тело
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2022 г. ) |
тело | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 500? – 12 век. | |||||||
![]() | |||||||
Статус | христианское государство | ||||||
Капитал | Хумрадж | ||||||
Общие языки | Аварский , другие северо-кавказские языки | ||||||
Религия | Православное христианство | ||||||
Правительство | Королевство | ||||||
История | |||||||
• Учредил | типа 500? | ||||||
• Упразднено | 12 век | ||||||
|
Сарир или Серир — средневековое христианское государство, существовавшее с VI или VII по XII век в горных районах современного Дагестана на юге России . Его название происходит от арабского слова «трон» и относится к золотому трону, который считался символом королевской власти.
Источник
[ редактировать ]Впервые Сарир был зарегистрирован как политическое образование в VI веке нашей эры. Память о его основании передавалась устно среди кавказских аварцев . царь послал контролировать Кавказ По одной из легенд, царство было основано персидским полководцем, которого сасанидский . Эта легенда подтверждается именами местных царей, которые обычно имеют персидскую или даже сирийскую этимологию. [ нужна ссылка ]

По мнению арабского географа X века аль-Масуди, царь Сарира был потомком сасанидского царя V века Бахрама V. [ 1 ] Первый царь якобы прибыл в Дагестан в качестве эмиссара Йездигерда III , привезя с собой сасанидский трон и императорские сокровища после разгрома Сасанидской империи арабами в VII веке. Для защиты престола он установил наследственное правление. [ 2 ] Географ IX века аль-Якуби отмечал, что золотой трон Сарира был подарком шаха VI века Хосрова I Ануширвана . [ 1 ] Сообщается, что король Сарира называл себя сахибом ас-Сариром. [ 2 ] («повелитель престола»), а также хакан аль-джабал (« каган горы») и вахразан-шах (возможно, «царь аваров») - титулы, которые он якобы получил от сасанидского шаха. [ 3 ] Эти сообщения предполагают, что цари Сарира пытались поддержать свою власть, заявляя о своих отношениях с сасанидами. [ 1 ] В эпоху иранского Возрождения X-XI вв. [ 4 ] Как среди мусульманских, так и среди христианских правителей иранского мира и его периферии было обычным явлением выражать свою легитимность в отношении сасанидов. [ 5 ]
Сарир граничил с хазарами на севере, с дурдзуками на западе и северо-западе, с грузинами и Дербентом на юге. Поскольку государство было христианским, арабские историки ошибочно рассматривали его как зависимость от Византийской империи . Столицей Сарира был город Хумрадж, предварительно отождествляемый с современным селом Хунзах . Король жил в отдаленной крепости на вершине горы. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]

Во время арабо-хазарских войн VII и VIII веков цари Сарира объединились с хазарами. После победоносной кампании Мервана ибн Мухаммада в 737–739 годах Сарир был вынужден подчиниться власти халифа . Он платил дань и поставлял людей для арабского гарнизона Дербента до девятого века, когда, воодушевленный изменением ситуации на юге, Сарир утвердил суверенитет над значительной частью Кавказа, включая Гумик , Филан и части Аррана . [ нужна ссылка ]
Когда гегемония Халифата рухнула, Сарир оказался в постоянной войне со своими государствами-преемниками, такими как Дербент и Ширван . В этих войнах оно в целом одерживало победы и это позволяло Сариру манипулировать политикой Дербента. Одновременно с этим цари Сарира отошли от хазарского союза и предприняли несколько вторжений в хазарские степи. Смешанные браки между царскими домами Сарира и Алании укрепили антихазарский союз двух христианских государств. [ нужна ссылка ]
В первые годы 11 века правил некий Бухт Ишо Хосров. XI века Он известен по серебряной пластине, найденной в монастыре на юго-западе Грузии, датированной 1008 годом, а также по Тариху аль-Бабу . Последний упомянул, что его дочь вышла замуж за эмира Мансура Дербентского в 1025 году. [ 6 ]
Распад
[ редактировать ]Встревоженные растущим христианским господством на Кавказе, мусульманские державы региона пообещали взаимопомощь против Сарира. Их экономическое и военное давление вкупе с внутренними раздорами привели к распаду государства в начале XII века. В 13 веке кавказские авары образовали новое мусульманское государство, традиционно известное как Аваристан . [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]
Сообщалось, что правитель Сарира и жители его крепости были христианами, тогда как население сельской местности оставалось язычниками. [ 3 ] Однако реликвии христианства, такие как кресты, церкви и христианские захоронения, обычно встречаются на большей части территории Аварии. Самый значительный сохранившийся христианский памятник — церковь Датуна , датируемая концом 10 — началом 11 века. Также отмечено несколько каменных крестов с грузинскими, армянскими и даже аварскими надписями. [ 7 ] Христианство, вероятно, пришло через Грузию. [ 8 ] и достиг своего пика в Аварии, современнице Золотого века Грузии в X-XII веках. Христианство оставалось доминирующим до начала 14 века, но в конечном итоге исчезло в пользу ислама. [ 9 ] Устные предания напоминают, что церковь Датуна была разграблена мусульманами примерно в 1475 году. [ 10 ]
Правители
[ редактировать ]- Абуосро - ( ок. середина 8 века)
- Хосро - ( ок. конец 8 века)
- Бухт Ишо I - ( ок. 903)
- Бухт Ишо II - ( ок. 1025 г.)
- Takhu – ( c. 1065)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вакка 2017 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Казари 2023 , с. 479.
- ^ Jump up to: а б ван Донзель и Шмидт 2009 , с. 186.
- ^ Вакка 2017 , с. 6.
- ^ Вакка 2017 , с. 10.
- ^ Хапизов 2023 , с. 613.
- ^ Гасанов 2001 , стр. 81–82.
- ^ Гасанов 2001 , с. 81.
- ^ Гасанов 2001 , с. 82.
- ^ Хапизов 2023 , с. 615.
Литература
[ редактировать ]- Ataev D.M. Mountainous Dagestan during early Middle Ages (materials of archaeological excavations in Avaria). Makhachkala, 1963 (Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии). Махачкала, 1963, In Russian ).
- Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». Персидская повествовательная поэзия в классическую эпоху, 800–1500 гг. Романтический и дидактический жанры . Бломсберри. стр. 378–542.
- Ченсинер, Роберт; Магомедханов, Магомедхан (2023). Дагестан – История, культура, самобытность . Рутледж.
- Гасанов, Магомед (2001). «О христианстве в Дагестане» . Иран и Кавказ . 5 : 79–84. дои : 10.1163/157338401X00080 . JSTOR 4030847 .
- Khapizov, Sh.M. (2023). "K voprosu o datirovke Datunskogo khrama" . Istoriya, Arkheologiya I Etnografiya Kavkaza (in Russian). 19, 3 : 610–622.
- Минорский, Владимир (1958). История Шарвана и Дербанда в X-XI веках . У. Хеффер и сыновья, ООО
- Tahnaeva P.I. Christian culture of Medieval Avaria (7th-16th cc.) in context of reconstruction of the political history. Makhachkala, 2004 (Тахнаева П.И. Христианская культура средневековой Аварии (VII–XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории. Махачкала, 2004, In Russian )
- Вакка, Элисон (2017). Немусульманские провинции в эпоху раннего ислама. Исламское правление и иранская легитимность в Армении и Кавказской Албании . Кембриджский университет.
- ван Донзель, Эмери; Шмидт, Андреа (2009). Гог и Магог в ранневосточных христианских и исламских источниках. Поиски Саллама у Александровой стены . Брилл.