люди сафва
Сафва — этническая и языковая группа , проживающая в горах региона Мбея , Танзания . Язык сафва является членом большой нигерско-конголезской языковой семьи. Альтернативные названия Сафвы — Ишисафва, Чисафва и Кисафва. Его диалекты — гурука, мбвила, порото и сонгве. ISO 639-3 Языковой код — sbk.
В 1957 году население Сафвы оценивалось примерно в 158 000 человек. Ожидается, что в 2012 году после национальной переписи населения численность племени превысит 450 000 человек. Население Васафвы увеличилось с 9000 в 1910 году, во время немецкой оккупации.
Организация
[ редактировать ]Сафва были очень слабо организованным народом, едва ли не более чем подданными васангу , которыми они были завоеваны в 1893 году. У них, по-видимому, не было традиционной истории, и они были близки к тому, чтобы быть апатридами . Несмотря на то, что их можно считать лицами без гражданства, они все же были разделены на множество мелких вождеств, во многом так же, как Ньика и Ванда , с которыми они, по-видимому, были связаны родством. Их было легко победить (обвинили в том, что они никогда не действовали сообща), но их было трудно контролировать. Они ненавидели находиться под властью Васангу Мерере, и позже ими было трудно управлять, поскольку они не хотели, чтобы что-либо мешало их чувству равенства, которое было центральным в их идентичности и идеологии.
Когда васангу сеяли ужас, васафва, не имеющие гражданства, отступили и рассеялись по холмам, оставив пустую землю. Они ненавидели не только господство васангу, в надежде изгнать всех европейцев, они истребляли всех животных мужского пола по предполагаемому приказу перевоплотившегося предка-героя. В 1890-е годы дети Сафва играли в штурм крепостей. Возможно, та же самая крепость, навязанная им сангу , или когда они были застигнуты врасплох внезапным прибытием проводника сафари Бауэра и его людей.
Культура
[ редактировать ]Роды
[ редактировать ]По мере продолжения оккупации васангу традиции и обычаи сафва постепенно исчезли. Некоторые, однако, остались, например, разрешение новорожденным детям умереть от голода после смерти их матери, поскольку ни одной женщине не разрешалось кормить грудью чужого ребенка. не было Кормилиц .
Рождение близнецов было тяжелым потрясением для родителей, которые тогда обычно позволяли одному умереть от голода, избегая таким образом страха возможной смерти родителей из-за двух разгневанных духов. После рождения близнецов процесс очищения деревни и родителей с помощью «врача» был сложным и требовал большого количества скота и сельскохозяйственной продукции. Это может занять два года (десять лет, если оба близнеца выживут), прежде чем к ним, наконец, станут относиться как к обычным членам общества. В остальном васафва отрицают, что когда-либо убивали детей с ограниченными возможностями при рождении: «Это воля Бога – Нгулуви –», и говорят, что с ними обращались как с нормальными детьми.
Говорят также, что детей -альбиносов не казнят, хотя среди васафва альбиносов не встречается, но их много в других частях Центральной Африки . [ нужна ссылка ]
Через два-три дня после рождения ребенка начинают насильственно кормить, укладывая его на спину и пшенную помещая в рот кашу. Нос зажат, а когда рот открыт для дыхания, каша съедается. Пальцы матери продолжают выталкивать соску за пределы потребностей в питании. Считается, что это готовит ребенка к дальнейшей жизни, полной праздников или голода.
Главный
[ редактировать ]Официальный титул вождя Сафвы - «Мвене». Самый могущественный клан, удерживавший мвенешип в течение многих лет, - это клан Мвашинга. Мвашинга происходят из Игавило , в городском округе Мбея . Одним из современных мвенес, который был, пожалуй, самым могущественным и влиятельным, является Мвене Пол Мвашинга (не путать с Полом Уильямом Мвашингой из Мванджелвы, который умер в 2015 году). Этот человек был образован, богат и много путешествовал. До своей смерти в 1987 году он пользовался большим уважением не только у своего народа, но и у высокопоставленных правительственных чиновников. Об этом особенно свидетельствует количество важных политических и деловых людей, присутствовавших на его похоронах в Игавило Мбея в 1987 году. Он был похоронен недалеко от Иганджо, менее чем в километре от средней школы Игавило. После смерти старого лидера выбор нового вождя мог быть сложным: вызывались старейшие советники, и умирающий вождь сообщал им, кто должен стать новым лидером, обычно это был один из его сыновей или внуков, больше никому не сообщали о смерти старого лидера. выбору, даже не сыну или другим членам семьи, или даже другим членам деревни. Никто не знал. Только когда людям сказали: «Вождю нехорошо, не шумите», они поняли, что он умирает. После его смерти «старые» советники похоронили тело, пока все спали. Только на следующий день, когда им сказали: «Он очень болен, никто не может ходить по земле другого вождя», они узнали, что он умер. Причитаний не было, но все мужчины, женщины и дети обрили головы. Женщины быстро сварили пиво. Те из сыновей, которые решили не соглашаться на роль вождя, исчезли раньше времени. Затем старые советники «решили», кто станет новым вождем, и «надрали уши» сопротивляющемуся, пока он не согласился. Лидеры также взяли еще двух юношей, один из которых стал Мигаве и другая девушка, Намутеми («тоже коронованная», даже если у нового вождя было много других жен). Намутеми оставался полный месяц, и только через месяц люди смогли отпраздновать «выход на свет» или нового вождя.
Некоторые вожди избегали есть мясо собак (от которых только начинал лаять желудок), львов, слонов и носорогов (поскольку они — властители дикой природы), гиппопотамов (поскольку от них появляются пятна на коже). Некоторые не могли даже есть приготовленные вместе кукурузу и фасоль или листья овощей, потому что это заклеймило бы их как бедных. Поскольку «дождь боится пролиться на бесплодные вершины или лесные массивы», вожди не могли брить головы; они могли только разрезать его, поскольку, в конце концов, они были ответственны за хороший дождь. Поскольку на большей части Сафваланда может быть очень холодно. Ткачество мужчин было обычным занятием, но к 1909 году мужчина мог зарабатывать в четыре раза больше ткани за счет заработной платы, чем ткал ее сам, поскольку с импортом европейской ткани ткацкая промышленность начала угасать.
Религия
[ редактировать ]Первоначально сафва, как и многие племена внутренней Танзании, были традиционалистами . Они поклонялись предкам. Раньше у них была священная роща, куда старейшины (жрецы) племени приходили во время бедствий, таких как отсутствие дождя или вспышки смертельных болезней. Во время таких визитов остальные люди воздерживались от ручного труда, например, от обработки земли, ожидая результатов визита старейшин в священную рощу. Старейшины посещали рощу, чтобы одарить предков, умилостивить их и помолиться о дожде или удалении болезней с земли. Во многих случаях, по крайней мере в случае дождя, дождь лил еще до того, как старейшины добирались до своих жилищ. Хороший пример таких священных рощ в настоящее время можно увидеть в Иганджо в Игавило, примерно в 15 километрах от Мбея центра города .
Однако в последние десятилетия в духовности Сафва произошли существенные изменения. Большинство из них приняли другие религии, такие как христианство и даже ислам . Около 22% сафва придерживаются различных христианских конфессий. Это очень радикальный сдвиг для племени, которое гордится своей культурой и по сути является консерватором. Некоторые из христианских конфессий, которые добились значительных успехов в этом сообществе и, следовательно, оказали большое влияние на изменение мировоззрения людей, включают: Ассамблеи Бога , католиков , адвентистов седьмого дня , Свидетелей Иеговы , моравцев и т. д. Возможно, это разнообразие конфессий, обнаруженное в Сафваланде, красноречивее, чем любой другой фактор, говорит о том, насколько открыта для новых путей духовности эта группа людей. становиться. Все эти конфессии подготовили служителей Сафвы, некоторые из которых заботятся о своем народе, а другие служат более широкой христианской общине в других частях страны и за ее пределами. Сегодня в большинстве деревень можно найти молитвенные дома разных форм и размеров. Всего несколько десятилетий назад это было бы невозможно. Народ Сафва становится более открытым для Евангелие Иисуса Христа . Однако значительная часть из них остается традиционалистами, особенно старшее поколение и не очень старые люди.
Изгородь
[ редактировать ]Рядом с забором, защищающим от врагов и диких животных, во всех деревнях имелись приюты или домики, где взрослые мужчины могли сидеть вместе, а путники и молодежь старшего возраста могли есть и спать. Его поддержание считалось обязанностью общества.
Концентрация населения
[ редактировать ]До прихода и господства сафвов никогда прежде не жили в концентрированных поселениях и ненавидели их. (Даже в начале 1850-х годов, во времена террора Нгони , они не жили в перенаселенных поселениях). Вероятно, это усилило сангу, но увеличило опасность голода для сафва и уменьшило их сельскохозяйственные возможности. С тех пор, как немцы вернули васангу на территорию вахехе, численность сафва, наконец освободившихся от васангу, увеличилась с 9 000 в 1910 году, 15 000 в 1920-х годах и 63 000 в 1957 году. Как и ньика, васафва были заядлые общинные охотники, но только после прививки от колдовства. Только после прививки люди исполняли охотничьи песни и танцы, которые затем с нетерпением ждали раздачи мяса в случае успешного возвращения охотников.
Известные сафваны
[ редактировать ]Поэты и писатели
Ссылки
[ редактировать ]- Арнольд, Бернд; Налоги и наемный труд на юго-западе Германской Восточной Африки , 1891–1816 гг.
- Бауэр, Андреус; Императорские Руга-руга поднимают знамя войны
- Илифф, Джон; Современная история Танганьики
- Куц-Кретчмер; Сафва
- Уиллис, Р.; Фипа и родственные народы