Закон о гражданстве Кот-д’Ивуара
Кодекс гражданства Кот-д’Ивуара | |
---|---|
![]() | |
Парламент Кот-д'Ивуара | |
| |
Принят | Правительство Кот-д'Ивуара |
Статус: Действующее законодательство |
Кот-д'Ивуара Закон о гражданстве регулируется Конституцией Кот-д'Ивуара с поправками; Кодекс о гражданстве Кот-д’Ивуара и его поправки; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] [2] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Кот-д'Ивуара. [3] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [4] [5] Гражданство Кот-д'Ивуара обычно приобретается в соответствии с принципом jus soli , т.е. по рождению в Кот-д'Ивуаре, или jus sanguinis , т.е. по рождению в Кот-д'Ивуаре или за рубежом от родителей, имеющих ивуарийское гражданство. [6] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [3]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Кот-д'Ивуаре можно получить при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [3]
По рождению
[ редактировать ]К лицам, приобретающим гражданство при рождении, относятся:
- Дети, родившиеся в Кот-д'Ивуаре от хотя бы одного родителя, имеющего ивуарийское гражданство; или [7]
- Дети, рожденные за границей от хотя бы одного родителя, имеющего ивуарийское гражданство, после завершения процесса административной регистрации; или [7]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация может быть предоставлена лицам, которые проживали на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции Кот-д'Ивуара. Общие положения заключаются в том, что заявители должны иметь хороший характер и поведение; находятся в хорошем физическом и психическом здоровье; и иметь адекватные средства для обеспечения самодостаточности. Кандидаты обычно должны проживать в стране в течение пяти лет. Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [8] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Дети, законно усыновленные ивуарийским родителем, в момент завершения законного усыновления автоматически получают ивуарийское гражданство; [9]
- Супруга гражданина Кот-д’Ивуара; [10]
- Несовершеннолетние дети могут автоматически натурализоваться, когда их родитель приобретает гражданство; [8]
- Лица, оказавшие важную услугу нации, могут натурализоваться после двухлетнего проживания; или [8]
- Лица, оказавшие исключительную услугу нации без периода проживания. [8]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Граждане Кот-д’Ивуара могут отказаться от своего гражданства до получения одобрения государства. [11] Ивуарийцы по происхождению могут потерять свое гражданство в случае добровольного приобретения другого гражданства или участия в действиях, таких как голосование или работа на государственной должности, которые указывают на то, что они являются гражданами другой страны. [12] Натурализованные лица могут быть лишены гражданства в Слоновой Кости за нелояльность к государству; совершение преступлений против государства или государственной безопасности; обычные преступления; или за мошенничество, введение в заблуждение или сокрытие в ходатайстве о натурализации. [13] Лица, которые ранее имели гражданство и желают репатриироваться, если они добровольно потеряли свой статус, должны установить вид на жительство и подать заявление о восстановлении. [14]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Двойное гражданство, как правило, не допускается в Кот-д’Ивуаре, за исключением случаев автоматического предоставления гражданства замужним женщинам или натурализованным лицам. [15]
История
[ редактировать ]Африканские империи и европейские контакты (1471–1842 гг.)
[ редактировать ]В 1471 году португальские исследователи Жоао де Сантарен и Перо Эскобар открыли торговлю золотом, которая велась на территории нынешней Ганы и Кот-д'Ивуара. [16] Это открытие привело к решению построить крепость и торговую станцию Сан-Хорхе-да-Мина (ныне замок Эльмина ) в 1481 году на побережье Ганы. [17] [18] Исключительные права Португалии на западное побережье Африки были подтверждены папской буллой Romanus Pontifex, изданной Папой Николаем V , которая была вновь подтверждена в Inter caetera, изданной в 1493 году Папой Александром VI . [19] Португальцы торговали на протяжении пятнадцатого и шестнадцатого веков с различными группами людей , говорящих на языке акан, и вангара, которые привозили товары из внутренних регионов. [20] Вангара были связаны с империей Мали, с которой португальцы давно хотели наладить торговлю. [21] Игнорируя притязания Португалии, Франция в 1659 году основала поселение в Западной Африке на острове Ндар, который они назвали Сен-Луи . [18] [22] С этой базы они расширились, основав в 1687 году поселение и миссию в Иссини (также Ассини), где обменивали оружие на золото и слоновую кость. [23] [24] Они покинули его в 1704 году, поскольку территория, известная как Побережье Кваква, обычно находилась за пределами обычных торговых сетей европейцев из-за сложности навигации по этой территории, поскольку на ней не было гаваней и сильных прибрежных течений, что затрудняло стоянку на якоре. [25]
Политические потрясения на побережье Кваква в семнадцатом веке были вызваны волнами мигрантов, надеявшихся избежать работорговли на Золотом Берегу . [26] К восемнадцатому веку в регионе возникли пять крупных африканских королевств, которые контролировали взаимосвязанные лагуны, от которых зависела торговля. [23] [26] Согласно типичной схеме, верховные вожди королевства выступали в роли арбитров в спорах, распределяли ресурсы и осуществляли широкий контроль над регионом. [27] Деревнями внутри королевства, состоящими из родственных сетей, управляли старосты, которые расширяли свой контроль и влияние за счет разумного распределения товаров и услуг в обмен на лояльность. [28] Королевство Аброн Гьяман было основано в северо-восточном регионе, недалеко от современного Аманви, в 1690 году. [29] Народ Дьюла переселился в этот район в шестнадцатом веке и расширил свое правление, контролируя торговые сети в деревнях народа Сенуфо в северной центральной части Квакуа. [30] [31] В 1710 году Дьюла захватили город Конг , из которого они расширились на запад, чтобы сформировать Империю Конг . [31] [32] К 1740 году были основаны два королевства Аньи , расположенные на юго-востоке, Инденье и Санви . [23] [33] Королевство Бауле (также Бауле ) возникло около 1750 года, отделившись от Конфедерации Ашанти и сначала поселившись на юге недалеко от Тиассале, а затем расширившись на север до центра побережья Кваква в Буаке . [34] [35] Чтобы заниматься торговлей, европейцам приходилось вести переговоры с вождями, контролировавшими лагуны, поскольку трудности с мореплаванием не позволяли им установить контроль над коренным населением. [36] Когда работорговля была отменена в первой половине девятнадцатого века, торговля переключилась на сельскохозяйственную продукцию, в частности на пальмовое масло , и французы решили попытаться восстановить торговлю в этом районе. [23] [37]
Французский период (1842–1960)
[ редактировать ]В 1842 году под руководством французского военно-морского флота Эдуард Буэ-Вийомез заключил договоры о концессиях на землю в Иссини и Гран-Бассаме , по которым они получили торговую монополию в обмен на ежегодную дань. [23] [38] В 1867 году французы добились аналогичного соглашения для деревни Баори (также Бакоре или Бахури), но они все еще не смогли обеспечить безопасность всего королевства Бауле в 1885 году. [39] В 1878 году Артур Вердье был назначен постоянным министром двух территорий и получил указание расширять торговлю в этом районе. В 1887 году Вердье нанял Марселя Трейх-Лаплена , а французское правительство наняло Луи-Гюстава Бингера , отправив их исследовать и заключать договоры с местными жителями. Каждое из них заключило соглашения с основными королевствами региона и, встретившись в 1889 году, объявило южное побережье Кваква французским протекторатом. Позже экспедиции расширили границы протектората, и в 1893 году Кот-д'Ивуар официально стал колонией Франции. [23] [Примечания 1]
В 1895 году французы установили административную систему, которая будет управлять их владениями во Французской Западной Африке в течение следующих шестидесяти лет. Был назначен генерал-губернатор и основана штаб-квартира в Дакаре , в колонии Сенегал . [40] Власть генерал-губернатора была распространена на Сенегал , Французскую Гвинею и колонии Берега Слоновой Кости, а в 1899 году — на Дагомею и Французский Судан . [41] Согласно статье 109 Конституции Франции 1848 года , французские территории должны были управляться особыми законами до тех пор, пока действие конституции не будет распространено на них. Это положение заложило основу для законодательства о гражданстве, основанного на том, смогут ли коренные жители ассимилироваться путем принятия европейских стандартов. [42] С 1848 года лица, поселившиеся в колониях и прибывшие из Франции, считались полноправными гражданами и подчинялись французскому законодательству. Однако рожденные на новых территориях считались гражданами без гражданства. [43] Гражданам старых колоний Антильских островов , Гвианы , Реюньона и некоторых частей Индии и Сенегала были предоставлены политические права, но декретом от 14 июля 1865 года гражданам новых колоний было подтверждено, что они являются подданными, а не гражданами, если только они не откажутся от своей верности местные обычаи и обладал достаточным пониманием обязательств гражданства. [44] [45]
Также в 1848 году рабство было отменено на всей территории Французской империи. [46] а Гражданский кодекс был распространен на всех французских граждан в колониях. Согласно Гражданскому кодексу, женщины были признаны недееспособными, а над их детьми устанавливалась отцовская власть. [47] [48] При замужестве женщина, вышедшая замуж за француза, автоматически приобретала то же гражданство, что и ее супруг. [49] Незаконнорожденным детям запрещалось наследование, а гражданство могло передаваться только через отца. [50] [51] Граждане-неграждане регулируются традиционными законами о браке и наследовании, которые ставят благополучие общества выше индивидуальных прав. [52] Эти законы не позволяли обращаться с женой как с рабыней, требовали от мужа поддерживать ее и давали родственникам право на выкуп за невесту , чтобы компенсировать им потерю ее плодовитости по отношению к их родственной группе и обеспечить законность союза. Заплатив цену за брачный контракт, она и ее потомство принадлежали к родственной сети ее мужа и могли быть унаследованы в случае смерти ее мужа. [53]
Закон о французском гражданстве 1889 года кодифицировал предыдущие статутные законы, изменив французский стандарт с jus sanguinis на jus soli и распространив его на Французскую Вест-Индию . [54] По его условиям, женщинам, которые стали апатридами по правилу приобретения гражданства своего супруга, разрешалось сохранить свое французское гражданство после вступления в брак. [55] Закон о гражданстве был изменен в 1897 году, когда он был распространен на остальные французские колонии. [56] Разъяснение в указе 1897 года включало то, что предоставление гражданства по рождению на территории Франции распространялось только на детей, родившихся во Франции, восстанавливая требования по происхождению для колоний. [54] В соответствии с Кодексом статуса коренного населения , обнародованным для Алжира в 1881 году и распространенным на Французскую Западную Африку в 1904 году, граждане новых колоний следовали обычному праву. [57] [58] [59] В том же году была основана Французская Западноафриканская Федерация с существующими пятью колониями: Дагомеей, Гвинеей, Кот-д'Ивуаром, Сенегалом и Французским Суданом, а позже была расширена за счет включения Мавритании , Нигера и Верхней Вольты . [60]
С 1908 года Франция ввела законы, которые приносили доход для поддержки колонии за счет сдачи земли в аренду плантаторам и развития государственных предприятий для добычи ресурсов и строительства инфраструктуры. Первоначально они требовали, чтобы ивуарийские мужчины добровольно трудились от имени государства, но, поскольку все еще существовала нехватка рабочей силы, администрация начала импортировать рабочих из других французских колоний, таких как Верхняя Вольта. [61] 25 мая 1912 г. был издан Декрет №. № 27892 был издан специально для рассмотрения статуса французских жителей Западной Африки. [62] [63] По его условиям, африканские подданные могли получить французское гражданство, если по достижении совершеннолетия и после трех лет постоянного проживания на территории они могли читать и писать по-французски; они имели хороший характер и ассимилировались с французской культурой или участвовали в государственном или частном французском предприятии в течение минимум десяти лет; и у них было достаточно средств самообеспечения. Требование о владении языком может быть отменено для тех, кто получил военные медали или признание Ордена Почетного легиона или находился на французской государственной службе. При подаче заявления субъекты должны были признать, что они отказались от своего личного статуса согласно обычному праву и должны были регулироваться французскими законами. [62] В указе отмечалось, что замужние женщины и несовершеннолетние дети приобретали статус своего мужа или отца, однако это имело место только в том случае, если брак был заключен в соответствии с французским законодательством, а не в соответствии с обычной практикой. [64]
После окончания Первой мировой войны Франция приняла закон «Декрет № 24 от 25 марта 1915 года, который позволял подданным или покровительствуемым лицам, которые не были гражданами и обосновались на французской территории, приобретать полное гражданство, включая натурализацию. своих жен и несовершеннолетних детей, получившие крест Почетного легиона, получившие университетскую степень, заслужившие службу нации, получившие офицерское звание или получившие медаль французской армии, вступившие в брак француженка, получившая вид на жительство сроком на один год или проживавшая более десяти лет в колонии, отличной от страны их происхождения; [65] [66] [67] Указ 1918 года, написанный для Французской Западной Африки, был направлен на награждение ветеранов войны и их семей при условии, что им ранее не было отказано в своих правах и они не участвовали в действиях против французского правления. [68] [69]
В 1927 году Франция приняла новый Закон о гражданстве, который согласно статье 8 отменил требование к замужним женщинам автоматически получать гражданство мужа и предусматривал, что ее гражданство может быть изменено только в том случае, если она согласится изменить свое гражданство. [70] Он также позволил детям, рожденным во Франции от коренных француженок, вышедших замуж за иностранцев, получать гражданство от своих матерей. [71] Когда он был реализован, он включал Гваделупу, Мартинику и Реюньон, но был распространен на оставшиеся французские владения для французских граждан только в 1928 году. [55] [72] В статье 26 указа 1928 года было оговорено, что он не распространялся на выходцев из французских владений, за исключением Алжира, Гваделупы, Мартиники и Реюньона. [73] Между 1933 и 1947 годами территория Верхняя Вольта была разделена и включена в состав колоний Французского Судана, Кот-д'Ивуара и Нигера. [74] Это было сделано для облегчения строительства железной дороги и портов в Кот-д'Ивуаре, а также для обеспечения рабочей силой плантаций какао и кофе. [2] В 1938 году недееспособность замужних женщин была окончательно признана недействительной для граждан Франции. [75] В 1939 году Франция решила, что брак и наследование слишком важны, чтобы их можно было продолжать рассматривать в местных судах. В том же году Указ Манделя был принят во Французской Западной Африке, а также во Французской Экваториальной Африке . По его условиям детские браки не поощрялись. Он установил минимальный возраст вступления в брак на уровне четырнадцати лет для женщин и шестнадцати лет для мужчин, признал недействительными браки, в которых супруги не давали согласия, и аннулировал левиратные браки без согласия женщины. [76]
Во время Второй мировой войны программа принудительного труда расширилась, и ивуарийцам пришлось удвоить потребность в добровольном труде, их призвали в армию и поставляли большую часть своей сельскохозяйственной продукции для военных. Такая политика привела к массовому недовольству и протестам, организованным Феликсом Уфуэ-Буаньи , который позже стал первым президентом Кот-д'Ивуара. [61] В конце войны закон, изданный 7 марта 1944 года, предоставил французское гражданство тем, кто оказал услуги нации, например, служил в качестве государственных служащих или получал признания . [77] Конституция 1946 года предоставила французское гражданство всем подданным территорий Франции без необходимости отказываться от своего личного статуса коренных жителей. [77] [78] В 1945 году был принят новый Кодекс французского гражданства, который снова автоматически предоставлял французское гражданство иностранным женам французских мужчин, но позволял матерям, которые были гражданками Франции, передавать свое гражданство детям, рожденным за пределами Франции. [79] Оно прямо распространялось на Алжир, Французскую Гвиану, Гваделупу, Мартинику и Реюньон и было распространено на заморские территории в 1953 году, но в случае последних имело различия в правах тех, кто был натурализован. [80] В 1951 году Указ Жакино усилил положения Декрета Манделя во Французской Западной и Экваториальной Африке, лишив женщин в возрасте двадцати одного года или разведенных женщин из-под контроля со стороны отца или опекуна и установив конкретные правила выплаты и определения размера выкуп за невесту. [81]
Правовая база Кот -д'Ивуара была изменена Законом Дефферра, изданным 23 июня 1956 года, который предоставил внутреннее самоуправление французским территориям и расширил их территориальные ассамблеи. [82] [83] Эти изменения привели к росту политической активности и призывам к роспуску Федерации Французской Западной Африки. [84] [85] Уфуэ-Буаньи возглавлял группы африканских лидеров, которые хотели независимости от Франции, и работал над созданием панафриканской коалиции. [61] [83] С принятием Конституции Франции 1958 года положения о гражданстве были стандартизированы для Франции, заморских департаментов и заморских территорий. [79] Статья 86 исключала возможность независимости колоний, но позволяла им становиться автономными республиками. [86] [87] Решение Кот-д'Ивуара на референдуме относительно конституции заключалось в том, чтобы оставаться частью Французского сообщества , и в 1959 году он принял свою первую конституцию. [83] [87] В 1960 году в Конституцию Франции были внесены поправки, позволяющие штатам сохранять членство в Сообществе, даже если они являются независимыми республиками. [88] Кот-д'Ивуар отклонил это предложение и предпочел независимость, не оставаясь во французском союзе. [87]
После обретения независимости (1960 – настоящее время)
[ редактировать ]Кот-д'Ивуар получил независимость 7 августа 1960 года. [89] После обретения независимости те, кто имел французское гражданство и были уроженцами Кот-д'Ивуара по состоянию на 1946 год, получили ивуарийское гражданство. [90] 14 декабря 1961 года был принят первый Кодекс гражданства Кот-д'Ивуара (Закон № 61415), основанный на французской модели. [91] [92] В соответствии с его положениями после обретения независимости гражданство будет приобретаться при наличии родителя, имеющего ивуарийское гражданство. [93] Он специально исключил детей, рожденных на территории от двух родителей-иностранцев, из автоматического получения статуса ивуарийца, но включил любого ребенка неизвестного происхождения, который, как выяснилось, проживал в Кот-д'Ивуаре. [94] Принимая во внимание большое количество мигрантов, проживавших в стране из-за трудовой политики Франции, дети, родившиеся в Кот-д’Ивуаре, могли натурализоваться по заявлению и получить ивуарийское гражданство. [93] Чтобы получить гражданство путем заявления, требовалось пять лет проживания. Лица, родившиеся в период с 19 декабря 1940 года по 19 декабря 1961 года, могли подать декларацию до достижения двадцати одного года, как и лица, родившиеся после 19 декабря 1961 года, прожившие на территории необходимые пять лет. [95] Кроме того, любой иностранец, присутствовавший на территории на момент обретения независимости и обычно проживавший в Кот-д'Ивуаре, мог в течение одного года принять решение о приобретении гражданства посредством специальной процедуры. [93] [94] Иностранки, вышедшие замуж за ивуарийцев, получили ивуарийское гражданство, однако мужчины-иностранцы не могли получить гражданство от своих жен. [94] 7 октября 1964 года была принята поправка к Кодексу гражданства (Закон № 61415), предусматривающая приобретение гражданства усыновленными и приемными детьми, воспитанными ивуарийцами. В последнем случае ребенок может получить гражданство по заявлению до достижения совершеннолетия, после пяти лет пребывания под опекой службы охраны детства. [91] [96]
21 декабря 1972 года в Кодекс гражданства были внесены поправки (Закон № 72-852), устраняющие положения о том, что ивуарийское гражданство приобретается по рождению на территории, хотя только 36 человек получили гражданство в соответствии с положениями jus soli . [91] [97] Это означало, что сироты, подкидыши и дети, рожденные от родителей-иностранцев в Кот-д'Ивуаре, больше не могли получать ивуарийское гражданство. [93] Эти изменения были реакцией не только на попытку ограничить гражданство теми, кто был ассимилирован с ивуарийской культурой, но и в результате большого притока беженцев-сирот, прибывших в Кот-д'Ивуар во время гражданской войны в Нигерии . [97] В 1995 году, после многих лет лоббирования исправления своего положения, рабочие, привезенные из Верхней Вольты, когда ее территория была включена в состав Кот-д'Ивуара в 1932 году, получили расширенную коллективную натурализацию в соответствии с Декретом N°. 95-809. [98] В соответствии с этим указом более 8000 человек получили ивуарийское гражданство. [99] [100]
В результате государственного переворота в Кот-д'Ивуаре 1999 года Конституция 2000 года установила ограничения, согласно которым лицам, желающим баллотироваться на пост президента, запрещалось иметь двойное гражданство, и они должны были иметь не только ивуарийское происхождение, но и родителей, имевших ивуарийское гражданство по происхождению. [101] [102] В 2008 году Африканская комиссия по правам человека и народов постановила, что это положение нарушает статью 13 Африканской хартии прав человека и народов . [101] После переворота социальная напряженность, нарушения прав человека и политическая позиция раскололи население по этническому и религиозному признаку. Вспыхнуло насилие, и в 2002 году неудавшийся государственный переворот и политика идентичности привели к гражданской войне . Была сформирована комиссия, которая собралась в Париже для разработки проекта мира путем переговоров. Договор 2003 года, известный как Соглашение Лина-Маркусси , призвал положить конец спонсируемой государством дискриминации иностранцев, приостановить правительственную программу идентификации и обновить процессы натурализации для мигрантов и их потомков. [103] В нем также конкретно указано, что гендерная дискриминация при приобретении гражданства путем брака должна быть прекращена. [104]
17 декабря 2004 г. в Кодекс гражданства были внесены поправки (Закон № 2004–662) в соответствии с договором. [91] [104] Он предусматривал упрощенный процесс натурализации для тех, кто проживал в стране до обретения независимости или имел постоянное место жительства, но не смог получить гражданство в течение одного года в соответствии со статутом 1961 года, по сути восстанавливая предыдущие положения для одного год. [99] Он также предусматривал, что иностранные мужья ивуарийских жен могут выбрать ивуарийское гражданство после двухлетнего брака. Положения о приобретении гражданства посредством брака были дополнительно изменены Указом Президента N°. 2005-03/PR от 15 июля 2005 года, в котором конкретное гражданство можно было получить, если во время церемонии бракосочетания супруг-иностранец согласился на изменение гражданства и заявил, что хочет получить статус ивуарийца. [105] Указ Президента №. В постановлении № 2005-09/PR от 29 августа 2005 года указывалось, что в целях предотвращения фиктивного брака гражданство будет утрачено, если брак закончится разводом до истечения десяти лет совместной жизни. [105] Упрощенный план гражданства оказался неэффективным: из почти 2000 претендентов лишь 175 человек смогли получить статус ивуарийца. [106]
Лой №. 2013-654, вносящий поправки в закон о гражданстве от 13 сентября 2013 года, предусматривал право супругов в равной степени приобретать гражданство посредством брака. [107] [104] Он также восстановил временные процедуры получения гражданства путем заявления. [104] До 24 января 2016 года он разрешал приобретение гражданства путем простого и недискреционного заявления. [104] [108] Те, к кому это применялось, были заявителями, родившимися от родителей-иностранцев в Кот-д'Ивуаре и не достигшим двадцати одного года на 20 декабря 1961 года; те, кто постоянно проживал на территории до обретения независимости, и их дети; и те, кто родился на территории в период с 20 декабря 1961 года по 25 января 1973 года. [108] [109] В двух областях сохраняется гендерная дискриминация; Статья 45 предусматривает, что, когда женщина натурализуется и имеет законного или узаконенного ребенка (детей), гражданство может быть получено только от матери, если она является вдовой, а статья 56 лишает гражданства жену и ребенка ивуарийского гражданина после его лишения гражданства. . [110] [111] В 2013 году Кот-д'Ивуар присоединился к ООН Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года, создав юридическое обязательство предоставлять ивуарийское гражданство найденышам, обнаруженным на его территории, или детям, которые в противном случае остались бы без гражданства. [112]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэнби, 2016 , стр. 32–34, 137.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аджами 2016 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэнби, 2016 , стр. 6–7.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Мэнби 2016 , с. 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2016 , с. 88.
- ^ Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Мэнби 2016 , с. 66.
- ^ Мэнби 2016 , с. 112.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 74, 109.
- ^ Мэнби 2016 , с. 109.
- ^ Мэнби 2016 , с. 113.
- ^ Мэнби 2016 , с. 78.
- ^ Уилкс 1982 , стр. 335–336.
- ^ Ньюитт 2010 , стр. 84, 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пеллоу 1986 , с. 13.
- ^ Арчер 1967 , стр. 10–11.
- ^ Уилкс 1982 , с. 337.
- ^ Уилкс 1982 , с. 338.
- ^ Брукс 1976 , с. 22.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Хит 2010 , с. Берег Слоновой Кости.
- ^ Дюпарке 2012 , с. 505.
- ^ Вейскель 1978 , стр. 503, 506.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вейскель 1978 , с. 505.
- ^ Вейскель 1978 , стр. 545–546.
- ^ Вейскель 1978 , стр. 543–544.
- ^ Террей 1980 , с. 1.
- ^ Лаунай 1988 , стр. 355–356.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хит 2005 , с. 479.
- ^ Лаунай 1988 , с. 356.
- ^ Справочник армии США 1962 г. , стр. 10.
- ^ Вейскель 1978 , с. 508.
- ^ Дэвидсон 2014 , с. 229.
- ^ Вейскель 1978 , стр. 505–506.
- ^ Вейскель 1978 , с. 515.
- ^ Справочник армии США 1962 г. , стр. 12.
- ^ Вейскель 1978 , стр. 524, 554.
- ^ Адлофф 1964 , с. 126.
- ^ Адлофф 1964 , с. 161.
- ^ Ристман 1999 , стр. 18–19.
- ^ Grandmaison 2006 , стр. 38–39.
- ^ Отправить 2012 , стр. 100–101.
- ^ Семли 2014 , стр. 268–269.
- ^ Адлофф 1964 , с. 125.
- ^ Коттиас 2005 , с. 236
- ^ Ньорт 2007 , с. 31.
- ^ Доннер 1994 , с. 207.
- ^ Ньорт 2007 , с. 32.
- ^ Бертосси 2010 , с. 3.
- ^ Добкин де Риос 1968 , с. 392.
- ^ Добкин де Риос 1968 , стр. 392–393.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Отправить 2012 , с. 101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плендер 1974 , с. 711.
- ^ Плендер 1974 , с. 717.
- ^ Grandmaison 2006 , с. 42.
- ^ Отправить 2012 , стр. 103–104.
- ^ Мерл 2002 , стр. 91, 93.
- ^ Адлофф 1964 , стр. 2, 161.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хит 2010 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Опоку 1974 , стр. 142.
- ^ Семли 2014 , с. 269.
- ^ Опоку 1974 , стр. 143, 144.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 270–271.
- ^ Буске 1953 , с. 602.
- ^ Семли 2014 , стр. 268, 282.
- ^ Семли 2014 , с. 284.
- ^ Опоку 1974 , стр. 143.
- ^ Камискиоли 1999 , с. 53.
- ^ Камискиоли 1999 , с. 57.
- ^ Флурнуа и Хадсон 1929 , с. 257.
- ^ Flournoy & Hudson 1929 , стр. 257, 268.
- ^ Саул 2015 .
- ^ Камискиоли 1999 , с. 56.
- ^ Добкин де Риос 1968 , стр. 395–396.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андре 2016 , с. 101.
- ^ Опоку 1974 , стр. 151.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плендер 1974 , с. 713.
- ^ Плендер 1974 , стр. 717–718.
- ^ Добкин де Риос 1968 , с. 396.
- ^ Камара 2020 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Челленор 1979 , с. 76.
- ^ Ронен 1975 , стр. 107–108.
- ^ Станиленд 1973 , стр. 495–496.
- ^ Ронен 1975 , с. 109.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрай 1997 , с. 147.
- ^ Мюнье 2012 , с. 192.
- ^ Диаха-Яо 2021 , с. 1.
- ^ Диаха-Яо 2021 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2016 , с. 134.
- ^ Аджами 2016 , с. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Аджами 2016 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Диаха-Яо 2021 , с. 5.
- ^ Аджами 2016 , с. 17.
- ^ Закон № 64-381 1964 г. , с. Глава 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диаха-Яо 2021 , с. 7.
- ^ Диаха-Яо 2021 , стр. 7–8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диаха-Яо 2021 , с. 8.
- ^ Аджами 2016 , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 35.
- ^ Аджами 2016 , с. 11.
- ^ Аджами 2016 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Аджами 2016 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диаха-Яо 2021 , с. 9.
- ^ Диаха-Яо 2021 , с. 10.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 66, 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диаха-Яо 2021 , с. 11.
- ^ Аджами 2016 , с. 23.
- ^ Диаха-Яо 2021 , с. 14.
- ^ Аджами 2016 , с. 26.
- ^ Аджами 2016 , с. 48.
Библиография
[ редактировать ]- Аджами, Мирна (декабрь 2016 г.). Безгражданство и гражданство в Кот-д'Ивуаре: исследование УВКБ ООН (PDF) (отчет). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2021 года.
- Адлофф, Ричард (1964). Западная Африка: франкоязычные страны вчера и сегодня . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон . OCLC 467154 .
- Андре, Марк (июнь 2016 г.). «Алжирские женщины во Франции: какое гражданство? (1930–1960-е годы)» . Клио. Женщины, пол, история . 43 (1). Перевод Томлинсона, Хелен. Тулуза, Франция: Éditions Belin: 95–117. ISSN 1252-7017 . JSTOR 26242544 . OCLC 7290793879 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Арчер, Фрэнсис Биссет (1967). Колония и протекторат Гамбии: Официальный справочник (переиздание 1906 г.). Фрэнка Касса и компании Ltd. Лондон: ISBN 9780714611396 . OCLC 1161342086 .
- Бертосси, Кристоф (апрель 2010 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Франция» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 9 апреля 2021 г.
- Буске, GH (октябрь 1953 г.). «Как выходцы из Алжира стали гражданами Франции» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 2 (4). Лондон: Британский институт международного и сравнительного правоведения: 596–605. дои : 10.1017/S0020589300100028 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 755346 . OCLC 8271467775 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Брукс, Джордж Э. младший (1976). «Сигнары Сен-Луи и Горе: женщины-предприниматели в Сенегале восемнадцатого века» . В Хафкине, Нэнси; Бэй, Эдна Г. (ред.). Женщины в Африке: исследования социальных и экономических изменений . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . стр. 19–44. ISBN 0-8047-0906-8 .
- Камара, Мохамед Салиу (29 мая 2020 г.). «История Гвинеи» . Оксфордские исследовательские энциклопедии . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780190277734.013.626 . ISBN 978-0-19-027773-4 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- Камищоли, Элиза (лето – осень 1999 г.). «Смешанные браки, независимое гражданство и индивидуальные права француженок: Закон от 10 августа 1927 года» . Французская политика, культура и общество . 17 (3–4). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Berghahn Books : 52–74. дои : 10.3167/153763799782378320 . ISSN 1537-6370 . JSTOR 42843081 . ОСЛК 205909023 . Проверено 3 января 2021 г.
- Челленор, Гершель Салливан (1979). «4. Незнакомцы как колониальные посредники: дагомейцы во франкоязычной Африке» . В Хижине, Уильям А.; Скиннер, Эллиот П. (ред.). Незнакомцы в африканских обществах . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . стр. 67–84. ISBN 0-520-03458-9 .
- Коттиас, Мириам (август 2005 г.). «Гендер и республиканское гражданство во Французской Вест-Индии, 1848–1945» . Рабство и отмена . 26 (2). Абингдон: Рутледж : 233–245. дои : 10.1080/01440390500176400 . ISSN 0144-039X . OCLC 6895438010 . S2CID 144630105 . – через Тейлора и Фрэнсиса (требуется подписка)
- Дэвидсон, Бэзил (2014). Западная Африка до колониальной эпохи: история до 1850 года . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-582-31853-3 .
- Диаха-Яо, Перл Одри (март 2021 г.). «Доклад о национальном праве: Кот-д'Ивуар» [Отчет о законе о гражданстве: Кот-д’Ивуар] (PDF) . cadmus.eui.eu (на французском языке). Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 2 сентября 2021 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
- Добкин де Риос, Марлен (1968). «Колониализм и правовой статус женщин во франкоязычной Африке» . Тетради по Африке . 8 (31). Париж: Школа перспективных исследований в области социальных наук : 390–405. дои : 10.3406/cea.1968.3134 . ISSN 0008-0055 . OCLC 772667063 . Проверено 29 июня 2021 г.
- Доннер, Рут (1994). Регулирование гражданства в международном праве (2-е изд.). Ирвингтон-он-Гудзон, Нью-Йорк: Транснациональные издательства. ISBN 978-0-941320-77-1 .
- Дюпарке, Шарль (2012). Виейра, Жерар (ред.). Отец Дюпарке, миссионер или исследователь: письма и сочинения [ Отец Дюпарке: Миссионер или исследователь?: Письма и сочинения ]. Collection Mémoire d’Eglises [Коллекция мемориальных церквей] (на французском языке). Полет. 1. 1852–1865: Одержимость португальскими колониями [1. 1852–1865: Одержимость португальскими колониями]. Париж: Editions Karthala . ISBN 978-2-8111-0826-7 .
- Флурной, Ричард В. младший; Хадсон, Мэнли О. (1929). «Французские колонии (кроме Гваделупы, Мартиники и Реюньона)» . Сборник законов о гражданстве различных стран, содержащихся в конституциях, статутах и договорах . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 257–268. OCLC 875321407 – через HeinOnline .
- Отдел зарубежных исследований, Управление исследований специальных операций (1962). Справочник армии США по Кот-д'Ивуару . Вашингтон, округ Колумбия: Американский университет . ОСЛК 1078649 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Фрай, Майкл Грэм (1997). «5. Деколонизация: Великобритания, Франция и холодная война» . В Давише, Карен; Пэрротт, Брюс (ред.). Конец империи?: Трансформация СССР в сравнительной перспективе . Международная политика России. Том. 9. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп . стр. 121–152. ISBN 1-56324-368-7 .
- Гранмезон, Оливье Ле Кур (2006). «Исключение и правило: о французском колониальном праве» . Диоген . 53 (4). Лондон: Публикации SAGE для Международного совета философии и гуманистических исследований : 34–53. дои : 10.1177/0392192106070346 . ISSN 0392-1921 . OCLC 437606336 . S2CID 220709847 . Проверено 25 июня 2021 г.
- Хит, Элизабет (2005). «Конг» . В Аппиа, Кваме Энтони ; Гейтс-младший, Генри Луи (ред.). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта (2-е изд.). Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . п. 479. ИСБН 978-0-19-522327-9 .
- Хит, Элизабет (2010). «Кот-д'Ивуар» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Лоне, Роберт (1988). «Воины и торговцы: политическая организация западноафриканского вождества» . Тетради по Африке . 28 (111–112). Париж: Школа перспективных исследований в области социальных наук Éditions : 355–373. дои : 10.3406/cea.1988.1657 . ISSN 0008-0055 . OCLC 769378912 . Проверено 17 сентября 2021 г.
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Мерль, Изабель (лето 2002 г.). «Возвращение к режиму статуса коренных народов: генезис и противоречия репрессивных принципов во Французской империи» . Французская политика, культура и общество (на французском языке). 20 (2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Berghahn Books : 77–97. дои : 10.3167/153763702782369803 . ISSN 1537-6370 . JSTOR 42843233 . OCLC 5792451223 . Проверено 25 июня 2021 г.
- Мюнье, Клиффорд Дж. (март 2012 г.). «Сетки и данные: Центральноафриканская Республика» (PDF) . Фотограмметрическая инженерия и дистанционное зондирование . 78 (3). Фолс-Черч, Вирджиния: Американское общество фотограмметрии и дистанционного зондирования : 192–194. ISSN 0099-1112 . OCLC 780462390 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- Ньюитт, Мэлин (2010). Португальцы в Западной Африке, 1415–1670: Документальная история . Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-139-49129-7 .
- Ньор, Жан-Франсуа (август 2007 г.). «Применение Гражданского кодекса к Гваделупе в контексте наполеоновской реакции» ( PDF) . Бюллетень Исторического общества Гваделупы (на французском языке) (146–147). Бас-Тер, Гваделупа: Историческое общество Гваделупы : 19–45. дои : 10.7202/1040648ar . ISSN 0583-8266 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Опоку, Кваме (1974). «Традиционное право в условиях французского колониального правления» . Конституция и право за рубежом / Право и политика в Африке, Азии и Латинской Америке . 7 (2). Баден-Баден: Nomos Verlagsgesellschaft mbH: 139–153. дои : 10.5771/0506-7286-1974-2-139 . ISSN 0506-7286 . JSTOR 43108378 . OCLC 7831297523 .
- Пеллоу, Дебора (1986). Гана: Как справиться с неопределенностью . Боулдер, Колорадо: Westview Press . ISBN 0-86531-369-5 .
- Плендер, Ричард (октябрь 1974 г.). «Новый закон о французском гражданстве» . Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 23 (4). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 709–747. дои : 10.1093/iclqaj/23.4.709 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 758412 . OCLC 769971121 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Реестман, Ян Герман (осень 1999 г.). «Гражданство и национальность: случай (пост-) колониальной Франции и Европы» . Ирландское обозрение (24). Тогер, Корк: Издательство Коркского университета : 18–30. дои : 10.2307/29735938 . ISSN 0790-7850 . JSTOR 29735938 . OCLC 5557043058 . Проверено 28 июня 2021 г.
- Ронен, Дов (1975). Дагомея: между традициями и современностью . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-0927-6 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Саада, Эммануэль (2012). Дети Империи: раса, родство и гражданство во французских колониях . Перевод Голдхаммера, Артура. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-73307-4 .
- Шаул, Махир (29 июня 2015 г.). «Буркина-Фасо (Верхняя Вольта)» . Оксфордские библиографии . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/обо/9780199846733-0174 . Проверено 13 июля 2021 г.
- Семли, Лорель Д. (май 2014 г.). « Эволюционная революция» и путь от африканского колониального подданного к французскому гражданину» . Обзор права и истории . 32 (2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета Американского общества истории права: 267–307. дои : 10.1017/S0738248014000157 . ISSN 0738-2480 . JSTOR 43670704 . OCLC 7781124851 . S2CID 145771594 . Проверено 6 июля 2021 г.
- Станиленд, Мартин (1973). «Трехпартийная система в Дагомее: II, 1956–1957» . Журнал африканской истории . 14 (3). Лондон: Издательство Кембриджского университета : 491–504. дои : 10.1017/S0021853700012846 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 180543 . OCLC 5548851855 . Проверено 9 июля 2021 г.
- Террей, Эммануэль (1980). «Политическая экономия Королевства Аброн Гьяман» (PDF) . Институт африканских исследований: обзор исследований . 12 (1). Легон, Гана: Университет Ганы : 1–36. ISSN 0855-4412 . OCLC 50395346 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 17 сентября 2021 г.
- Вайскель, Тимоти К. (1978). «Доколониальный бауле: реконструкция» . Тетради по Африке . 18 (72). Париж: Éditions l’École des Hautes Etudes en Sciences Sociales : 503–560. дои : 10.3406/cea.1978.2367 . ISSN 0008-0055 . OCLC 772552177 . Проверено 17 сентября 2021 г.
- Уилкс, Айвор (1982). «Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках: 1. Вопрос биту» . Журнал африканской истории . 23 (3). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 333–349. дои : 10.1017/S0021853700020958 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 182099 . OCLC 5548905304 . Проверено 15 сентября 2021 г.
- «Закон № 64-381 от 7 октября 1964 года, касающийся различных положений, применимых к вопросам, регулируемым законами об имени, гражданском состоянии, браке, разводе и раздельном проживании супругов, отцовстве и родстве, «усыновлении, наследовании, дарении» [ Закон № 64-381 от 7 октября 1964 года, касающийся различных положений, применимых к вопросам, регулируемым законами об имени, гражданском состоянии, браке, разводе и раздельном жительстве супругов, отцовстве и родстве, усыновлении, наследовании, дарении]. Les Éditions Juridiques Alexandrie (на французском языке). Правительство Кот-д'Ивуара. 1964. Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 18 сентября 2021 г.