Люба арт

Любинское искусство относится к визуальной и материальной культуре народа Люба . Большинство объектов было создано людьми, живущими вдоль реки Луалаба и вокруг озер впадины Упемба , или среди родственных народов на востоке территории, которая сейчас является Демократической Республикой Конго .
Точная дата основания Королевства Люба неизвестна. Согласно устному преданию, культурный герой Калала Илунга завоевал земли соседних вождей по реке Луалаба. Его и его преемников почитали как живых божеств, обладающих великой силой. В восемнадцатом веке империя Луба расширялась на восток и юг, пока не достигла бассейнов рек Санкуру и Ломами . Следовательно, искусство любы варьируется в зависимости от региона и также повлияло на искусство соседних народов, включая хемба и бойо . Большая часть произведений искусства Любы в западных коллекциях изначально создавалась совместно с королевскими дворами или дворами вождей и предназначалась для подтверждения власти лидеров. Формы искусства Любы обычно «тонко смоделированы и криволинейны, выражая спокойствие и самоанализ». [1]
В декабре 2010 года престижный аукционный дом Sotheby's объявил, что скульптура Любы работы легендарного Мастера Були была продана в Париже за 7 100 000,00 долларов США . [2] В результате продажи табурет-кариатида Любы стал вторым самым дорогим произведением африканского искусства в истории. [3] [4]
Эстетика
[ редактировать ]По словам представителей «Любы», внешний вид и иконография предметов «Любы» напрямую связаны с их эффективностью. [5] По мнению Любы, то, как выглядит объект, определяет, насколько хорошо он работает. [6] [7] Чтобы считаться эффективным, объект должен защищать, продвигать и исцелять отдельных людей и сообщества.
Акцент на женщинах
[ редактировать ]
Почти все искусство Любы включает женские формы, которые либо преодолевают, либо поддерживают такие предметы, как подголовники, посохи, копья, топоры или чаши. Женская фигура, держащая грудь, — самый распространенный мотив в искусстве Любы. [1] Этот жест имеет несколько уровней значения, символизируя уважение, заботу и роль женщины как матери. Это изображение также важно, поскольку происхождение Любы происходит по женской линии. Этот жест также указывает на тот факт, что в культуре Люба только женщины считаются достаточно сильными, чтобы охранять глубокие тайны королевской власти, и именно в их груди они защищают королевские запреты, от которых зависит священное царствование. [8] Эти женщины также часто имеют признаки личности Любы, такие как повсеместно встречающиеся признаки красоты в виде шрамов. [5]
Люба объясняет, что только женщины, обладающие потенциалом забеременеть и начать новую жизнь, достаточно сильны, чтобы удерживать могущественных духов и связанные с ними тайные знания. [9]
Из-за акцента на женщинах предметы Любы обычно принадлежали мужчинам благородного статуса. Художники, создавшие их, также были мужчинами, обученными кузнечному делу и резьбе по дереву.
Отображение памяти
[ редактировать ]Концепция памяти занимает центральное место в понимании искусства Любы. Люба отображает память через иконографию табуретов, посохов и других визуальных устройств. [9] С доколониальных времен пересказ истории был специфической и высоко ценимой формой интеллектуальной деятельности Любы. Визуальные изображения (искусство Любы) были основным средством создания историй королевской власти и политических отношений Любы. [9]
Lukasa
[ редактировать ]
Центральное место в творчестве Любы занимает лукаса , казалось бы, простое, но чрезвычайно сложное устройство, помогающее запоминать и создавать истории. Табуреты, посохи, фигуры и сложные хореографии дополняют лукасу , поскольку культура Люба вспоминается, создается и трансформируется.
Доски памяти Lukasa представляют собой деревянные таблички в форме песочных часов, которые покрыты разноцветными бусинами, ракушками и кусочками металла, а также имеют вырезы или тиснения с вырезанными символами. [10] Цвета и конфигурации бус или идеограмм стимулируют воспоминания о важных людях, местах, вещах, отношениях и событиях, когда придворные историки рассказывают о происхождении власти Любы. Лукаса . служит архивом топографических и хронологических карт политической истории и других наборов данных [5]
Посохи
[ редактировать ]
Должностные лица являются одними из самых многочисленных королевских знаков Любы. Они также наиболее разнообразны по иконографии, поскольку владение ими было значительно более демократичным, чем владение табуретами: табуреты-кариатиды были доступны только политическим должностям самого высокого ранга, тогда как посохи могли принадлежать прорицателям, членам Мбудье, обладателям титулов и территориальным вождям. Нет двух одинаковых посохов Любы, потому что каждый кодирует историю, генеалогию и миграцию определенной семьи, рода или вождества. Детали конкретного посоха действуют как мнемонические сигналы, которые помогают рассказчикам «политически мотивированных воспоминаний о прошлом». [5]
Caryatid stools
[ редактировать ]
Хотя многие предметы искусства Любы кажутся функциональными, их утилитарные цели были заменены или дополнены символическими целями. Скульптурные табуреты из кариатид символически служат местами власти и местами памяти умерших королей и вождей, а не местами для сидения. Следовательно, они являются метафорическими, а не буквальными резиденциями царской власти. Дизайн руководящих кресел Любы может быть абстрактным или образным. Те, в которых присутствуют женские кариатиды, выражают концепцию Любы о женском теле как духовном вместилище, поддерживающем божественное царствование. Эстетическая утонченность женского тела посредством тщательно продуманного украшения кожи служит метафорой цивилизации и утонченности, которую правители Любы распространяют в обществе.
Как и лукасы , табуреты и посохи Любы представляют собой «устройства мнемонического картирования». Они отражают и моделируют «память места», поскольку относятся к священным местам и через свои формы побуждают к повествованию политической истории. [11] Табуреты-кариатиды Любы олицетворяли важных правителей прошлого. Когда король Люба умер, его королевская резиденция (или китента ) стала местом, где его дух был воплощен женщиной-медиумом по имени Мвади. Эта женщина была одержима духом короля и унаследовала его знаки отличия, сановников и жен. Последующий король основал новую резиденцию и на протяжении всего своего правления возносил дань уважения мвади своего предшественника. Таким образом, табурет из кариатиды является конкретным проявлением этого метафизического «места». [5]
Одним из таких создателей табуретов из кариатид Люба является скульптор XIX века Нгонго я Чинту .
Луковые стойки
[ редактировать ]
Деревянные или железные подставки для лука, возможно, изначально были практичными предметами, но они также являются ярким напоминанием о Мбиди Килуве, культурном герое, искусном охотнике и кузнеце. [5] Как и другие регалии Любы, подставки для луков использовались в тайных ритуалах и редко демонстрировались публично. Их охраняли в специальном здании высокопоставленные женщины, возносившие им молитвы и жертвоприношения. В противном случае их держали возле постели правителя, чтобы передать его сны и защитить его от мистических и человеческих противников. Железные подставки для лука создают антропоморфные отсылки через торсы в форме песочных часов, напоминающие доски памяти лукаса . Деревянные подставки для луков часто украшаются полными женскими фигурами, отсылающими к основателям королевских родов или Бевидье. [5] Наконец, металлические древки подставок для луков передают силу короля, а когда их втыкают в землю, они свидетельствуют о его происхождении и могуществе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Зигманн, Уильям К. (2009). Африканское искусство века в Бруклинском музее . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. ISBN 9780872731639 .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Sotheby's, Шедевр «Мастера Були» . Ютуб .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 г. Проверено 19 октября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://www.paulfrasercollectibles.com/News/Art-%26-Photography/'Finest'-religious-stool-by-African-Buli-Master-sets-$7,5 млн-World-Record-price/5357.page [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Робертс, Мэри Нутер Робертс и Аллен Ф. (2007). Люба . Милан: 5 континентов. ISBN 978-8874392971 .
- ^ Логран, Кристин (2006). Т. Селигман и К. Логран (ред.). Искусство быть туарегами: кочевники Сахары в современном мире . Сиэтл: Издательство Вашингтонского университета для Кантонского центра визуальных искусств, Стэнфордского университета и Музея истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 194–201.
- ^ Фернандес, Джеймс (1975). В. д'Азеведо (ред.). Традиционный художник в африканских обществах . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 194–220.
- ^ Мэри, Нутер (1991). Люба Искусство и политика: создание власти в центральноафриканском королевстве . Нью-Йорк: докторская диссертация, Колумбийский университет.
- ^ Jump up to: а б с Мэри Нутер Робертс и Аллен Ф. Робертс, изд. (1996). Память: Искусство Любы и творение истории: [... в связи с выставкой... представленной Музеем африканского искусства, Нью-Йорк (2 февраля - 8 сентября 1996 г.)] . Нью-Йорк: Музей африканского искусства. ISBN 379131677X .
- ^ Риф, Томас (1978). «Лукаса: Устройство памяти Любы». Африканское искусство . 10 (4): 48–50, 88. дои : 10.2307/3335144 . JSTOR 3335144 .
- ^ Кейси, Эдвард (1987). Вспоминая: феноменологическое исследование . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.