Люди Сонге
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2019 г. ) |
Народ сонье , иногда называемый сонге , — банту этническая группа из центральной Демократической Республики Конго . Они говорят на языке сонге . Они населяют обширную территорию между рекой Санкуру/Лулибаш на западе и рекой Луалаба на востоке. Многие деревни Сонге можно найти на территории современной провинции Восточный Касаи, в некоторых частях провинций Катанга и Киву. [1] Жители Сонге разделены на тридцать четыре общества-конгломерата; каждое общество возглавляет один вождь с Судебным советом старейшин и дворян (билоло). Меньшие королевства к востоку от реки Ломами называют себя Сонгье, другие королевства на западе называют себя Калебве, Эки, Иланде, Бала, Чофве, Санга и Темпа. Как общество, жители Сонге в основном известны как фермерское сообщество; однако они принимают участие в охоте и торговле с другими соседними общинами.
Происхождение и предки
[ редактировать ]Происхождение Сонге начинается, когда его предки-основатели Чимбале и Конголо (король) основали Королевство Луба . Чимбале и Конголо сыграли важную роль в создании основы политической империи Любы. [2] Страдая от политических разногласий, предки Сонге мигрировали из Империи Люба. Сонге чтят своих предков и культурных героев посредством различных практик и мероприятий. В культуре Сонге считается, что вожди являются священными наследниками своих предков и культурного героя-основателя. Охота была занятием, связанным с культурными героями: вожди организовывали охоту на животных, чтобы продемонстрировать силу, которой наделил его культурный герой, которого он чтил. Кузнечное дело было еще одним ремеслом, которое было связано с их героями. Их кузнецы славились производством оружия; их топоры использовала Люба, а некоторые были найдены в руинах Хами в Родезии . [3]
Религия
[ редактировать ]Жители Сонге верят в высшее существо Эле-ифе, однако его не так восхваляют, как духов предков. Культ предков очень распространен в культуре Сонге. Считается, что дух предков более доступен им благодаря общему опыту жизни. В результате эти духи имеют связь как с землей живых, так и с землей мертвых, и способны вершить свою волю в обществе.
Тайное общество: Бвади бра Кифвебе
[ редактировать ]
Бвади бра Кифвебе — тайное общество людей в масках. В обществе эти люди были известны своим использованием магии (Буки или Бучи) и колдовства (Масенде). Магия Буки и Масенде отличается от колдовства; эти виды магии наследуются или приобретаются либо по воле, либо бессознательно. Колдовства, напротив, можно достичь посредством посвящения и соответствующего использования магических ингредиентов. [4] Чтобы стать членом Бвади бра Кифвебе, все кандидаты должны пройти процедуру инициации. В ходе этого процесса посвященные должны изучить и идентифицировать секретный эзотерический язык. Им придется пройти через радикальный и жестокий опыт, чтобы меньше бояться неизвестного и узнать свою роль в субъекте Бвади бра Кифвебе. [5] Некоторые из Бвади бра Кифвебе помогают регулировать и поддерживать политический порядок и баланс между вождем и его общинами. Бвади бра Кифвебе поддерживают баланс внутри сообщества, проводя маскарады, ритуалы и обряды, такие как ритуалы инициации, обрезания и похороны.
Маскарады
[ редактировать ]Бвади бра Кифвебе поддерживают баланс внутри сообщества, проводя маскарады.
Танцоры
[ редактировать ]Общий внешний вид маскарада зависит от танцора, типа церемонии, на которой он выступает, и вызываемого духа. Обычно Маскарады носят деревянную маску и покрыты с головы до пят ниспадающими черными волокнами рафии, сделанными из коры или корней деревьев. Их руки, тела и ноги покрыты сеткой из рафии, а вокруг талии завязаны козьи шкуры. Танцоры — мужчины, и сложность их костюмов зависит от их статуса в обществе. [1] Когда танцор носит мужскую маску, его движения агрессивны и нестабильны, однако когда танцор носит женскую маску, его движения нежны и контролируемы. Танцы танцоров кифвебе призваны способствовать социальному согласию внутри сообщества, показывая его людям, как следует вести себя в их обществе. [6]

Маска
[ редактировать ]Космология маски
[ редактировать ]Существует два разных типа масок кифвебе . Маски кифвебе бывают разных дизайнов и отражают различные аспекты природы, культуры и космологии. [4] Маски Кифвебе символизировали духов мертвых, подземный мир и борьбу между добром и злом (Община против антиобщественных практик и колдовства), каждый элемент маски определенным образом символизировал эти аспекты. переплетение ритмичных цветов красного, черного и белого должно было символизировать борьбу добра (белого) и зла (черного и красного), сочетание этих цветов воплощает положительную и опасную силу, заключенную в маске. Прочность самой маски символизирует подземный мир и побег духов из него. [2]

Мужские и женские маски кифвебе
[ редактировать ]Мужские маски Кифвебе в основном использовались для церемоний инициации, обрезания, а также интронизации и похорон верховного вождя. Лицо типичной маски Кифвебе покрыто линейными разрезами, квадратным выступающим ртом и линейным носом, расположенным между шаровидными проколотыми глазами. [6] Типичные мужские маски имеют гребень по центру на верхней части маски, и его размер зависит от статуса танцора, носящего его, старшие танцы в бюстгальтере Бвади Кифвебе имеют больший гребень по центру по сравнению с другими. Женские маски Кифвебе обычно использовались для публичных церемоний и ритуалов размножения. женщины в общине сонге считали женщину носителем детей и удачи. Для них женщины олицетворяют продолжение жизни и культурных традиций. [4] Черты женской маски кифвебе должны были отразить эти идеи. Обычно они имеют те же характеристики, что и мужская маска, однако черты лица у них более нежные и округлые, что напоминает нежность матери, а также силу защищать и поддерживать своих детей. Структура лица вытянутая, сама маска покрыта белой краской или каолином.
Манкиси и духи внутри
[ редактировать ]
Манкиши (единственное число: Нкиши ) — духи мертвых, способные влиять на мир людей. Эти духи могут быть злыми духами, вызывающими бесплодие, плохие урожаи и болезни, или доброжелательными духами, приносящими хорошее здоровье и процветание на охоте и в поле. Сонге верят, что духи могут возродиться; Считается, что доброжелательные духи перерождаются, создавая силовую фигуру мамкиси, в то время как злобные духи (бикуди) не перерождаются и вынуждены бродить по земле вечно. [3] Не все духи, которые не могут переродиться в качестве Нкиши, являются блуждающими духами, духи, которые еще не возродились, осведомлены о своей силе и знаниях основателей отцовских линий, героических лидеров, а также вождей и сановников линий, которые становятся хранителями линии и обеспечивают общую защиту. . [4] Манкиси соответствуют определенным магико-социальным стандартам сообщества Сонге. Фигурки Сонге служат защитниками общества, способствуют рождаемости и защищают семьи от злых духов и практикующих. Нганга (практикующие маги) несут ответственность за заказ этих фигурок, они определяют размеры, половые морфологические аспекты и тип дерева, используемого для изготовления фигурок.
Эти скульптуры бывают разных форм и служат разным целям. Обычно Манкиси изображаются как большие стилизованные скульптуры, стоящие на подставке. В профиль повторение сильных диагоналей в волосах, бороде, предплечьях и ступнях выглядит убедительно и эстетично. Горизонтальные плечи, руки и ноги придают фигуре ощущение энергии и движения. [7] Стойка призвана обозначить бдительность и готовность Манкиси выполнить свою цель, независимо от того, защищает ли она своего владельца от злых духов или ведьм и колдунов. Его голова обычно удлиненная, с острыми чертами лица, такими как глаза, подбородок и прямоугольный нос. Его туловище также удлинено, но центр живота и макушка вогнуты, чтобы Биджимба, магическое вещество, созданное Нганга, могло поместиться в скульптуру и придать ей духовную силу.
Женщины-манкиси существуют, но они меньше, менее распространены и обычно предназначены для личного использования. Как и его коллега-мужчина, у самки Нкиши есть полость в животе и голова, в которой обитает Биджимба. [1] Сама фигура обычно имеет признаки шрамирования на лице и над лицом. Ноги фигуры расположены необычно и кажутся незавершенными, это может свидетельствовать о том, что она была закрыта священными предметами и не предназначалась для показа.
Когда используется Нкиси, Нганга размещает ракушки, рога, шкуры животных, гвозди или гвоздики и другие духовные предметы снаружи фигуры, чтобы усилить ее силу и влияние. [7] Жилище манкиси различается по размеру, назначению и важности. Более крупные манкиси, созданные для охраны и защиты семьи или деревни, размещаются в семейном блеске. Меньшие по размеру и более личные манкиси обычно хранятся у владельца и являются портативными.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Петридис, Константин. (2008). Искусство и власть в центральноафриканской саванне: Люба, Сонгье, Чокве, Лулува; [для сопровождения выставки «Искусство и власть в центральноафриканской саванне: Люба, Сонгье, Чокве, Лулува…», которая пройдет в коллекции Менила, Хьюстон, 26 сентября 2008 г. — 4 января 2009 г.; Художественный музей Кливленда, 1 марта — 7 июня 2009 г., и Музей де Янга, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 27 июня — 11 октября 2009 г.] . Меркаторфондс. ISBN 978-90-6153-830-1 . OCLC 551870212 .
- ^ Jump up to: а б Маурер, Эван М. (1999). Воплощенные духи: Искусство Конго, избранное из коллекции Хельмута Ф. Стерна . Институт искусств Миннеаполиса. ISBN 0912964790 . OCLC 505024432 .
- ^ Jump up to: а б Центр искусств Уокера. (1967). Искусство Конго; предметы из коллекции Королевского музея Центральной Африки/Musée Royal de l'Afrique Centrale, Тервюрен, Бельгия . OCLC 228887 .
- ^ Jump up to: а б с д Пембертон, Джон. (2011). Перекрестные течения: искусство юго-восточного Конго; [опубл. для сопровождения выставки в Художественном музее Смит-колледжа, Нортгемптон, Массачусетс, 30 сентября 2011 г. — 8 января 2012 г.] . Художественный музей Смит-колледжа. ISBN 9780873910682 . OCLC 914569310 .
- ^ Херсак, Дуня (июнь 2012 г.). «О концепции прототипа в маскарадах Сонге» . Африканское искусство . 45 (2): 12–23. дои : 10.1162/afar.2012.45.2.12 . ISSN 0001-9933 .
- ^ Jump up to: а б Баккар, Жан-Батист. (2002). Племенное искусство Африки: обзор художественной географии Африки . Темза и Гудзон. ISBN 0500282315 . OCLC 59498974 .
- ^ Jump up to: а б Музеи изящных искусств Сан-Франциско. (1988). Формы и силы: динамика африканской фигуративной скульптуры . Музеи изящных искусств Сан-Франциско. ISBN 0884010570 . OCLC 18488158 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на английском языке) Мерриам, Алан П. 1974. Африканский мир: деревня басонгье в Лупупа Нге. Издательство Университета Индианы.
- (на английском языке) Филлипс, Т. (ред.). 1996. Африка: Искусство континента. Престель.
- (на французском языке) Ален-Мишель Бойер, «Les Songyés» в Les Arts d’Afrique , Хазан, Париж, 2008, стр. 364-365 ISBN 978-2-7541-0075-5 .
- (на французском языке) Франсуа Нейт, Сонгье: грозная скульптура Сонгье в Центральной Африке , Фонд Меркатора; 5 континентов, 2004, 398 с. ISBN 978-88-7439-131-8 .
- (на французском языке) Хьюз Дюбуа , Вивиан Баке и Анн-Мари Бутьо, Чувствительность и сила: фотографии Хьюза Дюбуа и скульптуры сонги , Королевский музей Центральной Африки, Тервурен (Бельгия), 2004, 88 стр. ISBN 978-90-75894-60-8 .
- (на французском языке) Жан-Мари Лусуна Казади, Сонгье ДРК: дань уважения герою: Я'Жерар Лусуна , Éditions Aux Petits Géniés, 2003, 75 стр.
- (на английском языке) Аллен Уордвелл, Три африканские традиции: искусство догонов, Фанг и Сонгье , Музей искусств и науки Брюса, Гринвич (Коннектикут), 1999, 47 стр. ISBN 978-0-9665144-2-1 .
- (на английском языке) Томас Тернер, Батетела, Балуба, Басонж: этногенез в Заире, Cahiers d'étudesafricaines . 33 (4) нет. 132, 1993, стр. 587–612. Париж
- (на немецком языке) Хильдегард Кляйн (Эд), Лео Фробениус (1873–1938), Бассонж (Сонгье), Этнографические заметки 1905 и 1906 годов , том. 4 [название:] Кеньок, Люба, Сонгье, Тетела, Сонго, Мено/Нкуту, Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг Висбаден, 1990, с. 87-161
- (на португальском языке) Марта Элоиза Леуба Салум, Соображения о дереве, из которого басонги выбрали для вырезания некоторых своих статуй, Дедало , 28, 1990, стр. 207–226, Сан-Паулу
- (на португальском языке) Марта Элоиза (Лизи) Леуба Салум, A grande statuária songe do Zaire , [Сан-Паулу]: Universidade de São Paulo, Fivereiro 1990, 2 т., x, 326 стр., илл., карты, 28 см. Диссертация (MA), Университет Сан-Паулу, 1990 г.
- (на французском языке) Муэпу Мибанга, Сонгье: книга пословиц , Éditions Bouwa, 1988, 277 стр.
- (на французском языке) Муэпу Мибанга, Жан Сохье и Йохан М. Пауэлс, Сонгье: сборник юриспруденции Свободного государства Конго до 1967 года , Ренапи, 1987, 128 стр.
- (на английском языке) Дунья Херсак, Маски Сонге и фигурная скульптура , Этнографика, Лондон, 1985, 189 стр. ISBN 978-0-905788-50-0
- (на немецком, английском и французском языках) Жан Вилли Местах, Études songye: формы и символические: essai d'analyse / Исследования Songye: формы и символизм: аналитическое эссе / Исследования Songye: форма и символизм: аналитическое эссе , Galerie Jahn, 1985, 183 с.
- (на французском языке) Виктор Кабамба Нкамани А Балеме, Искусство и культура сонге: введение в аспекты культуры сонге , Нкаманиленд, 1983, 112 стр.
- (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), Кифвебе и другие общества в масках и без масок среди басонгье, Африка-Тервурен , 24 (3) 1978, стр. 57-73 [и др] 24 (4) 1978, с. 89-101, Тервурен
- (на французском языке) Роджер Дешам (+1995), Анатомическая идентификация древесины, используемой для скульптур в Африке. V, Скульптура Сонге, Африка-Тервурен , 21 (1-2) 1975, с. 27-33, Тервурен.
- (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), Изменение религии и искусства в заирской деревне, Африканское искусство , 7 (4), лето 1974 г., с. 46–53, 95, Лос-Анджелес
- (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), Африканский мир: деревня басонгье в Лупупа Нге , Блумингтон: Indiana University Press, [1974], xxiii, 347 стр. больной. 24 см.
- (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), музыкант Бала, В: Уоррен д'Азеведо, изд. Традиционный художник в африканском обществе , Блумингтон, издательство Indiana University Press, 1973, стр. 250-281
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о Сонге из Университета Айовы
- Для духов и королей: африканское искусство из коллекции Пола и Рут Тишман , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о народе сонье.