Jump to content

Люди Сонге

Народ сонье , иногда называемый сонге , — банту этническая группа из центральной Демократической Республики Конго . Они говорят на языке сонге . Они населяют обширную территорию между рекой Санкуру/Лулибаш на западе и рекой Луалаба на востоке. Многие деревни Сонге можно найти на территории современной провинции Восточный Касаи, в некоторых частях провинций Катанга и Киву. [1] Жители Сонге разделены на тридцать четыре общества-конгломерата; каждое общество возглавляет один вождь с Судебным советом старейшин и дворян (билоло). Меньшие королевства к востоку от реки Ломами называют себя Сонгье, другие королевства на западе называют себя Калебве, Эки, Иланде, Бала, Чофве, Санга и Темпа. Как общество, жители Сонге в основном известны как фермерское сообщество; однако они принимают участие в охоте и торговле с другими соседними общинами.

Происхождение и предки

[ редактировать ]

Происхождение Сонге начинается, когда его предки-основатели Чимбале и Конголо (король) основали Королевство Луба . Чимбале и Конголо сыграли важную роль в создании основы политической империи Любы. [2] Страдая от политических разногласий, предки Сонге мигрировали из Империи Люба. Сонге чтят своих предков и культурных героев посредством различных практик и мероприятий. В культуре Сонге считается, что вожди являются священными наследниками своих предков и культурного героя-основателя. Охота была занятием, связанным с культурными героями: вожди организовывали охоту на животных, чтобы продемонстрировать силу, которой наделил его культурный герой, которого он чтил. Кузнечное дело было еще одним ремеслом, которое было связано с их героями. Их кузнецы славились производством оружия; их топоры использовала Люба, а некоторые были найдены в руинах Хами в Родезии . [3]

Жители Сонге верят в высшее существо Эле-ифе, однако его не так восхваляют, как духов предков. Культ предков очень распространен в культуре Сонге. Считается, что дух предков более доступен им благодаря общему опыту жизни. В результате эти духи имеют связь как с землей живых, так и с землей мертвых, и способны вершить свою волю в обществе.

Тайное общество: Бвади бра Кифвебе

[ редактировать ]
Пример того, как будет выглядеть верх типичного маскарада.

Бвади бра Кифвебе — тайное общество людей в масках. В обществе эти люди были известны своим использованием магии (Буки или Бучи) и колдовства (Масенде). Магия Буки и Масенде отличается от колдовства; эти виды магии наследуются или приобретаются либо по воле, либо бессознательно. Колдовства, напротив, можно достичь посредством посвящения и соответствующего использования магических ингредиентов. [4] Чтобы стать членом Бвади бра Кифвебе, все кандидаты должны пройти процедуру инициации. В ходе этого процесса посвященные должны изучить и идентифицировать секретный эзотерический язык. Им придется пройти через радикальный и жестокий опыт, чтобы меньше бояться неизвестного и узнать свою роль в субъекте Бвади бра Кифвебе. [5] Некоторые из Бвади бра Кифвебе помогают регулировать и поддерживать политический порядок и баланс между вождем и его общинами. Бвади бра Кифвебе поддерживают баланс внутри сообщества, проводя маскарады, ритуалы и обряды, такие как ритуалы инициации, обрезания и похороны.

Маскарады

[ редактировать ]

Бвади бра Кифвебе поддерживают баланс внутри сообщества, проводя маскарады.

Общий внешний вид маскарада зависит от танцора, типа церемонии, на которой он выступает, и вызываемого духа. Обычно Маскарады носят деревянную маску и покрыты с головы до пят ниспадающими черными волокнами рафии, сделанными из коры или корней деревьев. Их руки, тела и ноги покрыты сеткой из рафии, а вокруг талии завязаны козьи шкуры. Танцоры — мужчины, и сложность их костюмов зависит от их статуса в обществе. [1] Когда танцор носит мужскую маску, его движения агрессивны и нестабильны, однако когда танцор носит женскую маску, его движения нежны и контролируемы. Танцы танцоров кифвебе призваны способствовать социальному согласию внутри сообщества, показывая его людям, как следует вести себя в их обществе. [6]

Мужская маска кифвебе , племя Сонге.

Космология маски

[ редактировать ]

Существует два разных типа масок кифвебе . Маски кифвебе бывают разных дизайнов и отражают различные аспекты природы, культуры и космологии. [4] Маски Кифвебе символизировали духов мертвых, подземный мир и борьбу между добром и злом (Община против антиобщественных практик и колдовства), каждый элемент маски определенным образом символизировал эти аспекты. переплетение ритмичных цветов красного, черного и белого должно было символизировать борьбу добра (белого) и зла (черного и красного), сочетание этих цветов воплощает положительную и опасную силу, заключенную в маске. Прочность самой маски символизирует подземный мир и побег духов из него. [2]

Мужские и женские маски кифвебе

[ редактировать ]

Мужские маски Кифвебе в основном использовались для церемоний инициации, обрезания, а также интронизации и похорон верховного вождя. Лицо типичной маски Кифвебе покрыто линейными разрезами, квадратным выступающим ртом и линейным носом, расположенным между шаровидными проколотыми глазами. [6] Типичные мужские маски имеют гребень по центру на верхней части маски, и его размер зависит от статуса танцора, носящего его, старшие танцы в бюстгальтере Бвади Кифвебе имеют больший гребень по центру по сравнению с другими. Женские маски Кифвебе обычно использовались для публичных церемоний и ритуалов размножения. женщины в общине сонге считали женщину носителем детей и удачи. Для них женщины олицетворяют продолжение жизни и культурных традиций. [4] Черты женской маски кифвебе должны были отразить эти идеи. Обычно они имеют те же характеристики, что и мужская маска, однако черты лица у них более нежные и округлые, что напоминает нежность матери, а также силу защищать и поддерживать своих детей. Структура лица вытянутая, сама маска покрыта белой краской или каолином.

Манкиси и духи внутри

[ редактировать ]
Властная фигура Сонге в Художественном музее Индианаполиса . Высота 84 см.

Манкиши (единственное число: Нкиши ) — духи мертвых, способные влиять на мир людей. Эти духи могут быть злыми духами, вызывающими бесплодие, плохие урожаи и болезни, или доброжелательными духами, приносящими хорошее здоровье и процветание на охоте и в поле. Сонге верят, что духи могут возродиться; Считается, что доброжелательные духи перерождаются, создавая силовую фигуру мамкиси, в то время как злобные духи (бикуди) не перерождаются и вынуждены бродить по земле вечно. [3] Не все духи, которые не могут переродиться в качестве Нкиши, являются блуждающими духами, духи, которые еще не возродились, осведомлены о своей силе и знаниях основателей отцовских линий, героических лидеров, а также вождей и сановников линий, которые становятся хранителями линии и обеспечивают общую защиту. . [4] Манкиси соответствуют определенным магико-социальным стандартам сообщества Сонге. Фигурки Сонге служат защитниками общества, способствуют рождаемости и защищают семьи от злых духов и практикующих. Нганга (практикующие маги) несут ответственность за заказ этих фигурок, они определяют размеры, половые морфологические аспекты и тип дерева, используемого для изготовления фигурок.

Эти скульптуры бывают разных форм и служат разным целям. Обычно Манкиси изображаются как большие стилизованные скульптуры, стоящие на подставке. В профиль повторение сильных диагоналей в волосах, бороде, предплечьях и ступнях выглядит убедительно и эстетично. Горизонтальные плечи, руки и ноги придают фигуре ощущение энергии и движения. [7] Стойка призвана обозначить бдительность и готовность Манкиси выполнить свою цель, независимо от того, защищает ли она своего владельца от злых духов или ведьм и колдунов. Его голова обычно удлиненная, с острыми чертами лица, такими как глаза, подбородок и прямоугольный нос. Его туловище также удлинено, но центр живота и макушка вогнуты, чтобы Биджимба, магическое вещество, созданное Нганга, могло поместиться в скульптуру и придать ей духовную силу.

Женщины-манкиси существуют, но они меньше, менее распространены и обычно предназначены для личного использования. Как и его коллега-мужчина, у самки Нкиши есть полость в животе и голова, в которой обитает Биджимба. [1] Сама фигура обычно имеет признаки шрамирования на лице и над лицом. Ноги фигуры расположены необычно и кажутся незавершенными, это может свидетельствовать о том, что она была закрыта священными предметами и не предназначалась для показа.

Когда используется Нкиси, Нганга размещает ракушки, рога, шкуры животных, гвозди или гвоздики и другие духовные предметы снаружи фигуры, чтобы усилить ее силу и влияние. [7] Жилище манкиси различается по размеру, назначению и важности. Более крупные манкиси, созданные для охраны и защиты семьи или деревни, размещаются в семейном блеске. Меньшие по размеру и более личные манкиси обычно хранятся у владельца и являются портативными.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Петридис, Константин. (2008). Искусство и власть в центральноафриканской саванне: Люба, Сонгье, Чокве, Лулува; [для сопровождения выставки «Искусство и власть в центральноафриканской саванне: Люба, Сонгье, Чокве, Лулува…», которая пройдет в коллекции Менила, Хьюстон, 26 сентября 2008 г. — 4 января 2009 г.; Художественный музей Кливленда, 1 марта — 7 июня 2009 г., и Музей де Янга, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 27 июня — 11 октября 2009 г.] . Меркаторфондс. ISBN  978-90-6153-830-1 . OCLC   551870212 .
  2. ^ Jump up to: а б Маурер, Эван М. (1999). Воплощенные духи: Искусство Конго, избранное из коллекции Хельмута Ф. Стерна . Институт искусств Миннеаполиса. ISBN  0912964790 . OCLC   505024432 .
  3. ^ Jump up to: а б Центр искусств Уокера. (1967). Искусство Конго; предметы из коллекции Королевского музея Центральной Африки/Musée Royal de l'Afrique Centrale, Тервюрен, Бельгия . OCLC   228887 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Пембертон, Джон. (2011). Перекрестные течения: искусство юго-восточного Конго; [опубл. для сопровождения выставки в Художественном музее Смит-колледжа, Нортгемптон, Массачусетс, 30 сентября 2011 г. — 8 января 2012 г.] . Художественный музей Смит-колледжа. ISBN  9780873910682 . OCLC   914569310 .
  5. ^ Херсак, Дуня (июнь 2012 г.). «О концепции прототипа в маскарадах Сонге» . Африканское искусство . 45 (2): 12–23. дои : 10.1162/afar.2012.45.2.12 . ISSN   0001-9933 .
  6. ^ Jump up to: а б Баккар, Жан-Батист. (2002). Племенное искусство Африки: обзор художественной географии Африки . Темза и Гудзон. ISBN  0500282315 . OCLC   59498974 .
  7. ^ Jump up to: а б Музеи изящных искусств Сан-Франциско. (1988). Формы и силы: динамика африканской фигуративной скульптуры . Музеи изящных искусств Сан-Франциско. ISBN  0884010570 . OCLC   18488158 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • (на английском языке) Мерриам, Алан П. 1974. Африканский мир: деревня басонгье в Лупупа Нге. Издательство Университета Индианы.
  • (на английском языке) Филлипс, Т. (ред.). 1996. Африка: Искусство континента. Престель.
  • (на французском языке) Ален-Мишель Бойер, «Les Songyés» в Les Arts d’Afrique , Хазан, Париж, 2008, стр. 364-365 ISBN   978-2-7541-0075-5 .
  • (на французском языке) Франсуа Нейт, Сонгье: грозная скульптура Сонгье в Центральной Африке , Фонд Меркатора; 5 континентов, 2004, 398 с. ISBN   978-88-7439-131-8 .
  • (на французском языке) Хьюз Дюбуа , Вивиан Баке и Анн-Мари Бутьо, Чувствительность и сила: фотографии Хьюза Дюбуа и скульптуры сонги , Королевский музей Центральной Африки, Тервурен (Бельгия), 2004, 88 стр. ISBN   978-90-75894-60-8 .
  • (на французском языке) Жан-Мари Лусуна Казади, Сонгье ДРК: дань уважения герою: Я'Жерар Лусуна , Éditions Aux Petits Géniés, 2003, 75 стр.
  • (на английском языке) Аллен Уордвелл, Три африканские традиции: искусство догонов, Фанг и Сонгье , Музей искусств и науки Брюса, Гринвич (Коннектикут), 1999, 47 стр. ISBN   978-0-9665144-2-1 .
  • (на английском языке) Томас Тернер, Батетела, Балуба, Басонж: этногенез в Заире, Cahiers d'étudesafricaines . 33 (4) нет. 132, 1993, стр. 587–612. Париж
  • (на немецком языке) Хильдегард Кляйн (Эд), Лео Фробениус (1873–1938), Бассонж (Сонгье), Этнографические заметки 1905 и 1906 годов , том. 4 [название:] Кеньок, Люба, Сонгье, Тетела, Сонго, Мено/Нкуту, Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг Висбаден, 1990, с. 87-161
  • (на португальском языке) Марта Элоиза Леуба Салум, Соображения о дереве, из которого басонги выбрали для вырезания некоторых своих статуй, Дедало , 28, 1990, стр. 207–226, Сан-Паулу
  • (на португальском языке) Марта Элоиза (Лизи) Леуба Салум, A grande statuária songe do Zaire , [Сан-Паулу]: Universidade de São Paulo, Fivereiro 1990, 2 т., x, 326 стр., илл., карты, 28 см. Диссертация (MA), Университет Сан-Паулу, 1990 г.
  • (на французском языке) Муэпу Мибанга, Сонгье: книга пословиц , Éditions Bouwa, 1988, 277 стр.
  • (на французском языке) Муэпу Мибанга, Жан Сохье и Йохан М. Пауэлс, Сонгье: сборник юриспруденции Свободного государства Конго до 1967 года , Ренапи, 1987, 128 стр.
  • (на английском языке) Дунья Херсак, Маски Сонге и фигурная скульптура , Этнографика, Лондон, 1985, 189 стр. ISBN   978-0-905788-50-0
  • (на немецком, английском и французском языках) Жан Вилли Местах, Études songye: формы и символические: essai d'analyse / Исследования Songye: формы и символизм: аналитическое эссе / Исследования Songye: форма и символизм: аналитическое эссе , Galerie Jahn, 1985, 183 с.
  • (на французском языке) Виктор Кабамба Нкамани А Балеме, Искусство и культура сонге: введение в аспекты культуры сонге , Нкаманиленд, 1983, 112 стр.
  • (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), Кифвебе и другие общества в масках и без масок среди басонгье, Африка-Тервурен , 24 (3) 1978, стр. 57-73 [и др] 24 (4) 1978, с. 89-101, Тервурен
  • (на французском языке) Роджер Дешам (+1995), Анатомическая идентификация древесины, используемой для скульптур в Африке. V, Скульптура Сонге, Африка-Тервурен , 21 (1-2) 1975, с. 27-33, Тервурен.
  • (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), Изменение религии и искусства в заирской деревне, Африканское искусство , 7 (4), лето 1974 г., с. 46–53, 95, Лос-Анджелес
  • (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), Африканский мир: деревня басонгье в Лупупа Нге , Блумингтон: Indiana University Press, [1974], xxiii, 347 стр. больной. 24 см.
  • (на английском языке) Алан П. Мерриам (1923–1980), музыкант Бала, В: Уоррен д'Азеведо, изд. Традиционный художник в африканском обществе , Блумингтон, издательство Indiana University Press, 1973, стр. 250-281
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e1341cf74ab3977995b33e003b39213__1720901340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/13/1e1341cf74ab3977995b33e003b39213.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Songye people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)