Закон о гражданстве Руанды
Кодекс гражданства Руанды | |
---|---|
![]() | |
Парламент Руанды | |
| |
Принят | Правительство Руанды |
Статус: Действующее законодательство |
Закон о гражданстве Руанды регулируется Конституцией Руанды с поправками; Кодекс гражданства Руанды ( французский : Code de la nationalité rwandaise ) и его поправки; право личности и семьи; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Руанды. [1] [2] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство .
Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [3] [4] В законе эти термины различны и регулируются разными государственными административными органами. [3] Руандийское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципом права крови , т.е. по рождению в Руанде или за границей от родителей, имеющих руандийское гражданство. [5] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [6]
Приобретение гражданства [ править ]
Гражданство в Руанде можно получить по рождению или в более позднем возрасте путем натурализации. [7] [2]
По рождению [ править ]
С 2004 года дети в Руанде имеют возможность получать гражданство в равной степени от любого из родителей. [5] К лицам, приобретающим гражданство от рождения, относятся:
- Лица, рожденные где-либо, по крайней мере, один из родителей которых является гражданином Руанды; [5]
- Лица, родившиеся в Руанде и имеющие неизвестное гражданство; или [8]
- Подкидыши или сироты, рожденные на территории неизвестного происхождения. [8]
Путем натурализации [ править ]
Натурализация может быть предоставлена лицам, достигшим совершеннолетия , которые проживали на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции общества. [9] [10] Общие положения заключаются в том, что заявители должны иметь хорошую репутацию, не иметь судимостей, повлекших за собой тюремное заключение на срок шесть и более месяцев, и быть экономически самостоятельными. [11] Гражданство также может быть предоставлено за службу нации или в исключительных обстоятельствах. [10] Общее требование к проживанию составляет пять лет, но могут быть сделаны исключения для лиц, оказавших образцовые услуги нации, которые должны подтвердить двухлетнее проживание. [12] Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [11] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Дети, рожденные в Руанде от родителей-иностранцев, или дети без гражданства, рожденные в Руанде, могут выбрать приобретение руандийского гражданства без какого-либо усмотрения властей по достижении совершеннолетия, если они смогут подтвердить, что их родители были законными жителями страны; [13] [14]
- Усыновленные, которые являются несовершеннолетними и были усыновлены на законных основаниях, приобретают гражданство по завершении процесса; [15] [12]
- Несовершеннолетний ребенок автоматически натурализуется после натурализации его руандийского родителя; или [11] [16]
- Супруга гражданина Руанды после трехлетнего брака; или [17] [Примечания 1]
- Лица руандийского происхождения и их потомки после получения президентского разрешения. [18] [19]
Утрата гражданства [ править ]
Руандийцы могут отказаться от своего гражданства при условии соблюдения административных процедур. [16] [20] Руандийцы по происхождению не могут быть лишены своего гражданства. [16] Натурализованные лица могут быть лишены гражданства за мошенничество, введение в заблуждение или сокрытие в ходатайстве о натурализации; или за совершение преступлений против государства или государственной безопасности. [21] Лицам, которые были лишены гражданства в соответствии с предыдущими законами, разрешено репатриироваться, за исключением случаев, когда они были лишены гражданства из-за угрозы государству или приобрели двойное гражданство после натурализации. [20]
Двойное гражданство [ править ]
Руанда разрешила двойное гражданство в принципе с 1993 года, после окончания гражданской войны в Руанде , и на практике с 2003 года. [22] [23]
История [ править ]
Руанда ( 1600–1890 ) Королевство
Народами с самой долгой историей в регионе были тва , которые были известны гончарным делом и охотой. Люди хуту мигрировали на территорию около 1000 лет назад и занялись сельским хозяйством. [24] [25] Хуту на протяжении веков разработали политическую систему, основанную на высокоцентрализованном управлении и занимающуюся сельским хозяйством. [26] Волны скотоводства тутси двинулись на юг, в регион, с пятнадцатого по шестнадцатый века. [24] [25] Ряд деревень в северо-восточной части страны перешел под управление вождей тутси, чьи воины и слуги боролись за земли, контролируемые вождем. [27] В пятнадцатом веке эти вождества объединились в централизованное Королевство Руанда вокруг озера Мухази , недалеко от Кигали . [25] [26] В течение нескольких столетий королевство расширялось за счет захвата более мелких независимых вождей в регионе. [25] [28] При короле общество было организовано по феодальной системе , в которой король имел высшую власть, а его подданными были те, кто жил на его территории. [29] Феодальная преданность связывала подданных с правителем системой защиты и обслуживания, привязанной к собственности. [30] Система называлась убухакэ , концепция взаимных отношений, в которой покровитель предоставлял скот или землю и безопасность в обмен на лояльность крестьянина и убуретву , работу и услуги, причитающиеся покровителю. [25] [31] Крестьянин не владел скотом или землей, но вместо этого имел право на молоко и телят или пользование пастбищами, аналогично аренде . [25] [32]
К концу девятнадцатого века европейские державы пытались контролировать торговлю и колонизировать Африку. [25] [33] Стремясь определить сферы своего влияния и решить пограничные споры, Конференция 1884–1885 гг. в Берлине состоялась [33] По условиям англо-германского соглашения 1886 года Великобритания и Германия согласовали условия относительно территории между реками Рувума и Тана , но оставили неопределенным распределение территории к западу от озера Виктория . Это привело к продолжающейся напряженности, поскольку европейские державы пытались ограничить торговлю соперников в своей сфере. [34] В 1890 году Германия и Великобритания заключили Гельголандско-Занзибарский договор , который давал Германии контроль над всей территорией от южной оконечности озера Виктория до северной оконечности озера Танганьика в обмен на британский контроль над территорией между озером Виктория и рекой Конго . [35] В частности, Германия получила остров Гельголанд в Северном море, полосу Каприви и территорию Руанды-Урунди в обмен на отказ от претензий на Кению , Уганду и Занзибар . [36] [37]
Восточная Африка ( 1890–1922 ) Германская
В 1892 году Оскар Бауманн , австрийский исследователь и первый европеец, посетивший эту территорию, прибыл в Руанду в составе немецкой группы по борьбе с рабством, чтобы оценить географию и экономический потенциал этой территории. [38] В 1893 году Густав Адольф фон Гётцен возглавил экспедицию в сопровождении Георга фон Приттвица и Гаффрона и Германа Керстинга , которая в следующем году достигла Руанды. [38] В 1894 году правительство Германии провозгласило Германскую Восточную Африку , включая части современной Бурунди , Руанды и Танзании , официальной колонией под своей защитой. [39] [40] В 1896 году войска Бельгийского Конго вторглись в Руанду, основав пост в Шанги и вызвав кризис престолонаследия между фракциями в Королевстве Руанда. [41] После дворцового восстания Юхи V Мусинга стал королем и взошел на трон в 1897 году. [42] Вскоре после своего вступления в должность Ганс фон Рамзай прибыл в надежде открыть Руанду для немецкой торговли и успешно заключил договор с Мусингой об установлении протектората над этой территорией, получив права на торговлю в обмен на защиту от бельгийцев. [43] [44] основал в Шанги немецкий военный пост В 1899 году немцы начали свое первое поселение на этой территории, когда Генрих фон Бете . [45] [46] В том же году Руанда официально стала частью Германской Восточной Африки. [47]
По условиям Германского колониального закона 1888 года немецкие колонии не входили в состав федерального союза , но и не считались иностранными. Таким образом, законы, распространявшиеся на колонии, иногда рассматривали жителей как граждан, а иногда как иностранцев. Немецкое право распространялось на тех подданных, которые родились в Германии. Коренные жители колоний не считались немцами, но им разрешалось натурализоваться. [48] Для натурализации требовалось десять лет проживания на территории и подтверждение самостоятельной занятости. Оно автоматически предоставлялось всем членам семьи, а это означало, что дети и жены получали гражданство мужа. [49] Закон о гражданстве 1913 года изменил основу приобретения немецкого гражданства с места жительства на отцовство , но не изменил производное гражданство. [50] [51] В 1916 году во время Первой мировой войны немцы были вынуждены уйти, и бельгийские войска установили военную оккупацию. Через три года после Версальского договора подписания в 1919 году Руанда-Урунди стала подмандатной территорией Лиги Наций под властью Бельгии. [52]
Бельгийская подопечная территория 1922–1962 ( )
Мандат Руанды-Урунди был учрежден 20 июля 1922 года. [52] В административных целях Бельгия передала управление территорией генерал-губернатору Бельгийского Конго . [53] 21 августа 1925 года бельгийский парламент принял законопроект о правительстве Руанды-Урунди, который предусматривал, что, хотя Руанда-Урунди находится под управлением генерал-губернатора Бельгийского Конго, она должна была находиться на равном положении с Конго и должна была оставаться автономными. [54] Что касается гражданства жителей территории, законопроект 1925 года предусматривал, что уроженцы Руандана-Рунди не были ни подданными, ни подданными, ни гражданами Бельгии, но оставались подданными своих местных вождей. [55] Лица, которые были гражданами Бельгии, проживавшими в колониях, соблюдали бельгийское законодательство, которое требовало происхождения от отца-бельгийца и единства гражданства для членов семьи. [56] [57] С 1932 года жена или ребенок могли отказаться от автоматического получения гражданства, подав официальное заявление. В случае жены ее заявление должно было быть сделано в течение шести месяцев после вступления в брак, а в случае ребенка - до достижения двадцати трех лет. [58]
Колониальная администрация переселила десятки тысяч жителей Руанды-Урунди в район Северного Киву Бельгийского Конго для работы на сельскохозяйственных плантациях и в качестве шахтёров. [59] По прибытии в Конго им выдали удостоверения личности, поскольку у них не было гражданства, но между двумя территориями не было соглашения, регулирующего вопрос гражданства. [60] Однако в соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Бельгийского Конго 1892 года дети, рожденные на территории Конго, чьи родители были иностранцами, но проживали в Конго в течение определенного периода, когда ребенок родился, были конголезцами, как и дети, рожденные от иностранцев в Конго, которые решили натурализоваться по достижении совершеннолетия. [60] [61] С 1937 по середину 1950-х годов в рамках программы, известной как Иммиграционная миссия Баньяруанда ( фр . Mission d'immigration des Banyarwanda ), происходила принудительная миграция из-за перенаселения и голода в Руанде-Урунди. [59]
В конце Второй мировой войны Организация Объединенных Наций изменила мандаты и создала подопечные территории . [62] Бельгия продолжала управлять Руандой-Урунди из Леопольдвиля с отдельными учреждениями для Конго и Руанды-Урунди. [63] Первоначальные планы заключались в том, чтобы Руанда-Урунди вышла из-под опеки как единое государство. [64] С этой целью 14 июля 1952 года был издан королевский указ о реорганизации территории. По его условиям глава государства (мвами) оставался наследственным и имел право назначать вождей и мелких вождей, но генерал-губернатор имел право наложить вето на его действия. [65] Хотя указом монархия была изменена, мвами сохранил за собой право издавать законы, обеспечивающие управление и охрану правопорядка, без демократического вклада со стороны своих подданных, однако он был обязан консультироваться с недавно созданными местными советами. [66] Когда Конго обрело независимость в 1960 году, возникла путаница относительно статуса импортированных рабочих из Руанды-Урунди, которая так и осталась проблемой конфликта. [60] Неспособность договориться о союзе привела к принятию резолюции ООН 1746 (XVI) от 27 июня 1962 года, постановившей, что два отдельных государства станут независимыми. [64]
обретения независимости (1962 – настоящее После время )
Руанда получила независимость 1 июля 1962 года как республика, проведя в 1961 году референдум, отменивший монархию. [25] [67] Конституция на момент обретения независимости содержала в статье 6 положение о том, что гражданство будет определяться законом. [68] Кодекс гражданства был разработан в 1963 году, однако он не содержал положений о приобретении гражданства резидентами страны до обретения независимости. [69] Первый закон о гражданстве был основан на Бельгийском кодексе гражданства . [62] Те, кто родился после обретения независимости, могли получить гражданство по происхождению от отца-руандийца или от матери, если отец был неизвестен или не имел гражданства, а ребенок был незаконнорожденным. [69] [62] Законнорожденные дети, рожденные от матери-руандийки и отца-иностранца, могли по своему выбору стать руандийцами по достижении совершеннолетия, если они не получили гражданство от своего отца и если они прожили в Руанде минимум три года. [70] Иностранки, вышедшие замуж за руандийцев, автоматически приобретали гражданство своего супруга, если они специально не отказались. Подкидыши считались руандийцами по происхождению, а дети, законно усыновленные руандийским отцом, получали его гражданство. Иностранцы могли натурализоваться после десятилетнего проживания и запрета двойного гражданства. [71]
По окончании гражданской войны в Руанде в 1993 году были разработаны Арушские соглашения , в которых уточнялись условия мира. Одна из глав — «Протокол о репатриации руандийцев»Беженцы и переселение перемещенных лиц» установило права руандийских беженцев на возвращение в страну. Согласно его условиям, беженцам разрешалось возвращаться и жить там, где они пожелают, внутри страны без каких-либо условий, при условии, что они соблюдали права Протокол принял принцип двойного гражданства, хотя и призвал к разработке специального законодательства. Новое правительство пришло к власти в 1994 году, после геноцида в Руанде , который положил начало серии правовых реформ в стране. В 2003 году была принята новая конституция. В соответствии с ее положениями было разрешено двойное гражданство. гражданство, поскольку они приобрели двойное гражданство в период с 1 ноября 1959 года по 31 декабря 1994 года, могли вновь получить руандийское гражданство путем переселения в страну. Конституция 1994 года также предоставила любому лицу, происходящему из Руанды, или его потомкам право приобрести руандийское гражданство. [23]
В 2004 году был разработан новый Кодекс о гражданстве, который устранил гендерную дискриминацию в законе, позволяя мужчинам и женщинам в равной степени передавать свое гражданство своим детям или супругам. Сохраняя положения о приобретении гражданства найденышами, новый Кодекс расширил свои положения, разрешая детям, рожденным в Руанде от родителей без гражданства, получать гражданство при рождении, а тем, кто родился на территории от родителей-иностранцев, - приобретать гражданство по достижении совершеннолетия. Это позволило как несовершеннолетним детям, так и взрослым, усыновленным руандийцами, получить гражданство. Срок проживания для натурализации был сокращен до пяти лет. [12] Новый Кодекс гражданства был обнародован в 2008 году. Хотя он в основном аналогичен Кодексу 2004 года, изменения включали отмену положения об усыновлении взрослыми и автоматическое повторное приобретение гражданства, а также внедрение административного процесса. Он также создал централизованное управление по вопросам гражданства при Генеральном управлении иммиграции и эмиграции. [72] В 2015 году была разработана новая конституция, но в правила гражданства были внесены лишь незначительные изменения. Он подтвердил, что руандийцы имеют право на гражданство и двойное гражданство; не могут быть изгнаны из Руанды или лишены своего первоначального руандийского гражданства; и если они руандийского происхождения, они и их потомки имеют право приобрести руандийское гражданство. [73] Закон о гражданстве Руанды (№ 32/2016), принятый 28 августа 2016 года, также дополняет законодательство о гражданстве Руанды, равно как и международные и региональные конвенции, стороной которых является страна. [2]
Примечания [ править ]
- ^ Хотя Руанда требует гражданского моногамного брака , страна признает браки, законно заключенные в соответствии с законами других юрисдикций. Таким образом, браки, заключенные по обычному праву и отвечающие требованиям иностранного государства, считаются в Руанде законными браками. [14]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Мэнби 2016 , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дусабе 2020 , с. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэнби 2016 , с. 55.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 7, 93.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дусабе 2020 , с. 9.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 81, 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дусабе 2020 , с. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэнби 2016 , с. 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дусабе 2020 , с. 6.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 45, 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дусабе 2020 , с. 10.
- ^ Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дусабе 2020 , с. 12.
- ^ Мэнби 2016 , с. 67.
- ^ Мэнби 2016 , с. 61.
- ^ Запрос 2020 , с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 114.
- ^ Мэнби 2016 , с. 110.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 74, 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дусабе 2020 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Увин 1999 , с. 255.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Таттл 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дорси 1994 , с. 6.
- ^ О. 1963 , с. 299.
- ^ Дорси 1994 , стр. 6–7.
- ^ Запрос 2020 , с. 2.
- ^ Лобинье 1932 , с. 192.
- ^ Поттье 2002 , с. 13.
- ^ Дорси 1994 , с. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пакенхэм 1992 , стр. 215–217.
- ^ Гиллард 1960 , стр. 633, 635–636.
- ^ Лангер 1968 , стр. 118–119.
- ^ Ва-Гитумо 1981 , с. 108.
- ^ Таунсенд 1930 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дорси 1994 , с. 182.
- ^ Хаманн и Бергер 2019 , с. 125.
- ^ Циммерман 2006 , с. 419.
- ^ Де Форж 2011 , стр. 15–16.
- ^ Де Форж 2011 , стр. 16–17.
- ^ Де Форж 2011 , стр. 17–18.
- ^ Ботте 1985 , с. 76.
- ^ Де Форж 2011 , стр. 26–28.
- ^ Ботте 1985 , с. 78.
- ^ Дорси 1994 , с. 42.
- ^ Ридинг 1900 , с. 47.
- ^ Фармейр 1997 , с. 734.
- ^ Фармейр 1997 , с. 751.
- ^ Комиссия по положению женщин 1954 г. , с. 42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вандегинсте 2010 , с. 18.
- ^ Лига Наций 1925 , с. 55.
- ^ Лига Наций 1925 , стр. 54–55.
- ^ Лига Наций 1925 , с. 57.
- ^ Foblets & Loones 2006 , с. 67.
- ^ Ван Дайн 1914 , стр. 673–674.
- ^ Foblets & Loones 2006 , с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2018a , с. 223.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэнби 2016 , с. 42.
- ^ Сандифер 1935 , стр. 251–252.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дусабе 2020 , с. 3.
- ^ Гельдерс 1954 , с. 126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вандегинсте 2010 , с. 20.
- ^ Гелдерс 1954 , стр. 123, 131.
- ^ Гелдерс 1954 , стр. 130–131.
- ^ Кайибанда 1963 , с. 646.
- ^ Кайибанда 1963 , с. 647.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2018b , с. 8.
- ^ Дусабе 2020 , стр. 3–4.
- ^ Запрос 2020 , с. 4.
- ^ Запрос 2020 , с. 7.
- ^ Дусабе 2020 , стр. 7–8.
Библиография [ править ]
- Ботте, Роджер (1985). «Руанда и Бурунди, 1889–1930: Хронология медленного убийства, часть 1» . Международный журнал африканских исторических исследований . 18 (1). Бостон, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета : 53–91. дои : 10.2307/217974 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 217974 . OCLC 5548599917 . Проверено 13 декабря 2021 г.
- Комиссия по положению женщин (ноябрь 1954 г.). Гражданство замужних женщин (PDF) (Отчет). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Экономический и Социальный Совет ООН . E/CN.6/254.
- Де Форж, Элисон (2011). Поражение – единственная плохая новость: Руанда под властью Мусинги, 1896–1931 гг . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-28144-1 .
- Дорси, Леартен (1994). Исторический словарь Руанды (1-е изд.). Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-2820-9 .
- Дусабе, Фрэнсис (апрель 2020 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Руанда» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
- Фармейр, Андреас К. (сентябрь 1997 г.). «Немецкое гражданство девятнадцатого века: пересмотр» . Исторический журнал . 40 (3). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 721–752. дои : 10.1017/S0018246X97007383 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2639885 . OCLC 5548980323 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Фоблетс, Мари-Клер ; Лунс, Сандер (2006). «2. Бельгия» . В Баубёке, Райнер; Эрсбёлль, Ева; Гроенендейк, Кес; Вальдраух, Харальд (ред.). Приобретение и потеря гражданства: политика и тенденции в 15 европейских государствах . Том. 2: Страновой анализ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 63–104. ISBN 978-90-5356-921-4 . JSTOR j.ctt46n00f.6 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гельдерс, Валер (1954). «Туземная политическая организация в Руанде-Урунди» . Цивилизации . 4 (1). Брюссель, Бельгия: Институт социологии Брюссельского университета : 125–132. ISSN 0009-8140 . JSTOR 41377602 . OCLC 5545082656 . Проверено 17 июля 2021 г.
- Гиллард, доктор медицинских наук (октябрь 1960 г.). «Африканская политика Солсбери и Гельголандское предложение 1890 года» . Английский исторический обзор . 75 (297). Лондон: Издательство Оксфордского университета : 631–653. дои : 10.1093/ehr/LXXV.297.631 . ISSN 0013-8266 . JSTOR 558111 . OCLC 5549132817 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- Хаманн, Хартмут; Бергер, Антье К. (2019). «Бурунди» . В Миннеропе, Петра; Вольфрум, Рюдигер; Лахенманн, Фрауке (ред.). Право международного развития: Энциклопедия международного публичного права Макса Планка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 124–134. ISBN 978-0-19-883509-7 .
- Кайибанда, Грегуар (июль 1963 г.). «Документ 33: Конституция Руандийской Республики от 24 ноября 1962 года» . Хроника внешней политики (на французском языке). 16 (4–6). Брюссель, Бельгия: Институт Эгмонта : 646–664. ISSN 0009-6059 . JSTOR 44825704 . OCLC 7971137801 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- Лангер, Уильям Л. (1968). Дипломатия империализма: 1890–1902 гг . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . OCLC 493359807 .
- Лобинье, Чарльз Самнер (декабрь 1932 г.). «Взлет и падение феодального права» (PDF) . Обзор законодательства Корнелла . 18 (1). Итака, Нью-Йорк: Юридическая школа Корнелла : 192–231. ISSN 0010-8847 . OCLC 8254996940 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- Леб, Исидор (август 1900 г.). «Немецкая колониальная финансовая система» . Публикации Американской экономической ассоциации . 1 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Американская экономическая ассоциация : 40–72. ISSN 1049-7498 . JSTOR 2485790 . OCLC 5791225492 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Мэнби, Бронвен (2018a). Гражданство в Африке: Закон принадлежности . Оксфорд: Издательство Харт . ISBN 978-1-5099-2078-5 .
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Мэнби, Бронвен (сентябрь 2018b). Безгражданство и гражданство в Восточноафриканском сообществе (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Верховный комиссар ООН по делам беженцев . Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- О., Р. (1963). «Пересмотр Руанды» . Журнал африканской истории . 4 (2). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 298–300. ISSN 0021-8537 . JSTOR 179545 . OCLC 5548892882 . Проверено 11 декабря 2021 г.
- Пакенхэм, Томас (1992). Борьба за Африку: 1876–1912 (переиздание 2001 г.). Лондон: Абакас. ISBN 0-349-10449-2 .
- Поттье, Йохан (2002). Переосмысление Руанды: конфликт, выживание и дезинформация в конце двадцатого века . Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-81366-2 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Сандифер, Дурвард В. (апрель 1935 г.). «Сравнительное исследование законов, касающихся гражданства при рождении и утраты гражданства» . Американский журнал международного права . 29 (2). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 248–279. дои : 10.2307/2190490 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2190490 . OCLC 7376570663 . Проверено 17 июля 2021 г.
- Таунсенд, Мэри Эвелин (1930). Взлет и падение немецкой колониальной империи, 1884-1918 гг . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Macmillan Publishers . ОСЛК 2150584 .
- Таттл, Кейт (2010). «Руанда» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195337709.001.0001 . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Увин, Питер (апрель 1999 г.). «Этническая принадлежность и власть в Бурунди и Руанде: разные пути к массовому насилию» . Сравнительная политика . 31 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Городской университет Нью-Йорка : 253–271. дои : 10.2307/422339 . ISSN 0010-4159 . JSTOR 422339 . OCLC 205554027 . ПМИД 20120547 . Проверено 16 июля 2021 г.
- Вандегинсте, Стеф (2010). «1 – Наследие крупномасштабных нарушений прав человека в Бурунди» (PDF) . Камни остались нетронутыми: Закон и правосудие переходного периода в Бурунди . Кембридж, Кембриджшир: Интерсентиа. стр. 17–38. дои : 10.1017/9781839700767 . ISBN 978-1-83970-076-7 . – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Ван Дайн, Фредерик (июль 1914 г.). «Рецензируемая работа: Commentaire de la Loi du 17 июня 1909 года, Ayant pour Objet l'Acquisition et la Perte de la Nationalite Belge Фернана Глеснера» [Рецензируемая работа: комментарий к закону от 17 июня 1909 года о приобретении и утрате Бельгийское гражданство Фернана Глеснера]. Американский журнал международного права . 8 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 673–676. дои : 10.2307/2187513 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2187513 . OCLC 5545358086 . Проверено 17 июля 2021 г.
- Ва-Гитумо, Мванги (1981). Земля и национализм: влияние экспроприации земли и земельных жалоб на рост и развитие националистических движений в Кении, 1885-1939 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Университетское издательство Америки . ISBN 978-0-8191-1491-4 .
- Циммерман, Эндрю (апрель 2006 г.). « Чего вы на самом деле хотите в Германской Восточной Африке, герр профессор?» Меры по подавлению восстания и научный эффект в колониальной Танзании» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 48 (2). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 419–461. дои : 10.1017/S0010417506000168 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 3879357 . OCLC 357292546 . S2CID 145718494 . Проверено 16 июля 2021 г.
- «Седьмая встреча: состоялась в Женеве в четверг, 22 октября 1925 года, в 10.30» (PDF) . Постоянная мандатная комиссия: протоколы седьмого заседания, проходившего в Женеве с 19 по 30 октября 1925 г. (Отчет). Женева, Швейцария: Лига Наций . 10 ноября 1925 г. стр. 52–60. Отчет C.648.M237.1925 VI CPM 328. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 17 июля 2021 г.