Империя Китара
Империя Китара | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Приблизительная протяженность Китары под Вамарой по DH Apuuli: [ 1 ]
Легендарная степень (согласно некоторым устным традициям баньоро)
Вероятная протяженность (по археологическим данным) | |||||||||||||||
Капитал | По легендам:
| ||||||||||||||
Общие языки | Прото-Северная Рутара [ 8 ] [ 9 ] : 82 | ||||||||||||||
Этнические группы | Многие этнические группы, но коренные жители - баньоро , баньянколе , баторо , басонгора. | ||||||||||||||
Религия | |||||||||||||||
Демон(ы) |
| ||||||||||||||
Правительство | Федеральная монархия | ||||||||||||||
Учреждение | |||||||||||||||
• Династии Тембузи | |||||||||||||||
• Династия Чвези | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Сегодня часть | Уганда |

Гитара [ б ] (иногда пишется как Киттара [ 13 ] или Китвара , [ 14 ] [ 3 ] также известная как Империя Чвези [ 5 ] ) Империя Солнца или Империя Луны была легендарной империей, которая регулярно упоминается в устных традициях народа рутара в Великих африканских озерах . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Говорят, что Китара владела территорией в современной Уганде , Кении , Руанде , Танзании и Демократической Республике Конго . [ 20 ]
Легенды
[ редактировать ]Существует множество рассказов об истории Китары, некоторые из которых могут различаться и/или противоречить друг другу. В этом разделе делается попытка сравнить разные учетные записи. Обратите внимание, что отчеты больше сходятся в деталях династии Чвези, чем более ранней династии Тембузи.
Династии Тембузи
[ редактировать ]Рут Элис Фишер писала, что Какама Твале стал первым королем Китары по воле Руханги . [ 21 ] : 74 К.В. (обозначает Кабалега и Виньи ) и Джон В. Ньякатура писали, что Кинту был первым королем, и считают Какаму ( букв. « маленький король » ) и Твале (Итвале по версии К.В.) отдельными. Согласно их рассказам, на смену Кинту пришел Какама, а на смену ему пришел (И)твале. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 4 ] : 5 Джон Роско и Петеро Бикунья упоминают только «Твале» и «Твари» соответственно. [ 26 ] : 87 [ 27 ] : 5–7 [ 3 ] : 116–117, 121
Затем Ньякатура упоминает, что его преемником стал сын Твале, Ханги. [ 4 ] : 6 Роско упоминает, что Ханги и Ньяменге были королями после Ханги, хотя он написал, что о них больше нет информации. [ 26 ] : 87 По словам Ньякатуры, у Ханги двое детей: Ира ля Ханги ( букв. « давно Ханги » ) и Казуба ка Ханги ( букв. « маленькое солнце Ханги » ). [ 4 ] : 6 Жюльен Горджу утверждает, что Ира и Казуба были прямыми сыновьями Руханги, поскольку Ханги было именем Нёро для Руханги. [ 2 ] : 39 [ 7 ] : 16 Ньякатура утверждает, что Казуба сменил Иру после того, как он умер, не оставив наследника. Роско заявляет, что Кабангера сменил Иру, но больше информации о нем нет, хотя в некоторых временных рамках Казуба и Кабангера считаются одним и тем же человеком. [ 26 ] : 87 [ 28 ]
По словам Ньякатуры, во время правления Казубы произошел заметный рост населения, и его подданные так любили его, что он был обожествлен . после его смерти и преемственности Ньямуханги [ 4 ] : 6 При Ньямуханге также наблюдался рост населения, и после его смерти и наследования Нкья I он был обожествлен ( букв. « Счастливчик » , поскольку у Ньямуханги были проблемы с рождением ребенка). [ 4 ] : 6–7 Из-за сходства Казубы и Ньямуханги Горджу считает их одним и тем же человеком. [ 7 ] : 15 Ньякатура пишет, что Нкье I наследовал Нкья II, а Нкье II наследовал Баба ( букв. « отец »). [ 3 ] : 120 ). [ 4 ] : 7 Горджу считает Нкья I и Нкья II одним и тем же человеком, поскольку оба их отца были бесплодны. [ 7 ] : 15 Фишер пишет, что Баба сменил Какаму, но Роско предполагает, что Баба сменил Кабангера. [ 21 ] : 75 [ 26 ] : 87 Кэрол Энн Бьюкенен утверждает, что Баба считался богатым, у него было много людей и коз, а Фишер утверждает, что это процветание разделялось с постоянно растущим населением. [ 3 ] : 120 [ 21 ] : 75
Ньякатура и К.В. пишут, что Бабу сменили в хронологическом порядке Камули, Нсека ( букв. « способ смеха » ), Кудиди (который правил дольше, чем обычно), Нтонзи (который подавлял восстания, букв. « деревянные палки »). ), Ньякахонгерва ( букв. « то, что приносится в жертву кому-то » ) и Муконко (который также правил дольше обычного). [ 4 ] : 5, 7 Во всех других источниках, упомянутых ранее, говорится, что Бабу сменил непосредственно Муконко. [ 3 ] : 120 [ 21 ] : 76 [ 26 ] : 87 [ 7 ] : 15 Тем не менее, все источники сходятся во мнении, что Муконко сменил Нгонзаки. [ с ] ( букв. « Чего я хочу? ») , так как он был очень богат [ 4 ] : 7 ) Рутахиндука ( букв. « тот, кто не оборачивается » ). [ 7 ] KW утверждает, что Нгонзаки сменил Исаза Мукама, затем Исаза Ньякикуто, но все другие источники считают Исасу Мукаму и Исасу Ньякикуто одним и тем же человеком. [ 7 ] : 15 Будучи молодым монархом, он отдавал предпочтение молодым людям, а не пожилым людям, изгоняя своих старых советников и заменяя их молодыми. Однако после того, как он чуть не задохнулся, он восстановил позиции старейшин, так как они смогли его спасти. [ 3 ] : 122 [ 4 ] : 7–8 [ 6 ] : 41–42 [ 7 ] : 13–14 [ 21 ] : 76–78 [ 1 ]
После заключения Исасы в подземном мире его заместитель Букуку провозгласил себя королем, так как у Исасы еще не было сыновей. Однако Букуку был простолюдином ( Иру или омвиру ), и народ не любил, чтобы им правил один. Таким образом, против него восстали руководители большинства графств. [ 3 ] : 127–129 [ 4 ] : 15–16 [ 6 ] : 45 [ 7 ] : 17 [ 21 ] : 84 [ 1 ] Фишер и Данбар заявляют, что Букуку пришлось отступить на юго-запад Китары, а Бикунья утверждает, что Букуку правил только Киквенуси, Кисегве и Киджагарази, хотя расположение этих мест неизвестно. [ 7 ] : 17 [ 21 ] : 84 [ 27 ] : 15–16 [ 3 ] : 129 Во всех источниках говорится, что Букуку был убит своим внуком Карубумби. [ д ] из-за спора о поении скота, затем он провозгласил себя королем, основав таким образом династию Чвези. [ 3 ] : 140 [ 4 ] : 20–21 [ 6 ] : 47 [ 7 ] : 17 [ 21 ] : 88 Фишер и Данбар писали, что люди были в восторге, поскольку он напоминал своего деда по отцовской линии Исазу. [ 7 ] : 17 [ 21 ] : 89
Династия Чвези
[ редактировать ]Поскольку мятежные вожди отказались подчиниться Карубумби, он возглавил серию кампаний по возвращению земель Исасы. Фишер писал, что его первая кампания была против Нтале (вождя Анколе), что заставило его сдаться. [ 21 ] : 89 но Ньякатура, Бьюкенен и Бикунья писали, что его первая кампания была против Нсинги, вождя Бугомы. [ 4 ] : 22 [ 3 ] : 141 [ 27 ] : 19 Однако все эти источники сходятся во мнении, что Нсинга был казнен по обвинению в колдовстве. [ 21 ] : 90 [ 4 ] : 22 [ 3 ] : 141 [ 27 ] : 19 Места, которые, как говорят, аннексировал Карубумби, включают Бурули , Карагве , Сукуму , Руанду , Бусогу , Анколе , Торо , Буньяру, Бусонгору, Булегу , Букиди , Буганду и Мади , хотя отчеты часто расходятся в хронологии этих кампаний и экспедиций. [ 21 ] : 89–94 [ 4 ] : 25–26 [ 3 ] : 142 [ 1 ] Фишер и Данбар написали, что из похвалы Исимбва, отец Карубумби, объявил, что Карубумби отныне будет известен как Ндахура ( букв. « Я буду заботиться о » ). [ 21 ] : 95 [ 7 ] : 18
Сообщения сходятся во мнении, что однажды Ндахура исчез и не вернулся домой, однако причина этого оспаривается. Фишер и Данбар писали, что пока Ндахура ждал возвращения из экспедиции своего сына Вамары, Ндахура был поглощен землей и оставался в подземном мире со своим слугой в течение двух дней. [ 21 ] : 96 [ 7 ] : 18 Ньякатура, Бьюкенен и Апуули писали, что во время кампании в Ихангиро против Бвиребутакья ( букв. « День не рассветает » ) Ндахура был взят в плен, когда «тьма опустилась на армию Ндахуры». [ 4 ] : 28 [ 3 ] : 189 [ 1 ] и К.У. и Альберт Б. Ллойд написали, что Ндахура был убит в ходе указанной кампании. [ 23 ] : 159 [ 29 ] : 69–70 В отличие от других авторов, К.В., Джон Битти, Ньякатура и Данбар писали, что Мулиндва в это время правил как депутат/регент. [ 4 ] : 28 [ 6 ] : 47 [ 7 ] : 18, 20 Затем Вамара стал следующим королем Китары. Ньякатура писал, что Вамара был выбран преемником Ндахуры после некоторых размышлений. [ 4 ] : 28–29 Данбар писал, что Ндахура назначил Мулиндва, но Вамара захватил трон. [ 7 ] : 18 и Фишер писал, что Ндахура неохотно позволил Вамаре править. [ 21 ] : 97
Чвези, особенно Вамара, в целом потеряли уважение народа, поскольку правление Вамара было злонамеренным. [ 21 ] : 101 [ 7 ] : 19 [ 6 ] : 48 и напряженность между собой (например, [ и ] покушение на убийство Мугени, сводного брата Ндахуры). [ 3 ] : 190–191 [ 4 ] : 29 [ 6 ] : 48 [ 7 ] : 18–19 [ 21 ] : 99–101 Обвинения, [ ж ] Сообщается, что с юга он совершил набег на скот чвези со своей армией, но позже был убит. [ 3 ] : 195–196 [ 4 ] : 37–38 [ 21 ] : 104–105 Фишер писал, что Мугаса, дядя Вамара и вождь островов Сесе, восстал против него, хотя восстание было быстро подавлено. [ 21 ] : 102 Мугеньи Затем Фишер и Данбар написали, что у Бихого, редкого быка , который придавал аромат любой воде, которую она пила, случился припадок и он умер, и что Вамара приказал знахарям препарировать ее. [ 7 ] : 19 [ 21 ] : 105–106 Ньякатура, Битти, Апуули писали, что Вамара, обеспокоенный несчастьями, вызвал своих знахарей, чтобы объяснить их значение, которые затем зарезали несколько бычков для гадания. [ 4 ] : 38 [ 6 ] : 48 [ 1 ] Тем не менее, источники сходятся во мнении, что тело крупного рогатого скота было пустым и не имело органов, и знахари были удивлены.
Жили-были два брата, Ньякока. [ г ] и Каранго, пришедший из Букиди, и Ньякока сказали, что он разгадает тайну, если заключит кровный договор с одним из чвези. Ньякока заключил кровный договор либо с Мулиндвой (по мнению Ньякатуры, Битти и Апуули), либо с Мугени (по мнению Фишера и Данбара). Затем он расколол топором голову и копыта, все внутренние органы выпали, и на этих органах поселилась неустранимая черная головня. Говорят, что Ньякока объяснил, что пустое тело означало конец правления Чвези, расположение органов в необычных местах означало, что Чвези соберут свои вещи и переедут в другое место, а органы в голове конкретно означали, что они по-прежнему будут править через Культ «духовного медиумизма» и неустранимая черная грязь означали, что страной будут править иностранцы с более темной кожей. Чвези были разочарованы такой интерпретацией и убили бы Ньякоку, если бы его кровный брат не сообщил ему об этом заранее и не сбежал. В конце концов они решили покинуть Китару. [ 3 ] : 198–199 [ 4 ] : 38–41 [ 6 ] : 48–49 [ 7 ] : 19–20 [ 21 ] : 106–109 [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Затем Ньякока вернулся в Букиди, чтобы сообщить сыновьям Кёмьи (некоторые из внуков Исимбвы, позже названных Биито), что они должны стать преемниками Вамары из-за ситуации Китары. Ньякатура дополнительно упоминает Каньябугому (посланника, посланного Чвези) и Мугунгу, прибывших после Ньякоки, чтобы передать ту же информацию. В конце концов, все они отправились в путешествие в Китару, где Исингома Лабонго Рукиди стал первым королем Бабиито. [ 3 ] : 207–214 [ 4 ] : 50–53 [ 6 ] : 51–53 [ 7 ] : 32 [ 21 ] : 111–114 [ 1 ]
Административное деление
[ редактировать ]Говорят, что Исаза был первым королем, разделившим Китару на графства ( амасаза , сг. исаза ), и согласно народной этимологии , слово исаза произошло от его имени. [ 3 ] : 123 [ 4 ] : 8–9 [ 6 ] : 41 [ 7 ] : 14 [ 1 ] В следующей таблице вожди, выделенные жирным и светло-красным шрифтом, восстали против Букуку, согласно Бикунье и Херемензильде К. Карубанге. [ 27 ] : 15–16 [ 30 ] : 2 Эта таблица не является исчерпывающей.
Графство | Главный | ||||
---|---|---|---|---|---|
в разделе Старый/Старый [ 23 ] : 157 [ 27 ] : 15 [ 3 ] : 123 [ 4 ] : 9 | под Ндахурой/Мулиндвой | под Вамарой | |||
за Ньякатура [ 4 ] : 26–27 [ 7 ] : 29 [ 31 ] : 18 | за Карубангу [ 30 ] : 4 [ 3 ] : 187 | за Ньякатура [ 4 ] : 31 [ 1 ] [ 31 ] : 18–19 | от Кретьена [ ч ] [ 5 ] : 1344 | ||
Собственно Китара (соответствует району Кьегегва ) | Действительно | Он видит | Предел | Он видит | Unknown |
Кааро-Карунги / Анколе | Охранники | Вы тратите | Гость | Катуку [ я ] | |
Приходите ( округ Мавогола ) | Альпинист | Он видит | Unknown | ||
Бусонгора (восточная часть округа Касесе ) | Кугере | Священник | Казуба | Священник | Конфиденциальность |
Узкий | — | Unknown | |||
Факел | Будьте честны | Гость | Предел | Гость | |
Бусога | Сомневаться | Unknown | Соты | Unknown | Сомневаться |
Бугангайзи (восточная часть района Кибаале ) | Могила | Unknown | Unknown | ||
Бугахья (северо-восточная часть района Хойма ) | Малыш | Киро | Кахука из Мисинга | Кёмья | |
Бугунгу (соответствует району Булииса ) | Из манго [ Дж ] | Священник | |||
Чопе (северо-восточная часть района Кирьяндонго ) | Каперс | Киро | |||
Бурули (соответствует району Накасонгола ) | Король | Конфиденциальность | Рубаго | ||
Бусинди (соответствует району Масинди ) | Ньякадоги | Unknown | Лидер | Unknown | |
Бугома (юго-западная часть района Хойма ) | Волокно | Каньябугома из Нсинга | Unknown | Каньябугома из Нсинга | Unknown |
Острова Сесе | — | Мугасса/Мугасса | |||
Булега (восточная часть провинции Итури ) | Калега | Мулиндва | Киро | Мулиндва | |
Буньяра (в районе Каюнга ) | Ньякаранда | Предел | Мулиндва | Предел | |
Мухвава (соответствует остальной части Буганды ) | Нтеге прихода [ к ] | Кёмья (ранее), Русирри (позже) | Кёмья | Русирри | Ребенок |
Руанда | — | Unknown | Unknown | Он видит | Unknown |
Ганьи/ Ачоли | Ганьи | Unknown | |||
Мади | |||||
Приготовленный | Яба | ||||
Buddu | Конопля Мсинга | Кагора |
Современные исследования
[ редактировать ]Степень
[ редактировать ]МСМ Киванука предполагает, что степень Китары, подразумеваемая такими писателями, как Роланд Оливер , Меррик Познански и А. Р. Данбар, возникла под влиянием национализма:
До сих пор выводы по истории империи Буньоро-Китара, к которым пришли такие авторы, как упомянутые выше, основывались в основном на традициях Буньоро, которые, помимо того, что никогда не подвергались какому-либо критическому анализу, к сожалению, окрашены националистическими настроениями. [ 18 ] : 30
Он также указывает на отсутствие доказательств этим утверждениям:
До сих пор утверждается, что цивилизация бахвези и их политическое влияние распространились даже на те районы, где нет воспоминаний о бахвези или их культах. Карты были нарисованы, чтобы показать необъятность Империи, но никто, например, не спросил, когда Буньоро распространила свое влияние на Экваторию. [ 18 ] : 30
Организация
[ редактировать ]Джон Э. Г. Саттон пишет, что, согласно археологическим данным, некоторые места земляных работ, предположительно находящиеся в Китаре, можно интерпретировать как отдельные столицы:
На самом деле есть разумные основания интерпретировать каждый из крупных участков земляных работ — Кибенго, Мунса и Биго — как столицу тех, кто контролировал луга этих районов. Таким образом, Китару, возможно, все еще можно представить не как единое объединенное королевство, а как более расплывчатую систему политической организации и экономической эксплуатации этого региона около шести или семи веков назад. [ 32 ] : 58 [ 33 ] : 107
Годфри Н. Узойгве называет Китару «слабоорганизованной»:
Эти традиции мастерски и удивительно подробно рассказывают нам, несмотря на несколько пробелов, как их предки основали первую государственную систему в районе озера, а затем превратили ее в большую, хотя и слабоорганизованную «империю», простиравшуюся за пределы региона. Эту «империю» они назвали Китара Кья Ньяменг[e], «империю», завоеванную мечом выдающимися личностями. [ 34 ] : 17–18
Наследие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2024 г. ) |
Легенды о Китаре часто использовались для придания легитимности более поздним династиям и королевствам в Уганде и вокруг нее, особенно Буньоро , которые утверждали, что являются прямыми наследниками Китары. [ 11 ] [ 35 ] : 460 Линант-паша писал, что Мутиса I из Буганды утверждал, что является единственным истинным потомком принцев Китары. [ 36 ] : 76
См. также
[ редактировать ]- Африканские империи
- Африканская историография
- История Уганды
- Список королевств в доколониальной Африке
Примечания
[ редактировать ]- ^ букв . ' Гитара дамы '
- ^ Простое произношение: [китаɾа] ; Произношение Тооро: [kitáɾa] ; Произнесите произношение: [kitaɾa]
- ^ Нгонзааки редко пишется, чтобы соответствовать орфографии Руньоро-Рутооро.
- ^ также пишется Карабимби (Фишер), Кьярубимба (Ньякатура), Кьярубумби (Бьюкенен)
- ^ также пишется Ньянгоро (Фишер и Данбар)
- ^ также пишется Мисинга (Ньякатура)
- ^ также пишется Ньякоко (Фишер и Данбар)
- ^ Кретьен использует источники Хайя вместо источников Ньоро.
- ^ также пишется Катукве (Кристиан) или Катукура (Брайан Тейлор)
- ^ также пишется Ичваманго
- ↑ По словам Ньякатуры, Мухвахва изначально был передан Койе, но из-за своего преклонного возраста Койя передал свое вождь Нтеге, своему сыну. [ 4 ] : 9
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Апуули, Дэвид Хихумуро (1994). Тысяча лет Королевства Буньоро-Китара — Народ и правители . Издательство «Фонтан».
- ^ Jump up to: а б с д Горью, Жюльен П. (1920). Среди Виктории, Альберта и Эдварда: этнография английской части викариатства Уганды: происхождение, история, религия, обычаи [ Среди Виктории, Альберта и Эдварда: этнография английской части викариатства Уганды: происхождение, история, религия, таможня ] (на французском языке). Ренн: Imprimerie Oberthur .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Бьюкенен, Кэрол Энн (1974). Комплекс Китара: историческая традиция западной Уганды до 16 века (PDF) (Диссертация). Университет Индианы.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Ньякатура, Джон В. (1973). Узойгве, Годфри Н. (ред.). Анатомия африканского королевства: история буньоро-китара (PDF ) Перевод Friend, Theopist (английское изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: NOK Publishers, Ltd. ISBN 0-88357-025-4 .
- ^ Jump up to: а б с Кретьен, Жан-Пьер (1985). «Империя Баквези: построение геополитического воображения» . Анналы. Экономика, общество, цивилизация . 40 (6): 1335–1377. дои : 10.3406/ahess.1985.283241 . S2CID 126663125 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Битти, Джон (1971). Государство Нёро . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198231714 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Данбар, Арчибальд Ранульф (1 января 1965 г.). История Буньоро-Китара . Издательство Оксфордского университета .
- ^ Шенбрун, Дэвид (1990). Ранняя история региона Великих озер Восточной Африки: лингвистические, экологические и археологические подходы. ок. от 500 г. до н.э. до ок. 1000 г. н.э. (кандидатская диссертация). Калифорнийский университет.
- ^ Музале, Генри RT (июнь 1998 г.). Реконструкция системы времени/вида прото-рутара . Университет Ньюфаундленда. ISBN 0-612-36209-4 .
- ^ Jump up to: а б Стейнхарт, Эдвард И. (1981). «Глава 18: От« Империи »к государству: Возникновение Королевства Буньоро-Китара: ок. 1350–1890». В Классене, Анри Ж.М .; Скальник, Питер (ред.). Исследование государства .
- ^ Jump up to: а б Джордан, Дания (13 июля 2007 г.). «Организация и мистификация в африканском королевстве» . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Сайкс, Дж. «Затмение в Бихарве». Угандийский журнал . 23 .
- ^ Спик, Джон Хэннинг (1864). Журнал открытия истока Нила . Робартс – Университет Торонто. Нью-Йорк: Харпер.
- ^ Дриберг, Дж. Х. (1931). Гала-колонисты и озерные регионы Африки
- ^ Бернстен, Ян (1 марта 1998 г.). «Руньякитара: «новый» язык Уганды». Журнал многоязычного и мультикультурного развития . 19 (2): 93–107. дои : 10.1080/01434639808666345 . ISSN 0143-4632 .
- ^ Тантала, Рене Луи (1989). Ранняя история Китары в Западной Уганде: модели процессов религиозных и политических изменений, Том 1 . Университет Висконсина-Мэдисона .
- ^ Баляге, Йона (12 июля 2000 г.). «Этническая принадлежность и этнические конфликты в районе Великих озер» . Университет Бугема .
- ^ Jump up to: а б с Киванука, МСМ (1968). «Империя Буньоро Китара: миф или реальность?» . Канадский журнал африканских исследований . 2 (1): 27–48. дои : 10.2307/483996 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 483996 .
- ^ Стоукс, Джейми; Горман, Энтони; Ньюман, Эндрю Дж. (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Нью-Йорк: факты в архиве . стр. 506–509. ISBN 978-0-8160-7158-6 .
- ^ Дойл, Шейн (11 января 2016 г.). «Бунёро-Китара, Королевство» . Энциклопедия Империи . Энциклопедия Империи. стр. 1–4. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe078 . ISBN 9781118455074 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Фишер, Рут Элис (1911). Сумеречные истории Черного Баганды . Лондон: Marshall Brothers, Ltd.
- ^ КВ (1935). «Короли Буньоро-Китара, Часть I». Угандийский журнал . 3 (2).
- ^ Jump up to: а б с КВ (1936). «Короли Буньоро-Китара, Часть II». Угандийский журнал . 4 (1).
- ^ КВ (1937). «Короли Буньоро-Китара, Часть III». Угандийский журнал . 5 (2).
- ^ Ньякатура, Джон В. (1947). Короли Буньоро-Китара [ Короли Буньоро-Китара ] (в Нёро). Сен-Жюстен, Квебек, Канада.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Роско, Джон (1923). Бакитара или Баньоро . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бикуня, Петр (1927). Кь'Абакама ба Буньоро [ О королях Буньоро ]. Лондон: Шелдон Пресс.
- ^ «Короли Буньоро – Буньоро-Китара США» . Буньоро-Китара США . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Ллойд, Альберт Б. (1900). От Уганды до Хартума, жизнь и приключения на Верхнем Ниле . Робартс – Университет Торонто. Лондон, Коллинз.
- ^ Jump up to: а б Карубанга, Гермензильда К. (1949). «Как восходит и заходит солнце» (брошюра). Кампала, Уганда: Eagle Press.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Брайан К. (19 января 2017 г.). Западноозерные банту (3-е изд.). Рутледж . ISBN 978-1-138-23322-5 .
- ^ Саттон, JEG (март 1993 г.). «Предшественники Межозерных королевств» . Журнал африканской истории . 34 (1): 33–64. дои : 10.1017/S0021853700032990 . S2CID 162101322 .
- ^ Кретьен, Жан-Пьер (15 января 2003 г.). Великие озера Африки: две тысячи лет истории . Перевод Штрауса, Скотта. Интернет-архив. Нью-Йорк: Зональные книги; Кембридж, Массачусетс: Распространяется MIT Press. ISBN 978-1-890951-34-4 .
- ^ Узойгве, GN (14 февраля 2012 г.). «Возвращение к Буньоро-Китаре: переоценка упадка и исчезновения африканского королевства» . Журнал азиатских и африканских исследований . 48 (1).
- ^ Дойл, Шейн (июль 2006 г.). «От Китары до затерянных графств: генеалогия, земля и легитимность в Королевстве Буньоро, Западная Уганда» . Социальные идентичности . 12 (4): 457–470. дои : 10.1080/13504630600823684 . S2CID 144630979 .
- ^ де Бельфон, Линант (1876). «Маршрут и заметки Э. Линана де Бельфона» . Ежеквартальный бюллетень Хедивиального географического общества Каира (на французском языке). 1 .