Lukasa
Лукаса , «длинная рука» (или коготь), — это устройство памяти, которое было создано, которым манипулировало и защищало Бамбудье, некогда могущественное тайное общество Люба . Лукасы являются образцами искусства Любы .
История
[ редактировать ]История лукаса тесно связана с историей королевства Люба , которое доминировало на большей части северной Шабы в восемнадцатом и первой половине девятнадцатого века. Ни один кандидат на политический пост не мог получить свой титул, не став предварительно членом общества Бамбудье, а правитель королевства Люба имел высший титул Бамбудье. Риф утверждает, что, хотя и невозможно датировать происхождение лукаса , высокая степень интеграции лукаса в структуру общества Бамбудье и в устные предания королевства Луба убедительно свидетельствует о том, что эта форма искусства имеет значительную древность. .
Использование
[ редактировать ], занимающая центральное место в творчестве Любы, Лукаса помогает запоминать и создавать истории. Табуреты, посохи, фигуры и сложные хореографии дополняют лукасу , поскольку культура Люба вспоминается, создается и трансформируется.
Доски памяти Lukasa представляют собой деревянные таблички в форме песочных часов, которые покрыты разноцветными бусинами, ракушками и кусочками металла, а также имеют вырезы или тиснения с вырезанными символами. [1] Цвета и конфигурации бус или идеограмм стимулируют воспоминания о важных людях, местах, вещах, отношениях и событиях, когда придворные историки рассказывают о происхождении власти Любы. Лукаса . служит архивом топографических и хронологических карт политических историй и других наборов данных [2]
Лукасы примерно одинакового размера (20-25 сантиметров в длину и около 13 сантиметров в ширину) и имеют такую же прямоугольную форму блюда. По их вогнутой поверхности проходит ряд резных курганов, называемых лукала , разделяющих ее пополам. Бусины и ракушки прикрепляются к доске небольшими деревянными щепками или железными клиньями ручной работы, вбитыми в их центры, а ракушки каури часто прикрепляются сверху и снизу. Бусины располагаются тремя способами: большая бусина в окружении бусинок меньшего размера, линия бусинок и одна изолированная бусина. Каждая конфигурация предназначена для передачи определенного вида информации. На поверхности доски также есть отверстия и линии. [1]
Придворные историки, известные как бана балюте («люди памяти»), проводят кончиками пальцев по поверхности лукасы или указывают на ее особенности, цитируя генеалогии, списки царей, протокольные карты, истории о переселении и великий эпос «Люба», выдающееся устное произведение. повествование, в котором рассказывается о том, как герои культуры Мбиди Килуве и его сын Калала Илунга познакомили королевские политические практики и этикет. [2] По мнению Любы, то, как выглядит объект, определяет, насколько хорошо он работает. [3]
Героев культуры можно узнать по бусам, цвета которых имеют ряд коннотаций, вызывающих воспоминания об их подвигах и подвигах, а также об их качествах и внешнем виде. Например, Нконголо Мвамба, тиранический антигерой Хартии Любы, всегда изображается красной бусиной, поскольку он — краснокожий радужный змей, ассоциирующийся с кровавым насилием. Синие бусины (считающиеся «черными») обозначают Мбиди Килуве, главного героя и носителя культуры королевской власти, чья кожа блестяще-черная, как у буйвола, символ двойственной силы и тайного потенциала. [4] Пути миграции Любы, значимые события и связи обозначены линиями и скоплениями бусинок. Вожди и их советники, священные ограждения и определенные места показаны кругами из бусинок. [5]
Владелец
[ редактировать ]Мбудье — это совет мужчин и женщин, которому поручено поддерживать и интерпретировать политические и исторические принципы штата Луба. Как авторитеты, придерживающиеся принципов общества Люба, Мбудье обеспечивают противовес власти королей и вождей, сдерживая или усиливая ее по мере необходимости. Члены Мбудье проходят через ряд стадий внутри общества, осваивая последовательные уровни тайных знаний. Только те, кто находится на вершине ассоциации, могут расшифровать и интерпретировать замысловатые узоры и мотивы лукасы . Члены Mbudye называют двойные выступы, прорастающие вдоль внешнего края доски, «головой» и «хвостом» лукасы , зооморфных элементов, которые призваны напоминать крокодила. Животное, одинаково чувствующее себя как на суше, так и в воде, двойственная природа крокодила наводит на мысль о политической организации Люба, существование которой основано на взаимозависимости кикунгулу (главы Мбудье) и калоба («владельца земли»). или начальник). [6]
Типы
[ редактировать ]Лукаса . выполняла множество мнемонических функций, поскольку ее можно было интерпретировать по-разному, и хотя все платы памяти имели определенную общую информацию, определенные типы плат памяти передавали специализированные данные Существовало три различных категории лукаса, каждая из которых подчеркивала определенный вид знания. Во-первых, лукаса Ива нкунда , «длинная рука голубя», несет информацию о мифических героях и ранних правителях, а также о мифических путях миграции люба. Во-вторых, лукаса Ива кабемба , «длинная рука сокола», занимается организацией общества мбудье. Третий тип доски памяти был создан для использования отдельными правителями Любы и содержал секретную информацию о божественном правлении. Никаких примеров этого типа, называемых лукаса Ива китента , «длинная рука священного бассейна», до сих пор не существует. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Риф, Томас (июль 1978 г.). «Лукаса: Устройство памяти Любы». Африканское искусство . 10 (4): 48–50, 88. дои : 10.2307/3335144 . JSTOR 3335144 .
- ^ Jump up to: а б Робертс, Мэри Нутер Робертс и Аллен Ф. (2007). Люба . Милан: 5 континентов. ISBN 8874392974 .
- ^ Логран, Кристин (2006). Т. Селигман и К. Логран (ред.). Искусство быть туарегами: кочевники Сахары в современном мире . Сиэтл: Издательство Вашингтонского университета для Кантонского центра визуальных искусств, Стэнфордского университета и Музея истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 194–201.
- ^ Робертс, Аллен (1995). Животные в африканском искусстве: от привычного к чудесному . Мюнхен: Престель для Музея африканского искусства.
- ^ Робертс, Мэри Нутер; Аллен Ф. Робертс (зима 1996 г.). «Память: Искусство Любы и создание истории». Африканское искусство . 29 (1). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- ^ «Доска памяти (Лукаса) [Демократическая Республика Конго; Люба] (1977.467.3)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 22 апреля 2013 г.