Племя людей
Народ суку или басуку (множественное число) — этническая группа банту , традиционно населяющая юго-запад Демократической Республики Конго и северо-запад Анголы . [1] По состоянию на 2017 год здесь проживает около 200 000 человек. [2] в Конго которые идентифицируют себя как Суку, многие из них живут в провинции Кванго .
Родовое общество является матрилинейным , [1] и они говорят на языке суку .
Общество и культура
[ редактировать ]Народ суку имеет много общего в своей культуре с народом яка . У мужчин и женщин есть свои задачи и роли. Мужчины охотятся индивидуально или вместе. Охота требует высокого престижа, и охотятся они с луком и стрелами или старинным ружьем. Женщины – земледельцы. Они собирают ямс, фасоль, горох, ананас и арахис. Они также собирают и кормят фрукты, ягоды и корни. [3]
Религия
[ редактировать ]У народа суку действительно есть бог-создатель, ндзамбьяфуунгу, который обитает в небе и путешествует на ветру. Они являются источником жизни и смерти и объяснением всех явлений и вопросов, на которые нет ответа. Однако здесь нет ни культа, ни их изображений или представлений.
[3] У Суку и Яка есть прорицатель по имени нгумбу. Они имеют дело с клиентами, с которыми случилось несчастье, странное событие, болезнь или смерть. Они требуют нзиимбу , чтобы выяснить, откуда берутся эти проблемы. денег, монет или куска ткани жертвы [3]
Инициация
[ редактировать ]Посвящение — это процесс, через который проходят мальчики Суку, чтобы достичь зрелости. Они отправляются на стоянку, называемую у яка мукханда, или н-кханда. Когда для посвящения наберется достаточное количество необрезанных мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет, старейшины могут объявить о начале посвящения. За месяц до отправки мальчиков молодые кандидаты навещают местных родственников и устраивают танцы в качестве традиционных подарков. Пока это происходит, деревня-спонсор создает место инициации под руководством специалиста по очарованию. Он включает в себя специальные конструкции, маски и скульптурные столбы, покрытые чарами и лекарствами, которые блокируют место инициации. Официальное открытие муканды происходит за день до обрезания, они собираются у дерева, называемого деревом мукамба. Если кандидат признан подходящим, специалист по заклинаниям пускает стрелу в дерево. Если стрела остается, они срезают дерево и сносят его обратно в деревню в знак мужской солидарности. В это время посвященные будут петь траурные песни, напоминая о разлуке с семьей и возможной смерти. Дерево размещают на открытой территории деревни рядом с лагерем посвящения, а позже в тот же день на празднике появляются маски какунгу, м-бава и хемба.
Когда наступает день обрезания, он начинается около 5 утра под барабанный бой, и снова появляются какунгу и мбава. Семья посвященных переносит посвященных на своих плечах в лагерь мукканга. Мальчик по имени капита начинает обрезание первым. Последнего мальчика, которому делают обрезание, зовут мбаала. После обрезания мальчиков на пару дней оставляют обнаженными, где им приходится спать вплотную друг к другу на циновках на земле. Их заставляют оскорблять своих сестер и родителей, поскольку руководители лагеря бросают их еду на землю. На восходе и закате они вынуждены стоять на одной ноге, поставив другую ногу на колено с вытянутыми руками. Существует множество ограничений в еде, и их наказывают, если они жалуются, нарушают молчание, совершают ошибки или не выполняют приказы. На третий день они поют, подходя к ручью и очищая свои разрезы. На следующий день им преподнесут укрепляющие обереги. Специалист по заклинаниям расставляет амулеты вдоль тропы и баррикады, ведущей к лагерю Мукханда. Амулеты указывают на то, что они не будут подвержены инфекциям или плохому обращению и отвратят злые намерения, и маски помогают в этом. Когда разрезы заживут, примерно через три недели, они смогут провести в лагере еще один-три года. Здесь мальчики осваивают такие полезные занятия, как расчистка полей, плетение циновок или обрезка виноградной лозы для получения каучука. Существует множество историй, полового воспитания, советов и манер, которые используются в качестве реакции на женщин. Маска хемба начинает появляться ближе к концу лагеря Суку, и посвященных обучают ее танцу. Возвращаясь из лагерей, они ищут старейшину, чтобы получить каолин, символизирующий мир и гостеприимство. После этого маски хемба танцуют, сжигая лагерь. После этого будет много танцев и праздников. [3] [4]
Маски
[ редактировать ]Маска моего брата
[ редактировать ]Какунгу — это большие маски высотой около 84 сантиметров. Для них характерны надутые щеки, выдающийся подбородок и массивные черты лица. В качестве основных цветов использовались красный и белый, каждый из которых имел свое значение. Красный означает кровь, месть и зло, а белый означает благословение и здоровье. Он сделан из мягкой древесины, называемой менгела или мценга, и покрыт шкурами крупных животных и полосами бахромы из рафии во всю длину .
Какунгу считается древнейшей и самой мощной маской-оберегом. Его владеет и носит специалист по оберегам в лагерях инициации. Его также используют, чтобы отогнать любого человека, питающего злые намерения, за пределы лагеря. Они появляются в день обрезания, в день выхода из лагеря, а иногда и в критическое время, словно вылечивая начавшего заразу или прогоняя грозящую бурю. Какунгу обладают отличными прыжковыми способностями, благодаря которым они могут быстро перемещаться между деревнями. [3] [4] [5]
До 2022 года масок этого типа в Конго не было. Король Бельгии Филипп передал маску Какунгу, первоначально находившуюся в Королевском музее Центральной Африки, Национальному музею Киншасы во время своего визита в страну в июне 2022 года. [6]
Б-принеси маску
[ редактировать ]Маска м-бава сделана из виноградных лоз, связанных в сферическую структуру, а затем покрыта тканью из рафии . Его диаметр составляет 100 сантиметров вокруг головы. К верху прикреплены два рога, сделанные либо из дерева, либо из настоящих рогов животных. На рогах рисуют белые пятна. Его появление связано с могучим буйволом. Их используют в день обрезания для посвящения, выхода из стана и нарушения пищевого ограничения. Маска какунгу не часто получается. Он также известен тем, что защищает от дождя, обнаруживает беременных женщин, терроризирует и контролирует антиобщественное поведение, как какунгу. [3]

Ложная маска
[ редактировать ]Маска хемба является эксклюзивной для народа Суку. Он сделан из цилиндрического куска дерева, вырезанного в форме шлема или колокола, из которого изготавливается человеческое лицо, прическа и бахрома из рафии вокруг лица. На вершине маски часто присутствует надстройка, вырезанная в виде одного животного и редко - отдельной человеческой фигуры. Прическа украшена треугольными декоративными полосами и окрашена в черный цвет, а некоторые участки — в тускло-красный. Лицо окрашено в белый цвет и отмечено синими линиями, которые спускаются от опущенных век и иногда определяют надбровные дуги или спинку носа. Ц танцевали в лагерях инициации, когда вводятся амулеты и когда мукханда закрывается, и его носят только что инициированные в конце. Маска хемба также помогает женщинам с гинекоидными заболеваниями и лечит тех, кто страдает грыжей . Также помогает от невезения на охоте, пока танцуют за благословение старца-предка. Говорят, что он хранит собирательный образ всех старейшин. [3]
Искусство
[ редактировать ]Щелевой барабан
[ редактировать ]
Нкоку нгоомбу — деревянный щелевой барабан, на ручке которого вырезана человеческая голова. Это особый символ для прорицателей, и они сидят на нем. Щелевой барабан прорицателей также используется при приготовлении лекарств. [3]
козел Мбидия
[ редактировать ]Мбидья-фоко — это меч, который демонстрирует лидерство и является символом как верховных, так и региональных вождей. Это широкий двулезвийный меч с заостренной металлической рукоятью и ножнами необычной формы. Он означает силы, видимые и невидимые, жизни и смерти. Во время церемоний его варят во время военного танца Лунда, напоминающего о легендарных битвах, и завершают указанием в сторону земли происхождения.
Статуэтки (М-сине-красный)
[ редактировать ]Эти статуэтки могут представлять собой как мужскую, так и женскую фигуру в вертикальном положении. Каждый из них имеет различные прически и головные уборы и относится к лидерам и старейшинам: разница в проборе или его форме, шляпы бвени с поднимающимся гребнем и выступающими ручками или выступающими полями, характерными для земельных вождей, тюбетейки Мпу региональные руководители в Суку. Другая форма — митра камбаандзия, имеющая вид заостренного конуса. Все это кажется символами лидерства и власти, но головной убор относится к лидерам старшего возраста. Позы и жесты также можно интерпретировать. Жест поджатия рук к подбородку обычно означает размышления, печаль и горе как у народа яка, так и у народа суку. Обе руки вместе в жесте верхней части подбородка могут относиться к человеку, признающему вину или клянущемуся хранить тайну. [3]
-
Племенной деятель, 19 век.
-
Статуэтка женщины
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Британника онлайн .
- ^ Группа Диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж. п. 194. ИСБН 978-1-135-96334-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Буржуа, Артур П. (1985). Здание и школа . Лейден Э. Дж. Брилл.
- ^ Перейти обратно: а б Буржуа, Артур П. (1980). «Какунгу среди яка и суку». Африканское искусство . 14 (1): 42–88. дои : 10.2307/3335670 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3335670 .
- ^ Центр искусств Уокера. (1967). Искусство Конго; предметы из коллекции Королевского музея Центральной Африки/Musée Royal de l'Afrique Centrale, Тервюрен, Бельгия . OCLC 228887 .
- ^ «Бельгийский король возвращает Конго маску, но не все довольны» . NRC (на голландском языке) . Проверено 9 июня 2022 г.