Люди Бондеи
Боксеры | |
---|---|
Общая численность населения | |
100,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ( Район Мухеза ) | |
Языки | |
Бондей , Шамба и суахили | |
Религия | |
большинства Ислам , христианство меньшинства и Африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Переводов нет , , Pare & other |
Человек | Боксер |
---|---|
Люди | Боксеры |
Язык | Кибоэнде |
( Народ Бондей суахили : Вабондей ) — этническая группа банту, проживающая в округах Мухеза и Пангани восточного региона Танга в Танзании . Бондеи говорят кибондейском языке банту на и культурно связаны с этнической группой шамбаа . [ 1 ]
Обзор и история
[ редактировать ]Имя «Бондей» было дано народу династией Килинди после их завоевания, которая называла их «ВаБондей» — люди долины. [ 2 ] Это должно было описать людей, которые жили между долиной Лювенгера и морем к востоку от Усамбара. После того, как Королевство Килинди распалось в 1868 году, Бондеи двинулись на юг от Магилы возле современного города Мухеза в сторону южного района Мухеза и большей части района Пангани . Они также переместили земли к югу от реки Сиги . [ 3 ] Однако из-за безудержных набегов рабов после распада королевства Килинди некоторые мигранты из Зигуа также стали людьми Бондеи для защиты, сбежав в Магилу. [ 2 ] Население Бондеи составляет около 100 000 человек. [ 1 ] Большинство жителей Бондеи проживают в районе Пангани , где занимаются различными видами деятельности, особенно мелким сельским хозяйством . Некоторые бондеи также проживают в восточном районе Мухеза . Первым Бондеем, отправившимся за границу, был человек по имени доктор Гелдарт Мхандо в 1890 году. [ нужна ссылка ]
Восстание Кива 1869 года, корни которого лежат в распаде государства Шамбаа, вызванном торговлей на большие расстояния, было четвертым и наиболее значительным народным движением. [ 4 ]
Повстанцами были люди Бондеи, которые жили на равнинах к востоку от Усамбары и были покорены и включены в состав королевства Шамбаа примерно в начале девятнадцатого века. Бондеи, которые ранее не имели гражданства, получали личные выгоды от верности монарху, который мог решить непреодолимые в противном случае внутренние проблемы, но они не получили многого от государства. Килинди, которых считали слишком опасными для контроля над Усамбарой, были наказаны переводом в Бондеи. Из-за удаленности от города бондеи не получали перераспределяемых товаров в обмен на дань, которую они должны были платить. Когда они приехали в Вугу , их считали иностранцами, и им не разрешили въехать в город. [ 4 ]
Понятно, что Бондеи были напуганы восстанием Кива, которое позволило им вернуть себе свободу и восстановить королевство. Бондеи, убежденно не имеющие гражданства, не могли признать лидером кого-либо из представителей своего вида, поскольку любой глава семьи неизменно вызывал сопротивление со стороны всех других семей. , И немцы и ранние британские режимы назначали иностранных акидас для решения этой проблемы, но из-за сильной ненависти Кэмерона к акидам акида пришлось преобразовать в избранного джумбе Мкуу (высшего старосту). [ 5 ]
Двумя кандидатами на первые выборы в ноябре 1925 года были Гелдарт Мхина, клерк-христианин Бондей и основатель TTACSA, и Джон Джума, служащий акида и сын мужчины Бондея и женщины Килинди. Несмотря на то, что всем хотелось бы, чтобы Джон Джума был акидой, 95% старейшин и старост выбрали его, по словам комиссара провинции. Проигравшая сторона интерпретировала выбор части Килинди как возвращение гегемонии Килинди. [ 5 ]
Старейшины Бондеи не смогли выбрать джумбе Мкуу еще дважды между войнами, в 1930 и 1934 годах, и были вынуждены принять правительственную кандидатуру лиц, связанных с Килинди. За это время Бондей приобрел умение излагать политические утверждения с точки зрения прошлого. Хотя Гелдарт Мхина оспаривал, что он был последним выжившим членом старых королей Бонде, его последователи утверждали, что им напоминали о резне в Килинди во время Кивы «каждый раз, когда мы видим Килинди на троне». Как ни странно, их представление о «чистых бондеях» заимствовано у тех членов языковой группы шамбаа-зигуа, которые жили «в долине». [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Аппиа и Гейтс 1999 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б Уиллис, Джастин (1992). «Становление племени: идентичность и история Бондей» . Журнал африканской истории . 33 (2): 191–208. дои : 10.1017/S0021853700032205 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 182998 . S2CID 153930635 .
- ^ Спенсер, Пол; Фейерман, Стивен (март 1975 г.). «Царство Шамба: История» . Мужчина . 10 (1): 146. дои : 10.2307/2801208 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2801208 .
- ^ Jump up to: а б Илифф, Дж. (1979). Современная история Танганьики (африканские исследования). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/CBO9780511584114
- ^ Jump up to: а б с Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 333. ИСБН 9780511584114 .
Источники
[ редактировать ]- Аппиа, Кваме Энтони ; Гейтс, Генри Луи младший , ред. (1999), Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта , Нью-Йорк : Basic Books , ISBN 0-465-00071-1 , OCLC 41649745
- Кианго, Джон Г. (2008). Кибондей: Бондей-суахили-английский лексикон / Бондей-суахили-английский лексикон . ISBN 9987-691-21-8 .