Миграционная политика Азербайджана
В Азербайджане миграционной политикой занимается Государственная миграционная служба и соответствующие департаменты Министерства труда и социальной защиты населения , Министерства здравоохранения , Министерства иностранных дел , Министерства внутренних дел , Государственной пограничной службы , Государственного комитета Азербайджанской Республики. для беженцев и вынужденных переселенцев и Службы государственной безопасности . [1] [2] Миграционный кодекс, Закон о гражданстве, Закон об иммиграции являются основой миграционной политики в Азербайджане. Независимая миграционная служба – Государственная миграционная служба – была создана 19 марта 2007 года для регулирования быстро меняющихся мигрантов и разработки комплексной и эффективной миграционной политики.
Фон
[ редактировать ]После обретения независимости в 1991 году Азербайджан столкнулся со значительной волной эмиграции своих граждан за границу из-за трудностей, с которыми столкнулась страна, таких как нестабильная политическая ситуация, экономический спад и внутреннее перемещение беженцев и вынужденных переселенцев из-за конфликта в Нагорном Карабахе. Шли годы, возрастающая роль страны как транзитной страны, экономическое развитие и реализация масштабных проектов в области энергетики и транспорта позволили Азербайджану привлечь все большее количество иммигрантов. Азербайджан столкнулся с многогранными проблемами в миграционных процессах, поэтому для их решения в этой области был осуществлен ряд действий. принятие Концепции государственной миграционной политики, утверждение Государственной миграционной программы на 2006-2008 годы, создание Государственной миграционной службы В число таких действий вошли . Кроме того, для работы по внедрению биометрической идентификации создана рабочая группа из представителей государственных органов. По их рекомендациям была составлена Государственная программа по биометрической идентификации в Азербайджанской Республике и одобрена Ильхам Алиев , 13 февраля 2007 года. В декабре 2011 года в Закон о национальном удостоверении личности Азербайджанской Республики были внесены поправки, предусматривающие, что удостоверения личности содержат электронные чипы, содержащие личную информацию. Азербайджан присоединился к Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Палермским протоколам, касающимся торговли людьми и контрабанды мигрантов. [3] Указ «О развитии системы управления миграцией» от 5 августа 2008 года, Приказ «Об Единой миграционной информационной системе» от 6 февраля 2009 года, внедрение системы «Единого окна» в деятельность Государственной миграционной службы с 4 марта 2009 года, присвоение государству статуса правоохранительного органа. Миграционная служба 8 апреля 2009 года входит в число основных мероприятий по совершенствованию системы управления миграцией. [4]
Государственная концепция миграции
[ редактировать ]Концепция государственной политики управления миграцией Азербайджанской Республики была одобрена Кабинетом Министров 13 июля 2004 года с учетом необходимости определения государственной политики по вопросам миграции для подготовки Государственной программы миграции. Концепция состоит из 4 разделов: помимо общих положений и миграционной ситуации в Азербайджане , они включают цели, принципы и задачи миграционной политики, а также механизм реализации государственной миграционной политики Азербайджана. [5]
Основными направлениями государственной миграционной политики Азербайджана являются: обеспечение контроля над миграционными процессами в Азербайджане и предотвращение нелегальной миграции; стимулирование азербайджанских соотечественников, проживающих за рубежом, к переселению в Азербайджан и содействие возвращению эмигрантов, а также содействие иммиграции квалифицированных специалистов и других иностранных рабочих, необходимых на азербайджанском рынке труда; и упрощение въезда и проживания в Азербайджане для иностранных граждан, ведущих бизнес в Азербайджане. [5]
Основными механизмами реализации концепции являются: совершенствование законодательства Азербайджанской Республики о миграции; развитие системы управления миграцией и координация деятельности органов управления миграцией; создание единой государственной информационной системы по вопросам миграции; развитие сотрудничества с международными организациями и соответствующими государственными органами зарубежных стран по регулированию миграционных процессов. [5]
Государственная миграционная программа
[ редактировать ]За Концепцией государственной миграционной политики Азербайджана последовала Государственная миграционная программа Азербайджанской Республики на 2006-2008 годы. Программа была одобрена президентом Азербайджана 25 июля 2006 года. [2] Данная Программа была создана для реализации необходимых действий для достижения целей, указанных в Концепции миграционной политики. [3]
Программа содержит 3 раздела - общая информация и характеристики миграционных процессов Азербайджана, основные направления государственной миграционной политики Азербайджана и международное сотрудничество в этой области. Кроме того, определены меры, которые будут реализованы в рамках Государственной миграционной программы. [2]
Согласно программе, основной целью государственной миграционной политики Азербайджана является регулирование миграционных потоков при обеспечении национальной безопасности и интересов Азербайджанской Республики , а также предотвращение негативных последствий неконтролируемых миграционных процессов. Основные цели миграционной политики Азербайджана определены в Программе как эффективное использование миграционных процессов для развития страны; реализация государственных программ и мер, связанных с миграцией, в соответствии с интересами общества и народа; предотвращение нелегальной миграции; создание необходимых условий для ускорения процесса адаптации мигрантов к существующей социально-экономической ситуации; защита прав мигрантов. [2]
Реализация государственной миграционной политики предполагает деятельность соответствующих государственных органов по следующим основным направлениям в рамках настоящей Государственной программы: [2] [1]
- совершенствование механизма управления миграцией;
- создание правовой основы для определения взаимных прав и обязанностей мигрантов и государства;
- повышение эффективности государственного регулирования миграции,
- объявление квот на прием иммигрантов с учетом потребностей внутреннего рынка труда;
- принятие соответствующих мер по устранению негативных случаев в соответствующих государственных органах, занимающихся вопросами миграции;
- реализация комплекса мер по предотвращению нелегальной миграции;
- сотрудничество с миграционными службами зарубежных стран и международными организациями для решения проблем, связанных с миграцией.
Государственные органы, ответственные за миграционные процессы
[ редактировать ]Однако полную ответственность за миграционные процессы несут Государственная миграционная служба, другие государственные органы – Министерство национальной безопасности , Министерство внутренних дел (МВД), Министерство иностранных дел (МИД), Государственная пограничная служба , Министерство труда и социальной защиты населения . Государственный комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев – также занимается вопросами миграции в рамках своей деятельности. [1]
Новое управление миграционной службы - Главное управление паспортно-регистрационной и миграционной службы - в составе Министерства внутренних дел было создано Указом Президента 29 июня 2005 года, вступившим в силу 16 мая 2006 года. Оно представляет собой обособленное структурное подразделение в составе Министерства внутренних дел. МВД осуществляет регистрацию граждан Азербайджана или других государств и лиц без гражданства, выдает иностранным гражданам документы, удостоверяющие личность, а также национальные паспорта гражданам Азербайджана, осуществляет иммиграционные вопросы в пределах полномочий МВД. [1]
Государственная миграционная служба
[ редактировать ]В целях реализации государственной политики в области миграции, совершенствования системы управления миграционными процессами, а также координации деятельности различных государственных органов по миграционным процессам Азербайджанской Республики была создана Государственная Миграционная Служба Азербайджанской Республики. 19 марта 2007 года согласно Указу Президента Президент Азербайджана . [3] Государственная миграционная служба занимается рассмотрением заявлений на получение гражданства, выдачей разрешений иностранцам и лицам без гражданства на временное проживание в Азербайджане , продлением разрешения на временное проживание иностранцев и лиц без гражданства, присвоением иностранцам статуса иммигранта или беженца. [1]
Министерство иностранных дел
[ редактировать ]Министерство иностранных дел отвечает за обработку визовых запросов иностранцев через более чем 60 посольств и консульств Азербайджана ; оказание консульских услуг гражданам Азербайджана, проживающим за рубежом; регистрация граждан Азербайджана, постоянно или временно проживающих за рубежом; продвижение и обеспечение сотрудничества с международными организациями и странами-партнерами по вопросам миграции. [1]
Основным партнером Азербайджана по сотрудничеству по вопросам миграции является Международная организация по миграции (МОМ). Азербайджан получал различную помощь от МОМ с 1996 года и стал членом МОМ в 2001 году. Азербайджан также сотрудничает с Европейским Союзом и ОБСЕ в сфере миграционной деятельности. В рамках Европейской политики соседства в ноябре 2006 года между Азербайджаном и ЕС был принят План действий . План действий охватывает различные вопросы, такие как управление границами, вопросы убежища, управление миграцией, предотвращение нелегальной миграции, диалог о реадмиссии, реинтеграция вернувшихся мигрантов и упрощение визовых процедур. [6]
Правовая база
[ редактировать ]Законодательство, касающееся миграции, включает Конституцию , международные договоры, стороной которых является Азербайджан, национальные законы и другие правовые акты. Конституция предоставляет иностранцам равные права на выполнение тех же обязанностей, что и граждане Азербайджана, если иное не предусмотрено законом или международными договорами, ратифицированными Азербайджаном . [7]
Правовые акты, принятые для управления миграционными процессами в Азербайджане, включают: [1] [7]
- Закон о въезде, выезде и паспортах (14 июня 1994 г.);
- Закон о государственной границе Азербайджанской Республики;
- Закон об удостоверениях личности граждан Азербайджанской Республики (14 июня 1994 г.);
- Закон о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства (13 марта 1996 г.);
- Закон о регистрации по месту жительства и фактическому адресу (4 апреля 1996 г.);
- Закон о гражданстве Азербайджанской Республики (30 сентября 1998 г.);
- Закон об иммиграции (22 декабря 1998 г.);
- Закон о трудовой миграции;
- Закон 1999 года «О правовом статусе беженцев и перемещенных лиц»;
- Закон 2002 года «О государственной политике в отношении граждан, проживающих за рубежом» (с изменениями, внесенными в 2003 году).
Миграционный кодекс
[ редактировать ]Миграционный кодекс Азербайджанской Республики был утвержден Президентом Ильхамом Алиевым 2 июля 2013 года. [8] в целях установления норм, связанных с реализацией государственной политики Азербайджана по вопросам миграции, регулирования миграционных процессов и правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджане. [9]
Кодекс состоит из 6 разделов. Помимо общих положений, к ним относятся въезд на территорию Азербайджанской Республики и выезд с нее, необходимые документы, связанные с миграционными процессами, трудовой миграцией, правовым положением иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджане, а также выдворением иностранцев и лиц без гражданства с территории Азербайджанской Республики. Азербайджан. [9]
Кодекс дает юридическое объяснение понятиям иностранец, лицо без гражданства, паспорт, временное пребывание в Азербайджанской Республике, временное и постоянное проживание в Азербайджанской Республике, трудовая миграция, близкие родственники, разрешение на работу, виза, место жительства, местоположение и другие условия, связанные с миграцией. Кроме того, в Кодексе определены цели учета миграционной деятельности, основания ведения и осуществления миграционного учета. Классификация виз полностью предусмотрена в Миграционном кодексе впервые в законодательстве Азербайджана. Положения государственного регулирования трудовой миграции отражены в настоящем Кодексе. Он регулирует не только правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, но и граждан Азербайджанской Республики, участвующих в различных видах миграционных процессов. [9]
Международно-правовая база
[ редактировать ]- Конвенция о статусе беженцев (1951 г.) и дополняющий ее Протокол (1967 г.);
- Конвенция о статусе апатридов (1954 г.);
- Конвенция о ликвидации безгражданства (1961 г.);
- Конвенция ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью;
- Протокол ООН «О предотвращении, ликвидации и преследовании торговли людьми, особенно женщинами и детьми», дополняющий Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью;
- Протокол ООН «О борьбе с незаконным ввозом мигрантов по суше, морю и воздуху», дополняющий Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью;
- Международная конвенция о защите всех трудящихся-мигрантов и их семей;
- Соглашение о сотрудничестве между участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) в области противодействия нелегальной миграции;
- Соглашение о сотрудничестве между участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) в области борьбы с торговлей людьми и органами. [1]
Гражданство
[ редактировать ]Закон о гражданстве Азербайджана был принят 30 сентября 1998 года. Гражданство Азербайджана определяется не местом рождения, а наличием одного или обоих родителей, которые являются гражданами государства. Лицам, у которых хотя бы один из родителей-азербайджанцев автоматически предоставляется азербайджанское гражданство при рождении. Требования для общей натурализации следующие: [10] [7]
- Должен иметь адрес постоянного проживания в Азербайджане более пяти лет подряд;
- Должен быть совершеннолетним, имеющим законный источник дохода;
- Обязуется соблюдать Конституцию и законодательство Азербайджанской Республики;
- Должен уметь читать, писать, говорить и понимать официальный государственный язык – азербайджанский.
Двойное гражданство в Азербайджане не признается. Человек теряет гражданство Азербайджана в случае приобретения гражданства любого другого государства. [10] [7]
Трудовая миграция
[ редактировать ]Трудовая миграция регулируется «Законом о трудовой миграции», Трудовым кодексом и Миграционным кодексом Азербайджанской Республики. [7] путем применения квот трудовой миграции, выдачи разрешений на работу, а также выдачи специальных лицензий (разрешений) на посредническую деятельность по трудоустройству граждан Азербайджана в зарубежных странах. [9]
Трудоспособные иностранцы и лица без гражданства старше 18 лет могут работать в Азербайджане после получения разрешения на работу. Юридические лица должны получить специальное разрешение для трудоустройства иностранцев. Трудовой договор должен быть заключен с иностранцами на срок действия их разрешения на работу. Трудовой договор не допускается подписывать без разрешения на работу. [9]
Согласно поправке (7 октября 2011 года) в решение Кабинета Министров (6 декабря 2000 года) «Об утверждении Правил выдачи иностранцам индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики и представления образцовых разрешений» индивидуального разрешения», индивидуальные разрешения для иностранцев выдаются Государственной миграционной службой с учетом отзывов Министерства труда и социальной защиты. [11]
Лица, получившие статус иммигранта, а также руководители представительств и филиалов иностранных юридических лиц, а также иностранные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Азербайджане, могут работать без разрешения на работу. [9]
Азербайджан является участником международных соглашений по регулированию трудовой миграции: Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, принятое государствами-членами СНГ, вступило в силу в 1996 году, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов. и членов их семей ратифицирована в 1999 г., Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, принятое государствами-участниками СНГ, подписан в 2005 г., Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, выходцев из государств-участников СНГ, вступил в силу в 2010 году. [7]
Разрешение на работу
Каждый дееспособный иностранец или лицо без гражданства старше 18 лет имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Азербайджанской Республики после получения разрешения на работу через юридических лиц, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не учреждающих юридическое лицо, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц. которые трудоустроили его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательством, не образующие юридического лица, а также филиалы и представительства иностранного юридического лица, должны получить разрешение на работу для каждого иностранца или лица без гражданства, которого они желают трудоустроить.
Заявки на получение разрешения на работу должны быть рассмотрены в течение 20 дней. Разрешение на работу выдается сроком на 1 год или на меньший срок, если трудовой договор заключен на срок до 1 года. Срок действия разрешения на работу может быть продлен каждый раз максимум на 1 год. Официальная государственная пошлина за разрешение на работу до 3 месяцев составляет 350 манатов (AZN), до 6 месяцев — 600 манатов (AZN) и до 1 года — 1000 манатов (AZN).
Граждане Азербайджанской Республики, работающие за рубежом, должны зарегистрироваться в соответствующем дипломатическом представительстве Азербайджана. [9]
Нерегулярная миграция
[ редактировать ]Нелегальная миграция в Азербайджан – это действие иностранцев, въезжающих в Азербайджан без разрешения правительства и в нарушение закона о гражданстве или пребывания после окончания срока действия визы, также в нарушение закона. [7]
Депортация нелегальных мигрантов регулируется Кодексом об административных правонарушениях, Кодексом исполнения наказаний Азербайджанской Республики и Миграционным кодексом. [9]
Нелегальные мигранты с Ближнего Востока и Центральной Азии используют Азербайджан как транзитную страну для перемещения на Север, Восток и Запад, учитывая его географическое положение. Нелегальные мигранты, в основном из Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана и стран Юго-Восточной Азии, проходят через Азербайджан в Россию, Грузию и Турцию. Болгария, Швеция, Франция, Швейцария, Германия и Норвегия являются основными пунктами назначения для нелегальных мигрантов, пытающихся перебраться через Азербайджан. [1]
Для работы с нелегальными иммигрантами в составе Главного паспортно-регистрационного и миграционного управления МВД республики создано специальное подразделение – Управление по борьбе с нелегальной иммиграцией. [12]
Иностранцы и лица без гражданства, получившие постановление о выдворении, но отказывающиеся покинуть территорию Азербайджана, помещаются в Центры содержания нелегальных мигрантов (расположенные в Баку и Евлахе ). [13] до депортации по решению суда, вынесенному на основании обращения соответствующего органа исполнительной власти. [9] Подавших заявление на получение статуса беженца не задерживают. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Миграция в Азербайджанской Республике: Профиль страны, 2008 год» (PDF) . Международная организация по миграции . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Государственная миграционная программа Азербайджанской Республики» (PDF) . .migration.gov.az . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Миграция» . www.mfa.gov.az. Архивировано из оригинала 18 сентября 2017 г. Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Бабанлы, Яхья. «Миграционная политика Азербайджана в контексте целей национальной безопасности и социально-экономического развития» . Халг qəzeti . 12 февраля 2010 г.: 6.
- ^ Jump up to: а б с «Концепция государственной миграционной политики Азербайджанской Республики» (PDF) . mfa.gov.az. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2018 г. Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ «Миграция» . www.mfa.gov.az (на азербайджанском языке) . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Миграционный профиль Азербайджана» (PDF) . www.migrationpolicycentre.eu . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ «Закон об утверждении, вступлении в силу Миграционного кодекса Азербайджанской Республики и соответствующем правовом регулировании» . Государственный реестр правовых актов Азербайджанской Республики . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Миграционный Кодекс Азербайджанской Республики» . Министерство юстиции Азербайджана - Единая электронная интернет-база нормативных правовых актов . http://www.unesco.org/education/edurights/media/docs/78e8125a20ac5c5f1e66760d7e328a398b3ed5b5.pdf (перевод) . Проверено 27 июня 2018 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: другие ( ссылка )|others=
- ^ Jump up to: а б «Закон Азербайджанской Республики «О гражданстве Азербайджанской Республики» » . cis-legislation.com . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «Внесение изменений (7 октября 2011 года) в решение Кабинета Министров (6 декабря 2000 года) «Об утверждении Правил выдачи иностранцам индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики и представления образца индивидуальное разрешение" " . Министерство юстиции Азербайджана - Единая электронная интернет-база нормативных правовых актов . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Построение миграционного партнерства. «Азербайджан – Расширенный миграционный профиль» (PDF) . www.imap-migration.org . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Международный центр развития миграционной политики (2013). Ежегодник по нелегальной миграции, контрабанде людей и торговле людьми в Центральной и Восточной Европе . Вена. стр. 40–45. ISBN 978-3-902880-12-3 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )