Закон о гражданстве Азербайджана
Закон о азербайджанском гражданстве | |
---|---|
![]() | |
Парламент Азербайджана | |
| |
Принят | Правительство Азербайджана |
Статус: Действующее законодательство |
Азербайджана Закон о гражданстве регулируется Конституцией Азербайджана с поправками; Закон о гражданстве Азербайджана и его поправки; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Азербайджана. [2]
Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [3] [4] Некоторые страны используют термины «национальность» и «гражданство» как синонимы, несмотря на их юридическое различие и тот факт, что они регулируются разными государственными административными органами. [3] В разговорной речи, как и в большинстве бывших советских республик, гражданство часто используется как синоним национальности, поскольку национальность связана с этнической принадлежностью. [5] [6]
Азербайджанское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципом права крови , т.е. по рождению от родителей, имеющих азербайджанское гражданство. Он может быть предоставлен лицам, имеющим принадлежность к стране, или постоянному жителю, прожившему в стране в течение определенного периода времени путем натурализации . [2]
Приобретение азербайджанского гражданства [ править ]
Гражданство в Азербайджане обычно приобретается азербайджанцем по рождению или в более позднем возрасте путем натурализации. [2]
По рождению [ править ]
До тех пор, пока поправка 2014 года не изменила требования к гражданству, jus soli , рождение в Азербайджане было основным основанием для приобретения гражданства. [7] Разворот этой политики был вызван опасениями перед действиями соседних постсоветских пространств и вызовами суверенитету Азербайджана. [8] Если оба родителя ребенка, родившегося в Азербайджане, являются иностранцами или если один из родителей является иностранцем, а другой является лицом без гражданства или неизвестен, ребенок не считается азербайджанцем. [9] К лицам, которые могут получить гражданство по рождению, относятся:
- Дети, рожденные где-либо, по крайней мере, один из родителей является гражданином Азербайджана; или [9] [10]
- Дети, рожденные в Азербайджане, если оба родителя являются лицами без гражданства. [9] [11]
Путем натурализации [ править ]
Иностранцы могут подать заявление на натурализацию в Азербайджане при условии, что они постоянно проживали в стране, отсутствовали не более трех месяцев, в течение не менее пяти лет с момента выдачи разрешения на постоянное проживание или подтверждения статуса беженца. [12] [13] Общие положения заключаются в том, что заявители имеют легальный доход, достаточно владеют азербайджанским языком и уважают законы страны. [12] Заявления о натурализации должны быть поданы в Государственную миграционную службу ( азербайджанский : Dövlәt Miqrasiya Xidmәti ) в Баку . [14] Должна быть представлена документация, подтверждающая, что заявитель соответствует требованиям проживания, уплатил все налоги, причитающиеся государству, имеет сертификат Министерства образования, подтверждающий знание языка, и документы, подтверждающие текущее гражданство. [15] Несовершеннолетние дети следуют гражданству своих родителей, поэтому, если один из родителей натурализуется, а ребенку нет четырнадцати лет, ребенок автоматически становится азербайджанцем при условии согласия обоих родителей или в случае, если один из родителей не имеет гражданства. [10] [11] Натурализация не допускается, если лицо участвовало в деятельности, которая могла нанести ущерб государству, его территории или безопасности, либо здоровью, нравственности или общественному порядку страны; если они были обвинены в попытке свержения или изменения системы государственного или общественного порядка; или если они участвовали в терроризме или деятельности, которая могла бы разжечь враждебность на основе расы, религии или этнического превосходства. Президент Азербайджана является последней инстанцией в принятии решения о признании гражданином страны. [12] Лица, принятые в качестве граждан, должны поклясться, что у них нет никаких гражданских обязательств перед другими государствами, и принести присягу на верность . [16] Другие лица, которые могут получить гражданство путем натурализации, включают:
- Подкидыши или сироты , родители которых неизвестны, в административном порядке; [5] [11] [17]
- Усыновители граждан Азербайджана после завершения законного усыновления по запросу; [18] [17]
- Дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, давшие согласие на натурализацию в момент натурализации их родителей; [19] [17]
- Дети, не получившие азербайджанское гражданство при смене гражданства их родителей (родителей) в административном порядке; [17]
- Лица, которые в настоящее время проживают в Азербайджане и были гражданами Азербайджана или Азербайджанской ССР или родились в стране до вступления в силу Закона о гражданстве 1998 года, но не получили гражданство в соответствии с Законом и остались в стране; [17]
- Беженцы или вынужденные мигранты, въехавшие в страну в период с 1988 по 1992 год в административном порядке; [17]
- Лица, обладающие исключительными навыками в области искусства или культуры, науки, спорта или технологий, чей вклад может быть полезен стране, могут натурализоваться без соблюдения требований натурализации; или [12]
- Лица, которые, по мнению государства, представляют особый интерес, или те, кто оказал значительную услугу нации, могут натурализоваться без соблюдения других требований. [17]
Утрата гражданства [ править ]
Азербайджанцам разрешено отказаться от своего гражданства при условии соблюдения регистрационных процедур. Правительство может выступить против, если заявитель имеет непогашенные гражданские обязательства перед государством, физическими или юридическими лицами или участвует в уголовном процессе. [20] [21] Граждане могут быть лишены гражданства для получения другого гражданства; за службу в органах государственной власти или вооруженных силах иностранного государства; за совершение преступлений против государства или государственной безопасности; за действия, связанные с религиозным экстремизмом или терроризмом, включая вербовку; или за мошенничество, введение в заблуждение или сокрытие при получении гражданства. [22] [23] [24] Утрата гражданства предполагает судебное разбирательство в Азербайджане, а не процесс действия закона. [24] Лица, ранее утратившие азербайджанское гражданство, могут репатриироваться при условии, что они соответствуют требованиям для натурализации. [25]
Двойное гражданство [ править ]
Азербайджан не признает двойное гражданство и это может стать основанием для уголовного преследования. [12] Лица, приобретающие другое гражданство, должны уведомить власти в течение тридцати дней, в противном случае им грозит лишение гражданства и/или уплата штрафов в соответствии с Уголовным кодексом. [26] [27]
Изменено в 2020 году https://en.trend.az/azerbaijan/society/3242560.html https://www.azernews.az/nation/165342.html
требования Визовые

В 2017 году граждане Азербайджана имели безвизовый доступ или визу по прибытии в 62 страны и территории, что позволило азербайджанскому паспорту занять 74-е место в мире согласно Индексу визовых ограничений . [28]
История [ править ]
Люди присутствовали на территории, ныне известной как Азербайджан, со времен палеолита . [29] С девятого века до нашей эры полукочевые скифские народы начали селиться в регионе, и в течение столетия мидяне , древний персидский народ , завоевали южную часть территории Азербайджана. [30] На протяжении большей части истории территория находилась под властью сменявших друг друга Персидских империй . [31] Мидийская империя потерпела поражение в этом регионе от Кира Великого в шестом веке до нашей эры, а затем в четвертом веке до нашей эры от Александра Великого . [29] кто назвал эту территорию Кавказской Албанией (или Албаной) [Примечания 1] и сохранил персидских сатрапов в качестве правителей. [34] [35] [33] В древней Персии царь имел абсолютную власть как администратор своих подданных и армий, законодатель и верховный судья империи. Централизованное правительство империи было разделено на сатрапии или провинции для удобства управления и налогообложения. Местные сатрапы не имели контроля над вооруженными силами в своем регионе, чтобы предотвратить ослабление власти правителя, но они управляли гражданской администрацией на территориях, которыми они управляли. Этнические группы имели юридическую автономию для регулирования своих внутренних конфликтов. Правители отвечали за безопасность в королевстве и управление экономикой. [36] В обмен на защиту персидские подданные платили налоги и проявляли лояльность к царю и его руководству. [37] Брак в тот период был cum manu , что означало, что жена была недееспособна по закону и находилась под контролем мужа. [38]
Александра Когда Македонская империя распалась, Кавказская Албания стала вассальным государством Империи Селевкидов во втором веке до нашей эры. [33] Между четвертым и третьим веками до нашей эры союз племен всего Кавказа образовал Албанское царство. [39] Римская аннексия Албании произошла между первым и третьим веками нашей эры, но по мере того, как Рим пришел в упадок, Персия восстановила вассальную зависимость от королевства, сначала через Парфянскую империю , а затем через ее преемницу, Сасанидскую империю . [39] [34] К четвертому веку Сасаниды и Византийская империя , государство-преемник Рима, находились в конфликте, который привел к постепенному упадку и конечному краху империи Сасанидов во второй половине седьмого века. [39] [40] В то время арабы принесли в этот район ислам и присоединили Арран, как они называли бывшую территорию Кавказской Албании, к Аббасидскому халифату . Арабское правление продолжалось в одиннадцатом веке. [34] [39] В исламском государстве подданные определялись религиозной преданностью, а лояльность правителю определялась его принадлежностью к конфессиональному сообществу и его религиозной позицией, а это означает, что религиозные и политические принципы и должности были неразделимы. [41] Лидеры служили религиозными и административными властями, обучая доктринам и действуя по разрешению споров, поддержанию порядка и обеспечению экономических выгод своим сообществам. В обмен подданные были привержены лидеру и защите ислама. [42] Женщина обязана была иметь опекуна: либо отца, родственника, либо султана, выдавшего ее замуж. [43] После замужества от нее требовалось подчиняться власти мужа над ней. [44]
С девятого века Ширваншахское царство стало доминирующим в северо-восточном регионе территории и продолжалось до шестнадцатого века. [45] Королевство находилось под сильным влиянием тюрко-персидской империи сельджуков , которая вторглась в одиннадцатом веке из Центральной Азии и положила конец господству арабского правления. [34] [45] Монгольская империя вторглась в тринадцатом веке, подчинив Королевство Ширваншахов Иль -ханству , когда монголы разделили свою империю в 1256 году. [45] [46] Иль-ханство вернуло регион исламским обычаям, но с преобладающим персидским культурным влиянием, которое сохранилось тюрко-монгольской империей Тимуридов , которая доминировала между 1370 и 1405 годами. [46] После падения Тимуридов два последовательных тюркских племени правили этой территорией, пока в 1501 году она не была возвращена под персидское господство под властью Сефевидов . [45] Сефевиды были преобладающей властью в этом районе до 1722 года. [31]
Русский конфликты (18–19 вв . Персидский, Османский и )
С начала восемнадцатого века возник конфликт между Сефевидами и Османской империей за контроль над территорией. [45] [47] Эта борьба ослабила империю Сефевидов, которая затем подверглась нападению со стороны Российской империи . В 1722 году Петр Великий возглавил поход, установивший господство русских на Северном Кавказе, включая северную часть Аррана. [47] [48] Хотя персы сохранили контроль над южными регионами Аррана, последовательные войны привели к постоянной потере территорий русскими, и к 1828 году все оставшиеся персидские владения на Кавказе были переданы России. [47] [49] В России лица, проживавшие на территории империи, назывались «подданством» (подданными) и до 1917 года находились под обязательством абсолютного подчинения царю. [50] Подданным не разрешалось ни эмигрировать, ни натурализоваться в иностранном государстве. В этой политике подчеркивался коллективный характер сообщества, которое несло совместную ответственность за уплату налогов, предоставление рабочей силы и участие в урожае землевладельцу и государству. [51] Иностранцы не могли въехать в страну без разрешения царя, им было запрещено проживать в определенных районах и носить опознавательную одежду. [52]
К группам, которым было запрещено становиться подданными России, относились дервиши , иезуиты , евреи и замужние женщины, если только их супруг не был русским. [50] Договоры и торговые соглашения определяли экстерриториальную юрисдикцию иностранцев, проживающих в стране, и давали иностранцам особые привилегии, такие как освобождение от уплаты налогов, право исповедовать свою религию и свободу передвижения. [53] С 1721 года единственное требование для натурализации иностранцев в Российской империи изменилось с перехода в православие на присягу на верность царю. [50] [54] В следующем году был издан указ, который подтверждал, что сыновья, рожденные в России от иностранцев, служивших царю, автоматически становились подданными России. [55] Российская политика в отношении территориальной аннексии до 1860 года заключалась в том, что всем лицам, проживающим на такой территории, автоматически предоставлялось российское гражданство, но права гражданства этих групп различались в зависимости от этнической принадлежности, религии и социального статуса. [56]
С 1864 года для натурализации требовалось пятилетнее проживание. [50] Лица, которые находились на службе нации, инвестировали средства на пользу России или обладали уникальными способностями или научными знаниями, могли получить гражданство с сокращенным сроком проживания. [57] Дети, рожденные от иностранцев на территории России, могли принять решение о приобретении российского гражданства в течение одного года после достижения совершеннолетия, если они получили образование и выросли в России. [58] Русские женщины, вышедшие замуж за иностранцев, больше не были русскими подданными. [59] а иностранки, вышедшие замуж за русских, автоматически становились русскими при заключении религиозного брака. [58] В 1879 году статья 7 Константинопольского договора , который был подписан в конце русско -турецкой войны , создала прецедент для последующей аннексии, устанавливая, что жители могли выбирать, какое гражданство они хотят иметь после согласования условий аннексии. . [60] [Примечания 2] Лица, не изъявившие в отведенный срок желание сохранить существующее гражданство, автоматически становились русскими. [63] Обновление закона о гражданстве в 1899 году предусматривало, что дети, родившиеся где-либо у русских родителей, автоматически становились русскими. [58]
Война и независимость 1905–1920 ( )
Хотя русская революция 1905 года не вызвала движения за независимость среди народов Аррана, она ознаменовала начало роста политической активности и этнической идентификации. Однако после распада Российской империи в 1917 году провинциальный совет провозгласил независимость Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году. [49] Республику поддерживала Османская империя, и османские войска оставались на территории до окончания Первой мировой войны , когда в конце 1918 года их заменили британские войска. [64] В августе 1918 года азербайджанцы приняли Закон о субъектности, который определял подданных как лиц, происходящих от азербайджанцев по материнской линии. Год спустя в стране был принят Закон о гражданстве. [65] который давал полное гражданство любому бывшему российскому подданному, родившемуся в Азербайджане. [66] Статут не допускает двойного гражданства. [67]
Азербайджан ( 1920–1991 Советский )
В апреле 1920 года Красная Армия при поддержке сторонников Коммунистической партии Азербайджана вторглась в страну. [64] [68] Хотя правительство пыталось сформировать союз с Персией, оно не смогло прийти к соглашению и в сентябре подписало договор с Россией, предоставляющий России контроль над ее экономикой, иностранными делами и вооруженными силами. [64] В 1922 году Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была объединена с Армянской Советской Социалистической Республикой и Грузинской Советской Социалистической Республикой , чтобы сформировать Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику , которая просуществовала до 1936 года, а затем была разделена на составляющие ее государства. [69] В 1924 году Советский Союз создал единое гражданство для всех жителей различных социалистических республик. [70] Предполагалось, что любой, кто проживал на территории до принятия закона, автоматически становился советским гражданином, если только он не мог доказать иное. [71] По его условиям, ребенок, рожденный хотя бы от одного родителя, который был гражданином одной из советских республик, автоматически становился гражданином этой республики, а также федерации. Если на момент рождения ребенка родители проживали за границей, родители могли выбрать советское или другое гражданство. [72] Ни брак, ни натурализация одной стороны автоматически не повлияли на супруга или детей; однако, если оба родителя изменили свое гражданство или отказались от советского гражданства, дети в возрасте до четырнадцати лет следовали гражданству родителей. [73]
Каждой советской республике было разрешено определять, кто имеет право на натурализацию на ее территории. Натурализация дала им советское гражданство, но не предоставила автоматически права гражданства других республик. [74] Отказ от гражданства допускался после получения разрешения ЦИК Советского Союза. Граждане могли быть лишены гражданства за получение двойного гражданства, выезд с территории федерации без разрешения или по решению суда в качестве наказания за преступление. [75] [76] Поправка (Закон 581) 1925 года предусматривала, что лица, амнистированные за службу в Белой Армии , и военнопленные, служившие в царской или Красной Армии, находившиеся за границей и не зарегистрировавшиеся в Советской Федерации, лишались гражданство, но может подать заявление о восстановлении в гражданстве путем натурализации. [77] Массовая денатурализация россиян, проживающих за рубежом, привела к тому, что около 1,5 миллиона лиц без гражданства не смогли получить гражданство по месту жительства в результате ограничительной политики, проводившейся во всем мире в межвоенные годы . [76]
В 1930 году была принята резолюция, в которой указывалось, что все лица на советской территории, не доказавшие, что они являются гражданами иностранного государства, должны признаваться советскими. [78] В 1938 году был принят новый Закон о советском гражданстве, соответствующий положениям Конституции Советского Союза 1936 года . [79] По его условиям советские республики больше не определяли национальность в пределах своих границ. Вместо этого гражданство приобреталось в соответствии с положениями советского законодательства. [80] [81] В советских паспортах указывалось, к какой республике принадлежит гражданин, а смена постоянного места жительства автоматически меняла государственную принадлежность. [82] Закон о гражданстве 1938 года не уточнял, что гражданство приобретается при рождении через советского родителя, и не содержал никаких положений в отношении найденышей, оставляя открытой возможность рождения ребенка без гражданства. [83] [Примечания 3] Он подтвердил, что те, кто ранее приобрел советское гражданство, будучи подданными Российской империи, и те, кто приобрел его в соответствии с предыдущими законами, оставались гражданами, если они ранее не были лишены гражданства. лица, постоянно проживавшие на советской территории, но являющиеся иностранцами без подтверждения другого гражданства. В нем указывалось, что лицами без гражданства считались [86] изменение предыдущей политики, согласно которой они автоматически считались советскими. [87] Как следствие, их дети также будут лицами без гражданства, если только им не будет разрешено натурализоваться по достижении совершеннолетия. [88] В 1939 году была принята резолюция, которая подтвердила, что законы, которые были приняты ранее, но противоречили положению 1938 года о безгражданстве, больше не действуют. [89]
Поправка 1944 года к Семейному кодексу отменила право женщины подавать иск о передаче личности и гражданства отца ребенку, рожденному вне брака. Указ 1944 года ввел в действие все применимые кодексы, сделав приобретение гражданства незаконнорожденным ребенком производным от его матери. Результатом закона было то, что если мать была лицом без гражданства или иностранкой, ребенок, даже если его отец был известен, не мог быть советским гражданином. [90] Постановление 1945 года несколько изменило это положение, установив, что если родители заключили брак, ребенок может быть признан отцом наравне с детьми, рожденными в браке. Возраст ребенка не имел значения, а его национальность становилась автоматически, как будто с рождения. [91] В 1977 году Советский Союз принял новую конституцию, которая содержала положения о гражданстве в главе 6, подтверждая, что лица любого из государств, входящих в состав Союза, являются советскими гражданами. В 1978 году был принят новый закон о гражданстве, который включил в себя все предыдущие законы о приобретении гражданства. Он прямо запрещал как двойное гражданство, так и выдачу советского гражданина иностранному государству. [86] Окончательный закон о советском гражданстве был принят в 1990 году и вступил в силу 1 января 1991 года. [92] По его условиям дети приобретали гражданство, рожденные от родителей, являвшихся советскими гражданами. [82] Он отличался прежде всего тем, что кодифицировал, а не оставлял основания для денатурализации на усмотрение Президиума Верховного Совета . К ним относятся служба в иностранном государстве или в вооруженных силах, отказ от регистрации в консульстве во время проживания за границей и фальсификация информации для получения гражданства. Закон также изменил окончательные полномочия по принятию решений о гражданстве, передав полномочия по утверждению или отказу от Президиума президенту. [92]
23 сентября 1989 года Азербайджанская Советская Социалистическая Республика объявила о своем суверенитете, а это означало, что советское законодательство было подчинено законодательству Азербайджана. Впоследствии, 26 июня 1990 года, Азербайджанская ССР издала Закон о гражданстве, признающий, что те, кто ранее были азербайджанцами, остались азербайджанцами. [93] [82] Дети, родившиеся где-либо у граждан Азербайджана, приобретали гражданство при рождении. Дети, рожденные на территории или за рубежом, по крайней мере, от одного из родителей, который был постоянным жителем Азербайджана, также автоматически становились гражданами, как и дети, рожденные в Азербайджане, чьи родители были лицами без гражданства или неизвестными. Закон не содержал никаких требований для натурализации, кроме подачи заявления и принесения присяги на верность, но уточнял, что заявления могут быть отклонены президентом Азербайджана за различные действия, которые могут нанести вред стране. Граждане могли отказаться от своего гражданства, если государство согласилось, что это не будет противоречить интересам страны, и могли репатриироваться по заявлению. Денатурализация основывалась на решении властей о том, что гражданин служил в вооруженных силах или государственной администрации иностранного государства, постоянно проживал за границей более пяти лет, действовал таким образом, что наносил ущерб государственным интересам или безопасности, или приобрел гражданство. посредством мошенничества. [93]
2 сентября 1991 года Нагорно-Карабахская автономная область провозгласила свою независимость от Советского Союза, хотя юридически она была частью Азербайджана. [94] [95] за которым 18 октября последовала декларация независимости Азербайджана. [96] [Примечания 4] Согласно условиям предлагаемой конституции, принятой вместе с декларацией независимости и ожидающей одобрения плебисцитом, [100] с 1 января 1992 года любому, кто на эту дату проживал в Азербайджане, автоматически предоставлялось гражданство. Лицам азербайджанского происхождения, не проживавшим в стране на дату вступления в силу, гражданство не предоставлялось. После этого любой человек, родившийся на территории Азербайджана или хотя бы от одного из родителей-азербайджанцев, получил азербайджанское гражданство, но двойное гражданство было запрещено. [101] 10 декабря референдум подтвердил, что 99,89 процентов избирателей Нагорного Карабаха высказались за независимость. [102] [103] Советский Союз официально распался 26 декабря, и пятнадцать бывших советских республик стали независимыми государствами. [104] Референдум Азербайджана о независимости состоялся через три дня, 29 декабря, и был одобрен 95 процентами избирателей. [100]
После обретения независимости (1991 – время настоящее )
В 1995 году была принята новая конституция. Гражданство по-прежнему определялось по рождению на территории или азербайджанцу, но исключалось возможность лишения азербайджанца своего гражданства. [105] [Примечания 5] В частности, статья 52 конституции гласит, что лица, родившиеся на территории Азербайджана, приобретают гражданство. [9] В 1998 году был принят новый закон о гражданстве, который предусматривал, что те, кто получил гражданство на основании места жительства в 1992 году, должны были сохранять место жительства в Азербайджане до даты вступления в силу закона 1998 года. [107] Другими словами, если бы они покинули страну, прибыли после 1 января 1992 года или не сохранили регистрацию по месту жительства, граждане Азербайджана могли бы потерять свое гражданство. [105] [108] [19] если они не подали заявление на получение гражданства в течение одного года с даты вступления в силу закона, 30 сентября 1999 года. [17] Статья 5 конкретно предусматривала, что беженцы, прибывшие на территорию в период с 1 января 1988 года по 1 января 1992 года, автоматически становились гражданами. [105] [19] Однако не было никаких условий для лиц, проживающих в отколовшемся государстве Нагорно-Карабахской Республики, о приобретении азербайджанского гражданства. [109] Равное значение придавалось нормам права почвы и правам крови как средствам приобретения гражданства. [66] Имеются в виду дети, рожденные где-либо от граждан Азербайджана (статья 11), и дети, рожденные в Азербайджане от родителей без гражданства (статья 12) или неизвестных (статья 13), получивших гражданство при рождении. [110] Для натурализации требовалось пятилетнее проживание и свободное владение азербайджанским языком, но запрещалось получать гражданство кому-либо, если оно представляло угрозу здоровью страны, общественному порядку или государственной безопасности. [111] Брак не влияет на гражданство, равно как и двойное гражданство. [112]
В 2008 году поправка к процедуре натурализации разъяснила, что пятилетний период проживания должен быть непрерывным с даты выдачи вида на жительство и что проживание должно быть как законным, так и постоянным; что заявители должны иметь легальный доход; и что они должны соблюдать законодательство страны. [113] Эти положения могут быть отменены для лиц, обладающих навыками, которые могут внести вклад в развитие нации, например тех, кто обладает исключительными способностями в области культуры, науки, спорта или технологий. [114] 30 мая 2014 года внесение поправки в законы о гражданстве привело к существенному переходу к происхождению при приобретении гражданства по рождению. [7] Вторжения на соседние постсоветские пространства и страх перед угрозой суверенитету Азербайджана привели к ужесточению ограничительных положений. [115] Рождение на территории в соответствии с новым законом лишало детей возможности приобретения гражданства, если родители были иностранцами или если один из родителей был иностранцем, а другой был лицом без гражданства. [8] [9] Это изменение устранило предоставление свидетельства о рождении в качестве достаточного основания для приобретения гражданства. [116] Кроме того, поправка ввела условия, при которых гражданство может быть утрачено за приобретение двойного гражданства без уведомления государства, за службу в правительстве или вооруженных силах иностранного государства, за совершение действий, которые были истолкованы как причиняющие вред Азербайджанскому государству, или за получение гражданства путем мошенничества. [8] [22] Эти изменения противоречили положениям конституции, которая предоставляла безусловное право почвы и неспособность государства лишить азербайджанцев их гражданства. [117]
Процедурная поправка от 2 июля 2014 года предусматривала, что коллизии в национальном законодательстве должны разрешаться в соответствии с международными правовыми стандартами и что Азербайджанской сети обслуживания и оценки было поручено предоставить необходимую сертификацию для проверки родительской принадлежности для установления гражданства рожденного ребенка. азербайджанским родителям. [17] [116] Дальнейшие изменения в закон о гражданстве были внесены 30 декабря 2014 года и включали то, что репатриированные лица четырнадцати лет и старше должны были принести присягу на верность, как и все, кто натурализовался. [118] 18 марта 2015 года Кабинет министров Азербайджана принял «Правила установления гражданства Азербайджанской Республики», предусматривающие положения о признании лиц азербайджанцами. Он установил административную процедуру приобретения гражданства некоторыми лицами, даже если у них нет необходимых документов. Он распространялся на лиц, которые были гражданами Азербайджана или Азербайджанской ССР или родились в стране до вступления в силу Закона о гражданстве 1998 года, но не получили гражданство в соответствии с Законом и не покинули страну; дети, рожденные в стране, родители которой отказались от азербайджанского гражданства до достижения ребенком совершеннолетия; дети, не получившие азербайджанского гражданства при натурализации их родителей; иностранные дети или дети без гражданства, усыновленные гражданином Азербайджана; дети, рожденные на территории от неизвестных родителей; или лица, которые были беженцами (или вынужденными мигрантами) и въехали в страну в период с 1988 по 1992 год. [17] 30 сентября 2015 года в Закон о гражданстве снова были внесены поправки, которые уточняли, что гражданство может быть восстановлено президентом в соответствии с положениями конституции и может быть утрачено по решению суда. [21] Другие изменения были внесены 4 декабря 2015 года, предусматривающие, что гражданство может быть потеряно за действия религиозного экстремизма или терроризма. [119] [24]
В 2016 году после плебисцита в конституцию были внесены поправки, исключающие статью 53, которая не позволяла государству лишать азербайджанцев принадлежности к государству, но не вносившие поправки в статью 52 — право на безусловное право почвы. [119] 24 июня 2016 года в статут о гражданстве были внесены поправки, включающие подтверждение статуса беженца в качестве действительного средства установления момента начала проживания. [13] 31 мая 2017 года внесены процедурные поправки, требующие, чтобы документы о гражданстве соответствовали положениям Закона об обязанностях по документам. [118] 1 февраля 2018 года была внесена поправка в Закон о гражданстве с целью решить проблему лиц, прибывших в Азербайджан после 1 января 1992 года из других бывших советских республик и имевших на тот момент советские паспорта. Когда в 2005 году эти документы перестали признаваться, эти жители Азербайджана не имели документов, удостоверяющих личность, но не были официально признаны лицами без гражданства. Поправка к статье 14 позволила суду оценить обстоятельства и установить безгражданство, чтобы разрешить приобретение гражданства путем натурализации. [13] [12] Изменение в законе о гражданстве, внесенное 1 октября 2018 года, изменило положения статьи 15 для лиц, желающих восстановить свое гражданство. [118] Поправка, внесенная 1 февраля 2019 года, требует наличия национального документа, удостоверяющего личность, для подтверждения гражданства несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет или справки от Азербайджанской сети обслуживания и оценки. [116] а еще один, 1 мая 2020 года, добавил положение о 30-дневном уведомлении властей о приобретении двойного гражданства во избежание потери гражданства. [120] [121]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Кавказская Албания не имеет никакого отношения к европейской нации, расположенной на Балканском полуострове и известной как Албания . [32] Оно располагалось в Передней Азии в восточной части Закавказья между Кавказскими горами и рекой Курой . [33]
- ↑ Эрик Лор , заведующий кафедрой истории Американского университета и специалист по истории России. [61] дает шестимесячный срок для Константинопольского договора. [60] В договоре говорится: «Жители отошедших к России населенных пунктов, желающие поселиться за пределами этих территорий, будут иметь возможность выехать путем продажи своей недвижимости. Для этой цели им будет предоставлен трехлетний срок от ратификации этого акта, по истечении этого срока жители, не покинувшие страну и не продавшие свои постройки, останутся российскими подданными. ["Жители отданных России населенных пунктов, которые пожелают поселиться за пределами этих территорий, будут иметь возможность выехать путем продажи своего недвижимого имущества. Для этой цели им будет предоставлен трехлетний срок со дня ратификации настоящего По истечении этого срока жители, не покинувшие страну и не продавшие свои постройки, останутся российскими подданными».] [62]
- ↑ Джордж Гинзбургс, профессор сравнительного и зарубежного права в Университете Рутгерса , [84] отметил, что, несмотря на презумпцию права крови, отсутствие указания на то, что примененный принцип сделало закон о гражданстве предметом толкования и противоречием другим законам, таким как Семейный кодекс. [85]
- ↑ Начиная с 1988 года Армения и Азербайджан находились в состоянии войны из-за будущего Нагорно-Карабахской автономной области. перестройки и гласности Политика президента России Михаила Горбачева обещала реструктуризацию экономической и политической систем и вызвала обеспокоенность по поводу того, что произойдет с этой территорией. [97] приняли совместное решение, 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской Советской Социалистической Республики Нагорного Карабаха и Национальный совет Арцаха призывающее к воссоединению Армянской ССР и Нагорного Карабаха . [98] Конфликт не закончился до 1994 года, когда Бишкекский протокол, призванный принести мир. представители Армении, Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики, международно непризнанного государства, подписали [99]
- ↑ 18 ноября 1995 года Нагорно-Карабахская Республика приняла закон, определяющий состав ее граждан. Хотя государство выдает паспорта, оно не признано на международном уровне, и многие его граждане путешествуют по армянским или российским паспортам. [106]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Tabachnik 2019b , pp. 8–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Tabachnik 2019b , pp. 9–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Департамент по делам убежища и миграции 2002 , с. 6.
- ^ Раздел информационных отчетов 2020 , с. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Tabachnik 2019b , pp. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Tabachnik 2019b , p. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Юсифова 2015 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Консульские дела 2011 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Tabachnik 2019b , p. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Tabachnik 2019b , p. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раздел информационных отчетов 2020 , с. 28.
- ^ Консульские вопросы 2011 , с. 20.
- ^ Консульские вопросы 2011 , с. 21.
- ^ Tabachnik 2019b , pp. 8, 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Научно-исследовательское управление 2016 .
- ^ Консульские вопросы 2011 , с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Консульские дела 2011 , с. 18.
- ^ Tabachnik 2019b , p. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раздел информационных отчетов 2020 г. , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юсифова 2015 , с. 19.
- ^ Tabachnik 2019b , pp. 7–8, 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раздел информационных отчетов 2020 , с. 30.
- ^ Раздел информационных отчетов 2020 , стр. 28–29.
- ^ Юсифова 2015 , стр. 19–20.
- ^ CCLEX 2022 .
- ^ Хенли и партнеры 2017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верда 2014 , с. 20.
- ^ Никол 1995 , с. 87.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шаффер 2005 , с. 16.
- ^ Кинг 2006 , с. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Паппас 1994 , стр. 27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Никол 1995 , с. 88.
- ^ Либерман 2004 , с. 17.
- ^ Январь 2020 , с. 84.
- ^ Январь 2020 , с. 85.
- ^ Январь 2020 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Верда 2014 , с. 21.
- ^ Паппас 1994 , стр. 28.
- ^ Лапидус 1975 , стр. 363–364.
- ^ Стоун 1975 , с. 364
- ^ Спекторский 2010 , стр. 64–65, 70–71.
- ^ Спекторский 2010 , с. 89.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Верда 2014 , с. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роке и Форте 2019 , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Никол 1995 , с. 89.
- ^ Верда 2014 , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шаффер 2005 , с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саленко 2012 , с. 3.
- ^ Лор 2012 , с. 12.
- ^ Лор 2012 , с. 14.
- ^ Лор 2012 , стр. 20–21.
- ^ Лор 2012 , с. 16.
- ^ Лор 2012 , с. 17.
- ^ Лор 2012 , с. 28.
- ^ Саленко 2012 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 510.
- ^ Саленко 2012 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лор 2012 , стр. 39–40.
- ^ Университет Людвига-Максимилиана, 2014 .
- ^ Американский журнал международного права , 1908 г. , стр. 425–426.
- ^ Лор 2012 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Никол 1995 , с. 91.
- ^ Tabachnik 2019a , p. 155.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Tabachnik 2019b , p. 4.
- ^ Tabachnik 2019a , p. 200.
- ^ Шаффер 2005 , с. 18.
- ^ Адалян 2010 , с. 52.
- ^ Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 511.
- ^ Гинзбурги 1966 , с. 2.
- ^ Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 512.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 512–513.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 513–514.
- ^ Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 514.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лор 2012 , с. 148.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 514–515.
- ^ Гинзбурги 1966 , стр. 2–3.
- ^ Саленко 2012 , стр. 5–6.
- ^ Саленко 2012 , с. 5.
- ^ Лор 2012 , стр. 181–182.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Консульские дела 2011 , с. 8.
- ^ Гинзбурги 1966 , стр. 9–10, 14.
- ^ Блаунт 1986 , с. Б4.
- ^ Гинзбурги 1966 , стр. 9–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саленко 2012 , с. 6.
- ^ Гинзбурги 1966 , стр. 3–4.
- ^ Гинзбурги 1966 , стр. 12–13.
- ^ Гинзбурги 1966 , с. 8.
- ^ Гинзбурги 1966 , стр. 16–17.
- ^ Гинзбурги 1966 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саленко 2012 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Региональное бюро Европы, 1993 год .
- ^ Tabachnik 2019a , p. 105.
- ^ Резвани 2015 , стр. 149–150.
- ^ Верда 2014 , с. 34.
- ^ Адалян 2010 , с. 59.
- ^ Манасян 2019 , с. 49.
- ^ Мехтиев 2017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Праздничный 2020 год .
- ^ Tabachnik 2019b , p. 1.
- ^ Резвани 2015 , с. 150.
- ^ Министерство иностранных дел 2018 .
- ^ Джоли и Даунт 2021 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Tabachnik 2019b , p. 2.
- ^ Департамент по делам убежища и миграции, 2002 г. , с. 16.
- ^ Фрипп 2016 , с. 477.
- ^ Фрипп 2016 , стр. 476–477.
- ^ Tabachnik 2019b , p. 3.
- ^ Департамент по делам убежища и миграции, 2002 г. , с. 17.
- ^ Департамент по делам убежища и миграции, 2002 г. , стр. 17–18.
- ^ Департамент по делам убежища и миграции, 2002 г. , стр. 18–19.
- ^ Консульские вопросы 2011 , стр. 13–14.
- ^ Консульские вопросы 2011 , с. 14.
- ^ Tabachnik 2019b , pp. 7–8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раздел информационных отчетов 2020 , с. 26.
- ^ Юсифова 2015 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раздел информационных отчетов 2020 , с. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Tabachnik 2019b , p. 8.
- ^ Раздел информационных отчетов 2020 , с. 27.
- ^ Мехтиев 2020 .
Библиография [ править ]
- Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Исторические словари Европы. Том. 77 (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-7450-3 .
- Байрамлы, Нигяр (18 октября 2020 г.). «Азербайджан отмечает 29 лет со дня независимости» . Каспийские новости . Баку, Азербайджан. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- Блаунт, Дональд (20 марта 1986 г.). «Российский учёный называет эмиграцию евреев игрой без правил» . Утренний звонок . Аллентаун, Пенсильвания. п. Б4 . Проверено 21 февраля 2022 г. - через Newspapers.com .
- Раздел отчетов с информацией о стране происхождения (июль 2020 г.). Общий отчет с информацией о стране происхождения для Азербайджана (PDF) (Отчет). Гаага, Нидерланды: Ministryie van Buitenlandse Zaken . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 12 марта 2022 г.
- Управление консульского дела и Департамент миграционной политики по предоставлению убежища (июль 2011 г.). законодательстве о гражданстве и иностранцах в Азербайджане Тематическое официальное сообщение о (PDF) (Отчет) (на голландском языке). Гаага, Нидерланды: Министерство иностранных дел . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июня 2012 года . Проверено 12 марта 2022 г.
- Флурной, Ричард В. младший; Хадсон, Мэнли О. (1929). «(Россия) Союз Советских Социалистических Республик» . Сборник законов о гражданстве различных стран, содержащихся в конституциях, статутах и договорах . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 510–515. OCLC 875321407 . – через HeinOnline (требуется подписка)
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Фрипп, Эрик (2016). «Лишение гражданства, страны его гражданства в статье 1А(2) Конвенции о статусе беженцев и непризнание в международном праве» . Международный журнал права беженцев . 28 (3). Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета : 453–479. дои : 10.1093/ijrl/eew061 . ISSN 0953-8186 . OCLC 982169226 . Проверено 11 марта 2022 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Гинзбургс, Джордж (январь 1966 г.). «Советское законодательство о гражданстве и безгражданство как следствие коллизии закона о гражданстве» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 15 (1). Лондон: Британский институт международного и сравнительного правоведения: 1–54. дои : 10.1093/iclqaj/15.1.1 . ISSN 0020-5893 . OCLC 4663021818 . Проверено 21 февраля 2022 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Яни, Янош (2020). «Персидский закон» . Правовые традиции в Азии: история, понятия и законы . Юс Гентиум: Сравнительные взгляды на право и справедливость. Том. 80. Чам, Швейцария: Springer Nature . стр. 83–116. дои : 10.1007/978-3-030-43728-2 . ISBN 978-3-03-043728-2 . S2CID 216428893 .
- Жоли, Жозефина; Даунт, Ребекка (13 декабря 2021 г.). «Прошло 30 лет со дня распада Советского Союза» . Евроньюс . Лион, Франция. Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- Кинг, Дэвид К. (2006). Азербайджан . Сингапур: Маршалл Кавендиш . ISBN 978-0-7614-2011-8 .
- Лапидус, Ира М. (октябрь 1975 г.). «Разделение государства и религии в развитии раннего исламского общества» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 6 (4). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 363–385. дои : 10.1017/S0020743800025344 . ISSN 0020-7438 . JSTOR 162750 . OCLC 4815048409 . S2CID 162409061 . Проверено 6 марта 2022 г.
- Либерман, Шерри (2004). Исторический атлас Азербайджана . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательская группа Rosen . ISBN 978-0-8239-4497-2 .
- Лор, Эрик (2012). Российское гражданство: от империи к Советскому Союзу . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-06634-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Манасян, Анаит (апрель 2019 г.). «Вопрос разработки преамбулы Конституции Армении: от теории к практике» . Журнал Национального института юстиции . 13 (1). Кишинев, Молдова: Национальный институт юстиции: 46–51. ISSN 1857-2405 . OCLC 8125149879 . Проверено 3 марта 2022 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Мехтиев, Эльчин (1 мая 2020 г.). «Парламент внес изменения в закон о гражданстве Азербайджана» . Баку, Азербайджан. Информационное агентство «Тренд» . Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 13 марта 2022 г.
- Мехтиев, Мушвиг (5 мая 2017 г.). «23 года спустя Бишкекский протокол остается невыполненным» . Каспийские новости . Баку, Азербайджан. Архивировано из оригинала 3 марта 2022 года . Проверено 3 марта 2022 г.
- Никол, Джеймс (1995). «2. Азербайджан» . В Кертисе, Гленн Э. (ред.). Армения, Азербайджан и Грузия: уездные исследования . Серия региональных справочников (первое изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. 79–148. ISBN 978-0-7881-2813-4 .
- Паппас, Николас CJ (1994). «Албанский» . В Олсоне, Джеймс С.; Паппас, Ли Бриганс; Паппас, Николас Си Джей (ред.). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 27–29. ISBN 978-0-313-27497-8 .
- Региональное бюро Европы (1 июля 1993 г.). Законы о гражданстве бывших советских республик (Доклад). Женева, Швейцария: Верховный комиссар ООН по делам беженцев . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 12 марта 2022 г.
- Дирекция исследований (25 ноября 2016 г.). Ответы на информационные запросы: Азербайджан (Отчет). Оттава, Онтарио: Совет по иммиграции и беженцам Канады . Отчет AZE105680.E. Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 13 марта 2022 г.
- Резвани, Бабак (2015). Конфликт и мир в Центральной Евразии: на пути к объяснениям и пониманию . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . ISBN 978-90-04-27636-9 .
- Роке, Мария Изабель; Форте, Мария Жуан (2019). «2. Исторический туризм в Иране: историческая перспектива» . В Коррейе, Антония; Козак, Метин; Родригес, Ана Исабель (ред.). Знакомство с персидским наследием: перспективы и проблемы . Соединение теории и практики туризма. Том. 10 (первое изд.). Бингли, Западный Йоркшир: Издательство Emerald Group . стр. 29–42. ISBN 978-1-78754-812-1 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Саленко, Александр (июль 2012 г.). «Страновой отчет: Россия» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
- Шаффер, Бренда (2005). Бабак Владимир; Вайсман, Демьян; Вассерман, Арье (ред.). Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы . Серия Центра Каммингса (2-е изд.). Лондон: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-0-7146-4838-5 .
- Спекторски, Сьюзан А. (2010). Женщины в классическом исламском праве: обзор источников (PDF) . Темы исламоведения. Том. 5. Лейден, Нидерланды: Издательство Brill Publishers . ISBN 978-90-04-17435-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 марта 2022 года.
- Табачник, Максим (2019а). Гражданство, территориальность и постсоветская государственность: политика гражданства по праву рождения в Азербайджане, Грузии и Молдове . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-3-030-12881-4 .
- Табачник Максим (январь 2019б). «Отчет о Законе о гражданстве: Азербайджан» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 7 февраля 2022 г.
- Верда, Маттео (2014). Азербайджан: Знакомство со страной . Нови-Лигуре, Италия: Epoké Editions. ISBN 978-88-98014-34-7 .
- Юсифова, Наргиз (2015). « Проблема соответствия изменений в Законе о гражданстве Азербайджанской Республики Конституции» . Юридический обзор Бакинского государственного университета (на азербайджанском языке) (1). Баку, Азербайджан: Бакинский государственный университет : 17–22. ISSN 2412-5555 . Проверено 11 марта 2022 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Общее официальное сообщение о гражданстве и законодательстве о гражданстве и иммиграции в республиках бывшего Советского Союза (Отчет) (на голландском языке). Гаага, Нидерланды: Департамент по делам убежища и миграции. Август 2002 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2022 г. Проверено 12 марта 2022 г.
- «Двойное гражданство Азербайджана» . www.dualcitizenshipreport.org . Валлетта, Мальта: CCLEX. 2022. Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 14 марта 2022 г.
- «Глобальный рейтинг – Индекс визовых ограничений 2017» (PDF) . Хенли и партнеры. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2019 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- «Профессор Эрик Лор, доктор философии». Мюнхенская высшая школа исследований Восточной и Юго-Восточной Европы . Мюнхен, Германия: Университет Людвига-Максимилиана . Июль 2014. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Проверено 19 февраля 2022 г.
- «Окончательный мирный договор между Россией и Портой: подписан в Константинополе 8 февраля 1879 года» (PDF) . Американский журнал международного права (на французском языке). 2 (4 дополнительных). Издательство Кембриджского университета Американского общества международного права : 424–426. Октябрь 1908 г. doi : 10.2307/2212671 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2212671 . OCLC 5545378434 . S2CID 246006401 . Проверено 19 февраля 2022 г.
- «Референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики» . Министерство иностранных дел Республики Арцах . Степанакерт, Арцах: Республика Арцах . 2018. Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 11 марта 2022 г.