Jump to content

Племя людей

Народ суку или басуку (множественное число) — этническая группа банту , традиционно населяющая юго-запад Демократической Республики Конго и северо-запад Анголы . [1] По состоянию на 2017 год здесь проживает около 200 000 человек. [2] в Конго которые идентифицируют себя как Суку, многие из них живут в провинции Кванго .

Родовое общество является матрилинейным , [1] и они говорят на языке суку .

Общество и культура

[ редактировать ]

Народ суку имеет много общего в своей культуре с народом яка . У мужчин и женщин есть свои задачи и роли. Мужчины охотятся индивидуально или вместе. Охота требует высокого престижа, и охотятся они с луком и стрелами или старинным ружьем. Женщины – земледельцы. Они собирают ямс, фасоль, горох, ананас и арахис. Они также собирают и кормят фрукты, ягоды и корни. [3]

У народа суку действительно есть бог-создатель, ндзамбьяфуунгу, который обитает в небе и путешествует на ветру. Они являются источником жизни и смерти и объяснением всех явлений и вопросов, на которые нет ответа. Однако здесь нет ни культа, ни их изображений или представлений.

[3] У Суку и Яка есть прорицатель по имени нгумбу. Они имеют дело с клиентами, с которыми случилось несчастье, странное событие, болезнь или смерть. Они требуют нзиимбу , чтобы выяснить, откуда берутся эти проблемы. денег, монет или куска ткани жертвы [3]

Инициация

[ редактировать ]

Посвящение — это процесс, через который проходят мальчики Суку, чтобы достичь зрелости. Они отправляются на стоянку, называемую у яка мукханда, или н-кханда. Когда для посвящения наберется достаточное количество необрезанных мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет, старейшины могут объявить о начале посвящения. За месяц до отправки мальчиков молодые кандидаты навещают местных родственников и устраивают танцы в качестве традиционных подарков. Пока это происходит, деревня-спонсор создает место инициации под руководством специалиста по очарованию. Он включает в себя специальные конструкции, маски и скульптурные столбы, покрытые чарами и лекарствами, которые блокируют место инициации. Официальное открытие муканды происходит за день до обрезания, они собираются у дерева, называемого деревом мукамба. Если кандидат признан подходящим, специалист по заклинаниям пускает стрелу в дерево. Если стрела остается, они срезают дерево и сносят его обратно в деревню в знак мужской солидарности. В это время посвященные будут петь траурные песни, напоминая о разлуке с семьей и возможной смерти. Дерево размещают на открытой территории деревни рядом с лагерем посвящения, а позже в тот же день на празднике появляются маски какунгу, м-бава и хемба.

Когда наступает день обрезания, он начинается около 5 утра под барабанный бой, и снова появляются какунгу и мбава. Семья посвященных переносит посвященных на своих плечах в лагерь мукканга. Мальчик по имени капита начинает обрезание первым. Последнего мальчика, которому делают обрезание, зовут мбаала. После обрезания мальчиков на пару дней оставляют обнаженными, где им приходится спать вплотную друг к другу на циновках на земле. Их заставляют оскорблять своих сестер и родителей, поскольку руководители лагеря бросают их еду на землю. На восходе и закате они вынуждены стоять на одной ноге, поставив другую ногу на колено с вытянутыми руками. Существует множество ограничений в еде, и их наказывают, если они жалуются, нарушают молчание, совершают ошибки или не выполняют приказы. На третий день они поют, подходя к ручью и очищая свои разрезы. На следующий день им преподнесут укрепляющие обереги. Специалист по заклинаниям расставляет амулеты вдоль тропы и баррикады, ведущей к лагерю Мукханда. Амулеты указывают на то, что они не будут подвержены инфекциям или плохому обращению и отвратят злые намерения, и маски помогают в этом. Когда разрезы заживут, примерно через три недели, они смогут провести в лагере еще один-три года. Здесь мальчики осваивают такие полезные занятия, как расчистка полей, плетение циновок или обрезка виноградной лозы для получения каучука. Существует множество историй, полового воспитания, советов и манер, которые используются в качестве реакции на женщин. Маска хемба начинает появляться ближе к концу лагеря Суку, и посвященных обучают ее танцу. Возвращаясь из лагерей, они ищут старейшину, чтобы получить каолин, символизирующий мир и гостеприимство. После этого маски хемба танцуют, сжигая лагерь. После этого будет много танцев и праздников. [3] [4]

Маска моего брата

[ редактировать ]
Маска моего брата

Какунгу — это большие маски высотой около 84 сантиметров. Для них характерны надутые щеки, выдающийся подбородок и массивные черты лица. В качестве основных цветов использовались красный и белый, каждый из которых имел свое значение. Красный означает кровь, месть и зло, а белый означает благословение и здоровье. Он сделан из мягкой древесины, называемой менгела или мценга, и покрыт шкурами крупных животных и полосами бахромы из рафии во всю длину .

Какунгу считается древнейшей и самой мощной маской-оберегом. Его владеет и носит специалист по оберегам в лагерях инициации. Его также используют, чтобы отогнать любого человека, питающего злые намерения, за пределы лагеря. Они появляются в день обрезания, в день выхода из лагеря, а иногда и в критическое время, словно вылечивая начавшего заразу или прогоняя грозящую бурю. Какунгу обладают отличными прыжковыми способностями, благодаря которым они могут быстро перемещаться между деревнями. [3] [4] [5]

До 2022 года масок этого типа в Конго не было. Король Бельгии Филипп передал маску Какунгу, первоначально находившуюся в Королевском музее Центральной Африки, Национальному музею Киншасы во время своего визита в страну в июне 2022 года. [6]

Б-принеси маску

[ редактировать ]

Маска м-бава сделана из виноградных лоз, связанных в сферическую структуру, а затем покрыта тканью из рафии . Его диаметр составляет 100 сантиметров вокруг головы. К верху прикреплены два рога, сделанные либо из дерева, либо из настоящих рогов животных. На рогах рисуют белые пятна. Его появление связано с могучим буйволом. Их используют в день обрезания для посвящения, выхода из стана и нарушения пищевого ограничения. Маска какунгу не часто получается. Он также известен тем, что защищает от дождя, обнаруживает беременных женщин, терроризирует и контролирует антиобщественное поведение, как какунгу. [3]

Ложная маска

Ложная маска

[ редактировать ]

Маска хемба является эксклюзивной для народа Суку. Он сделан из цилиндрического куска дерева, вырезанного в форме шлема или колокола, из которого изготавливается человеческое лицо, прическа и бахрома из рафии вокруг лица. На вершине маски часто присутствует надстройка, вырезанная в виде одного животного и редко - отдельной человеческой фигуры. Прическа украшена треугольными декоративными полосами и окрашена в черный цвет, а некоторые участки — в тускло-красный. Лицо окрашено в белый цвет и отмечено синими линиями, которые спускаются от опущенных век и иногда определяют надбровные дуги или спинку носа. Ц танцевали в лагерях инициации, когда вводятся амулеты и когда мукханда закрывается, и его носят только что инициированные в конце. Маска хемба также помогает женщинам с гинекоидными заболеваниями и лечит тех, кто страдает грыжей . Также помогает от невезения на охоте, пока танцуют за благословение старца-предка. Говорят, что он хранит собирательный образ всех старейшин. [3]

Искусство

[ редактировать ]

Щелевой барабан

[ редактировать ]
Износ

Нкоку нгоомбу — деревянный щелевой барабан, на ручке которого вырезана человеческая голова. Это особый символ для прорицателей, и они сидят на нем. Щелевой барабан прорицателей также используется при приготовлении лекарств. [3]

козел Мбидия

[ редактировать ]

Мбидья-фоко — это меч, который демонстрирует лидерство и является символом как верховных, так и региональных вождей. Это широкий двулезвийный меч с заостренной металлической рукоятью и ножнами необычной формы. Он означает силы, видимые и невидимые, жизни и смерти. Во время церемоний его варят во время военного танца Лунда, напоминающего о легендарных битвах, и завершают указанием в сторону земли происхождения.

Статуэтки (М-сине-красный)

[ редактировать ]

Эти статуэтки могут представлять собой как мужскую, так и женскую фигуру в вертикальном положении. Каждый из них имеет различные прически и головные уборы и относится к лидерам и старейшинам: разница в проборе или его форме, шляпы бвени с поднимающимся гребнем и выступающими ручками или выступающими полями, характерными для земельных вождей, тюбетейки Мпу региональные руководители в Суку. Другая форма — митра камбаандзия, имеющая вид заостренного конуса. Все это кажется символами лидерства и власти, но головной убор относится к лидерам старшего возраста. Позы и жесты также можно интерпретировать. Жест поджатия рук к подбородку обычно означает размышления, печаль и горе как у народа яка, так и у народа суку. Обе руки вместе в жесте верхней части подбородка могут относиться к человеку, признающему вину или клянущемуся хранить тайну. [3]

  1. ^ Перейти обратно: а б Британника онлайн .
  2. ^ Группа Диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж. п. 194. ИСБН  978-1-135-96334-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Буржуа, Артур П. (1985). Здание и школа . Лейден Э. Дж. Брилл.
  4. ^ Перейти обратно: а б Буржуа, Артур П. (1980). «Какунгу среди яка и суку». Африканское искусство . 14 (1): 42–88. дои : 10.2307/3335670 . ISSN   0001-9933 . JSTOR   3335670 .
  5. ^ Центр искусств Уокера. (1967). Искусство Конго; предметы из коллекции Королевского музея Центральной Африки/Musée Royal de l'Afrique Centrale, Тервюрен, Бельгия . OCLC   228887 .
  6. ^ «Бельгийский король возвращает Конго маску, но не все довольны» . NRC (на голландском языке) . Проверено 9 июня 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb3355b61d1599d46da25585aa440af1__1714201560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/f1/bb3355b61d1599d46da25585aa440af1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Suku people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)