Закон о гражданстве Туниса
Код гражданства Туниса | |
---|---|
![]() | |
Национальное собрание Туниса | |
| |
Принят | Правительство Туниса |
Статус: Действующее законодательство |
тунисском Закон о гражданстве ( арабский : مجلة الجنسية التونسية ; французский : Code de la nationalité tunisienne ) регулируется Конституцией Туниса с поправками; Кодекс гражданства Туниса и его поправки; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Туниса. [2] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [3] [4] Тунисское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципами права крови , т.е. по рождению в Тунисе или за границей от родителей, имеющих тунисское гражданство. [5] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [2]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Тунисе можно приобрести при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [2]
По рождению
[ редактировать ]К лицам, приобретающим гражданство при рождении, относятся:
- Дети, родившиеся в Тунисе, у которых отец и дедушка по отцовской линии также родились в Тунисе; [6] [7]
- Дети, рожденные где-либо от тунисского отца или матери, автоматически приобретают гражданство; [8] [9]
- Дети, родившиеся в Тунисе с неизвестным гражданством или которые в противном случае были бы лицами без гражданства ; или [10]
- Подкидыши или сироты , родители которых неизвестны. [10] [7]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация может быть предоставлена лицам, которые прожили на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают арабский язык , обычаи и традиции Туниса и интегрированы в общество. [11] [12] Общие положения заключаются в том, что кандидаты должны иметь хороший характер и моральные качества; не иметь судимостей, повлекших за собой приговор на срок более одного года; находятся в достаточном психическом и физическом здоровье, чтобы не попасть в зависимость от государства; и имеют принципиальную заинтересованность в развитии Туниса. Заявители обычно должны проживать в стране в течение пяти лет. Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [11] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Дети, законно усыновленные родителем из Туниса, автоматически приобретают гражданство в момент завершения законного усыновления; [13]
- Дети могут быть автоматически натурализованы, когда их отец приобретает гражданство или если их мать становится вдовой и натурализуется; [11]
- Лица, родившиеся в Тунисе, могут выбрать гражданство без выполнения требования о проживании; [11]
- Жена гражданина Туниса при вступлении в брак может получить тунисское гражданство после двухлетнего проживания или сразу же, если она является или станет лицом без гражданства в результате брака; или [14]
- Лица, оказавшие исключительную услугу нации, могут натурализоваться без периода проживания. [11]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Граждане Туниса не могут отказаться от своего гражданства. [15] Существует коллизия законов с момента принятия Конституции 2014 года, статья 25 которой гласит, что ни один тунисец не может быть лишен своего гражданства, изгнан, экстрадирован или лишен возможности вернуться в Тунис. ( Русский : «Запрещается лишать любого гражданина тунисского гражданства, высылать его, экстрадировать или препятствовать его возвращению в свою страну». ) [16] Положения Кодекса гражданства предусматривают, что лица могут быть лишены гражданства в Тунисе для работы на иностранное государство или в вооруженных силах без разрешения тунисских властей; нелояльность к государству; совершение преступлений против государства или государственной безопасности; за обычные тяжкие преступления; или за мошенничество, введение в заблуждение или сокрытие в ходатайстве о натурализации. [17] Натурализованные лица также могут потерять свое гражданство в случае непрохождения военной службы в Тунисе. [18]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Законодательство Туниса допускает двойное гражданство в большинстве случаев с 1975 года. [19] Двойное гражданство запрещено для президента Туниса . [11]
История
[ редактировать ]Самым ранним населением, известным на территории нынешнего Туниса, были берберы . [20] [21] Хотя различные империи, в том числе Финикия , Рим и Византия, включали их территории, берберы отказались ассимилироваться с этими внешними правителями. [20] [22] В седьмом веке арабы начали завоевание этой территории, принеся в регион ислам. Хотя первоначально берберы выступали против арабского правления и восставали против него, в течение нескольких столетий они начали интегрироваться в арабское общество. [20] [23] С середины восьмого века обязанностью и ответственностью халифа или представителя власти было обеспечивать заботу и защиту своих подданных (раая), которые были его иждивенцами и платили налоги. [24] [25] С 800 по 909 год нашей эры династия Аглабидов укрепила власть над территорией, которую они назвали Ифрикия , и установила транссахарские торговые пути. в этом районе [20] Аглабиды были свергнуты Фатимидским халифатом и его берберскими союзниками в 909 году. Столица Фатимидов была перенесена в Египет в 973 году, оставив Ифрикию во главе своего вассального государства, управляемого династией Зиридов . [20] [26]
Отношения Зирида и Фатимидов разорвались в 1049 году, но с помощью арабских бедуинов Фатимиды победили силы Зиридов и восстановили вассальную зависимость. [20] [26] В 1087 году Махдия была оккупирована итальянскими мореплавателями из Генуи и Пизы , а в 1148 году взята нормандскими войсками. Норманны были изгнаны халифатом Альмохадов в 1159 году . [26] который также сверг династию Зиридов в двенадцатом веке. [20] Альмохады сделали Тунис своей столицей Ифрикии, а в 1207 году передали губернаторство Ифрикии Абу Мухаммаду Абд аль-Вахиду ибн Аби Хафсу , основателю династии Хафсидов . [27] После более двух десятилетий управления территорией Альмохадов, в 1229 году династия провозгласила свою независимость и оставалась у власти в течение следующих трех столетий. [28] [29]
Испанский и Османский конфликты (1492–1574 гг.)
[ редактировать ]После того, как Испания завершила многовековую реконкисту по возвращению Пиренейского полуострова из- под власти мусульман , был сформулирован план по созданию ряда президиумов в портах вдоль побережья Северной Африки . [30] В 1495 году Херонимо Вианелло (он же Джеронимо Вианелли), венецианский мореплаватель, был отправлен оценить возможности захвата объектов на африканском побережье. [31] Мусульманские государства Северной Африки, столкнувшись с возможностью христианского вторжения, обратились к Османской империи с просьбой вмешаться. Император, занятый подавлением восстания Джема , разрешил морским гази прийти им на помощь. [32] Между 1505 и 1510 годами Испания захватила и оккупировала Мерс-эль-Кебир , Оран , Триполи и Бужи , а также заключила договоры о торговле с другими портами, такими как Алжир . [33] [34] Хафсиды все чаще оказывались в ловушке между соперничеством Османской империи и Испании. В 1534 году османы захватили Тунис и смогли удерживать его в течение года, прежде чем объединенные силы Хафсидов и испанцев отбили город. Взамен династия Хафсидов стала вассалом Испании. [29] Османские войска вернули Тунис в 1569 году, но он был освобожден Испанией в 1573 году, прежде чем был окончательно завоеван османами в 1574 году и положил конец правлению Хафсидов и испанским притязаниям на этот район. [20] [29]
Османское правление (1574–1881)
[ редактировать ]В 1574 году, после поражения династии Хафсидов, 4000 янычар , вооруженных сил, были оставлены в Тунисе для помощи в управлении Османской Тунисом . [20] [35] [36] Установив сюзеренитет над территорией, Блистательная Порта назначила пашу (губернатора), которому помогал бей , внутреннего администратора и сборщика налогов, и который консультировался по вопросам управления с диваном (советом), состоящим из местных сановников и армейских офицеров. [36] После восстания янычар в 1591 году паша был вынужден офицерами, известными как дей , установить военное правление. Распустив диван, деи заложили основу династического правления и через несколько десятилетий их власть затмила бей, [37] [38] с созданием династии Мурадидов (1613–1705), за которой последовала династия Хусейнидов , которая оставалась у власти до 1957 года. [20] [35] [39]
В Османской империи (1299–1922 гг.) на протяжении шести столетий существовала внутренняя организация, которая определяла государственные функции для подданных путем балансирования религиозных и общинных связей, взвешивания способностей и занятий без централизованной национальной идеологии. [40] Османское подданство было тесно связано с религией, и немусульмане, если бы они были ахл аль-Китаб (Люди Книги), то есть евреи, христиане или зороастрийцы , могли бы извлечь выгоду из того, что были подданными, согласившись платить налог султану . [41] [42] Согласно пакту, известному как зимма , в обмен на уплату налогов султан предоставлял этим подданным свободу религии и гарантировал их жизнь, собственность и права, понимая, что по закону они имеют меньший статус, чем мусульманские подданные. [42] Пакт был согласован лидерами конфессиональной общины , которые управляли приверженцами и их внутренней организацией в соответствии с религиозным законом своей общины. [43]
К восемнадцатому веку политическая организация, известная как миллет , управляла делами своих религиозных общин и превратилась в систему протеже ( турецкий : beratlılar , защищенные лица). [44] [43] Подписывая договоры с европейскими державами, начиная с подписания в 1673 году капитуляции с Францией, Османская империя предоставила Франции контроль над некоторыми османскими христианами, Австрии контроль над некоторыми османскими католиками, статус наибольшего благоприятствования нации британским и голландским торговцам, а также особые права. и Венецианской республике Российской империи . [45] По условиям этих договоров иностранные державы могли нанимать османских подданных для обслуживания своих нужд в качестве коммерческих агентов , консулов или переводчиков , а также распространять на этих протеже дипломатический иммунитет от судебного преследования и торговые привилегии, включая пониженные таможенные тарифы . Со временем злоупотребления системой привели к фактической монополии внешней торговли со стороны протеже, тайной продаже патентов на письма ( турецкий : berats ) и требованиям со стороны иностранных держав о защите, распространяющейся как на отдельных лиц, так и на целые сообщества. [46] Влияние европейских держав на османских подданных изменило восприятие этих групп меньшинств в империи, а это означает, что их все чаще стали рассматривать не как османских подданных, а как постоянно проживающих иностранцев . [47]
Чтобы обуздать разрушительное влияние европейцев в империи, с 1806 года османское правительство начало рассылать коммюнике в иностранные посольства с требованием соблюдения условий их соглашений. [47] Не сумев добиться дипломатического успеха, в 1839 году османское правительство издало Указ Гюльхане . [48] [49] в стремлении положить конец взяточничеству и коррупции, а также создать справедливые налоговые схемы и институты для защиты основных прав османских подданных. [49] [50] Указ о реформе Османской империи 1856 года ( турецкий : Islâhat Fermânı ) классифицировал подданных в зависимости от того, были ли они мусульманами или немусульманами, предоставляя каждому разные гражданские статусы, но устанавливая принцип равенства перед законом . [51] [52] В 1857 году, после того как тунисский бей казнил еврея за богохульство, давление со стороны британских и французских дипломатов привело к принятию 10 сентября «Пакта безопасности» (ʿahd al-aman, или pacte Fundamental). [35] [52] Хотя это и не полная конституция или билль о правах, он содержал одиннадцать принципов надлежащей правовой процедуры и равной защиты иностранцев в сферах торговли, уголовного преследования, военной службы, прав собственности, свободы вероисповедания и налогообложения. [35] В Пакте ясно указано, что это соглашение между беем и его подданными, и не упоминается суверенитет Османской империи. [53]
26 апреля 1861 года тунисский бей обнародовал полную конституцию, известную как Закон Тунисского государства (Канун ад-давла аль-тунисийя). Разработав исполнительную и законодательную систему, оно установило принципы регулирования общества на основе права. [54] Наделяя главу государства традиционными монархическими полномочиями, он предусматривал, что бей был обязан лояльностью своих подданных, пока он правил, следуя принципам, закрепленным в законе. [55] Хотя в конституции конкретно не указано, как человек приобретает тунисское гражданство, в статье 92 она предусматривает, что даже если тунисец покинет страну и приобретет другое гражданство, по возвращении в Тунис он снова станет тунисцем. [56] Это не означало, что подданный мог добровольно отказаться от тунисского гражданства, поскольку правительство интерпретировало это так, что изгнание не разрешалось, поскольку по исламским законам верность была постоянной. [57] Статья 94 также предусматривала, что тунисское гражданство не зависит от религии, поэтому обращение не повлияет на то, является ли подданный тунисцем или нет. [56] В 1863 году новые османские правила в отношении протеже ограничили привилегии, которые они получали в империи, и разъяснили, кто после этого считался османскими подданными, а кто - иностранцами. [58] В 1864 году гражданские волнения в Тунисе привели к приостановке действия конституции. [20] [56]
Для дальнейшего определения субъектов Османской империи в 1869 году было принято новое законодательство о гражданстве (tâbiiyet-i osmaniye kanunnamesi, Закон об османском гражданстве). [59] [Примечания 1] Закон определял условия приобретения и утраты тех, кто находился под суверенитетом империи, а не внутренние обязанности и права гражданства. [62] В нем описывалось, кто является подданным, кто должен подчиняться, и предусматривались положения для жен, детей, эмигрантов и иммигрантов. [61] По его условиям дети получали гражданство от своих отцов, иностранцы, родившиеся на этой территории, могли получить гражданство по достижении совершеннолетия, а иностранцы, родившиеся в других местах, могли получить гражданство после пяти лет проживания в имперском королевстве. [63] Конкретные положения включали обнаружение подкидышей на территории; лица без гражданства, проживающие в империи; Мусульманские женщины, которые, несмотря на запрет на такие браки, вышли замуж за персидских мужчин и детей от такого союза; незарегистрированные лица, которые не были учтены в османской переписи населения либо потому, что перепись не проводилась, либо из-за того, что их рождение не было зарегистрировано, все считались османами. [64] Иностранки получали османское гражданство в результате брака, но могли вернуться к своему первоначальному гражданству после смерти супруга. [65] Гражданство также может быть предоставлено на основании особого вклада или служения нации. [66] Двойное гражданство было разрешено, но не поощрялось, поскольку правительство могло решить не признавать натурализацию османского подданного другим государством. [67] [Примечания 2]
Постепенный экономический спад, вызванный сокращением корсарских набегов из-за давления со стороны европейских купцов, в конечном итоге привел к банкротству страны в 1869 году. [20] [73] Международная финансовая комиссия, созданная для надзора за финансами, привела к разногласиям с европейскими державами по поводу того, как следует проводить политику. [20] [74] Несмотря на протест Османской империи по поводу того, что европейцы игнорируют их власть в Тунисе, соперники Великобритания, Франция и Италия заключили соглашения напрямую с тунисским беем, каждый из которых стремился к контролю над этой территорией. [20] [75] Франция убедила Германию и Великобританию принять установление протектората над Тунисом На Берлинском конгрессе 1878 года . [76] Соперничество с Италией продолжалось до 1881 года, когда Франция перешла в страну из соседнего Алжира и начала ее оккупацию под видом помощи бею в подавлении внутреннего восстания. [20] [77]
Французский протекторат (1881–1956)
[ редактировать ]12 мая 1881 года французский протекторат над Тунисом был расширен по условиям Бардоского договора . [72] Договор предусматривал, что в обмен на защиту бея и его династии Франция оккупирует территории, необходимые для наведения порядка и безопасности на территории. [78] В договоре особо признавались соглашения о капитуляции, которые давали другим странам экстерриториальную власть над своими подданными в Тунисе. [79] Признавая дестабилизирующий эффект предоставления другим державам полномочий действовать в гражданских вопросах на территории, в 1883 году в соответствии с условиями Марсийской конвенции Франция согласилась погасить долги страны, отменив необходимость в финансовой комиссии, в в обмен на возможность провести административную реформу. [80] [81] По сути, соглашение позволило бею продолжать править, но лишило его права управлять. [81] Франция начала переговоры с государствами об уступке своей власти в соответствии с капитуляцией, пообещав, что Франция обеспечит правовую защиту всем иностранцам и европейцам, находящимся под юрисдикцией, в то время как коренные жители будут защищены местной правовой системой. [82]
Чтобы обеспечить защиту, французы объявили, что любой житель Туниса, не являющийся коренным тунисцем, подчиняется французскому законодательству. К 1910 году туземцы, которые хотели избежать соблюдения местных законов или французских правовых норм, использовали юрисдикционную политику, чтобы требовать гражданства по рождению на территориях, контролируемых другими европейскими державами. Чтобы восстановить свою власть, Франция начала разрабатывать схему предоставления гражданства всем европейским подданным в Тунисе и определения гражданства для подданных бея. [83] 19 июня 1914 года бей издал указ, определявший тунисцев как любое лицо, проживавшее на его территории до или после издания указа, которое не было французским или иностранным гражданином или подданным, а также любое лицо, родившееся где-либо от тунисского отца или Тунисская мать, если отец неизвестен. [84] [85] [Примечания 3] После окончания Первой мировой войны Франция приняла закон 25 марта 1915 года, который позволял подданным или защищаемым лицам, которые не были гражданами Алжира, Марокко или Туниса и которые обосновались на французской территории, получить полное французское гражданство, в том числе натурализация своих жен и несовершеннолетних детей, получение креста Почетного легиона , получение университетской степени, оказание услуг нации, получение офицерского звания или получение медали французской армии, которые женился на француженке и получил вид на жительство сроком на один год; или которые проживали более десяти лет во французской колонии, отличной от страны их происхождения. [87] [88]
Заключительным этапом отмены системы капитуляции было принятие параллельной правовой системы (législations parallèles), аналогичной той, которую Франция приняла в Марокко, по существу издавая в один и тот же день указы, применимые к тем, которые регулируются французским законодательством, и тем, которые регулируются в соответствии с местной юрисдикцией. . 8 ноября 1921 г. [89] бей издал указ, согласно которому любой, родившийся в Тунисе, чей родитель также родился в Тунисе и не был гражданином, подданным или подданным «державы-покровительницы», был тунисцем. [85] Одновременно Франция издала указ, провозглашающий, что те, кто родился в Тунисе от родителей, родившихся в Тунисе и подпадающих под французскую юрисдикцию в протекторате, были французами. [89] [90] [Примечания 4] Французский указ, изданный в 1923 году, утверждал, что родившиеся в Тунисе и не являвшиеся тунисцами в соответствии с законом 1921 года, были французами, но предусматривал возможность, что любой ребенок, получивший французское гражданство от рождения в Тунисе от родителя, также родившегося там, мог отказаться от своего французского гражданства. , если только их родитель не стал французом по тому же правилу. [94] [85] Указ 1923 года также предусматривал, что лицо, отказавшееся от своего французского гражданства, должно было доказать, что оно получило другое гражданство; что иностранцы, достигшие совершеннолетия и постоянно проживающие в Тунисе в течение трех лет, могут натурализоваться как французы; что тунисцы могут стать гражданами Франции после прохождения военной службы, получения диплома или степени о высшем образовании, женитьбы на француженке или прохождения службы на благо Франции; и что женщина, чей муж натурализовался как француз, автоматически становится француженкой, как и женщина, вышедшая замуж за гражданина Франции. [95]
С 1920 года тунисцы настаивали на конституционном правительстве, а в 1930-е годы поддерживали националистические движения по всей Африке. [20] В 1942 году Германия оккупировала Францию и Тунис, и началось новое противодействие статусу Туниса как протектората. [20] [96] Отказавшись встать на сторону Германии, бей назначил новое тунисское правительство из представителей всего политического спектра видных тунисцев, игнорируя французских поселенцев. Отстраненный от власти Свободной Францией , действовавшей из Алжира, бей отрекся от престола в пользу своего двоюродного брата, но националистическое движение продолжалось. [20] [97] После окончания Второй мировой войны и возвращения французов к власти тунисцы объединились с алжирскими и марокканскими националистами в 1947 году и основали Бюро Магриба Арибе. В следующем году они сформировали Комитет освобождения Северной Африки. [98] В 1949 году, когда Организация Объединенных Наций поддержала независимость Ливии, тунисские националисты стали еще более настаивать на том, чтобы тунисцам были предоставлены значимые полномочия по управлению страной. [99] Несмотря на давление, французские администраторы не желали проводить широкие реформы и настаивали на сохранении совместного суверенитета. [20] [100] К 1954 году националистическое движение стало воинственным и начало партизанскую кампанию против французов. [20] [101] В 1955 году французы согласились предоставить Тунису внутреннюю автономию и полную независимость в следующем году. [102]
После обретения независимости (1956 – настоящее время)
[ редактировать ]26 января 1956 года Тунис принял Кодекс гражданства (Приказ 2/1956) и 20 марта 1956 года обрел независимость. [89] [103] [104] Кодекс 1956 года предусматривал, что гражданство передается ребенку через отца, за исключением случаев, когда отец неизвестен, не имеет неизвестного гражданства или не является лицом без гражданства. [105] [103] Дети, рожденные от тунисской матери, имели возможность приобрести ее гражданство по достижении совершеннолетия. [106] При вступлении в брак жена приобретала гражданство через мужа. [105] Тунис стал республикой и принял новую конституцию в 1959 году. 28 февраля 1963 года был принят новый закон о тунисском гражданстве (Decrét-Loi 6/1963). [89] который был преобразован в апреле (Закон № 63-7) в Кодекс гражданства Туниса. [103] [107] Кодекс 1963 года позволял ребенку, родившемуся в Тунисе, приобретать гражданство через любого из родителей, но ограничивал гражданство детей, рожденных за границей, детьми, отцы которых были тунисцами, за исключением случаев, когда мать была туниской, а отец - иностранцем. [105] Административная реформа 1971 года (Закон № 71-12) установила процедуры выдачи свидетельства о гражданстве; [107] [108] поправка 1975 года (Loi 75–79) разрешила двойное гражданство, за исключением случаев, когда иностранное гражданство было приобретено после натурализации, и в этом случае это могло привести к потере тунисского гражданства; [89] [103] [109] а поправка 1984 года (Закон 84–84) сделала службу в правительстве или армии иностранного государства основанием для денатурализации. [89]
В 1993 году в Кодекс гражданства были снова внесены поправки (Законы 93–62), позволяющие ребенку, родившемуся за границей от тунисской матери и отца-иностранца, приобретать гражданство либо путем собственного заявления по достижении совершеннолетия, либо по совместному заявлению его родителей, пока он несовершеннолетний. Это положение было изменено в 2002 году (Loi 2002–4) и предусматривало, что если отец отсутствовал, умер или был недееспособен по закону, заявления только матери было достаточно для предоставления гражданства ребенку, родившемуся за границей. [89] [103] В 1997 году новая конституция Туниса установила равенство между мужчинами и женщинами, но Кодекс гражданства сохранил дискриминацию в процедурах приобретения гражданства. [103] [105] Поправка 2010 года (Loi 2010–55) устранила дискриминационные требования при получении гражданства после даты ее вступления в силу для детей, рожденных от матери-тунисца, так же, как они могли бы получить от отца-тунисца. [110] [111] Бронвен Мэнби , эксперт по африканскому законодательству о гражданстве, отметила, что положения jus soli Туниса по-прежнему применяются только к детям, у которых отец и дедушка по отцовской линии также родились в Тунисе, и что тунисские женщины не могут передать свое гражданство своим мужьям. [105] [112] Хотя Тунис снял свои оговорки к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 2014 году, статья 16 предусматривает, что в случае аннулирования брака с тунисским мужем жена теряет свое гражданство, независимо от того, может ли она репатриироваться в свое прежнее гражданство. или станет лицом без гражданства. [105] [111]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Уилл Хэнли, профессор истории Университета штата Флорида , [60] отмечает, что этимология слова табиит включает ассоциации с верностью, национальностью и подданством или принадлежностью к суверену, но не переводится как гражданство. [61]
- ^ Положение граждан Туниса было сложным в развивающейся области международного права. Несмотря на то, что это полуавтономная провинция Османской империи, суды, призванные разрешать юридические споры транснациональных корпораций, как в случае с Нассимом Шамамой , должны были определить, какие законы применимы. [68] Это дело имело важное значение для развития частного права, поскольку в тот период центральная роль гражданства в международном праве и правосубъектности только развивалась. Хотя было ясно, что граждане внутри своей страны подчиняются национальному законодательству, было менее ясно, какой закон следует соблюдать гражданам, находящимся за границей . [69] Также неясно, установила ли религиозная принадлежность и религиозное право как идеологию национализма через единую культуру, в отличие от суверенных территориальных границ, юридическую государственность. [70] национальностью, а не территориальными границами или этнической принадлежностью . Между 1851 и 1873 годами между политиками и учеными развернулись дебаты, в ходе которых многие страны приняли политику, согласно которой применимые законы должны регулироваться [71] В 1873 году был основан Институт международного права для налаживания сотрудничества между теми, кто занимается развитием международного права. [72]
- ↑ Мэри Д. Льюис , профессор французской истории в Гарвардском университете, отметила, что включение в указ как национального, так и субъектного значения было намеренным. Тема была включена, чтобы позволить выходцам из Ливии, прибывшим в Тунис до 28 октября 1912 года, даты, когда Франция признала суверенитет Италии над Ливией, получить тунисское гражданство. [86]
- ↑ В 1922 году Великобритания оспорила право Франции предоставлять французское гражданство своим подданным в Лиге Наций , и дело было передано в Международный суд в Гааге . [90] [91] Суд сообщил, что на основании договоров Франция не имела права навязывать свое гражданство британским подданным. На основании этого решения дипломаты пришли к соглашению в англо-французской конвенции 1923 года, согласно которому британские граждане в Тунисе могут получить французское гражданство, но их потомки, родившиеся в Тунисе после 1921 года, будут гражданами Франции. [92] По условиям договора 1896 года с Италией итальянские граждане в Тунисе были освобождены от французского гражданства до тех пор, пока в 1935 году не было обнародовано новое соглашение между Францией и Италией. [93]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэнби, 2016 , стр. 36, 45, 136.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэнби, 2016 , стр. 6–7.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 52, 56.
- ^ Мэнби 2016 , с. 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альбарази 2017 , с. 3.
- ^ Мэнби 2016 , с. 56.
- ^ Альбарази 2017 , с. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мэнби 2016 , с. 95.
- ^ Альбарази 2017 , с. 13.
- ^ Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Мэнби 2016 , с. 68.
- ^ Мэнби 2016 , с. 115.
- ^ Махфуд 2017 , с. 513.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 105, 111.
- ^ Мэнби 2016 , с. 107.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 74, 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Агиар 2010 .
- ^ Перкинс 1997 , с. 2.
- ^ Перкинс 1997 , стр. 2–3.
- ^ Перкинс 1997 , с. 3.
- ^ Паролин 2009 , с. 24.
- ^ Пол 2021 , с. 64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перкинс 1997 , с. xiii.
- ^ Перкинс 1997 , стр. xiii, 7.
- ^ Перкинс 1997 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сайед, Ахтар и Усмани 2011 , с. 147.
- ^ Камен 2003 , стр. 30–31.
- ^ Камен 2003 , с. 32.
- ^ Шоу 2000 , с. 76.
- ^ Камен 2003 , стр. 30–33.
- ^ Жюльен 1970 , стр. 275–276.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Март 2020 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абун-Наср 1975 , стр. 177–178.
- ^ Абу-Наср 1975 , с. 178.
- ^ Жюльен 1970 , стр. 304–305.
- ^ Абу-Наср 1975 , с. 180.
- ^ Karpat 1974 , p. 2.
- ^ Хэнли 2016 , с. 280.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сонель 1991 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сонель 1991 , с. 57.
- ^ Мастерс 2004 , стр. 61–62.
- ^ Sonyel 1991 , стр. 57–58.
- ^ Сонель 1991 , с. 58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сонель 1991 , с. 59.
- ^ Фермер 2019 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гольдшмидт и Бум 2018 , с. 165.
- ^ Март 2020 г. , с. 2.
- ^ Хэнли 2016 , с. 284.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марглин 2018 , с. 105.
- ^ Март 2020 г. , с. 6.
- ^ Март 2020 г. , с. 7.
- ^ Март 2020 г. , стр. 8–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Марглин 2018 , с. 97.
- ^ Марглин 2018 , стр. 99–100.
- ^ Хэнли 2016 , стр. 284–285.
- ^ Хэнли 2016 , стр. 277, 285.
- ^ Дейли 2021 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хэнли 2016 , с. 278.
- ^ Хэнли 2016 , стр. 277–278.
- ^ Хэнли 2016 , с. 283.
- ^ Хэнли 2016 , с. 291.
- ^ Хэнли 2016 , с. 294.
- ^ Хэнли 2016 , с. 292.
- ^ Хэнли 2016 , с. 295.
- ^ Марглин 2018 , стр. 85, 91.
- ^ Марглин 2018 , стр. 92–93.
- ^ Марглин 2018 , стр. 107–108.
- ^ Марглин 2018 , стр. 92–94, 108–109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марглин 2018 , с. 94.
- ^ Абун-Наср 1975 , стр. 259, 265–267.
- ^ Абун-Наср 1975 , стр. 269–271.
- ^ Абу-Наср 1975 , с. 271.
- ^ Абу-Наср 1975 , с. 276.
- ^ Абун-Наср 1975 , стр. 277–279.
- ^ Льюис 2008 , стр. 791–792.
- ^ Льюис 2008 , стр. 793–794.
- ^ Льюис 2008 , с. 794.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Перкинс 2004 , с. 40.
- ^ Льюис 2008 , стр. 794–795.
- ^ Льюис 2008 , стр. 797, 827.
- ^ Льюис 2008 , стр. 825–826.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Flournoy & Hudson 1929b , с. 293.
- ^ Льюис 2008 , стр. 822, 826–827.
- ^ Flournoy & Hudson 1929a , стр. 270–271.
- ^ Буске 1953 , с. 602.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Паролин 2009 , с. 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис 2008 , с. 827.
- ^ Лейти 1923 , стр. 49–50.
- ^ Лейти 1923 , с. 59.
- ^ Льюис 2008 , стр. 828–829.
- ^ Льюис 2008 , с. 828.
- ^ Flournoy & Hudson 1929b , стр. 294–295.
- ^ Перкинс 2004 , с. 105.
- ^ Перкинс 2004 , с. 107.
- ^ Перкинс 2004 , с. 110.
- ^ Перкинс 2004 , с. 118.
- ^ Перкинс 2004 , стр. 111, 118–119, 121, 125.
- ^ Перкинс 2004 , с. 125.
- ^ Бруно 2007 , с. 115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Перрен 2007 .
- ^ Перкинс 1997 , с. хв.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мэнби 2016 , с. 70.
- ^ Мэнби 2018 , с. 88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2018 , с. 381.
- ^ Официальный журнал 1971 , стр. 240–241.
- ^ Мэнби 2016 , с. 79.
- ^ Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, 2012 г. , с. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верховный комиссар ООН по делам беженцев, 2011 г. , с. 3.
- ^ Мэнби 2018 , с. 106.
Библиография
[ редактировать ]- Абун-Наср, Джамиль М. (1975). История Магриба (2-е изд.). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20703-7 .
- Агиар, Мариан (2010). «Тунис» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195337709.001.0001 . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Альбарази, Захра (ноябрь 2017 г.). «Отчет о гражданстве: Ближний Восток и Северная Африка (MENA)» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 17 января 2022 г.
- Буске, GH (октябрь 1953 г.). «Как выходцы из Алжира стали гражданами Франции» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 2 (4). Лондон: Британский институт международного и сравнительного правоведения: 596–605. дои : 10.1017/S0020589300100028 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 755346 . OCLC 8271467775 . S2CID 248996031 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Бруно, Анн-Софи (июнь 2007 г.). «Национальная идентичность подвергается испытанию в результате деколонизации и миграции» . Французский обзор социальных вопросов (на французском языке). 1 (2). Париж: Министерство социальных дел и национальной солидарности: 113–135. дои : 10.3917/rfas.072.0113 . ISSN 0035-2985 . OCLC 669849398 . Проверено 20 января 2022 г.
- Чифтчи, Юсуф (2019). «Модернизация в период Танзимата и Османской империи: анализ указа Танзимата в рамках современного государства» . Маариф Мектеплери Международный журнал социальных и гуманитарных наук . 2 (2). Анкара, Турция: Маариф Мектеплери: 14–24. ISSN 2619-9300 . Архивировано из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 26 июня 2021 г.
- Дэйли, Райан (14 мая 2021 г.). «БСС рассматривает кандидатов на замену Трэшера на посту президента» . Новости 4 Джакс . Джексонвилл, Флорида. Служба новостей Флориды. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 27 июня 2021 г.
- Флурной, Ричард В. младший; Хадсон, Мэнли О. (1929a). «Алжир, Часть I: Положения конституций и законов, касающиеся гражданства» . Сборник законов о гражданстве различных стран, содержащихся в конституциях, статутах и договорах . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 269–274. OCLC 875321407 . – через HeinOnline (требуется подписка)
- Флурной, Ричард В. младший; Хадсон, Мэнли О. (1929b). «Тунис, Часть I: Положения конституций и статутов, касающиеся гражданства» . Сборник законов о гражданстве различных стран, содержащихся в конституциях, статутах и договорах . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 293–297. OCLC 875321407 . – через HeinOnline (требуется подписка)
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гольдшмидт, Артур младший; Бум, Аомар (2018). Краткая история Ближнего Востока (11-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-429-97515-8 .
- Хэнли, Уилл (ноябрь 2016 г.). «Какой была и не была османская национальность» . Журнал Ассоциации османских и тюркских исследований . 3 (2). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы для Ассоциации османских и турецких исследований: 277–298. дои : 10.2979/jottturstuass.3.2.05 . ISSN 2376-0699 . JSTOR 10.2979/jottturstuass.3.2.05 . OCLC 6883463202 . S2CID 157099264 . Проверено 26 июня 2021 г.
- Жюльен, Шарль-Андре (1970). Ле Турно, Роджер; Стюарт, Чарльз Кэмерон (ред.). История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко от арабского завоевания до 1830 года . Перевод Петри, Джон. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Praeger . OCLC 925664528 .
- Камен, Генри (2003). Империя: как Испания стала мировой державой, 1492–1763 (1-е американское изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 0-06-019476-6 .
- Карпат, Кемаль Х. (1974). "Введение" . В Карпате, Кемаль Х. (ред.). Османское государство и его место в мировой истории . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . стр. 1–14. ISBN 90-04-03945-7 .
- Лейти, Уильям (1923). «Англо-французский Тунисский спор» . Труды Общества Гроция . 9 . Лондон: Общество Гроция : 49–60. ISSN 1479-1234 . JSTOR 742959 . OCLC 5544674304 . Проверено 20 января 2022 г.
- Льюис, Мэри Дьюхерст (декабрь 2008 г.). «География власти: тунисский гражданский порядок, юрисдикционная политика и имперское соперничество в Средиземноморье, 1881–1935» (PDF) . Журнал современной истории . 80 (4). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 791–830. дои : 10.1086/591111 . ISSN 0022-2801 . OCLC 5556678628 . S2CID 154072074 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 20 января 2022 г.
- Махфуд, Хайкель Бен (2017). «Тунис» [Тунис]. Международный справочник конституционного правосудия (на французском языке). 32 (2016). Экс-ан-Прованс, Франция: Университетская пресса Экс-Марсель : 501–515. дои : 10.3406/aijc.2017.2535 . ISSN 0995-3817 . OCLC 7756907180 . Проверено 21 января 2022 г.
- Мэнби, Бронвен (2018). Гражданство в Африке: Закон принадлежности . Оксфорд: Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-5099-2078-5 .
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Марш, Эндрю Ф. (май 2020 г.). «Исламский конституционализм перед суверенитетом: две защиты конституции Туниса 1861 года» . Американский журнал ислама и общества . 37 (1–2). Херндон, Вирджиния: Международный институт исламской мысли : 1–40. дои : 10.35632/ajis.v37i1-2.609 . ISSN 2690-3733 . OCLC 8592950801 . S2CID 234749310 . Проверено 19 января 2022 г.
- Марглин, Джессика М. (март 2018 г.). «Гражданство на суде: международное частное право в Средиземноморье» . Анналы. История, Общественные науки . 73 (1) (английское изд.). Париж: Издания Школы перспективных исследований в области социальных наук : 81–113. дои : 10.1017/ahsse.2020.12 . ISSN 2398-5682 . OCLC 8937961391 . S2CID 232136307 . Проверено 19 января 2022 г. – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Мастерс, Брюс (2004). Христиане и евреи в Османском арабском мире: корни сектантства . Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-00582-1 .
- Паролин, Джанлука Паоло (2009). Гражданство в арабском мире: родство, религия и национальное государство (PDF) . Амстердам, Нидерланды: Издательство Амстердамского университета . ISBN 978-90-8964-045-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 января 2022 года.
- Пол, Юрген (2021). «2. Аймак в персидских источниках XVI века из Средней Азии с документом об освобождении от налогов потомков Ахмада Ясави» . В Тасаре Эрен; Фрэнк, Аллен Дж.; Иден, Джефф (ред.). Из ханской печи: Исследования по истории религий Центральной Азии в честь Девина ДеВиза . Лейден, Нидерланды: Brill Publishing . стр. 51–76. ISBN 978-90-04-47117-7 .
- Перкинс, Кеннет Дж. (2004). История современного Туниса . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-81124-4 .
- Перкинс, Кеннет Дж. (1997). Исторический словарь Туниса . Африканские исторические словари. Том. 45 (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-3286-2 .
- Перрен, Дельфина (ноябрь 2007 г.). «Идентичность и передача национальных связей в Магрибе: сравнительное исследование кодов гражданства». Год Магриба (на французском языке) (3). Париж: Éditions l'Centre National de la Recherche Scientifique : 479–497. дои : 10.4000/anneemaghreb.394 . ISSN 1952-8108 . OCLC 949255423 . Проверено 20 января 2022 г.
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Шоу, Стэнфорд Дж. (2000). История Османской империи и современной Турции (переиздание 1976 г.). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-21280-4 .
- Сонель, Салахи Р. (1991). «Система протеже в Османской империи» . Журнал исламских исследований . 2 (1). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета : 56–66. дои : 10.1093/jis/2.1.56 . ISSN 0955-2340 . JSTOR 26195448 . OCLC 4644014241 . Проверено 27 июня 2021 г.
- Сайед, Музаффар Хусейн; Ахтар, Сайед Сауд; Усмани, Бабуддин Д. (2011). Краткая история ислама . Нью-Дели, Индия: Vij Books India Pvt Ltd. ISBN 978-93-82573-47-0 .
- Верховный комиссар ООН по делам беженцев (ноябрь 2011 г.). Сборочный отчет - Универсальный периодический обзор: Тунис (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Архивировано (PDF) из оригинала 2 июля 2021 года . Проверено 20 января 2022 г.
- Рабочая группа по универсальному периодическому обзору (9 июля 2012 г.). Отчет УПО: Тунис (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Совет ООН по правам человека . Доклад A/HRC/21/5. Архивировано (PDF) из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 20 января 2022 г.
- «Закон № 71-12 от 9 марта 1971 года, вносящий изменения в статьи 63 и 65 Кодекса тунисского гражданства» [Закон № 71-12 от 9 марта 1971 года, вносящий изменения в статьи 63 и 65 Кодекса тунисского гражданства] (PDF) . Journal Officiel de la République Tunisienne (на французском языке). № 5. Тунис, Тунис: Правительство Туниса. 9 марта 1971 г., стр. 240–241. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 20 января 2022 г.