Гражданство и гражданство Американского Самоа
Американское Самоа состоит из группы из двух коралловых атоллов пяти вулканических островов в южной части Тихого океана Океании и . [1] Первое постоянное европейское поселение было основано в 1830 году британскими миссионерами, за которыми последовали исследователи из США в 1839 году и немецкие торговцы в 1845 году. [2] На основании Трехсторонней конвенции 1899 года США, Великобритания и Германия согласились разделить острова на Немецкое Самоа и Американское Самоа. [3] Хотя территория была передана Соединенным Штатам в результате серии сделок в 1900, 1904 и 1925 годах, Конгресс официально не подтверждал ее приобретение до 1929 года. [3] [4] Жители Американского Самоа не являются гражданами США . Граждане-неграждане не имеют полной защиты своих прав, хотя они могут проживать в Соединенных Штатах и въезжать без визы. [5] Территориальные граждане не имеют возможности полноценно участвовать в национальной политике. [6] а жители Американского Самоа не могут служить офицерами в вооруженных силах США или на многих федеральных должностях, не могут носить оружие, голосовать на местных выборах или занимать государственные должности или должности государственной службы, даже если они проживают в штате США. [7] Гражданство — это законное средство, с помощью которого жители приобретают формальное членство в нации независимо от типа ее управления. [8] Гражданство — это отношения между правительством и управляемыми, права и обязанности, которые каждый имеет перед другим, когда человек становится членом нации. [9]
История [ править ]
( Предыстория 1722–1922 )
Голландцы впервые увидели Самоанские острова в 1722 году. Позднее, в 1768 году, их отметили французы, дав им название «Острова Навигатора». Никаких постоянных европейских поселений не возникало до тех пор, пока Джон Уильямс из Лондонского миссионерского общества не основал миссию на островах в 1830 году. [10] Чарльз Уилкс возглавил исследовательскую экспедицию США, которая обследовала острова и разработала коммерческие правила в 1839 году, а в 1845 году Джордж Притчард прибыл в качестве британского консула. Немецкая торговая фирма JC Godeffroy & Sohn начала коммерческую деятельность на Самоанском архипелаге в 1857 году. [11] Немецкая экспансия на острове включала добычу нефти и основание первых кокосовых плантаций. [12] Борьба за контроль над территорией со стороны западных держав [13] в конечном итоге привело к Трехсторонней конвенции 1899 года, в которой Соединенные Штаты, Великобритания и Германия согласились разделить острова на Немецкое Самоа и Американское Самоа. [14] [3]
До 1898 года все лица, родившиеся на территории США, считались родившимися в Соединенных Штатах, и при приобретении предусматривалась коллективная натурализация жителей. После этой даты имущество выборочно считалось находящимся за границей и не подпадало под действие гражданстве пункта о Четырнадцатой поправки . [15] В рамках «Инсулярных дел » (1901–1922 гг.) Верховный суд США постановил, что некорпоративные территории и островные владения Соединенных Штатов, которые не находились на пути к обретению статуса штата, имели ограниченное применение Конституции США. В то время в их число входили Гуам , Филиппины и Пуэрто-Рико , приобретенные в 1898 году в конце испано-американской войны . Согласно решениям, лица, родившиеся на островных владениях или неинкорпорированных территориях, не имели права на получение гражданства, хотя считались гражданами и могли иметь паспорт США и получать дипломатическую защиту со стороны США. [16] В соответствии с этими постановлениями все лица, находящиеся на окраинах США, считались гражданами США, не являющимися гражданами, до тех пор, пока Конгресс не решил передать им полные права гражданства. [17]
гражданства Американского Самоа ( Установление 1900–1951 )
16 февраля 1900 года соглашение было ратифицировано. [3] а 17 апреля Тутуила была передана самоанскими вождями Соединенным Штатам. Четыре года спустя группа островов Мануа также была передана их вождями. [4] Острова перешли под управление ВМС США при условии, что законы США на этой территории не могут противоречить традиционным самоанским обычаям. [18] С момента ратификации в 1900 году все жители Американского Самоа были гражданами Соединенных Штатов, а с 1906 года, когда Конгресс США принял специальные положения, лица, родившиеся на некорпоративных территориях, могут быть натурализованы в Соединенных Штатах. [19] Неспособность исполняющего обязанности губернатора Бенджамина Франклина Тилли подписать Акты о передаче привела к тридцатилетней задержке официального признания правительством США. Вожди, обменявшие свои земли на гражданство США, потребовали разъяснения своего статуса. [20] Остров Суэйнс был приобретен и включен в состав Американского Самоа в 1925 году. [3] но Соединенные Штаты были безразличны к формальной аннексии острова и включению его небелых жителей в равноправное партнерство в стране. [21] [22]
Движение Мау , которое стремилось к независимости и прекращению колониализма , в конечном итоге привело к действиям Конгресса по признанию Самоа. [23] Конфликты возникли из-за военно-морских законов и местных обычаев, таких как закон 1919 года, запрещающий межрасовые браки . Военно-морской флот оправдал закон, утверждая, что он защищает от вымирания полинезийцев и соответствует другим законам Соединенных Штатов. [24] Однако в то время в Соединенных Штатах браки между иностранцами и гражданами США регулировались двумя законами. Закон о гражданстве 1855 года требовал, чтобы иностранки автоматически приобретали гражданство мужа при вступлении в брак. [25] а Закон об эмиграции 1907 года однозначно установил, что женщины, рожденные в США, теряют свое гражданство при вступлении в брак, если их супруг был иностранцем. [26] [Примечания 1] Закон о смешанных браках усилил убеждение самоанцев в том, что военно-морской флот считает их низшим и примитивным народом. [28] Первоначальными требованиями самоанцев, участвовавших в движении Мау, были создание местной самоанской ассамблеи с исполнительным советом для консультирования по вопросам управления и устранение военно-морской администрации, отмена закона о запрете смешанных браков в браке, публикация законов на самоанском языке, и различные улучшения инфраструктуры. [29]
В 1928 году в ответ на давление средств массовой информации по поводу движения Мау и военно-морского правления Американского Самоа была сформирована комиссия для расследования условий на территории и вынесения рекомендаций по законодательству, призванному решить проблемы самоанцев. [30] После консультаций со старейшинами и общинами Самоа в 1929 году Конгресс подтвердил приобретение территории, назначив ее жителей негражданами Соединенных Штатов. [3] [17] [31] Комиссия рекомендовала Конгрессу коллективно натурализовать и распространить федеральное гражданство на всех жителей Американского Самоа, которые проживали на Самоа, Гавайях или в Соединенных Штатах на 20 февраля 1929 года, а также создать территориальное гражданство для самоанцев. [32] Поскольку территориальный пункт Конституции давал Конгрессу единоличное право регулировать территории и владения Соединенных Штатов, [33] вопрос о разработке органического закона для Американского Самоа лежит на Конгрессе. [31] Хотя органический закон был разработан в 1930 году, Конгресс так и не ратифицировал его, отчасти из-за отсутствия поддержки со стороны военно-морского персонала, а отчасти из-за опасений тратить средства за границей, когда многие люди в Соединенных Штатах страдали из-за Великой депрессии . [34] Вместо этого они разработали Билль о правах, который был добавлен к Кодексу Американского Самоа, предоставили самоанским лидерам больше автономии в местных делах и создали комиссию для разрешения споров о собственности на землю. [35]
Хотя островитяне продолжали настаивать на органическом законе, ничего не последовало, несмотря на слушания в Конгрессе, проведенные в 1931, 1936 и 1937 годах. [36] [37] В конце 1940-х годов руководство острова потребовало отменить на десять лет законодательство о гражданстве Самоа. [36] Закон о гражданстве США 1940 года предусматривал, что американские самоанцы, рожденные от граждан США, которые были коренными жителями Самоа, 16 февраля 1900 года или после этой даты или на острове Суэйнс 4 марта 1925 года или после этой даты, и в обоих случаях до 13 января 1941 года , были негражданами США. В это положение были внесены поправки Законом о гражданстве 1952 года , подтверждающие приобретение гражданства неграждан по рождению для лиц, родившихся в Американском Самоа во время или после его официального приобретения. [3] Под международным и внутренним давлением в конце Второй мировой войны Соединенные Штаты передали управление территорией от военно-морского флота Министерству внутренних дел США в 1951 году. [38] [39]
Текущие схемы [ править ]
гражданство (1900 – настоящее Внутреннее время )
В 1900 году местная администрация была утверждена «Декларацией о форме правления», которая установила судебную систему. В 1930 году к Кодексу Американского Самоа был добавлен Билль о правах, и министр по делам коренных народов и председатель высшего суда стали отдельными должностями. [40] В 1953 году в Американском Самоа был создан конституционный комитет, а его первая конституция была обнародована в 1960 году. [41] Конституция предусматривает организацию исполнительной, судебной и законодательной (известной как Фоно) структур, аналогичных Соединенным Штатам, но политика каждой ветви зависит от культуры Самоа. [42] Среди этой политики - концепция « айга» , системы родства, регулирующей расширенные семьи и семейных лидеров, известных как матаи, которые регулируют и защищают управление общиной и общинную собственность на землю. [43] Поскольку конституция была принята Министерством внутренних дел, а не Конгрессом США, территория остается неорганизованной . [36] В 1967 году в Американском Самоа была принята пересмотренная Конституция. [42] Гражданам территории разрешено голосовать на выборах исполнительной власти и представителей Палаты представителей, а граждане США, достигшие двадцати пяти лет и прожившие в Американском Самоа в течение пяти лет, могут баллотироваться на посты. Сенаторы избираются матаи на заседаниях местных советов. Высокие судьи назначаются министром внутренних дел, а младшие судьи выбираются исполнительной властью из числа матаи. [44] Матаи должны быть зарегистрированы, и суд имеет право определять, имеют ли кандидаты право представлять свои родственные группы. [45] Земля в Американском Самоа, если только она не является землей в собственность и не подпадает под требования об общинной семейной собственности, может принадлежать только лицам, имеющим не менее пятидесяти процентов самоанской крови и родившимся в Американском Самоа, происходящим из самоанской семьи и намеревающимся проживать на территории пожизненно. [46] После принятия решения по делу Кинг против Андруса (452 F. Supp. 11 DDC, 1977 г.) суд присяжных . по уголовным делам в Американском Самоа требуется [47]
Споры о федеральном гражданстве (1960 – время настоящее )
В 1960 году возобновилась дискуссия о том, следует ли принять органический закон для Американского Самоа. [48] В 1969 году такой закон был отклонен из-за опасений, что противоречия в законодательстве США нанесут ущерб традиционной социальной структуре территории. [49] К этому вопросу вернулись в 1975 году, и, хотя он был поддержан самоанцами, в статус территории не было внесено никаких изменений, но в 1978 году ей был предоставлен официальный статус делегата Конгресса для ее делегата в Палате представителей Соединенных Штатов . [50] Несмотря на изменения в местных постановлениях, жители Американского Самоа не имеют полной защиты своих конституционных прав, хотя они могут проживать в Соединенных Штатах и иметь въезд без визы. [5] Они не могут служить офицерами в вооруженных силах США или выполнять многие федеральные должности, не могут носить оружие, не могут голосовать на федеральных или местных выборах за пределами своей территории или занимать государственные должности или должности государственной службы, даже если они проживают в штате США. [6] [7]
Из-за неравного статуса граждан территории жители возбудили судебные иски для устранения несоответствий. В 2012 году Ленеуоти Туауа, гражданин Американского Самоа, подал иск после того, как ему не разрешили стать офицером полиции в Калифорнии. В его иске утверждалось, что все люди в Соединенных Штатах имеют гражданство по праву рождения в соответствии с 14-й поправкой. В 2015 году Апелляционный суд США по округу Колумбия постановил в деле Туауа против Соединенных Штатов (788 F.3d 300, округ Колумбия, 2015), что гражданство по праву рождения, как оно изложено в Конституции, является расплывчатым понятием и что оно не распространялось на Американское Самоа. [51] Несмотря на апелляцию в Верховный суд США, судьи отказались пересматривать решение . [52] В 2018 году Джон Фитисеману, гражданин Американского Самоа, который двадцать лет жил и платил налоги в штате Юта, подал в суд на Соединенные Штаты из-за своей неспособности голосовать. [53] Правительство Американского Самоа вмешалось с разрешения Окружного суда США по округу Юта , утверждая, что американское Самоа не должно быть навязано гражданством США. [54] В 2019 году окружной судья США Кларк Ваддупс признал статус граждан-неграждан неконституционным и нарушающим 14-ю поправку. [55] Он отверг аргументы правительственных адвокатов, основанные на деле Даунс против Бидвелла (182 US 244, 1901), поскольку Даунс не был вопросом 14-й поправки, а скорее касался налогообложения. [54] В 2021 году разделенная коллегия Апелляционного суда США десятого округа постановила по делу Фитисеману против Соединенных Штатов (№ 20-4017, 10 округ 2021 г.), что «ни Конституция, ни прецедент Верховного суда не требуют решения окружного суда. ", и перевернул его. [56] [57] Ходатайство о выдаче судебного приказа по делу Фитисеману против США было отклонено 17 октября 2022 года Верховным судом США . [58] [59]
Примечания [ править ]
- ^ Позже иммиграционные апелляции подтвердили, что женщины Американского Самоа не теряли своего гражданства после 1922 года после замужества с иностранцами, даже если муж принадлежал к исключенному классу, поскольку в Законе о Кабеле прямо говорилось, что женщины-гражданки, вступившие в брак с иностранцами, не имеющими на это права, теряли свое гражданство. Поскольку женщины Американского Самоа не были гражданками, этот закон неприменим. [27]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Феннер, Спейчер и Гулик 2008 , стр. 305.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 1865–1866.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Уайтмен 1967 , с. 116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юнг 2016 , с. 5-6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виллазор 2017 , с. 1673.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лин 2019 , с. 1262.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Влагоплюс 2018 , стр. 401–402.
- ^ Виллазор 2017 , стр. 1707–1708.
- ^ Кербер 1997 , с. 834.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 1865.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 1866.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 1867.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 1885–1886.
- ^ Кеннеди 2013 , с. «2 декабря».
- ^ Венатор-Сантьяго 2017 , с. 515.
- ^ Спиро 2015 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виллазор 2017 , с. 1676.
- ^ Юнг 2016 , с. 6.
- ^ Венатор-Джеймс 2017 , стр. 107-1. 516–517.
- ^ Юнг 2016 , с. 7.
- ^ Дардани 2020 , с. 316.
- ^ Лафлин 1980 , с. 354.
- ^ Дардани 2020 , с. 322.
- ^ Дардани 2020 , с. 331.
- ^ Сапиро 1984 , с. 9–10.
- ^ Сапиро 1984 , с. 10.
- ^ Шэрон 1950 , с. 780.
- ^ Дардани 2020 , с. 333.
- ^ Дардани 2020 , с. 334.
- ^ Дардани 2020 , стр. 335–336.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дардани 2020 , с. 336.
- ^ Дардани 2020 , с. 339.
- ^ Хейн 2009 , с. 433.
- ^ Дардани 2020 , стр. 339–340.
- ^ Дардани 2020 , с. 342.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Юнг 2016 , с. 8.
- ^ Дардани 2020 , стр. 343–344.
- ^ Лин 2019 , с. 1259.
- ^ Дардани 2020 , с. 348.
- ^ Уивер 2008 , с. 348.
- ^ Лейбовиц 1980 , с. 254.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лафлин 1980 , с. 362.
- ^ Юнг 2016 , стр. 8–9.
- ^ Лафлин 1980 , с. 365.
- ^ Лафлин 1980 , с. 366.
- ^ Лафлин 1980 , с. 368.
- ^ Лейбовиц 1980 , стр. 261–262.
- ^ Лейбовиц 1980 , с. 257.
- ^ Лейбовиц 1980 , стр. 258–259.
- ^ Лейбовиц 1980 , с. 260.
- ^ Ньюкирк II 2016 .
- ^ Влахоплюс 2018 , с. 401.
- ^ Пасифик Дейли Ньюс 2020 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цена 2020 года .
- ^ Ромо 2019 .
- ^ Мнение Десятого округа по делу Fitisemanu, et al. в. США и др.
- ^ Пампуро, Аманда (16 июня 2021 г.). «Американцы Самоа не рождаются с гражданством США» . Служба новостей здания суда . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Фитисеману против Соединенных Штатов (Ходатайство о выдаче судебного приказа)» (PDF) . Верховный суд США . 27 апреля 2022 г. . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ [1] (PDF) Верховный суд США. 17 октября 2022 г. Проверено 4 ноября 2022 г.
Библиография [ править ]
- Дардани, Росс (сентябрь 2020 г.). «Гражданство в Империи: правовая история гражданства США в Американском Самоа, 1899–1960» . Американский журнал истории права . 60 (3). Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Оксфордского университета для юридического факультета Университета Темпл: 311–356. дои : 10.1093/ajlh/njaa013 . ISSN 0002-9319 . OCLC 8987778781 . Проверено 24 апреля 2021 г.
- Феннер, Дуглас; Спейчер, Мередит; Гулик, Шэрон (2008). «Глава 10: Состояние экосистем коралловых рифов Американского Самоа» . В Уодделле, Дж. Э.; Кларк, AM (ред.). Состояние экосистем коралловых рифов США и свободно ассоциированных государств Тихоокеанского региона . Силвер-Спринг, Мэриленд: Группа биогеографии Центра прибрежного мониторинга и оценки. стр. 307–352. OCLC 952704232 .
- Хейн, Джон Р. (январь 2009 г.). «Рожденные в США, но не рожденные по рождению: как территориальная политика Конгресса запрещает коренным пуэрториканцам занимать пост президента» . Журнал конституционного права Пенсильванского университета . 11 (2). Филадельфия, Пенсильвания: Юридический факультет Пенсильванского университета : 423–457. ISSN 1521-2823 . OCLC 8092055580 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2020 года . Проверено 9 марта 2021 г.
- Кеннеди, Пол (2013). Самоанский клубок: исследование англо-германо-американских отношений 1878–1900 гг . Тихоокеанские исследования. Сент-Люсия, Квинсленд: Издательство Квинслендского университета . ISBN 978-1-921902-07-9 .
- Кербер, Линда К. (декабрь 1997 г.). «Значения гражданства» . Журнал американской истории . 84 (3). Блумингтон, Индиана: Издательство Оксфордского университета Организации американских историков : 833–854. дои : 10.2307/2953082 . ISSN 0021-8723 . JSTOR 2953082 . OCLC 6911243298 . Проверено 18 марта 2021 г.
- Лафлин, Стэнли К. младший (1980). «Применение Конституции на территориях Соединенных Штатов: Американское Самоа, пример» . Обзор права Гавайского университета . 2 (2). Гонолулу, Гавайи: Юридическая школа Уильяма С. Ричардсона : 337–388. ISSN 0271-9835 . Получено 25 апреля 2021 г. - через HeinOnline .
- Лейбовиц, Арнольд Х. (весна 1980 г.). «Американское Самоа: упадок культуры» . Калифорнийский журнал западного международного права . 10 (2). Сан-Диего, Калифорния: Западная юридическая школа Калифорнии: 220–271. ISSN 0886-3210 . OCLC 82228499 . Получено 25 апреля 2021 г. - через HeinOnline .
- Лин, Том CW (сентябрь 2019 г.). «Американцы, почти и забытые» . Обзор законодательства Калифорнии . 107 (4). Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет, Беркли, юридический факультет : 1249–1302. ISSN 0008-1221 . OCLC 8270441227 . ССНН 3454210 . Проверено 9 марта 2021 г.
- Ньюкирк II, Ванн Р. (30 марта 2016 г.). «Испытание территориальных границ» . Атлантика . Вашингтон, округ Колумбия: Emerson Collective . ISSN 1072-7825 . Архивировано из оригинала 16 марта 2021 года . Проверено 23 марта 2021 г.
- Прайс, Анна (24 февраля 2020 г.). «Американское Самоа: Суд постановил, что лица, родившиеся в Американском Самоа, пользуются правом гражданства США по рождению» . Глобальный правовой монитор . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- Ромо, Ванесса (13 декабря 2019 г.). «Статус гражданства Американского Самоа все еще находится в подвешенном состоянии после того, как проблемы с судьей остались» . Вашингтон, округ Колумбия: NPR . Архивировано из оригинала 5 января 2021 года.
- Сапиро, Вирджиния (март 1984 г.). «Женщины, гражданство и национальность: политика иммиграции и натурализации в Соединенных Штатах» . Политика и общество . 13 (1). Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE : 1–26. дои : 10.1177/003232928401300101 . ISSN 0032-3292 . OCLC 4650679194 . S2CID 153555230 . Проверено 11 декабря 2020 г.
- Спиро, Питер Дж. (июль 2015 г.). «Отчет о законе о гражданстве: США» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2019 г. Проверено 8 марта 2021 г.
- Министерство юстиции США (1950). «По делу W: Процедура исключения A-6391576» . В Шароне, Джоэл Пол (ред.). Административные решения в соответствии с законами об иммиграции и гражданстве . Том. 2: январь 1944 г. - август 1947 г. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. 778–782.
- Венатор-Сантьяго, Чарльз Р. (март 2017 г.). «Территориальное гражданство США сегодня: четыре интерпретации» . PS – Политология и политика . 50 (2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета : 515–519. дои : 10.1017/S1049096516003103 . ISSN 1049-0965 . OCLC 8271230316 . S2CID 151942364 . Проверено 12 марта 2021 г. – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Виллазор, Роуз Куисон (март 2017 г.). «Американские граждане и промежуточное гражданство» . Обзор закона Фордхэма . 85 (4). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Юридический факультет Фордхэмского университета : 1673–1724. ISSN 0015-704X . OCLC 8090930759 . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 9 марта 2021 г.
- Влахоплюс, Джон (декабрь 2018 г.). «Другие земли и другие небеса: гражданство по праву рождения и самоуправление на некорпоративных территориях. Правительство на некорпоративных территориях» . Журнал Билля о правах Уильяма и Мэри Уильям . 27 (2). Вильямсбург, Вирджиния: Юридическая школа Маршалла-Уайта : 401–429. ISSN 1065-8254 . OCLC 8598179558 . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- Уивер, Майкл В. (март 2008 г.). «Забытая федеральная юрисдикция территории: вопрос о расширенной федеральной юрисдикции в Американском Самоа» (PDF) . Журнал права и политики Тихоокеанского региона . 17 (2). Сиэтл, Вашингтон: Юридический факультет Вашингтонского университета: 325–368. ISSN 1066-8632 . OCLC 228673900 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 апреля 2021 г. Проверено 25 апреля 2021 г.
- Уайтман, Марджори М. (1967). Дайджест международного права . Том. 8. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . OCLC 635025053 . Публикация Государственного департамента 8290.
- Юнг, Айви (весна 2016 г.). «Цена гражданства: будет ли гражданство стоить Американскому Самоа его национальной идентичности?» . Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики . 17 (2). Гонолулу, Гавайи: Юридическая школа Уильяма С. Ричардсона : 1–34. ISSN 1541-244X . Получено 24 апреля 2021 г. - через HeinOnline .
- «Слушание о гражданстве по праву рождения на территориях США в среду» . Пасифик Дейли Ньюс . Хагатна, Гуам. Сеть USA Today . 22 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2021 года . Проверено 25 апреля 2021 г.