Закон о сомалийском гражданстве
Закон о сомалийском гражданстве | |
---|---|
Парламент Сомали | |
| |
Принят | Правительство Сомали |
Принят | 22 декабря 1962 г. |
Статус: Действующее законодательство |
о сомалийском Закон гражданстве регулируется Конституцией Сомали с поправками; Закон о сомалийском гражданстве и поправки к нему; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] [2] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Сомали . [3] [4] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к нации в соответствии с международным правом, тогда как гражданство - это внутренние отношения человека и государства. [5] [6] [Примечания 1] Сомалийское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципом jus soli , т.е. по рождению в Сомали , или jus sanguinis , рожденным от родителей, имеющих сомалийское гражданство. [9] [4] Он может быть предоставлен лицам, имеющим принадлежность к стране, или постоянному жителю, прожившему в стране в течение определенного периода времени посредством гранта ( натурализации ). [10]
Приобретение гражданства [ править ]
Гражданство в Сомали можно приобрести при рождении, если отец – сомалийец. [3] [4]
По рождению [ править ]
К числу лиц, приобретающих гражданство при рождении, относятся дети, рожденные где угодно, при условии, что их отец является сомалийцем, то есть человеком, который по языку, происхождению или обычаям считается частью сомалийской нации и не имеет другого гражданства. [11] [4] [12] Подкидыши или несовершеннолетние сироты неизвестного происхождения в соответствии со статьей 15 Закона о сомалийском гражданстве считаются имеющими сомалийского отца, если не доказано иное, и сомалийского происхождения, что означает, что они автоматически приобретают гражданство. [13] [14]
По гранту [ править ]
Натурализацию, известную как гражданство по гранту, могут получить лица, проживавшие на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции общества. [15] [4] Общие положения заключаются в том, что заявители должны иметь хороший характер и поведение и проживать в стране не менее семи лет. [16] В законодательстве нет положений о приобретении гражданства усыновленными, и когда Сомали присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 2015 году, они не согласились со статьей 20 конвенции, касающейся усыновления детей. [17] [13] Дети должны иметь то же гражданство, что и их отец, за исключением случаев, когда он является апатридом ; в этом случае они могут приобрести гражданство своей матери в соответствии со статьей 14 Закона о сомалийском гражданстве. Однако ребенок, получивший гражданство от матери, может отказаться от него по достижении совершеннолетия . [13] [14] [Примечания 2] Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [16] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Жена гражданина Сомали автоматически приобретает гражданство своего мужа при вступлении в брак;
- Почетное гражданство может быть предоставлено за исключительные заслуги перед нацией по усмотрению президента Сомали . [16] [20]
Утрата гражданства [ править ]
Граждане Сомали могут отказаться от своего гражданства при условии получения разрешения государства. [21] Граждане происхождения не могут быть лишены гражданства в Сомали. [22] Натурализованные лица могут потерять свое гражданство в результате совершения преступлений против государства или государственной безопасности, а также в результате мошенничества, введения в заблуждение или сокрытия ходатайства о натурализации. [23] Граждане, которые ранее потеряли свое сомалийское гражданство, могут репатриироваться, установив вид на жительство в течение как минимум трех лет и подав заявку на натурализацию. [24]
Двойное гражданство [ править ]
Согласно закону о гражданстве, двойное гражданство в Сомали запрещено, но согласно Временной конституции Федеративной Республики Сомали 2012 года , которая имеет преимущественную силу над другими законами, оно разрешено. [25] [4]
История [ править ]
Историческое упоминание о Земле Пунт встречается в египетских записях, датируемых 3000 годом до нашей эры. [26] В то время в состав народов региона входили джиидду Дигиль или Раханвейн клана . [27] К концу тысячелетия племена Тунни и Гарре переселились в долину Джубба . В первые века нашей эры мигранты из Йемена и Омана . на восточном побережье региона селились [26] Прибрежные жители вели торговлю с купцами, искавшими ладан и мирру из Абиссинии , Египта, Греции, Финикии , Персии и Рима. К шестому веку Зейла стала крупным торговым центром, торгующим товарами из внутренних районов Африки с иностранными купцами. Могадишо возник как торговый центр на юге, осуществляя посредническую торговлю с купцами суахили , которые привозили товары из Китая, Индии и Юго-Западной Азии. [28] В 755 году Персидский халифат Аббасидов подчинил жителей Могадишо, потребовав от них уплаты налогов. [29]
(11–17 вв Африканцы и контакты с посторонними . )
Между одиннадцатым и тринадцатым веками регион принял ислам . Смешанные браки создали исламскую арабо-сомалийскую элиту, которая основала сильные, но независимые города-государства, которые доминировали как в торговле, так и в политике вдоль побережья. [28] [30] В 1300 году Абиссиния сделала султанаты Бале , Даваро , Фатаджар , Хадия , Харар и Ифат вассальными государствами и потребовала от их султанов платить дань. [31] Зейла и другие города-государства пытались распространить свою власть на кочевые народы во внутренних районах, чтобы создать защитный буфер между своими опорными пунктами и абиссинскими захватчиками. [28] В северном Сомалиленде султаны имели мало власти, и их титул был в основном почетным. Не имея иерархической власти, кочевые группы были связаны родственными узами по отцовской линии, которые определяли союзы и социально-политические разногласия. [32] Следуя исламской системе дийа , кланы заключали договорной союз, согласно которому они выплачивали другим кланам и получали от них компенсацию за убытки, понесенные людьми или имуществом. Поскольку выплаты коллективно выплачиваются группе, сотрудничество, сотрудничество и консенсус среди мужчин в клане были необходимы для обеспечения безопасности группы и решения юридических вопросов. [32] [28]
К концу тринадцатого века клан Хавийе расширился от долины Шебелле к побережью, подчинив себе территорию между Италой и Меркой . Аджуранский султанат переместился в бассейн реки Шебелле и установил прибрежные торговые связи. В начале четырнадцатого века султан Ифат захватил абиссинские султанаты Бале и Харар, удерживая их до 1415 года. [28] [30] После поражения династии Ифат султанат Адал поднялся и стал доминировать на своей бывшей территории из своей столицы в Зейле. [33] [34] Хотя султан Адал оставался у власти до 1577 года, между 1445 и 1471 годами Адал был вассальным государством Абиссинии. [31] [34] В 1499 году португальский мореплаватель Васко да Гама попытался, но безуспешно, захватить Могадишо, равно как и попытки португальцев захватить Бараву в 1506 году и Зейлу в 1517 году. [35] был основан португальский торговый форт Однако в 1507 году на острове Сокотра . [36] В 1517 году абиссинские и португальские войска объединились, чтобы захватить Зейлу, и в ответ султанат Адал набрал войска из Османской империи . Османы остались на территории и в 1557 году оккупировали Аркико и Массауа . [28]
Около 1560 года султанат Силцис клана Хавийе переместился в долину Нижняя Шабелле и установил требования данников со стороны субкланов Геледи и Вакдаан . Силчи, возможно, были частью Аджуранского султаната или его преемника в районе Афгойе . [37] [38] Борьба между фракциями продолжалась до 1570-х годов, когда она была остановлена миграцией оромо на юго-западную территорию Абиссинии. [28] [39] Борьба за контроль над торговыми путями вызвала неоднократные конфликты, которые, в свою очередь, привели к миграции жителей. [28] В семнадцатом веке клан Раханвейн мигрировал на юг, вытеснив конфедерацию Аджуран в бассейнах рек Джубба и Шебелле. [28] Остатки Аджуранской конфедерации, а также их союзники из Маданле и Музаффариды , изгнанные из Могадишо в 1624 году, двинулись в северо-восточные части Кении. [40] Примерно в то же время Хирабский Имамат . на юге Сомали возник [41]
Доколониальный период (18 век-1889) [ править ]
Как и в предыдущие столетия, в Сомали не правило ни одно образование, и европейцы все чаще вторгались на их территорию. Хотя между территориями, управляемыми местными правителями, не было четких границ, они делили пастбища и занимались торговлей, которая часто становилась поводом для конфликтов. [42] В начале восемнадцатого века геледи и вакдаан, жившие на противоположных берегах реки Шабелле, объединили свои силы, чтобы вытеснить султанат Силцис. [38] [43] Это действие привело к основанию султаната Геледи около 1750 года, который вместе со своими союзниками из Вакдана стал доминирующим политическим образованием на юге Сомали на протяжении девятнадцатого века. [36] [44] Султанат Маджертин возник в 1800 году в регионе, ныне известном как Пунтленд . [45] Другой видной группой, возникшей в северо-западной части территории, был Султанат Исаака . [46] В 1839 году британцы основали торговый форт в Адене и подписали договоры с правителями клана Исаак о доступе к продовольствию. [47] В 1846 году Шарль Гийен , французский морской офицер, возглавил экспедицию с целью посетить южное побережье Сомали. [48] [49] К 1850-м годам Оманский султанат , базирующийся на Занзибаре , установил контроль над султанатами на Банадира , а северное побережье находилось под контролем Шарифа Мухи , побережье йеменского вассала Османской империи. [28] [49]
В 1850 году Великобритания подписала соглашение с султанатом Маджертин о защите британских кораблей в своих водах в обмен на ежегодную субсидию. Франция подписала договоры с султаном Афара в 1862 году и со старейшинами Иссы в 1874 году, позволив французам оккупировать Обок и Таджуру . В 1860-х годах в султанате Маджертин разразилась гражданская война, которая длилась пять лет и закончилась изгнанием их правителя. [50] В 1865 году немецкий исследователь Карл Клаус фон дер Деккен плыл по реке Джубба, но был остановлен порогами над Бардерой. [48] [50] В 1870-х годах изгнанный правитель Маджертина вернулся и после завоевания кланов Хавийе основал султанат Хобио . [50] После Берлинской конференции 1884–1885 годов британцы начали подписывать соглашения с традиционными лидерами на территории, граничащей с Эфиопией , французским Сомалилендом (ныне Джибути), итальянским Сомалилендом и Кенийской колонией . В обмен на защиту местных лидеров от агрессоров договоры обеспечили Британии защищенные торговые права. В 1887 году британцы уведомили стороны, подписавшие Берлинское соглашение, о своем намерении установить Сомалиленд в качестве британского протектората . [51]
Южное Сомали под властью Италии 1889–1960 ( )
Протекторат (1889–1941) [ править ]
После объединения Италии в 1870 году итальянцы стремились приобрести колониальные владения. Не сумев обеспечить протекторат в Тунисе, который был аннексирован Францией в 1881 году, итальянцы сосредоточились на покупке залива Асэб в Эритрее в 1882 году. [52] В 1889 году они подписали договор с султаном Хобио, расширяющий протекторат над его территорией. [53] [54] Между 1889 и 1901 годами они заключили соглашения о приобретении территории султана Маджертина, а в 1893 году заключили договоры о контроле над торговлей в портовых городах Барава, Мерка , Могадишо и Уаршейх . [55] Они также пытались распространить свое правление на Эфиопию в 1896 году, но потерпели поражение. [53] После подписания в 1905 году соглашения об установлении протектората над регионом Ногаль , итальянцы решили в 1908 году объединить все свои протектораты в единую административную единицу, известную как Итальянский Сомалиленд (Somala italiana). [56]
Итальянское подданство было впервые объявлено во время Объединения Италии в 1861 году. Когда государства объединились, их бывшие королевства и герцогства прекратили свое существование, и не было изобретено никаких альтернативных способов принадлежности. Таким образом, в марте 1861 года бывшее королевство Савойя-Пьемонт-Сардиния официально провозгласило, что прежнее подданство Пьемонта распространилось на всю Италию. [57] Жителям предоставлялась защита на основании их преданности монархии. [58] Субъектность происходила от отца-итальянца и могла передаваться по материнской линии только в том случае, если отец был неизвестен. [59] В разных районах к рождению на территории относились по-разному; в некоторых штатах оно давало субъектность, а в других – нет. [60] Процессы натурализации и денатурализации также различались в зависимости от провинции . [61] В 1865 году законы различных штатов были кодифицированы в национальное законодательство, включая новый гражданский кодекс, который вступил в силу 1 января 1866 года. [62]
Согласно Гражданскому кодексу 1865 года единство семьи было движущей силой кодекса, поэтому упор делался на происхождение. [63] Гражданство передавалось по отцовской линии независимо от того, где родился ребенок, если только отец не был неизвестен. Предполагалось, что у подкидышей, родившихся на этой территории, отец был итальянцем, и им предоставлялось гражданство. [64] Дети, родившиеся в Италии от иностранцев, проживавших на этой территории в течение десяти лет, могли получить гражданство по достижении совершеннолетия, а дети, рожденные на территории от иностранцев, не соответствующих требованиям к месту жительства, могли выбрать итальянское гражданство по достижении совершеннолетия после службы нации. [65] Жены были обязаны следовать национальности своего мужа. [66] Итальянские женщины, вышедшие замуж за иностранцев, теряли свое итальянское гражданство и могли восстановить его только в том случае, если брак был расторгнут и они поселились в Италии. Иностранки, вышедшие замуж за итальянцев, получили итальянское гражданство и сохранили его даже после расторжения брака. [67] В положения о гражданстве были внесены поправки Законом 23 от 1901 года, который позволял детям, родившимся на территории или за границей, ставшим иностранцами из-за потери гражданства отцом, приобретать гражданство без вмешательства парламента. [68] Поскольку Италия опасалась, что прекращение рабства создаст как экономические проблемы, так и конфликт с кланами Сомалиленда, рабство в протекторате не было прекращено до 1903 года. [69] Закон № 217 (известный как Закон Соннино), принятый 17 мая 1906 года, разрешал натурализацию королевским указом, если Государственный совет поддержал заявление и заявитель либо проживал в Италии или колониях в течение шести лет, либо предоставил четыре года стажа. служил итальянскому государству или был женат на итальянке в течение трех лет. [68] В кодексе, разработанном в 1907 году, указывалось, что итальянские подданные в Сомалиленде должны следовать местному обычному праву в отношении своей религиозной и племенной принадлежности. [70]
Колониальная подданность отличалась от подданства на родине. [56] Гражданский кодекс ( итальянский : L'ordinamento giuridico della Colonia Eritrea ) был разработан в 1911 году для Эритреи, но официально так и не вступил в силу, поскольку его требовалось публиковать на амхарском , арабском и итальянском языках. Тем не менее, он использовался в качестве руководства для жителей Эритреи и Сомалиленда и предусматривал, что лица, родившиеся в племени, коренном для этой территории, или члены его племени были итальянскими подданными, но не имели таких же гражданских прав, как лица, родившиеся в Италии. Если колониальный подданный натурализовался для получения гражданских прав, его статус не передавался другим членам семьи. [71] Дети, рожденные в законном браке между колониальными подданными и метрополиями , автоматически становились итальянцами, хотя большинство таких союзов были неформальными. Те дети, рожденные вне брака, которые были узаконены или юридически признаны и зарегистрированы в официальных колониальных записях о рождении, также автоматически получали итальянское гражданство с полным гражданством. [72] Коренные женщины, вышедшие замуж за столичных итальянцев, автоматически приобретали столичный статус, но если столичная женщина выходила замуж за уроженца, она могла сохранить свой статус, поскольку считалось маловероятным, что она будет иждивенцем местного мужчины. [73]
В 1912 году Италия ввела новые положения о гражданстве (Закон № 555) для итальянцев, живущих за пределами родины. [74] Он не оспаривал принцип единства национальности в семье для подданных метрополии, [75] и получил итальянское гражданство по происхождению от отца-итальянца. Но если ребенок родился за границей в стране, которая автоматически предоставила ему гражданство на основании jus soli , от итальянского гражданства можно отказаться по достижении совершеннолетия. Добавление этого положения позволило Италии на постоянной основе признавать гражданство эмигрантов и укреплять чувство принадлежности к Италии, даже если экспатрианты решили больше не выступать в качестве граждан. [76] Для иностранцев общее требование к проживанию было сокращено до пяти лет или до трех лет, если они находятся на государственной службе. [68] В 1914 году, чтобы препятствовать бракам между колониальными и метрополитенскими подданными, был издан указ, обязывающий государственного служащего уйти в отставку со своих должностей после вступления в брак с колониальным подданным. [77] Три года спустя губернатор-регент Эритреи Камилло Де Камиллис издал инструкцию автоматически присваивать столичное гражданство любому двурасовому ( итальянскому : метиччи ) ребенку независимо от признания отцовства. [78]
Между 1922 и 1943 годами расширил Муссолини фашистский режим свою территорию в Африке, а также государства Средиземноморья. Помимо Сомалиленда, в состав итальянских территорий входили Эритрея, Эфиопия и Ливия . [79] Статут 1933 года официально закрепил практику, позволяющую незаконнорожденным детям смешанной расы выбирать столичный статус по достижении совершеннолетия. [80] В 1936 году территории Эфиопии, Эритреи и Сомали были объединены в единую колонию Итальянская Восточная Африка ( итал . Africa Orientale Italiana ). [81] В июне Италия начала переопределение субъектности итальянской Восточной Африки. В новом статуте сохранилось положение, согласно которому колониальным подданным не является лицо, не происходящее от итальянского митрополита или гражданина какого-либо другого государства. [82] Он также продолжал политику присвоения столичного гражданства законным или законным детям итальянского отца. [80] Но он устранил положения, позволяющие детям смешанной расы выбирать статус метрополии по достижении совершеннолетия. Кроме того, закон о запрете смешанных браков, принятый в 1937 году, запрещал сожительство , а другой, обнародованный в следующем году, запрещал официальные браки между столичными и местными подданными. [83] [84] Смешанные браки стали незаконными и карались пятилетним тюремным заключением после осуждения. [84] Законодательство, принятое в 1940 году, запрещало предоставлять статус метрополии смешанным, незаконнорожденным, законным, законным детям или детям неизвестного происхождения, если только они не достигли тринадцатилетнего возраста в том же году, не были воспитаны как итальянцы и не могли подтвердить свой хороший характер. [85]
военная администрация ( 1941–1950 ) Британская
В 1940 году итальянцы вторглись в Британский Сомалиленд, но семь месяцев спустя потерпели поражение от британских и южноафриканских войск в рамках Восточноафриканской кампании Второй мировой войны . [28] [86] Британская военная администрация была создана в 1941 году для наблюдения за Эфиопией и всеми сомалийскими землями, включая британский и итальянский Сомалиленд, а также резервом Хауд . [86] [87] [88] В 1942 году суверенитет Эфиопии был восстановлен, но Военная администрация продолжала управлять делами в регионе Огаден и части Французского Сомалиленда. [86] В 1946 году Эрнест Бевин , министр иностранных дел Великобритании, представил союзным державам предложение объединить британские и итальянские Сомалиленды и регион Огаден в единую подопечную территорию Организации Объединенных Наций . Соглашение не было достигнуто [89] [87] а в 1948 году регион Огаден был включен в состав Эфиопии. В следующем году Организация Объединенных Наций учредила подопечную территорию Сомалиленд под управлением Италии, которая должна была вступить в силу в январе 1950 года. [89]
Подопечная территория ООН 1950–1960 ( )
В соответствии с программой попечителей сомалийцы, которые ранее были подданными Италии, перестали быть гражданами Италии и не имели гражданства. [90] Первый закон о гражданстве итальянского Сомалиленда был принят в период опеки под итальянской администрацией. Статут (Закон № 2) от 1 декабря 1957 года предоставил гражданство любому лицу без гражданства, родившемуся и проживавшему на территории с 1940 года, если его отец был сомалийцем и либо был родом с территории, либо имел постоянное место жительства. на территории. Поскольку Консультативный совет ООН заметил, что в законе отсутствуют средства для натурализации, закон был заменен [91] 12 февраля 1960 года, когда был принят Закон (Закон № 9), заново определяющий, кто является гражданами. Он предусматривал, что лицо, чей отец был гражданином итальянского Сомалиленда, считалось гражданином с рождения и что лица, у которых был такой отец, могли приобрести сомалийское гражданство, установив постоянное место жительства на территории и отказавшись от любого другого гражданства. Иностранцы могли получить гражданство путем гранта, если они проживали на территории в течение десяти лет; если они родились на территории и их родители проживали там в течение пяти лет на момент рождения; если бы они были детьми сомалийской матери; или если они проработали как минимум три года на службе правительства Сомали, внося свой вклад в развитие страны. [92] В соответствии с политикой единства семьи женщины и дети должны были иметь то же гражданство, что и их муж или отец, таким образом, сомалийские женщины теряли свое гражданство при вступлении в брак с иностранцем, а иностранные женщины получали сомалийское гражданство при вступлении в брак с сомалийским мужем. [93] Незаконнорожденные дети и подкидыши, обнаруженные на территории, могли получить гражданство через мать или по требованию лица, на попечении которого находится ребенок. [94]
Северный Сомалиленд под британским правлением 1898–1960 ( )
В 1898 году территория нынешнего Сомалиленда официально стала протекторатом, известным как Британский Сомалиленд . [95] В Британии преданность, при которой подданные клялись поддерживать монарха, была предшественником современной концепции гражданства. [96] Корона с 1350 года признала, что все лица, родившиеся на территориях Британской империи, были подданными. [97] Те, кто родился за пределами королевства, - за исключением детей тех, кто занимал официальный пост за границей, детей монарха и детей, рожденных на британском корабле - по общему праву считались иностранцами. [98] Брак не влиял на статус подданного королевства, [99] но согласно общему праву одиноким женщинам, включая разведенных, не разрешалось быть родителями, поэтому их дети не могли получить гражданство по материнской линии и были лицами без гражданства, если они не были узаконены их отцом. [100] [99] Законы о британском гражданстве не выходили за пределы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии , а это означает, что в соответствии с британскими правилами завоевания законы, действовавшие на момент приобретения, оставались в силе до тех пор, пока не были изменены. [101] [97] Помимо общего права, не существовало стандартного статутного права, которое применялось бы к подданным по всему королевству, а это означало, что разные юрисдикции создавали свои собственные законы для местных условий, которые часто противоречили законам других юрисдикций империи. Таким образом, человек, натурализованный, например, в Канаде, будет считаться иностранцем, а не гражданином Великобритании в Австралии или Южной Африке. [102] Когда в 1815 году были установлены британские протектораты, между правами британских подданных и покровительствуемых лиц не было большой разницы. [103]
В 1911 году на Императорской конференции было принято решение разработать единый национальный кодекс для использования по всей империи. [104] В соответствии с Законом о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года британские протектораты считались иностранными территориями, не имеющими внутреннего правительства. [105] [106] Когда Великобритания распространила этот статус на территорию, она взяла на себя ответственность как за внутреннее, так и за внешнее управление, включая оборону и внешние отношения. Коренные жители, родившиеся в протекторате, были известны как лица, находящиеся под защитой Великобритании, и не имели права быть британскими гражданами. [105] BPP не имели права на возвращение в Соединенное Королевство и не могли осуществлять права гражданства; однако им могут быть выданы паспорта и они могут получить доступ к дипломатическим услугам во время поездок за границу. [107] В 1914 году Закон об ограничении присутствия иностранцев разъяснил, что, хотя BPP не являются гражданами, они также не являются и иностранцами. [108] [106] Когда в 1919 году в закон были внесены поправки, это положение осталось прежним, а это означало, что BPP не могли натурализоваться. [109] [110] До 1934 года, когда был разработан Британский Приказ о лицах, находящихся под защитой, статус BPP не был установлен законом, а скорее предоставлялся по прерогативе монарха. [105] В соответствии с Приказом 1934 года статус жителя охраняемых территорий определялся как лицо, родившееся до или после Приказа в протекторате, не имевшее гражданства и не являвшееся британским подданным, или лицо, родившееся за границей от уроженца протектората, не имевшее гражданства. а не британские подданные. [111] Статут распространял статус BPP на детей и жен BPP, если они не имели гражданства, и конкретно предусматривал, что, если женщина вышла замуж за человека, который был гражданином другой страны, она потеряла свой статус BPP. [112]
В 1943 году Закон о британском гражданстве разъяснил, что BPP, родившиеся за границей на территориях, находившихся в пределах владений Короны, были британскими подданными в силу jus soli , но те, кто родился в пределах протектората, не были подданными. [113] Согласно положениям Закона о британском гражданстве 1948 года, статус гражданства BPP Британского Сомалиленда не изменился. [95] Однако Закон, сохраняя положения о том, что BPP не являются иностранцами и не могут натурализоваться, разрешал BPP регистрироваться в качестве BPP защищенного места или в качестве британского подданного при определенных условиях. [109] [114] В 1949 году Указ Совета Британских протекторатов, охраняемых государств и покровительствуемых лиц отменил прежние приказы о BPP и подробные положения о предоставлении защищенного статуса. [115] Он предусматривал, что покровительствуемые лица являются BPP протектората, если они там родились; если они родились за границей от отца, который был уроженцем протектората; или если на момент их рождения их отец был БПП. Он также разрешил женщинам, состоящим в браке с BPP, регистрироваться в качестве BPP, а также разрешил некоторым гражданам иностранных государств регистрироваться в качестве BPP. [116] Незначительные изменения в статусе покровительствуемых лиц были внесены постановлениями Совета в 1952, 1953, 1958, 1960, 1961 и 1962 годах, но серьезных изменений не произошло до 1965 года. [117]
Переход к государственности 1948–1960 ( )
В 1950 году на обеих территориях начало расширяться националистическое движение. [118] Членство в политических партиях увеличилось почти вдвое в период с 1950 по 1954 год. [119] В попытке продвинуться к единой независимости в 1953 году была проведена конференция, на которой обсуждалась возможность постоянного приобретения Огадена и заповедника Хауд для сомалийцев. Не имея возможности достичь соглашения, поскольку правительства не могли адекватно консультироваться с кочевым населением, [120] В 1954 году Великобритания подписала договор с Эфиопией, признающий суверенитет Эфиопии над заповедником Хауд в обмен на то, что эфиопы позволят сомалийцам, находящимся под защитой Великобритании, переселяться в этот район в соответствии с традиционными пастбищными обычаями. [88] Заповедник Хауд оставался спорным вопросом, поскольку сомалийцы, преследуя свои стада на территорию Эфиопии, проводили значительное количество времени на территории Эфиопии. [121] В 1956 году на подопечной территории были созданы кабинет министров и законодательное собрание, а в следующем году в Британском Сомалиленде был создан законодательный совет. [122] [123] Из-за общего колониализма и культуры прошлого на конференции в Могадишо в апреле 1960 года были проведены переговоры по планированию объединения, чтобы обсудить союз северного и южного Сомалиленда как средство уменьшения клановых конфликтов. [118] [124] [125] В рамках подготовки к обретению государственности 21 июня 1960 года Учредительное собрание подопечной территории приняло Конституцию Сомалийской Республики. [126]
обретения независимости (1960 – настоящее После время )
26 июня 1960 года Британский Сомалиленд обрел независимость. [95] В соответствии с Постановлением о гражданстве и гражданстве (№ 15), принятым за три дня до обретения независимости, сомалийцы, которые не имели гражданства и родились в Британском Сомалиленде, или, если законный, чей отец, а если незаконнорожденный, чья мать родилась на территории, были получили гражданство Сомалиленда и перестали быть БПП. [94] [95] Лица, прожившие в Британском Сомалиленде в течение года, могли зарегистрироваться для получения гражданства, если они не соответствовали положениям об автоматическом приобретении гражданства после обретения независимости, при условии, что они отказались от любого другого гражданства. [127] Лица, родившиеся на территории после обретения независимости, получили гражданство, если они законны от отца и незаконнорождены от матери. [94] Замужние женщины следовали национальности мужа. [127] 27 июня 1960 года северный бывший Британский Сомалиленд разработал проект Закона о Союзе Сомалиленда и Сомали и принял закон, но южный бывший итальянский Сомалиленд не ратифицировал соглашение. [128] [118] Вместо этого 1 июля юг принял свой собственный Акт о Союзе (Atto di Unione) со значительно другими условиями и разработал проект конституции. [118] [129] 1 июля 1960 года итальянский Сомалиленд стал независимым. [130] и, несмотря на неспособность договориться об условиях союза и тот факт, что итальянский Сомалиленд все еще оставался подопечной территорией, два штата объединились и образовали Сомалийскую Республику. [129] 3 августа все, кто оставался BPP в Британском Сомалиленде, поскольку им не было предоставлено гражданство в соответствии с Постановлением 15, перестали быть BPP. [95]
Чтобы преодолеть отсутствие соглашения об объединении, был подготовлен указ президента, исправляющий ситуацию, но он не получил законодательного одобрения. Затем было предложено, чтобы вопрос о союзе был рассмотрен на конституционном плебисците, запланированном на июнь 1961 года. Согласно условиям предложенной конституции, Могадишо, а не Харгейса, должен был стать столицей, а места в законодательных органах были распределены, давая северному Сомали тридцать три места, а южному - тридцать три. Сомали девяносто девять представителей. [131] В результате неспособности прийти к согласию и дисбаланса сил в проекте конституции север бойкотировал конституционный референдум 1961 года , и в нем проголосовало чуть более пяти процентов северного населения. Из тех, кто участвовал, шестьдесят процентов выступили против новой конституции. [131] [132] Однако, поскольку северное население составляло лишь 100 000 из 1 952 660 избирателей, результатом стало принятие предложенной конституции. [131] Согласно условиям конституции, 31 января 1961 года был обнародован Акт Союза, который вступил в силу задним числом с 1 июля 1960 года. [133] В соответствии с положениями Закона о Союзе лица, которые были гражданами Сомалиленда или Сомали, становились гражданами Сомалийской Республики. [126]
Конституция предусматривала принятие Закона о гражданстве, определяющего предоставление гражданства после союза, что привело к принятию Закона о сомалийском гражданстве (№ 28) от 22 декабря 1962 года. [126] [134] Он предусматривал отмену как Закона № 9 от 12 февраля 1960 года для Итальянского Сомалиленда, так и Постановления № 15 от 25 июня 1960 года для Британского Сомалиленда. [134] После обретения независимости дети получали гражданство от отца-сомалийца, который был гражданином Сомали, или через человека, который по языку, происхождению или традициям считался сомалийцем. Он позволял лицам, прожившим на территории семь лет, или тем, чьи матери были сомалийками, после двухлетнего проживания получить гражданство посредством гранта. [135] Несовершеннолетние приобретали, теряли или восстанавливали гражданство, когда их отец менял свое гражданство, единственным исключением было то, что, если отец был лицом без гражданства, ребенок мог получить гражданство по материнской линии. Подкидыши или несовершеннолетние сироты считались сомалийцами и автоматически получали гражданство, если позже не было доказано обратное. [13] Иностранки, вышедшие замуж за сомалийских мужей, автоматически получали сомалийское гражданство. [4] Гражданство может быть утрачено в результате получения двойного гражданства, службы в иностранном правительстве или вооруженных силах, проживания за границей или в случае выхода женщины замуж за иностранца и приобретения его гражданства. [4] [136]
В 1969 году президент был убит во время государственного переворота , и действие конституции было приостановлено. [132] [137] Сомали стала советским государством-сателлитом , и возродились надежды на создание эгалитарной сомалийской нации. [138] Война между Сомали и Эфиопией вспыхнула в 1977 году из-за надежд на создание Великого Сомали и объединение сомалийских этнических групп из Джибути, региона Огаден в Эфиопии, Северного пограничного округа Кении и Сомалийской Демократической Республики . Сомали потерпело поражение, Джибути отвергло это предложение, а Советский Союз отказался от поддержки страны. [139] Продолжающаяся полицейского государства к концу 1980-х годов политика подтолкнула страну к гражданской войне . [139] [140] Между 1990 и 1992 годами сомалийское государство рухнуло из-за волн насилия, ускоренных резким ростом доступности оружия; неспособность старейшин кланов обеспечивать соблюдение обычного права; и огромный голод , распространившийся по югу Сомали. [141] В 1993 году четырнадцать группировок в Сомали подписали соглашение о прекращении огня и согласились принять участие в конференции по национальному примирению в марте 1993 года, на которой были подписаны официальные мирные документы. [142] Продолжающиеся обострения продолжались до 1997 года, когда вторая конференция обеспечила мирное соглашение между двадцатью шестью лидерами фракций. [143] В 2000 году было сформировано Переходное федеральное правительство Сомали . [144] которое было признано в 2004 году Организацией Объединенных Наций официальным правительством республики. [145]
В этот период, в 1991 году, Сомалиленд отменил Акт о Союзе, провозгласив свою независимость. [146] Он учредил двухпалатный законодательный орган, создал временную конституцию и назначил президента. Между северными кланами вспыхнула гражданская война, которая закончилась после созыва конференции по национальному примирению в 1996 году. Новая временная конституция была принята в 1997 году и вынесена на плебисцит в 2001 году. четверть миллиона человек одобрили конституцию и независимость Сомалиленда. [147] Международное сообщество не желало официально признавать суверенитет Сомалиленда без официального признания и членства в Африканском Союзе . В 2005 году Сомалиленд подал заявку на членство, и Африканский Союз провел миссию по установлению фактов в стране. [148] Признавая территориальные претензии Сомалиленда на свои бывшие колониальные границы, он отказался предоставить членство на том основании, что он отделяется от международно признанного государства. [149] Согласно международной юриспруденции, Организация Объединенных Наций обычно отказывается признавать отколовшиеся государства без согласия материнского государства, за исключением случаев, когда произошли серьезные нарушения прав человека или метрополия прекратила свое существование. [150] Следуя этой политике, учреждения и официальные лица Организации Объединенных Наций не признали суверенитет Сомалиленда, и граждане Сомалиленда должны путешествовать по паспортам, выданным Сомали. [145] [151]
В 2004 году переходное правительство приняло Переходную федеральную хартию Сомалийской Республики , которая предусматривала, что ни одна из территорий в составе республики не является независимой. [152] В нем уточнялось, что те, кто ранее были гражданами Сомалийской Республики, продолжают оставаться таковыми и что те, кто родился после обнародования хартии, получили гражданство по рождению на этой территории или от отца-сомалийца. [153] В августе 2012 года было создано первое постоянное правительство после гражданской войны, которое приняло новую конституцию. [13] По условиям Конституции 2012 года всем детям гарантировалось право на гражданство, повторялась фраза о том, что для сомалийского народа существует только одно гражданство, разрешалось двойное гражданство, и содержался призыв к разработке нового закона о гражданстве. [4] [13] В 2016 году был разработан законопроект о внесении изменений в Закон о гражданстве. Согласно его условиям, женщины и мужчины в равной степени смогут передавать свое гражданство своим детям и супругам. Женщины больше не теряют своего гражданства, если выходят замуж за несомалийца. В нем содержались положения, согласно которым дети, рожденные в Сомали, которые в противном случае были бы апатридами, могли получить сомалийское гражданство, а также брошенные дети и усыновленные. Поправка также устранила несоответствие между Конституцией 2012 года и Законом о гражданстве 1962 года в отношении признания двойного гражданства. [154] По состоянию на 2021 год законопроект еще не был принят и реализован. [155]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Сомалиленд — непризнанное государство и как таковое не имеет законного национального суверенитета . [2] [7] Ни Сомали, ни международное сообщество официально не признают независимость Сомалиленда, хотя де-факто признаются его полномочия контролировать внутренние дела на своей территории. [4] [7] [8]
- ↑ Бронвен Мэнби , эксперт по африканским законам о гражданстве, заявила, что в законе Сомали нет положений о гражданстве для детей без гражданства или найденышей, [18] или чтобы дети получали гражданство после натурализации их отца. [16] Комитет по правам ребенка отметил в отчете за 2015 год, что статья 14 Закона о сомалийском гражданстве предусматривает, что несовершеннолетние приобретают, теряют или восстанавливают гражданство так же, как это делает их отец. В докладе далее говорится, что если отец является апатридом, ребенок может получить гражданство матери, но по достижении совершеннолетия может отказаться от этого гражданства. Также уточнили, что согласно статье 15 дети неизвестных родителей, рожденные в республике, автоматически приобретают гражданство. [13] Ибрагим Хаши Джама, редактор Somoliland Law.com и адвокат, заявил в 2014 году, что в оцифрованных копиях статута 1962 года на тот момент ошибочно были пропущены статьи с 13 по 16. [19] Официальная публикация в правительственной газете Bollettino Ufficiale подтвердила, что отчет Комитета по правам ребенка соответствует положениям опубликованного статута. [14]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 36, 134.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Универсальный периодический обзор 2021 г. , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби, 2016 г. , стр. 4–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Совет по иммиграции и беженцам Канады, 2018 г.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэгг, 2015 , стр. 3–4.
- ^ Ариефф 2008 , стр. 60, 62.
- ^ Мэнби 2016 , с. 52.
- ^ Мэнби 2016 , с. 6.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 52, 56.
- ^ Универсальный периодический обзор 2021 г. , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Комитет по правам ребенка 2019 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Официальный бюллетень 1962 года , с. 13.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 81, 89.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2016 , с. 94.
- ^ Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Мэнби 2016 , с. 51.
- ^ Джама 2014 , стр. 1.
- ^ Официальный бюллетень 1962 , с. 11.
- ^ Мэнби 2016 , с. 112.
- ^ Мэнби 2016 , с. 104.
- ^ Мэнби 2016 , с. 111.
- ^ Мэнби 2016 , с. 115.
- ^ Мэнби 2016 , с. 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мухтар 2003 , с. XXV.
- ^ Мухтар 2003 , стр. xxv, 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Агиар 2010 .
- ^ Мухтар 2003 , с. XXVI.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мухтар 2003 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мухтар 2003 , с. xxvii.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис 1965 , с. 10.
- ^ Офкански и Шинн 2004 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Erlikh 2002 , p. 36.
- ^ Мухтар 2003 , стр. xxvii–xxviii, 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мухтар 2003 , с. xxviii.
- ^ Хадж 2001 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кассанелли 2016 , с. 111.
- ^ Хассен 1990 , с. 27.
- ^ Льюис 1965 , с. 28.
- ^ Абдуллахи 2017 , стр. 62.
- ^ & Фокс 2015 , с. 43.
- ^ Лулинг 1993 , с. 101.
- ^ Лулинг 1993 , с. 102.
- ^ Мухтар 2003 , с. XXIX.
- ^ Юленен, Алекси Юленен (28 декабря 2023 г.). Рог: участие экономической дипломатии и государственного управления стран Персидского залива в региональных отношениях . Блумсбери. п. 113. ИСБН 9780755635191 .
- ^ Мухтар 2003 , стр. XXIX, 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис 1965 , с. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хендерсон и др. 2001 , с. 396.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хендерсон и др. 2001 , с. 397.
- ^ Пур 2009 , с. 123.
- ^ Эспозито 2020 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эспозито 2020 , с. 4.
- ^ Донати 2013 , с. 120.
- ^ Донати 2013 , стр. 120–121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донати 2013 , с. 121.
- ^ Донати 2013 , с. 19.
- ^ Донати 2013 , с. 20.
- ^ Донати 2013 , стр. 21, 26.
- ^ Донати 2013 , с. 21.
- ^ Донати 2013 , стр. 21–23.
- ^ Донати 2013 , стр. 21, 24.
- ^ Донати 2013 , с. 27.
- ^ Донати 2013 , с. 26.
- ^ Донати 2013 , с. 28.
- ^ Донати 2013 , с. 38.
- ^ Донати 2013 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Донати 2013 , с. 299.
- ^ Донати 2013 , с. 127.
- ^ Донати 2013 , с. 147.
- ^ Донати 2013 , стр. 122, 125.
- ^ Донати 2013 , стр. 122–123.
- ^ Донати 2013 , с. 124.
- ^ Донати 2013 , с. 98.
- ^ Донати 2013 , с. 44.
- ^ Донати 2013 , стр. 113–115.
- ^ Донати 2013 , с. 125.
- ^ Донати 2013 , с. 123.
- ^ Донати 2013 , с. 183.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донати 2013 , с. 186.
- ^ Донати 2013 , с. 184.
- ^ Донати 2013 , с. 185.
- ^ Донати 2013 , с. 187.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макгуайр 2020 , с. 187.
- ^ Донати 2013 , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мухтар 2003 , с. xxxi.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэр 1965 , с. 175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллман 2014 , с. 179.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мухтар 2003 , с. xxxii.
- ^ Донати 2013 , с. 249.
- ^ Аби-Сааб 1962 , с. 65.
- ^ Ежегодник по правам человека 1962 , стр. 306.
- ^ Ежегодник по правам человека 1962 , стр. 307–308.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ежегодник по правам человека , 1962 год , с. 308.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Франсман 2011 , с. 1254.
- ^ Франсман 2011 , с. 129.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 130.
- ^ Франсман 2011 , с. 131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болдуин 2001 , с. 525.
- ^ Франсман 2011 , с. 138.
- ^ Гленн 2008 , с. 4.
- ^ Болдуин 2001 , с. 526.
- ^ Даммит 2006 , с. 560.
- ^ Франсман 2011 , с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поляк 1963 , с.
- ^ Бирбах 2015 , с. 264.
- ^ Сойер и Рэй 2014 , с. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мвалиму 2005 , с. 252.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 34.
- ^ Франсман 2011 , с. 1778.
- ^ Франсман 2011 , с. 1779.
- ^ Даммит 2006 , с. 561.
- ^ Франсман 2011 , с. 174.
- ^ Франсман 2011 , стр. 174, 1781.
- ^ Франсман 2011 , с. 1781.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1783–1785.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лалос 2011 , с. 792.
- ^ Уэр 1965 , с. 176.
- ^ Миллман 2014 , с. 181.
- ^ Миллман 2014 , с. 181-182.
- ^ Ware 1965 , стр. 180–181.
- ^ Мухтар 2003 , с. xxxiii.
- ^ Котран 1963 , с. 1010.
- ^ Уэр 1965 , с. 182.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Котран 1963 , с. 1025.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ежегодник по правам человека , 1962 год , с. 309.
- ^ Котран 1963 , с. 1011.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пур 2009 , с. 124.
- ^ Аби-Сааб 1962 , с. 66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пур 2009 , с. 125.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лалос 2011 , с. 793.
- ^ Котран 1963 , с. 1012.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Официальный бюллетень 1962 года , с. 14.
- ^ Котран 1963 , стр. 1025–1026.
- ^ Котран 1963 , с. 1026.
- ^ Пур 2009 , стр. 126, 128.
- ^ Пур 2009 , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пур 2009 , с. 127.
- ^ Менхаус 2007 , стр. 70–72.
- ^ Менхаус 2007 , с. 73.
- ^ Мухтар 2003 , с. XLII.
- ^ Мухтар 2003 , стр. xxxii – xliv.
- ^ Мухтар 2003 , с. xlv.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ариефф 2008 , с. 69.
- ^ Лалос 2011 , с. 794.
- ^ Лалос 2011 , с. 795.
- ^ Ариефф 2008 , с. 67.
- ^ Ариефф 2008 , с. 68.
- ^ Лалос 2011 , стр. 803–804.
- ^ Научный 2016 , с. 15.
- ^ Ариефф 2008 , с. 78.
- ^ Переходная хартия Сомали 2004 г.
- ^ Универсальный периодический обзор 2021 г. , с. 8.
- ^ Универсальный периодический обзор 2021 г. , с. 12.
Библиография [ править ]
- Абдуллахи, Абдурахман (2017). Осмысление истории Сомали . Том. 1. Лондон: Издательства Адонис и Эбби. ISBN 978-1-909112-79-7 .
- Аби-Сааб, Джордж М. (апрель 1962 г.). «Гражданство и дипломатическая защита на подмандатных и подопечных территориях» . Гарвардский юридический бюллетень . 3 (2). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский клуб международного права: 44–76. ISSN 0888-2584 . Проверено 28 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Агиар, Мариан (2010). «Сомали» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195337709.001.0001 . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Ариев, Алексис (лето 2008 г.). «Фактическая государственность — странный случай Сомалиленда» . Йельский журнал международных отношений . 3 (2). Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет : 60–79. ISSN 1936-2641 . Проверено 27 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Болдуин, М. Пейдж (октябрь 2001 г.). «Подчинение империи: замужние женщины и Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев» . Журнал британских исследований . 40 (4). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 522–556. дои : 10.1086/386266 . ISSN 0021-9371 . JSTOR 3070746 . OCLC 4637986477 . ПМИД 18161209 . S2CID 5762190 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Бирбах, Джереми Б. (2 сентября 2015 г.). Границы равенства в развитии гражданства ЕС и США (PDF) (доктор философии). Амстердам: Амстердамский университет . OCLC 1030964358 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- Брэгг, Ребекка (февраль 2015 г.). Международное признание Сомалиленда (PDF) . Конференция «Модель Организации Объединенных Наций» (ODUMUNC), 19–22 февраля 2015 г. Норфолк, Вирджиния: Университет Олд Доминион . Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2015 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- Кассанелли, Ли В. (2016). Формирование сомалийского общества: реконструкция истории пастушеского народа, 1600–1900 гг . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-1-5128-0666-3 .
- Комитет по правам ребенка (16 октября 2019 г.). Конвенция о правах ребенка: первоначальный доклад, представленный Сомали в соответствии со статьей 44 Конвенции (Отчет). Женева, Швейцария: Организация Объединенных Наций . Отчет №CRC/C/SOM/1. Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Котран, Юджин (июль 1963 г.). «Правовые проблемы, возникающие в связи с образованием Сомалийской Республики» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 12 (3). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета Британского института международного и сравнительного правоведения: 1010–1026. дои : 10.1093/iclqaj/12.3.1010 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 756301 . OCLC 5544656061 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- Донати, Сабина (2013). Политическая история национального гражданства и идентичности в Италии, 1861–1950 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-8451-1 .
- Даммет, Энн (2006). «15. Великобритания» . В Баубёке, Райнер; Эрсбёлль, Ева; Гроенендейк, Кес; Вальдраух, Харальд (ред.). Приобретение и потеря гражданства: политика и тенденции в 15 европейских государствах . Том. 2. Страновой анализ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 551–586. ISBN 978-90-5356-921-4 . JSTOR j.ctt46n00f.19 .
- Элми, Афьяре А. (ноябрь 2016 г.). «Развитие инклюзивного гражданства в Сомали: проблемы и возможности» (PDF) . Бильдхан . 16 . Сент-Пол, Миннесота: Колледж Макалестер : 6–20. ISSN 2158-365X . OCLC 964360830 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- Эрлих, Хагай (2002). Крест и река: Эфиопия, Египет и Нил . Боулдер, Колорадо: Издательство Линн Риннер . ISBN 978-1-55587-970-9 .
- Эспозито, Габриэле (2020). Армии итало-турецкой войны, завоевание Ливии, 1911-1912 гг . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-4728-3942-8 .
- Фокс, Мэри-Джейн (2015). Корни сомалийской политической культуры . Боулдер, Колорадо: First Forum Press. ISBN 978-1-62637-204-7 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гленн, Джейн Мэтьюз (май 2008 г.). «Смешанные юрисдикции в Карибском Содружестве: смешивание, разделение, ремикс» (PDF) . Электронный журнал сравнительного правоведения . 12 (1). Тилбург, Нидерланды: Тилбургский университет, Институт Шордейк: 1–23. ISSN 1387-3091 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2020 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- Хаджи, Абдивахид Осман (2001). Сомали: Хронология исторических документов, 1827–2000 гг. с приложением из 40 избранных документов с января 2001 г. по ноябрь 2001 г. Глостер, Онтарио: А.О. Хаджи [самопубликовано]. ISBN 978-0-9688743-0-1 . Самостоятельно опубликованный источник, однако автор является всемирно известным адвокатом и историком права из Сомали , и его цитировали другие ученые [1] , [2] , [3] , [4] ; был опубликован традиционными СМИ [5] , [6] ; и по крайней мере один автор указал, что данная работа также была опубликована издательством Indiana University Press .
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )|postscript=
- Хассен, Мохаммед (1990). Оромо Эфиопии: История, 1570–1860 гг . Серия африканских исследований. Том. 66. Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-38011-1 .
- Хендерсон, Анализ; Хиггинс, Клэр; Джонсон, Оуайн; Кандола, Дондип; и др. (2001). «Сомали » У Лии, Дэвид; Роу, Аннамари (ред.). Политическая хронология Африки (1-е изд.). Лондон: Публикации Европы . стр. 100-1 396–408. ISBN 1-85743-116-2 .
- Джама, Ибрагим Хаши (июль 2014 г.). «Закон № 28 от 22 декабря 1962 г. о гражданстве Сомали» (PDF) . РефМир . Харгейса, Сомалиленд: Юридическая организация Сомалиленда. Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Лалос, Димитриос (декабрь 2011 г.). «Между государственностью и Сомали: размышления о государственности Сомалиленда» . Обзор права Вашингтонского университета в области глобальных исследований . 10 (4). Сент-Луис, штат Миссури: Юридический факультет Вашингтонского университета : 789–812. ISSN 1546-6981 . OCLC 8092203203 . Проверено 28 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Льюис, IM (1965). Современная история Сомалиленда: от нации к государству . Серия Praeger «Азия-Африка». Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер . OCLC 1105237427 .
- Лулинг, Вирджиния (1993). «Использование прошлого: вариации исторических традиций в южно-сомалийском сообществе» . В Мохамед-Абди, Мохамед (ред.). Сомалийская антропология: материалы 2-го коллоквиума по сомалийским исследованиям (Безансон - 8/11 октября г. 1990 ) Литературные анналы Безансонского университета. Полет. 495. Безансон, Франция: Безансонский университет . стр. 101–116. ISBN 978-2-251-60495-4 .
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Макгуайр, Валери (2020). Море Италии: империя и нация в Средиземноморье, 1895–1945 гг . Ливерпуль, Мерсисайд: Издательство Ливерпульского университета . ISBN 978-1-80034-800-4 .
- Менхаус, Кен (2007). «Местные системы безопасности в Сомали, Восточная Африка». В Андерсене, Луиза; Мёллер, Бьёрн; Степпутат, Финн (ред.). Хрупкие государства и незащищенные люди?: Насилие, безопасность и государственность в XXI веке (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 67–98. ISBN 978-1-4039-8382-4 .
- Миллман, Брок (2014). Британский Сомалиленд: административная история, 1920–1960 гг . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-1-317-97544-1 .
- Мухтар, Мохамед Хаджи (2003). Исторический словарь Сомали . Серия африканских исторических словарей. Том. 87 (Новая ред.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . ISBN 0-8108-4344-7 .
- Мвалиму, Чарльз (2005). Нигерийская правовая система . Том. 1. Публичное право. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Питер Лэнг . ISBN 978-0-8204-7125-9 .
- Офкански, Томас П.; Шинн, Дэвид Х. (2004). Исторический словарь Эфиопии . Исторические словари Африки. Том. 91 (2-е (новое) изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-6566-2 .
- Полак, Кеннет (март 1963 г.). «Защита государственного акта в отношении протекторатов» . Обзор современного права . 26 (2). Лондон: Издательство Blackwell : 138–155. дои : 10.1111/j.1468-2230.1963.tb00704.x . ISSN 0026-7961 . OCLC 4794706569 .
- Пур, Брэд (зима 2009 г.). «Сомалиленд: прикован к несостоявшемуся государству» . Стэнфордский журнал международного права . 45 (1). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордская школа права : 117–150. ISSN 0731-5082 . OCLC 421868327 . Проверено 28 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Исследовательское управление Совета по иммиграции и беженцам Канады (9 марта 2018 г.). Сомали: имеют ли право на сомалийское гражданство лица, родившиеся в Сомалиленде и в районе Огаден в Эфиопии; Гражданский статус женщин, состоящих в браке с иностранными гражданами; Требования и процедуры для получения и повторного приобретения гражданства Сомали (Отчет). Оттава, Онтарио: Совет по иммиграции и беженцам Канады . отчет №SOM106079.E. Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Сойер, Кэролайн; Рэй, Хелена (декабрь 2014 г.). «Страновой отчет: Великобритания» (PDF) . cadmus.eui.eu (переработанная ред.). Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- Центр развития сомалийских женщин; Центр по правам человека Сомалиленда; Глобальная кампания за равные права гражданства ; Институт безгражданства и инклюзии (май 2021 г.). Совместное представление Совету по правам человека на 38-й сессии универсального периодического обзора: Сомали (Отчет). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . отчет № JS4UPR38SOM-E. Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Тагупа, Уильям (июнь 1994 г.). «Закон, статус и гражданство: конфликт и преемственность в Новой Зеландии и Западном Самоа (1922–1982)» . Журнал тихоокеанской истории . 29 (1). Канберра, столичная территория Австралии: Австралийский национальный университет : 19–35. дои : 10.1080/00223349408572756 . ISSN 0022-3344 . JSTOR 25169200 . OCLC 6015501156 . Проверено 14 июня 2021 г.
- Уэр, Гилберт (июнь 1965 г.). «Сомали: от подопечной территории к нации, 1950–1960» . Филон . 26 (2). Атланта, Джорджия: Университет Кларка Атланты : 173–185. дои : 10.2307/273632 . ISSN 0031-8906 . JSTOR 273632 . OCLC 5548671845 . Проверено 29 декабря 2021 г.
- «Законы и указы: Закон № 28 от 22 декабря 1962 года о гражданстве Сомали » (PDF) . Официальный бюллетень Сомалийской Республики (на итальянском языке). Том III, Приложение 4, вып. 12. Могадишо, Сомали: Правительство Сомали. 22 декабря 1962 г. с. 3–14. Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г. (Английская версия начинается на странице 9).
{{cite news}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - «Сомали» . Ежегодник по правам человека за 1960 год . 15 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций : 301–309. 1962. ISSN 0251-6519 . OCLC 867215022 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- «Переходная хартия Сомали: Переходная федеральная хартия Сомалийской Республики» . РефМир . Могадишо, Сомали: Правительство Сомали. Февраль 2004 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 г. Проверено 31 декабря 2021 г.