Барабаиг люди
Вабарабаиг | |
---|---|
Женщина Барабаиг из Хананг района провинции Маньяра . | |
Общая численность населения | |
в. 50 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Диалект языка датуга (родной), ранги , суахили | |
Религия | |
Традиционные африканские религии | |
Родственные этнические группы | |
Народы датуга и другие нилотские народы. |
Барабаиг Вабарабаиг ( , говорящее на , на суахили ) — кочевое племя народа Датуга , проживающее в северных вулканических горах возле горы Хананг в регионе Маньяра , Танзания одноименном диалекте языка Датуга . [1] Их население составляет около 50 000 человек.
История
[ редактировать ]Барабаиг — один из нилотских народов. [2] которые мигрировали на юг, в Восточную Африку, из долины Нила в Северной Африке более тысячи лет назад. Они составляют самую большую группу среди людей, говорящих на языке татога. Лингвисты говорят нам, что они проникли на территорию современной Кении в конце первого тысячелетия нашей эры, где они собирались вокруг горы Элгон примерно 250 лет назад. [3] В конце 1800-х годов немецкие исследователи нашли их на равнинах Серенгети в Германской Восточной Африке (ныне Танзания). [4] Археологические данные свидетельствуют о том, что они все еще находились в высокогорье Нгоронгоро примерно 150 лет назад, прежде чем их изгнали масаи , которые живут там по сей день и до сих пор называют этот район Осупуко лоо Лтатуа (Горы Татога). [5] Затем татога направились на юг вдоль восточной ветви Великой рифтовой долины Восточной Африки и в конечном итоге разделились на группы, которые они называют эмодзига. Те, кто поселился на равнинах, окружающих гору Хананг, стали известны как Барабаиг – Колотушки палками (bar = бить, baig = палки) из-за важности, которую они придают палкам как оружию и ударному инструменту в танцах. [6] Насчитывая от 35 000 до 50 000 человек (хотя невозможно быть уверенным в численности населения, поскольку перепись Танзании не фиксирует этническую принадлежность), они живут по сей день на равнинах Хананг в округе Хананг региона Маньяра на севере центральной Танзании.
Многие барабаиги были насильственно выселены с равнин Басоту в 1990-х годах, чтобы освободить место для крупномасштабного проекта правительств Канады и Танзании по выращиванию пшеницы. [7]
Общество
[ редактировать ]У Барабаиг нет верховного лидера или вождя ( ацефальное общество ). Они организованы в кланы, состоящие из потомков, которые могут проследить свою родословную до одного предка. У каждого клана или дошта есть глава клана, который созывает дела клана через совет клана. Существует шесть духовных кланов (даремнг'аджега) и более 30 светских кланов (хоматк). Члены всех, кроме клана кузнеца (Гиданг'одига), должны вступать в брак вне клана ( экзогамия ). Кузнецы должны вступать в брак со своими членами (эндогамия), возможно, из-за предполагаемого отсутствия ритуальной чистоты. [8]
Социальный порядок поддерживается посредством серии советов или судебных заседаний, имеющих разные полномочия; Гитабараку или общественное собрание всех Барабаигов, занимающихся проблемами всего сообщества, Гиргвагеда Дошт по вопросам клана, Гиргвагеда Гисджеуда по вопросам соседства и Гиргвагеда Гадемг для женщин, чтобы выносить решения по преступлениям мужчин против женщин. Серьезные правонарушения рассматриваются в закрытом порядке, а санкции налагаются Макчамедом, состоящим из избранных старших старейшин. [9]
Барабаиг живут охотой , земледелием и животноводством .
Существует обычай, по которому на своих нимбов (или врагов) охотятся только с помощью копий, которыми являются: слоны , львы и другие животные. Любой, кто сделает это, будет считаться « гадьирочандом » (героем) и будет вознагражден скотом, женщинами и престижем в своем племени. [10]
Религия, как и для всей Датуги, представляет собой традиционные анимистические верования и практики. Американские евангелисты-фундаменталисты причислили Барабаиг и Датуга к « недостигнутым народам ». [11]
Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Крупный рогатый скот занимает центральное место в жизни Барабаига. Они дают молоко, мясо и иногда кровь для пропитания, шкуры для одежды, рога в качестве сосудов для питья, навоз для строительства и мочу в качестве очищающего средства. Скот также продается путем продажи или бартера, чтобы получить все остальное, что нужно Барабаигу. Традиционно Барабаиг не выращивали сельскохозяйственные культуры, но теперь они возделывают фермерские участки с кукурузой , сорго и бобами. Они также выращивают овощи в огородах возле своих усадеб. Все, что производится, в основном потребляется домохозяйством, которое его выращивает. Барабаиг также пасут овец и коз , используют ослов в качестве вьючных животных и держат кур, хотя они не едят яиц. Козы продаются и забиваются для употребления в пищу, а овцы играют важную роль в качестве жертвоприношений в ритуалах. Но именно крупный рогатый скот доминирует в их жизни и влияет на их культуру. Скот является валютой жизни и связывает общество посредством наследства, подарков и займов, платежей, штрафов и жертвоприношений. Человек без скота не может пользоваться ни общественным положением, ни уважением. [12]
Из-за центральной роли, которую играет крупный рогатый скот, широко распространено мнение, что барабаиг придают ему большее социальное значение, чем экономическую ценность. Считается, что это объясняет, почему они часто сопротивляются их продаже – что препятствует неоднократным попыткам вовлечь их в коммерческую торговлю мясом. Многие считают, что они заготавливают скот, но это заблуждение. Они держат скот ради молока, а не мяса, и прилагают все усилия для увеличения поголовья коров, чтобы максимизировать производство молока. Они охотно продают поголовье самцов, чтобы приобрести то, что им нужно, но продажа поголовья самок истощит племенное стадо и ограничит их средства выживания, и есть свидетельства того, что в совокупности у них меньше крупного рогатого скота, чем считается. [13]
Похороны
[ редактировать ]Барабаиг отличаются от других скотоводов Восточной Африки тем, что хоронят уважаемых старейшин в ходе ритуала, который они называют «затычка». Так называется курган и сопровождающая его девятимесячная церемония. Прежде чем старейшине (иногда, но редко женщине) назначается пробка, члены его клана собираются, чтобы обсудить, соответствует ли он требованиям, поскольку прожил нравственную жизнь, имел много жен и детей, владел большим количеством скота и обладал властью посредством ораторского искусства. проявил смелые поступки и проявил мудрое суждение. Если это считается так, его хоронят обнаженным, сидящим лицом на восток, а над трупом насыпают курган. После этого место захоронения становится священным, носит имя умершего и поддерживается кланом навечно. [14]
Кочевничество
[ редактировать ]Барабаиг являются кочевниками , поскольку они пасутся вокруг равнин Хананг и за их пределами. В засушливый сезон они проживают в основном на равнинах Барабаиг к югу от горы Хананг . В сезон дождей они перегоняли свои стада на север, на равнины Басоту, когда поверхностных вод было достаточно, чтобы использовать богатые пастбища, найденные там, которые они называют мухаджега. В особенно трудные времена они мигрируют за пределы своего ареала в долины великих рек на юге страны. Сегодня миграция на равнины Басоту ограничена из-за отчуждения правительством большей части их земель мухаджега в рамках программы пшеницы, финансируемой Канадой. [15]
Потеря земли
[ редактировать ]Чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос на пшеницу в 1960-х годах, президент Танзании Джулиус Ньерере лично попросил премьер-министра Канады Пьера Трюдо помочь Танзании увеличить местное производство пшеницы. Результатом этого стало двустороннее соглашение о помощи Танзанийско-Канадской пшеничной программе, которая располагалась на равнинах Басоту, где они нашли идеальные условия для выращивания пшеницы.
Для облегчения этой схемы в период с 1978 по 1981 гг. [16] Правительство Танзании в суммарном порядке отчуждало 40 гектаров первоклассных пастбищ семи ферм, нарушив при этом ротацию выпаса и выселив многих из них со своих земель. Эта территория принадлежала общине и, как и общая собственность в других местах, представляла трудности для защиты Барабаигов. [17] В то время как некоторые пастухи занимали эту землю, другие имели доступ к ней только в определенное время в году, но, поскольку они не находились там все время, считалось, что она никому не принадлежит и считалась «свободной», что оправдывало ее захват. [18]
Хотя никто не может владеть землей в Танзании, он может иметь на нее традиционные права пользования. Поскольку Барабаиг оккупировали эту территорию по крайней мере 150 лет, они имели на нее обычные права. Отбирая его у них, барабаиг считали, что государство нарушает их традиционные права. Поэтому они бросили вызов агенту правительства, Национальной сельскохозяйственной и пищевой корпорации (NAFCO), которая управляла фермами, и возбудили дело в Высоком суде. После первоначального решения в пользу их обычных прав по делу «Йоке Гвако и 5 других против НАФКО и фермы Гавал» (гражданское дело № 52, 1988 г.) решение было отменено в апелляционном порядке по юридическим формальностям (Тенго, Р. и Какоти, Г.). 1993 Дело о земле Барабаиг: Механика организованного государством захвата земель в Танзании в Вебер, Х., Даль, Дж., Уилсон, Ф., и Вэле, Э., «Никогда не пейте из одной чашки», IWGIA / CDR. , Копенгаген). [ нужна ссылка ]
Эта потеря этой земли оказала негативное влияние на барабаигов и их скотоводческое производство. Помимо потери земли, народу Барабаиг пришлось пережить разрушение священных мест, нарушение их прав человека в виде избиений, изнасилований, суммарных штрафов и осуждений за вторжение на фермы, что привело к тюремному заключению. Сегодня Канада вышла из проекта, и две фермы (20 000 акров) были возвращены местным общинам Барабаиг, хотя эта земля также снова находится под угрозой отчуждения. [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ ethnologue.com
- ^ Лейн 1994 , с. 82.
- ^ Эрет, К. 1974 Эфиопы и восточноафриканцы: проблема контактов, Восточноафриканское издательство, Найроби
- ^ Йегер, Ф. 1913. Высокогорье кратеров Райзен и окружающие его высокогорья Германской Восточной Африки. Раздел I; Задачи и история - карта - результаты сборов - этнографическая информация. В охраняемых территориях Германии, Add.H. №8, 213, стр., Берлин.
- ^ Мол 1996 , с. 378.
- ^ Лейн, К., 2017, цит.
- ^ Джордж Монбиот, monbiot.com
- ^ (Лейн, К., 2017, указ. цит.)
- ^ (Клима, Г. 1970 Барабаиг: Восточноафриканские скотоводы, Холт, Райнхарт и Уинстон, Нью-Йорк).
- ↑ Из «National Geographic, июль 2004 г., «Правда со слонами Танзании»»
- ^ «Датуга, Барабаиг в Танзании» . Проект Джошуа . 13 января 2010 года . Проверено 12 июля 2019 г.
- ^ (Лейн, К., 2017, указ.).
- ^ (Лейн, К. 1996 г. «Потерянные пастбища: экономика Барабаига, владение ресурсами и отчуждение их земель в Танзании», «Инициативы», Найроби)
- ^ (Лейн, К., 2017, указ. соч.).
- ^ (Лейн, К. 1996, указ. соч.).
- ^ Гарднер 2016 , с. 30.
- ^ (Лейн, изд. C. 1998 г. Хранители общин: пастырское землевладение в Восточной и Западной Африке, Earthscan, Лондон).
- ^ (Лейн, К. 1991. Пшеница какой ценой в конфликте интересов: Канада и страны третьего мира, Между строк, Торонто).
- ^ (Лейн, К., 2017, указ.).
Источники
[ редактировать ]- ДеМелло, Марго (2014). Inked: татуировки и боди-арт по всему миру . Том. 1. АВС-КЛИО . ISBN 978-1-610-69076-8 .
- Гарднер, Бенджамин (2016). Продажа Серенгети: культурная политика сафари-туризма . Издательство Университета Джорджии . ISBN 978-0-820-34508-6 .
- Клима, Джордж (январь 1964 г.). «Юридические отношения между полами среди барабаигов». Африка: Журнал Международного африканского института . 34 (1). Издательство Кембриджского университета : 9–20. дои : 10.2307/1157358 . JSTOR 1157358 .
- Лейн, Чарльз (2017). Барабаиг: Жизнь, любовь и смерть на равнинах Хананг в Танзании . Речные книги. ISBN 978-6-167-33985-6 .
- Лейн, Чарльз Р. (1994). «Потерянные пастбища: отчуждение земель Барабаиг в контексте земельной политики и законодательства Танзании». Кочевые народы: пастырский земельный кризис: владение и лишение собственности в Восточной Африке (34–35). Пресса «Белая лошадь»: 81–94. JSTOR 43124074 .
- Мол, Франс (1996). Язык и культура масаи: Словарь . Масаи Центр Лемек.