Закон о гражданстве Демократической Республики Конго
Закон о конголезском гражданстве | |
---|---|
![]() | |
Парламент Демократической Республики Конго | |
| |
Принят | Правительство Демократической Республики Конго |
Статус: Действующее законодательство |
Закон о конголезском гражданстве является законом о гражданстве Демократической Республики Конго . Это регулируется Конституцией Демократической Республики Конго с поправками; Кодекс конголезского гражданства и его поправки; Гражданский кодекс Конго; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] [2] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Демократической Республики Конго. [3]
Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . [4] [5]
Конголезское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципом jus soli , т.е. по рождению в Демократической Республике Конго, или jus sanguinis , по рождению за границей от родителей, имеющих конголезское гражданство. [6] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [7]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Демократической Республике Конго можно приобрести при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [3] Конголезская натурализация обычно предоставляется на основе усыновления или выбора. [8]
По рождению
[ редактировать ]К лицам, приобретающим гражданство при рождении, относятся:
- Дети, рожденные где-либо, у которых хотя бы один родитель является гражданином Конго; [9]
- Дети, рожденные в стране от родителей- апатридов ; или [10]
- брошенные дети или сироты , родители которых неизвестны. На территории обнаружены [10]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация может быть предоставлена лицам, которые проживали на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они говорят на языке, широко используемом в стране, и понимают обычаи и традиции общества. Общие положения заключаются в том, что заявители должны иметь хороший характер и поведение; не иметь судимостей за коррупцию или сексуальные преступления; не участвовали в геноциде, терроризме, государственной измене или военных преступлениях; и прожили в стране семь лет. [11] [12] Приобретение гражданства в Демократической Республике Конго носит ограничительный характер, поскольку требует, чтобы заявители оказали выдающуюся услугу нации или чтобы натурализация принесла пользу государству. [13] Заявки должны быть одобрены как Советом министров , так и Национальной ассамблеей , прежде чем они будут удовлетворены Президентом . [14] После одобрения заявитель должен отказаться от любого другого гражданства. [12] Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [15] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Дети, рожденные от иностранцев в Демократической Республике Конго, которые в большинстве своем все еще проживают в ДРК, могут получить гражданство происхождения по запросу; [6]
- Законный супруг гражданина Конго может получить гражданство путем заключения брака после семи лет брака; [16]
- Несовершеннолетние дети могут быть автоматически натурализованы при получении гражданства их родителем, если они прожили в стране пять лет; или [11]
- Усыновленные, которые были законно усыновлены хотя бы одним родителем, который был гражданином Конго. [17] [11]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Граждане Конго не могут быть лишены гражданства , если они родились на этой территории, и не существует никаких положений, позволяющих им отказаться от своего гражданства. [18] Те, кто ранее потерял свое гражданство, могут восстановить его, если они соответствуют условиям для натурализации и поддерживают связи с нацией. [19] Гражданство в Демократической Республике Конго может быть утрачено из-за наличия двойного гражданства или мошенничества при подаче заявления о натурализации. [20]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Правительство Демократической Республики Конго обычно не допускает двойного гражданства . [21] [22] С 2007 года действует мораторий на лишение лиц конголезского гражданства, если они имеют несколько гражданств. [23]
Повторное приобретение бельгийского гражданства
[ редактировать ]Различные решения были приняты в судебных делах в Бельгии относительно того, могут ли конголезские граждане восстановить свое бельгийское гражданство. В соответствии со статьей 24 Кодекса о гражданстве 1984 года с поправками, внесенными в 2000 и 2012 годах, лицо, которое имело, но утратило свое бельгийское гражданство, кроме как путем отказа, могло вновь приобрести его в любое время в течение своей жизни, когда оно было гражданином Бельгии. , они проживали в Бельгии не менее одного года. [24] В 2011 году решение Кассационного суда постановило (дело № C.10.0394.F), что бельгийцы конголезского происхождения, утратившие бельгийское гражданство после обретения независимости, не имели права вновь приобретать бельгийское гражданство, поскольку их статус не был определен в гражданстве. законов, а в Гражданском кодексе Конго. [25] Кроме того, суд взвесил условия Закона от 22 декабря 1961 года о получении бельгийского гражданства, который требовал, чтобы лица, родившиеся в Бельгийском Конго до обретения независимости, проживали в Бельгии в течение трех лет до 30 июня 1960 года для получения гражданства, а также Кодекса гражданства 1984 года, который для получения бельгийского гражданства конголезцам требовалось двухлетнее проживание. [26] Противоположный вывод был сделан в 2018 году Апелляционным судом Брюсселя по делу (2017/AR/701), возбужденному во франкоязычном суде по семейным делам ( французский : Tribunal de la famille francophone ) в 2016 году. Согласно апелляционному постановлению, лица, родившиеся в Конго в период с 1908 года до обретения независимости в 1960 году, были гражданами Бельгии, не являющимися гражданами, поскольку существовало единственное суверенное государство, управляющее двумя территориями, поэтому их гражданство было идентичным и зависело от проживания на территории Бельгии. [24]
История
[ редактировать ]Африканские королевства (1400–1885 гг.)
[ редактировать ]В этом регионе жители обычно объединялись в родословные группы, известные как канда . С начала пятнадцатого века сложилась политическая система, в которой один человек избирался и начинал представлять нескольких канда, а не своих родственников, для установления сотрудничества в торговле и налогообложении, чтобы товары могли безопасно перемещаться между ними. [27] Брак использовался для создания союзов между различными группами и укрепления сотрудничества. По мере того, как сети канда росли и накапливалась власть, более слабые группы были поглощены и подчинились правителю. [28] Губернаторы управляли вождествами по всему региону, собирая дань , передавая часть главному правителю. [27] К тому времени, когда Диого Као , португальский исследователь, впервые установил контакт с Королевством Конго в 1483 году, это было самое могущественное королевство в западной части бассейна Конго . [29] [30]
В 1491 году они послали флот, в который входили священники, солдаты и строители, которые, добравшись до столицы, крестили короля Нзингу а Нкуву , принявшего имя Жуан, и пятерых его ведущих вождей. [31] После смерти сына Жуана, Афонсу I Конго , королевство ослабло, и между 1545 и 1568 годами правила череда недолговечных монархов, когда воины Джага вторглись в королевство. [32] [33] В 1620-х годах голландцы начали торговать в регионе в то время, когда экономическая и политическая власть переходила от централизованного правительства к провинциям. [34] Различные фракции королевства установили отношения с различными европейскими державами на протяжении начала семнадцатого века. [35] Спор о престолонаследии в 1665 году вверг королевство в гражданскую войну, которая в конечном итоге привела к расколу королевства. [36] Хотя Педро IV Конго смог восстановить единое королевство в 1715 году, предложив передачу власти через различные родственные группы, мир был ненадежным, и в 1730 году война возобновилась. [37] К середине восемнадцатого века британские и французские торговцы развили порты в регионе и перенаправили большую часть торговли в порты, находящиеся под их контролем. [38] Вожди Конго становились все менее влиятельными, и их власть распалась. [39]
На востоке, между рекой Кванго и озером Танганьика , Королевство Люба после 1500 года возникло Империя Лунда . , а около 1680 года — [40] [41] Область была усеяна сельскохозяйственными вождествами, такими как Хемба , Калундве, Канинсин, Каньок, Мпимин, Нсанга и Руунд , которые торговали и вступали в брак друг с другом. [42] Первоначально эти группы основывали свою социально-политическую иерархию на родственных связях, когда староста деревни курировал общину своей большой семьи. Обычно ему помогал совет старейшин и избирательный совет, который выбирал преемников. [43] По мере расширения Любы в нее вошли королевства Калундве, Каньок и Киконджа. [44] В соответствии с правилами государства, которые сложились в Королевстве Люба с начала восемнадцатого века, после смерти короля его столица стала автономной и управлялась советом, который служил женщине- медиуму , которая, как полагают, была реинкарнацией предыдущего суверена. Короли-преемники переехали в новые столицы, расположенные вблизи речных бассейнов, чтобы иметь возможность управлять торговлей. [45] В Империи Лунда администрация также основывалась на родственных связях, но в их системе наследник наследовал личность своего преемника, включая членов его семьи и общественно-политические роли. [46]
На протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков правители Любы расширяли свою власть и сферы контроля. [46] За тот же период группы, связанные с Лундой, создали сеть взаимосвязанных, хотя и независимых государств без сильной центральной власти. [46] Два государства взаимодействовали и делили торговую сеть со своими правителями, перераспределяя дань и ресурсы между своими клиентами и подданными. [47] Прибытие португальцев и введение работорговли подорвало власть правителей монополизировать торговые сети и привело к вторжению народов, не являвшихся коренными жителями региона. [48] К концу 1880-х годов фракционный конфликт и набеги рабов способствовали упадку королевств. [49] Одновременно в Европе широко распространено мнение, что с работорговлей можно положить конец, переключив торговый путь с рабов на другие товары и материалы. Интервенция в Африке рассматривалась не только как средство обеспечения гуманитарной защиты, но и как средство освоения новых рынков с ценным сырьем. [50]
В 1875 году Верни Ловетт Кэмерон завершил свое исследование бассейна Конго и стал первым европейцем, пересекшим Африку с востока на запад. [51] [52] В новостях о его поездках по региону сообщалось, что регион имеет потенциал для коммерческого и экономического развития. [53] Во время исследования Кэмерон заключил соглашения с местными вождями, позволяющие британцам развивать торговлю. В то время Великобритания не желала ратифицировать соглашения и аннексировать территорию, но экономическая возможность понравилась Леопольду II из Бельгии . [54] В 1876 году он организовал Международную географическую конференцию в Пале-Рояль в Брюсселе с целью убедить высокопоставленных лиц Европы в том, что его мотивы приобретения колонии в Африке были гуманитарными и научными. На конференции, на которую он пригласил тех, кто наиболее активно занимался изучением географии Африки, [55] Леопольд предложил создать Международное африканское общество или Международную ассоциацию по исследованию и цивилизации Конго для централизации и распространения информации об усилиях, предпринимаемых в Африке. Предложение было одобрено делегатами конференции, и Леопольд был избран президентом организации. [56] [57]
В 1877 году валлийский исследователь Генри Мортон Стэнли совершил путешествие с востока на запад через африканский континент, нанеся на карту Конго. [52] Новости о его путешествиях достигли Леопольда, который начал строить планы нанять Стэнли, чтобы тот помог ему приобрести территорию в Конго. [58] Отсутствие интереса к колонизации со стороны Великобритании и Соединенных Штатов побудило Стэнли принять в 1878 году предложение Леопольда исследовать и основать колонию. [59] В следующем году Леопольд незаметно выкупил всех остальных акционеров Комитета по изучению Верхнего Конго, используя частную холдинговую компанию для сокрытия своего финансирования и единоличных полномочий по принятию решений о развитии Конго. [60] Стэнли путешествовал по Конго, заключив договоры с более чем 450 местными вождями, предоставляя частной компании Леопольда их земли и торговую монополию на них в обмен на минимальную долю торговых товаров. [61] В 1884 году, завершив свою миссию, Стэнли вернулся в Европу. [62] Леопольд дипломатически маневрировал среди мировых держав, чтобы добиться признания своего суверенитета над территорией, на которую претендовали он и Стэнли. [63] На Берлинской конференции 1884–1885 годов Леопольд добился одобрения своих планов. [64]
Бельгийский колониальный период (1885–1960)
[ редактировать ]5 мая 1885 года Леопольд издал королевский указ, назвав свою новую частную колонию Свободным государством Конго ( французский язык : État Indepéndant du Congo ). [65] Как того требовала Конституция Бельгии, Палата Бельгии согласилась на то, чтобы Леопольд стал главой нового государства, но особо уточнила, что это было сделано в личном качестве, а не от имени Бельгии и не в рамках его роли бельгийского короля. [66] Он разработал конституцию, создал свою собственную частную армию Force Publique и управлял территорией, как если бы это была его собственная колония . [67] [68] С 1890 года начали распространяться сообщения с критикой управления Леопольдом Конго, а также смертей и разрушений, причиненных его армией. [69] В 1892 году в Конго был принят Гражданский кодекс, предоставлявший гражданство уроженцам Свободного государства Конго. [70] В разделе 5 указано, что дети, родившиеся в Конго, чьи родители были иностранцами, но проживали в Конго в течение определенного периода времени на момент рождения ребенка, были конголезцами, как и дети, рожденные от иностранцев в Конго, которые решили натурализоваться в возрасте совершеннолетия. [71] Он также предусматривал, что, хотя натурализация носит личный характер, если жена или несовершеннолетний ребенок потеряют свое гражданство из-за того, что муж/отец стал конголезцем, они автоматически получат конголезское гражданство. [72]
Гражданский закон, принятый 4 мая 1895 г., установил порядок регистрации лиц, находящихся в колонии. [73] По его условиям гражданство приобреталось по рождению на территории от конголезских родителей, путем натурализации или опциона. [74] Согласно разделу II, статьям 8 и 12, жены и дети иностранцев следуют гражданству своего мужа/отца с момента заключения брака или рождения ребенка, за исключением случаев, когда он имеет неизвестное гражданство. Если его национальность была неизвестна, преимущественную силу имело конголезское законодательство. [75] Согласно модификации статута 1895 года, изданной 1 апреля 1901 года, для натурализации иностранцы должны достичь двадцати одного года и обратиться к Леопольду с просьбой и документами, подтверждающими их рождение, социальное положение, место жительства, имущество, семейное положение. , военная служба или освобождение. К ним должно было прилагаться заявление, в котором объяснялось, почему он хотел получить конголезское гражданство и почему он покинул место своего происхождения. Любые иностранные документы должны были сопровождаться переводом на французский язык. Если расследование документов и характера заявителя подтвердит, что заявитель приемлем, Леопольд предоставит натурализацию и потребует принесения присяги на верность Свободному государству Конго. [76] [77]
Первоначально система регистрации была эффективной, поскольку предоставляла жителям льготы, но она вышла из употребления, и люди вернулись к своей обычной практике. [78] Указ от 21 июня 1904 года подтвердил, что все конголезские граждане сохраняют свое гражданство до тех пор, пока они остаются на территории. [79] Два указа, изданных в 1906 году, пытались признать обычное право за коренным населением. В Указе от 3 июня признавалось, что каждый коренной житель является частью вождя, а в Циркуляре от 16 августа уточнялось, что, за исключением полигамии и рабства, обычное право должно быть разрешено вместо европейской системы, если это будет более удобно. . [80] Вождям было разрешено устанавливать различные брачные практики, методы распределения земли и в целом обеспечивать благосостояние своих конкретных сообществ в обмен на требования к ним, которые приносили пользу общему благу. [81]
В 1908 году, после многих лет переговоров, Леопольд был вынужден уступить Конго бельгийскому государству в обмен на согласие правительства принять на себя его долг в 110 миллионов франков . [82] После создания Бельгийского Конго парламент Бельгии постановил, что у него есть правительство, отдельное от Бельгии, и что бельгийцы, зарегистрированные конголезцы и иностранцы имеют гражданские права в соответствии с законом. Он предусматривал, что незарегистрированные конголезцы соблюдают обычное право. [83] Конголезское гражданство больше не упоминалось в законопроекте, как и натурализация, а только регистрация, но предусматривалось, что жители Конго были бельгийскими гражданами, имеющими конголезский статус, то есть негражданами Бельгии. [70] [84] Регистрация была открыта для лиц, ассимилированных с западной культурой и желающих соблюдать Гражданский кодекс. [85] В соответствии с Законом о бельгийском гражданстве 1909 года лица, которые были гражданами Бельгии, проживавшими в колониях, следовали бельгийскому закону, который требовал происхождения от бельгийского отца и единства гражданства для членов семьи. [86] [87] По указу, изданному 2 февраля 1910 года, все представители коренного населения должны были регулироваться обычным правом, а это означало, что их гражданские права отличались от гражданских прав лиц, родившихся в Бельгии, но все они были подданными суверенного государства. [70] [88] Эта практика привела к сектантству, поскольку к 1917 году существовало 6096 отдельных вождеств с разными правилами, которыми колониальные чиновники должны были управлять. [89]
Мандат Лиги Наций установил бельгийскую администрацию Руанды-Урунди 20 июля 1922 года, что побудило колониальных администраторов переселить десятки тысяч жителей Руанды-Урунди в район Северного Киву в Бельгийском Конго для работы на сельскохозяйственных плантациях и в качестве шахтеров. [90] [91] 21 августа 1925 года бельгийский парламент принял законопроект о правительстве Руанды-Урунди, который предусматривал, что, хотя Руанда-Урунди находится под управлением генерал-губернатора Бельгийского Конго, она должна была находиться на равном положении с Конго и должна была оставаться автономными. [92] Что касается гражданства жителей территории, законопроект 1925 года предусматривал, что уроженцы Руандана-Рунди не были ни подданными, ни подданными, ни гражданами Бельгии, но оставались подданными своих местных вождей. [93] По прибытии в Конго им выдали удостоверения личности, поскольку у них не было гражданства, но между двумя территориями не было соглашения, регулирующего вопрос гражданства. [94] Дети, рожденные от этих рабочих-мигрантов, проживавших в Бельгийском Конго в течение определенного периода времени на момент рождения ребенка, считались конголезцами в соответствии с Гражданским кодексом 1892 года, как и дети, рожденные от иностранцев в Конго, которые решили натурализоваться в возрасте совершеннолетия. [94] [71] Закон о бельгийском гражданстве 1922 года предусматривал, что гражданство передается по происхождению от человека, родившегося в Бельгии, и применяется только к бельгийцам, имеющим бельгийский статус. [95] Хотя в нем не перечислены положения о приобретении гражданства в Конго по рождению, в нем предусмотрены положения, позволяющие проживающим там натурализоваться в качестве бельгийцев. [96] [Примечания 1] Королевский указ от 14 декабря 1932 года, который оставался в силе до 1984 года, объединил законодательство о гражданстве с 1922 по 1932 год. По его условиям гражданство могло быть унаследовано только по законному отцу или детям неизвестного происхождения. [Примечания 2] или мать, если они были незаконнорожденными. [98]
С 1932 года бельгийская жена или ребенок могли отказаться от автоматического получения гражданства, подав официальное заявление. В случае жены ее заявление должно было быть сделано в течение шести месяцев после вступления в брак, а в случае ребенка - до достижения двадцати трех лет. [98] С 1937 по середину 1950-х годов в рамках программы, известной как Иммиграционная миссия Баньяруанда ( фр . Mission d'immigration des Banyarwanda ), происходила принудительная миграция в Конго из-за перенаселения и голода в Руанде-Урунди. [91] В Конго, хотя условия жизни улучшились, правительство оставалось централизованным под колониальной администрацией с небольшим репрезентативным вкладом со стороны коренных жителей Конго. [99] У конголезского населения не было избирательного права , у него было мало возможностей в колониальной системе, и правительство предложило подавить всю оппозицию, заключая в тюрьму политических диссидентов . [100] Периодические восстания происходили в 1930-х и 1940-х годах, но ни одно из них не бросило серьезный вызов бельгийскому правлению. [101] В 1950-х годах активисты в Бурунди и Руанде начали выступать за самоопределение и независимость. [102] В Конго начались мелкие реформы, такие как введение светского образования, открытие университета Лованиум , а в 1957 году разрешение африканцам принимать участие в муниципальных выборах. [103] В 1959 году этнический конфликт привел к Руандийской революции , и тысячи беженцев из Руанды бежали в Конго. [104] В том же году в Конго начались серьезные беспорядки, которые привели к обретению независимости к середине 1960 года. [105]
После обретения независимости (1960 – настоящее время)
[ редактировать ]1960–1965
[ редактировать ]После обретения независимости 30 июня 1960 года конголезские бельгийцы потеряли свое бельгийское гражданство. [24] В соответствии с Конголезской конституцией того года те, кто имел конголезское гражданство по происхождению, происходили от этнической группы, имевшей законные права на землю, которая присутствовала на территории в 1885 году, когда было основано Свободное государство Конго. [106] [102] Это положение оставило путаницу в отношении статуса импортированных рабочих из Руанды-Урунди , что останется вопросом конфликта. [94] 11 июля провинция Катанга вышла из состава новой республики и при поддержке правительства Бельгии провозгласила независимое государство Катанга . [107] Оно просуществовало два года, прежде чем было упразднено и воссоединено с конголезским государством. [108] В 1964 году была принята новая конституция , которая определяла конголезцев как часть племени Конго до 18 октября 1908 года, когда Бельгия приобрела территорию у Леопольда. Это означало, что баньярванда, прибывшие в Конго в качестве импортированных рабочих после 1908 года, потеряли свое гражданство. [109] В 1965 году Конго приняло закон о гражданстве (Décret-Loi du 18 septembre 1965), в котором указывалось, что законные дети приобретают гражданство через своих конголезских отцов, а незаконнорожденные дети получают гражданство от своих конголезских матерей. [110] [111] Он разрешал женам-иностранкам приобретать конголезское гражданство путем заявления при вступлении в брак или натурализации своего супруга (статья 11) и требовал, чтобы конголезские женщины теряли свое гражданство при вступлении в брак с иностранцем или при его натурализации в другой стране, если только она в течение шести месяцев не заявила о своем желании сохранить конголезское гражданство (статья 18). [112]
1965–1997
[ редактировать ]25 ноября 1965 года Жозеф-Дезире Мобуту возглавил военный переворот, взяв под свой контроль правительство. [113] Конституция, обнародованная Мобуту в 1967 году, предусматривала в статье 46, что гражданство должно регулироваться в соответствии с Законом о гражданстве. [109] В связи с этим 26 марта 1971 года он издал закон 71-020, который предусматривал, что все баньяруанда, проживавшие в Конго до обретения ею независимости, восстановили свое гражданство. [104] [114] Название страны было изменено на Заир 27 октября 1971 года. [115] 5 января 1972 года в соответствии с Законом 72-002 дата проживания была изменена на 1 января 1950 года, что лишило всех баньяруандцев, прибывших после этой даты, их заирского гражданства. [109] [114] Согласно статуту 1972 года, женщины автоматически теряли свое заирское гражданство при вступлении в брак с иностранцем, если только в течение шести месяцев после свадьбы они не заявили, что хотят сохранить свое гражданство происхождения. Иностранка, выходящая замуж за гражданина Заира или замужем за натурализованным мужчиной, может получить гражданство, отказавшись от своего гражданства происхождения. [116]
Законом 81-002 от 29 июня 1981 г. дата установления гражданства была изменена на 1885 г. и [110] дал женщинам те же права, что и мужчинам, передавать свое гражданство своим детям. [117] Он изменил влияние брака на гражданство, заявив, что женщины автоматически сохраняют свое первоначальное гражданство, если только они формально не откажутся от него. [116] Закон прямо отменил статью 15 Закона 1972 года, аннулировав коллективную натурализацию согласно статуту баньярванды, что привело к путанице в отношении их статуса. [109] [104] [110] Положения, существовавшие в Законах о гражданстве 1965 и 1972 годов и позволяющие суду проверять подтверждающие доказательства, такие как удостоверения личности или предыдущие свидетельства о гражданстве, были исключены из статута 1981 года. [110] Возникли споры о том, какие этнические группы проживали на территориях Северного и Южного Киву в 1885 году и нужно ли требовать от всей баньярванды прохождения процесса натурализации. [104] Политики Мутири Муйонго и Калегамире Ньиримигабо подали два юридических иска против статута 1981 года, который лишил их возможности работать в парламенте из-за потери гражданства. В 1996 году высшая судебная инстанция Заира, Кассационный суд, вынесла решение в их пользу, восстановив их гражданство, отменив их исключение из парламента и подтвердив свидетельства о гражданстве и удостоверения личности, которые они ранее получили в Министерстве внутренних дел. [118] По окончании Первой войны в Конго Мобуту был свергнут, Заир снова стал Демократической Республикой Конго в мае 1997 года, а гражданам Заира было предоставлено полное гражданство независимо от того, где они проживали. [119] [120]
1997 – настоящее время
[ редактировать ]Статьи 2, 8 и 28 Закона о гражданстве, которые теперь стали частью Семейного кодекса, были изменены указом (Закон № 197) от 29 января 1999 года, чтобы соответствовать переходу к реорганизации страны в соответствии с Конституционным кодексом 1997 года. Указ (Закон № 005) и закрепляющий власть Демократической Республики Конго. [8] [121] Вторая конголезская война началась в 1998 году и закончилась в 2003 году, когда было сформировано переходное правительство Демократической Республики Конго . Переходное правительство распространило новый закон о гражданстве. [120] Он определял лиц с конголезским гражданством по происхождению как потомков этнической группы, проживавшей в стране на момент обретения территории независимости, детей, рожденных от конголезских родителей, и детей, рожденных на территории Конго. [7] [122] Он предусматривал средства для индивидуального приобретения, а не коллективной натурализации для какой-либо группы гражданства путем усыновления, опциона или натурализации при условии одобрения Национальной ассамблеи. [23] В соответствии с Законом о гражданстве 2004 года получение гражданства, полученного через брак, было уравнено для мужчин и женщин. [16] [Примечания 3] Стивен Джексон , антрополог и руководитель отдела разработки международной политики, [125] заявил, что закон 2004 года оставил «юридические лазейки» в отношении баньярванды, которые могут привести к тому, что им будет отказано в натурализации. [23] Среди проблем, по словам Джексона, заключается в том, что статья 6 намеренно не определяет, какие этнические группы населяют территорию, которая стала Конго, чтобы избежать повторного обострения этнической напряженности. Он также заявил, что толкование статьи 22, исключающей лиц, эксплуатировавших богатство Конго во время войны, может без разбора применяться ко всем заявителям из Бурунди и Руанды, поскольку широко распространено мнение, что вся Баньярванда совершила подобные экономические преступления. [126] В 2007 году, когда выяснилось, что значительное число чиновников имеют множественное гражданство, в Национальном собрании был принят закон о приостановке денатурализации на этом основании и предоставлении времени для расследования необходимости внесения изменений в законодательство. [127]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1925 году американский консул в Луанде , Ангола, предоставил в депеше № 148 государственному секретарю информацию о том, что законами о гражданстве, действовавшими в то время в Конго, были Гражданский кодекс 1892 года и указ о натурализации 1901 года. [79] В 1929 году в депеше № 432 госсекретарю была предоставлена дополнительная информация от американского поверенного в делах в Брюсселе относительно обновления закона о гражданстве 1904 года. [79] Два судебных решения двадцать первого века пришли к противоположным выводам относительно того, был ли уже предоставлен в то время конголезским гражданам статус неграждан Бельгии. [97]
- ^ Согласно закону 1932 года, у подкидышей отцы были бельгийцами. [98]
- ^ Ирландский центр документации беженцев указывает, что статья 5 Закона о гражданстве 2004 года разрешает женщинам равную возможность передавать свое гражданство своим детям; однако статья 30 предусматривала, что женщина лишается гражданства при вступлении в брак с иностранцем. [22] В тексте Закона о гражданстве 2004 года статья 5 представляет собой список определений терминов, а статья 30 касается восстановления гражданства. [123] Кроме того, академик Бронвин Мэнби указывает, что пересмотр Закона о гражданстве 1981 года уравнял существовавшую ранее гендерную дискриминацию в требованиях о производном гражданстве детей, а Закон 2004 года устранил гендерные различия в положениях о браке. [124]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэнби, 2016 , стр. 24, 37, 134.
- ^ & USOPM 2001 , с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби, 2016 г. , стр. 4–6.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Центр документации беженцев Ирландии, 2011 г. , с. 2.
- ^ Мэнби 2016 , с. 54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Совет по иммиграции и беженцам Канады 2020 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 88.
- ^ Мэнби 2016 , стр. 8, 88.
- ^ Мэнби 2016 , с. 8.
- ^ Мэнби 2016 , с. 87.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 66.
- ^ Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 104, 112.
- ^ Мэнби 2016 , с. 113.
- ^ Мэнби 2016 , с. 109.
- ^ Мэнби 2016 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Центр документации беженцев Ирландии, 2011 г. , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джексон 2007 , с. 490.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рено 2018 , с. 16.
- ^ Рено 2018 , с. 17.
- ^ Рено 2018 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хилтон 1985 , с. 32.
- ^ Хилтон 1985 , с. 33.
- ^ Бостоен и Бринкман, 2018 , стр. 1–2.
- ^ Хилтон 1985 , с. 50.
- ^ Оливер и Атмор 2001 , с. 168.
- ^ Оливер и Атмор 2001 , стр. 172–173.
- ^ Хилтон 1985 , с. 73.
- ^ Хилтон 1985 , стр. 113, 119.
- ^ Хилтон 1985 , стр. 144–145, 150–151.
- ^ Хилтон 1985 , стр. 199–202.
- ^ Торнтон 2009 , стр. 202–203.
- ^ Хилтон 1985 , с. 210.
- ^ Хилтон 1985 , с. 223.
- ^ Нзим 1992 , стр. 588–589.
- ^ Позор 2002 , стр. 78–79.
- ^ Нзим 1992 , с. 589.
- ^ Йодер 2005 , с. 3548.
- ^ Нзим 1992 , с. 593.
- ^ Смолл 2005 , с. 3552.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макола 2016 , с. 2.
- ^ Макола 2016 , с. 3.
- ^ Макола 2016 , стр. 3–4.
- ^ Макола 2016 , с. 5.
- ^ Эванс 2002 , стр. 28–29.
- ^ Эванс 2002 , с. 33.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хохшильд 2012 , с. 84.
- ^ Эванс 2002 , с. 34.
- ^ Эванс 2002 , с. 35.
- ^ Эванс 2002 , стр. 39–40.
- ^ Эванс 2002 , стр. 41–42.
- ^ Хохшильд 2012 , с. 81.
- ^ Хохшильд 2012 , с. 102.
- ^ Хохшильд 2012 , стр. 106, 112.
- ^ Хохшильд 2012 , стр. 114–116.
- ^ Хохшильд 2012 , с. 126.
- ^ Хохшильд 2012 , с. 130.
- ^ Хохшильд 2012 , стр. 141, 144–145.
- ^ Хохшильд 2012 , стр. 151–153.
- ^ Хохшильд 2012 , с. 155.
- ^ Ривз 1909 , с. 116.
- ^ Ривз 1909 , с. 115.
- ^ Хохшильд 2012 , стр. 180, 218.
- ^ Хохшильд 2012 , стр. 194–196.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боэларт 1951 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сандифер 1935 , стр. 251–252.
- ^ Уолд 1928 , с. 18.
- ^ Сохье 1953 , с. 180.
- ^ Официальный бюллетень 1895 г. , с. 139.
- ^ Официальный бюллетень 1895 г. , с. 142.
- ^ Официальный бюллетень 1901 , стр. 23–25.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 43–44.
- ^ Сохье 1953 , с. 181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 44.
- ^ Сохье 1953 , с. 179.
- ^ Сохье 1953 , стр. 179–180.
- ^ Хохшильд 2012 , с. 447.
- ^ Американский журнал международного права , 1909 г. , стр. 76–77.
- ^ Рено 2018 , стр. 17–18.
- ^ Сохье 1953 , с. 187.
- ^ Foblets & Loones 2006 , с. 67.
- ^ Ван Дайн 1914 , стр. 673–674.
- ^ Рено 2018 , стр. 18–19.
- ^ Боэлерт 1951 , с. 7.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2018 , с. 223.
- ^ Лига Наций 1925 , стр. 54–55.
- ^ Лига Наций 1925 , с. 57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэнби 2016 , с. 42.
- ^ Foblets & Loones 2006 , с. 68.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 29–35.
- ^ Рено 2018 , стр. 16–17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фоблетс и Лунс 2006 , с. 69.
- ^ Гиббс 1991 , с. 55.
- ^ Гиббс 1991 , с. 57.
- ^ Гиббс 1991 , с. 59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Обзор 2007 , с. 71.
- ^ Друг 1998 , с. 198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Обзор 2007 , с. 74.
- ^ Друг 1998 , с. 199.
- ^ Мэнби 2016 , с. 60.
- ^ Бёме 2005 , с. 2.
- ^ Бёме 2005 , с. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Около 2002 года .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2016 , с. 123.
- ^ Закон о гражданстве 1965 года , с. 90.
- ^ Закон о гражданстве 1965 г. , стр. 91–93.
- ^ Гаухар 2009 , с. 873.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Совет по иммиграции и беженцам Канады, 2006 г.
- ^ Ноябрь 1985 г. , с. 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон о гражданстве 1981 года .
- ^ Мэнби 2016 , с. 55.
- ^ Мэнби 2016 , с. 124.
- ^ Министерство внутренних дел 2006 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джексон 2007 , с. 483.
- ^ Официальный журнал 2003 , с. 37.
- ^ Джексон 2007 , стр. 489–490.
- ^ Закон о гражданстве 2004 г. , стр. 2, 10.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 55, 66.
- ^ Группа ООН по устойчивому развитию 2021 .
- ^ Джексон 2007 , с. 491.
- ^ Мэнби 2016 , с. 98.
Библиография
[ редактировать ]- Бёме, Оливье (2005). «Участие Центрального банка Бельгии в отделении Катанги, 1960–1963». Экономическая история Африки (33). Мэдисон, Висконсин: Программа африканских исследований Университета Висконсина : 1–29. ISSN 0145-2258 . JSTOR 4617603 . OCLC 7836140738 .
- Боэлерт, Э. (1951). «L'Histoire de l'Immatriculation» [История регистрации]. Анналы Экватории . 14 (1). Кокильятвиль, Демократическая Республика Конго: Оноре Винк: 6–12. ISSN 0304-257X . JSTOR 25838076 . OCLC 5544851535 .
- Бостон, Коэн; Бринкман, Инге (2018). «Введение: междисциплинарные подходы к истории Конго». В Бостоне, Коэн; Бринкман, Инге (ред.). Королевство Конго: истоки, динамика и космополитическая культура африканского государства . Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . стр. 1–16. дои : 10.1017/9781108564823 . ISBN 978-1-108-47418-4 . S2CID 167162148 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Юанс, Мартин (2002). Европейское злодеяние, африканская катастрофа: Леопольд II, Свободное государство Конго и его последствия . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-7007-1589-3 .
- Флурной, Ричард В. младший; Хадсон, Мэнли О. (1929). «Бельгия и Бельгийское Конго». Сборник законов о гражданстве различных стран, содержащихся в конституциях, статутах и договорах . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 27–41 , 42–44 . OCLC 875321407 – через HeinOnline .
- Фоблетс, Мари-Клер; Лунс, Сандер (2006). «2. Бельгия» . В Баубёке, Райнер; Эрсбёлль, Ева; Гроенендейк, Кес; Вальдраух, Харальд (ред.). Приобретение и потеря гражданства: политика и тенденции в 15 европейских государствах . Том. 2: Страновой анализ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 63–104. ISBN 978-90-5356-921-4 . JSTOR j.ctt46n00f.6 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Фройнд, Билл (1998). Создание современной Африки: развитие африканского общества с 1800 года (2-е изд.). Хаундмиллс, Хэмпшир: Macmillan Publishers . ISBN 1-55587-805-9 .
- Гаухар, Фасих Рагиб (2009). «Соединенные Штаты и свержение демократии в Конго». Труды Индийского исторического конгресса . 70 . Нью-Дели, Индия: Конгресс истории Индии : 869–879. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44147734 . OCLC 7788020193 .
- Гиббс, Дэвид Н. (1991). Политическая экономия интервенции в странах третьего мира: шахты, деньги и политика США в кризисе в Конго . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-29071-3 .
- Хилтон, Энн (1985). Королевство Конго . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-822719-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хохшильд, Адам (2012). Призрак короля Леопольда: история жадности, террора и героизма в колониальной Африке . Лондон: Pan Books . ISBN 978-1-4472-1135-8 .
- Министерство внутренних дел (апрель 2006 г.). Информационный отчет о стране происхождения: Демократическая Республика Конго (PDF) . RefWorld (Отчет). Лондон: Правительство Соединенного Королевства . Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- Джексон, Стивен (ноябрь 2007 г.). «О« сомнительной национальности »: политическое манипулирование гражданством в ДР Конго» . Исследования гражданства . 11 (5). Абингдон, Оксфордшир: Рутледж : 481–500. дои : 10.1080/13621020701605792 . ISSN 1362-1025 . OCLC 4797312848 . S2CID 144902646 . – через Тейлора и Фрэнсиса (требуется подписка)
- Макола, Джакомо (2016). «Состояния Люба-Лунда» . В Далзиэле, Найджел (ред.). Энциклопедия Империи . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons . дои : 10.1002/9781118455074 . ISBN 978-1-118-45507-4 . OCLC 8681961656 .
- Малу-Малу, Жан-Жак Артюр (2002). Конго-Киншаса (на французском языке). Париж: Editions Karthala . ISBN 978-2-84586-233-3 .
- Мэнби, Бронвин (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Мэнби, Бронвен (2018). Гражданство в Африке: Закон принадлежности . Оксфорд: Издательство Харт . ISBN 978-1-5099-2078-5 .
- Нгондави, Чидиби (февраль 2002 г.). «La вопрос де ла национальности» [Вопрос о национальности] (PDF) . Этно-Сеть Африки (на французском языке). Киншаса, Демократическая Республика Конго: Руководящий комитет Ассоциации братства и мира Конго. Архивировано (PDF) из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- Автор Чидиби Нгондави был главным редактором газеты Le Potentiel и считался экспертом по кризису в Конго, когда в 2010 году дал интервью Организации Объединенных Наций:
- Джуакали Камбале (8 апреля 2003 г.). «ПОЛИТИКА-ДР КОНГО: Иностранные войска представляют угрозу мирному соглашению» . Информационное агентство "Интер Пресс-Служба" . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 26 августа 2022 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Ларс-Кристофер Хюнинг (март 2013 г.). «Используя прошлое: руандийский вопрос и «балканизация Конго» ». Обзор африканской политической экономии . 40 (135): 30. JSTOR 42003302 .
- Джуакали Камбале (8 апреля 2003 г.). «ПОЛИТИКА-ДР КОНГО: Иностранные войска представляют угрозу мирному соглашению» . Информационное агентство "Интер Пресс-Служба" . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 26 августа 2022 г.
- Автор Чидиби Нгондави был главным редактором газеты Le Potentiel и считался экспертом по кризису в Конго, когда в 2010 году дал интервью Организации Объединенных Наций:
- Нзим, Ндайвел и (1992). «20. Политическая система Любы и Лунды: ее возникновение и расширение». В Оготе, Бетвелл А. (ред.). Всеобщая история Африки . Том. V. Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век (переиздание 2000 г.). Париж: Издательство ЮНЕСКО. стр. 588–607. ISBN 92-3-101711-Х .
- Нзонгола-Нталаджа, Жорж (1985). «12. Политика США в отношении Заира» . В Бендерах Джеральд Дж.; Коулман, Джеймс Смут ; Склар, Ричард Л. (ред.). Африканские кризисные зоны и внешняя политика США . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . стр. 225–238. ISBN 978-0-520-05628-2 .
- Нзонгола-Нталаджа, Жорж (2007). «Политика гражданства в Демократической Республике Конго» . В Дормане Сара Рич; Хэммет, Дэниел Патрик; Ньюджент, Пол (ред.). Создание наций, создание незнакомцев: государства и гражданство в Африке . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . стр. 69–80. ISBN 978-90-04-15790-3 .
- Оливер, Роланд; Атмор, Энтони (2001). Средневековая Африка, 1250–1800 гг . Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-79024-7 .
- Пети, Пьер (2005). «Люба: семнадцатый и восемнадцатый века». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Том. 2. ХО. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж . стр. 3550–3556. ISBN 978-1-57958-455-9 .
- Ривз, Джесси С. (январь 1909 г.). «Происхождение Свободного государства Конго с точки зрения международного права». Американский журнал международного права . 3 (1). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 99–118. дои : 10.2307/2186209 . hdl : 2027/mdp.39015073398615 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2186209 . OCLC 5545360664 . S2CID 147100314 .
- Центр документации беженцев Ирландии (31 августа 2011 г.). Демократическая Республика Конго (PDF) (Отчет). Каерсавин, Ирландия: Ирландский совет по юридической помощи. Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2017 года.
- Рено, Бернадетт (сентябрь 2018 г.). «Бельгийцы с конголезским статусом были бельгийцами» . Cahiers de l’EDEM (на французском языке). Лувен-ла-Нев, Бельгия: Европейская группа по правам и миграции: 16–20. Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 6 августа 2021 г.
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Сандифер, Дурвард В. (апрель 1935 г.). «Сравнительное исследование законов, касающихся гражданства при рождении и утраты гражданства». Американский журнал международного права . 29 (2). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 248–279. дои : 10.2307/2190490 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2190490 . OCLC 7376570663 . S2CID 147582097 .
- Соье, Антуан (1953). «Личный статус коренных жителей Бельгийского Конго». Цивилизации (на французском языке). 3 (2). Брюссель, Бельгия: Свободный университет Брюсселя : 179–187. ISSN 0009-8140 . JSTOR 41377511 . OCLC 5545122920 .
- Торнтон, Джон К. (2009). Конголезский Святой Антоний: донья Беатрис Кимпа Вита и Антонианское движение, 1684–1706 (11-е печатное издание). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-59370-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Управление расследований Управления кадров США (2001 г.). «Конго (бывший Заир)» . Законы о гражданстве мира . Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация иммиграционных юристов. п. 55. ИСБН 978-1-57370-110-5 .
- Вандегинсте, Стеф (2010). «1 – Наследие крупномасштабных нарушений прав человека в Бурунди» (PDF) . Камни остались нетронутыми: Закон и правосудие переходного периода в Бурунди . Кембридж, Кембриджшир: Интерсентиа. стр. 17–38. дои : 10.1017/9781839700767 . ISBN 978-1-83970-076-7 . – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Ван Дайн, Фредерик (июль 1914 г.). «Рецензируемая работа: Commentaire de la Loi du 17 июня 1909 года, Ayant pour Objet l'Acquisition et la Perte de la Nationalite Belge Фернана Глеснера» [Рецензируемая работа: комментарий к закону от 17 июня 1909 года о приобретении и утрате Бельгийское гражданство Фернана Глеснера]. Американский журнал международного права . 8 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 673–676. дои : 10.2307/2187513 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2187513 . OCLC 5545358086 .
- Уолд, Эмма (1928). Влияние брака на гражданство: слушания в Комитете по иммиграции и натурализации Палаты представителей, 70-й Конгресс, первая сессия . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 237585125 .
- Йодер, Джон К. (2005). «Люба: истоки и рост». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Том. 2. ХО. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж . стр. 3546–3550. ISBN 978-1-57958-455-9 .
- «Законопроект о правительстве Бельгийского Конго». Американский журнал международного права . 3 (1 дополнительный). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права: 76–87. Январь 1909 г. doi : 10.2307/2212033 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2212033 . OCLC 7021504706 . S2CID 246012338 .
- «Кабинет президента Республики: Семейный кодекс» [Кабинет президента Республики: Семейный кодекс] (PDF) . Journal Officiel de la République Démocratique du Congo (на французском языке). 44 (Специальный). Киншаса, Демократическая Республика Конго: Правительство Демократической Республики Конго: 29–50. 25 апреля 2003 г. OCLC 72892730 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2021 года.
- «Декрет-Закон от 18 сентября 1965 года, важный органический закон относительно конголезского народа» [Декрет-Закон от 18 сентября 1965 года об Органическом законе о конголезском гражданстве] (PDF) . Citizenshiprightsafrica.org (на французском языке). Киншаса, Демократическая Республика Конго: Правительство Демократической Республики Конго. 18 сентября 1965 года. Архивировано (PDF) из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- «Министерство иностранных дел: Юстиция – Гражданский кодекс, Лица (Указ от 4 мая 1895 г.)] . Официальный бюллетень Свободного государства Конго (на французском языке). 11 (5 доп.). Брюссель, Бельгия: Ф. Хайес, печатник Королевской академии: 138–208. Май 1895 г. OCLC 72892730 .
- «Закон № 04/024 от 12 ноября 2004 года о конголезском гражданстве» [Закон № 04/024 от 12 ноября 2004 года о конголезском гражданстве]. RefWorld (на французском языке). Киншаса, ДРК: Правительство Демократической Республики Конго . 12 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 г. . Проверено 1 августа 2021 г.
- «Закон № 1981/002 от 29 июня 1981 года о национальности Заира» [Закон № 1981/002 от 29 июня 1981 года о заирском гражданстве]. RefWorld (на французском языке). Киншаса, Заир: Правительство Заира . 29 июня 1981 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- – приказ (Указ от 4 мая 1895 г.)» « Натурализация (PDF) . Официальный бюллетень Свободного государства Конго (на французском языке). 17 (3–4). Брюссель, Бельгия: Librairie Falk fils: 23–25. Март – апрель 1901 г. OCLC 72892730 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2021 г.
- «Седьмая встреча: состоялась в Женеве в четверг, 22 октября 1925 года, в 10.30» (PDF) . Постоянная мандатная комиссия: протоколы седьмого заседания, проходившего в Женеве с 19 по 30 октября 1925 г. (Отчет). Женева, Швейцария: Лига Наций . 10 ноября 1925 г. стр. 52–60. Отчет C.648.M237.1925 VI CPM 328. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 17 июля 2021 г.
- Ответ о процедуре и условиях восстановления гражданства конголезцами руандийского происхождения (доклад) (на французском языке). Оттава, Онтарио: Совет по иммиграции и беженцам Канады . Январь 2006 г. COD100961.FE. Архивировано из оригинала 8 августа 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
{{cite report}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Ответы на информационные запросы: Демократическая Республика Конго (Отчет). Оттава, Онтарио: Совет по иммиграции и беженцам Канады . 30 марта 2020 г. COD200186.FE. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- «Генеральный секретарь назначает Стивена Джексона из Ирландии постоянным координатором ООН в Кении» . Группа ООН по устойчивому развитию . Женева, Швейцария: Организация Объединенных Наций . 26 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.