Я спрашиваю людей
Нсенга этническое , не путать с сенга , — племя банту в Замбии и Мозамбике . В Замбии они встречаются в двух округах восточной провинции, а именно в Ньимбе и Петауке. Они также являются диалектами нсенга лузи долины Луангва в вожде Ньялугве, Мболома и Лвембе и чикунда Луангва Бома (Фейра). Их старшим руководителем является Калиндавало Мндикула, который проживает в Мерве, в 10 километрах от Петауке-Бома. В число вождей Нсенга входят: вожди Мвапе, Ньямпанде, Ньяндже, Мумби, Сандве, Ньялугве, Ндаке, старший вождь Лвембе, старший вождь Мболома и Мванджаванту. Они хорошо известны своей культурой и произведениями искусства, включая вышивку бисером и плетение плетений. Они также выращивают арахис, кукурузу, просо и сорго для потребления, а хлопок (тонье) в качестве товарной культуры и популярны благодаря своей мбева (мыши), за которую их часто дразнят. Язык нсенга (также называемый чинсенга), на котором говорят люди этого племени, был принят многими группами в Замбии и растворен до широко распространенного языка Замбии. Чинянджа или Ньянджа .
Источник
[ редактировать ]Считается, что народ нсенга мигрировал в Замбию примерно в 14 веке из королевства Луба-Лунда в Конго, нынешней Демократической Республики Конго, как отдельный язык. Нсенга означает «путешествие», имея в виду долгий путь племени из Королевства Люба. Люди нсенга имеют гораздо большую схожую культуру с людьми лала, ламба, ауши, свака, бемба и биса из-за сильных исторических связей с той же моделью миграционных движений, что и люди, говорящие на ламба, свака, бемба-лала и биса, когда они покинули Лубу. Королевство в поисках более плодородной земли. Диалект нсенга во многом похож на бембу, бису и лалу по сравнению с диалектом чичева.
Типичный словарный анализ избранных племен, связанных с королевством Люба, еще раз доказывает, что нсенга действительно был отдельным языком, и явно развеивает предположение о том, что нсенга мог быть народом, не говорящим на языке чева. Люди нсенга происходят из королевства Люба вместе с другими племенами, такими как лала, бемба, ламба и народ биса. Народ нсенга — одно из первых племен, мигрировавших в современную Замбию после людей, говорящих на тонга. Считается, что люди, говорящие на языке нсенга, отправились в поход (нсенга) почти одновременно с Бембой, Бисой, Лалой. Во время этого долгого путешествия люди нсенга встретились с народом бемба. По указанию своего лидера Читимукулу бойцы бембы устроили засаду на красивую женщину Нсенга (Лумбве), которую Читимукулу взял в плен после пленения. В отместку главы семейных кланов (Тумви) также приказали охотникам Нсенга выследить женщин бемба. В то время у народа нсенга не было вождей, но они были организованы в рамках клановой системы управления, такой как «енетембо, энемванза, энэнг'ома, энелунгу, енемумба, энемвула», возглавляемый Тумви. Именно эта племенная игра в прятки, плен женщин бемба и нсенга имела некоторое сходство. Сегодня у нас есть, например, некоторые имена бемба, такие как Нконде, Мвапе, Нгоса (Нсенга зовут Нгоза), Лумбве среди народа Нсенга. В то время как бембы приветствуют своих посетителей «мулишани», нсеннги делают то же самое, говоря «мулитьяни». Это лишь некоторые из многих сходств диалектов между двумя племенами.
Влияние Чева
[ редактировать ]Несмотря на исторический обзор, показывающий, что на народ Нсенга в значительной степени повлияли язык, культура и образ жизни народа Чева, племя Нсенга по-прежнему отличается своим диалектом, традициями и культурной практикой. Напротив, племя Нсенга — это этническое племя банту в Замбии и Мозамбике. В Замбии они встречаются в районах восточной провинции, а именно Ньимба, Лусангази, Петауке и Синда, а в провинции Лусака — в районе Луангва. Есть три старших вождя, а именно старший вождь Калиндало в Петауке, старший вождь Лвембе в Ньимбе и старший вождь Мбулума в округе Луангва. Другими вождями Нсенга являются: вождь Мвапе, вождь Ньямпанде, вождь Ньяндже, вождь Мумби, вождь Сандве, вождь Ньялугве, вождь Ндаке и чжифтейнесс Мванджабанту. Они хорошо известны своей культурой охоты и художественным искусством, включая вышивку бисером и плетение плетений. Они также выращивают арахис, кукурузу, просо и сорго для потребления, а хлопок (Нтхову) в качестве товарной культуры и популярны благодаря своей мбебе (мышам) - практике, за которую их часто дразнят их традиционные кузены бемба. Язык нсенга (также называемый чинсенга), на котором говорят люди этого племени, был принят многими группами в Замбии и является частью широко распространенного языка чиньянджа или ньянджа. Это говорит о том, что нсенга могли расселиться в восточной провинции Замбии гораздо раньше, чем чева.На самом деле это было сделано еще до того, как народ чева двинулся в сторону Малави и Мозамбика. Народ нсенга также известен своей церемонией под названием Тубимба, которая проводится каждую последнюю субботу октября. Во время этой церемонии люди нсенга молятся своим предкам о хорошем дожде и других бедствиях.