Jump to content

Мамбве люди

Координаты : 13 ° 16'59 "ю.ш., 32 ° 06'00" в.д.  /  13,283 ° ю.ш., 32,100 ° в.д.  / -13,283; 32.100

Мамбве — этническая группа из Мбала и Сенга-Хилл округов на северо-востоке Замбии и округа Каламбо региона Руква Танзании в .В 1987 году популяция мамбве в Танзании оценивалась в 63 000 человек [1] . Численность мамбве в Замбии не была независимо оценена, хотя общая численность народа мамбве и лунгу в Замбии в 1993 году оценивалась в 262 800 человек [2] .

Происхождение

[ редактировать ]

В отчетах по истории народа мамбве проводится различие между происхождением простых людей и происхождением их вождей. Простые люди мамбве и лунгу Тафуны (но не жители Мукупа-Каомы, которые по существу говорят на языке бемба) являются частью одной и той же этнической группы. По словам Коксхеда, эти два понятия едва ли можно различить. Они мигрировали из северо-восточной Африки вместе с народами фипа , намванга и другими родственными им народами Танганикана. [1] Говорят, что правящая линия Мамбве была основана человеком по имени Чангала, который приехал из Колы (Ангола) и был мулуа. До его прихода люди не знали «вождей» (т.е. у них не было центральной политической власти), а вместо этого жили под руководством глав своих кланов. Чангала поселился на юге страны Мамбве, в районе, признавшем власть Чиндо, главы клана Симвинга. С Чангала было два охотничьих леопарда, которых Чиндо никогда раньше не видел. Чиндо был настолько впечатлен, что попросил Чангалу остаться с ним и обеспечить мясом его людей. Взамен Чиндо предложил выдать свою дочь замуж за Чангалу и признать его вождем. Чангала принял это предложение и согласился поселиться там в качестве вождя народа. Мамбве говорят, что этот брак объясняет, почему обладатель простого титула Чиндо всегда обращается к обладателю старшего королевского титула Нсококоло как к зятю.

Говорят, что Чангала также женился на женщинах из кланов Сичилима и Симпемба. Эти три клана имеют шутливые отношения с королевским кланом Сычула и говорят, что они «дали вождей стране», поскольку именно от женщин этих трех кланов, на которых женился Чангала, произошли нынешние вожди Мамбве.

У Чангала, основателя королевской линии Мамбве, был сын по имени Мвимбе, у которого, в свою очередь, был сын по имени Нсокколо ва Чисенга. Преемники этого человека всегда носили титул Нсоколо, а вместе с ним и верховную власть Мамбве. [2]

В колониальный период основная часть страны Мамбве под руководством вождя Нсококоло перешла под внешнюю власть Северной Родезии, тогда как другая часть находилась под властью Танганьики, их вождем был Мути, потомок Фунда, брата Нсокколо ва Чисенга. [3]

Конфликт с бембой

[ редактировать ]

Мамбве считали бембу своими традиционными врагами. Они вели множество ожесточенных войн и пережили множество набегов. Бемба были не только более многочисленными, но и более сплоченными под своим верховным главенством, в отличие от мамбве.

Однажды бемба вступили в войну с вождём Мамбве по имени Читонгве (Мфанде V). Читонгве была большой деревней, и ее нелегко было взять. Группа Бембы во главе с Читапанквой, Макасой и Мвамбой окружила его, перекрыв доступ к садам и ручьям. Сами бемба могли жить за счет земли. Через месяц мамбве умерли от голода; их заставляли питаться крысами, собаками и даже тканью из коры, в которой носили младенцев. Наконец они послали эмиссара, чтобы договориться о капитуляции. Мамбве было приказано покинуть деревню через единственные ворота. Когда они прошли, мужчин схватили и убили, а женщин увели в плен. Самого Читонгве схватили, его тело разрезали, куски положили в котел и сварили. В более поздней битве с бембой мамбве убили двух вождей бемба, Чилангву и Мпангамину. Некоторое время спустя Чтапанква собрал большую армию и отправился в Масвепу в стране Мамбве, чтобы отомстить. На этот раз бемба выманили мамбве из их деревни и полностью разгромили их. [4]

Хотя Нсоколо был их верховным главой, другие вожди Мамбве никогда по-настоящему не находились под его властью. Вожди основных родов ссорились друг с другом на протяжении всей истории, и внутри родов вожди ссорились. Говорят, что Мусанте Мпанде II убил двух своих младших братьев, Нсоколо II и III. Они без колебаний обратились за помощью извне в своей борьбе друг с другом: Мфанде присоединился к нгони, когда они вторглись на территорию Мамбве, и помог им опустошить район Нсококоло. Нсоколо, в свою очередь, объединился с Бембой и победил Нгони и Мфанде. [5]

Кела и другие вожди Мамбве неоднократно подвергались преследованиям со стороны рейдеров Бембы в 1880-х и начале 90-х годов. Мамбве действительно пострадали, как и табва и лунгу, от разобщенности перед лицом нападений бембы: даже предполагалось, что британцы «могли спасти мамбве от вымирания как народа». Тем не менее, бемба встретили решительное сопротивление со стороны Келы и его родственника Фвамбо, которые к 1885 году вытеснили Нсококоло, номинально верховного, поскольку самые могущественные вожди мамбве, Кела и Фвамбо отбивали неоднократные нападения бемба на их укрепленные деревни. Другой вождь мамбве Мпенза, похоже, заключил своего рода союз с бембой, но ему не удалось вовлечь их в войну с Фвамбо в сентябре 1889 года, а два месяца спустя Гарри Джонсон, британский исследователь, убедил Фвамбо и Мпензу заключить мир. Бемба снова были изгнаны из Фвамбо в 1892 году, и Фвамбо сохранил свои впечатляющие стада крупного рогатого скота. В апреле 1893 года группа людей Читимукулу Сампы также была отброшена из района Нсоколо. [6]

Прибытие британцев

[ редактировать ]

Когда британцы прибыли в Аберкон (Мбала) в 1893 году, они обнаружили, что Мамбве в значительной степени расстроена внутренней политикой. Вождь Мфанде и Чивута бежали в Сенгу в поисках убежища, оставив многих своих подданных под властью вождя бемба Макасы. Тогдашний Нсокколо, Кимиалиле, жил с мамбве на территории нынешней Танзании, найдя там убежище после поражения, нанесенного бембой. Камиалиле был слеп, его младший брат Коси выколол глаза, потому что собирался сдаться Бембе. Однако британцы начали использовать Кимиалиле в качестве главного административного агента, и впервые он обнаружил, что его поддерживает сила, достаточная, чтобы заставить других вождей признать его главным авторитетом. Британцы хотели рассматривать Нсокколо как верховного вождя и возложить на него ответственность за дела Мамбве в целом и за поведение других вождей. Таким образом, введение колониального правления на Мамбве положило начало процессу централизации политической власти. Споры между вождями разрешались путем вооруженного конфликта, и внутренний порядок был соблюден. В 1898 году британцы усмирили бембу и основали административный центр в Касаме. Это освободило Мамбве от давления Бембы. Вождь Мфанде вернулся в свой район и начал работать над восстановлением своего авторитета среди своего народа. [7]

Система спуска

[ редактировать ]

Каждый мамбве принадлежит к одному из большого числа экзогамных, рассредоточенных патрилинейных кланов, почти все из которых имеют префикс слога «Си» (Отец) для мужчин и «На» (Мать) для женщин. Люди говорят, что до того, как они стали вождями, они были кланами. Названия кланов представляют собой естественные объекты окружающей среды, искусственные объекты, но большинство из них представляют собой абстрактные объекты с небольшим количеством эквивалентов на английском языке. Многие из этих клановых названий также встречаются у лунгу, намванга и ива. Некоторые из наиболее распространенных: Сиказве, Сычула (Лягушка, королевский клан Мамбве), Сичилима (Земледельцы), Симпемба (Белая глина), Симвинга (Охотники), Симпаса (Топор), Симутове (Гусеница), Симутами (бросить в кого-то камень), Силавве , Мвамбази, Сикасоте, Сичивула, Симпунгве, Синьянгве, Синчангва, Симфукве, Синджела, Сикапите, Симазуо, Симбао, Симукоко, Симбея, Силуамба, Симпоколве, Мусукума, Синзумва, Силунгве, Симуньола, Сикаумбве и Симуемба.У небольшого числа этих кланов есть связанное избегание: королевский клан Сычула избегает диких свиней, зебр и многих мелких животных. [8]

Мамбве говорят на языке банту под названием Мамбве (Чимамбве), диалекте Мамбве-Лунгу .

Культура

[ редактировать ]

У мамбве есть традиционная музыкальная пьеса, состоящая из танца под названием Нсимба и музыкальных инструментов Вингвенгве.У них также есть различные художники, такие как; Хит-парад Каламбо, Соло Каленге и Эстер Намунга, исполняющие традиционную музыку Мамбве Лунгу.

Традиционная церемония

[ редактировать ]

Это традиционная церемония мамбве и лунгу Тафуны. Она проводится, чтобы отпраздновать успешный урожай и помолиться о дождях для следующего сельскохозяйственного сезона. Он проходит каждую последнюю субботу июня на берегу озера Чила в Мбале. Во время церемонии жены вождей преподносят образцы еды, выращенной в их владениях, чтобы вожди могли благословить их и поблагодарить духов предков за успешный урожай. Затем вожди пробуют еду, и субъекты могут ее есть. Церемония также включает в себя традиционные танцы и музыку. [3]

Религиозные убеждения

[ редактировать ]

Большинство жителей Мамбве сегодня являются христианами, многие из них — Свидетели Иеговы или католики. Традиционная религия Мамбве признает верховного бога по имени Леза, он создал землю и все, что на ней, но он настолько далек от своего творения, что его не интересуют дела людей, и поэтому ему никогда не поклоняются. Поклонение направлено духам главных предков (имипаси ямвене яфве). В каждой деревне возводился храм или храм кавуа, посвященный предкам местных вождей. Природные объекты, такие как холмы, пещеры, большие камни или постоянные водоемы, обожествляются и называются майяо или малеза. Эти святыни связаны с духами предков (имипаси) местных обладателей титула. Они также расположены по иерархии важности, соответствующей политическому статусу обладателя титула. К этим земельным святыням обращаются раз в год в обычное время и после сбора урожая. Часть каждого урожая оставляют в храме и благодарят духов предков. Помимо ежегодной церемонии сбора урожая, вождь и его люди обращаются к святыням во время стихийных бедствий: засухи, неурожая, нашествия саранчи, вспышки болезней и вторжения в их страну. [9]

Цитаты о Мамбве

[ редактировать ]

«Они склонны относиться к незнакомцам с подозрением, и такое отношение оправдано их прошлым опытом. Хотя они замкнуты, они выносливы, жизнестойки и дорожат своей независимостью, которая так часто подвергалась нападкам в прошлом». Уильям Уотсон [10]

  1. ^ Брелсфорд, Западная Вирджиния (1956). Племена Северной Родезии . Лусака: Правительственная типография. п. 70.
  2. ^ Уиллис, Рой (1966). Фипа и родственные им народы юго-запада Танзании и северо-востока Замбии . Лондон: Международный институт. п. 48.
  3. ^ Уотсон, Уильям (1971). Племенная сплоченность в денежной экономике; исследование народа мамбве в Замбии . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 152.
  4. ^ Эпштейн, А.Л. «Военная организация и доколониальное государство бембы Замбии» . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии : 208 . Проверено 15 июня 2023 г.
  5. ^ Уотсон, Уильям (1971). Племенная сплоченность в денежной экономике; исследование народа мамбве в Замбии . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 153.
  6. ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 246. ИСБН  0299064506 .
  7. ^ Уотсон, Уильям (1971). Племенная сплоченность в денежной экономике; исследование народа мамбве в Замбии . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 169–70.
  8. ^ Уиллис, Рой (1966). Фипа и родственные им народы юго-запада Танзании и северо-востока Замбии . Лондон: Международный институт. п. 49.
  9. ^ Уиллис, Рой (1966). Фипа и родственные им народы юго-запада Танзании и северо-востока Замбии . Лондон: Международный институт. п. 52.
  10. ^ Уотсон, Уильям (1971). Племенная сплоченность в денежной экономике; исследование народа мамбве в Замбии . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 12.

13 ° 16'59 "ю.ш., 32 ° 06'00" в.д.  /  13,283 ° ю.ш., 32,100 ° в.д.  / -13,283; 32.100


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c378bddc8b21658db894c3d81cd69a2__1717929480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/a2/1c378bddc8b21658db894c3d81cd69a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mambwe people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)