Закон о гражданстве Бурунди
Кодекс гражданства Бурунди | |
---|---|
Парламент Бурунди | |
| |
Принят | Правительство Бурунди |
Статус: Действующее законодательство |
о бурундийском Закон гражданстве регулируется Конституцией Бурунди с поправками; Кодекс гражданства Бурунди ( французский : Code de la nationalité burundaise ) и его редакции; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Бурунди. [1] [2] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . [3] [4] Гражданство Бурунди обычно приобретается в соответствии с принципом права крови , т.е. по рождению в Бурунди или за границей от родителей, имеющих бурундийское гражданство. [5] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [6]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Бурунди можно получить по рождению или в более позднем возрасте путем натурализации. [7]
По рождению
[ редактировать ]Статья 12 Конституции Бурунди 2018 года предусматривает гендерное равенство при получении гражданства на территории; однако Кодекс о гражданстве 2000 года позволяет детям получать гражданство только от своих отцов, за исключением случаев, когда они являются незаконнорожденными или отец не является лицом без гражданства. [8] [Примечания 1] На практике типично признается только национальность отца. [11]
- Лица, рожденные где-либо от отца-бурундийца; [5]
- Лица, родившиеся где-либо от матери-бурундийки, которые не были узаконены или заявлены своим отцом или чей отец является лицом без гражданства или неизвестного гражданства; или [5]
- Подкидыши или сироты, рожденные на территории неизвестного происхождения. [12]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация может быть предоставлена лицам, достигшим совершеннолетия , которые проживали на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции общества. Общие положения заключаются в том, что заявители должны иметь хорошую репутацию и не иметь криминального прошлого. [6] Чтобы подтвердить привязанность к нации, заявители должны показать, что они понимают Кирунди и либо владеют собственностью на территории, либо занимаются какой-либо профессией. [13] Гражданство также может быть предоставлено за службу нации или в исключительных обстоятельствах. Общий срок проживания составляет десять лет, но могут быть сделаны исключения для лиц, оказавших образцовые услуги нации. Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [6] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Лица, рожденные от матери-бурундийки, могут заявить о своем желании получить ее гражданство; [1]
- Жена мужа-бурундийца приобретает его гражданство путем заявления при заключении законного брака; [14] [9]
- Муж бурундийской жены может натурализоваться после пятилетнего проживания; [6]
- Несовершеннолетний ребенок после натурализации своего родителя из Бурунди; или [15]
- Усыновленные, проживающие в Бурунди на момент усыновления и заявления о гражданстве. [15]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Гражданство, полученное при рождении, не может быть аннулировано в Бурунди. [16] Лица могут быть лишены гражданства за мошенничество при подаче заявления о натурализации или за службу в вооруженных силах другого государства, находящегося в состоянии войны с Бурунди. [15] [17]
Двойное гражданство
[ редактировать ]В Бурунди разрешено двойное гражданство с 2000 года. [18]
История
[ редактировать ]Королевство Бурунди (1675–1894)
[ редактировать ]Народами с самой долгой историей в регионе были тва , которые были известны гончарным делом и охотой. Люди хуту мигрировали в этот район и занялись сельским хозяйством. Волны скотоводства тутси двинулись на юг, в регион, с пятнадцатого по шестнадцатый века. [19] К 1625 году все три группы жили и взаимодействовали в этом районе. Королевство Бурунди возникло под руководством Нтаре I Бурунди около 1675 года. [20] Мвами Мурамвьи (король) управлял территорией, сосредоточенной вокруг , с помощью администраторов. Вожди управляли отдаленными округами и имели автономию в управлении в рамках королевства. [21] Социально-политическую иерархию возглавляли король и класс принцев, известный как ганва , за которыми следовали служители королевского двора и другие подданные среднего и низшего классов. [19] Социальная иерархия прослеживала происхождение по отцу, поэтому ребенок, рожденный от отца-хуту и матери-цуси, был хуту. Место, занимаемое человеком в обществе, зависело от места деда по отцовской линии, независимо от положения трех других бабушек и дедушек. [22] Власть закреплялась посредством покровительства , [23] в котором король имел власть и влияние на своих подданных, предлагая им защиту в обмен на лояльность и преданность. Имея феодальные корни, система была разработана для поддержания недорогой и гибкой рабочей силы, которую можно было использовать для максимизации производства и ограничения затрат, позволяя небольшому элитному классу монополизировать богатство и власть. [24]
В девятнадцатом веке династия Рунди переживала конфликт, который привел к трудностям в консолидации централизованной власти. [21] Внутренняя борьба привела к тому, что враги Мвези IV из Бурунди присоединились к немцам в их попытках отстранить Мвези от власти. [25] Немцы оказались в королевстве по личной инициативе Карла Петерса . [26] Не имея возможности заинтересовать канцлера Отто фон Бисмарка своей схемой колонизации, Петерс возглавил усилия по колонизации в Восточной Африке, путешествуя по ней в 1884 году и заключив договоры с местными султанами в Мбузини, Нгуру, Уками, Усагаре и Усегухе. [27] [28] Петерс заключил с султанами двенадцать договоров, которые в обмен на защиту от сил, которые могли представлять угрозу их владениям, давали ему и его компании право колонизировать, налаживать торговлю и управлять своими территориями. [29] [30] Вернувшись в Германию и предъявив их Бисмарку, Петерсу в 1885 году была выдана императорская грамота на учреждение Общества немецкой колонизации . [26] [31] В 1888 году Петерс заключил соглашение с султаном Занзибара о предоставлении портовых концессий немецким торговцам, что привело к массовому восстанию. [32] В 1889 году Германия начала военную оккупацию Бурунди. [33] [34] а в 1890 году Петерс передал контроль над своей колонизационной компанией Германской империи. [35] В 1891 году после подавления восстания Рейх объявил о своей власти над регионом. [36]
Германская Восточная Африка (1894–1922)
[ редактировать ]В 1894 году правительство Германии создало Германскую Восточную Африку , которая включала части современной Бурунди, Руанды и Танзании , в качестве формальной колонии под своей защитой. [31] [37] Урунди формально стал протекторатом в 1903 году, когда Кигандский договор был подписан Мвези IV из Бурунди и Фридрихом Робертом фон Беринге . [33] По условиям Германского колониального закона 1888 года немецкие колонии не входили в состав федерального союза , но и не считались иностранными. Таким образом, законы, распространявшиеся на колонии, иногда рассматривали жителей как граждан, а иногда как иностранцев. Немецкое право распространялось на тех подданных, которые родились в Германии. Коренные жители колоний не считались немцами, но им разрешалось натурализоваться. [38] Для натурализации требовалось десять лет проживания на территории и подтверждение самостоятельной занятости. Оно автоматически предоставлялось всем членам семьи, а это означало, что дети и жены получали гражданство мужа. [39] Закон о гражданстве 1913 года изменил основу приобретения немецкого гражданства с места жительства на отцовство , но не изменил производное гражданство. [40] [41] В 1916 году во время Первой мировой войны немцы были вынуждены уйти, и бельгийские войска установили военную оккупацию. Через три года после Версальского договора подписания в 1919 году Руанда-Урунди стала подмандатной территорией Лиги Наций под властью Бельгии. [33]
Бельгийская подопечная территория (1922–1962)
[ редактировать ]Мандат Руанды-Урунди был учрежден 20 июля 1922 года. [33] В административных целях Бельгия передала управление территорией генерал-губернатору Бельгийского Конго . [42] 21 августа 1925 года бельгийский парламент принял законопроект о правительстве Руанды-Урунди, который предусматривал, что, хотя Руанда-Урунди находится под управлением генерал-губернатора Бельгийского Конго, она должна была находиться на равном положении с Конго и должна была оставаться автономными. [43] Что касается гражданства жителей территории, законопроект 1925 года предусматривал, что уроженцы Руандана-Рунди не были ни подданными, ни подданными, ни гражданами Бельгии, но оставались подданными своих местных вождей. [44] Лица, которые были гражданами Бельгии, проживавшими в колониях, соблюдали бельгийское законодательство, которое требовало происхождения от отца-бельгийца и единства гражданства для членов семьи. [45] [46] С 1932 года жена или ребенок могли отказаться от автоматического получения гражданства, подав официальное заявление. В случае жены ее заявление должно было быть сделано в течение шести месяцев после вступления в брак, а в случае ребенка - до достижения двадцати трех лет. [47]
Колониальная администрация переселила десятки тысяч жителей Руанды-Урунди в район Северного Киву Бельгийского Конго для работы на сельскохозяйственных плантациях и в качестве шахтёров. [48] По прибытии в Конго им выдали удостоверения личности, поскольку у них не было гражданства, но между двумя территориями не было соглашения, регулирующего вопрос гражданства. [49] Однако в соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Бельгийского Конго 1892 года дети, рожденные на территории Конго, чьи родители были иностранцами, но проживали в Конго в течение определенного периода, когда ребенок родился, были конголезцами, как и дети, рожденные от иностранцев в Конго, которые решили натурализоваться по достижении совершеннолетия. [49] [50] С 1937 по середину 1950-х годов в рамках программы, известной как Иммиграционная миссия Баньяруанда ( фр . Mission d'immigration des Banyarwanda ), происходили принудительные миграции из-за перенаселения и голода в Руанде-Урунди. [48]
В конце Второй мировой войны Организация Объединенных Наций изменила мандаты и создала подопечные территории . [51] Бельгия продолжала управлять Руандой-Урунди из Леопольдвиля с отдельными учреждениями для Конго и Руанды-Урунди. [52] Первоначальные планы заключались в том, чтобы Руанда-Урунди вышла из-под опеки как единое государство. [53] С этой целью 14 июля 1952 года был издан королевский указ о реорганизации территории. По его условиям мвами оставались наследственными и имели право назначать вождей и мелких вождей, но генерал-губернатор имел право наложить вето на его действия. [54] Хотя указом монархия была изменена, мвами сохранил за собой право издавать законы, обеспечивающие управление и охрану правопорядка, без демократического вклада со стороны своих подданных, однако он был обязан консультироваться с недавно созданными местными советами. [55] Когда Конго обрело независимость в 1960 году, возникла путаница относительно статуса импортированных рабочих из Руанды-Урунди, которая так и осталась проблемой конфликта. [49] Неспособность договориться о союзе привела к принятию резолюции ООН 1746 (XVI) от 27 июня 1962 года, постановившей, что два отдельных государства станут независимыми. [53]
После обретения независимости (1962 – настоящее время)
[ редактировать ]Согласно конституции, провозглашенной 23 ноября 1961 года, Бурунди стала монархией. [56] В статьях 4 и 5 Конституции предусмотрено, что гражданство и натурализация иностранцев должны определяться законом, и до разработки этого закона гражданами считались жители, рожденные на территории или за границей от отца-мурунди. Те иностранцы, которые ассимилировались с этой культурой, могли натурализоваться, а те, кто хотел отказаться от своего гражданства, могли сделать это в течение двух лет, если у них было другое гражданство. [57] Бурунди получила независимость 1 июля 1962 года. [51] 1966 года Государственный переворот сверг монархию и привел к власти Мишеля Микомберо в качестве первого президента Республики Бурунди. [58] В 1969 году произошли две попытки государственного переворота, за которыми последовало жестокое восстание в 1972 году. [59] Восстание вызвало массовый исход, вынудивший многих мурундийцев искать убежища за границей. В соответствии с Законом о гражданстве 1971 года (Закон № 1/93 от 10 августа), первой кодификацией гражданства страны, многие из этих беженцев, принявших иностранное гражданство, чтобы иметь возможность работать или иметь свободное передвижение в поисках работы, потеряли их бурундийский статус из-за запрета на двойное гражданство. [60] [61] В соответствии с его положениями законный или законный ребенок, рожденный от отца-бурундийца, или лицо, которое могло бы стать бурундийцем, если бы не его смерть до обретения независимости, автоматически получало гражданство. Незаконнорожденный ребенок может получить бурундийское гражданство через свою мать, если отец не признает ребенка или если его мать получила бурундийское гражданство. [62] Иностранка может получить бурундийское гражданство путем вступления в брак, если она откажется от своего предыдущего гражданства. Женщина Мурунди не обязана терять свое гражданство, если только страна ее мужа автоматически не предоставит ей гражданство при вступлении в брак. [63] Мужья бурундийских женщин должны были натурализоваться. [64]
Дворцовая революция 1976 года свергла Микомберо. [65] Новая конституция была разработана в 1981 году. [66] но в 1987 году власть захватил Пьер Буйоя , что снова привело к жестоким волнениям в стране. [67] В 1991 году была разработана новая конституция, которая в следующем году была одобрена референдумом. [68] В 1993 году произошла неудавшаяся попытка государственного переворота, которая спровоцировала возобновление насилия, которое к 1994 году переросло в гражданскую войну. [69] Вмешательство соседних государств, включая Руанду, Танзанию и Уганду , привело к Арушских соглашений о мире и примирении 28 августа 2000 года. подписанию [70] В том же году Кодекс гражданства был пересмотрен, но в нем сохранилась гендерная дискриминация. [1] В соответствии с Кодексом о гражданстве 2000 года допускается двойное гражданство, и лица, которые ранее потеряли свое гражданство в результате приобретения иностранного статуса, могли восстановить бурундийское гражданство. [15] [18] В 2003 году была обнародована поправка к требованиям для натурализации, в которой были добавлены условия, подтверждающие наличие у заявителей достаточных связей со страной. [13] По словам профессора и юриста Джерарда Ниюнгеко , политические волнения в стране привели к тому, что в течение 30 из первых 40 лет независимости Бурунди она жила без конституции. [71] Новая конституция, основанная на Арушских соглашениях, была разработана и одобрена плебисцитом, состоявшимся в начале 2005 года. [72] Он устранил гендерные различия при получении гражданства, но создал конфликт с существующим законодательством о гражданстве. [73] В универсальном периодическом обзоре Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин за 2019 год правительственные чиновники сообщили, что они работают над законопроектом по ликвидации гендерной дискриминации в Кодексе гражданства и Кодексе личности и семьи. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мэнби отмечает, что это несоответствие Конституции 2005 года. [1] Обзор Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин подтверждает, что в 2018 году была принята новая конституция. [9] Конституция 2018 года не подтверждает никаких изменений в статье 12, которая гласит: «Дети, рожденные от бурундийских мужчин и женщин, имеют одинаковые права в отношении закона о гражданстве». [10]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2010 , с. 46.
- ^ Комитет CEDAW 2019 .
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэнби 2010 , с. 38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2010 , с. 68.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 2, 5–6.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 38, 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Комитет CEDAW 2019 , с. 2.
- ^ Конституция 2018 г. , с. 6.
- ^ Кавасс 2012 , с. 68.
- ^ Мэнби 2010 , с. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кодекс гражданства 2003 года .
- ^ Мэнби 2010 , с. 49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кодекс гражданства 2000 года .
- ^ Мэнби 2010 , с. 8.
- ^ Мэнби 2010 , с. 84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2010 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Увин 1999 , с. 255.
- ^ Вансина 1961 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюбери 2001 , с. 284.
- ^ Ньюбери 2001 , с. 272.
- ^ Вайсман 1998 , стр. 4–5.
- ^ Холл 1974 , стр. 506–509.
- ^ Ньюбери 2001 , с. 287.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Калверт 1917 , с. в.
- ^ Калверт 1917 , стр. v, 2.
- ^ Труды 1887 г. , с. 491.
- ^ Калверт 1917 , с. 2.
- ^ Вульф 2018 , с. 238.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаманн и Бергер 2019 , с. 125.
- ^ Калверт 1917 , стр. 3, 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вандегинсте 2010 , с. 18.
- ^ Лемаршан 1994 , с. 42.
- ^ Ридинг 1900 , с. 44.
- ^ Муниципальные музеи 2021 .
- ^ Циммерман 2006 , с. 419.
- ^ Ридинг 1900 , с. 47.
- ^ Фармейр 1997 , с. 734.
- ^ Фармейр 1997 , с. 751.
- ^ Комиссия по положению женщин 1954 г. , с. 42.
- ^ Лига Наций 1925 , с. 55.
- ^ Лига Наций 1925 , стр. 54–55.
- ^ Лига Наций 1925 , с. 57.
- ^ Foblets & Loones 2006 , с. 67.
- ^ Ван Дайн 1914 , стр. 673–674.
- ^ Foblets & Loones 2006 , с. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2018 , с. 223.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэнби 2016 , с. 42.
- ^ Сандифер 1935 , стр. 251–252.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ниёнзима 1995 , с. 895.
- ^ Гельдерс 1954 , с. 126.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вандегинсте 2010 , с. 20.
- ^ Гелдерс 1954 , стр. 123, 131.
- ^ Гелдерс 1954 , стр. 130–131.
- ^ Вандегинсте 2020 , с. Конституция.
- ^ Официальный бюллетень 1962 , с. 3.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 22.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 23.
- ^ Ниёнзима 1995 , стр. 895, 897.
- ^ Мэнби 2018 , с. 91.
- ^ Кодекс гражданства 1971 года , с. 304.
- ^ Дютуа 1976 , стр. 26–28.
- ^ Кодекс гражданства 1971 года , с. 306.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 24.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 17.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 25.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 26.
- ^ Вандегинсте 2010 , стр. 28-30.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 32.
- ^ Доступ 2001 , с. 19.
- ^ Вандегинсте 2010 , с. 33.
- ^ Мэнби 2010 , стр. 46, 60.
Библиография
[ редактировать ]- Калверт, Альберт Фредерик (1917). Германская Восточная Африка . Лондон: Томас Вернер Лори . OCLC 874791221 .
- Комиссия по положению женщин (ноябрь 1954 г.). Гражданство замужних женщин (PDF) (Отчет). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Экономический и Социальный Совет ООН . E/CN.6/254.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (26 августа 2019 г.). «Заключительные замечания по объединенным пятому и шестому периодическим докладам Бурунди» . UNDocs . Женева, Швейцария: Организация Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- Дютуа, Бернар (1976). «Бурунди» . замужней женщины ( Национальность на французском языке). Полет. 2: Африка. Женева, Швейцария: Librairie Droz . стр. 26–31. ISBN 978-2-600-05408-9 .
- Фармейр, Андреас К. (сентябрь 1997 г.). «Немецкое гражданство девятнадцатого века: пересмотр» . Исторический журнал . 40 (3). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 721–752. дои : 10.1017/S0018246X97007383 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2639885 . OCLC 5548980323 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Фоблетс, Мари-Клер; Лунс, Сандер (2006). «2. Бельгия» . В Баубёке, Райнер; Эрсбёлль, Ева; Гроенендейк, Кес; Вальдраух, Харальд (ред.). Приобретение и потеря гражданства: политика и тенденции в 15 европейских государствах . Том. 2: Страновой анализ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 63–104. ISBN 978-90-5356-921-4 . JSTOR j.ctt46n00f.6 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гельдерс, Валер (1954). «Туземная политическая организация в Руанде-Урунди» . Цивилизации . 4 (1). Брюссель, Бельгия: Институт социологии Брюссельского университета : 125–132. ISSN 0009-8140 . JSTOR 41377602 . OCLC 5545082656 . Проверено 17 июля 2021 г.
- Холл, Энтони (июль 1974 г.). «Патрон-клиентские отношения». Журнал крестьянских исследований . 1 (4). Лондон: Тейлор и Фрэнсис : 506–509. дои : 10.1080/03066157408437908 . ISSN 0306-6150 . OCLC 4654622533 . (требуется подписка)
- Хаманн, Хартмут; Бергер, Антье К. (2019). «Бурунди» . В Миннеропе, Петра; Вольфрум, Рюдигер; Лахенманн, Фрауке (ред.). Право международного развития: Энциклопедия международного публичного права Макса Планка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 124–134. ISBN 978-0-19-883509-7 .
- Кавасс, Игорь Иванович (2012). «Бурунди» . Права человека, Хельсинкские соглашения и Соединенные Штаты: избранные документы исполнительной власти и Конгресса . Буффало, Нью-Йорк: Уильям С. Хейн и компания. стр. 51–71. ISBN 978-0-89941-152-1 – через HeinOnline .
- Лемаршан, Рене (1994). Бурунди: Этноцид как дискурс и практика . Вашингтон, округ Колумбия: Пресса Центра Вудро Вильсона. ISBN 0-521-45176-0 .
- Леб, Исидор (август 1900 г.). «Немецкая колониальная финансовая система» . Публикации Американской экономической ассоциации . 1 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Американская экономическая ассоциация : 40–72. ISSN 1049-7498 . JSTOR 2485790 . OCLC 5791225492 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 .
- Мэнби, Бронвен (2010). Закон о гражданстве в Африке: сравнительное исследование (PDF) (2-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фонды открытого общества, Мониторинг и пропаганда управления в Африке (AfriMAP), Правовая инициатива открытого общества. ISBN 978-1-936133-29-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 февраля 2021 года.
- Мэнби, Бронвен (2018). Гражданство в Африке: Закон принадлежности . Оксфорд: Издательство Харт . ISBN 978-1-5099-2078-5 .
- Ньюбери, Дэвид (2001). «Доколониальная Бурунди и Руанда: местная лояльность, региональные гонорары» . Международный журнал африканских исторических исследований . 34 (2). Бостон, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета : 255–314. дои : 10.2307/3097483 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 3097483 . OCLC 7586612291 . Проверено 16 июля 2021 г.
- Нийонзима, Матиас (декабрь 1995 г.). «Бурунди: Дебаты по вопросу двойного гражданства» [Бурунди: Дебаты о двойном гражданстве]. Африканский журнал международного и сравнительного права (на французском языке). 7 (4). Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета : 895–905. ISSN 0954-8890 . OCLC 769928668 . Проверено 17 июля 2021 г. - через HeinOnline .
- Ниюнгеко, Жерар (20 августа 2001 г.). Африканский опыт: глобальный взгляд (PDF) . Конференция по разработке конституции: Кибуе, Руанда, 19–24 августа 2001 г. Вашингтон, округ Колумбия: Агентство США по международному развитию . стр. 19–22. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2017 года . Проверено 18 июля 2021 г.
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Сандифер, Дурвард В. (апрель 1935 г.). «Сравнительное исследование законов, касающихся гражданства при рождении и утраты гражданства» . Американский журнал международного права . 29 (2). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 248–279. дои : 10.2307/2190490 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2190490 . OCLC 7376570663 . Проверено 17 июля 2021 г.
- Увин, Питер (апрель 1999 г.). «Этническая принадлежность и власть в Бурунди и Руанде: разные пути к массовому насилию» . Сравнительная политика . 31 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Городской университет Нью-Йорка : 253–271. дои : 10.2307/422339 . ISSN 0010-4159 . JSTOR 422339 . OCLC 205554027 . ПМИД 20120547 . Проверено 16 июля 2021 г.
- Вандегинсте, Стеф (20 октября 2020 г.). «Droit, pouvoir et paix au Burundi: Конституция» [Закон, власть и мир в Бурунди: Конституция]. Африканский центр Великих озер (на французском языке). Антверпен, Бельгия: Университет Антверпена . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 18 июля 2021 г.
- Вандегинсте, Стеф (2010). «1 – Наследие крупномасштабных нарушений прав человека в Бурунди» (PDF) . Камни остались нетронутыми: Закон и правосудие переходного периода в Бурунди . Кембридж, Кембриджшир: Интерсентиа. стр. 17–38. дои : 10.1017/9781839700767 . ISBN 978-1-83970-076-7 . – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Ван Дайн, Фредерик (июль 1914 г.). «Рецензируемая работа: Commentaire de la Loi du 17 июня 1909 года, Ayant pour Objet l'Acquisition et la Perte de la Nationalite Belge Фернана Глеснера» [Рецензируемая работа: комментарий к закону от 17 июня 1909 года о приобретении и утрате Бельгийское гражданство Фернана Глеснера]. Американский журнал международного права . 8 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 673–676. дои : 10.2307/2187513 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2187513 . OCLC 5545358086 . Проверено 17 июля 2021 г.
- Вансина, Ян (1961). «Записки по истории Бурунди» [Записки по истории Бурунди]. Экватория (на французском языке). 24 (1). Кокильятвиль, Бельгийское Конго: Оноре Винк: 1–1 ISSN 0304-257X . JSTOR 25838960 . OCLC 5544850170 . Получено 16 июля.
- Вайсман, Стивен Р. (1998). Предотвращение геноцида в Бурунди: уроки международной дипломатии . Вашингтон, округ Колумбия: Институт мира США. OCLC 39638987 .
- Вульф, Леонард (2018). Империя и торговля в Африке: исследование экономического империализма . Издания библиотеки Рутледжа: Мировые империи (переиздание 1920 г.). Лондон: Рутледж . ISBN 978-1-351-00225-7 .
- Циммерман, Эндрю (апрель 2006 г.). « Чего вы на самом деле хотите в Германской Восточной Африке, герр профессор?» Меры по подавлению восстания и научный эффект в колониальной Танзании» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 48 (2). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 419–461. дои : 10.1017/S0010417506000168 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 3879357 . OCLC 357292546 . S2CID 145718494 . Проверено 16 июля 2021 г.
- «Конституция Бурунди 2018 года» (PDF) . Проект «Сравнительные конституции» . Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса Урбана-Шампейн . 2018. Архивировано (PDF) из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- «Указ № 100/156 от 14 октября 2003 г. о практических условиях приобретения бурундийского гражданства путем натурализации» [Бурунди: Указ № 100/156 от 14 октября 2003 г. о практических условиях приобретения бурундийского гражданства путем натурализации]. RefWorld (на французском языке). Гитега, Бурунди: Правительство Бурунди . 14 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2021 г. Проверено 19 июля 2021 г.
- «Бурунди: Закон 1/013 от 18 июля 2000 года, вносящий реформу кодекса гражданства» [Бурунди: Закон 1/013 от 18 июля 2000 года о реформировании Кодекса гражданства]. RefWorld (на французском языке). Гитега, Бурунди: Правительство Бурунди . 18 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2017 г. Проверено 15 июля 2021 г.
- «Constitution du Royaume du Burundi» [Конституция Королевства Бурунди]. Бюллетень Officiel (на французском языке). Том. 1, нет. 1. Гитега, Бурунди. 9 марта 1962 г., стр. 2–16 . Проверено 18 июля 2021 г.
- «Декрет-loi № 1/93 от 10 августа 1971 года, важный кодекс бурундийского гражданства» [Декрет-закон № 1/93 от 10 августа 1971 года, касающийся Кодекса гражданства Бурунди] (PDF) . Права гражданства Африки (на французском языке). Гитега, Бурунди: Правительство Бурунди . 10 августа 1971 года. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2021 года . Проверено 18 июля 2021 г.
- «Германская Восточная Африка» . Фрайбург.де . Фрайбург-им-Брайсгау, Германия: Муниципальные музеи Фрайбурга. 2021. Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 16 июля 2021 г.
- «Седьмая встреча: состоялась в Женеве в четверг, 22 октября 1925 года, в 10.30» (PDF) . Постоянная мандатная комиссия: протоколы седьмого заседания, проходившего в Женеве с 19 по 30 октября 1925 г. (Отчет). Женева, Швейцария: Лига Наций . 10 ноября 1925 г. стр. 52–60. Отчет C.648.M237.1925 VI CPM 328. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 17 июля 2021 г.
- «Последние изменения на карте Восточной Африки» . Труды Королевского географического общества и ежемесячные отчеты по географии . 9 (8). Лондон: Королевское географическое общество : 490–496. Август 1887 г. doi : 10.2307/1800827 . ISSN 0266-626X . JSTOR 1800827 . OCLC 7025332024 . Проверено 16 июля 2021 г.