Люди Мбунда
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Мбунда Мбунда | |
---|---|
Человек | Камбунда |
Люди | Обнимите их |
Язык | Чимбуунда |
Страна | Ангола , Замбия |
Мбунда Mbúùnda или Вамбунда (единственное число Камбунда , прилагательное и язык Mbunda , пришел с или Chimbúùnda ) — народ банту , который во время миграций банту севера на юго-восток Анголы и, наконец, в Баротселанд, ныне часть Замбии . Их ядро в настоящее время находится на юго-востоке Анголы от реки Лунгуевунгу в Мошико до провинции Куандо-Кубанго .
Вамбунда состоят из ряда подгрупп, каждая из которых говорит на своем диалекте: Мбунда Матзи ( Катавола ), Яума, [1] Нкангала, [2] Мбаланго, Санго, Шамука ( Чиенгеле ) и Ндунду — все они живут на юго-востоке Анголы. [3]
Происхождение
[ редактировать ]Согласно устной традиции Вамбунда, первым монархом Королевства Мбунда был король Мвене Нкуунгу . Именно вдоль притоков Замбези первые мбунды поселились на территории современной восточной Анголы .
После пересечения реки Лямбайи или Замбези, как она известна сегодня, мбунда под предводительством Вамвене Каамба ка Мбаао направились к притоку реки Луэна на территории нынешней Анголы, который они назвали Митимойи. Они поселились вдоль реки Митимойи (или Мисимойи, как ее называли более поздние поселенцы), которая теперь называется рекой Сакасаджи , названной в честь близлежащей деревни Чокве. Они поселились недалеко от ее впадения в реку Луена. Их первое расширение произошло вдоль реки Лучаци, южнее реки Луэна, после Митимойи.
Это расширение, которое позже возглавили 12-й и 13-й монархи Мбунда, экспедиции короля Мвене Катангила ка Мукенге и короля Ямбаямба Капанда соответственно, также уступило место тринадцати этническим потомкам Мбунда: Мбунда Матзи (Катавола), Чимбанди, Хумби, Нгонджело, луимби, ньемба, лучази, санго, мбаланго, нкангала, яума, ндунду и машака.
Мбунда продолжала расширяться на юг, образуя более крупное поселение, где Королевство Мбунда продолжало процветать в так называемом Мбундаленде от реки Лунгвевунгу до Чибанды или южной границы с Намибией , а Лумбала Нгуимбо стал их столицей, где правит Его Величество король Мбанду III Мбанду Лифути. сегодня. [ нужна ссылка ]
Война с чокве
[ редактировать ]Тем временем, вернувшись в Мбундаленд, люди Мбунда были вовлечены в ожесточенную битву с людьми Чокве . Это произошло после смерти 19-го монарха Мбунды, короля Мвене Катаволы I Мвечелы , который, как считалось, был убит после того, как клика аболиционистов тайно замышляла против него заговор из-за того, что он обнародовал королевский указ, запрещающий смешанные браки с представителями других национальностей. Его преемник и 20-й монарх Мбунда, король Мвене Катавола II Мусангу , который, как полагали, был одним из заговорщиков его убийства, нарушил королевский указ своего предшественника своей страстью к красавице-рабыне чокве по имени Ньякома, которая принадлежала вождю чокве. по имени Мва Мушилинджинджи, которому он выделил землю для поселения на реке Луве, притоке реки Ненгу . Предложение руки и сердца было отклонено Мушилинджинджи, потому что для королевской особы было табу жениться на рабыне, потому что потомок от такого брака никогда не мог считаться членом королевской семьи. Это привело к его объявлению войны народу чокве и попытке изгнать их из Мбундаленда. Он был убит через несколько дней после битвы Мбунда-Чокве, попав в засаду и убит. Война окончательно закончилась в пользу Мбунда с его преемником и 21-м монархом Мбунда, королем Мвене Мбанду I Лиондци Капова, который вел систематическую войну мести чокве за смерть своего племянника. [ нужна ссылка ]
Война с Лувале
[ редактировать ]Король Мвене Мбанду I Лиондци Капова также возглавил мбунду в их вооруженном противостоянии с лувале , которые стремились сломить военную мощь и независимость государства Мбунда и хотели захватывать рабов для продажи. Две противостоящие вооруженные силы вступили друг с другом в вооруженный бой в районе Лунжвевы, где он застрелил Масамбо, лидера вторгшихся сил Лувале. После ликвидации Масамбо захватчики были разбиты и вынуждены поспешно и беспорядочно отступать на родину. [ нужна ссылка ]
Миграция в Баротселанд
[ редактировать ]В конце 18 века часть мбунда переселилась в Баротселанд , Монгу . [4] после миграции, среди прочих, сийенгеле [3]
Алуйи и их лидер Литунга Муламбва особенно ценили мбунда за их способность сражаться. Когда Лувале, также известный как Ловале, вторгся в Баротселанд с севера, Мбунда противостояли вторжению и одержали победу, положив конец вторжениям Ловале. [5] Король Муламбва также укрепил узы дружбы между алуйи и мбунда. [6] с десятью (10) пунктами Договора Муламбва/Чиенгеле и церемониальной передачей остроконечного шеста, называемого муломбве, Мвене Читенги Чиенгеле и подтверждением его пребывания в Баротселанде в качестве старшего вождя Мбунда. Этот и другие факторы позволили мбунде быть включенными в Национальный совет Баротсе. [5] [7]
Во-вторых, мбунда сражались бок о бок с Алуи в войне Алуи/Макололо в 1830 году, которая вытеснила оккупацию Макололо Баротселанда, что привело к созданию вождя Мбунда в Лукваква под руководством старшего вождя Мвене Сикуфеле, который сейчас находится в округе Кабомпо, будучи потомком Мбунда. который поддержал принца Мубуквану из Алуи. [8] Макололо с юга представили язык сото, на котором сегодня говорят не только в Западной провинции, но и в Ботсване, Лесото, Южной Африке и Каприви-Стрип. [5] [9]
Мбунда также сражались бок о бок с алуйи против Тонги в 1880-х годах, одержав победу, поскольку Тонга не имела защиты от умения Мбунда обращаться с луком и стрелами, что привело к возникновению кузины Лози / Мбунда и Тонга. Позже война Каонде/Лози, которую Лозис выиграл с помощью военной машины Мбунда, в результате чего вождь Мбунда вождя Мвене Касимбы прочно утвердился там в месте слияния рек Лалафута и Кьяменге в 1893 году, напротив вождя Каонде Мусимы Ндживумина. . Соблюдая договор Муламбва/Чиенгеле, мбунда оставались истинными союзниками алуйи как в военных, так и в политических вопросах. [5] Мбунда жили мирно, пасли свой скот и выращивали маниоку, кукурузу и рис, в то время как многие мужчины покинули свои дома, чтобы работать на южноафриканских шахтах. После обретения Замбией независимости от британского правления в 1964 году эта практика была запрещена, и мужчин затем наняли для работы на сахарных плантациях Замбии.
Сопротивление португальской оккупации Мбундаленда
[ редактировать ]В начале 20 века из-за своего сопротивления португальской колониальной оккупации, когда португальские колонизаторы похитили двадцать первого (21-го) монарха Мбунда, короля Мвене Мбанду I Лиондзи Капова , мбунда вели ожесточенные вооруженные кампании по защите своего Мбундаленда. Однако технологии помогли португальским войскам одержать верх в войне, поскольку у них были постоянные запасы пороха для своих орудий. Не имея знаний о производстве пороха, мбунда в конечном итоге сочли свои дульнозарядные устройства бесполезными и все чаще полагались на свои луки и стрелы, а также на несколько других традиционных видов оружия, подходящих для ведения ближнего боя. Португальская огневая мощь нанесла тяжелый урон мбундам, некоторые из которых начали бросать свои дульнозарядные устройства в реки из-за нехватки пороха. Португальцы в конечном итоге вытеснили Королевство Мбунда, расширив территорию Анголы за Мбундаленд. Это вызвало вторую миграцию мбунда в Баротселанд.
А позже из-за последствий войны за независимость Анголы после обретения независимости (1961–1974) и гражданской войны в Анголе (1975–2002) многие мбунды бежали из Анголы и переселились в западную Замбию, что ознаменовало третью и четвертую волну. иммиграции Мбунда в ныне Западную провинцию Замбии. Эти беженцы были родственниками мбунда, которые уже жили в окрестностях Калабо , Сенанги , Монгу , Каомы , Лукулу и Кабомпо в Замбии. Некоторое количество мбунда также укрылось в Северной Намибии, на западе и востоке региона Каванго , в районе Рунду , Нкуренкуру и полосы Каприви .
Королевское управление
[ редактировать ]Система традиционного правления Мбунда была такова, что суверенное правление всем королевством принадлежало королю, который должен был происходить из центральной матрилинейной линии королевской иерархии. Это несколько ограничило число претендентов на центральный трон. Король имел абсолютную власть, поэтому, когда он принимал решение, его или ее решение не подвергалось сомнению, а должно было выполняться. Две основные функции короля заключались в установлении правил и управлении сообществом. В то же время во многих областях и местностях существовала эффективная децентрализованная система традиционного правления.
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Вамбунда — талантливые работники железа (вутале) и меди (вунегу) , а также опытные охотники и солдаты, владеющие луками и стрелами. [5] И мужчины, и женщины хорошо ловят рыбу. В то время как мужчины используют сети и другие орудия, женщины для ловли рыбы используют специальные корзины. Они также обладают замечательной квалификацией в ряде видов экономической деятельности, таких как:
Искусство изготовления горшков и кувшинов из обожженной глины.
[ редактировать ]Глину собирают с равнины или с берегов реки, кладут ее в специальную емкость, называемую ливати, и смачивают ее водой, после растирания смешивают с порошком обожженной глины, называемым вунга вва витамби.
Резьба по дереву
[ редактировать ]Мужчины рубят куски деревьев и вырезают из них палки, ступки, копья и древки рыбьего копья, ручки ножей, трости, ручки топора и мотыги, шесты, диковинки, каноэ и весла, а также музыкальные инструменты, витандтзи, разновидность арфы, винкуву, барабаны, табуреты, чаши, колотки и другая утварь.
Ткачество, изготовление тканей из коры
[ редактировать ]Мужчины сдирают кору с больших деревьев, таких как мушови и мунюмбе, и долбят ее по доске молотками, называемыми витано, пока она не станет мягкой. Эти ткани из коры называются вифундо, а когда работа завершена, вифундо или майна! можно носить на поясе, а также использовать как одеяла.
Изготовление корзин
[ редактировать ]Женщины делают корзины для веяния, маленькие корзины-чаши, называемые вингало, для еды, и большие корзины в форме чаши, называемые мендеко, для хранения мучной муки и других вещей из корней деревьев миджалу и маленьких корней, называемых туджалу. Мужчины делают рыболовные корзины, называемые матамби, из тростника, называемого маненга, циновки из матеве (папирус), называемого манала, а также манала или циновки из высокой травы, называемой н'олококо, а также мавоя и водяная трава камбанга.
Производство соли
[ редактировать ]Давным-давно [ когда? ] Жители Мбунда представили свою собственную соль, называемую мукеле. Мукеле изготавливается из следующих трав: мулеле, стеблей кукурузы и проса, матеве (папирус) и стеблей маниоки. [ нужны разъяснения ]
Производство растительных и животных масел
[ редактировать ]В основном это опять-таки для женщин с помощью мужчин. Масло изготавливают из дикорастущих плодов, которые содержат жир, и некоторые из них съедобны.
Помимо всего этого, жители Мбунда возделывают тропические леса, которые встречаются там, где они живут, и выращивают различные культуры. Они выращивают кукурузу, просо , сорго , фасоль , сладкий картофель и маниоку , которые являются их основным продуктом питания. Они также хранят внутренние запасы. Их торговцы до португальской оккупации в ходе всей этой деятельности вступали в контакт с португальцами и Овимбунду торговцами с плато Бие в центральной Анголе , которые в основном торговали пчелиным воском , слоновой костью и каучуком в обмен на оружие и тканевые материалы.
Религия
[ редактировать ]У Мбунда есть две религиозные традиции, которые сосуществуют в обществе Мбунда: традиционные религиозные практики и современные религиозные практики и верования, которые представляют собой комбинацию традиционных и христианских влияний. В подавляющем большинстве вамбунда исповедуют христианство , причем примерно равные доли приходится на католическую церковь и различные протестантские конфессии, в основном на Igreja Evangélica Congregacional de Angola (IECA) , основанную американскими миссионерами.
Миссионер преподобный Альберт Бейли из Африканского евангелического братства (тогда называвшегося Южноафриканской генеральной миссией) въехал в Анголу в 1914 году, открыл миссионерскую станцию на реке Луангинга и с помощью человека, говорящего на языке мбунда, из Родезии, занялся составлением словаря. – один из первых шагов в освоении бесписьменного языка. Работа по переводу Библии Мбунда была начата всерьез.
Еще в 1914 году восстание народа Мбунда против португальских колонизаторов заставило большое количество местного населения бежать через границу в Баротселэнд , ныне Замбию . В 1916 году г-н Бейли решил найти более населенное место и с разрешения губернатора построил станцию в Муйе . В 1918 году Дж. Джейкман и Эндрю МакГилл сменили г-на Бейли и основали ряд аванпостов среди народов мбунда и лучази. В последующие годы были созданы еще четыре станции: Кунджамба , Н'инда , Касуанго и Катота — все в павшем Мбундаленде.
Книга Иоанна была переведена преподобным Альбертом Бейли, известным как (Авеле), она была напечатана в миссии Камундонго Объединенной церкви Канады, ныне IECA-Igreja Evangelica Congregacional em Angola, в 1919 году; Книга Матфея на мбундском и португальском языках была переведена Авраамом в Муйе в 1925 году; Книга Марка была переведена преподобным Джоном К. Проктером в Муи также в 1925 году, а еще одно издание перевода преподобного Бейли было опубликовано в диглоте в Муи в 1928 году; Книга Луки была написана Матео в Муйе в 1927 году, а также Гимналом на португальском языке и языке Мбунда. В состав рецензентского комитета входили преподобный Альберт В. Бэйли, преподобный Джон К. Проктер, А. МакГилл, доктор П. В. Уотсон.
В 1937 году г-н и г-жа Пирсон открыли Библейскую школу обучения в Муи , где Новый Завет (опубликованный в 1935 году) был их единственным учебником. В Мюи Леонард и Нелли Брейн отвечали за церковную работу и работу миссионерской станции. [10]
Во время семинара по мбунда, проведенного доктором Хоупом в 1987 году, участники потребовали, чтобы написание определенных слов на языке мбунда было стандартизировано и чтобы переводчики получали инструкции о том, как писать определенные слова мбунда .
Однако 17 апреля 1989 г. было решено отказаться от спора о четырех основных проблемах с правописанием лучази «s», «z», «nz» и «ts» в отличие от мбундских «th», «thz», « ths» и «ndthz», и продолжайте перевод, поскольку всегда есть место для доработки. Библия Мбунда была наконец напечатана и выпущена в продажу 17 августа 2008 года в Анголе и 31 января 2009 года в Замбии . Однако перевод Библии Мбунда по-прежнему сильно насыщен написанием Лучази.
Однако некоторые жители Мбунда все еще сохраняют верования и практики традиционных африканских религий , веря в Нджамби как в верховного творца мира, создавшего все сущее на земле. Их религия обращалась к Нджамби не напрямую, а через духов их предков. [11]
Традиции и ритуалы
[ редактировать ]Мбунда сохранили большинство своих старых традиций, таких как уважение к своим предкам, ритуалы «взросления» как для мальчиков (церемония посвящения Муканда и не менее пятидесяти артефактов Макити), так и для девочек (литунгу или бвали), полагающихся на скот, козы, дикое мясо, рыба, курица и маниока в пищу, мужчины носят с собой такое оружие, как лук и стрелы, копья или мачете, когда уезжают из своих деревень, а женщины до сих пор создают корзины из корней макенге. [11]
В начале посевного сезона или когда охотнику не удалось убить животных, жители деревни собирались у фетиш-столбов (вимбунди), отмеченных или окрашенных в красный и белый цвета.
глину кладут в подходящее место, часто снаружи дома, рядом с дверью, прямо напротив кровати, куда указывают головы, когда люди спят, для поклонения и молитвы своим предкам перед началом полевых работ. Это также делается при подношении предкам, во время болезней или смертей, когда подозревали злых духов, когда снятся плохие сны и при вызове дождя во время засухи. Подношения совершаются в форме жертвоприношения, например, убийства животного, курицы, козы, коровы, свиньи или овцы или любого живого существа, за исключением человека. Кровью животного натирали фетишные шесты (вимбунди) в знак уважения, хвалы и чести Богу и духам.
Происхождение ритуала обрезания Мбунда Муканда
[ редактировать ]Муканда — это ритуал инициации для мальчиков, практикуемый народом Мбунда. Обычно после обрезания молодые мальчики живут от трех до шести месяцев в лагере в лесу вдали от своих деревень, где их обучают практическим навыкам выживания, а также знаниям о природе, религии, социальных обычаях и ценностях. В этот период у Макити состоялся не менее масштабный маскарад.
выставлено более пятидесяти (50) эксклюзивных артефактов Мбунда, а танцы с участием пантомимных артефактов артистизма исполняются в качестве культурного развлечения для общества. В конце этого периода инициации мальчики реинтегрируются в сообщество. Этот ритуал также практикуется другими этническими группами, такими как чокве, лувале и лучази , при этом мбунда являются основными участниками маскарада Макиси, как утверждают другие, владея не менее чем пятьюдесятью (50) эксклюзивными артефактами мбунда.
Считается, что принц-консорт Мбунда Мукветунга Каменга , посланный 10-м монархом Мбунда королем Мвене Катете ка Левембе в погоне за слонами, забрел в лагерь обрезания Муканда для народа Мбвела, недалеко от современной Анголы и Демократической Республики. Конго граница [12] в Любаланде . Это привело к тому, что ему сделали обрезание, и по возвращении Мбунда представил ритуал обрезания Муканды. Когда принц-консорт Мукветунга Каменга вернулся с ритуалом обрезания Муканды, он обнаружил, что король Мвене Катете ка Лвеембе , пославший его, умер, а жена принца-консорта, принцессы Вамунамвене Мукенге , унаследовала его. Королева Вамвене Мукенге Ливиндамо была последней женщиной-монархом Мбунда. Это произошло в результате принятия ритуала обрезания, предназначенного только для мужчин, что привело к тому, что женское правление было подчинено мужской политической власти. Это изменение означало, что только мужчины из королевской семьи могли быть возведены на трон в качестве суверенных правителей или монархов Королевства Мбунда. Отныне женщины-королевские особы никогда больше не смогут стать монархом Мбунда. [11]
Ежегодные церемонии Мбунда
[ редактировать ]У мбунда есть четыре ежегодные церемонии, в которых народы мбунда из Анголы, Конго, Намибии и Замбии присоединяются, чтобы восхвалить своего Создателя, Всемогущего Бога, за благословения на них и обеспечение хорошего урожая в этом году. Вот эти церемонии: Одна в Анголе, называемая Литате Лиа Миондо Я Мбунда, отмечается каждую вторую неделю августа, а кульминацией являются выходные, в Лумбала-Нгуимбо, Мошико, во дворце Его Величества короля Мбанду III Мбанду Лифути . Три из них в Замбии, первый из которых называется Мбунда Мбаланго Лиенья, отмечаются каждый август во дворце вождя Мунду в Люмбе, округ Калабо в Западной Замбии. Второй, называемый Мбунда Лийойело, отмечается каждый сентябрь во дворце вождя Чиенгеле Чингумбе II в Кайомбо в районе Кабомпо Северо-Западной провинции Замбии. Третий, называемый Мбунда Лукваква, отмечается в первую неделю октября, а кульминацией являются выходные во дворце старшего вождя Сикуфеле в Маньинге в районе Кабомпо . Все эти церемонии демонстрируют маскарад Мбунда макиси, резьбу по дереву, разнообразие традиционных блюд и танцев Мбунда.
Ежемесячные и сезонные мероприятия
[ редактировать ]Названия месяцев
[ редактировать ]Английский | Мунда | Ежемесячные мероприятия |
---|---|---|
январь | Кавалана | В традиционной январской пословице говорится: «Нгонде ку ивамбала мава. Йа вамбала на вилья вья максамгу». Это означает: этот месяц важен не сам по себе, а благодаря уборке проса. |
февраль | Вырежьте это | В этом месяце пробуют новый урожай проса. Нет достаточного вкуса, но еды много. Идут сильные дожди. |
Маршировать | Найти | Время собираться в полевых хижинах, пить пиво, сваренное из проса, и радоваться, потому что они подошли к поре нового урожая, по мнению Мбунда, это был их новый год. |
апрель | Где | Пора урожай с полей забирать домой и складывать в зернохранилища. |
Может | Катикана | Холодный сезон только начинается, и пора готовиться и начинать церемонии посвящения. |
Июнь | Кававу | Время: деревья и трава засохли от холода. |
Июль | осуждающий | Считается, что холод разрушает камни, а вода, оставленная на посуде, замерзает. |
Август | Каксукве | Деревья начинают терять листья. Расчистка и подготовка полей к обработке, начало посева и посадки. |
Сентябрь | Это круто | Сорго обмолачивают. Признаки дождя проявляются появлением темных облаков и грома. Леса горят. |
Октябрь | Религии | Малые озера высыхают. Боковые пути созданы, чтобы избежать жары основных путей. Этот месяц иногда называют Квенья, что означает «горящий». |
ноябрь | Кандцимби | Деревья повсюду зеленые, на растениях появляются цветы. Предварительно начались дожди, местами проливные дожди. Эти дожди называются нёндтзи йа чикалувула, что означает ранние дожди. |
декабрь | Ндзимби | Идут сильные дожди. Многие плоды портятся; грибы растут, а другие гниют. Птицы не здоровы. Надвигается голод, потому что запасы продовольствия исчерпаны. Многие идут на работу ради других, чтобы добыть еду. Этот месяц часто называют Ндунгу, что означает голод. |
Времена года
[ редактировать ]Английский | Мунда | Сезонные мероприятия |
---|---|---|
Лето | Нтонде | Это месяцы Кашукве (август), Капепо (сентябрь) и Липепо (октябрь). Именно в этот сезон расчищают поля, сеют просо и сажают маниоку. В лесах созревает множество фруктов. также жарко, и люди начинают прокладывать боковые тропы, чтобы избежать жары основных путей. |
Весна или осень | Ндомбо | Это пять месяцев, включая Кандзимби (ноябрь). Ндзимби (декабрь), Кавалана (январь), Кутату (февраль) и Кувана (март). В это время созревают и другие фрукты, такие как манджонголо, витхала, виксол. созревшие летом сгниют. Грибы растут и становятся важным источником удовольствия. Люди, которые не собрали достаточно урожая и истощили запасы, собирают его для еды до следующего урожая. |
Зима | Это возможно | В этом сезоне четыре месяца. Кууху (апрель), Катикана (май), Кававу (июнь) и Кондамема (июль). В этот сезон важны сбор урожая и хранение зерна. Очень холодно, вода замерзает, листья замерзают и опадают с лиственных деревьев. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Этнолог называет Яума « неклассифицированным », что является очевидной ошибкой, поскольку он также отмечает, что он является «частью подгруппы Нгангела» языков банту чокве-лучази (K.10).
- ^ Не путать с языком Нгангела.
- ^ Перейти обратно: а б Bantu-Languages.com со ссылкой на Maniacky 1997.
- ^ Элиты Баротселанда, 1878–1969: политическая история Западной провинции Замбии : а. Джеральд Л. Каплан ISBN 0-900966-38-6 Издатель: C. Hurst & Co Publishers Ltd, 1970 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Факты в архиве, Incorporated (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Факты в файле, Incorporated. п. 416. ИСБН 9781438126760 . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ Роберт Папштейн, 1994, История и культурная жизнь людей, говорящих на мбунда , Ассоциация писателей-культурологов Лусаки Чеке, страницы 63-64, ISBN 9982-03-006-Х
- ^ Пауту, Ю. Святая река, Лондон,
- ^ Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, Факты в архиве библиотеки всемирной истории , Факты в архиве, Incorporated, Social Science, Infobase Publishing, 2009, ISBN 1-4381-2676-X , ISBN 978-1-4381-2676-0
- ^ Вейл, Л. (1991). Создание трайбализма в Южной Африке . Издательство Калифорнийского университета. п. 336. ИСБН 9780520074200 . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ «Архивы Центра Билли Грэма: Коллекция 252, Роберт Уэсли Брэйн, стенограмма T1» . www2.wheaton.edu . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Роберт Папштейн, Журнал истории Замбии, Проект устной истории Центральной Африки, Университет Замбии, ISBN 9982-03-006-Х
- ^ Условия торговли и условия доверия: история и контекст доколониального периода, Ахим фон Оппен, см. стр. 113.
14 ° 06'44 "ю.ш. 21 ° 26'07" в.д. / 14,11222 ° ю.ш. 21,43528 ° в.д.