Сукума люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2016 г. ) |
![]() Танцоры сукума | |
Общая численность населения | |
---|---|
10,210,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Сукума , суахили и английский | |
Религия | |
Христианство , Ислам , Традиционные африканские религии [2] | |
Родственные этнические группы | |
Луна , Осел и Лев |
Сукума | |
---|---|
Человек | Вставать |
Люди | Они встали, |
Язык | Толкач |
Страна | Бусукума |
Сукума этническая группа банту — из юго-восточного района Великих озер Африки . Это самая крупная этническая группа в Танзании , насчитывающая примерно 10 миллионов членов или 16 процентов от общей численности населения страны. Сукума означает «север» и относится к «людям севера». Сукума называют себя Басукума (множественное число) и Нсукума (единственное число).
Родина
[ редактировать ]Сукума живут на северо-западе Танзании, на южном берегу озера Виктория или вблизи него , а также в различных районах административных округов Мванза , юго-западной оконечности региона Мара , региона Симию и региона Шиньянга . Северная область их проживания находится на равнине Серенгети . Семьи сукума мигрировали на юг, в регион Руква и регион Катави , вторгаясь на территорию пимбве . Эти сукума поселились за пределами деревень пимбве.
Земля Сукума представляет собой в основном плоскую, незаросшую равнину саванны на высоте от 910 до 1220 метров (от 3000 до 4000 футов) над уровнем моря. С ноября по март выпадает от двадцати до сорока дюймов (от 51 до 102 см) осадков. Высокие температуры колеблются от 26 до 32 ° C (от 79 до 90 ° F), а низкие ночью редко опускаются ниже 15 ° C (59 ° F). Население рассредоточено среди небольших фермерских участков и редкой растительности.
История
[ редактировать ]

Как и в случае с Ньямвези , все члены пяти групп в Большом Уньямвези идентифицировали себя как Ваньямвези для тех, кто находится за пределами «большой» территории, но между собой используют сукума. Они называют себя «сукума» (северяне), когда разговаривают с Ньямвези, но используют Ньямвези, когда разговаривают с кем-либо еще. Эти группы можно назвать комплексом Ньямвези-Сукума, поскольку, хотя они никогда не были объединены, они были очень тесно связаны по мировоззрению и образу жизни. Как и большинство их соседей, они представляли собой этническую группу, разделенную на множество более мелких групп. Некоторые утверждают, что это были люди ньямвези, которые двинулись на северо-запад, спасаясь от набегов Мирамбо , в результате чего дичь и цеце вновь заняли пустынную территорию.
Унианиембэ, самое важное королевство Ньямвези, располагалось в Таборе и получало запасы мяса от Сукумы. Однако к 1892 году поголовье крупного рогатого скота начало сокращаться из-за чумы крупного рогатого скота и мухи цеце , и хотя две трети территории Германской Восточной Африки стали непригодными для разведения крупного рогатого скота, а крупный рогатый скот в целом, вероятно, не восстановился до окончания Первой мировой войны, крупные ценные стада крупного рогатого скота оставались у сукума, которые тогда еще могли избежать любых больших социальных изменений, экономно эксплуатируя стада. Традиция Сукума предполагает, что к концу девятнадцатого века голод действительно стал более распространенным, в результате чего консервативный Сукума стал обвинять религиозные инновации в стихийных бедствиях и ожидать регулярных жертвоприношений в честь предков семьи или вождества.
Как и все Ньямвези, сукума, будучи земледельцами, сделали свои поля грядами, чтобы разместить их в плодородном, но довольно засушливом регионе. При этом они имели стада, приобретя их у народа татога, но поскольку практиковалось «смешанное» земледелие, скотоводами они не считались. Сукумаленд также содержал и использовал месторождения железа, реэкспортировав около 150 000 железных мотыг в Табору.
Культура
[ редактировать ]Сукума верят во владение духами и целостно рассматривают мир как взаимосвязанный со всем живым существом, естественным и сверхъестественным. [3]
Традиционная медицина
[ редактировать ]Сукума — одна из многих этнических групп, которые используют животных в своей традиционной медицине, также известной как «зоотерапия». Как и другие африканские группы, включая эсватини иньянгас и бенинскую бухту, [4] многие считают, что традиционные лекарства, полученные из животных, более эффективны, чем медицина западного образца . [ нужна ссылка ] Растения и животные на протяжении веков были основой медицины Сукума; однако в настоящее время растительные лекарства используются чаще. Народ сукума использует систему именования, которая позволяет им различать животных в зависимости от их медицинских целей. [5] Целители организуют фаунистические лекарства, сначала составляя список известных болезней и их симптомов, а затем составляя еще один список растений, животных и их целебных свойств. [5]
В сообществах целители — это те, кто определяет, что и как будет использовать каждое животное. Например, считается, что панголины являются знаком хорошего урожая, поэтому целители продают чешую ящера для защиты посевов. Поскольку змеи и дикобразы представляют опасность для людей и посевов в Сукумалэнде, знахари и целители ловили их, чтобы использовать в качестве развлечения. [5]
Информации об использовании животных в медицине племенами сукума мало, поскольку большая часть исследований медицинской практики этого племени основывалась на растениях. [6] Исследование было проведено в округе Бусега в Танзании, на территории, включающей заповедник Серенгети и озеро Виктория , с целью определить, какие ресурсы фауны используют целители для лечения болезней среди населения. [7] Многие из традиционных лекарств, называемых дава, больше не практикуются, поскольку многие члены племени Сукума больше полагаются на медицину западного образца.
Самой большой угрозой охране природы в Танзании является легальная и незаконная торговля дикими животными в качестве домашних животных. [8] [ не удалось пройти проверку ] Существует также слабая политика регулирования учета животных, находящихся под угрозой исчезновения. Народные целители не представляют такой большой угрозы для усилий по сохранению природы, как коммерческие охотники. В отличие от последней группы, традиционные охотники и знахари охотятся только на то, что им нужно. [9] Помимо медицинских целей, люди сукума используют ресурсы животного происхождения для таких вещей, как украшения и одежда. Например, шкуры животных используются для украшения дома и сумок. [7]

Культурные связи
[ редактировать ]Отношения между сукума и их соседями, не принадлежащими к ньямвези, татогами , в целом были хорошими, и они не считали друг друга врагами, поскольку взаимно зависели друг от друга. Татога нуждались в зерне Сукума, в то время как Сукума нуждались в скоте и уважаемых предсказателях дождя Татога (Татога считались лучшими в этой важной и узкоспециализированной деятельности). считались Однако масаи врагами. Отношения Татога-Сукума были сосредоточены на культурном и экономическом обмене, в то время как отношения Сукума-Масаи были сосредоточены на страхе и ненависти, поскольку скот был единственным, чего масаи хотели от сукума, полагая, что Бог даровал масаи весь скот в мир. Однако все же возможно, что какие-то мирные отношения все же существовали. Сукума были очень избирательны в том, что они ассимилировали, так же, как и Ньямвези; они были способны ассимилировать других, но не могли ассимилироваться в других обществах. В одном мифе о Сукуме говорится, что Татога (Татуру) были их лидерами и вождями, когда они мигрировали с севера; Татуру были пастухами и нуждались в открытых равнинах для своего скота, поэтому они переселились в большую территорию Серенгети. Сукума остались ближе к большой Ньянзе (озеро Виктория), вырубили леса и стали земледельцами. Даже тогда, когда Татуру двинулись к равнинам, они оставили администраторов Татуру «править» Сукумой. По этой причине вплоть до момента роспуска системы вождей все вожди и главные вожди представляли себя Татуру, хотя теперь они находились в пределах области Сукума.
Сукума и Ньямвези
[ редактировать ]Ньямвези (также называемые дакама, или народы Юга). [ нужна ссылка ] ) и сукума (также называемые народами Севера) — две близкородственные этнические группы. [10] которые живут в основном в регионе к югу от озера Виктория в западно-центральной Танзании. Используя этнические имена, они описывают себя как «Баньямвези» (поет Муньямвези) и «Басукума» (поет Мусукума) соответственно; они называют свои родные районы «Буньямвези» или « Уньямвези » и «Бусукума». Термин «Сукумаленд» иногда используется для обозначения района Сукума. Имя «Сукума» буквально означает «север», но оно стало термином этнической идентификации.
Регионы Ньямвези и Сукума расположены между 2°10′ и 6°20′ ю.ш. и 31°00′ и 35°00′ восточной долготы. «Домашний» район Ньямвези находится в регионе Табора и западном регионе Шиньянга, а Сукумаленд расположен к на севере и востоке, охватывая восточный регион Шиньянга и регион Мванза. В этих районах и за их пределами происходило значительное перемещение населения, и представители обеих групп также селились на побережье и в других местах. Сукума и представители других групп, таких как тутси и сумбва, часто встречаются в деревнях Ньямвези, но деревни Сукума этнически более однородны. Сукума захватил район Гейта в регионе Мванза в колониальный период, и с тех пор они расширились дальше на запад. Они также переселились в район Нзега и соседний район Игунга , а некоторые мигрировали в южные высокогорные районы Танзании и даже в Замбию. Эти движения сукума возникли из-за политических факторов, таких как колониальная политика выбраковки скота, а также из-за местной перенаселенности и ухудшения почвенных условий. Эти две области образуют большое холмистое плоскогорье, большая часть которого находится на высоте от 1150 до 1275 метров (от 3773 до 4183 футов). В регионе есть несколько рек, но большинство из них не текут в засушливые месяцы. Год можно условно разделить на сезон дождей, продолжающийся примерно с ноября по апрель, и сухой сезон в остальную часть года. Среднегодовое количество осадков составляет около 75 сантиметров (30 дюймов) на большей части территории Сукумы и около 90 сантиметров (35 дюймов) для Уньямвези, но от года к году и от места к месту наблюдается большая разница. По всему региону наблюдается закономерная последовательность почвенных и растительных зон. Верхние уровни представляют собой сухой лес, типичным примером которого являются деревья Брахистегия – изоберлиний ассоциация ; эти районы часто называют страной миомбо, в честь одного из этих деревьев. Также распространены более низкие участки травянистой и колючей степи, а в Сукумалэнде есть большие участки парковой степи с вкраплениями баобабов .
Известный Сукума
[ редактировать ]Политики
[ редактировать ]- Джон Магуфули - бывший президент Танзании
- Лухага Мпина - КМС
- Саломея Макамба - ЧАДЕМА
- Патробас Катамби - КМС
- Мэри Масанья - КМС
- Эндрю Ченге - СКК
- Чарльз Китванга - CCM
- Даниэль Мадаха Мачемба - СКК
- Пол Бомани - СКК
- Боб Макани — ЧАДЕМА
- Пол Малонго - CCM
Государственные деятели
[ редактировать ]- Марк Бомани , судья из Танзании
Аниматоры и художники
[ редактировать ]- Кул Джеймс , танзанийский музыкант
- Фид Кью , танзанийский музыкант
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «PeopleGroups.org — Сукума» .
- ^ «Культура Сукума и Танзания» . Музей Сукумы . 20 января 2015 г. Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ Истерия в медицинской практике Сукумы RES Tanner Africa: Журнал Международного африканского института, Vol. 25, № 3 (июль 1955 г.), стр. 274–279.
- ^ Онвуанибе, Ричард К. (1979). «Философия африканской медицинской практики». Выпуск: Журнал мнений . 9 (3): 25–28. дои : 10.2307/1166259 . JSTOR 1166259 .
- ^ Jump up to: а б с Джангу, Менан Хунгве (2012). «Исцеление вреда окружающей среде: социальные изменения и традиционная медицина сукума на границах добывающих отраслей Танзании». (Природные ресурсы и окружающая среда) Мичиганского университета : 65–67.
- ^ Кисангау, ДП; Ляруу, Х.В.; Осия, КМ; Джозеф, CC (2007). «Использование традиционных лекарств для лечения оппортунистических инфекций ВИЧ/СПИДа в Танзании: случай в сельском округе Букоба» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 3:29 . дои : 10.1186/1746-4269-3-29 . ЧВК 1941724 . ПМИД 17623081 .
- ^ Jump up to: а б с Ватс, Раджив; Томас, Симион (2015). «Исследование использования животных в качестве традиционной медицины племенем Сукума из округа Бусега на северо-западе Танзании» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 11:38 . doi : 10.1186/s13002-015-0001-y . ПМЦ 4472419 . ПМИД 25947365 .
- ^ «Программа Танзании > Виды» . tanzania.wcs.org . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Менс, AJ (январь 1974 г.). «Колледж управления африканской дикой природой Мвека, Танзания, спустя одиннадцать лет». Биологическая консервация . 6 (1): 73–76. дои : 10.1016/0006-3207(74)90058-5 . ISSN 0006-3207 .
- ^ Брандстрем (1990), Глава 2: Кто такой Сукума, а кто такой Ньямвези?
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абрахамс, Р.Г. (1967). Жители Большого Уньямвези .
- Брандстрем, Пер (1990). Безграничная вселенная: культура экспансии среди сукума-ньямвези в Танзании . Кафедра культурной антропологии Уппсальского университета.
- Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики .
- Итандала, Булуда (1980). «Воздействие Нилита на бабинзу Усукумы». Трансафриканский исторический журнал . 9 (1): 1–17.
- Веуле, Карл. Немецкий колониальный лексикон, том III .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Живая энциклопедия Восточной Африки , Центр африканских исследований Пенсильванского университета ,
- Языковая страница сукума/ньямвези , Центр африканских исследований Мичиганского государственного университета
- Музей Сукума , Танзания
- Мост Культуры , Дания.
- Архивные видео Sukumadance Culture , Дания