туфандаг, расположенная напротив Хыналыга, считается священной. Как правило, его вершина покрыта туманом, и всегда дуют ветры. По одной из легенд, на горе расположены руины бывшего древнего села, разрушенного тысячу лет назад землетрясением. Наверняка жители этого села основали нынешний Хыналыг. По словам хыналыгов, на этой горе также есть место под названием Пира-Мыхых священное для жителей села .
Так называется одна из горных цепей Малого Кавказа, расположенная на севере страны. В Азербайджане есть семь гор, высота которых превышает 4000 метров, и все они находятся на севере – в районе Губы и Гусара. Одна из вершин горы Туфандаг, высота которой составляет 4062,8 метра над уровнем моря, названа в честь Чингиза Мустафаева , журналиста, погибшего на передовой, Национального героя Азербайджана . Туристы, желающие подняться на эту гору, могут насладиться туристическими турами.
Чтобы узнать об истории Хыналыга и его древних артефактах, можно посетить Историко-этнографический музей села Хыналуг , основанный в 2001 году. В музее имеются два отдела общей площадью 160 м2. 2 можно увидеть традиционную фаянсовую посуду, одежду, ковры, предметы домашнего обихода, монеты и оружие, а также фотографии известных представителей села. [ 9 ]
Храм огня Аташгях
[ редактировать ]
Аташгях (аташ-каде), зороастрийский храм огня с естественным пламенем, расположенный в ~5 км от села, на высоте ~3000 м над уровнем моря, на отроге горы Шахдаг , у подножья Гызыля. -гайя рок. Храм восстановлен на месте бывших руин усилиями Всемирной зороастрийской организации и Министерства культуры и туризма Азербайджана в 2016 году. [ 12 ] Он внесен в «Список охраняемых государством памятников истории и культуры Азербайджанской Республики», идентификационный номер 4647. [ 13 ]
О существовании зороастрийских культовых сооружений в этой части Кавказа неоднократно упоминают разные авторы.
Адам Олеарий, немецкий путешественник 17 века:
«...В это время они также гонят своего скота к горе Эльбурс, где они находят не только более умеренный воздух, но и такие же хорошие луга, как и любые другие во всей Персии. Эта гора является частью горы Кавказ, и он такой высоты, что, хотя он и находится на очень большом расстоянии отсюда, поскольку он лежит по одну сторону Табристана, в сторону Джорджии, все же его можно обнаружить из Кале-Кухестана и других соседних гор Скамахии. Сообщается, что именно на этой горе Эльбурс персы хранили и в древности поклонялись своему вечному огню; но теперь нет ни малейшего следа от него, ни там, ни вблизи Йеше, хотя Тексейра и те те, кто следует за ним, хотели бы, чтобы мы поверили в обратное. Действительно, по сей день в Индии есть некоторые религиозные люди, которые почитают огонь и сохраняют его с той же заботой, что и другие. Персы сделали здесь заранее..." [ 14 ]
Как следует из описания и карты, Олеарий называл гору Шахдаг Эльбурсом.
Армянский священнослужитель Макар Бархударинц в 1893 году приводит сведения о древнем храме огня Хыналыг:
«...багин (храм) был построен в Кубинском районе близ селения Хиналик вблизи вулкана Атешгях, где на древних останках пришельцами из Индии были построены различные постройки». [ 15 ]
Легенда о снеговике
[ редактировать ]Село Хыналыг известно не только своими древними традициями, но и тем, что жители села увидели снеговика . В 1988 году в одной из пещер близ Хыналыга скрывался молодой охотник по имени Бабаали Бабаалиев, живой и по сей день: он охотился на диких козлов, которые забредали в пещеры лизать каменную соль. Пока он дремал, охотника разбудил кто-то, загородивший своим телом вход в пещеру. Бабаали сказал, что большое и волосатое человекоподобное существо смотрело на него в абсолютной тишине. В ужасе он не смел пошевелиться. Его руки онемели, и он не мог сделать ни единого шага, чтобы дотянуться до ближайшей винтовки. Все еще глядя на него, существо решило уйти. После этого происшествия Бабаали долгое время находился в шоке, так и не пришел в себя и всегда избегал места, где произошла ужасающая встреча. [ 9 ]
Дополнение к списку всемирного наследия ЮНЕСКО.
[ редактировать ]Культурный ландшафт народа хиналыг и отгонный маршрут «Кёч Йолу» были добавлены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в сентябре 2023 года.
Этот культурный ландшафт состоит из высокогорного села Хыналыг на севере Азербайджана, высокогорных летних пастбищ и сельскохозяйственных террас в горах Большого Кавказа, зимних пастбищ на равнинных равнинах в центральном Азербайджане и соединяющего их 200-километрового сезонного отгонного животноводства. маршрут под названием Кёч Йолу («Миграционный маршрут»). В селе Хыналыг проживает полукочевой народ хыналыг, культура и образ жизни которого определяются сезонной миграцией между летними и зимними пастбищами и который сохранил древний способ вертикального отгонного животноводства на большие расстояния. Органически развитая сеть, включающая древние маршруты, временные пастбища и места для кемпинга, мавзолеи и мечети, иллюстрирует устойчивую эколого-социальную систему, адаптированную к экстремальным условиям окружающей среды.
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Культурный ландшафт народа хиналыг и отгонный маршрут «Коч Йолу»» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Культурный ландшафт народа хиналыг и отгонный маршрут «Коч Йолу»» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Парламентская ассамблея, Рабочие документы: очередная сессия 2007 г., вторая часть, 16–20 апреля 2007 г. Совет Европы. 28 февраля 2008 г. с. 80. ИСБН 978-92-871-6254-0 .
- ^ Виксман, Рональд (1 января 1984 г.). Народы СССР: Этнографический справочник . Я Шарп. п. 104. ИСБН 978-0-87332-506-6 .
- ^ «Президент Азербайджана посещает Губу» . Today.az. 7 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2014 г. Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «История Хыналыка» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
- ^ «Хиналуг» . Всемирный фонд памятников . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ «Правда, скрывающаяся за мифами»: женщины-амазонки из греческих легенд, возможно, действительно существовали» . Медиа группа «Гардиан» . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эюбов, Эмиль (2014). «Архитектура Хыналыг». В Ангусе Хэе (ред.). Хыналыг: Этнотуризм в Азербайджане . Баку, Азербайджан: Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики; Издательство «Золотая книга». стр. 10–23. ISBN 978-9952-481-59-4 .
- ^ Сэр ХАР Гибб (1954). Энциклопедия ислама . Архив Брилла. п. 8.
- ^ Шарлотта Каллен (31 мая 2013 г.). «Азербайджан: Кавказская мозаика» . Евроньюс . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Аташгях Хыналыга: самый высокий храм огня в мире. Хамазор Выпуск 1 2017 (1). Всемирная зороастрийская организация
- ^ Перечень памятников истории и культуры, утвержденный Кабинетом Министров Азербайджанской Республики.
- ^ «Путешествия и путешествия послов, посланных Фридрихом, герцогом Гольштейнским, к великому герцогу Московскому и королю Персии: начались в году M.DC.XXXIII и закончились в M.DC.XXXIX: Содержит полную историю Московии, Тартарии, Персии и других соседних стран: с несколькими публичными сделками, доходящим до наших дней: в VII книгах, с. 167, «Вечный огонь древних персов»
- ^ [Макар Бархударинц. Страна Алуанк и ее соседи. Тифлис, 1893 г. (на армянском языке)]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мамедова, Гюльчохра; Алиева, Алия; Нурмамедов, Магомед; Гаджиева, Сабина (9 марта 2023 г.). «Уникальный историко-архитектурный памятник – село Хыналыг». Онищенко В.; Мамедова Г.; Сивицкая, С.; Гасымов А. (ред.). Материалы 4-й Международной конференции по строительным инновациям . Спрингер . стр. 453–462. дои : 10.1007/978-3-031-17385-1_36 . ISBN 978-3-031-17384-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хыналыком , на Викискладе?
- Сайт языка и культуры Хиналыг
- Официальный сайт Хиналик
- Xinaliq.com Туристический сайт
- Туристическая информация Xinaliq. Архивировано 27 января 2017 г. на Wayback Machine.
- Список наблюдения за Хыналугом Всемирного фонда памятников за 2008 г.