Ламбия люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |
Ламбия — этническая и языковая группа , проживающая вдоль границы северо-западной Малави , Иледже и в округе Момба региона Мбея , Танзания . Меньшинство также существует в Замбии . В 2001 году популяция ламбии оценивалась в 85 000 человек, в том числе 45 000 в Малави и 40 000 (по оценке 1987 года) в Танзании. [1] [2] Ламбиа в Малави управляется старшим вождем Мвауламбья . Штаб-квартира вождя находится в Чинункхе Читипинского района.
Расположение
[ редактировать ]В Малави большинство из них находится в пределах традиционных органов власти Мвауламбия и Мвени Камеме. Район Читипа — самый северный район северного региона Малави (ранее известный в колониальные времена как Фортхилл). Нынешнее название Читипа означает «большая грязь» (И-читопе). [ нужна ссылка ]
Фамилии
[ редактировать ]Наиболее распространенные фамилии Ламбиа включают: Муламбия , Нг'амби , Мусонголе , Каньика , Муфунгве , Ньондо , Муйила , Калаго , Мфунгве , Малокотела , Сибале , Чизиму , Каюни , Сименгва , Капеса , Мунходья и Панджа , среди других.
Язык
[ редактировать ]Народ говорит на языке ламбия ( ихиламбия ). Существительные часто начинаются с «i» или «u».
Для получения дополнительной информации о языке и краткого текста («Заяц и черепаха») см. внешнюю ссылку ниже на Исследование по составлению языковых карт для Северной Малави, стр. 62.
Основание и расширение Королевства Ламбия
[ редактировать ]Королевство Ламбия — небольшое государство в округе Читипа, которое образует самую северную оконечность современной Республики Малави. [ нужна ссылка ] Это была небольшая политическая единица, но, тем не менее, исторически важная, поскольку ее жители принадлежат к более крупной группе народов, в дальнейшем называемой группой Нгулубе, в которую входят сафва , бена , кинга, ньякюса и ндали на юге Танзании, а также суква и нгонде в Малави. В идеале традиции всех этих народов должны быть соотнесены для более полного понимания того, что представляет собой одну историческую область. В статье рассматриваются четыре основные темы: проблема источников, создание государства Ламбия, его отношения с соседями и его ранняя территориальная экспансия.
Уламбия, как называют страну Ламбия, занимает площадь в 367 квадратных миль и имеет население около 20 тысяч человек со средней плотностью 36 человек на квадратную милю, причем наибольшая концентрация приходится на более плодородные долины Касейе. и сонве (Стоббс и Янг, 1972: 40; Янг и Браун, 1972 : 30). Ламбия граничит на севере с народами ндали в Танзании и ньиха на западе с намвангой в Замбии, на юге с фунгве , тамбо и народами, говорящими на языке тумбука в Мвеневении, а на востоке с суква. Ламбия достойна внимания по ряду причин. Уламбия - одно из старейших государств в этом районе, и датировка его царственного списка должна помочь в решении проблемы разработки хронологии группы Нгулубе . Изучение Ламбии должно также способствовать пониманию проблем, которые сопровождали раннее развитие малых государств, и дать Ламбиа должное место в ранней истории более широкой зоны.
Культура
[ редактировать ]Культурно принято быстро готовить для гостя убугали , то есть густую кашу из кукурузной муки, которую едят с удовольствием, чтобы восполнить силы. Люди ламбиа также любят кислое молоко из тыквы (акапале) . [ нужна ссылка ]
Погребальные обряды
Смерть среди ламбийских традиций пользуется уважением. Всякий раз, когда наступает смерть мужчины, женщины или ребенка, начинается серия погребальных обрядов, продолжающихся месяц или более. Первым из серии является погребение ( Кусира умувимба ), которое у большинства взрослых длится три-четыре дня, хотя у богатого человека оно может продолжаться неделю, а у ребенка оно заканчивается за день.
Как только наступает смерть, чаще всего присутствующие женщины начинают плакать, и вождям, деревенскому старосте, родственникам и близким умершего отправляются сообщения, чтобы объявить об этом факте и пригласить их на похороны. Первое сообщение отправляется отцу или старшему брату или сестре, если они еще живы, или зовут их наследниками умершего. О факте погибшего объявляет в селе вождь, который обычно получает на это согласие семьи умершего. Отправляя проход вождю, умершая семья также спрашивает у вождя разрешения на барабан, который хранится у вождя. Этот барабан используется для отправки сообщений в деревню и является символом похорон. У барабанного боя есть свой ритм, который рассказывает людям о похоронах, в результате чего они легко различают похоронный и развлекательный стили барабанов. Чтобы получить все эти разрешения, умершая семья обычно преподносит вождю ( умвен э) курицу или петуха, и тогда сообщение распространяется.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Калинга, Оуэн Дж. М. (сентябрь 1978 г.). «Создание и расширение Королевства Ламбия около 1600–1750 годов» . Обзор африканских исследований . 21 (2): 55–66. дои : 10.2307/523661 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 523661 . S2CID 144886221 .
- ^ Калинга, Оуэн (1978). Основание и расширение Королевства Ламбия около 1600-1750 гг . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Этнолог языков мира» .
- Центр языковых исследований Университета Малави (2006 г.). «Обследование языковой карты Северной Малави» .
- Дэви Мозес Сименгва. 2017. Традиции Ламбии; Обычаи, верования, ритуалы, танцы и обряды. ЛАП ЛАМБЕРТ Академическое издательство. Маврикий.