Jump to content

Люба Империя

(Перенаправлено из Королевства Люба )
Империя Любы
Позволять
1585–1889
Карта Империи Лунда и королевств Люба в бассейне реки Конго около 1850 года.
Карта Империи Лунда и королевств Люба в бассейне реки Конго около 1850 года.
Капитал Мвибеле (сегодня в Верхнем Ломами )
Общие языки Килуба [1]
Правительство Монархия
МуЛопве  
в. 1780 – 1810 гг.
Участник Сунгу
История  
• Учредил
1585
• Упразднено
1889
Население
• 
1 миллион
Предшественник
Преемник
Любинская культура
Свободное государство Конго
Сегодня часть Демократическая Республика Конго
Люба показана в нижней части карты синим цветом.

Империя Люба или Королевство Люба (1585–1889) была доколониальным центральноафриканским государством, возникшим на болотистых лугах депрессии Упемба на территории нынешней южной Демократической Республики Конго .

Истоки и основания [ править ]

Археологические исследования показывают, что впадина Упемба была постоянно заселена, по крайней мере, с 4 века нашей эры. В IV веке этот регион был заселен фермерами, работавшими с железом . На протяжении веков жители региона научились пользоваться сетями , гарпунами , делать долбленые каноэ и прочищать каналы через болота. [2] Они также научились сушить рыбу, которая была важным источником белка; [2] они начали торговать сушеной рыбой с жителями саванны, испытывающей недостаток белка . [3]

К VI веку на берегах озер жили рыбаки, обрабатывали железо и торговали пальмовым маслом . [3]

К 10 веку жители Упембы диверсифицировали свою экономику. [3] совмещая рыболовство, земледелие и металлообработку. Металлурги полагались на торговцев, которые привозили им медь и древесный уголь , необходимые им для выплавки. Торговцы экспортировали соль и изделия из железа, а также импортировали стеклянные бусы и раковины каури из далекого Индийского океана .

К 14 веку жители региона были организованы в различные успешные земледельческие и торговые общины — начался постепенный процесс слияния общин. Некоторые сообщества начали сливаться в более крупные и централизованные; причина этого, вероятно, кроется в конкуренции за все более ограниченные ресурсы. [2]

Королевство Люба было основано королем Конголо Мвамбой около 1585 года. Его племянник и непосредственный преемник Калала Илунга расширил империю на верхние левобережные территории реки Луалаба . На пике своего развития в штате около миллиона человек платили дань уважения своему королю.

Мифы [ править ]

Согласно устному преданию, Конголо Мвамба основал столицу недалеко от озера Бойя . С востока прибыл охотник по имени Илунга Мбиди Килуве . Илунга женился на двух сестрах Конголо — Буланде и Мабеле. Враждебность между Конголо и Илунгой росла до такой степени, что Илунга уехал в неизвестное место. У Буланды был сын по имени Калала Илунга — Илунга Мбиди Килуве был отцом, а Конголо — дядей. Калала начал затмевать своего дядю. Конфликт между ними разрастался, но обернулся в пользу Калалы; Калала в конце концов захватил власть и обезглавил своего дядю. Правление Калалы, как гласит традиция, положило начало периоду расширения Королевства. [4] [5] Новая династия Илунга, согласно традиции, расширила королевство на запад за озеро Кисале . Новая династия также основала более централизованное государство, в котором король правил в тесном сотрудничестве с губернаторами. [6]

По словам историка Томаса Рифа, точность этой истории и существование некоторых фигур, таких как Колонго, Калала и Илунга, сомнительны. Риф считает, что рассказы о фонде Любы — это мифы. [7]

Империя [ править ]

Правительство [ править ]

Успех королевства Любы во многом объяснялся развитием формы правления, достаточно прочной, чтобы противостоять сбоям в спорах о престолонаследии, и достаточно гибкой, чтобы включать в себя иностранных лидеров и правительства. Модель управления Любы оказалась настолько успешной, что она была принята Королевством Лунда и распространилась по всему региону, который сегодня является северной Анголой, северо-западной Замбией и югом Демократической Республики Конго.

Законом и порядком управлял король, известный как Мулопве («священный король»). [8] при содействии дворянского двора, известного как Бамфумус . Короли правили своими подданными через королей клана, известных как Балопве . Разнообразное население Любы было связано Бамбудье , тайным обществом, которое сохраняло память о Любе и обучало по всему королевству.

Царство [ править ]

Традиция Мбудье утверждает, что все правители Империи Луба ведут свое происхождение от Калалы Илунги, мистического охотника, которому приписывают свержение Конголо Мвамбы. Этой цифре также приписывают внедрение передовых методов ковки железа среди народа Люба. Короли Любы после своей смерти становились божествами, а деревни, из которых они правили, превращались в живые святыни, посвященные их наследию.

Центр Любы был усеян этими достопримечательностями. Центральным элементом регалий Любы для королей и других дворян были мвади , женские воплощения королей-предков. Посохи, подголовники, луковые подставки и царские сиденья с изображением этого предмета олицетворяли божественный статус правителя и элегантную изысканность его двора.

Мбудье [ править ]

В Королевстве Люба содержались официальные «люди памяти», входившие в группу под названием Мбудье. Они отвечали за сохранение устных историй, связанных с королями, их деревнями и обычаями страны. Аналогии такого рода чиновникам можно найти в соседних королевствах, таких как Куба и Лунда.

Экономика [ править ]

Местная экономика привела к развитию нескольких небольших королевств Люба. Торговцы Любы связали конголезский лес на севере с богатым минералами регионом в центре современной Замбии, известным как Медный пояс. Торговые пути, проходящие через территорию Любы, также были связаны с более широкими сетями, простиравшимися как до побережья Атлантического, так и Индийского океана.

С образованием Любанского королевства экономика была сложной и основывалась на системе дани, которая перераспределяла между дворянами сельскохозяйственные, охотничьи и горнодобывающие ресурсы. Правящий класс обладал фактической монополией на такие товары торговли, как соль , медь и железная руда . Это позволило им продолжить свое господство на большей части территории Центральной Африки .

и Искусство верования

Как и в Королевстве Куба , в Королевстве Люба искусство высоко ценилось. Резчик имел относительно высокий статус, о чем свидетельствовало тесло ( топор), которое он носил через плечо. Искусство Любы разнообразно из-за огромной территории королевства. Некоторые характеристики являются общими. Важная роль женщины в создании мифов и политического общества привела к украшению многих престижных предметов женскими фигурами.

Подголовники и посохи имели большое значение в связи с верованиями о вещих снах и поклонении предкам. Считалось, что сны передают послания из потустороннего мира. Поэтому на подголовнике, на котором спал человек, было принято украшать две фигурки жриц. Посохи Любы, обычно принадлежавшие королям, деревенским старостам или придворным сановникам, также были украшены двойными или парными женскими фигурами. Отдельные фигуры на произведениях искусства, особенно на посохах, изображали мертвых королей, чьи души переносятся в женском теле.

У люба имя «Нколе» стоит во главе каждой генеалогии. Это почетный титул, буквально означающий «по существу могущественный». Он был подарен трем самым отдаленным патриархам и символически вписан во все генеалогии.

В традиции балуба касала - это четко определенная форма лозунгов в стихах вольного стиха. Их поют или читают, иногда с инструментальным сопровождением, мужчины и женщины, являющиеся профессиональными специалистами. Он драматизирует публичные события, требующие сильных эмоций, таких как мужество в бою, коллективная радость на официальных мероприятиях и скорбь на похоронах. По стилю и содержанию касала сама по себе представляет собой разнообразный жанр пословиц, мифов, басен, загадок, сказок и исторических повествований.

Отклонить [ править ]

В конечном итоге дальняя торговля уничтожила королевство Люба. В 1870-х и 1880-х годах торговцы из Восточной Африки начали искать рабов и слоновую кость в саваннах Центральной Африки. Империя подверглась набегам в поисках рабов, что положило начало быстрому разрушению Королевства Люба. В 1889 году оно было разделено на две части в результате спора о престолонаследии, положив конец единому государству, а позже присоединилось к Свободному государству Бельгийское Конго .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Огюстен МУБИАЙИ МАМБА, Описание последствий нарушений обычаев Люба-Касаи и их методов лечения , Университет Киншасы - ДИПЛОМ ВЫСШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ (DES) В ПСИХОЛОГИИ, 2014 г. (на французском языке)
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шиллингтон, Кевин (1995). История Африки . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 140-4 . ISBN  0-312-12598-4 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Илифф, Джон (2007). Африканцы: история континента . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 106 . ISBN  978-0-521-86438-1 .
  4. ^ Йодер, Джон К. (2004). «Люба: истоки и рост». В Шлингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Рутледж. п. 854. ИСБН  978-1-57958-245-6 .
  5. ^ Нзим, Ндайвел и (1992). «Политическая система Любы и Лунды: ее возникновение и расширение». В Оготе, Бетвалл А. (ред.). Всеобщая история Африки, V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. п. 592. ИСБН  978-0520039162 .
  6. ^ Пейдж, Уилли Ф. (2001). Энциклопедия африканской истории и культуры: от завоевания до колонизации (1500–1850) . Факты в файле. п. 157. ИСБН  978-0816044726 .
  7. ^ Пети, Пьер (2004). «Люба: семнадцатый и восемнадцатый века». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки . Рутледж. п. 855. ИСБН  978-1-57958-245-6 .
  8. ^ «Люба — Искусство и жизнь в Африке — Художественный музей Университета Айовы» . africa.uima.uiowa.edu . Проверено 26 апреля 2019 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Риф, Томас К. (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520041400 .
  • Юнгст, Даниэль Африканское искусство, женщины, история: народ люба в Центральной Африке. Создано и продюсировано Линдой Фриман; исполнительный продюсер Лоррейн Э. Холл; автор сценария и режиссер Дэвид Ирвинг; рассказанная доктором Мэри Нутер Робертс. Чаппакуа, Нью-Йорк: L&S Video, 1998. [Видеозапись]
  • Бантье, Хан. Песня и ритуал Каонде: Музыка и ее роль в социальной и ритуальной жизни Любы. Тервурен: Королевский музей Центральной Африки, 1978.
  • Бейтман, Чарльз Сомервилл Латроб. Первовосхождение на Касаи: некоторые записи службы под Одинокой звездой. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1889.
  • Бликли, Роберт. Маска Балуба. Нью-Йорк: St. Martin Press, 1978.
  • Боннке, Рейнхард. Отчет церкви, Мбуджи-Майи, Заир. Лагуна-Хиллз, Калифорния: Служение Рейнхарда Боннке, 1980–89? [Видеозапись]
  • Браун, HD «Нкуму Тумбы: ритуальное управление в Среднем Конго». Африка, т. 14 (1944).
  • Бертон, Уильям Фредерик П. Бог работает с ними: восемнадцать лет истории евангелизационной миссии в Конго. Лондон: Победа Пресс, 1938.
  • Бертон, Уильям Фредерик П. Люба Религия и магия в обычаях и верованиях. Тервурен: Королевский музей Центральной Африки, 1961.
  • Элисофон, Элиот. Балуба. Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1958.
  • Традиции, перемены, история: «Сомба» Дагомеи, Северная. Пол Мерсье. Париж: Editions Anthro-pos Paris, 1968. xiii + 538 стр.
  • Кенегем, Ван Р. «Мемуары Бельгийского королевского колониального института, класс моральных и политических наук». Богословие балубы Касаи. Полет. XXII. Брюссель: НП, 1954. Н.п. Распечатать. 8.
  • Бортолот, Александр Ив. «Королевства Саванны: Империи Люба и Лунда». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000. Печать.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6387c4ac66befcee0ee819903c176cb0__1717092720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/b0/6387c4ac66befcee0ee819903c176cb0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luba Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)