Доавраамические религии Азербайджана
Часть серии о |
азербайджанцы |
---|
Культура |
Традиционные места расселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
О дохристианской и доисламской мифологии Восточного Закавказья известно очень мало; источники в основном принадлежат эллинским историкам, таким как Страбон , и основаны на археологических свидетельствах.
Дуализм
[ редактировать ]Бархаил
[ редактировать ]Бархаил — один из двух главных доавраамических богов. [1] Он держит солнце в правой руке, а луну в левой. Его правая рука указывает на Восток , а левая — на Запад . Если он позволит своей правой руке опуститься слишком надолго, мир навсегда погрузится во тьму. Он решает, должны ли дни быть длиннее или короче.
Сабаил
[ редактировать ]Сабаил — еще один крупный доавраамический бог. Он покровитель моря и ветра. Он стоит перпендикулярно Бархаилу. Его левая рука предотвращает наводнения и отделяет океаны от континентов. Его правая рука сохраняет спокойную погоду. Если он уронит эту руку, могут возникнуть тайфуны и штормы.
Солнце, луна и небо
[ редактировать ]Страбон называет богов солнца, неба и, прежде всего, луны и приравнивает их к греческим богам Гелиосу , Зевсу и Селене соответственно: [2]
Жертва
[ редактировать ]По словам Страбона , человеческие жертвоприношения широко применялись в дохристианской Албании:
И любой из тех, кто, будучи одержимым, бродит в одиночестве по лесам, жрец арестовывает, связывает священными оковами и роскошно содержит в течение этого года, а затем приводит к жертвоприношению, совершаемому в честь богини. , и, будучи помазанным, приносится в жертву вместе с другими жертвами. Жертвоприношение совершается следующим образом: какой-то человек, держащий священное копье, которым принято приносить в жертву человеческие жертвы, выходит вперед из толпы и наносит жертве удар через бок в сердце, не лишенный опыта в таком деле. задача; и когда жертва падает, они извлекают из его падения предзнаменования и объявляют их публике; и когда тело переносят в определенное место, все они топчут его, используя таким образом как средство очищения.
Поклонение предкам
[ редактировать ]В отличие от многих языческих народов, кавказские албанцы не практиковали поклонение предкам. Как утверждает Страбон :
Албанцы чрезвычайно уважительно относятся к старости, причем не только к своим родителям, но и ко всем другим старикам. А когда люди умирают, нечестиво беспокоиться о них или даже упоминать о них. Действительно, они зарывают вместе с собой свои деньги, а потому живут в нищете, не имея вотчины.
Священные острова
[ редактировать ]В Восточной Албании священные земли существовали на островах Каспийского моря. Помпоний Мела писал:
Талге [Челекен], на Каспийском море, плодороден, но не обрабатывается и изобилует всякими корнеплодами и плодами, но местные народы считают мерзостью и кощунством прикасаться к тому, что там растет. Они думают, что эти вещи приготовлены богами и должны быть сохранены для богов. Рядом с теми берегами, которые мы назвали пустынными, лежит ряд столь же пустынных островов, которые, не имея собственных названий, называются Скифскими островами. [3]
Священные горы
[ редактировать ]Как и в греческих , китайских и тенгрианских традициях, местные жители считали несколько гор священными. Вот список священных гор по местным преданиям: [4]
- Бабадаг — четвертая по высоте вершина Кавказа в Азербайджане, ее высота составляет 3629 метров. Он расположен к северу от Исмаиллы . Вверху находится пир , посвященный Хасрату Бабе — человеку, почитаемому как святой, — который, как полагают, жил в период, когда этот район был известен как Кавказская Албания. Бабадаг означает «Дедушка-гора».
- Гора Авей — одна из вершин и беловато-серого хребта в горах Малого Кавказа, расположенного между Грузией и Газахским районом. Он находится в 12 км от села Даш Салахлы . Авей означает «Дом Луны».
- Гора Гоязан — гора на северо-западе района Азербайджана Казахского . Гоязан означает «Разрушитель небес». Согласно древним местным поверьям, свое название он получил из-за своего одиночества и устремленности в небо.
- Хыналуг – гора, где живут хиналугцы . До ислама они были язычниками, поклонявшимися «своему богу огня». [5]
Храмы
[ редактировать ]Почти все языческие храмы были заменены церквями. Известными храмами были:
- Церковь Килседаг - была храмом, посвященным Митре , и картины Митры до сих пор можно увидеть внутри.
- Церковь Анаит — храм, посвященный армянской богине Анаит .
- Чапарловская церковь – археологические раскопки доказали, что здесь находились языческие капища. В захоронении был обнаружен человеческий скелет, содержащий свои обычаи, необычные для христианской практики.
- Церковь Курмук - церковь, построенная на месте старого языческого храма во время российского вторжения в Илису.
- Лакитская церковь - церковь, построенная на месте старого языческого капища. [6]
- Церковь Мамруха – церковь, построенная на основе храмов, посвященных Солнцу и Луне. [7]
- Церковный комплекс Мингячевира - церковный комплекс, построенный на месте храма огня. Он большей частью разрушен, но языческие символы все еще существуют. Один из них — Мировое дерево между двумя гравюрами с павлинами .
Неместное язычество
[ редактировать ]Гунны мигрировали на Кавказ в VI веке нашей эры . Они установили здесь государственное устройство. Епископ Исраэль писал об обычаях гуннов и их божествах:
- Куара – бог грома.
- Аспандиат — старый гуннский герой, которого обожествляли.
- Огонь , Вода , безымянные богини дорог .
Распятие святого Варфоломея
[ редактировать ]По легенде, Варфоломей пришел в место на берегу Каспийского моря , которым, вероятно, был Баку , вылечил от безумия дочь местного царя Полимия и впоследствии получил право свободно проповедовать на своей территории. королем. В Апостольских Деяниях Абдия рассказывается, что местные жители поклонялись богине по имени Астарот . Соревнуясь с местным жречеством, Варфоломей собрал большую толпу перед изображением богини и призвал божество показать себя. Вместо этого статуя разбилась, и появился ангел. Ангел явил толпе изгнанное демоническое божество. Богиня, совершенно черная, с «острым лицом», дышащая огнем и серой, была закована в цепи ангелом и отослана прочь. Царь, пораженный только что увиденным, тут же крестился вместе со многими своими подданными. Брат царя Астиаг узнал о крещениях и объявил войну христианской общине. Варфоломея избили дубинками, с него заживо содрали кожу, а затем, наконец, обезглавили на глазах Девичья башня .
Преследование язычников
[ редактировать ]Христианское преследование язычников
[ редактировать ]По словам Мовсеса Каганваци , Вачаган III Благочестивый Албании преследовал языческих жрецов, пытал и насильно обращал их в христианство. Он основал церковную школу в городе Рустак и воспитывал детей языческих пар как христиан.
Исламское обращение с язычниками
[ редактировать ]О язычниках, живших в период исламизации Азербайджана, информации не так много, поскольку они были обращены или казнены до прихода ислама. По словам азербайджанского историка Сары Ашурбейли, несколько шахов Ширвана воевали против неверных и даже были убиты неверными. Но, скорее всего, это будет страна Сарир . [8] Эстахри утверждает, что язычники все еще существовали в 10 веке. [9] Андалузский путешественник Абу Хамид аль-Карнати жили язычники в горных деревнях недалеко от города Дербента утверждает, что в XII веке .
Монгольское нашествие
[ редактировать ]Монгольское нашествие можно считать второй волной язычества в Азербайджане, но после принятия Газаном ислама в качестве государственной религии язычество и шаманизм быстро исчезли.
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Огромные идолы найдены в археологических памятниках Хинислы (близ села Бёюк Хыныслы ), Чираглы, Дагколаны. Идолы были изготовлены из местных камней. У большинства из них отсутствуют голова и руки. Большинство айдолов примерно человеческого роста. Они были изготовлены в последние века до нашей эры . Используемая здесь техника изготовления идолов не так сложна, как у греко-римских идолов. [10]
Влияния
[ редактировать ]Язычество оказало большое влияние на азербайджанский фольклор . Сверхъестественные существа ( великаны , дивы , феи , карлики ) из сказок, религиозных ритуалов и священных святилищ (пир) играют важную роль в современном Азербайджане. Азербайджанские метал-группы, такие как Vozmezdie и Üör, в своих произведениях обычно обращаются к язычеству.
- Идол богини
- Водные феи, выгравированные на тарелке
- Языческая гравюра
- Языческий храм в Баку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Муниснаме», Абу Бакр ибн Хосрав аль-Устад
- ^ Страбон . География . (перевод на русский язык Г.Стратановского). СПб.: 1964. Том. XI. 4,7
- ^ Мела , Помпоний. Хореография Артикул: 3.6.58
- ^ Надир Мамедов. «Населенные названия Азербайджана» (оронимика). Баку, "Азернэшр", 1993.
- ^ Легкобытов В. Кубинская провинция. – Обозрение..., ч. IV, стр. 108-109.
- ^ Архитектура Азербайджана, эпоха Низами,М-Б 1947
- ^ Караахмедова А.А. Христианские памятники Кавказской Албании (Алазаньская долина). Баку: 1986
- ^ С. Ашурбейли – Ширваншахи, Баку, 2007 г.
- ^ Эстахри. Аль-Масаалик аль-Мамаалик
- ^ Халилов В.А. О. – МКА, ВИ, Баку,