Королевство Бурунди
Королевство Бурунди Код Королевства Урунди ( Кирунди ) Код Королевства Бурунди ( голландский ) Королевство Бурунди ( французский ) Королевство Бурунди ( немецкий ) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1680 –1966 гг. | |||||||||
Девиз: Бог, король Бурунди. Бог, король и Бурунди «Бог, король и Бурунди» | |||||||||
Гимн: Бурунди Бваку (английский) Наша Бурунди | |||||||||
Статус | Независимое государство (1680–1890) Часть Германской Восточной Африки (1890–1916) Часть Руанды-Урунди (1916–1962). Независимое государство (1962–1966) | ||||||||
Капитал | Ожидайте этого Бужумбура | ||||||||
Общие языки |
| ||||||||
Религия | Бурундийская традиционная религия, католицизм , протестанизм , ислам. | ||||||||
Правительство | Унитарная парламентская конституционная монархия (1962–1966) | ||||||||
Господин | |||||||||
• в. 1680 –1709 гг. | Нтаре I (первый) | ||||||||
• 1966 | Ntare V (last) | ||||||||
премьер-министр | |||||||||
• 1961 | Джозеф Симпай (первый) | ||||||||
• 1966 | Мишель Микомберо (последний) | ||||||||
Законодательная власть | Парламент (с 1962 г.) | ||||||||
Сенат (с 1962 г.) | |||||||||
Национальное собрание (с 1962 г.) | |||||||||
История | |||||||||
• Учредил | в. 1680 г. | ||||||||
1 июля 1890 г. | |||||||||
• Образование Руанды-Урунди | 20 июля 1922 г. | ||||||||
• Автономия | 21 декабря 1961 г. | ||||||||
• Независимость | 1 июля 1962 г. | ||||||||
28 ноября 1966 г. | |||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Бурунди |
Королевство Бурунди ( французский : Royaume du Burundi ), также известное как Королевство Урунди ( Kirundi : Ubwami bw'Urundi ), было королевством банту в современной Республике Бурунди . Монархи Ганва (с титулом мвами ) правили как хуту , так и тутси . Созданное в 16 веке, королевство находилось под Германии и колониальным правлением Бельгии в конце 19 — начале 20 веков и было независимым государством в период с 1962 по 1966 год.
История [ править ]
и расширение Ранняя история
Дата основания Королевства Бурунди неизвестна. [1] и точный контекст основания государства оспаривается. [2] Первоначально этот регион был заселен охотниками-собирателями тва до притока фермеров банту примерно с 11 века. [3] Королевство Бурунди, вероятно, было основано в 16 или 17 веке, когда сюда пришли скотоводы. [1] [3] Скотоводы прибывали волнами и первоначально основали ряд небольших королевств, воспользовавшись отсутствием единства среди уже оседлых земледельцев. [4] Получив контроль над существующим населением, вновь прибывшие поселенцы в конечном итоге ассимилировали его. [1] [3] Основываясь на социальных и устных традициях, обычно считается, что [5] что скотоводы региона были предками более поздней этнической группы тутси , а земледельцы стали хуту . [1] [3] [6] Однако точное происхождение этнических групп Бурунди остается неясным и спорным. [7]
Королевство Бурунди было основано первым мвами Нтаре I ( ) 1680–1705 гг. ; [4] [8] общепринятая дата основания — 1680 год. [8] Существуют разные версии об этническом происхождении Нтаре I. Согласно «традициям Каньяру», [2] Королевский клан Нтаре и его соратники были связаны с королевской семьей Руанды и мигрировали из Руанды в Бурунди. [1] [9] Другое повествование о событиях, представленное в «цикле Нкома», предполагает, что основателями государства были этнические хуту. [9] [2] и мигрировал из Бухи (современный регион Кигома ) в Нкому до прибытия в Бурунди. [3] [2] Также было высказано предположение, что королевский клан произошел от скотоводов Хима, мигрировавших из южной Эфиопии. [1]
При Нтаре I Бурунди расширила и аннексировала ряд окружающих государств. [3] [6] Со временем его королевский клан отделился как от тутси, так и от хуту, стал известен как Ганва и считался де-факто отдельной группой. Поскольку Ганва не был ни тутси, ни хуту, клан смог сохранить лояльность обеих этнических групп. [1] Глава Ганвы и правитель Бурунди был известен как мвами ; однако королевство было сильно децентрализовано. Борьба за престол также была обычным явлением. [6] Со временем в Ганве возникли четыре важные линии, а именно Бези, Батаре, Батага и Бамбутса. Эти линии боролись за контроль, а Бези и Батаре стали особенно жестокими соперниками. [4] Распри между этими семьями стали одним из основных источников конфликтов в Бурунди. [1]
После этого раннего периода консолидации Бурунди была ограничена в своих возможностях расширения из-за границы с другими, более могущественными государствами. [1] Однако в начале 19 века власть Королевства Бурунди возросла. Нтаре IV ( . 1795–1852 гг ) смог завоевать несколько небольших королевств тутси и хуту, а также территории, которые позже стали частью Руанды и Танзании . [1] [4] Вместе с Королевством Руанда он завоевал и разделил королевство Бугесера . [8] Однако решения Нтаре IV относительно его преемственности сильно повлияли на монархию, поскольку он назначил своих сыновей администраторами недавно завоеванных территорий. Его сыновья, входившие в состав Батаре, стали могущественными дворянами и в последующие десятилетия доминировали в северной Бурунди. Наследник Нтаре IV, Мвези IV из Бурунди ( годы правления 1852–1908) боролся со своими братьями и сестрами за контроль, но в конечном итоге сумел сохранить контроль только над половиной Бурунди. Остальные остались под контролем его братьев и их потомков. [9] К 1850 году границы королевства приняли форму, во многом повторяющую форму современного государства Бурунди. [10] Одним из величайших успехов Мвези IV стала его победа над занзибарскими арабами-работорговцами в битве при Румонге . Это столкновение привело к тому, что в Бурунди рабов никогда не захватывали и не продавали, в отличие от соседних регионов, которые сильно пострадали от набегов рабов. [11]
Европейские контакты господство и немецкое
Первыми европейскими исследователями, достигшими Бурунди, были Ричард Фрэнсис Бертон и Джон Ханнинг Спик в 1858 году, за ними последовали Генри Мортон Стэнли и Дэвид Ливингстон в 1871 году. [3] Мвези IV из Бурунди опасался европейцев, сопротивляясь первоначальным попыткам христианских миссионеров обратить население в свою веру. [12] В 1890 году Бурунди была включена в состав Германской колониальной империи как часть Германской Восточной Африки , но не была эффективно оккупирована и не контролировалась колониальной державой. [1] [6] Мвези IV первоначально отказался признать немецкое правление и демонстративно отвергал внешнее влияние, включая даже хлопчатобумажную одежду. [13] Помимо создания военного поста в этом районе в 1896 году, Германия в основном предпочитала управлять косвенно через мвами , чередуя усиление и ограничение власти бурундийской монархии. [1] «антикороль» загадочного происхождения по имени Килима . Около 1900 года на севере Бурунди появился [14] используя недовольство местных крестьян-хуту, чтобы бросить вызов бурундийской монархии и основать свою собственную вотчину. Килима возглавил несколько массовых убийств тутси и в конечном итоге сумел заручиться поддержкой сначала немцев, а затем бельгийцев, сохранив свою автономию. [15]
Прямого влияния немецкого правления на страну было мало. Однако в этот период Бурунди пострадала от вспышки чумы крупного рогатого скота и сонной болезни эпидемии , что привело к значительным потерям населения и экономическим трудностям. [13] В 1912 году житель немецкой колонии Эрих фон Лангенн-Штайнкеллер перенес резиденцию немецкой администрации из Усумбуры в Гитегу , недалеко от традиционного центра бурундийской монархии. [16]
Первая мировая война правление и бельгийское
Во время Первой мировой войны Бурунди оспаривалась между Германией и союзниками . [17] С 1914 года река Рузизи обозначала линию фронта в этом районе; В сентябре 1915 года немецкие войска пересекли границу и атаковали Лувунги в соседнем Бельгийском Конго . После того, как эта атака была отражена бельгийцами, немцы вывели большую часть своих сил Schutztruppe из этого района. С тех пор Бурунди принадлежала только Компании Урунди во главе с Лангенн-Штайнкеллером и 14-й резервной ротой; [18] этот гарнизон состоял из 36 немцев, 250 аскари и 100 руга-руга . [19] В мае 1916 года бельгийские войска прорвали немецкую оборону в Руанде в рамках ранних этапов наступления Табора , а затем повернули на юг, чтобы захватить Бурунди. Однако их попытка захватить местный немецкий гарнизон Schutztruppe провалилась, поскольку силы Лангенна-Штайнкеллера успешно уклонились от них и отступили из региона. 17 июня 1916 года бельгийцы оккупировали столицу Бурунди Гитегу. [17] Бурундийская монархия, в то время возглавляемая регентским советом из-за меньшинства мвами Мвамбуца IV , официально сдалась бельгийцам десять дней спустя. [20]
В результате зверств, совершенных в Конго , когда им непосредственно правил Леопольд II Бельгийский , население Бурунди в целом боялось бельгийцев; хотя войска Force Publique не развеяли эти опасения, поскольку они грабили и преследовали мирное население, захват власти в Бельгии был в основном упорядоченным, и ее новый режим изначально был «не более жестким (и не более легким)», чем режим немцев. [21] Годы войны нанесли Бурунди тяжелый урон; местных жителей призвали в качестве носильщиков и реквизировали еду, что привело к гибели многих мирных жителей. [21]
В 1922 году Бурунди была официально отнесена к Бельгийской колониальной империи (вместе с соседним Королевством Руанда ) в составе Руанды-Урунди мандату по международному Лиги Наций . Бельгийцы сохранили в неприкосновенности многие институты королевства. [6] [1] но в отличие от ограниченного господства Германии, они осуществляли больший контроль, вводя принудительный труд и увеличивая налоги. [1] [13] Они также постепенно свергли руководителей и подчиненных вождей страны. [3] Эти события привели к усилению социальных конфликтов и серии крестьянских восстаний в 1920-х и 1930-х годах. Эти восстания были направлены как против бельгийцев, так и против рода Батаре, который считался более тесно связанным с колониальной властью, чем Бези. [1] Более того, бельгийцы усилили разделение между хуту и тутси, считая последних высшим народом и отдавая им предпочтение в администрации. Это привело к усилению этнической напряженности. [3] [13] Экономика Бурунди начала меняться из-за внедрения выращивания кофе , а также широкого применения принудительного труда. Также наблюдалась большая мобильность, и многие бурундийцы мигрировали в Конго и Руанду в поисках работы. Первая автомобильная дорога была открыта в 1932 году. [12]
монархии конец независимость и Движение за
В то время как аналогичная руандийская монархия была упразднена в результате революции между 1959 и 1961 годами, бурундийской монархии удалось выжить в постколониальный период. [22] К началу 1960-х годов монархия Бурунди все еще пользовалась значительной поддержкой населения как среди тутси, так и среди хуту. [1] [23]
После Второй мировой войны в Бурунди развернулось движение за независимость. [3] В 1946 году Организация Объединенных Наций оказала давление на Бельгию, чтобы она подготовила независимость Бурунди, а также провела демократические реформы. [13] [3] С этого момента бельгийцы начали переключать свою поддержку с меньшинства тутси на большинство хуту, выступая в пользу захвата последними будущего государства. [12] Движение за независимость Бурунди возглавил Луи Рвагасоре , принц клана Бези. [24] и лидер Союза национального прогресса (УПРОНА). Он надеялся избежать этнических и социальных конфликтов в Руанде и смог привлечь на свою сторону как тутси, так и хуту. [25] Однако бельгийская администрация опасалась национализма Рвагасора . Следовательно, он поддержал создание Христианско-демократической партии ( Parti Démocratique Chrétien , PDC). [26] который отвергал немедленную независимость и считался более умеренным. [27] Вскоре стороны также были втянуты в давний конфликт среди дворянства, поскольку Бези поддерживал УПРОНУ, а Батаре поддерживал КДП. [28] [29]
При поддержке бельгийских властей, поместивших Рвагасора под домашний арест, ДКП выиграла первые муниципальные выборы в стране в ноябре 1960 года. [25] Однако на выборах в законодательные органы Бурунди 1961 года УПРОНА одержала убедительную победу. Рвагасоре стал премьер-министром и собрал правительство национального единства , чтобы подготовиться к полной независимости. [25] [30] Его срок полномочий был прерван, когда 13 октября 1961 года он был убит своими политическими соперниками; убийство, вероятно, было связано с соперничеством Батаре и Бези. [28] [29] Смерть Рвагасоре сорвала его попытки построить национальное межэтническое единство и способствовала росту напряженности между хуту и тутси, которая будет доминировать в оставшиеся годы существования Королевства Бурунди. [31]
В 1962 году Королевство Бурунди восстановило свою независимость как конституционная монархия , в которой исполнительная власть принадлежала мвами , а законодательная власть была передана парламенту. [22] К концу 1963 года правительство Бурунди разрешило конголезскому революционеру Гастону Сумиалоту вербовать тысячи боевиков вдоль бурундийско-конголезской границы. Впоследствии Сумиалот и его войска участвовали в восстании Симбы . [32] Этническое насилие между большинством хуту и меньшинством тутси возросло в период с 1963 по 1965 год. [3] Кульминацией этого стало убийство премьер-министра Пьера Нгендандумве , хуту, в январе 1965 года. Следующие выборы в законодательные органы привели к получению большинства хуту в Национальном собрании, но мвами Мвамбутса IV решил назначить Леопольда Биха , [3] один из его доверенных лиц и Ганва, [33] в качестве премьер-министра, надеясь сохранить власть монархии. [3] В ответ офицеры хуту в октябре 1965 года совершили неудавшийся государственный переворот против монархии; Мвамбутса IV бежал из страны и отказался возвращаться, хотя и утверждал, что по-прежнему обладает верховной властью. [22] [3] Неудавшийся переворот усилил радикальных тутси. Сын Мвамбутсы, Нтаре V , попытался разрешить кризис, свергнув своего отца в ходе государственного переворота в июле 1966 года , но сам был отстранен от власти в результате государственного переворота в ноябре 1966 года его премьер-министром Мишелем Микомберо , который отменил монархию. . [22]
Политика и общество [ править ]
Королевство Бурунди возглавлял мвами , возглавлявший большую и могущественную аристократию. До колонизации Бурунди королевство было сильно децентрализовано; хотя это число колебалось, в среднем существовало 220 могущественных благородных родов. [34] Региональная элита часто обладала широкой независимостью под номинальной властью мвами . [6] В результате власти знати, а также распрей внутри королевской семьи, власть мвами оставалась довольно ограниченной на протяжении всего существования королевства. [14] Однако мвами пользовались большим уважением и почитанием как «воплощение Бога». [5]
Традиционным символом бурундийской монархии были королевские барабаны. Самым важным из этих инструментов был инкиранья , священный барабан, предположительно созданный первым мвами . Королевские барабаны хранились в специальном святилище, охранялись некоторыми семьями хуту и использовались во время фестивалей, ритуалов и королевских церемоний. [35] Флаг королевства содержал в центре барабан кариенда как символ королевской власти. [36] [37]
Колониальная система [ править ]
После колонизации Бурунди ряд колониальных жителей был назначен руководить страной сначала Германией, а затем Бельгией. Эти жители обладали далеко идущей властью, а также участвовали во внутренней политике королевства. Например, житель Лангенн-Штайнкеллер назначил регентский совет, который управлял Бурунди во время меньшинства Мвамбутса IV. [20] Однако система резидентов никогда полностью не функционировала во время правления Германии, поскольку большинство жителей занимали свои посты лишь в течение короткого времени. [38] В отличие от немцев, бельгийцы осуществляли гораздо более прямой контроль, постепенно подрывая традиционное правительство и социальные структуры. Роль мвами в дальнейшем была сведена к номинальному главе, хотя на его администрацию по-прежнему возлагалась ответственность за обычное право и распределение земли. [39] Житель Бельгии Пьер Рикманс описал новую политику, заявив, что «туземные короли... представляют собой привычный декор, который позволяет нам действовать за кулисами, не тревожа людей». [12] Бельгийцы также проводили расистскую политику, направленную на разделение и властвование , отдавая предпочтение тутси перед хуту, одновременно закрепляя этнические разногласия, указывая этническое происхождение бурундийцев в новых документах, удостоверяющих личность . [39]
и этнические группы Социальные классы
Королевский клан Ганва (или Баганва) составлял ведущую элиту Бурунди. [40] [1] Хотя его часто ассоциируют с тутси, [3] [6] [25] Ганва составляли социально, политически и в некоторой степени этнически обособленную группу. [1] [41] [9] Сразу после Ганвы стояли баньямабанга, престижный и богатый социальный класс, который занимал важные политические и ритуальные позиции при королевском дворе, при дворах региональных лидеров и среди остального населения. Большинство баньямабанги принадлежало к линиям хуту, в первую очередь к баджиджи; они были достаточно важны, чтобы участвовать в процессах отбора мвами с 19 века. [40]
Ганва и баньямабанга возглавляли местную администрацию, в которую входили местные власти ( Батваре ), делегаты ( Вьярихо ) и арбитры ( Башингантахе ); это могут быть тутси или хуту. [40] Башингантахе сыграли важную роль в поддержании мира вокруг Бурунди; должности предоставлялись «выдающимся гражданам», которые охраняли традиции, контролировали за хорошее поведение, разрешали межличностные споры. [42] Простолюдинов называли баньягихугу , включая всех, кто не занимал официальных должностей, работал ради своего основного существования и был обязан платить дань и служить солдатами на войне. [43] Баньягихугу борози подразделялись на земледельцев ( биримизи ), скотоводов ( ) и ремесленников ( баньямюга ). Большинство биримизи составляли хуту, в то время как большинство тутси жили как борози , хотя земледельцы-хуту также часто владели скотом, а скотоводы тутси выращивали урожай. [34] В целом на протяжении большей части истории королевства не было четкого различия между хуту и тутси. [3] Фактически, подгруппа хима тутси считалась менее престижной, чем ругуру-тутси и хуту; хотя ганва вступали в брак с Ругуру и хуту, они не брали в жены Хима. [9] Низ социальной иерархии составляли тва, которые жили либо охотниками-собирателями, либо гончарами. Однако даже тва могли продвигаться в социальном плане и быть принятыми в кланы, принадлежащие другим этническим группам. [44]
Несмотря на смешение хуту и тутси, а также различные шансы на политическое и социальное развитие, существовало существенное неравенство. [42] Исследователь Найджел Уотт сравнил политическую и социальную систему королевства с феодализмом, отметив, что многие крестьяне хуту, особенно в некоторых провинциях, подвергались серьезным репрессиям. Сельские восстания не были редкостью. Королевская армия Бурунди также в основном набиралась из Ганвы и тутси. [14] В среднем высокопоставленные должности предоставлялись хуту «по милости», тогда как многие тутси получали должности «по праву». [14]
Религия [ править ]
В традиционной религии Бурунди был один бог по имени Имана , которому противостояло дьяволоподобное олицетворение смерти по имени Урупфу . Культ, окружавший Иману, назывался укубандва и возглавлялся Кирангой , своего рода первосвященником. Кроме того, поклонение предкам . в Бурунди широко практиковалось [45] Традиционную религию исповедовали хуту и тутси страны. [46] В 19 веке ислам достиг Бурунди благодаря поселениям арабских торговцев и суахили ; [47] мусульмане также наладили местное производство пальмового масла . [48] Ислам оставался популярным среди торговцев на протяжении всего существования королевства, но не получил существенного распространения в Бурунди до тех пор, пока монархия не была отменена. [47]
В 1879 году в Бурунди прибыли первые христианские миссионеры , но они были убиты. После начала немецкого господства [45] однако католическая церковь и ее представители быстро приобрели большое влияние в Бурунди. [49] Католические Белые Отцы были весьма успешны в прозелитизме, открывая школы и больницы, а также терпя широко распространенный синкретизм : вместо того, чтобы напрямую бросить вызов традиционной религии Бурунди, Белые Отцы представили Иману как форму христианского Бога . Таким образом, элементы старого культа перешли в местную форму христианства. Однако Белые отцы в значительной степени демонтировали религиозные элементы бурундийской монархии. Первые протестантские миссионеры прибыли в 1911 году; это были немецкие лютеране , бежавшие из страны во время Первой мировой войны. [45]
Когда бельгийцы захватили Бурунди, они начали напрямую поддерживать Белых отцов, еще больше активизировав их усилия по прозелитизму. В 1920-х годах в Бурунди приехало больше протестантов, таких как адвентисты седьмого дня , ангеликане , датские баптисты , шведские пятидесятники , американские квакеры и свободные методисты . [45] Католические и протестантские миссионеры в целом добились больших успехов, и к концу бельгийского правления Бурунди была в основном христианской. [50]
Наследие [ править ]
Большинство членов королевского дома сегодня живут в изгнании во Франции . На выборах 2005 года принцесса Эстер Каматари баллотировалась на пост президента от Партии восстановления монархии и диалога в Бурунди (Абахуза). Сторонники полагают, что восстановление конституционной монархии могло бы помочь ослабить этническую напряженность в стране. [51]
Королевские барабаны также сохранились в королевстве и используются до сих пор. Бурунди даже прославилась своими барабанщиками. [37]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Корнуэлл и де Бир, 1999 , с. 84.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ньюбери 2009 , с. 304.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «История Бурунди» . Британская энциклопедия (онлайн-изд.) . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зейтц 1989 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватт 2016 , стр. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Королевство Бурунди» . Британская энциклопедия (онлайн-изд.) . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Ватт 2016 , стр. 26, 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ватт 2016 , стр. 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Зейтц 1989 , с. 57.
- ^ Ватт 2016 , стр. 25.
- ^ Ватт 2016 , стр. 9, 165.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ватт 2016 , стр. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ватт 2016 , стр. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ватт 2016 , стр. 29.
- ^ Лемаршан 1996 , с. 40.
- ^ Стризек 2006 , стр. 116, 121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейс 2009 , с. 225 .
- ^ Пейс 2009 , с. 145–146.
- ^ Пейс 2009 , с. 224.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фёлькер 2018 , с. 205.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейс 2009 , с. 228–229.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Бурунди: Падение монархии (1962–1966)» . Проект Энциклопедии африканской демократии . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Филипп 1978 , стр. 580–581.
- ^ Макдональд 1969 , с. 78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Делорье, Кристина (2010). «Луи Рвагасоре, мученик за независимость Бурунди» . Современная Африка (на французском языке). Полет. 3, нет. 235.стр. 68–69. Архивировано из оригинала 20 июля 2021 года . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Гислен 1970 , с. 70.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 335–337.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стризек 2006 , с. 164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филипп 1978 , с. 580.
- ^ Гислен 1970 , с. 85.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 342.
- ^ Виллафана 2017 , с. 71.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 414.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кагабо 2018 , с. 103.
- ^ Ватт 2016 , стр. 16.
- ^ Путеводитель по флагам мира Мауро Талоччи, отредактированный и обновленный Уитни Смит ( ISBN 0-688-01141-1 ), с. 153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватт 2016 , стр. 16–17.
- ^ Народы 2018 , с. 191.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватт 2016 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кагабо 2018 , с. 102.
- ^ Кагабо 2018 , с. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватт 2016 , стр. 27.
- ^ Кагабо 2018 , стр. 102–103.
- ^ Зейтц 1989 , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ватт 2016 , стр. 19.
- ^ Ватт 2016 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ватт 2016 , стр. 21.
- ^ Ватт 2016 , стр. 9.
- ^ Зейтц 1989 , стр. 58.
- ^ Ватт 2016 , стр. 19–20.
- ^ «Промонархическая партия получила зеленый свет в Бурунди» . Панапресс. 21 сентября 2004 года . Проверено 15 октября 2016 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Корнуэлл, Ричард; де Бир, Ханнели (1999). «Бурунди: политика нетерпимости» . Африка Уотч . 8 (6): 84–94. дои : 10.1080/10246029.1999.9628162 .
- Гислен, Жан (1970). Феодализм в Бурунди PDF ( ( ) на французском языке). Брюссель: Королевская академия зарубежных наук . ОСЛК 2115033 .
- Кагабо, Жан-Мари (2018). Демократическая инженерия в Руанде и Бурунди . Кампала: Издательство Fountain. ISBN 9789970259519 .
- Лемаршан, Рене (1970). Руанда и Бурунди . Нью-Йорк: Издательство Praeger. OCLC 254366212 .
- Лемаршан, Рене (1996). Бурунди: этнический конфликт и геноцид (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56623-1 .
- Макдональд, Гордон С., изд. (1969). Региональный справочник по Бурунди (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 953395348 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июля 2021 года.
- Ньюбери, Дэвид (2009). Земля за туманами: очерки идентичности и власти в доколониальном Конго и Руанде . Афины: Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-1875-8 .
- Пейс, Э. (2009) [2007]. Совет и беги: невыразимая трагедия Великой войны в Африке (изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-2349-1 .
- Филипп, Гюнтер (1978). "Бурунди". У Франца Нушелера; Клаус Цимер (ред.). Выборы парламентов и других государственных органов. Том 2: Африка [ Выборы парламентов и других государственных органов. Том 2: Африка ] (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 567–604. ISBN 978-3-11-004518-5 .
- Зейтц, Стефан (1989). «Исторические корни напряженности в Бурунди». В Рольфе Хофмайере (ред.). Ежегодник Африки, 1988 год. Политика, экономика и общество в странах Африки к югу от Сахары (на немецком языке). Немецкий институт глобальных и региональных исследований ; Спрингер. стр. 55–61. ISBN 978-3-8100-0770-4 .
- Стризек, Хельмут (2006). Одаренные колонии: Руанда и Бурунди под властью Германии; с эссе о развитии до настоящего времени [ Одаренные колонии: Руанда и Бурунди под властью Германии; с очерком развития до настоящего времени ] (на немецком языке). Берлин: Ссылки. ISBN 978-3-86153-390-0 .
- Виллафана, Франк (2017) [1-й паб. 2009]. Холодная война в Конго: Противостояние кубинских вооруженных сил, 1960-1967 гг . Абингдон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-4128-4766-7 .
- Фёлькер, Вольфганг (2018). О миссионерах, правителях и исследователях: 100 лет назад на великих озерах Центральной Африки 100 лет назад [ О миссионерах, правителях и исследователях: 100 лет назад на великих озерах Центральной Африки ] (на немецком языке). Геттинген: Cuvillier Verlag . ISBN 9783736989078 .
- Ватт, Найджел (2016) [1-й паб. 2008]. Бурунди: Биография маленькой африканской страны (переработанное и обновленное издание). Лондон: ISBN C. Hurst & Co. 978-1849045094 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Гахама, Джозеф (1983). Бурунди под бельгийской администрацией: период мандата, 1919-1939 гг . Париж: Картала. ISBN 9782865370894 .